Научная статья на тему 'РОЛЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА (ОПЫТ СТРАН ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА)'

РОЛЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА (ОПЫТ СТРАН ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
408
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
качество власти и управления / местное самоуправление / социально-экономическое развитие / демократизация общества / Европейский Союз
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Сытин А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА (ОПЫТ СТРАН ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА)»

Сытин А.В.

эксперт в области государственного и местного управления, начальник отдела, Генеральный Секретариат

Совета Европы, г. Страсбург

РОЛЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА (ОПЫТ СТРАН ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА)

Ключевые слова: качество власти и управления, местное самоуправление, социально-экономическое развитие, демократизация общества, Европейский Союз.

Во многих странах Европейского Союза местное самоуправление играет сегодня возрастающую роль в жизнедеятельности государства и общества, активно участвует в управлении публичными делами на своём уровне, оказывает тем самым необходимую поддержку государству в области социально-экономического развития и стимулирует общий процесс демократизации общества.

Стабильное и поступательное развитие эффективности деятельности государства сегодня во многом определяется наличием многоуровневой системы публичного власти, способной оперативно реагировать на новые вызовы и предлагать оптимальные, приемлемые для общества решения, обеспечивать реализацию конституционных прав гражданам и поддерживать бесконфликтный социальный порядок в обществе.

Опыт европейских стран показывает, что хорошо отлаженный механизм управления и взаимодействия различных уровней публичной власти, от государственного до муниципального, позволяет обеспечить стабильное и поступательное развития государственного управления в интересах каждого гражданина и общества в целом. Эффективный механизм управления складывается, как правило, в государствах с децентрализованной системой организации публичной власти и с развитым местным самоуправлением, где за каждым уровнем управления закреплены соответствующие полномочия и ресурсы.

В силу своей природы местное самоуправление имеет ярко выраженный общественный, демократический характер и предусматривает непосредственное участие населения в управлении публичными делами. В рамках местного самоуправления формируются правовые и организационные условия, формы и способы деятельности для реализации населением своих прав, связанных с наиболее насущными потребностями людей. Всё это существенно способствует развитию гражданского общества, консолидируя общественно-политическую систему как на собственно местном, так и на центральном уровне власти.

В соответствии с принципами, изложенными в Преамбуле Европейской хартии местного самоуправления, принятой Советом Европы 15 октября 1985 года, «местное самоуправление является основой любого демократического строя, обеспечивает одновременно эффективную и наиболее приближенную к гражданам систему управления, право граждан участвовать в управлении публичными делами относится к базовым демократическим принципам1», которые начинают реально и практически осуществляться именно на местном уровне Таким образом, укрепление местного самоуправления рассматривается в европейской политической науке, государственном и административном праве не только в качестве первоосновы для развития эффективной системы управления, но и в деле построения современного государства, основанного на принципах демократии и защиты прав и свобод граждан.

Сегодня, в рамках оптимизации системы управления общественными делами (в это понятие включаются как вопросы публичного управления, так и реализация промышленно-экономических проектов и задач на всех уровнях), многие европейские страны, такие как Франция, Германия, Испания, Бельгия активно прибегают к политике децентрализации, передавая ряд государственных полномочий (в т. ч. через бюджетно-финансовые механизмы) на местный уровень.

В результате местное самоуправление играет все возрастающую роль в решении всего комплекса социально-экономических и политических задач, стоящих перед центральными властями, помогая государству более оперативно реагировать на возникающие проблемы и вызовы.

Для оценки масштаба вклада местного самоуправления в процесс управления общественными делами, приведем несколько примеров. Так, во Франции расходы территориальных органов власти составляют сегодня 20% расходов национального бюджета, то есть 244 миллиарда евро (это, кстати, сопоставимо со всеми расходами федерального бюджета России в 2019 году - 230 миллиардов долларов). В Германии показатель расходов территориальных органов власти значительно выше и составляет в последние годы 41%, в Испании - более 47%, в Бельгии - 46%, а в среднем по странам ЕС - 32%2.

