УДК 336.14
https://doi.org/10.31775/2305-3100-2019-2-63-67
РОЛЬ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ
Ю.А. Бергер1, З.М. Хашева2
1 Волгоградский государственный университет, Волгоград, Российская Федерация 2 Южный институт менеджмента, Краснодар, Российская Федерация
Аннотация. На современном этапе социально-экономического развития регионов страны особо значимую роль приобретает местное самоуправление. В соответствии с полномочиями органов местного самоуправления, они наделены определенными правами, муниципальным имуществом, а также материальной и финансовой базой.
Местный бюджет является финансовой основой деятельности органов местного самоуправления. Права органов местного самоуправления относительно бюджетных и имущественных взаимоотношений, позволяют им организовывать, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты.
Ключевые слова: региональная экономика, муниципальное образование, органы местного самоуправления, местные бюджеты
Для цитирования: Бергер Ю.А., Хашева З.М. Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальной территории // Научный вестник Южного института менеджмента. 2019. №2. С. 63-67. https://doi.org/10.31775/2305-3100-2019-2-63-67
Конфликт интересов отсутствует
THE ROLE OF LOCAL BUDGETS IN THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE MUNICIPAL TERRITORY
Julia А. Berger1, Zarema M. Khasheva2
'Volgograd state University, Volgograd, Russian Federation 2Southern Institute of management, Krasnodar, Russian Federation
Abstract. In modern society, local self-government plays the most important role in the socio - economic development of the regions of the Russian Federation. It is the basis on which the formation of the economy of our country. To perform the functions assigned to the local self-government bodies, they are endowed with the relevant rights, property base, material and financial resources.
The financial basis of local self-government consists of local budgets. The budgetary and property rights granted to these bodies enable them to draw up, review, approve and execute their budgets, manage the enterprises transferred to them and receive income from them.
Keyword: regional economy, municipal formation, local governments, local budgets
For Nation: Berger J.A., Khasheva Z.M. The Role of local budgets in the socio-economic development of municipal areas. Scientific bulletin of the Southern Institute of Management. 2019; (2): 63-67. (In Russ.) https://doi. org/10.31775/2305-3100-2019-2-63-67
There is no conflict of interests
Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальной территории имеет характерные особенности. Прежде всего, концентрация экономических ресурсов в бюджете муниципального образования обеспечивает право местным органам власти иметь собственную материальную базу для воплощения в действие компе-
тенций в соответствии с Конституцией Российской Федерации: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью». Кроме того, согласно Конституции РФ «Органы местного самоуправле-
ния самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения» [1].
Рассматривая участников бюджетного процесса на муниципальном уровне, требуется выяснить полномочия и функции органов местного самоуправления, а также региональных и федеральных органов власти по данному аспекту [2].
Согласно нормам Бюджетного кодекса РФ (принципа самостоятельности), органы местного самоуправления по своему усмотрению и на основании обязательств, переданных вышестоящими органами власти, исполняют бюджетный процесс. Выстраивается он из четырех этапов:
- проектирование;
- принятие;
- выполнение;
- обсуждение итогов исполнения.
По вопросам исполнения местных бюджетов органы местного самоуправления имеют право:
- утверждать план составления и рассмотрения проектов местных бюджетов, устанавливать и приводить в действие бюджеты муниципалитетов, совершать проверку их исполнения и организовывать отчет о выполнении местных бюджетов;
- совершать проверку об исполнении обязательств по поступлению в местные бюджеты доходов от использования муниципальной собственности;
- организовывать для населения пункты по оказанию финансовой помощи и бюджетных ссуд [3].
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ каждый бюджет включает в себя налоговые и неналоговые поступления; безвозмездные поступления.
В статье 61.1. БК РФ рассматриваются налоговые доходы муниципальных районов.
1. «В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами муниципальных районов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах:
- земельного налога, взимаемого на межселен-ных территориях, - по нормативу 100 процентов;
- налога на имущество физических лиц, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 100 процентов».
