Научная статья на тему 'РОЛЬ МЕЛКОГО ПРОИЗВОДСТВА В ДОСТИЖЕНИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В ИНДИИ'

РОЛЬ МЕЛКОГО ПРОИЗВОДСТВА В ДОСТИЖЕНИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В ИНДИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
326
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНДИИ / КУСТАРНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ИНДИИ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК ПО РАЗВИТИЮ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И СЕЛА / ГРУППЫ САМОПОМОЩИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОГО ПРОИЗВОДСТВА / ECONOMY OF INDIA / LIBERAL REFORMS / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / SOCIAL PROBLEMS IN INDIA / SMALL BUSINESS / SMALL SCALE INDUSTRY IN INDIA / COTTAGE INDUSTRY / NABARD / NATIONAL SMALL INDUSTRIES CORPORATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галищева Н.В.

В настоящей статье на примере Индии проанализирована роль мелкого производства в решении проблемы достижения устойчивого развития. Автор показывает, что стимулирование этого сегмента индийской экономики не только сокращает безработицу в стране, но и оказывает существенное влияние на решение проблем бедности и продовольственной безопасности, способствует повышению уровня образования и обеспечению гендерного равенства. Показано, что индийский истеблишмент в течение всего периода независимости страны рассматривал мелкое производство как своеобразный буфер между современным крупным бизнесом и основной массой населения.Приведены критерии определения мелкого производства в Индии в соответствии с численностью работников на предприятии и объёму уставного капитала, а также статистические данные по численности предприятий, их доле в экспорте и промышленном производстве страны и динамике создания рабочих мест в этом сегменте индийской экономики. Автор выявила основные проблемы и преимущества развития мелкого производства в Индии на современном этапе. Через призму стимулирования мелкого производства и изменения его места в индийской экономике автор анализирует эффективность промышленной политики Индии, уделяя особое внимание деятельности Национального банка по развитию сельского хозяйства и села, который оказывает помощь развитию мелкого производства. Исследование проведено на основе системного подхода к изучению экономики с использованием базовых методов научного познания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SMALL-SCALE INDUSTRIES IN ACHIEVING THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT: THE EXPERIENCE OF INDIA

The article deals with the role of small scale industry in India in achieving the sustainable development. The author draws attention to the fact that the small scale industry promotion policy impacts significantly not only on decreasing the unemployment rate as well as long-term and youth unemployment but also on solving such acute social problems as poverty, famine, undernourishment and food insecurity, lack of quality education, gender inequality and the empowerment of women. The author pays attention to the evolution of small business in India in 1950-2010s. It argues convincingly that due to significant number of population as well as low-skilled labor on the one hand and limited financial resources on the other one small business has been considered to be a buffer between modern big business and the bulk of the population remaining outside it. The author considers the effectiveness of the industrial policy through the prism of stimulating small-scale industry and changing its place in the Indian economy. The author examines the activity of the The National Bank for Agricultural and Rural Development (NABARD) which is considered to be the most important institution which looks after the development of the small scale industries. The aim of NABARD was poverty reduction and development assistance (it’s one of the premier agencies providing developmental credit in rural areas). The article presents the definition of small scale industry in India both in terms of employment level and the investment limits as well as statistical data on number of units, its share in industrial production and exports and expansion of small scale sector in 2000-2010s. The author identified main problems facing cottage and small scale industries in India at the present time. The research is based on the systematic approach to the study of national economy using basic methods of scientific knowledge such as induction and deduction, analysis and synthesis.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МЕЛКОГО ПРОИЗВОДСТВА В ДОСТИЖЕНИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В ИНДИИ»

Вестник МГИМО-Университета. 2020. 13(3). С. 151-169 DOI 10.24833/2071-8160-2020-3-72-151-169

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СТАТЬИ

Роль мелкого производства в достижении устойчивого развития в Индии

Н.В. Галищева

Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России

В настоящей статье на примере Индии проанализирована роль мелкого производства в решении проблемы достижения устойчивого развития. Автор показывает, что стимулирование этого сегмента индийской экономики не только сокращает безработицу в стране, но и оказывает существенное влияние на решение проблем бедности и продовольственной безопасности, способствует повышению уровня образования и обеспечению гендерного равенства. Показано, что индийский истеблишмент в течение всего периода независимости страны рассматривал мелкое производство как своеобразный буфер между современным крупным бизнесом и основной массой населения.

Приведены критерии определения мелкого производства в Индии в соответствии с численностью работников на предприятии и объёму уставного капитала, а также статистические данные по численности предприятий, их доле в экспорте и промышленном производстве страны и динамике создания рабочих мест в этом сегменте индийской экономики. Автор выявила основные проблемы и преимущества развития мелкого производства в Индии на современном этапе. Через призму стимулирования мелкого производства и изменения его места в индийской экономике автор анализирует эффективность промышленной политики Индии, уделяя особое внимание деятельности Национального банка по развитию сельского хозяйства и села, который оказывает помощь развитию мелкого производства. Исследование проведено на основе системного подхода к изучению экономики с использованием базовых методов научного познания.

Ключевые слова: устойчивое развитие, социальные проблемы Индии, кустарная промышленность Индии, Национальный банк по развитию сельского хозяйства и села, группы самопомощи, Национальная корпорация по развитию мелкого производства

УДК: 339.9

Поступила в редакцию: 05.02.2020 г. Принята к публикации: 15.04.2020 г.

Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы изучить роль в индийской экономике мелкого производства, выявить его преимущества и актуальные проблемы, а также исследовать систему государственного регулирования в пореформенный период. Исходя из этого, автор ставит следующие задачи:

- показать эволюцию развития мелкого производства в Индии в период независимости и определить его роль и место в экономике страны на современном этапе;

- отразить специфику государственной политики по стимулированию малых предприятий промышленного сектора в период независимости;

- рассмотреть вклад групп самопомощи в решение социальных проблем;

- выявить актуальные проблемы малого бизнеса.

Предметом исследования является мелкое производство в Индии, а исследовательский вопрос заключается в определении его роли в достижении устойчивого развития индийской экономики. Для полноты анализа автор прибегает к иллюстрации места малого бизнеса в индийской экономике в целом, освещая деятельность малых предприятий не только в промышленности, но и в сфере услуг. Используемые в работе статистические данные относятся к мелкой промышленности, поскольку в соответствии с нормами индийской статистики, мелкое производство включено в состав мелкой промышленности.

Теоретической основой исследования стал синтез концепции мелкого производства как важнейшего компонента многоукладной экономики развивающегося государства, представляющего собой своеобразный буфер между современным крупным бизнесом и основной массой населения, остающейся за его пределами, и подхода индийских экономистов к определению его влияния на решение социальных проблем в национальной экономике.

