Научная статья на тему 'Роль менеджмента малых предприятий на региональном рынке труда'

Роль менеджмента малых предприятий на региональном рынке труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
299
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА / РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА / АУТСОРСИНГ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА / ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА / ПОКАЗАТЕЛИ РОССИЙСКОГО РЫНКА ТРУДА / ПОКАЗАТЕЛИ РОССИЙСКОГО МАЛОГО БИЗНЕСА / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ИМПОРТАЗАМЕЩЕНИЕ / MANAGEMENT / SMALL BUSINESS / REGIONAL LABOR MARKET / REGULATION OF LABOR MARKET / OUTSOURCING / EFFECTIVE OF MANAGEMENT / SMALL BUSINESS PROBLEMS / INDICATORS OF RUSSIAN LABOR MARKET / INDICATORS OF RUSSIAN SMALL BUSINESS / MANAGEMENT POLICIES / REVERSE OF IMPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антонов Михаил Валерьевич, Павлова Ирина Владимировна

В данной статье рассмотрены основные показатели российского рынка труда, их взаимосвязь с показателями развития российского малого бизнеса как на федеральном, так и на региональном уровнях с помощью сопоставления статистических данных взятых из открытых государственных источников. Рассмотрение эффективности использования механизма малого и среднего бизнеса, путем сравнения их доли в ВВП страны и долями малого бизнеса в ВВП других экономически развитых стран. Рассмотрение фактора эффективности менеджмента как регулятора трудового рынка. Рассмотрены основные показатели эффективности руководства, рассмотрено понятие неэффективного менеджмента. Попытка рассмотреть причины неэффективности менеджмента на малых предприятиях в современных российских условиях. Даны примеры понятий инкубатор, технопарк. Рассмотрены некоторые меры поддержки государством малых предприятий, проанализированы проблемы малых предприятий. Перечислены основные конкурентные преимущества малых предприятий. Проанализировано значение малого бизнеса на экономику федерального и регионального уровня, а также его влияние на рынок труда как экономический фактор и социальный фактор. Рассмотрены меры для решения проблемы эффективности управления на малых предприятиях. Приведены примеры которые показывают то что успешно развитый сектор малого бизнеса может приносить региону большую пользу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management role in small business on regional labor market

In this article, the basic parameters of the Russian labor market, their relationship with indicators of development of the Russian small business at both the federal and regional levels, by comparing statistical data collected from open public sources. Consideration of the efficiency of the mechanism of small and medium businesses, by comparing their share in the GDP and the shares of small business in GDP of other developed economies. Consideration of the efficiency factor management as a regulator of the labor market. The main indicators of the effectiveness of management discussed the concept of inefficient management. Trying to examine the reasons for the ineffectiveness of the management of small enterprises in modern Russian conditions. Examples of concepts incubator, technology park. Certain measures of state support of small enterprises, analyzes the problems of small businesses. List the main competitive advantage of small businesses. Analyzed the importance of small business in the economy of the federal and regional level, as well as its impact on the labor market as a factor of economic and social factors. Considered measures to address the effectiveness of management in small enterprises. The examples, which show that the successful development of the small business sector can bring great benefit to the region.

Текст научной работы на тему «Роль менеджмента малых предприятий на региональном рынке труда»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №6 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-6 URL статьи: http ://naukovedenie. ru/PDF/18EVN615.pdf DOI: 10.15862/18EVN615 (http://dx.doi.org/10.15862/18EVN615)

УДК 331.5/334.012

Антонов Михаил Валерьевич

ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Россия, Москва1 Аспирант

E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=760498

Павлова Ирина Владимировна

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Россия, Москва2 Доктор экономических наук Профессор кафедры «Общего менеджмента»

E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author items.asp?authorid=678520

