деятельности любой организации [2].
Выполним расчет показателей рентабельности на примере баланса ООО СОЛ «Карлугач» таблица 2.
Таблица 2 Расчет показателей рентабельности
Показатели 2013 г., % 2014 г., % Изменение
Рентабельность реализованной продукции 21,6 45,0 23,44
Рентабельность производства 21,6 45,2 23,66
Рентабельность совокупных автивов 7,98 8,54 0,56
Рентабельность собственного капитала 10,58 11,32 0,74
Рентабельность инвестиций 12,60 11,87 -0,73
Рентабельность продаж 14,15 11,25 -2,90
Из таблицы видно, что все показатели рентабельности организации в 2014 году на среднем уровне. В динамике наблюдается снижение (рентабельности инвестиции и рентабельность продаж).
Использованные источники:
1. Шатский Г.Ю. «Основные понятия и проблемы антикризисного управления промышленным предприятием»/ Шатский Г.Ю [Электронный ресурс].
2. Увеличение объема продаж во время кризиса, повышение рентабельности бизнеса [Электронный ресурс].
3. Ефимов О.Н. Страховое дело [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Ефимов О.Н.— Электрон, текстовые данные,— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 177 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23088.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Сазанов О.В. старший преподаватель Соловьева Д.О. студент 3 курса Максимова Е.П. студент 3 курса Елабужский институт Казанский (Приволжский) Федеральный Университет
Россия, г. Елабуга РОЛЬ МЕСТНЫХ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ МЕСТНОГО
БЮДЖЕТА
Аннотация
В рыночной экономике важным показателем благосостояния государства и всего населения страны является устойчивость финансов и денежного обращения. Налоговые сборы и платежи являются основным
источником формирования бюджета государства, в том числе и местных бюджетов, т. к. любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Решение большого количества возложенных на нецентральные уровни управления задач требует от местных органов иметь источники доходов. К таким источникам, в первую очередь относятся местные налоги.
Ключевые слова: налог, бюджет, экономика, местный бюджет, земельный налог, налог на имущество физических лиц.
В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать, что без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, которая отвечает условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.
Налоги - это обязательные к уплате платежи, взимаемые с граждан и организаций в пользу государства. Они составляют наибольшую часть доходов государства. Именно благодаря налогам государство получает денежные суммы, которые оно может потратить на такие расходные части бюджета как пенсии, стипендии, оборона и другие.[3]
В настоящее время виды налогов и сборов как важнейшей составляющей налоговой системы весьма разнообразны. Налоги можно классифицировать по разным признакам.
Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:
• федеральные:
• региональные;
• местные.
Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.
Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.
Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в РФ, а также государственные гарантии его осуществления в настоящее время регулируются Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об основах местного самоуправления».
Местное самоуправление осуществляется на территории населенных пунктов или поселений. При этом законодательное регулирование деятельности органов местного самоуправления, а так- же вопросов формирования и исполнения бюджетов, включая вопросы налогообложения, дифференцировано в зависимости от вида поселения.[3]
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).
Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района. В качестве составной части бюджетов поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся поселениями. Порядок разработки, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления соответствующих поселений самостоятельно.
В местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов РФ, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов.
К собственным доходам местных бюджетов относятся:
• средства самообложения граждан;
• доходы от местных налогов и сборов;
• доходы от региональных налогов и сборов;
• доходы от федеральных налогов и сборов;
• безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований;
• доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;
• часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;
• штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;
• добровольные пожертвования;
• иные поступления в соответствии с федеральными законами,
• законами субъектов РФ и решениями органов местного самоуправления.
Таким образом, налоговые поступления в местные бюджеты являются наиболее регулярным и постоянным источником возмещения расходов органов местного самоуправления и могут гарантировать выполнение программ, заложенных в местные бюджеты.
Доходы от региональных налогов и сборов зачисляются в местные бюджеты по налоговым ставкам, установленным законами субъектов РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также по установленным нормативам отчислений.
В местные бюджеты в соответствии с едиными для всех поселений или муниципальных районов данного субъекта РФ нормативами отчислений, установленными законом субъекта РФ, могут зачисляться доходы от определенных видов региональных налогов и сборов, подлежащие зачислению в бюджет субъекта РФ.
Как говорилось выше, к местным налогам относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц. Рассмотрим кратко каждый из них:
1. Земельный налог
Плательщиками налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.[1]
Объектом налогообложения являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Налоговый период по налогу определен как календарный год.
Отчетными периодами для налогоплательщиков — организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Налоговая ставка составляет 0,3 % в отношении земельных участков:
• отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
• занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для
жилищного строительства;
• предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства.[1]
2. Налог на имущество физических лиц является местным налогом, зачисляется в местный бюджет по месту нахождения объекта налогообложения. Порядок налогообложения имущества физических лиц установлен гл.32 Налогового кодекса Российской Федерации (с 1 января 2015 года).
Плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица — собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Объектами налогообложения признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, а также доли в праве общей собственности на указанные виды имущества.
Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. Ставки налога устанавливаются в следующих пределах (табл. 1).
Таблица 1_
Стоимость имущества, тыс. руб. Ставка налога, %
До 300 До 0,1
От 300 до 500 Свыше 0,1 до 0,3
Свыше 500 Свыше 0,3 до 2,0
Зачисляется налог в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.[1]
В качестве примера формирования местного бюджета рассмотрим бюджет города Елабуги на 2014 и 2015-2016 год.
Соответственно решению №175 «О бюджете муниципального образования город Елабуга Елабужского муниципального района Республики Татарстан на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» бюджет города Елабуга составит[2]:
Таблица 2
Год Фактический и прогнозируемый общий объем доходов бюджета
2014 185 903,5 тыс. рублей;
2015 207 189,8 тыс. рублей
2016 232 939,8 тыс. рублей;
Согласно этому решению в 2014 году пополнение бюджета за счет местных налогов составило:
Таблица 3_
Вид налога Сумма
Налог на имущество физических лиц 12941 тыс. рублей;
Земельный налог в соответствии с пп.1 п.1 ст.394 в соответствии с пп.2 п.1 ст.394 5775 тыс. рублей; 51973 тыс. рублей;
Итого 70689 тыс. рублей;
Итак, доход от налогов - 70 689 тыс. рублей, что составляет примерно 1/3 (38%) части общей суммы доходов бюджета.
Касаемо 2015 и 2016 годов также можно видеть, что местные налоги
играют значительную роль в формировании местного бюджета.
_Таблица 4_
Вид налога Сумма
2015 2016
Налог на имущество физических лиц 13587 тыс. рублей; 14269 тыс. рублей;
Земельный налог
в соответствии с пп.1 п.1 ст.394 5826 тыс. рублей; 5876 тыс. рублей;
в соответствии с пп.2 п.1 ст.394 52433 тыс. рублей; 52881 тыс. рублей;
Итого 71846 тыс. рублей; 73026 тыс. рублей;
Удельный вес относительно общей 34.7% 31.4%
суммы доходов бюджета
В заключении можно сказать, что бюджеты муниципальных образований являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Роль этих бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований возрастает в связи с расширением прав местных органов власти в соответствии с Законом Российской Федерации "О местном самоуправлении". Поэтому, перед каждым муниципальным образованием встает проблема увеличения налоговой базы по местным налогам - как источника их пополнения.
Использованные источники:
1. Интернет-сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации http://www.nalog.ru/rn16/
2. Официальный сайт органов местного самоуправления Елабужского муниципального района http://www.elabugacity.ru/
3. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / В.Р. Захарьин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 320 с.