Концепция устойчивого развития была предметом исследования многих индийских авторов, в т.ч. Амартьи Сена1, Виджая Джоши (Joshi 1998), Монте-ка С. Ахлувалия (The Indian Economy: Recent... 1989), Правина Висарии (The Indian Economy: Problems. 2004), Говиндана Параиля (Parayil 1996). Прит Ру-стаги (SAARC 2006), Мадхави Сингх Шах (Nepalese Economy. 2004), Мухаммад Юнус (Yunus 2010), С. Акбар Заиди (Zaidi 2014) показали значимость мелкого производства в южно-азиатских государствах и описали работу микрофинансовых институтов в условиях слаборазвитой экономики. Р. Агравала (Agraval 2002), В.М. Дандекар (The Indian Economy: Recent. 1989), У Капила (The Indian Economy since Independence 2004-2005; Kapila 2005), С.К. Мисра и В.К. Пури (Misra, Puri 2001) изучили развитие в период независимости малого бизнеса и мелкого производства. Исследования американских и британских индологов

1 Sen A. 1988. The Concept of Development. Handbook of Development Economics. Volume 1. Edited by H. Chenery and T.N. Srinivasan. Elsevier Science Publishers B.V. 350 р.

Роберта Е.Б. Лукаса (The Indian Economy: Recent... 1989) и Густава Ф. Папанека (The Indian Economy: Recent. 1989) освещают вклад мелкого производства в развитие индийской экономики на разных этапах независимости2.

Методологически настоящее исследование основано на методах научного познания, таких как индукция и дедукция, анализ и синтез. В качестве базового использован системный подход к изучению индийской экономики в целом и отдельных аспектов промышленной политики, в частности.

Актуальность темы исследования обусловлена объективным процессом возрастания роли малого бизнеса, и в том числе мелкого производства, в решении задач социально-экономического развития Индии для продвижения к целям устойчивого развития. Индийский опыт, доказывающий, что мелкое производство способно внести существенный вклад не только в ускорение темпов экономического роста, но в решение комплекса социальных проблем, пока не нашёл глубокого освещения в российском индоведении. Отдельные аспекты данной проблемы изучены в трудах Е.А. Брагиной (Брагина 2012), О.В. Маляро-ва (Маляров 2010; Индия 1985-1986. 1987) и А.И. Медового (Медовой, Галищева 2009). В настоящей работе автор использовала ряд собственных публикаций по исследуемой теме (Галищева 2009; Галищева 2014; Галищева 2019).

Хронологические рамки работы охватывают период с конца 1940-х гг. по 2020 г., т.е. весь этап независимости Индии.

Индийская концепция устойчивого развития

За последние десятилетия в связи с неблагоприятными тенденциями в сфере экологии (сокращение площади лесов, уменьшение естественного плодородия почв, изменение климата и др.) и экономики (обострение проблемы бедности и неравенства в доходах в большинстве африканских, латиноамериканских и ряде азиатских государств; высокий уровень безработицы, в том числе и молодёжной; острая для ряда развивающихся стран проблема недоедания; низкий уровень развития человеческого потенциала; частые экономические кризисы; зависимость национальных экономик от мировой конъюнктуры и др.), актуальность концепции устойчивого развития заметно выросла. Впервые о ней заговорили в конце 1970-х - начале 1980-х гг. Важной вехой в выработке теоретических основ этой концепции стал опубликованный в 1987 г. доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию при ООН «Наше общее будущее». В докладе впервые было дано определение: устойчивое развитие удовлетворяет потребностям настоящего времени, но при этом не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности. В

2 В экономической истории независимой Индии чётко выделяются два макроэтапа: дореформенный, развитие по модели импортозамещения (1947-1991 гг.), и пореформенный, этап либеральных реформ (после 1991 г.).

настоящее время общепризнано, что устойчивое развитие проявляется в экономическом, экологическом и социальном измерениях, и соответственно достижение целей устойчивого развития предполагает решение на государственном уровне трёх задач: повышение экономической эффективности, обеспечение экологической безопасности и социальной защищённости. Поиском решения проблем устойчивого развития заняты экономисты не только развитых, но и в развивающихся стран, причём для последних в силу их догоняющего развития, эта задача становится приоритетной. Поучительный пример успешного выбора методов и инструментов по достижению устойчивого развития демонстрирует Индия, один из экономических и политических лидеров развивающегося мира.

Впервые о необходимости устойчивого развития в этой стране заговорили при составлении IX пятилетнего плана (1997-2002 гг.). Тогда была признана взаимозависимость экономического и социального развития, а социальное развитие стали понимать как одно из главных условий ускорения экономического роста.

Значительное влияние на выработку в Индии национальной концепции устойчивого развития оказали работы экономистов Амартьи Сеноа, Виджая Джоши, Монтека С. Ахлувалии, Правина Висария и др. Так, А. Сен указывал, что при оценке экономического развития государства не следует ограничиваться лишь измерением его ВВП - необходимо анализировать также качество жизни граждан, уровень их образования, среднюю продолжительность жизни и проч.3; эффективные преобразования в сельском хозяйстве и развитие системы здравоохранения способствуют улучшению жизненных условий бедных слоев населения и их более активному вовлечению в производство (Indian Development. 1997: 45).

Монтек С. Ахлувалия подчёркивал необходимость активной социальной политики на государственном уровне, нацеленной в первую очередь на сокращение бедности, преодоление социального неравенства и уменьшение разрыва в доходах граждан, что, в свою очередь, невозможно без ликвидации неграмотности и решения проблемы безработицы, особенно на селе (The Indian Economy. 1989: 357-358).

Проблему гендерного неравенства поднимает демограф Правин Висария, указывая на необходимость искоренения безграмотности среди женщин и решения проблемы феминизации бедности путём активного включения в общественную жизнь (The Indian Economy. 1989: 326-328).

Экономист Виджай Джоши подчёркивал, что экономический рост и развитие национальных систем образования и здравоохранения способствуют искоренению бедности (Joshi 1998: 330-350); Говиндан Параиль отмечал, что разви-

3 Sen A. 1988. The Concept of Development. Handbook of Development Economics. Volume 1. Edited by H. Chenery and T.N. Srinivasan. Elsevier Science Publishers B.V. 350 р. P. 15.

тие социального капитала необходимо для успешного развития национальной экономики (Parayil 1992: 941-957).