Роль менеджмента малых предприятий на региональном

рынке труда

1 105064, г. Москва, ул. Земляной вал, д. 34

2 125993, г. Москва, ГСП-3, Ленинградский проспект, д. 49

Аннотация. В данной статье рассмотрены основные показатели российского рынка труда, их взаимосвязь с показателями развития российского малого бизнеса как на федеральном, так и на региональном уровнях с помощью сопоставления статистических данных взятых из открытых государственных источников. Рассмотрение эффективности использования механизма малого и среднего бизнеса, путем сравнения их доли в ВВП страны и долями малого бизнеса в ВВП других экономически развитых стран. Рассмотрение фактора эффективности менеджмента как регулятора трудового рынка. Рассмотрены основные показатели эффективности руководства, рассмотрено понятие неэффективного менеджмента. Попытка рассмотреть причины неэффективности менеджмента на малых предприятиях в современных российских условиях. Даны примеры понятий инкубатор, технопарк. Рассмотрены некоторые меры поддержки государством малых предприятий, проанализированы проблемы малых предприятий. Перечислены основные конкурентные преимущества малых предприятий. Проанализировано значение малого бизнеса на экономику федерального и регионального уровня, а также его влияние на рынок труда как экономический фактор и социальный фактор. Рассмотрены меры для решения проблемы эффективности управления на малых предприятиях. Приведены примеры которые показывают то что успешно развитый сектор малого бизнеса может приносить региону большую пользу.

Ключевые слова: менеджмент; малый бизнес; региональный рынок труда; регулирование рынка труда; аутсорсинг; эффективность менеджмента; проблемы малого бизнеса; показатели российского рынка труда; показатели российского малого бизнеса; управленческая политика; импортазамещение.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Антонов М.В., Павлова И.В. Роль менеджмента малых предприятий на региональном рынке труда // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №6 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/18EVN615.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/18EVN615

Статья опубликована 25.11.2015.

В течение последних 4-х лет на российском рынке труда наметились тенденции, изучение которые может помочь установить ряд взаимосвязей, влияющих на рынок труда. Для изучения этих тенденций используем статистику, размешенную в открытом доступе на сайте Федеральной службы государственной статистики.

Основные показатели российского рынка труда приведены в таблице 13.

Таблица 1

1 2 3 4 5

Год 2014 2013 2012 2011

Уровень

безработицы 5.2 5.5 5.5 6.5

населения (%)

Уровень

занятости 65.3 64.8 64.9 63.9

населения (%)

Уровень

экономической активности 68.9 68.5 68.7 68.3

населения (%)

Примерно такую же статистику развития показывает малый и средний бизнес в России, основные показатели которого приведены в таблице 24.

Таблица 2

Основные показатели российского малого бизнеса

1 2 3 4 5

Год 2014 2013 2012 2011

Количество малых

предприятий (включая микропредприятия) 2 103 780 2 003 038 2 063 126 1 836 432

Средняя численность 11 744 455 11 695 729 11 683 934 11 480 427

работников, чел.

Оборот предприятий 26 392 218 698 24 781 609 172.97 23 463 700 782.58 22 610 239 469.7

Для полной картины необходимо привести статистику ВВП.5

2011 - 55967,2 млрд. руб.

2012 - 62218,4 млрд. руб.

2013 - 66755,3 млрд. руб.

3 Федеральная служба государственной статистики. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/.

4 Федеральная служба государственной статистики. Электронный wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/.

5 Свободная электронная энциклопедия «Википедия». https://ru.wikipedia.org/wiki/ввп_россии.

Электронный доступ -доступ - http://www.gks.ru/wps/ Электронный доступ -

2014 - 71406,4 млрд. руб.

Это необходимо сделать, поскольку согласно методическим рекомендациям МВФ по анализу рынка труда, основными показателями оценки рынка труда являются:6

• ВВП.

• Уровень безработицы.

• Рабочая сила.

Из этой статистике мы видим, что показатели российского рынка труда и показатели российского малого и среднего бизнеса имеют один общий тренд, согласно которому идет увеличение количество малых предприятий, средней численности работников и оборота промпредприятий одновременно с уменьшением уровня безработицы, увеличением уровня занятости населения и уровня экономической активности. И, в свою очередь, можно говорить об их взаимозависимости. В основных показателях российского рынка труда единственный рецессивный год из приведенных - 2013, также, исходя из основных показателей российского малого бизнеса, единственный рецессивный год из приведенных опять-же 2013. Для более детального анализа мы можем взять статистику ряда субъектов Российской Федерации показатели Москвы, Воронежской области, Нижегородской области7.