2. «В бюджеты муниципальных районов полежат зачислению налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами.
3. «Налоговые доходы от налога на доходы физических лиц, взимаемого на территориях сельских поселений, и от единого сельскохозяйственного налога, взимаемого на территориях сельских по-
селений, предусмотренные пунктом 2 статьи 61.1. БК РФ, подлежащие зачислению в бюджет муниципального района, могут быть переданы органами государственной власти субъекта РФ в соответствии с законом субъекта РФ в бюджеты сельских поселений по единым для всех сельских поселений нормативам отчислений в размерах соответственно до 8 процентов и до 20 процентов в случае, если законами субъекта РФ и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселений, решаемых муниципальным районом на территории сельских поселений [4].
Известно, что доходы от использования муниципального имущества, которое находится в государственной или муниципальной собственности, являются важным источником неналоговых доходов.
Чтобы роль доходов от использования имущества возросла, в части формирования местных бюджетов, необходимо пересмотреть эффективность управления государственной и муниципальной собственностью [5].
Также немало важным источником формирования доходов муниципального бюджета являются платежи за пользование природными ресурсами.
Проанализировав наиболее важные составляющие доходной части муниципальных бюджетов можно сделать следующие выводы, что при сложившийся сложной экономической ситуации в РФ в 2017 году, многие показатели доходов снизились. При этом некоторые муниципальные районы увеличили свои показатели в различных статьях доходов бюджета.
В 2017 году структура доходной части муниципальных образований сильно изменилась. Данное изменение можно проследить в таблице 1.
В целом можно сказать, что на начало 2017 года экономическая ситуация в Волгоградской области улучшается. Многие показатели имеют тенденцию к росту. Бюджет пополняется практически в равных долях за счет НДФЛ и за счет субвенций.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что формирование расходов муниципальных бюджетов происходит в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, которые устанавливаются и исполняются органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями БК РФ. Также исполнение расходных обязательств осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.
Проанализируем основные статьи расходов Волгоградской области на образование и здравоохранение по каждому муниципальному району.
Важным показателем социального развития По данным Росстата составлена таблица 2, в
территории является образование. В рамках муни- которой приведены данные за три года по расходам
ципальных программ тратится значительное коли- на образование. чество средств на образование.
Таблица 1
Структура доходной части бюджетов муниципальных образований1
Показатели 2016 год 2017 год Изменение показателей
01.01.17 01.01.18 тыс.рублей %
Всего доходов 44137129 44236713 99584 0,23%
Таблица 2
Динамика расходов на образование, тыс. рублей2
Наименование муниципального образования (32 муниципальных района Волгоградской области в алфавитном порядке) 2015 2016 2017 Темп роста 2016, в %: Темп роста 2017, в %:
1 193400 204004 209189 105,48% 102,54%
2 325401 274200 269435 84,27% 98,26%
3 644729 584490 602944 90,66% 103,16%
4 172454 160571 157969 93,11% 98,38%
5 272941 260956 268598 95,61% 102,93%
6 322886 302424 292551 93,66% 96,74%
7 409645 408053 424564 99,61% 104,05%
8 331423 314460 337652 94,88% 107,38%
9 534357 504771 524309 94,46% 103,87%
10 393467 383447 371195 97,45% 96,80%
11 178369 170579 174690 95,63% 102,41%
12 206889 194016 204747 93,78% 105,53%
13 326205 339154 347569 103,97% 102,48%
14 343096 335161 342420 97,69% 102,46%
15 297013 322916 310024 108,72% 96,01%
16 174692 166799 163017 95,48% 97,73%
