Научная статья на тему 'Роль менталитета в формировании картины мира этноса: философский аспект'

Роль менталитета в формировании картины мира этноса: философский аспект Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
250
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНТАЛИТЕТ / КУЛЬТУРА / МЕНТАЛЬНОСТЬ / ЭТНОС / НАЦИЯ / ТРАДИЦИЯ / ФИЛОСОФСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / MENTALITY / CULTURE / AN ETHNOS / NATION / TRADITION / PHILOSOPHICAL INTERPRETATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Норкина Елена Алексеевна

Введение. Менталитет определяется как интегральный признак людей, существующих в конкретной культуре среде, позволяющий осознать их эксклюзивное восприятие окружающего мира и раскрыть модель реагирования на его воздействие. Феномен менталитета описывается сквозь призму определенных взглядов, умонастроений и норм, которые вытекают из существующих в данном обществе традиций, знаний, верований, и может быть объективно описан в рамках философии. Он определяет характерные для конкретного этноса убеждения, идеалы, склонности, интересы. Материалы и методы. В качестве ключевого метода исследования, используемого в рамках данной статьи, выступает метод философской интерпретации бытия, в основе которого лежит сравнение этнических картин мира разных народов. Результаты исследования. Приведен анализ исследований, посвященных определению понятия «менталитет», его роли в формировании культурно-философского самосознания личности. Проведено сравнение понятий «менталитет» и «ментальность», которые близки по значению, но не идентичны по смысловой наполняемости. Обсуждение и заключение. Искусство является одним из главных факторов фиксации, сохранения и передачи этноменталитета из поколения в поколение. Изучение менталитета с философских позиций открывает широкие возможности для исследования, привнося концептуальные элементы и разрешая комплексные задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF MENTALITY IN THE ETHNOS WORLD CULTURE FORMING: Philosophical Aspects

Introduction. The mentality is the integrated characteristic of the people living in the certain culture describing their peculiar vision of the world around and explaining specifics of response to it. The phenomenon of mentality is revealed through a frame of reference, of the estimates, norms and moods, which are based on knowledge, beliefs, and traditions, available in this society. It sets together with the dominating requirements and archetypes of the collective unconscious the beliefs, the characteristic of the nation, ideals, tendencies, interests distinguishing one ethnos from another. Materials and Methods. The existence philosophical interpretation method is a key method used in the present research. It is based on comparison of different nations ethnic pictures. Results. There is presented the analysis of studies covering issues relating to the term “mentality”, its role in the cultural and philosophical identity formation. There were compared the following concepts: “mentality” vs “mindset” and “mentality” vs “ethnic identity”, those are close in their meanings but are not the same in their pragmatics. Discussion and Conclusions. Ethno mentality is fixed materially in art through the incorporation of ethnic values. The study of the mentality from the philosophical point of view provides opportunities for research introducing conceptual elements and solving complex issues.

Текст научной работы на тему «Роль менталитета в формировании картины мира этноса: философский аспект»

ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online) DOI: 10.15507/2078-9823.044.018.201804.476-483

УДК 81:39

Е. А. Норкина

ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва» (Саранск, Россия), e-mail: norkina.elena@bk.ru

РОЛЬ МЕНТАЛИТЕТА В ФОРМИРОВАНИИ КАРТИНЫ МИРА ЭТНОСА: философский аспект

Введение. Менталитет определяется как интегральный признак людей, существующих в конкретной культуре среде, позволяющий осознать их эксклюзивное восприятие окружающего мира и раскрыть модель реагирования на его воздействие. Феномен менталитета описывается сквозь призму определенных взглядов, умонастроений и норм, которые вытекают из существующих в данном обществе традиций, знаний, верований, и может быть объективно описан в рамках философии. Он определяет характерные для конкретного этноса убеждения, идеалы, склонности, интересы. Материалы и методы. В качестве ключевого метода исследования, используемого в рамках данной статьи, выступает метод философской интерпретации бытия, в основе которого лежит сравнение этнических картин мира разных народов. Результаты исследования. Приведен анализ исследований, посвященных определению понятия «менталитет», его роли в формировании культурно-философского самосознания личности Проведено сравнение понятий «менталитет»» и «ментальность»», которые близки по значению, но не идентичны по смысловой наполняемости Обсуждение и заключение. Искусство является одним из главных факторов фиксации, сохранения и передачи этноменталитета из поколения в поколение. Изучение менталитета с философских позиций открывает широкие возможности для исследования, привнося концептуальные элементы и разрешая комплексные задачи

Ключевые слова: менталитет, культура, ментальность, этнос, нация, традиция, философская интерпретация.