Данные по другим регионам также показывают взаимосвязь показателей уровня безработицы на рынке труда и основных показателей малых и средних предприятий. Сопоставляя временную шкалу событий, мы видим, что с введением ряда мер по поддержки малого и среднего бизнеса, увеличивается количество эффективно работающих малых и средних предприятий. И как итог - стабильный рост ВВП. Однако в развитых странах доля малого бизнеса в ВВП составляет от 30 до 40% в нашей стране до 15%. [1] Вместе с тем следует отметить, что в 2012 году была небольшая рецессия, которая получила серьезное развитие как в развитии малого бизнеса, так и небольшое снижение показателей рынка труда.

Необходимо отметить, что по различным федеральным округам Российской Федерации картина может сильно отличаться, но общие тенденции сохраняются.

Это связанно с изменением налоговой нагрузки на малый и средний бизнес, а именно с внедрением патентной системы налогообложения, а также повышением ставок по страховым взносы в ПФР, ФСС, федеральным и территориальным ФОМСам и подоходному налогу. Самым сильным ударом это стало для индивидуальных предпринимателей, число которых, согласно статистике Росстата, единовременно сократилось практически вдвое.

Также это сильно сказалось на малых предприятиях что видно из статистики приведенной выше. Мы видим, что количество малых предприятий в сократилось практически на 60 тыс. При том что в этой-же самой статистической выкладке видно, что в остальные года число малых предприятий только росло.

6 Технические справки и руководства. Модель для анализа и прогнозирования рынка труда. Международный валютный фонд. Электронный доступ - https://www.imf.org/external/ mssian/pubs/ft/tam/2012/ tnm1201r.pdf.

7 Федеральная служба государственной статистики. Электронный доступ -http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/

http://www.gks.ru/wps/wcm/connec^rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/.

Однако это не единственная причина, среди основных причин сокращения малых предприятий в России называются8:

• Отсутствие гибкости.

• Рост предприятия без должного контроля.

• Отсутствие надлежащего финансового учета.

• Нехватка денег на непредвиденные расходы.

• Зависимость от посредников.

• Эксплуатационные издержки на высоком уровне.

• Безграмотное руководство.

• Семейственность в структуре предприятия.

• Отсутствие перспективы бизнеса.

Исходя из всего вышесказанного, мы можем сделать вывод: если мы хотим в современных условиях иметь сильную экономику, то необходимо развивать все ее сектора во всех регионах Российской Федерации, в том числе сферу малого и среднего бизнеса.

С помощью эффективного сектора малого бизнеса можно успешно регулировать рынок труда региона. Исходя из зависимости показателей, приведенной выше, мы можем, влияя на один показатель, изменять другой. К примеру, решив проблему неэффективного менеджмента - прежде всего на уровне частного бизнеса, регион начнет развивать малый и средний бизнес и, как следствие, произойдет увеличение числа рабочих мест и увеличение уровня занятости в регионе. Также мы можем установить роль менеджмента малого бизнеса на региональном рынке труда как одну из ключевых, поскольку во многом именно от эффективности менеджмента малого и среднего бизнеса зависит развитие данного сектора экономики и, как следствие, регионального рынка труда.

Если мы хотим решить проблему эффективности малого и среднего бизнеса в регионе, то для начала надо понять, что является показателями эффективности.

Основными показателями эффективности руководства компаниями принято считать:

• экономический потенциал предприятия и его деловая активность (основной и оборотный капитал, собственный и заемный капитал, доля рынка, объем продаж, прибыльность);

• управляемость (формы и методы организации работы, опыт функционирования хозяйственного механизма с позиций нововведений и ответственности сотрудников);

• потенциал предприятия в области производства и сбыта (используемая сырьевая база, производственная мощность, сбытовая мощность, направленность капитальных вложений);

• потенциал предприятия в области научных исследований (ежегодные расходы на научные исследования, организация исследований, их направленность,

8 БизЭксперты. Самые распространенные причины закрытия малого бизнеса. Электронный доступ -http://bizexperts.ru/samye-rasprostranennye-prichiny-zakrytiya-malogo-biznesa.html.

