Роль местного самоуправления на современном этапе
sovman.ru/ai1ide/10002/
The role of local self-government at the present stage
Государственное и муниципальное управление
Авторы
Рябков Олег Анатольевич
доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор кафедры управления инновациями
Россия, МИРЭА - Российский технологический университет
oleg.ryabkov2018@yandex.ru
Жамалетдинов Ильдар Рашидович
магистрант
Россия, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при
Президенте Российской Федерации
ildar.zh.00@mail.ru
Аннотация
В статье рассматривается содержание местного самоуправления (далее - МС) как формы народовластия и характеристики организации публичной власти, а также отмечается место и роль данного правового института в жизни населения, а именно в обеспечении реализации управленческих мероприятий по решению вопросов местного значения. В статье характеризуются органы МС города Москвы, их система и выполняемые полномочия, а также оценивается эффективность их деятельности. Также рассматривается структура внутригородских муниципальных образований города Москвы, на территории которых организована система МС.
Отдельно выделяются проблемы функционирования института МС в городе Москве в сфере решения вопросов местного значения и разрабатываются мероприятия по их разрешению.
Ключевые слова
Местное самоуправление, жизнь населения, органы местного самоуправления города Москвы, внутригородские муниципальные образования.
Рекомендуемая ссылка
Рябков Олег Анатольевич, Жамалетдинов Ильдар Рашидович. Роль местного самоуправления на современном этапе // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №4 (100). Номер статьи: 10002. Дата публикации: 17.11.2022. Режим доступа: https://sovman.ru/article/10002/
Authors
Ryabkov Oleg Anatolyevich
Doctor of Economics, Candidate of Technical Sciences, Professor of the Department of Innovation Management
Russia, MIREA - Russian Technological University oleg.ryabkov2018@yandex.ru Zhamaletdinov Ildar Rashidovich Master student
Russia, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
ildar.zh.00@mail.ru
Abstract
The article discusses the content of local self-government (hereinafter - LSG) as a form of democracy and characteristics of the organization of public authority, and also notes the place and role of this legal institution in the life of the population, namely in ensuring the implementation of management measures to address issues of local importance. The article characterizes the LSG bodies of Moscow, their system and the powers they perform, and also evaluates the effectiveness of their activities. The structure of intra-city municipalities of Moscow, on the territory of which the LSG system is organized, is also considered. Separately, the problems of the functioning of the LSG institute in Moscow in the sphere of solving local issues are being developed and measures are being developed to resolve them.
Keywords
Local self-government, life of the population, local self-government bodies of Moscow, intra-city municipalities.
Suggested citation
Ryabkov Oleg Anatolyevich, Zhamaletdinov Ildar Rashidovich. The role of local self-government at the present stage // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №4.(100), Art. # 10002. Date issued: 17.11.2022. Available at: https://sovman.ru/article/10002/
Введение
Во времена становления новой современной России такое образование, как МС, обращает особое внимание к вопросам муниципальной службы. Муниципальные служащие - это граждане, исполняющие свои обязанности по должности, определенные нормативно-правовыми актами, соответствующие федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации, за денежные средства, которые выплачиваются за счёт местного бюджета. Одной из важнейших проблем в современной России - развитие МС. А решение проблем во многом зависит от самих муниципальных служащих, а если говорить конкретнее, то от их профессионализма, активной и близкой работы с населением. По поводу близкой работы с населением хочется отметить её важность для государства. Ведь без взаимодействия власти с населением невозможно усиливать демократизацию и следовать вектору политики страны. Для того чтобы усилить прогресс в этом вопросе, важно приложить как можно больше усилий и средств для взаимодействия с населением.
Актуальность настоящего исследования заключается в том, что для развития демократического общества важно развивать МС.