1 Европейская хартии местного самоуправления. Сборник документов Совета Европы. 2017. - https://rm.coe.int/168007al05

2 Доклад Национального Института статистики и экономики Франции. 28.05.2021. - https://www.insee.fr/fr/statistiques

Местное самоуправление, являясь, как уже отмечалось, уровнем власти, наиболее приближенным к населению, вносит значительный вклад в реализацию государственной политики, что особо ощутимо в социальной сфере, оказывая социально-значимые услуги населению. Так, в большинстве стран ЕС, местное самоуправление активно вовлечено в работу по оказанию помощи гражданам, оказавшимся в сложном социально-экономическом положении, в ситуации «социального несоответствия» (несоответствие уровня образования и имеющейся работы, отстранения от процесса принятия управленческих решений, непризнания сообществом вклада гражданина в достижение общих целей), в положении изолированности и самоустранения от общества. Во Франции 22% граждан сегодня находятся в положении «социального несоответствия», а в странах Европейского Союза в целом этот показатель составляет около 25%1.

Среди наиболее существенных по значимости социальных проблем большинство граждан ЕС выделяют проблему безработицы (к ней относится как отсутствие работы, так и отсутствие работы с приемлемым уровнем доходов). Уровень безработицы во Франции составляет сегодня 8,1%, в Германии - 6%, в странах ЕС - 7,3%, только 65% граждан Франции в возрасте от 18 до 64 лет имеют постоянную оплачиваемую работу2.

Хотя борьба с безработицей является общегосударственной задачей, муниципальные власти на своем уровне также предпринимают усилия для ее решения, создавая новые рабочие места, стимулируя развитие среднего и малого бизнеса, инвестируя самостоятельно, а также совместно с региональными и центральными властями в инфраструктурные проекты. Так, во Франции около 1,4 миллиона человек работает в органах местного самоуправления и аффилированных с ними структурах. В Марселе 60% рабочих мест в городе созданы местными властями. Хотя число занятых на муниципальном уровне составляет всего 4% от общего числа работоспособного населения, однако количество рабочих мест, созданных на местном уровне постоянно растет3.

Муниципальные власти активно работают по решению еще одной важной социально-политической проблемы, стоящей сегодня перед государствами ЕС, а именно, проблемой отчуждения граждан от процесса принятия решений органами власти различных уровней. Это сложная социально-политическая задача, так как в результате «социального ощущения» отстраненности граждан от управления у них возникает неудовлетворенность работой органов власти как на местном, так и на государственном уровне. В итоге всё это негативно сказывается на уровне доверия граждан к публичным властям и на признании легитимности последних. Так, около 50% опрошенных французов не смогли по-

4

ложительно ответить на вопрос «доверяют ли они своим властям» .

Статистика по степени доверия граждан Франции к органам публичной власти различных уровней приведена в табл. 1.

Таблица 1

Степень доверия населения к органам власти5

Степень доверия %

Мэры 23.6

Муниципальные советы 27,4

Политические партии 9

Центральные органы власти 32

Как видно из приведенной таблицы, органы местного самоуправления являются уровнем публичной власти, которому граждане доверяют в большей степени, чем центральным властям, благодаря постоянному взаимодействию граждан и муниципальных властей и вовлечению местных властей как уровня власти наиболее приближённого к населению, в решение насущных проблем населения муниципалитетов. С учетом «удаленности» центрального уровня власти от населения и специфики полномочий центральных властей, которые могут напрямую и не касаться жизни граждан (таких, например, как оборона, промышленное развитие, внешняя политика и т.д.), уровень вовлечение граждан в управление, а следовательно, их возможность влиять на решения, принимаемые государством, остаются ограниченными, а доверие граждан к центральным властям остается относительно низким, что также способствует росту «социальной неудовлетворенности» в обществе.

Как следствие, социальная неудовлетворенность граждан может вызывать социальную напряжённость в обществе, рост протестных выступлений, что приводит к «неприятию гражданами» политики государства, а это, в свою очередь, негативно сказывается на общественно-политической стабильности в стране.