Научные изыскания по проблеме были обобщены в докладе «Развитие человеческого потенциала для устойчивого развития», представленном индийским Министерством по охране окружающей среды и лесов в 2002 г.4. Этот документ очертил основные задачи по обеспечению устойчивого развития индийской экономики: борьба с бедностью посредством активной поддержки и стимулирования микро- и малого бизнеса; развитие человеческого потенциала; повышение конкурентоспособности экономики; введение экостандартов для сохранения природно-ресурсного потенциала страны; использование энергосберегающих технологий; развитие демократического общества и активное включение в социальную жизнь граждан; поддержание независимых судебной ветви власти и СМИ и др. Конкретные меры для этих задач были сформулированы при выработке X пятилетнего плана (2002-2007): переход к обязательному начальному образованию и повышение уровня грамотности до 75%; сокращение гендерного неравенства в уровнях грамотности и заработной платы; сокращение младенческой и материнской смертности; увеличение лесопокрытой площади; обеспечение всему населению доступа к питьевой воде; очищение загрязнённых рек.

Ключевое значение для достижения целей устойчивого развития имеет ускорение темпов развития экономики, что, в свою очередь, увязывается с необходимостью поддержки малого бизнеса во всех его формах (Галищева 2014).

Успехи в экономике неоспоримы: Индия десять лет сохраняет за собой третье место5 в мире по объёму ВВП по ППС; по оценке МВФ, в 2019 г. страна впервые поднялась на пятую позицию по ВВП по обменному курсу, после США, КНР, Японии и ФРГ6. Прогнозы темпов экономического роста оптимистичны: 7,5% в 2020 г., 7,7% в 2024 г.7. Запущенная в 2014 г. нынешним премьер-министром Н. Моди программа Make in India привела к беспрецедентному росту притока ПИИ в индийскую экономику, объём которых, по предварительным оценкам UNCTAD, в 2019 г. достиг 49 млрд долл.8. Индийские компании со своими товарами, услугами и капиталом уверенно проникают на рынки не только развивающихся, но и развитых государств.

4 Empowering People for Sustainable Development. 2002. Ministry of Environment and Forest (MoEF), Government of India [Электронный ресурс]. URL: http://www.envfor.nic.in/divisions/ic/wssd/doc1/forward.htm (accessed 30.06.2020).

5 По оценкам МВФ, объём индийского ВВП по ППС составил 11,326 трлн долл. (около 8% мирового объёма ВВП). List of Countries by GDP (PPP). [Электронный ресурс]. URL: www.statisticstimes.com/economy/countries-by-gdp-ppp.php (accessed 30.06.2020).

6 По оценкам МВФ, объём индийского ВВП по обменному курсу составил 2,936 трлн долл. (около 3,4% мирового объёма ВВП). Projected GDP Ranking (2019-2024). [Электронный ресурс]. URL: https://www.statisticstimes.com/ economy/projected-world-gdp-ranking.php (accessed 30.06.2020).

7 World Economic Outlook: Growth Slowdown, Precarious Recovery. April 2019. International Monetary Fund. P. 160.

8 India attracted $49 billion FDI in 2019, among top 10 recipients of overseas investment: UNCTAD. [Электронный ресурс]. URL: https://economictimes.indiatimes.com/news/economy/indicators/india-attracted-49-billion-fdi-in-2019-among-top-10-recipients-of-overseas-investment-unctad/articleshow/73441481.cms (accessed 30.06.2020).

На этом фоне решение социальных проблем продвигается с большим трудом. В стране по-прежнему высок уровень бедности: по данным Human Development Report 2019, он составил 21,9% по национальной методике подсчёта в 2007-2018 г. и 58% - по международной методике в 2007-2017 гг. (при этом уровень сверхбедности - 21,2%)9 (см. табл. 1). Столь существенная разница обусловлена крайне низким уровнем прожиточного минимума: 972 руп. в месяц для жителей села и 1407 руп. для горожан.

60 50

40 30 20 10 0

1951 г. 1961 г. 1971 г. 1981 г. 1991 г. 2005 г. 2012 г. 2018 г.

Рисунок 1. Уровень бедности в Индии в 1951-2018 гг. по национальной статистике (%)

Fig 1. The poverty rate in India in 1951-2018 according to national statistics (%)

Источник: (Медовой, Галищева 2009: 346); Human Development Report. Various Issues. Kaur R. Poverty and its Causes in India. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.mapsofindia.com/my-india/society/poverty-in-india-and-its-causes (accessed 30.06.2020).

Достижение продовольственной безопасности также остаётся серьёзным вызовом. По данным ФАО, в 2015-2017 гг. в Индии насчитывалось свыше 183 млн недоедающих, или 14,8% населения. В пореформенный период абсолютное число недоедающих сократилось несущественно (см. табл. 1).

Другая нерешённая проблема - сравнительно низкий уровень грамотности, 71,2% в 2018 г., это самый низкий показатель среди стран БРИКС10. В среднем граждане проводят в школе 6,4 года, что едва превышает продолжительность

9 Human Development Report 2019. Beyond Income, beyond Averages, beyond Today: Inequalities in Human Development in the 21st Century. Published for the United Nations Development Programme (UNDP). P. 320.

10 Human Development Indices and Indicators. 2018 Statistical Update. [Электронный ресурс]. URL: https://www. globalhungerindex.org/pdf/en/2018.pdf (accessed 30.06.2020).

обучения в начальной школе11. При этом уровень грамотности среди женщин ниже, чем среди мужчин (соответственно 65,5% и 84%), как и среднее количество лет школьного обучения (4,7 года для девочек и 8,2 - для мальчиков12).

Таблица 1. Масштабы недоедания в Индии в 1990-2016 гг.

Table 1. The extent of malnutrition in India in 1990-2016

1990-1992 гг. 2000-2002 гг. 2005-2007 гг. 2010-2012 гг. 2014-2016 гг. 2015-2017 гг.

млн % млн % млн % млн % млн % млн %

чел. чел. чел. чел. чел. чел.

210,1 23,7 185,5 17,5 233,8 20,5 189,9 15,6 194,6 15,2 183,5 14,8

Источники: The State of Food Insecurity in the World 2015. FAO UN, IFAD, WFP. Available at: http://reliefweb.int/sites/reliefweb.int/files/resources/a-i4646e.pdf. (accessed 30.06.2020). Global Hunger Index: Forced Migration and Hunger 2018. FAO UN, IFAD, WFP. Available at: http://hdr.undp.org/sites/default/files/2018_human_de-velopment_statistical_update.pdf (accessed 30.06.2020).

В текущей демографической ситуации замедление спроса на неквалифицированную рабочую силу может привести к дальнейшему росту безработицы13, особенно молодёжной - в настоящее время, по официальным данным, безработица составляет соответственно 3,5% и 10,5%14.