области патентования, количество патентов, оценка возможности монопольного захвата рынка);

• финансовый потенциал предприятия (структура капитала, платежеспособность, кредитоспособность);

• уровень и квалификация персонала [2].

Тут видна прямая взаимосвязь показателей эффективности руководства и основных показателей рынка труда. К примеру, экономический потенциал предприятия имеет обратную взаимозависимость с уровнем безработицы населения, т.к. предприятие может развиваться только имея для этого потенциал роста как в отрасли так и в регионе. А развитие влечет создание новых рабочих мест и, как следствие, изменение уровня безработицы и занятости населения.

Основываясь на статистике, приведённой выше, мы можем утверждать, что сектор малого имеет ключевое значение для экономики не только в стране в целом, но и в каждого региона в частности. В первую очередь это связано с тем, что сектор малого не является только экономическим фактором как субъект налогообложения и источник пополнения регионального бюджета, но и как социальный фактор обеспечения необходимого количества рабочих мест.

Ведь как известно в современных условиях, в отличие от советского времени, система социальной защиты формируется не только при помощи патернализма, но и активном участии бизнеса в формировании социальных отношений, особенно трудовых. [3]

К примеру, при помощи сектора малого бизнеса можно создавать рабочие места что позволит регулировать уровень занятости и безработицы, и как следствие снижать уровень социальной напряженности.

Соответственно малый и средний бизнес можно определить, как один из инструментов создания сбалансированного рынка труда в регионе. Но для успешного применения малого и среднего бизнеса как инструмента регулирования рынка труда необходимо решить проблему неграмотного менеджмента на самом предприятии и принятия неверных управленческих решений.

Для того чтобы понять, в чем же причина неверных управленческих решений, необходимо вернуться к базовым основам менеджмента. Рассмотрим основные функции менеджмента на самом предприятии.

Согласно учебнику «Менеджмент» Короткова Э.М., в схеме на странице 34, основными функциями менеджмента являются: [4]

• Предвидение.

• Организация.

• Контроль.

• Координация.

• Регулирование.

• Активизация.

• Исследование.

Без обеспечения этих функций невозможна эффективная работа предприятия. Но также возможна передача отдельных функции фирмам, специализирующимся на обслуживании

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

подобных предприятий. Это может помочь функционировать предприятию в случае, если его владелец некомпетентен в вопросах в силу своей неопытности, по крайней мере, до тех пор, пока он не станет обладать минимальной базой знаний и навыков для эффективного руководства предприятием. Это можно делать как на базе бизнес-инкубаторов и технопарков, так и на базе региональной власти. Также как один из инструментов такой поддержки можно использовать аутсорсинг.

Необходимо дать определение понятиям «бизнес-инкубатор», «технопарк» «аутсорсинг».

В постановлении Правительства Москвы от 5 февраля 2008 N 88-ПП сказано: Бизнес-инкубатор - организация, наделенная имущественным комплексом, созданная для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду помещений и оказания консультационных, бухгалтерских и юридических услуг9.

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2014 г. N 1119 "Об отборе субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков и технопарков" определяет технопарк как комплекс объектов инновационной инфраструктуры, включая объекты инженерной и технологической инфраструктуры, технологический инкубатор, инфраструктуру для промышленного дизайна и прототипирования, инжиниринговые услуги, организацию производства и доступа к системам снабжения ключевых потребителей, обеспечивающий полный цикл услуг по размещению и развитию новых инновационных компаний10.

В качестве примера можно привести ХМАО. В округе действуют различные Фонды, осуществляющие поддержку малого бизнеса: Фонд окружной поддержки предпринимательства, Фонд содействия, фонд микрофинансирования, Гарантийный фонд; функционирует технопарк высоких технологий ХМАО-Югра, Окружной бизнес-инкубатор, на базе которого осуществляется формирование фонда нежилых помещений для размещения субъектов предпринимательства по льготным ставкам. [5]

Аутсорсинг - это передача на договорной основе непрофильных функций другим организациям, которые специализируются в конкретной области и обладают соответствующим опытом, знаниями, техническими средствами.

Поскольку в России уже сложилась практика по бизнес-инкубаторам и технопаркам и выделить что-то принципиально новое здесь сложно более подробно рассмотрим аутсорсинг.