С учетом всей сложности существующих социальных проблем в странах Европейского Союза муниципальные власти во Франции, Германии, Испании, Бельгии, Италии предпринимают сегодня активные шаги для решения социально-значимых для населения проблем, для снятия социальной напряженности в обществе, в том числе, с помощью активного вовлечения граждан в процесс управления общественными делами на местах. Для стимулирования участия граждан в процессе принятия управленческих решений на местном уровне, используются многообразные общественно-политические механизмы. Муниципалитеты и здесь, во многом, являются инновационной площадкой для развития «демократии прямого участия», активно применяют формы прямой демократии, используют механизмы местных ре-

1 Доклад о социальном положении во Франции 2021 года / Социально-экономический совет Франции. - https://www.vie-publique.fr/rapport

2 Доклад ОЭСР о перспективах занятости. 2020. - https://www.oecd-ilibrary.org/

3 Официальный сайт муниципалитета Марсель. - https://www.marseille.fr

4 Данные опроса общественного мнения, проведенного Центром политических исследований Сьянс По «СЕМИФОР» в 2021 году. - https://www.sciencespo.fr/

5 Там же.

ферендумов, различные формы работы гражданского общества в местных органах власти, активно поддерживают общественные инициативы и, тем самым, способствуют укреплению практики работы демократических институтов на местах и обеспечению политической стабильности в государстве.

Используя различные демократические формы участия населения в управлении местными делами, муниципалитеты сегодня активно противодействуют феномену «социального отчуждения» граждан от власти и вносят значительный вклад в развитие открытой и ответственной перед населением системы управления, совершенствуют формы гражданского контроля за работой местных органов власти.

К примеру, во Франции 26% опрошенных считают, что для муниципалитетов приоритетом является совершенствование системы взаимодействия населения с органами местного самоуправления, усиление контроля над процессом принятия решений и стимулирование участия в управлении на основе широкого общественного представительства1.

Для решения проблемы «социального отчуждения» и широкого вовлечения населения в управление местными делами сегодня во Франции, Бельгии, Испании активно применяется практика создания общественных структур с участием населения и местных органов власти, таких как гражданские советы, внутригородские районные советы, городские бюро и т.д. которые берут на себя обязательства по исполнению части полномочий местных органов власти. По мнению экспертов Совета Европы, подобные формы не только стимулируют участие граждан в работе муниципалитетов, но и гармонично дополняют демократические механизмы управления и формирования местных органов, что в целом способствует укреплению демократических институтов в стране2.

Опыт стран ЕС показывает, что стимулирование участия населения в управлении публичными делами способствует повышению эффективности и оптимизации управления публичными делами, включая бюджетную сферу как на местном, так и на центральном уровне власти.

Например, мэр Парижа Анн Идальго считает, что участие граждан в управлении города Парижа и его городских округов позволило не только рационализировать систему управления городским хозяйством, но и повысить коэффициент эффективности использования городского бюджета на 4-5%3.

Еще одна важная общественная задача, в решении которой активно участвуют муниципальные власти - это растущее недоверие граждан в сфере межличностных отношения и рост межличностных и межгрупповых конфликтов, что непосредственно влияет на социальный климат. Феномен роста недоверия в сфере межличностных отношения непосредственно связан с набирающим силу процессом социального расслоения в обществе, с ростом уровня бедности и разрыва в доходах вполне определённых и идентифицированных групп населения, с ростом "коммунитариз-ма" (разделение общества на социальные группы) и участившимися конфликтами между религиозными сообществами, с усилением тенденции социального обособления различных социальных групп населения: иностранцев, национальных меньшинств, мигрантов, лиц с ограниченными возможностями и т. д.

Дефицит доверия на уровне межличностных отношений традиционно рассматривается как индикатор социального неблагополучия и как сигнал к потенциальному (а иногда уже реальному) возникновению социальных конфликтов. На примере Франции и Германии можно выделить основные причины существующих сегодня конфликтов в сфере межличностных отношений, а именно дефицит гражданской ответственности или «цивизма» (24,1%), отсутствие уважения граждан друг к другу (16%), негативное отношение к мигрантам (10%), ущемление прав граждан в результате расовой или религиозной дискриминации (5,8%)4.

Проблема т.н. гражданской ответственности (то есть способность любого гражданина предпринимать общественно-значимые действия и признавать общественные последствия своих поступков) остается важной причиной для роста недоверия в межличностных отношениях. По данным социологического опроса французской радиостанции «Франс-Культур», только 60% французов можно отнести к группе с удовлетворительным уровнем гражданской ответственности. Данный показатель выше в группе граждан с высшим образованием - около 70% и ниже среди граждан со средним образованием - около 50%. Для сравнения, в Германии 80% граждан относятся к группе с удовлетворительным уровнем гражданской ответственности (в группе граждан с высшим образованием он достигает 90%)5.