С учётом вышесказанного, достижение целей устойчивого развития неразрывно связано с решением социальных проблем, в том числе путём поддержки малого бизнеса.

Напомним, что ещё в 1986 г. американский индолог Густав Ф. Папанек указывал, что причина медленного сокращения уровня бедности в Индии заключается в том, что в условиях капиталоинтенсивного экономического роста спрос на неквалифицированную рабочую силу низок. Папанек считал, что Индии следовало бы развивать трудоёмкие отрасли (The Indian Economy. 1989: 138), то есть фактически активно поддерживать мелкое производство.

Другой американский индолог Е.Б. Лукас также отмечал целесообразность поддержки мелкого производства в Индии, учитывая высокий уровень бедности и значительную численность низкоквалифицированной рабочей силы. В эпоху перехода от политики импортозамещения и к либеральной модели хозяй-

11 В соответствии с образовательным стандартом продолжительность обучения в начальной школе пять лет.

12 Human Development Indices and Indicators. 2018 Statistical Update. [Электронный ресурс]. URL: https://www. globalhungerindex.org/pdf/en/2018.pdf (accessed 30.06.2020). Human Development Report 2019. Beyond Income, beyond Averages, beyond Today: Inequalities in Human Development in the 21st Century. Published for the United Nations Development Programme (UNDP). P. 314.

13 Скрытая безработица превышает 10%, выше среднего этот показатель в кустарной промышленности и сельском хозяйстве. Большинство занятого здесь населения официально нигде не работает.

14 Human Development Report 2019. Beyond Income, beyond Averages, beyond Today: Inequalities in Human Development in the 21st Century. Published for the United Nations Development Program (UNDP). P. 332.

ствования он призывал правительство разработать новые меры для поддержки малого производства (The Indian Economy. 1989: 187-188).

Вопрос о том, чтобы увязать поддержку мелкого производства в развивающейся стране с решением социальных проблем неоднократно поднимался в работах южно-азиатских учёных. Так, непальский экономист Трибхуван Мад-хави Сингх Шах подчёркивает значение малого бизнеса и, в частности, мелкого производства, для ускоренного развития экономики Непала. По его мнению, особую актуальность проблеме придаёт то обстоятельство, что, как правило, в мелком производстве трудятся женщины. Таким образом, поддерживая малый бизнес, правительство не только решает проблему феминизации безработицы, но и добивается снижения безграмотности среди женщин, повышения их квалификации, а также снижения рождаемости (Nepalese Economy. 2004: 423-424).

Индийский экономист Прит Рустаги отмечает, что, развивая малый бизнес и вовлекая в общественный труд женщин, государство уменьшает гендерный дисбаланс, устраняет остроту проблемы недоедания среди женщин, улучшает доступ женщин к медицинскому обслуживанию. Это важно для Южной Азии -региона, который Рустаги называет «поясом патриархальности» (SAARC 2006: 309-310).

На вклад малого бизнеса, и особенно мелкого производства, в решение проблемы безработицы указывал и пакистанский экономист С. Акбар Заиди: «фокус на развитие предприятий мелкой промышленности в итоге приводит к самому социально эффективному типу распределения капитала и, таким образом, имеет самый существенный потенциал для создания производительной занятости» (Zaidi 2014: 135, 137).

Место и классификация мелкого производства в индийской экономике на современном этапе

За период импортозамещения (1947-1991 гг.) позиции мелкого производства в индийской экономике заметно укрепились. К 1992 г. - началу либеральных реформ - его доля в экспорте увеличилась до 30%, а за пореформенный период (к 2016 г.) - уже до 40%. Доля мелкого производства в промышленном производстве увеличилась до 31,5% и 45% соответственно. В 2018 г. на мелкое производство приходилось 40% экспорта Индии, около 80% занятых в промышленности, 45% производства промышленных товаров (см. табл. 2). Вклад этого сегмента индийской экономики в ВВП превышал 8%15; правительство намеревается поднять этот показатель до 25% к 2022 г. и создать 100 млн рабочих мест, что позволит нарастить ВВП до 22 трлн долл.16.

15 Ministry of Micro, Small&Medium Enterprises. What are Micro, Small&Medium Enterprises [Электронный ресурс] URL: https://msme.gov.in/know-about-msme (accessed 30.06.2020).

16 Ibid.

Таблица 2. Эволюция места мелкого производства в экономике Индии в 1961-2016 гг.

Table 2. Evolution of the place of small-scale production in the Indian economy in

1961-2016

Год Доля в экспорте (%) Доля в промышленном производстве (%) Число предприятий (млн)

1961 9,6 (по данным за 1971/72 ф.г.) 0,036

1980 26,5 (по данным за 1981/82 ф.г.) 0,800

1992 30 31,5 (по данным за 1991/22 ф.г.) 2,082

2000 33 34,3 (по данным за 2001/02 ф.г.) 3,225

2016 40 45,0 (по данным за 2014/15 ф.г.) 36,000

Источник: (Misra, Puri 2001: 584, 588, 590; 21; 25); Ministry of Micro, Small&Medium Enterprises. What are Micro, Small&Medium Enterprises. [Электронный ресурс]. URL: https://msme.gov.in/know-about-msme (accessed 30.06.2020).

В настоящее время малый бизнес, составной частью которого является мелкое производство, развивается в Индии повсеместно, причём как в формальном, так и неформальном секторе (Брагина 2012). При этом максимальная концентрация наблюдается в северных и северо-восточных штатах страны (см. табл. 3). Самыми перспективными видами малого бизнеса в сфере услуг считаются репетиторство, разработка сайтов для компаний, переводческая деятельность, салоны красоты, консультационные центры по развитию карьеры, работа спичрайтеров и блогеров, доставка еды.

Таблица 3. Географическое распределение предприятий малого бизнеса в Индии (млн предприятий), 2018 г.

Table 3. Geographical distribution of small businesses in India (million enterprises),

2018

Штат млн предприятий

Западная Бенгалия 5,3

Уттар Прадеш 5,3

Махараштра 4,6

Тамилнад 3,3

Андхра Прадеш 2,8

Керала 2,4

Раджастхан 2,3

Гуджарат 2,2

Карнатака 2,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мадхья Прадеш 2,0

Источник: Ministry of Micro, Small&Medium Enterprises. What are Micro, Small&Medium Enterprises [Электронный ресурс]. URL: https://msme.gov.in/ know-about-msme (accessed 30.06.2020).