Одним из направлений аутсорсинга бизнес-процессов является аутсорсинг кадров, который включает не только сотрудничество с кадровым агентством в области подбора персонала. Здесь имеется в виду, что предприятие - аутсорсер оформляет сотрудника у себя и становится его фактическим работодателем (начисляет ему заработную плату, рассчитывает налоги, оформляет больничные, компенсации, следит за выполнением трудового законодательства, соблюдением норм охраны труда), то есть берет на себя функции кадровой службы и бухгалтерии предприятия. [6]

9 Постановление Правительства Москвы от 05.02.2008 N 88-ПП (ред. от 03.07.2015) "О Концепции имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Москве" электронный доступ - http://mosopen.ru/document/88_pp_2008-02-05.

10 Постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2014 г. N 1119 г. Москва "Об отборе субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков и технопарков" электронный доступ - http://www.rg.ru/2014/11/08/poddergka-site-dok.html.

Одним из основных стратегических преимуществ аутсорсинговых компаний - то что они инвестируют в совершенствование своих собственных технологий, методологий, а также в свой персонал. В первую очередь они исследуют и внедряют у себя новейшие мировые инновационные методы управления бизнес-процессами11.

Подобие аутсорсинга для малого и среднего бизнеса можно позаимствовать из опыта других стран. К примеру в Европейских странах сильное распространение имеет место передачи функций бухгалтерии, банкам в которых организация обслуживается. На начальном этапе это можно внедрять при поддержки государства. Можно создать государственную компанию которая будет профессионально ориентированно на обслуживание малого и среднего бизнеса. Для начала подобные компании можно создать только в регионах с достаточным количеством малых и средних предприятий, поскольку в регионах где малый и средний бизнес недостаточно развит, данная компания не сможет эффективно работать над развитием региона в плане эффективности малого и среднего бизнеса (коей и должна являться цель данной государственной компании) т.к. Эффективности предприятий не хватит для развития региона, также компания не сможет подстегнуть к открытию новых предприятий поскольку не будет иметь достаточную репутацию для создания уверенности в помощи предпринимателям и как следствие улучшение бизнес-климата в регионе.

Но более кардинальным решением вопроса стало бы создание регионального института власти, функционалом которого стали бы исключительно вопросы малого и среднего бизнеса в регионе. В этом случае на него можно было бы возложить обязанности по мониторингу малого и среднего бизнеса. Тогда можно было бы вычислять проблемные предприятия и помогать им адресно, путём консультирования, а также исполнения тех функций менеджмента, выполнение которых на предприятии осуществляется неэффективно. На начальном этапе это будет малоэффективно, поскольку мониторинг будет стоить дороже, чем само работающее предприятие. Но стоит учитывать, что это является долгосрочным проектом, поскольку когда ряд регионов будут иметь мощный сектор малого и среднего бизнеса, они не только будут иметь полное финансовое самообеспечение, но и также осуществлять существенные налоговые вливания в государственный бюджет, за счёт части которых возможно развивать эту программу в других регионах. И в конечном итоге, это может стать одним из способов ухода от нефтяной зависимости и важной частью импортазамещения.

Ведь многие забывают, что малый бизнес более восприимчив к нововведениям, так как может быстро перестраивать производство и апробировать новые идеи, но из-за ограниченности финансовых ресурсов заинтересован в ускоренной разработке технический решений. [7]

Также Малые предприятия имеют ряд конкурентных преимуществ перед крупными предприятиями, это:

1) способность к инновациям;

2) соединение функции собственности и управления;

3) своеобразный социально-экономический климат, складывающийся в коллективе предприятия;

11 Аутсорсинг-ощутимая помощь бизнесу. ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Деловое обозрение" Электронный доступ - http://www.allmedia.ru/newsitem.asp?id=798502.