Перечисленные проблемы в сфере межличностных отношений представлены в табл. 2.

Таблица 2

Проблемы в сфере межличностных отношений6

%

Ущемление прав граждан в форме расовой неприязни 5,8

Дефицит уважения к другим гражданам в обычной жизни 16

Необходимость развития гражданского цивизма 24,1

Образование как способ развития гражданского цивизма 17,4

Негативное отношение к миграции 10

Эффективная политика интеграции мигрантов во французское общество 20,19

1 Данные опроса общественного мнения, проведенного Центром политических исследований Сьянс По «СЕМИФОР» в 2021 году. - https://www.sciencespo.fr/

2 Доклад Конгресса местных властей Совета Европы по проблемам местной демократии. 2019. - https://www.persee.fr/doc/

3 Официальный сайт мэрии Парижа. - https://www.paris.fr

4 Данные опроса общественного мнения, проведенного Центром политических исследований Сьянс По «СЕМИФОР» в 2020 году. - https://www.sciencespo.fr/

5 Опросы общественного мнения радиостанции «Франс-Культур». - https://www.franceculture.fr

6 Данные опроса общественного мнения, проведенного Центром политических исследований Сьянс По «СЕМИФОР» в 2020 году. - https://www.sciencespo.fr/

Как видно из проведенных данных, необходимость развития гражданского цивизма и интеграция отдельных социальных групп (например, мигрантов) остается важнейшей проблемой межличностных отношений в муниципалитетах. По мнению 17% французов, система образования может способствовать снижению «социальной напряженности» в межличностных отношениях, для чего необходимо совершенствовать программы обучения с упором на воспитание граждан, ответственных перед обществом и толерантных по отношению к другим членами этого общества.

Эффективная политика интеграции мигрантов во французское общество так же рассматривается как способ решения проблем межличностных отношений. Действительно сегодня, с учетом роста миграционных потоков (конфликты в Сирии, Ираке, Афганистане), изменения культурно-этнического и религиозного состава населения европейских стран (по оценкам прессы, каждый пятый рожденный ребенок в ЕС в 2030 году будет мусульманином), проблема межличностных отношений угрожает дестабилизацией социального порядка и подрывом политической стабильности в странах ЕС. Важную роль в регулировании этих негативных явлений призваны сыграть органы местного самоуправления. Многие европейские муниципалитеты (при координации муниципальной и национальной полиции) уже сегодня предпринимают активные шаги по предотвращению социальных волнений и обеспечению социальной стабильности с учетом меняющегося социально-культурного, этнического и религиозного состава населения стран ЕС. Центральные власти и муниципалитеты активно разрабатывают совместные меры по борьбе с различными формами дискриминации, вместе проводят политику социальной сплочённости, пропагандируют терпимость и толерантность по отношению к иностранным гражданам, мигрантам, представителям национальных меньшинств и религиозных сообществ.

Например, во Франции реализуется сразу несколько программ в области социальной сплочённости с участием муниципалитетов. Подобные программы финансируются как центральными властями так и из бюджета ЕС, а именно из Европейского Фонда регионального развития (8,4 миллиарда евро), Европейского социального фонда (5,5 миллиарда) и Инициативы по вопросам занятости среди молодежи (0.9 миллиарда)1.

В странах ЕС местное самоуправление берет на себя сегодня и выполнение части государственных полномочий с целью оптимизации системы управления публичными делами, высвобождая ресурсы центральных властей для решения иных важных государственных задач. Во многих европейских странах можно наблюдать, как муниципалитеты эффективно выполняют все возрастающий объём переданных им государственных полномочий в различных областях: оказание социальных услуг (выплата социальных пособий, пенсий, пособий по безработице и т.д.), транспорт (развитие единой и доступной местной транспортной сети), жилищная политика (софинансирование социального жилья совместно с региональными и центральными властями), развитие городской и межгородской инфраструктуры (подготовка межмуниципальных планов обустройства территорий), сбор части государственных налогов, культура (софи-нансирование программ по сохранению исторических памятников).