Для цитирования: Норкина Е. А. Роль менталитета в формировании картины мира этноса: философский аспект // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2018. - № 4. -С. 476-483. DOI: 10.15507/2078-9823.044.018.201804.476-483

Elena A. Norkina

National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia), e-mail: norkina.elena@bk.ru

THE ROLE OF MENTALITY IN THE ETHNOS WORLD CuLTuRE FORMING: Philosophical aspects

Introduction. The mentality is the integrated characteristic of the people living in the certain culture describing their peculiar vision of the world around and explaining specifics of response to it The phenomenon of mentality is revealed through a frame of reference, of the estimates,

__© HopKHHa E. A., 2018

ЛПС^ гуманитарии : актуальные проблемы № 42ni«

* гуманитарной науки и образования ' " '

norms and moods, which are based on knowledge, beliefs, and traditions, available in this .society. It sets together with the dominating requirements and archetypes of the collective unconscious the beliefs, the characteristic of the nation, ideals, tendencies, interests distinguishing one ethnos from another Materials and Methods. The existence philosophical interpretation method is a key method used in the present research. It is based on comparison of different nations ethnic pictures. Results. There is presented the analysis of studies covering issues relating to the term "mentality", its role in the cultural and philosophical identity formation. There were compared the following concepts: "mentality" vs "mindset' and "mentality'' vs "ethnic identity", those are close in their meanings but are not the same in their pragmatics. Discussion and Conclusions. Ethno mentality is fixed materially in art through the incorporation of ethnic values. The study of the mentality from the philosophical point of view provides opportunities for research introducing conceptual elements and solving complex issues.

Keywords: a mentality, a culture, an ethnos, a nation, a tradition, philosophical interpretation.

For citation: Aleksei V. Sarabiev. Elena A. Norkina. The role of Mentality in the Ethnos World Culture Forming. Gumanitarian : aktual'nye problemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2018; 18(4): 476-483. (In Russ.). DOI: 10.15507/2078-9823.044.018.201804.476-483

Введение

В философской, психологической, культурологической литературе редко встречаются такие понятия как «национальный характер», «психический склад нации». Для обозначения психологических и мыслительных индивидуальных особенностей конкретного народа чаще используется понятие «менталитет». Размытость этого понятия не способствует рефлексии, однако анализ данного явления в рамках философского знания выводит исследователя из когнитивного тупика.

В наше время человек находится на пороге различных культурных полей, границы которых стираются в связи с множественностью культурных языков, ослаблением этноконфессиональных эталонов. В итоге данные социокультурные модификации приводят к тому, что современный человек является обладателем сложной, гетерогенной идентичности. Для того чтобы конкретный этнос «не затерялся» в культурном многообразии, необходимы положительное восприятие собственной истории, выявление смыслов человеческого бытия через осознание собственных корней, поддержание духовных традиций [8].

Обзор литературы

Проблемой формирования менталитета занимались многие ученые. В трудах античных классиков, таких, как Геродот, Тацит, Плиний, Ксенофонт, описываются этнопсихологические наблюдения. Научный интерес к данной проблеме проявляли и знаменитые философы Ш. Монтескье, К. Линней, Ж. Бюффон. В XIX в. М. Ла-царус, Х. Штейнталь, В. Вундт основали новую дисциплину, написав десятитомную «Психологию народов», основными задачами которой являлось: познать сущность народного духа и его действия, правила, по которым осуществляется духовная деятельность народа, причины возникновения, развития, гибели особенностей какого-либо этноса. В русском философоведении наиболее яркими представителями, изучавшими данную проблему, являются Н. А. Бердяев, Г. П. Федотов. В «Философии неравенства» - произведении в письмах Н. А. Бердяева можно найти рассуждения о менталитете и душе русского народа, и его взаимоотношении с другими нациями.