17 343705 318752 320461 92,74% 100,54%
18 353237 342740 344572 97,03% 100,53%
19 282962 253244 243450 89,50% 96,13%
20 263318 255382 252343 96,99% 98,81%
21 214216 207747 192690 96,98% 92,75%
22 561671 531114 563878 94,56% 106,17%
23 199657 193309 190085 96,82% 98,33%
24 180797 170180 167856 94,13% 98,63%
25 407599 382930 377146 93,95% 98,49%
26 231236 212611 218190 91,95% 102,62%
27 521585 504627 526154 96,75% 104,27%
28 290835 277416 269431 95,39% 97,12%
29 332989 334968 330540 100,59% 98,68%
30 280485 272458 274702 97,14% 100,82%
31 183251 170156 180361 92,85% 106%
32 181030 200807 193794 110,92% 96,51%
1 Составлено авторами на основании: Волгоградская область в цифрах. 2016: краткий сб. / Терр. Орган Фед. службы гос. статистки по Волгоград.обл. [Электронный ресурс]. Волгоград: Волгоградстат, 2017. 368 с. Режим доступа: http://volgastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/ volgastat/resources/b6b5fb8040f143179d969da3e1dde74c/0бласть+в+цифрах_2016.pdf (дата обращения: 30.03.2019)
2 Составлено авторами на основании: Расходы на образование за 2015-2017 годы [Электронный ресурс]. Доступ из официального сайта Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst18/DBInet.cgi (дата обращения: 30.03.2019)
Расходы на образование существуют в каждом муниципальном образовании, так как для поддержки социального развития территории необходимо содержать детские сады, развивающие группы, школы, лицеи, гимназии, колледжи, и высшие учебные заведения. Различие в сумме затраченных средств зависит от количества обучающихся и учебных заведений.
В целом можно сказать, чтоситуаеия врайт-нах имеет положительную тенденцию из года в год. Так в й01Вгооу теми роата выша В00%Сыл в пяти муниципальных районах, а в 2017 году - в девятнадцати. Среои тнродсков оороаав мавсиывавьные затраты несет город Волгоград, а в муниципальном районе оСороивщеисккй моницвшальный пяшо. Это вдво^т ва социаданоеразввсые Вылгогыодсивй обласас.
Вторыш тажнын с^аодвв^1^1^^]\опс^кнз^йес^м является здравоохранение. На рисунке 1 представлены дадврые пн ^отощам оа гвpaвоойрквымне.
На рисунке 2 показаны данные расходов на здравоохраннвве в гыроыакви
В статье расходов на здравоохранение наблюдается отрицательная динамика, средства практически не используются, так как финансирование происходит в основном за счет федерального бюджета. В 2017 году максимальный показатель у Котельниковского муниципального района. Следовательно, в рамках здравоохранения необходимы .еформы и скециатьныв вр ог.аммыдло укучше-нтя качеаова. аак ыакаао вианет ны еанвалгто е развитие территории.
Благодаво мысиципапьным Сюджетам ыроис-ходит выравнивание уровней экономического и со-ииайсваыа °озввосо тарядаьортК, oарoвывaются и реализуются региональные программы социально-эколомйлрскогв оазвытиямyвыцооаоьныx <^В>разо-видмю Ола^с^о^стЛ°1^сРау помж^рвС в грро до в, со-верт енсавовавве сетв дорог ]6].
Органы муниципальной власти, владея финансовыми средствами имеют право увеличивать или ^воанась нормааовы рмдавсоаыд зотраы ва оказание муниципальных услуг в таких учреждениях, врвшколы, Рыльраовр дpвакne аакы, то есыьвепро-
Старополтавскиймуниципальный район Среднеахтубинский муниципальный район Окинбрьский муниципальный район Котельниковский муниципальный район
235
27
QQ_
485
47
80(5
У 2017 юд У 2016 год В 2015 юд
0 100020003000400050006000700080009000 Рисунок 1. Динамика расходов на здравоохранение в муниципальных районах
г. Фролово 18
г. Михайловка
0 1 462
г. Камышин 1 2015
г. Волжский M1
В 2017 юд В 2016 юд У 2015 юд
0 500 1000 1500 2000 2500
Рисунок 2. Динамика расходов на здравоохранение в городских округах
изводственной сферы [7]. Органы представительной и исполнительной власти могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач развития региона и приоритетных отраслей, путем сосредоточения части финансовых ресурсов в муниципальных бюджетах.