Объем полномочий, переданных государством на муниципальный уровень, можно оценить и с помощью показателей бюджетных трансфертов, направляемых муниципалитетам для выполнения государственных полномочий. За счет государственных трансферов сегодня финансируется до 26% расходов муниципальных бюджетов во Франции, 35% - в Бельгии, до 72% в Голландии, при среднем показателе в странах Европейского Союза - 37%. Высокий уровень государственного финансирования полномочий, выполняемых местными органами власти свидетельствует о высокой степени доверия к муниципалитетам со стороны центральных властей и о положительной оценке результатов сотрудничества государства и муниципалитетов в сфере выполнения делегированных полномочий.

Еще одним примером участия местного самоуправления в решении государственных задач является активное участие муниципалитетов в реализации государственной политики в области защиты окружающей среды и борьбы с изменением климата. Для достижения целей государства в сфере защиты окружающей среды и развития «зеленой» экономики муниципалитеты активно используют местный потенциал для продвижения модели циркулярной экономики без негативного воздействия на окружающею среду. В частности, местные власти оказывают поддержку инновационным проектам малого и среднего бизнеса, создают бизнес-инкубаторы и инновационные центры для стимулирования экологической модели экономического развития. Важно подчеркнуть и роль местного самоуправления в популяризации общественной поддержки политики государства в области окружающей среды, в частности, местные власти организуют информационные компании и проводят разъяснительную работу среди населения по вопросам экологической политики государства, например, в рамках правительственной программы «Климатический план», принятой в 2020 году2.

Опыт европейских стран показывает, что защита окружающей среды и борьба с изменением климата неизменно требует совместных усилий местных и государственных органов власти и является наглядным примером эффективного сотрудничества муниципалитетов и государства. По мнению многих экспертов ЕС, местные сообщества обладают значительным потенциалом для решения масштабных экологических задач, стоящих перед государствами. Уже сегодня муниципалитеты эффективно использует «зеленые» технологии в таких областях, как экологически чистый транспорт (80 автобусного парка в Париже составляют электрические автобусы), сбор и переработка отходов (70% всех бытовых отходов во Франции перерабатывается во вторичное сырье), «умные технологии» для управления город-

1 Доклад Комиссии ЕС по политики социального и экономического развития территорий Европейского Союза. -

hhtp://europe-en-france.gouv.fr clima

2 Сборник документов Правительства Франции. «Климатический план» 2020 год. - https://www.gouvernement.fr/action/plan-

ским хозяйством (новые технологии освещения позволяют сократить объем потребляемой энергии на 10-20%, регулирование движения позволяет уменьшить пробки на 10%), создания «свободных от загрязнения городских зон» и т.д.1

Муниципалитеты также активно поддерживают местные экологические движения, гражданские инициативы в сфере защиты окружающей среды и политические партии с «зеленой» повесткой дня. Для набирающих силу экологических движений в странах Европейского Союза, муниципалитеты являются своего рода инновационной площадкой. Так, после региональных и местных выборов в Германии, партия «зеленых» пришла к власти в федеральной земле Баден-Вюртемберг и вошла в коалиционные правительства в десяти регионах Германии, «зеленые» также одержали победу на муниципальных выборах в Берлине и Штутгарте. В результате муниципальных выборов 2021 года во Франции партия «экологов» оказалась у власти сразу в нескольких крупных муниципалитетах страны, таких как Лион, Бордо, Безансон, Анси и Страсбург. Партия «экологов» вошла в правящую коалицию с левыми силами в Марселе, Лиле и Париже. Благодаря работе муниципалитетов по разъяснению целей и задач политики государства в области защиты окружающей среды, а также организации информационных компаний, экологические проблемы сегодня воспринимаются 40-45% населения ЕС как реальная угроза и находятся на четвертом месте по степени потенциальной опасности после терроризма, санитарно-пандемийного кризиса и безработицы.

В период масштабных реформ, социальных или политических кризисов, муниципалитеты в странах ЕС, как правило, продолжают играть важную роль в обеспечении политической стабильности. Например, во Франции, муниципалитеты оказали огромную поддержку государству в 2019-2020 годах в поиске решений социально-политического кризиса, охватившего страну в связи с выступлениями «желтых жилетов». Движение «желтых жилетов» стало во Франции символом социального размежевания, фундаментального раскола общества по различным основаниям социального характера (классовым, мировоззренческим, расовым, религиозным и т.п.), что было основной причиной массовых протестов в обществе.