В трудах отечественных ученых понятие менталитета неотделимо от истории этноса. Г. П. Федотов, один из исследователей

Russian Journal of the , 10 . ~Пю ЛПП HUMANITIES VoL 18' N0- 4 2018 477

русского бытия, рассматривает менталитет как параметр национальной сущности этноса. Этнос, по его мнению, не расовая характеристика, а, скорее, культурная. Философ полагает, что не народ творит историю, а история создает народ.

Оппозиционным мнением является мнение П. Сорокина. Ученый утверждает, что исследовать национальный характер, а тем более менталитет этноса, крайне сложно из-за уже сложившихся в ходе исследований данной проблемы научных клише. П. Сорокин считает методологии изучения формирования менталитета этноса недоработанными. Одним недостатком является отсутствие четкой дифференциации понятий «нация» и ее «дух». Другим - что этнос рассматривается не как целостная категория, и исследования проводятся над отдельными его представителями.

Теорий изучения вопросов формирования менталитета достаточно много. Доказательность и глубина мысли каждого философа, безусловно, заслуживают внимания.

Методы

Сегодня ученые склоняются к тому, что ключевой предпосылкой недопонимания при коммуникации представителей разных наций является различие их сознаний, а не языков. В основе мировосприятия и мировоззрения каждой нации лежит ее собственная система предметных значений, общественных стандартов, когнитивных схем [9]. Таким образом, метод философской интерпретации бытия становится основополагающим для исследования, проведенного в рамках нашей статьи. Было выявлено, что сознание человека всегда этнически обусловлено, познание и понимание окружающего мира одного этноса не всегда совпадают с восприятием мира другого. Большое значение имеют также традиции и обычаи народа, их территориально-географическое расположение. Следует отметить, что даже заимствование элементов одной культуры

478

другой не происходит как механический процесс и не всегда является автоматическим следствием культурных контактов. В процессе заимствования часто заимствуемый элемент культуры переосмысляется и приобретает в иной культуре иное значение, чем имел раньше [5, с. 62].

Например, на нашем факультете иностранных языков учатся не только русские студенты, но и иностранные - из Китая, Туркменистана, Узбекистана, Латвии, Румынии, Бангладеш, Ирака. Им сложно адаптироваться в русскоговорящей среде. Главное препятствие заключается в том, что восприятие чужеродной им культуры происходит через призму своей культуры.

Мы провели опрос среди студентов-иностранцев факультета иностранных языков ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва». Опрос проводился открыто, в нем приняли участие 24 человека.

1. Тяжело ли Вам адаптироваться в условиях другой культурной среды?

Вариант Всего Процент

ответа ответили опрошенных

Да 19 95

Нет 1 1

Иногда 4 4

2. По Вашему мнению, культура Вашей нации отличается от русской культуры? Менталитет русского народа от менталитета Вашего народа?

Вариант Всего Процент

ответа ответило опрошенных

Да 15 69

Нет 3 14

Не придавал(а) 6 17

этому значения

3. Как Вы думаете, что является главным критерием в формировании менталитета нации?

Гуманитарий : актуальные проблемы

гуманитарной науки и образования ' " '

Вариант ответа Всего ответило Процент опрошенных

Культура, традиции, ценности 5 13 %

Религия 5 13 %

Историческое прошлое народа 3 10 %

Все вышеперечисленные критерии 11 64 %

Другое -

4. В чем менталитет Вашего народа находит отражение?

Этот вопрос подразумевал вольный ответ. Все студенты, принимавшие участие в опросе, полагают, что менталитет народа находит отражение в истории этноса, его эпосе, культуре, традициях, религии.

5. Какой совет Вы могли бы дать людям, попавшим в другую культурную среду, чтобы помочь им адаптироваться в новом социуме?

Этот вопрос подразумевал также вольный ответ. Студенты-респонденты советовали следующее:

- познавать культуру другого народа, посещая музеи, изучая его историю и религиозную философию, читая художественную литературу;

- через музыку, не только классическую, но и современную;

- заводить новых друзей и перенимать у них у них модель жизни.

Результаты данного социологического вопроса показали, что большинство студентов факультета иностранных языов испытывают трудности пребывания в чужом культурном социуме. Менталитет нации является ее специфической характеристикой, отличающей один народ от другого. Люди стремятся познать культуру и образ мышления другого народа через его исто-

рическую, духовную, художественную деятельность.