Результаты исследований
МС определяется как форма народовластия и характеризует публичный характер организации власти. Институт МС тесно связан с содержанием публичной власти, т.е. такой власти, которая признана народом [5, с. 138]. Публичная власть осуществляется в соответствии с содержанием мнения населения и подстраивается под их желания. Институт МС имеет полноценное свое правовое закрепление, прежде всего в Конституции РФ. Так, гл.8 Конституции РФ осуществляет правовое регулирование, гарантирование и закрепление функционирования института МС. [1].
Так, полноценное содержание МС закреплено в ст. 130 Конституции РФ. Так, оно определяется как самостоятельное решение населением своих вопросов местного значения путем проведения различных форм волеизъявления. Это, например, референдум, опрос, публичные слушания, выборы и т.д. Тем самым закрепляется специфика легитимной власти. Местный референдум — основная форма волеизъявления населения по вопросам местного значения, которая осуществляется с помощью голосования граждан, которые обладают правом на участие в референдуме. Опрос нужен, чтобы выявить мнение местного населения по вопросам местного значения при принятии каких-либо решений местной
властью. Публичные слушания влияют на содержание различных проектов муниципальных правовых актов и являются весомым средством для усиления демократизации. Выборы - процедура избрания с помощью открытого или тайного голосования гражданами того, кто будет представлять их интересы.
Одним из ключевых принципов работы МС и условием воплощения населения своей воли является публичность. Публичность оказывает сильное влияние на демократизацию управления. Она даёт возможность населению участвовать в жизни МС, влиять на принимаемые решения. Публичность и открытость в работе органов МС является неотъемлемым условием для привлечения жителей к участию в общественной жизни. Инициативность населения напрямую зависит от уровня информированности местными органами власти.
Легитимность власти представляет собой ее признание населением страны. Это означает, что население государства принимает действующую власть и содействует в управлении государственными делами. Это подтверждается, например, действием права граждан на управление делами государства. Оно имеет свое полноценное правовое закрепление в ст. 32 Конституции РФ.
Ст. 131 Конституции РФ дает понять, что институт МС действует на отдельных территориях страны, в самостоятельных публично-правовых образованиях -муниципальных образованиях. Для обеспечения реализации решения вопросов местного значения в обязательном порядке задействуются органы МС. Их ключевая особенность действия заключается в том, что они не входят в систему государственного управления, что определяет тем самым их самостоятельность.
Органы МС осуществляют ключевые полномочия, которые отличают их от органов государственной власти, что закрепляет тем самым специфику их не вхождения в систему государственного управления и его органов. Это такие полномочия, например, как управление муниципальной собственностью, правление местным бюджетом и т.д. [8, с. 68]. Данные полномочия относятся к исключительной деятельности органов МС и местного уровня власти в целом.
Порядок организации и функционирования органов МС регламентируется нормами Федерального закона № 131-Ф3 от 06.10.2003. Кроме того, данный нормативные акты устанавливает финансовые основы функционирования института МС и т.д. [2].
В регионах также действует правовое регулирование МС. Например, в городе Москве это Закон города Москвы от 6 ноября 2002 года № 56. В соответствии с содержанием данного нормативного акта может быть определена следующая структура органов МС города Москвы:
• Представительный орган МС — Совет депутатов Муниципального Образования (МО), Совет депутатов городского округа, Совет депутатов поселения;
• Глава муниципального образования — глава МО, глава городского округа, глава поселения;
• Исполнительно-распорядительный орган — администрация МО или аппарат Совета МО в соответствии с уставом МО, администрация городского округа, администрация поселения [3].
В городе Москве МС организовано в 146 внутригородских МО. В состав внутригородских МО входит 125 муниципальных округа, 2 городских округа и 19 поселений.
К вопросам местного значения муниципалитета, исходя из содержания ст. 8 Закона города Москвы от 6 ноября 2002 года № 56 относят:
• установление местных праздников;
• регистрация трудовых договоров;
• регистрация уставов ТОС и т.д.
