РОЛЬ МЕЛОДИКИ В ПРОЦЕССЕ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В СУДЕБНОЙ РЕЧИ
Н.В. КОЖЕДУБ
THE role of melody iN THE process oF pERsuAsivE courtroom DiscouRsE
N.V. KOZHEDUB
Статья посвящена изучению роли мелодики в процессе убеждения в судебной речи. Стороны обвинения и защиты оказывают воздействие на суд присяжных через убеждение. Высота тона играет важную роль в том, как слушающие воспринимают просодию в речи.
Ключевые слова: судебная речь, просодия, убеждение, высота тона, мелодика
The focus of this article is the role of speech melody in the process of persuasion in the courtroom discourse. Prosecutors and advocates have a goal to affect the jury in a certain way through persuasion. Pitch is a key factor in how hearers perceive prosody in speech.
Keywords: courtroom discourse, prosody, persuasion, pitch, speech melody
Одним из векторов развития прикладной лингвистики является судебное ре-чеведение, возникшее на основе теории речеведения как интегративной области знаний. «Речеведение охватывает не только такие аспекты, как что говорится, кто и как говорит, но и почему, с какой целью и кому говорится, как трактуется это сообщение партнером по коммуникации, в какой ситуации происходит акт говорения и понимания, как этот акт коррелирует с ценностями межкультурной коммуникации, аспектами экстра-, пара- и этнолингвистики, проксемики и т.д» [3: 67].
Функция воздействия в человеческой речи является одной из основных. Человек говорит для того, чтобы воздействовать, если не непосредственно на поведение, то на мысль или чувства, на сознание других людей. Конечной целью речевого общения, по мнению Е.Ф. Тарасова, является регуляция деятельности собеседника, и «любое общение с точки зрения целевой обусловленности - это речевое воздействие» [5:3].
Метод убеждения заключается в передаче сообщений с целью склонить к определенному мнению или поступку человека, воздействуя на его интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы. Убедить - значит с помощью доводов доказать или опровергнуть какое-либо положение.
Воздействие через убеждение является основным для судебной речи. Именно судьи и присяжные являются теми, на кого прежде всего направлен убеждающий эффект речи.
Выступления в суде защитника и обвинителя оказывают прямое воздействие на присутствующих в зале заседания, что обусловлено стремлением к более эффективной регуляции деятельности других людей.
Просодия как совокупность акустических средств (частоты основного тона, длительности и интенсивности) играет важную роль на этапе установления первичного контакта. «Слушающий воспринимает звуковую волну и преобразует ее в образы, которые ассоциируются с определенными лексическими единицами» [4:60].
«Речевая мелодия (или мелодика) есть изменение высоты тона» [1:24]. Акустически мелодические характеристики речи соотносятся с изменяющейся во времени
II. ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАЦИИ И ДИСКУРСА
частотой самой низкой составляющей в спектре звука - частотой основного тона (ЧОТ). ЧОТ является величиной, обратной периоду колебания голосовых связок, и характеризует все периодические и квазипериодические звуки.
С помощью экспериментального исследования нам предстояло выяснить, какую роль играет мелодика в процессе речевого воздействия в вопросительных, утвердительных и побудительных высказываниях, относящихся к судебной речи.
Экспериментальным материалом послужили фразы, реализуемые носителями британского варианта английского языка.
Так как рассматривалась речь, как защиты, так и обвинения, то для анализа были выбраны высказывания шести участников судебных процессов (трех защитников и трех обвинителей). Каждый коммуникативный тип высказывания был представлен 5-8 реализациями. Таким образом, было обработано 108 реализаций, относящихся к судебному процессу. Компонентами экспериментального материала стали также кулуарные высказывания тех ораторов, судебная речь которых вошла в корпус нашего исследования. Здесь были также отобраны 108 высказываний.
Высказывания ораторов со стороны защиты и обвинения образовали маркированные члены высказывания, в то время как кулуарные высказывания являлись немаркированными членами.
При сравнении маркированных (судебных) и немаркированных (кулуарных) высказываний, анализ данных показал значимую разницу у следующих просодических параметров: ЧОТ предъядерного слога, ЧОТ ядерного слога, ЧОТ заядерного слога.
Мелодический контур утвердительных маркированных высказываний характеризуется расширенным диапазоном благодаря скользящим и скандентным нисходящим и восходящим шкалам и шкалам с внезапным подъемом. Терминальные тоны маркированных высказываний носят более резкий характер. Доминирующие падающие кинетические тоны выполняют функцию завершенности, определенности, категоричности. Сложные тоны и составные контуры также передают разнообразные эмоционально-модальные значения. Частотный диапазон маркированных высказываний расширен, что удачно сочетается с усиленным фразовым ударением и сложными тонами. Низкий и высокий регистры играют важную роль в выражении ярких и эмфатически акцентированных эмоций и отношений говорящего.
Главное отличие контура вопросительных маркированных высказываний от немаркированных вариантов состоит в доминировании составных контуров. Составные контуры состоят из простых тонов и сочетания простых и сложных тонов. Наиболее распространенными предтерминальными тонами являются низкие восходящие тоны в сочетании с терминальными высокими нисходящими тонами. Доминирование скользящих и скандентных нисходящих шкал и их сочетание с разнообразными тонами передают широкий диапазон значений маркированных вопросительных высказываний.
В утвердительных маркированных высказываниях выделение интонационного центра происходит при помощи изменения высоты тона, т.е. при помощи мелодики. Ударение в маркированных высказываниях носит эмфатический характер, и эмфаза создается за счет увеличения высоты тона.
Резкое увеличение ЧОТ в интонационном центре маркированных вопросительных высказываниях свидетельствует о том, что ораторы намеренно выделяют ядерную часть высказываний для того, чтобы увеличить эмфатичность высказываний.
При сравнивании маркированных и немаркированных побудительных высказываний, мы получили обратную картину. Большее разнообразие форм мелодического контура, больший диапазон и яркость терминальных тонов присущи немаркированным побудительным высказываниям, т.к. побудительные маркированные высказывания не имеют цели убедить слушателей, а служат, скорее, для организации проведения судебного процесса. Маркированные побудительные высказывания не являются эмфатически выделенными. Мелодика не является тем интонационным маркером, который играет роль в формировании эффекта убеждения в побудительных маркированных высказываниях.
Таким образом, мелодике принадлежит важная роль как одному из ключевых просодических средств при реализации убеждения как вида прямого воздействия в судебной речи в британском варианте английского в утвердительных и вопросительных высказываниях. Высота тона и ее основной коррелят - частота основного тона играют важную роль в том, как слушающие воспринимают просодические характеристики в речи, которые, в свою очередь, влияют на отражение эмоций говорящего.
Литература
1. Антипова А.М. Система английской речевой интонации. - М.: Высшая школа, 1979. - 132 с.
2. Надеина Т.М. Просодия - личность - коммуникация // Лингвистическая полифония - сборник в честь юбилея профессора Р. К. Потаповой. - М., 2007. - 999 с.
3. Потапова Р.К., Потапов В.В. Язык, речь, личность. - М.: Языки славянской культуры, 2006. - 492 с.
4. Потапова Р.К. Речь: коммуникация, информация, кибернетика. 3-е изд. - М., 2003.
5. ТарасовЕ.Ф. Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. - М.: Наука, 1990. - 135 с.