Результаты

В условиях глобализации происходит утрата духовно-традиционных форм культуры, исследуемых философией как в образе абстрактно-идеализированных конструктов, так и в образе символов, являющих бытие. Ключевым символом времени становится утилитарность, происходит обесценивание личности. В связи с этим особую значимость приобретает изучение проблемы этнических культур, менталитета и картины мира их носителей [3, с. 75].

Менталитет (фр. mentalité - «мышление», или лат. mens - «ум, дух, душа») -термин, включающий в себя ряд понятий, используемых в изучении вопросов национальной культуры.

Развитие понятия «менталитет» имеет длинную и сложную историю. Изначально употребляли такие близкие по значению понятия, как «этническое самосознание», «психика народа» и «дух народа». Мен-тальность понималась как неотъемлемая часть понятия этнического. Таким образом, менталитет переплетается с понятием «народный дух», который определяется как особенность народов, существующих в единых географически-территориальных условиях. С этого момента понятие «менталитет» рассматривается как система мировоззрения, основой которой является этническая картина мира [11, с. 14].

Трудно переводимое на иностранные языки французское mentalité по смыслу более соответствует русскому понятию «миропонимание». Если рассматривать этносы как социально-экономические ячейки общества, то надобность выделения их ментальностей как постоянного качества отпадает. Впрочем, при определении этноса как группы ключевым моментом является понимание людьми собственной присущности к ней, а менталитет высту-

Russian Journal of the

humanities

Vol. 18, No. 4, 2018 479

пает главным фактором психологического и культурно-философского исследования [11, с. 14]. Понятие «менталитет этноса» в начале XX в. ввел французский ученый Люсьен Леви-Брюль. Изучая этот сложный феномен в своей книге «Первобытный менталитет», философ рассматривает его как совокупность коллективных представлений, которые основываются на следующих факторах:

- коллективные представления одной социальной группы передаются из поколения в поколение;

- коллективные представления навязываются конкретными личностями, активируя чувство страха, радости, поклонения, уважения в зависимости от ситуации;

- коллективные представления не зависят от отдельного индивида.

Следует отметить, что Л. Леви-Брюль определял первобытный менталитет как дологическое мифологическое мышление народа, которое являлось неотъемлемой частью его культуры. Характерно и то, что менталитет для Л. Леви-Брюля не столько мышление, процесс познания окружающего мира, сколько совокупность эмоци-онально-психологиче ских представлений об окружающем пространстве. Ученый собрал существенный эмпирический материал, с помощью которого выявлял различия между индивидуальными и коллективными представлениями первобытных народов. Он утверждал, что для первобытного народа не существует понятий двух миров -физического (осязаемого) и духовного. У архаичного народа отсутствует стремление познать окружающий мир, он живет в единстве с ним. Данные исследования в дальнейшем позволили другим ученым из-изучать вопрос о становлении менталитета.

Менталитет - это глубинный духовный склад, совокупность коллективных представлений, характерных для определенного этноса [7, с. 83].

48о

Менталитет этноса определяет присущие его адептам методы узнавать и познавать окружающий мир. Он проявляется в свойственных только им способах существовать в окружающем мире, иллюстрируя своеобразие культуры этноса [1, с. 71].

Емкое и пластичное понятие «менталитет» затрагивает все критерии человеческого бытия и применительно к этносу проявляется в политическом, культурном, экономическом, религиозном, трудовом, гендерном и других факторах - во всех слоях и на всех этапах исторической эволюции нации. Менталитет раскрывается сквозь систему взглядов, оценок, норм и умонастроений, основывающуюся на имеющихся в данном обществе знаниях, верованиях, традициях, задающую вместе с ключевыми потребностями и прототипами коллективного бессознательного последовательность ценностей и свойственные для народа убеждения, эталоны, традиции, интересы и другие социальные установки, отличающие один этнос от другого [8].

Следует также обозначить различие между терминами «менталитет» и «ментальность». Многие ученые ставят между понятиями «менталитет» и «мен-тальность» знак равенства, понимая данные термины как синонимы, например Е. К. Войшвилло. Б. С. Гершунский в своих работах отмечает, что понятия «менталитет» и «ментальность» тождественны, в связи с малосущественными лингвистическими и смысловыми различиями между ними.