В общем и целом, институт МС не только нужен для решение различного рода вопросов на местном уровне, но и осуществлять управление муниципальным образованием [7, с. 5]. Такое управление характеризуется закреплением специализированных методов и механизмов административного влияния субъекта на объект.
Управление муниципальным образованием предполагает под собой определение эффективности осуществления данного процесса.
Можно окончательно сложить определение эффективности муниципального управления. Оно будет трактоваться как характеристика результативности и успешности деятельности субъектов муниципального управления по осуществлению различных вопросов местного уровня [6, с. 80].
Определение такой эффективности необходимо для оценивания деятельности субъектов муниципального управления, для выявления проблем функционирования конкретного муниципального образования и предложения соответствующих мероприятий по их разрешению.
Для оценивания эффективности в системе муниципального управления приняты специализированные социально-экономические показатели. Однако они позволяют оценить эффективность управления муниципальным образованием следующих видов: муниципальные округа, городские округа, муниципальные районы.
Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607 регламентирует показатели эффективности деятельности органов МС. Однако данные показатели и критерии применимы только по отношению к таким видам муниципальных образований, как городские округа и муниципальные районы. В остальных муниципальных образованиях такие показатели и критерии не определены.
Чтобы продуктивно органам МС решать вопросы местного значения, они в обязательном порядке должны упираться на такие показатели. От их значения зависит общая степень эффективности функционирования органов МС.
В связи с тем, что в городе Москве преимущественно действуют такие виды муниципальных образований, как муниципальные округа, то показатели оценивания эффективности органов МС, принятые в Указе Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607 не действуют. Вместо них принятые иные показатели, установленные в Постановлении Правительства Москвы от 16 сентября 2020 года № 1538-ПП. Рассматривая содержание данного нормативного акта, можно отметить показатели эффективности деятельности органов МС муниципальных округов города Москвы.
Каждая группа таких показателей включает в свой состав отдельные показатели, от значения которых зависит значение целой группы, в которую они непосредственно входят [4].
В целом, в рамках проведенного анализа функционирования института МС в городе Москве по решению вопросов местного значения могут быть выделены достоинства и недостатки осуществления такой деятельности:
1) Достоинства:
• полноценное правовое и организационное регулирование института МС в городе Москве;
• наличие достаточного количества профилактических мероприятий в городе Москве по решению вопросов местного значения;
• регламентирование показателей эффективности деятельности органов МС в городе Москве.
2) Недостатки:
• отсутствие отчета о достижении органами МС городе Москве своих показателей эффективности;
• отсутствие общего отчета об эффективности деятельности органов МС в городе Москве;
• отсутствие закрепленного документа, позволяющего определить особенности организации института МС в городах федерального значения.
Для разрешения представленных выше недостатков планируется реализация следующих мероприятий:
• закрепление отчетного материала касательно достижения органами МС города Москвы показателей их эффективной деятельности. В отчете планируется ежегодно сообщать органами МС о достижении значений определенных показателей;
• закрепление ежегодного отчетного материала об эффективности деятельности органов МС города Москвы. Такой отчет целесообразно «разбить» на отдельные направления деятельности органов МС города Москвы: о а) управление муниципальной собственностью; о б) управление местным бюджетом;
о в) регулирование вопросов кадрового обеспечения органов МС и
муниципальной службы; о г) управление социально-экономической сферой.
Для того чтобы лучше понять роль МС в жизни населения на современном этапе, рассмотрим деятельность аппарата Совета депутатов МО Восточное Измайлово города Москвы (далее - аппарат) за 2021 г
В 2021 году деятельность аппарата была направлена на выполнение задач, связанных с реализацией Законов города Москвы от 6 ноября 2002 года №56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве» и от 11 июля 2012 года №39 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы».
Сотрудники аппарата на заседаниях Совета депутатов в период 2021 года представляли отчёты об исполнении бюджета МО, об утверждении бюджета МО на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов, также обсуждались вопросы местного значения, принимались планы мероприятий и т.д.