В конце 2019 года, движение «желтых жилетов» приобрело национальный масштаб, став символом борьбы граждан за социальную справедливость в стране, получив широкую поддержку среди различных социальных групп:

57% членов движения имели постоянную работу, 15% были служащие, 21% - пенсионеры, 11% - безработные, 3% -

2

студенты .

Масштаб поддержки «желтых жилетов» стал, по истине, общенациональным. В пик выступлений 17 ноября 2019 года на улицы Парижа и крупных городов Франции вышло около миллиона человек. Протестные акции затронули 90 департаментов и 579 крупных и средних муниципалитетов. Было заблокировано 2043 промышленных и инфраструктурных объектов: автотрассы, мосты, подъезды к автозаправкам и нефтеперерабатывающим заводам. «Это не Революция! Это социальное восстание!», - утверждал Кристоф Шалансон, координатор движения в департаменте Во-клюз3.

Перед лицом социального общенационального кризиса местные власти оказали широкую политическую поддержку инициативе Президента Франции Мануэля Макрона по проведению «Больших дебатов» для поиска решений социально-экономических проблем и проведения реформы публичной власти. В течение нескольких месяцев Президент Франции участвовал почти в двадцати открытых дебатах, организованных местными властями в различных городах и регионах Франции, объясняя цели и задачи политики государства и предлагая решения насущных социально-экономических проблем. Мэры более чем 1000 муниципалитетов участвовали в организации встреч с гражданами в рамках «Больших дебатов». В 35 000 муниципалитетов местные власти собрали более двух миллионов предложений для проведения реформ в социально-экономической и политической областях.

Социальные волнения 2019-2020 годов во Франции, социальные выступления в Италии и Испании, опыт реформирования системы публичной власти в странах ЕС свидетельствует о том, что обеспечение жизнедеятельности государства требует совместных организационных и управленческих действий всех уровней публичной власти, которые совместно призваны поддерживать социальный порядок в обществе, обеспечить политическую стабильность и стимулировать процесс демократизации общественных отношений с широким участием населения.

Каждый уровень власти, в соответствии с имеющимися у него полномочиями и ресурсами, призван внести свой вклад в обеспечение эффективного функционирования системы публичной власти в стране, создать необходимые условия для повышения благосостояния населения, обеспечения социальных гарантий граждан, реализации гражданских свобод и совершенствования системы общественно-политических отношений. В данной конфигурации, местное самоуправление хотя и действует автономно, но остается уровнем управления, встроенным в единую систему публичной власти, и призвано внести свой вклад в обеспечение стабильного и поступательного развития государства. Опыт многих европейских стран свидетельствует о том, что создание открытой, подотчетной населению и ответственной перед гражданами, системы публичной власти в любом государстве невозможно без внедрения демократических принципов на местном, самом близким к населению уровне власти и управления.

Здесь, на местах, у граждан формируется восприятие власти как института, защищающего их насущные интересы, появляется осознание равноправного и заинтересованного диалога «гражданин-власть», и создаются предпосылки для процесса консолидации гражданского потенциала так необходимого для эффективного управления публичными делами. По мнению бывшего премьер-министра Франции Эдуарда Филиппа: «эффект работы местных со-

1 Официальный сайт мэрии Парижа. - https://www.paris.fr

Данные опроса общественного мнения, проведенного Центром политических исследований Сьянс По «СЕМИФОР» в 2019 году. - https://www.sciencespo.fr/

3 https://www.youtube.com/watch?v=dc3b8l97kv4; https://rossaprimavera.ru/article/343a89c4

обществ по развитию демократических принципов и оказанию публичных услуг на местах оказался выше всех ожида-ний»1.

Если основной задачей государства считать создание наиболее благоприятных условий для реализации прав граждан и их участия в управлении публичными делами, то без активной роли местного самоуправления эту задачу решить сегодня не представляется возможным.

Не случайно в своем выступлении в марте 2020 Председатель Европейского Парламента Давид Сассоли заявил, что «необходимо высвободить энергию общества и граждан для дальнейшего демократического развития и для поиска решений современных проблем. И правительства, и парламенты и местное самоуправление, и граждане являются той политической и социальной силой, которая позволит ответить на новые вызовы, стоящие перед нашим поколени-

ем»2.

1 Journal des Maires. 2021. - Juillet. - P. 12.

2 Официальный сайт Европейского парламента. Сборник выступлений ЕП. -

https://the-president.europarl.europa.eu/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.