Самые первые попытки обобщить данные термины предпринял Р. А. Додонов. В процессе исследования он собрал несколько десятков дефиниций менталитета и ментальности, проанализировав и сравнив которые, пришел к выводу об их синонимичности.

Есть и те, кто разводит эти понятия. Мы, поддерживая эту точку зрения, разгра-

ГумАнитАРий : актуальные проблемы

гуманитарной науки и образования ' " '

ничиваем данные понятия. Если менталь-ность включает в себя психологические процессы, состояние души и формы духовной деятельности, то менталитет определяется как свойственная той или иной группе людей система регуляторов жизни и поведения, непосредственно вытекающих из ментальности. Нам как лингвистам, рассматривая словообразование слова «менталь-ность» свойственно утверждать, что даже суффикс -ость является одним из маркеров различия этих понятий. Данный суффикс присоединяясь к корню ментал- рождает слово с иным смысловым оттенком. Он означает какое-то более конкретное явление, частицу признака, тем самым объясняя тот факт, что менталитет - это понятие генерализированное, а ментальность - конкретизированное. Разграничение понятий менталитета и ментальности достаточно условно [2, с. 80].

Обсуждение

Менталитет, как уже говорилось выше, является общим характерным параметром людей, существующих в конкретной культуре, который предоставляет возможность описать и осознать их видение окружающего мира сквозь систему взглядов, норм, установок, эталонов, стереотипов, стандартов [11, с. 14].

Менталитет определяет философский фундамент культуры этноса. Этносы отличаются ментальностью, которая позволяет ее адептам со своей точки зрения воспринимать окружающий мир, оценивать самих себя [11, с. 14].

Фактором влияния на ментальность этноса служат религиозные установки, географически, климатические особенности среды обитания этноса, экономические, политические положения и нормы [2, с. 83].

Как отмечает А. Ю. Ивлева, этническое самосознание как относительно устойчивая система представлений, оценок, культурных признаков жизнедеятельности этно-

са - важнейшая составляющая выражения менталитета в этнической картине мира. Этническое самосознание представляет собой самоопределение народа, инструмент и механизм самоорганизации того или иного этноса [4, с. 13].

Особенно ярко ментальность отражается в искусстве - словотворчестве, живописи, песенном и танцевальном мастерстве и т. д. Именно искусство материально фиксирует особенности каждого этномен-талитета. По мнению А. И. Петрухина, произведения искусства, в том числе эпос различных народов, возникшие на определенных исторических этапах, отображают черты психического склада народа, его мысли и чувства, особенность народного быта, нравов, традиций, религиозных верований. Последние определяют диалектическое единство национальной формы и содержания в искусстве, накладывают на него печать эксклюзивного своеобразия [11, с. 32].

Богатейшим исследовательским материалом являются всевозможные пословицы, поговорки, загадки, присказки, молитвы. Они передаются из поколения в поколение, видоизменяясь, но не теряя основного культурно-исторического ядра. Новорожденному поют колыбельную, ребенку постарше на ночь рассказывают сказки, что, безусловно, выстраивает у человека определенный тип мышления, формирует по кирпичикам его культурное и философское мировоззрение, им постигаются традиции и ценности культуры.

Ядро народной культуры - это совокупность культурных традиций, обусловленных философскими образующими этноса. К этническим ценностям относят традиционные формы быта народа [6, с. 184].

Культурная традиция - ключевая возможность сохранения норм, ценностей, образцов этнической культуры. Для формирования и функционирования этносов

RUSSiaiHJUMrANlI0TfIEhS Vol. 18, N0. 4, 2018 481

в культурном пространстве большое значение имеет создание единого культурно-философского поля: языка, традиций, символов. Этническая ментальность функционирует в виде стереотипов сознания и поведения адепта собственной культуры [6, с. 184].

Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, менталитет выполняет функцию хранения и передачи культурных ценностей и стереотипов, формирует определенную картину мира этноса, через

призму которой проступают философские доминанты, определяющие функционирование основных механизмов, порождающих этнообразующие символы. Менталитет выражается в этнической картине мира. Он является мировоззренческим базисом картины мира, ДНК этноса, глобальной категорией культурологии и философии. Изучение менталитета с философских позиций открывает широкие возможности для исследования, привнося концептуальные элементы и разрешая комплексные задачи.

Библиографический список

1. Вундт В. Психология народов. - М. : Эксмо, 2002. - 864 с.