К мелкому производству относят хозяйства различного социального типа, зачастую разных экономических укладов. Из этого следует обособленность вос-

производственного цикла и неодинаковая реакция на экономическую политику государства, интервенция которого в сферу докапиталистических и мелкокапиталистических форм хозяйства иногда приводит к противоречивым последствиям, в том числе для социального развития страны (Медовой, Галищева 2009: 138).

По социальным и материально-техническим показателям мелкая промышленность, включающая мелкотоварное производство и различные формы мелкокапиталистической промышленности, делится на два сегмента: современный (т.н. современное мелкокапиталистическое производство) и традиционный (традиционное, или кустарное, производство).

К «современному мелкокапиталистическому производству» относят немеханизированные предприятия (small scale industries) с численностью занятых менее 20 человек и механизированные предприятия (power looms), где число занятых не превышает 10 человек. Вклад немеханизированных предприятий в общий объём продукции мелкого производства достигает почти 4/5, а механизированных предприятий - 1/10 (Kapila 2005: 387). В основе отраслевой классификации лежит размер основного капитала от 2,5 млн до 50 млн руп. (см. табл. 4). Итак, «современное мелкокапиталистическое производство» включает мелкотоварное производство и различные формы мелкокапиталистической промышленности. В целом на этот сегмент приходится около 5% основного капитала промышленности (Галищева 2009: 75). Широко распространены предприятия по производству электроники, компьютеров и их комплектующие и проч.

Таблица 4. Классификация малого и среднего бизнеса в Индии по величине основного капитала (млн руп.), 2018 г.

Table 4. Classification of small and medium-sized businesses in India by fixed capital

Промышленный сектор Сфера услуг

Микропредприятие Менее 2,5 млн руп. Менее 1 млн руп.

Малое предприятие 2,5 - 50 млн руп. 1-20 млн руп.

Среднее предприятие 50 - 100 млн руп. 20 - 50 млн руп.

Источник: Ministry of Micro, Small&Medium Enterprises. What are Micro, Small&Medium Enterprises [Электронный ресурс]. URL: https://msme.gov.in/ know-about-msme (accessed 30.06.2020).

Традиционное, или кустарное, производство унаследовало опыт и навыки общинного хозяйства. Здесь используются простейшие станки и инструменты, неквалифицированная рабочая сила, за редким исключением не применятся наёмный труд. Традиционное производство характерно для сельской местности. Ассортимент продукции состоит главным образом из тканей и ковров, простых инструментов и различных украшений. Продукция предназначена преимуще-

ственно для местного рынка, хотя в ряде случаев через может выходить на национальный и даже мировой рынок (Медовой, Галищева 2009: 139).

Традиционное производство подразделяется на шесть видов: народные промыслы (handicrafts), вклад которых в общий объём создаваемого продукта всеми формами мелкого производства страны составляет 5%; предприятия с ручным ткацким станком (handlooms), вклад которых - 4%; домотканое производство (khadi); шелководство (sericulture); предприятия по производству койры (coir); кустарная промышленность на селе (village industries) (Kapila 2005: 387).

Мелкое производство в 1950-2010-е гг.

Поддержке мелкого производства в Индии придают важное значение, так как эффективное функционирование этого сегмента экономики считается необходимой предпосылкой здорового экономического роста и стабильности. Ещё М.К. Ганди говорил о том, что нужно укреплять мелкие и кустарные производства для сохранения национальных и культурных традиций Индии (Галищева 2009: 76). Прялка, как символ кустарной промышленности, изображена на государственном флаге. Принятая в 1948 г. Резолюция о промышленной политике (Industrial Policy Resolution, 1948) была направлена не только на расширение производственной мощи государства за счёт создания тяжёлой промышленности, расширения государственного сектора, развития кооперативного движения, но и на поддержку кустарной промышленности17. Сочетание столь разнородных целей было в тех условиях целесообразным. Как подчёркивал П.Ч. Махалано-бис, Индии тяжёлая промышленность необходима, но на каждый инвестированный доллар она создаёт ограниченное количество рабочих мест18. Поэтому в интересах национальной экономики промышленная политика первых лет независимости совмещала развитие металлургии, машиностроения, электроэнергетики и проч. с поддержкой и субсидированием кустарной промышленности, обеспечивающей занятость большого числа граждан. Эту политику можно понимать как попытку достичь сбалансированного развития за счёт оптимального и рационального сочетания производительных сил, принадлежащих к различным укладам (Галищева 2019: 215). Государственная поддержка мелкой промышленности была адресована главным образом традиционному производству, поскольку его разрушение грозило скачкообразным ростом безработицы (Маляров 2010: 610). В целях формирования устойчивой институциональной структуры поддержки малого бизнеса были созданы четыре региональных института, оказывающих услуги малым предприятиям (Regional Small Industries

17 Industrial Policy Resolution. 1948. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gktoday.in/gk/industrial-policy-resolution-1948/ (accessed 30.06.2020).

18 Text of the Planning's Commission's Proposal for the Second Five Year Plan. [Электронный ресурс]. URL: http://www. planningcommission.gov.in/plans/planrel/fiveyr/welcome.html (accessed 30.06.2020).

Service Institutes), а также Национальная корпорация мелкой промышленности (The National Small Industries Corporation), подчинявшиеся Министерству по микро-, малым и средним предприятиям (The Ministry of Micro-, Small and Medium Enterprises). На поддержку и субсидирование кустарной промышленности в 1950-1955 гг. было потрачено 420 млн руп. (Misra, Puri 2001: 589).

Вторая Резолюция о промышленной политике от 1956 г. (Industrial Policy Resolution, 1956), сохраняя преемственность по отношению к аналогичному документу 1948 г., также уделила внимание развитию мелкой промышленности. Архитекторы индийской экономики предписывали мелкой промышленности важную функцию поставщика рабочих мест, обеспечивающего эффективную мобилизацию человеческого капитала. Отраслям мелкой промышленности (их число в 1967 г. достигало 47, в 1976 г. - 180, в 1978 г. - 504) оказывалась прямая и косвенная помощь19. Экономические преобразования конца 1960-х гг. - начала 1970-х гг. (национализация 14 коммерческих банков, ограничение деятельности иностранного капитала, проведение антимонопольных мер) поддержали мелкое производство, и это положительно сказалось на развитии индийской экономики. Мелкое производство вырастало не столько из мелкотоварного производства, сколько из мелких торговцев и ростовщиков. Число мелких промышленных предприятий, зарегистрированных в промышленных департаментах штатов, увеличилось с 36 тыс. в 1961 г. до 800 тыс. в 1980 г. Общая численность предприятий, нанимающих не менее одного рабочего, возросла в несельскохозяйственных отраслях с 480 тыс. в 1951 г. до 3,3 млн в 1980 г. (Индия. 1987: 24). Таким образом, расширение массовой базы капиталистического развития за счёт мелкого производства способствовало повышению устойчивости развития страны, а также расширило возможности вовлечения рабочей силы в производство.