4) огромный потенциал быстрого достижения эффекта насыщения рынка, наличие, по сравнению с крупным производством преимуществ в скорости оборота, капитала;

5) сокращение пути от начала до готового продукта;

6) преимущественная ориентация на местные источники сырья и рынки сбыта;

7) множество организационно-экономических форм предприятия;

8) более полное и эффективное использование уникальных способностей, знаний и трудовых навыков отдельных граждан, для которых условия организации и оплаты труда на крупных предприятиях не стимулируют полной отдачи;

9) создание благоприятных условий для трудоустройства различных категорий населения, в том числе инвалидов и т.д. [8]

И на основе этого развитие малого бизнеса выглядит ещё более жизненно важным как для региона так и для страны в целом.

То, что малый бизнес может приносить столь существенные дивиденды для региона, мы можем увидеть из московского бюджета времен Юрия Лужкова, когда Москва была регионом-донором, а одним из ключевых статей дохода было налогообложение малого бизнеса. И как косвенное подтверждение работоспособности данной модели мы можем видеть на примере развития Нижегородской области, где губернатор области старается проводить примерно симметричную политику.

Государство пытается вводить программы направленные на поддержку малого и среднего бизнеса. К примеру областная целевая программа развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2012-2014 гг. (ОЦП). Цели программы — обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, повышение его роли в социально-экономическом развитии региона, стимулирование экономической активности субъектов малого и среднего предпринимательства в Челябинской области. [9]

В настоящее время политика государства в отношении малого и среднего бизнеса носит не системный характер. Зачастую принимаемые решения противоречат друг другу и сводят все усилия к нулю, если не к минусу, как в случае со страховыми взносами для индивидуальных предпринимателей в 2013 г. [10]

Подводя итоги констатируем, что малый и средний бизнес можно использовать как средство регулирования регионального рынка труда и приведения его в состояние необходимого баланса. Но для этого необходимо решить ряд проблем, связанных с его развитием, прежде всего проблему неэффективного менеджмента на данных предприятиях.

Обобщая определения неэффективного менеджмента, которые можно найти в открытых источниках, можно сказать, что неэффективный менеджмент - это управленческая политика, приносящая больше отрицательных эффектов, чем положительная. Одинаковая политика на двух разных предприятиях может быть эффективна и неэффективна. Это зависит от многих факторов, одним из которых является умение руководителя проводить политику.

ЛИТЕРАТУРА

1. Спатарь А.В. Развитие малого бизнеса в России / Экономика и современный менеджмент: теория и практика №2 (46) / 2015 электронный доступ http://cyberleninka.rU/article/n/razvitie-malogo-biznesa-v-rossii-2.

2. Аслудинова Л.С., Берестов В.И. Методические подходы к оценке эффективности управления малым мебельным предприятием с учетом фактора партнерских отношений. «Российское предпринимательство» №16 (238) 2013 год, стр. 24-31. Электронный доступ - http://old.creativeconomy.ru/articles/29329/.

3. Павлова И.В. Система социальной защиты в экономике России / Тамбов: Вестник Тамбовского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. N7 (111). - 0,3 п.л.

4. Э.М. Коротков. Менеджмент: учебник / - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. - 640 с. Электронный доступ -http://static2.ozone.ru/multimedia/book_file/1002967128.pdf.

5. Макущенко Л., Селиверстова Ю. Малый бизнес - основа региональной экономики / Современные проблемы науки и образования Выпуск №6 / 2012.

6. Ермошина Е.Л «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения» Электронный доступ - http://www.audit-it.ru/articles/account/assets/a13/42117.html.

7. Киршин И.А., Иванушкин Н.С. Особенности развития малого и среднего бизнеса в России и за рубежом / Экономика и современный менеджмент: теория и практика / №4 (48-2) / 2015 Электронный доступ -http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-malogo-i-srednego-biznesa-v-rossii-i-za-rubezhom.

8. Владимирова С.В. К вопросу о значении малого бизнеса в развитии региональной экономики / Социально-экономические явления и процессы / №9 (055) / 2013 электронный доступ: http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-znachenii-malogo-biznesa-v-razvitii-regionalnoy-ekonomiki.

9. Т.В. Брижанина Вестник Челябинского государственного университета. 2014. №2 (331). Управление. Вып. 9. С. 32-37.

10. Измайлова М.А. Экономическое стимулирование малого бизнеса в России / Экономика и современный менеджмент: теория и практика №2 (46) / 2015 электронный доступ - http://cyberleninka.ru/article/n/ ekonomicheskoe-stimulirovanie-malogo-biznesa-v-rossii.