2. Гуревич А. Я. Проблемы ментальности в современной историографии // Всеобщая история: дискуссия, новые подходы. - М. : Наука, 1989. - Вып. 1. - С. 75-89.

3. Додонов Р. А. Этническая ментальность: опыт социально-философского исследования. - Запорожье: РА «Тандем-У», 1998. - 191 с.

4. Ивлева А. Ю. Культурное пространство художественного текста: от символа-предела к символу-образу: автореф. дис. ... д-ра. филос. наук. - Саранск, 2009. - 41 с.

5. Лаптева И. В., Пахмутова Е. Д. Преподаватель иностранного языка как тьютор при формировании лингво- и социокультурных знаний // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2010. - № 1. - С. 59-65.

6. Лебон Г. Психология народов и масс. - СПб. : Макет, 2011. - 250 с.

7. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. - М. : МГУ, 1980. - С. 130-140.

8. Никишина Э. В. Генезис понятий менталитета и этноменталитета [Электронный ресурс]. -М., [2013]. - URL: http://national-mentalities.ru/. - Загл. с экрана.

9. Новикова Е. Ю. Системность и синергетика в науке // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2012. - № 1. - С. 16-24.

10. Прокопишина Н. А. Факторы формирования национального менталитета России и США: компаративный анализ : автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Новочеркасск, 2003. - 26 с.

11. Трофимов В. К. Истоки и сущность русского национального менталитета (социально-философский аспект) : автореф. дис. ... д-ра филос. наук. - Екатеринбург, 2001. - 43 с.

References

1. Vundt V. The People Psychology. Moscow, 2002, 864 p. (In Russ.).

2. Gurevich A. Ya. The Mentality Problems in a Modern Historiography. Vseobshchaya istoriya: diskussiya, novye podkhody = General History: Discussion, New Approaches. Moscow, 1989: 75-89. (In Russ.).

3. Dodonov R. A. The Ethnic Mentality: the Experience of a Social and Philosophical Research. Zaporozhe, 1998, 191 p. (In Russ.).

4. Ivleva A. Yu. The Cultural Space of a Literary Text: from a Symbol Limit to a Symbol Image: Abstract dis. ... d. fhilos. nauk. Saransk, 2009, 41 p. (In Russ.).

5. Lapteva I. V., Pahmutova E. D. The Foreign Language Teacher as a Tutor by Formation of Lingua and Social Cultural Knowledge. Gumanitarian: aktual'nye problemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2010; 1: 59-65. (In Russ.)

6. Lebon G. The Psychology of the People. Saint Petersburg, 2011, 250 p. (In Russ.).

7. Levi-Bryul'L. A Primitive Mentality. Moscow, 1980: 130-140. (In Russ.).

8. Nikishina E. V. Genesis of Mentality and Ethnomentality Concepts (2013). Available at: http:// national-mentalities.ru/. (In Russ.).

Гуманитарий : актуальные проблемы

гуманитарной науки и образования ' " '

9. NovikovaE. Yu. System and Synergy in Science. Gumanitarian: aktual'nyeproblemygumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2012; 1: 16-24. (In Russ.)

10. ProkopishinaN. A. The Factors ofNational Mentality Formation of Russia and USA: a Comparative. Abstract dis. ... k. fhilos. nauk. Novocherkassk, 2003, 26 p. (In Russ.).

11. Trofimov V. K. Sources and Entity of the Russian National Mentality (the Social and Philosophical Aspect). Abstract dis. ... d. fhilos. nauk. Ekaterinburg, 2001, 43 p. (In Russ.).

Поступила 07.11.2017

Сведения об авторе

Норкина Елена Алексеевна - аспирант кафедры теории речи и перевода ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Сфера научных интересов: этническая картина мира. ORCID: https://orcid. org/0000-0002-7472-3100.

Тел.: +79179923304

E-mail: norkina.elena@bk.ru

Submitted 07.11.2017

About the author

Elena a. Norkina - Postgraduate, the Theory of Speech and Translation Department, National Research Ogarev Mordovia State University. Research interests: ethnic picture of the world. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7472-3100. Tel.: +79179923304 E-mail: norkina.elena@bk.ru

RussiaHUom;aaNIioTfiEhse ^ n°- 4, 2018 483

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.