Последним программным документом, регулирующим развитие индустриального сектора в дореформенный период, стала Промышленная политика 1980 г. (Industrial Policy, 1980). Согласно положениям этого документа, число зарезервированных за мелкой промышленностью отраслей к 1984 г. увеличилось до 863 (The Indian Economy... 2004: 67). Для финансовой поддержки мелкого производства в 1984 г. были основаны Банк по развитию мелкой промышленности (The Small Industries Development Bank of India) и Национальный банк по развитию сельского хозяйства и села (The National Bank for Agricultural and Rural Development, NABARD).

В рамках Новой промышленной политики, запущенной в 1991 г. (The New Industrial Policy, 1991), реализуется Новая политика для малых предприятий (The New Small Enterprise Policy). Финансовая помощь микропредприятиям предоставляется на регулярной основе, а малым - на разовой (The Indian Economy.

19 Industrial Policy Resolution. 1956 [Электронный ресурс]. URL: https://www.gktoday.in/gk/industrial-policy-resolution-1956/ (accessed 30.06.2020).

2004-2005: 516). Такой подход к финансированию преследует цель помочь микропредприятию найти свою производственную нишу и перейти в разряд малого бизнеса («современное мелкое производство»). Большую помощь получает кустарная промышленность села в расчёте на сдерживание излишней миграции в города (Agraval 2002: 482, 493).

Хотя значительная часть предприятий мелкой промышленности малоэффективны (недогрузка производственных мощностей достигает 30%), государство оказывает им поддержку как на микро-, так и макроуровне. Микроуровень -это предоставление налоговых и банковских льгот, ряда консультационных услуг, помощь в подготовке кадров и т.д. На эту помощь можно рассчитывать, если предприятие не было создано путём раздела или преобразования существовавшей ранее промышленной единицы или переводом из старого предприятия ранее использованного заводского оборудования, и если на нём производится тип продукции, зарезервированный за мелкой промышленностью.

Для финансирования мелкой промышленности в Индии действует разветвлённая и достаточно эффективная система банковских услуг. Для них упрощены банковские процедуры, предусмотрен льготный процент по займам до 200 тыс. руп.

Макроуровень подразумевает практику резервирования за мелкой промышленностью некоторых видов продукции (в 2018 г. около 350 наименований); крупным предприятиям производить эту продукцию запрещено. Другой способ государственной помощи малому бизнесу - выдача госзаказа на благоприятных для производителей условиях (Misra, Puri 2001: 592).

Деятельность банка NABARD по поддержке малого бизнеса

Ключевую роль в оказании помощи предприятиям малого бизнеса играет Национальный банк по развитию сельского хозяйства и села (NABARD). Одним из первых кредитных учреждений в Индии этот банк стал предоставлять кредиты на развитие микро- и малых предприятий села. К настоящему времени банк реализовал 324 проекта и, что самое важное, вовлёк в их орбиту более 15 тыс. женщин20. Самый известный проект, реализуемый с 1992 г. вплоть до настоящего времени, - Программа организации связи групп самопомощи с банками (Self-Help Groups Bank Linkage Program - SHGBLP).

Группы самопомощи начали появляться в Индии в 1987 г. как совместный проект NABARD, Резервного банка Индии (центральный банк страны) и ряда неправительственных организаций для кредитования крестьянской бедноты. Проект был задуман для снижения бедности, безграмотности, безработицы,

20 Status of Microfinance in India 2017-18. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nabard.org/auth/writereaddata/ tender/SMFI%202017-18.pdf (accessed 30.06.2020).

прежде всего среди женщин. Предполагалось также, что вовлечение женщин в общественную деятельность и предоставление им рабочих мест снизит рождаемость. К 1992 г. в стране насчитывалось 500 групп самопомощи, которые были подключены к специально созданной Программе SHGBLP. В 1996 г. Резервный банк Индии внёс программу финансирования групп самопомощи в число приоритетных сфер финансирования коммерческих банков21. К 2006 г. число групп самопомощи выросло до 2,2 млн, а к 2018 г. - до 8,7 млн; они охватывали 100 млн домохозяйств. Общий объём сбережений этих групп составил 195 млн руп.22.

В настоящее время группа самопомощи представляет собой своеобразный финансовый комитет из 10-20 человек, включая женщин, преимущественно принадлежащих к одной социальной страте. Эти группы делают сбережения, которые в дальнейшем либо трансформируются в инвестиции, либо вносятся на депозиты в коммерческий банк, либо выдаются как кредит члену группы или кому-то из жителей деревни. Если капитала для начала или для развития предпринимательской деятельности недостаточно, группа может получить кредит под низкий процент в коммерческом банке, входящем в Программу SHGBLP. В 2018 г. из 8,7 млн групп этой возможностью воспользовались 5 млн групп. Среди прочего, группы самопомощи выполняют роль своеобразного клуба, где женщины из бедных семей общаются по всем жизненно важным вопросам - от питания и здоровья до методов контрацепции.

Методы и принципы работы NABARD, как и сам проект SHGBLP, выстроены по образцу Грамин Банка (Grameen Bank23) соседней Бангладеш. Этот банк (в Бангладеш его называют банком для бедных) и его основатель Мухаммад Юнус стали лауреатами Нобелевской премии мира 2006 г.

В начале второго десятилетия XXI в. число заёмщиков Grameen Bank превысило 7,5 млн человек, 97% из которых - женщины24. Деятельность банка способствует повышению качества жизни заёмщиков: они обязуются перед банком пить только кипячёную или бутилированную воду, отправить своих детей в школу, следить за их здоровьем и проч. К числу положительных последствий деятельности Grameen Bank следует отнести более чем двукратное сокращение в стране домашнего насилия в отношении женщин, получивших кредит (Yunus 2010: 314). Работа банка построена по принципу солидарного кредитования:

21 В Индии существует обязательный порог кредитования «приоритетных» секторов (40% — для национальных банков и 32% — для иностранных), к которым относятся сельское хозяйство, малый бизнес и экспортная составляющая внешней торговли. Это означает, что 40% всех выдаваемых национальными коммерческими банками и 32% иностранными коммерческими банками кредитов должны быть предоставлены на финансирование деятельности фирм в приоритетных секторах.

22 Status of Microfinance in India 2017-18. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nabard.org/auth/writereaddata/ tender/SMFI%202017-18.pdf (accessed 30.06.2020).

23 Название Grameen Bank на русский язык с санскрита можно перевести как «Сельский банк».