Всего в 2021 году было издано распоряжений - 4, постановлений - 15.
Кроме того, было выдано одно разрешение на вступление в брак лицам, достигшим 16 лет
Хочется отметить, что сотрудники аппарата регулярно ведут диалог и всячески взаимодействуют со СМОМ, ДТОИВ города Москвы, префектурой ВАО города Москвы и с иными ведомствами по вопросам, касающимся деятельности аппарата.
Информация о деятельности органов МС происходит путем личных и общественных встреч населения района с Главой МО. Также информация размещается в бюллетене "Московский муниципальный вестник" и на официальном сайте МО Восточное Измайлово.
Что было сделано аппаратом в рамках деятельности по призыву на военную службу?
В МО Восточное Измайлово были проведены призывы граждан на военную службу. Для исполнения воинского долга молодёжи призывного возраста аппаратом были выполнены соответствующие мероприятия. Призывникам были высланы повестки о явке в военкомат, родителям призывников — письма, содержащие разъяснение. В ОВД было направлено обращение по вопросу установления местонахождения лиц,
уклоняющихся от призыва, для последующего вручения повестки призывникам. По итогу 2021 г аппарат выполнил поставленную задачу по призыву граждан, подлежащих военной службе, в полной мере.
Помимо этого, аппарат проводит военно-патриотические мероприятия для молодёжи, что усиливает желание ребят пройти военную службу в будущем.
18 мая 2021 г. была организована и проведена экскурсия в «Центральный музей Вооруженных сил Российской Федерации».
27 мая 2021 г. были организованы и проведены соревнования по картингу.
8 июня 2021 г. аппарат провёл военно-прикладное мероприятие для допризывной молодёжи «День призывника — курс молодого бойца».
14 сентября 2021 года аппаратом Совета депутатов МО Восточное Измайлово была проведена экскурсия для школьников в Музей Ратной Истории Москвы.
21 сентября 2021 года в МО Восточное Измайлово было проведено мероприятие для школьников по отработке первичных действий при возникновении пожара «Практика 112».
6 октября прошел «День призывника» — соревнования по «Лазертагу» среди школьников ГБОУ «Школа № 1811 «Восточное Измайлово» школьный корпус № 5.
26 октября аппарат Совета депутатов МО Восточное Измайлово провел мероприятие по отработке первичных действий при возникновении пожара «Практика 112» для школьников ГБОУ «Школа №1811 «Восточное Измайлово» школьный корпус №4.
Что было сделано аппаратом в рамках деятельности по противодействию коррупции?
Противодействие коррупции — приоритетное направление работы аппарата. В 2020 году был утвержден план мероприятий по противодействию коррупции на 2021 год.
В связи с этим проведена актуализация НПА аппарата и МО, которые направлены на противодействие коррупции. Также были проведены собрания коллектива, на которых обсуждались вопросы о том, как вести себя в ситуациях коррупционной опасности.
В период 2021 года осуществлялся анализ практики определения поставщиков на поставку товара, выполнения работ, оказания услуг для государства, чтобы добиться открытости, справедливой и честной конкуренции и т.д.
Что было сделано аппаратом в рамках финансово-экономической деятельности?
Аппарат самостоятельно выполняет функции финансового органа, главного администратора и получателя бюджетных средств в соответствии с Уставом МО, тем самым проводя финансово-экономическую политику.
Аппарат занимается составлением и внесением на утверждение в Совет депутатов проекта местного бюджета, обеспечением исполнения утвержденного бюджета. Аппарат также отчитывается перед Советом депутатов об исполнении бюджета. Помимо этого, аппарат ведёт бухгалтерский учёт, исполняет бюджетные обязательства, составляет и предоставляет в надзорные органы отчёты по бюджету и другие документы, предусмотренные действующим законодательством.