Стратегия развития муниципальных образований направлена на осуществление развития не только экономической составляющей, но и связана с изменением и специализацией субъектов социальной сферы, организацией условий МСУ для развития территорий. Поэтому при разработке региональной и муниципальной политики, необходимо учитывать интересы и потребности населения, проживающего на территориях муниципальных образований [8].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Букина Е., Волкова А. Муниципальные бюджеты и проблема их сбалансированности // International Conference on Law, Economics and Finance. Scientific public organization «Professional science», 2017. С. 71-76.
2. Игонина Л.Л. Формирование финансовых ресурсов местного самоуправления // Фундаментальные исследования. 2018. № 2. С. 100-105.
3. Асоскова Ю.В., Алексеев В.С. Бюджетная система России. Москва, 2017.
4. Пенюгалова А.В., Шурыгин С.В. Структура местного бюджета и его доходов в Российской Федерации: анализ и пути совершенствования // Экономика и предпринимательство. 2018. № 1. С. 289-292.
5. Коротаева Е.А. Проблемы экономической самостоятельности местных бюджетов // Вестник Удмуртского университета. Экономика и право. 2014. Вып.1. С. 48-52.
6. Кабанов В.Н. Оценка эффективности местного самоуправления // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2013. № 2. С. 123-132.
7. Цибульникова В.Ю. Государственные и муниципальные финансы. Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Эль Контент, 2015. 170 c.
8. Глубокий М.И. Проблемы формирования муниципальных бюджетов в Российской Федерации // Экономика, педагогика и право. 2017. №1.
REFERENCES
1. Bukina E., Volkova A. Municipal budgets and the problem of their balance. In the collection: International Conference on Law, Economics and Finance Scientific public organization "Professional science". 2017. P. 71-76. (In Russ)
2. Igonina L.L. Formation of financial resources of local self-government. Fundamental research. 2018 (2): 100-105. (In Russ)
3. Asoskova Y.V., Alekseev V.S. Budget system of Russia. Moscow, 2017. (In Russ)
4. Penyugalova A.V., Shurygin S. V. Structure ofthe local budget and its revenues in the Russian Federation: analysis and ways of improvement. Economics and entrepreneurship. 2018 (1): 289-292. (In Russ)
5. Korotaeva E.A. Problems of economic independence of local budgets. Bulletin of the Udmurt University. Economics and law. 2014 (1): 48-52. (In Russ)
6. Kabanov V.N. Evaluation of the effectiveness of local self-government. Business. Education. Right. Bulletin of the Volgograd Institute of business. 2013 (2): 123132. (In Russ)
7. Tsibulnikova V.Y. State and municipal finances: a textbook. Tomsk, Tomsk state University of control systems and Radioelectronics, El Content, 2015. 170 p. (In Russ)
8. Glubokiy M.I. Problems of formation of municipal budgets in the Russian Federation. Economics, pedagogy and law. 2017 (1). (In Russ)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Бергер Юлия Александровна,
преподаватель Волгоградского государственного университета, г. Волгоград, Россия. Тел.: (905) 434 39 95, e-mail: berger1981@list.ru Хашева Зарема Муратовна, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики Южного института менеджмента, г. Краснодар, Россия. Тел.: (861) 233 88 59, e-mail: zarema_muratovna@mail.ru
ABOUT THE AUTHORS
Berger Julia Alexandrovna,
Teacher of the Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation. Ph.: (905) 434 39 95, e-mail: berger1981@list.ru
Khasheva Zarema Muratovna, Doctor of Economic Sciences, Professor at Department of Economics of the Southern Institute of management, Krasnodar, Russia. Ph.: (861) 233 88 59, e-mail: zarema_muratovna@mail.ru
Статья поступила в редакцию 16.04.2019