24 В Бангладеш деятельность этого банка помогла 68% семей преодолеть национальную черту бедности (Yunus 2010: 308-309)

заёмщики образуют группу из пяти человек, состав которой предварительно одобряется менеджерами местного отделения банка. Группа выбирает лидера, разрабатывающего план по вложению кредитных средств. Каждый член группы может брать кредит без обеспечения, но при обязательном условии, что первые два заёмщика группы уже вернули банку заёмные средства в полном объёме. Как показывает практика, доля возвращённых кредитов в Grameen Bank достигает 98%.

Актуальные проблемы малого бизнеса

Малый бизнес содействует использованию латентных ресурсов и создаёт внушительное число рабочих мест, прежде всего в сфере трудоёмких производств (см. табл. 5). На его счету решение многочисленных социальных проблем, в том числе и тех, которые стали появляться в последнее время: усиление миграции в города и рост концентрации промышленности. Мелкое производство располагает серьёзным экспортным потенциалом (по таким товарным позициям, как ковры, изделия из шёлка, дерева, ювелирные изделия). При этом многие производства сферы не требуют больших финансовых вложений.

Таблица 5. Динамика создания новых рабочих мест в малом бизнесе Индии в 2002/03 ф.г. - 2014/15 ф.г.

Table 5. Dynamics of creating new jobs in small business in India in feng 2002/03 -2014/15 f.y. _____

2002/03 ф.г. 2003/04 ф.г. 2004/05 ф.г. 2009/10 ф.г. 2014/15 ф.г.

млн % млн % млн % млн % млн %

Рабочие места 20,0 4,01 27,1 4,31 28,3 4,37 92,2 4,70 117,1 5,12

Источник: Status of Microfinance in India 2017-18 [Электронный ресурс]. URL: https://www.nabard.org/auth/writereaddata/tender/SMFI%202017-18.pdf (accessed 30.06.2020).

Среди основных проблем развития как мелкого производства в Индии, в частности, так и малого бизнеса, в целом, несмотря на хорошо организованную и разветвлённую сеть микрофинансирования, главным препятствием к развитию малого бизнеса остаётся недостаточное финансирование. Сохраняет актуальность замечание индийского экономиста П.П. Садесара: «малый бизнес извечно оставался бедным родственником крупного бизнеса» (Misra, Рип 2001: 594).

Другая проблема малых предприятий - отсутствие организованного маркетинга, несовершенство менеджмента, слабость инфраструктуры (недоиспользование или простаивание мощностей, низкое качество трудовых ресурсов). Государство поставляет мелкой промышленности сырьё и материалы, но зачастую низкого качества; к тому же система распределения недостаточно прозрачна и эффективна.

В настоящее время на передний план выходит противоречие между социальной функцией малого бизнеса и потребностью в модернизации экономики. Представляется, что в краткосрочной перспективе индийский истеблишмент не будет предпринимать решительных шагов по модернизации малых предприятий. Любые попытки в этом направлении будут встречать сопротивление самих предпринимателей и неизбежно повлекут за собой рост уровня безработицы, а вместе с ней и обострение других социальных проблем. Задача модернизации этого сектора откладывается на среднесрочную перспективу, и её реализация будет увязана с решением проблемы развития человеческого потенциала.

Малый бизнес, включая мелкое производство, представляет собой важнейший элемент социально-экономической структуры индийской экономики. Будучи одним из основных поставщиков рабочих мест, этот сегмент экономики оказывает положительное влияние на решение социальных проблем. Исходя из понимания важности этой социальной функции, государство традиционно включает поддержку малого бизнеса в структуру государственного регулирования. Создана нормативная среда для функционирования предприятий малого бизнеса, а субъекты, работающие в приоритетных для государства направлениях, получают адресную помощь через налоговые льготы, льготный доступ к кредитам, облегчённый доступ к информации, консультирование, обучение, техническую поддержку и проч. Государство целенаправленно ограничивает экспансию крупного бизнеса, резервируя за традиционным производством отдельные отрасли по принципу «всё, что может производиться мелкими предприятиями, должно производиться ими». Реализуются программы подготовки рабочей силы для этого сегмента экономики, а в каждом пятилетнем плане предусматриваются расходы на финансирование мелкой промышленности. Одновременно предпринимаются усилия по созданию инвестиционного климата который содействовал бы переходу мелкого производства на более высокую ступень развития.

Поддержка мелкого производства, особенно начиная с 1980-х гг. и вплоть до настоящего времени, реализуется параллельно с осторожными попытками модернизации производства. В связи с тем, что модернизация неизбежно приводит к сокращению спроса на неквалифицированную рабочую силу, можно ожидать, что в кратко- и среднесрочной перспективе подходы государства к поддержке малого бизнеса (прежде всего, через создание новых рабочих мест) станут разнообразнее. Поддержка мелкого производства превратилось в инструмент по достижению целей устойчивого развития. Государственная промышленная политика традиционно рассматривает мелкую промышленность как поставщика рабочих мест, способного обеспечить эффективную мобилизацию и постепенное развитие человеческого капитала.

Индийскому правительству удалось найти оптимальный баланс между крупным и малым бизнесом, способствующий развитию национальной экономики. Предприятия мелкой промышленности зачастую выполняют заказы

крупных компаний на условиях подряда и субподряда. Однако более важной представляется социальная функция: малый бизнес при относительно невысоких затратах создаёт новые рабочие места, что приводит к увеличению доходов населения и смягчению социальной напряжённости в стране, что особенно актуально с учётом высокой доли бедных слоёв населения.

Недавние либеральные реформы благоприятно отразились на состоянии микро- и малого бизнеса Индии: существенно увеличились число предприятий и стоимостной объём выпускаемой ими продукции. Происходит укрепление позиций малого предпринимательства, его вклад в решение проблемы устойчивого развития возрастает.