Рецензент: Статья рецензирована членами редколлегии журнала.

Antonov Mikhail Valerievich

Institute of labour and social security Russia, Moscow E-mail: [email protected]

Pavlova Irina Vladimirovna

Financial University under the Government of the Russian Federation

Russia, Moscow E-mail: [email protected]

Management role in small business on regional labor market

Abstract. In this article, the basic parameters of the Russian labor market, their relationship with indicators of development of the Russian small business at both the federal and regional levels, by comparing statistical data collected from open public sources. Consideration of the efficiency of the mechanism of small and medium businesses, by comparing their share in the GDP and the shares of small business in GDP of other developed economies. Consideration of the efficiency factor management as a regulator of the labor market. The main indicators of the effectiveness of management discussed the concept of inefficient management. Trying to examine the reasons for the ineffectiveness of the management of small enterprises in modern Russian conditions. Examples of concepts incubator, technology park. Certain measures of state support of small enterprises, analyzes the problems of small businesses. List the main competitive advantage of small businesses. Analyzed the importance of small business in the economy of the federal and regional level, as well as its impact on the labor market as a factor of economic and social factors. Considered measures to address the effectiveness of management in small enterprises. The examples, which show that the successful development of the small business sector can bring great benefit to the region.

Keywords: management; small business; regional labor market; regulation of labor market; outsourcing; effective of management; small business problems; indicators of Russian labor market; indicators of Russian small business; Management policies; reverse of import.

REFERENCES

1. Spatar' A.V. Razvitie malogo biznesa v Rossii / Ekonomika i sovremennyy menedzhment: teoriya i praktika №2 (46) / 2015 elektronnyy dostup http://cyberleninka.rU/article/n/razvitie-malogo-biznesa-v-rossii-2.

2. Asludinova L.S., Berestov V.I. Metodicheskie podkhody k otsenke effektivnosti upravleniya malym mebel'nym predpriyatiem s uchetom faktora partnerskikh otnosheniy. «Rossiyskoe predprinimatel'stvo» №16 (238) 2013 god, ctr. 24-31. Elektronnyy dostup - http://old.creativeconomy.ru/articles/29329/.

3. Pavlova I.V. Sistema sotsial'noy zashchity v ekonomike Rossii / Tambov: Vestnik Tambovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2012. N7 (111). - 0,3 p.l.

4. E.M. Korotkov. Menedzhment: uchebnik / - M.: Izdatel'stvo Yurayt; ID Yurayt, 2011. - 640 s. Elektronnyy dostup -http://static2.ozone.ru/multimedia/book_file/1002967128.pdf.

5. Makushchenko L., Seliverstova Yu. Malyy biznes - osnova regional'noy ekonomiki / Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya Vypusk №6 / 2012.

6. Ermoshina E.L «Aktual'nye voprosy bukhgalterskogo ucheta i nalogooblozheniya» Elektronnyy dostup - http://www.audit-it.ru/articles/account/assets/a13/42117.html.

7. Kirshin I.A., Ivanushkin N.S. Osobennosti razvitiya malogo i srednego biznesa v Rossii i za rubezhom / Ekonomika i sovremennyy menedzhment: teoriya i praktika / №4 (48-2) / 2015 Elektronnyy dostup - http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-malogo-i-srednego-biznesa-v-rossii-i-za-rubezhom.

8. Vladimirova S.V. K voprosu o znachenii malogo biznesa v razvitii regional'noy ekonomiki / Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy / №9 (055) / 2013 elektronnyy dostup: http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-znachenii-malogo-biznesa-v-razvitii-regionalnoy-ekonomiki.

9. T.V. Brizhanina Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. №2 (331). Upravlenie. Vyp. 9. S. 32-37.

10. Izmaylova M.A. Ekonomicheskoe stimulirovanie malogo biznesa v Rossii / Ekonomika i sovremennyy menedzhment: teoriya i praktika №2 (46) / 2015 elektronnyy dostup - http://cyberleninka.ru/article/n/ ekonomicheskoe-stimulirovanie-malogo-biznesa-v-rossii.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.