Бюджет МО Восточное Измайлово составляется на очередной год и плановый двухлетний период в привязке к бюджету города Москвы. Доход в бюджет происходит за счёт налоговых поступлений. Расход бюджета происходит из принципа сбалансированности бюджета, принимая во внимание особенности социально-экономического развития МО Восточное Измайлово.
Заключение
Подводя итог, отметим, что МС - это форма народовластия, характеризующая возможность местного населения самостоятельно решать свои вопросы местного значения. Такое решение вопросов местного значения осуществляется за счет инициирования местным населением форм волеизъявления. Институт МС находит свое отражение не только в муниципалитетах, но и в регионах. В городе Москве активно проводится политика в области обеспечения достойного уровня жизни местного населения. Для этого реализуются соответствующие социально-ориентированные мероприятия, а также оценивается эффективность деятельности органов управления.
Оправить мне на email статью Читайте также
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС Консультант Плюс.
2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.
3. Закон города Москвы от 6 ноября 2002 года № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве» // СПС Консультант Плюс.
4. Постановление Правительства Москвы от 16 сентября 2020 года № 1538-ПП «О Перечне целевых показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления по осуществлению переданных государственных полномочий города Москвы» // СПС Консультант Плюс.
5. Кушнерова, О.Н. Институт местного самоуправления: возникновение и развитие в современных условиях / О.Н. Кушнерова // Власть и управление на Востоке России, 2021. - с. 134-145.
6. Машенов, А.С. Развитие местного самоуправления / А.С. Машенов // Вестник магистратуры, 2021. - с. 79-81.
7. Нурунбетов, С.В. Перспективы развития местного самоуправления / С.В. Нурунбетов // Вестник Шадринского государственного педагогического университета, 2018. - с. 1-7.
8. Магомедова, П.Р. Правотворчество органов местного самоуправления / П.Р. Магомедова // Образование. Наука. Научные кадры, 2022. - с. 68-70.
References
1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12/12/1993 with amendments approved during the nationwide vote on 07/01/2020) // SPS "ConsultantPlus".
2. Federal Law No. 131-FZ of 06.10.2003 "On the General Principles of Organization of Local Self-Government in the Russian Federation" [Ob obshchikh printsipakh organizatsii mestnogo samoupravleniia v Rossiiskoi Federatsii] // SPS "ConsultantPlus".
3. Law of the city of Moscow dated November 6, 2002 No. 56 "On the organization of local self-government in the city of Moscow" [Ob organizatsii mestnogo samoupravleniia v gorode Moskve] // SPS ConsultantPlus.
4. Decree of the Government of Moscow dated September 16, 2020 No. 1538-PP "On the List of target indicators of the effectiveness of local governments in the implementation of transferred state powers of the city of Moscow" [O Perechne tselevykh pokazatelei effektivnosti deiatel'nosti organov mestnogo samoupravleniia po osushchestvleniiu peredannykh gosudarstvennykh polnomochii goroda Moskvy] // SPS ConsultantPlus.
5. Kushnerova, O.N. Institute of local self-government: emergence and development in modern conditions [Institut mestnogo samoupravleniia: vozniknovenie i razvitie v sovremennykh usloviiakh] / O.N. Kushnerova // Power and management in the East of Russia, 2021. — p. 134-145.
6. Mashenov, A.S. Development of local self-government [Razvitie mestnogo samoupravleniia] / A.S. Mashenov // Bulletin of the Magistracy, 2021. — p. 79-81.
7. Nurunbetov, S.V. Prospects for the development of local self-government [Perspektivy razvitiia mestnogo samoupravleniia] / S.V. Nurunbetov // Bulletin of the Shadrinsk State Pedagogical University, 2018. — p. 1-7.
8. Magomedova, P.R. Law-making of local governments / P.R. Magomedova [Pravotvorchestvo organov mestnogo samoupravleniia] // Education. The science. Scientific personnel, 2022. — p. 68-70.