Об авторе:

Наталья Валерьевна Галищева - доктор экономических наук, заведующая кафедрой мировой экономики МГИМО МИД России. 119454, Москва, пр. Вернадского, д. 76, Россия. E-mail: galistcheva@yandex.ru

Конфликт интересов: Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Received: February 05, 2020 Accepted: April 15, 2020

The Role of Small-Scale Industries in Achieving the Sustainable Development: the Experience of India

N.V. Galistcheva

DOI 10.24833/2071-8160-2020-3-72-151-169 Moscow State Institute of International Relations (university)

Abstract: The article deals with the role of small scale industry in India in achieving the sustainable development. The author draws attention to the fact that the small scale industry promotion policy impacts significantly not only on decreasing the unemployment rate as well as long-term and youth unemployment but also on solving such acute social problems as poverty, famine, undernourishment and food insecurity, lack of quality education, gender inequality and the empowerment of women. The author pays attention to the evolution of small business in India in 1950-2010s. It argues convincingly that due to significant number of population as well as low-skilled labor on the one hand and limited financial resources on the other one small business has been considered to be a buffer between modern big business and the bulk of the population remaining outside it. The author considers the effectiveness of the industrial policy through the prism of stimulating small-scale industry and changing its place in the Indian economy. The author examines the activity of the The

National Bank for Agricultural and Rural Development (NABARD) which is considered to be the most important institution which looks after the development of the small scale industries. The aim of NABARD was poverty reduction and development assistance (it's one of the premier agencies providing developmental credit in rural areas). The article presents the definition of small scale industry in India both in terms of employment level and the investment limits as well as statistical data on number of units, its share in industrial production and exports and expansion of small scale sector in 2000-2010s. The author identified main problems facing cottage and small scale industries in India at the present time. The research is based on the systematic approach to the study of national economy using basic methods of scientific knowledge such as induction and deduction, analysis and synthesis.

Key words: the economy of India, the liberal reforms, sustainable development, social problems in India, small business, small scale industry in India, cottage industry, NABARD, National Small Industries Corporation

About the author:

Natalia V. Galistcheva - Doctor of Science in Economics (Dr. Sc. oec. habil.), the head of the department of the World Economy, MGIMO-University, 76, Prospect Vernadskogo, 119454, Moscow, Russia. E-mail: galistcheva@yandex.ru

Conflict of Interests: Author declares the absence of the conflict of interests. References:

Agraval R. 2002. Business Environment. 2nd Edition. New Delhi: Excel Books. 818 p. Indian Development: Selected Regional Perspectives. 1997. Ed. by Sen Dreze, Amartya Sen, Jean Dreze. Oxford University Press. 448 p.

Joshi V. 1998. India's Economic Reforms: Progress, Problems, Prospects. Oxford Development Studies. 26(3). P. 330-350.

Kapila U. 2005. Indian Economy. New Delhi: Academic Foundation. 490 p. Misra S.K., Puri V.K. 2001. Indian Economy - Its Development Experience. Nineteenth Revised and Enlarged Edition. S.K. Misra, V.K. Puri. New Delhi: Himalaya Publishing House. 955 p.

Nepalese Economy: Towards Building a Strong Economic Nation-State. 2004. Edited by Madan Kumar Dahal. Kathmandu: Central Department of Economics, Tribhuvah University and New Hira Books Enterprises. 589 p.

Parayil G. 1996. The Kerala Model of Development: Development and Sustainability in the Third World. Third World Quarterly. 17(5). P. 941-957. D0I:10.1080/01436599615191 SAARC. 2006. Ed. by Imtiaz Alam. Pakistan, Lahore: SAPANA. 499 p. The Indian Economy since Independence. 2004-2005. 16th Edition. Ed. by Kapila Uma. New Delhi: Academic Foundation. 1040 p.

The Indian Economy: Problems and Prospects. 2004. Ed. by Bimal Jalan. New Delhi: Penguin Books. 427 р.

The Indian Economy: Recent Development and Future Prospects. 1989. Edited by Robert E.B.Lucas and Gustav F. Papanek. New Delhi: Oxford University Press. 374 p.

Yunus M. 2010. Moingeon Bertrand and Lehmann-Ortega Laurence. Building Social business Models: Lessons from the Grameen Experience. Long Range Planning. № 43. P. 308-325.

Zaidi A.S. 2014. Issues in Pakistan's Economy. S. Akbar Zaidi. Oxford University Press. Karachi. 530 p.

Bragina E.A. 2012. Neformal'ni trud v ekonomike Indii [Informal Activity in the Indian Economy]. Mirovoe i nacional'noe hozyajstvo. 3(22). P. 2-5. (In Russian).

Galishcheva N.V. 2009. Ekonomika stran Yuzhnoi Azii [The Economy of South Asian Countries]. Moscow: MGIMO University Publ. 768 p. (In Russian).

Galishcheva N.V. 2014. «Model' Kerala» - model' ustoichivogo razvitiya indiiskoi ekono-miki [«Kerala Model» is the Sustainable Development Model of the Indian Economy]. Mirovoe i nacional'noe hozyajstvo. 3(30). P. 2-5. (In Russian).

Galishcheva N.V. 2019. Promishlennaya politika kak draiver razviniya ekonomiki Indii [The Industrial Policy as a Driver of the Development of the Indian Economy]. Vestnik RUDN: Seriya Ekonomika. 27(2). P. 205-222. (In Russian).

Indiya 1985-1986. Ezhegodnik [India 1985-1986. Yearbook]. 1987. Moscow: Glavnaya redaktsiya vostochnoy literatury. 383 p. (In Russian).

Malyarov O.V. 2010. Nezavisimaya Indiya: evolyutsiya sotsialno-ekonomicheskoi modeli I razvitie ekonomiki [India in the Period of Independence: Evolution of the Socio-Economic Model and Economic Development]. In 2 books. Book 2/ Moscow. The Eastern Literature Publ. 775 p. (In Russian).

Medovoy A.I., Galishcheva N.V. 2009. Ekonomika Indii [The Indian Economy]. Moscow: MGIMO-Universitet. 352 p. (In Russian).

Список литературы на русском языке:

Брагина Е.А. 2012. Неформальный труд в экономике Индии. Мировое и национальное хозяйство. 3(22). С. 2-5.

Галищева Н.В. 2009. Экономика стран Южной Азии (Индия, Пакистан, Бангладеш, Шри-Ланка, Непал, Мальдивы, Бутан). Н.В. Галищева. Москва: Изд-во МГИМО (У) МИД России. 768 с.

Галищева Н.В. 2014. «Модель Керала» - модель устойчивого развития индийской экономики. Мировое и национальное хозяйство. 3(30). С. 14-26.

Галищева Н.В. 2019. Промышленная политика как драйвер развития экономики Индии. Вестник РУДН: Серия Экономика. 27(2). С. 205-222.

Индия 1985-1986. 1987. Ежегодник. Москва: Главная редакция восточной литературы. 383 с.

Маляров О.В. 2010. Независимая Индия: эволюция социально-экономической модели и развитие экономики. В 2-х кн. Кн.2. О.В. Маляров; Ин-т востоковедения РАН. Москва: Издательская фирма «Восточная литература» РАН. 775 с.

Медовой А.И., Галищева Н.В. 2009. Экономика Индии. А.И. Медовой, Н.В. Галищева. Москва: МГИМО-Университет. 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.