Научная статья на тему 'Роль медицинской сестры в развитии школьной медицины '

Роль медицинской сестры в развитии школьной медицины Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

CC BY
13
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
школьная медицина / медицинская сестра / сестринская помощь / сестринская помощь в школьной медицине. / school medicine / nurse / nursing care / nursing care in school medicine.

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — Маханбеткулова Д. Н., Адақ Г., Хомякова М. В., Дауренбекова А. Н., Жолдасова Ф. Қ.

В данной аннотации рассматривается роль медицинской сестры в развитии школьной медицины и объясняется почему их значимость становится все более важной. Проводится анализ зарубежных статей и исследований, где объясняется, что медицинские сестры являются ключевыми участниками школьной медицины, описываются различия и сходства в функциональных обязанностях. Проводится детальный анализ компетенций, которыми должны владеть медицинские сестры, работающие в отделениях школьной медицины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским наукам и общественному здравоохранению , автор научной работы — Маханбеткулова Д. Н., Адақ Г., Хомякова М. В., Дауренбекова А. Н., Жолдасова Ф. Қ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Тhe role of a nurse in the development of school medicine

This abstract examines the role of nurses in the development of school medicine and explains why their role is becoming increasingly important. An analysis of foreign articles and studies is carried out, which explains why nurses are key participants in school medicine, describes differences and similarities in functional responsibilities. A detailed analysis of the competencies that nurses working in school medicine departments should have is carried out.

Текст научной работы на тему «Роль медицинской сестры в развитии школьной медицины »

УДК 614.2:616-053.9 Р01: 10.24412/2790-1289-2024-1-28-34

МРНТИ: 76.01

РОЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В РАЗВИТИИ ШКОЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ

Д. Н. Маханбеткулова *1,2, Г. Ад а к,1, М. В. Хомякова 2, А. Н. Дауренбекова 2,

Ф. К,- Жолдасова 2

1НАО «Казахский национальный медицинский университет им. С. Д. Асфендиярова» 2 НУО «Казахстанско-Российский медицинский университет», Алматы, Казахстан *Корреспондирующий автор: dinara08888@mail.ru

Аннотация

В данной статье рассматривается роль медицинской сестры в развитии школьной медицины и объясняется почему их значимость становится все более важной. Проводится анализ зарубежных статей и исследований, где объясняется, что медицинские сестры являются ключевыми участниками школьной медицины, описываются различия и сходства в функциональных обязанностях. Проводится детальный анализ компетенций, которыми должны владеть медицинские сестры, работающие в отделениях школьной медицины.

Ключевые слова: школьная медицина, медицинская сестра, сестринская помощь, сестринская помощь в школьной медицине.

Введение

В 2017 году в Республике Казахстан «Школьная медицина» была передана из сектора образования в систему здравоохранения в соответствии с задачами Государственной программы развития системы здравоохранения «Денсаульщ» на 2016-2019 гг. [1]. За короткое время были обновлены нормативно правовые акты, регулирующие оказание медицинской помощи детям школьного возраста. В перечень этих обновлений вошли следующие приказы по регулированию деятельности школьной медицины:

• Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 15 декабря 2020 года № К;Р ДСМ-264/2020 «Об утверждении правил, объема и периодичности проведения профилактических медицинских осмотров целевых групп населения, включая детей дошкольного, школьного возрастов, а также учащихся организаций технического и профессионального, послесреднего и высшего образования» [2].

• Приказ Министерства здравоохранения Республики Казахстан № 189 от 6 апреля 2012 года «Об утверждении Положения об организации деятельности медицинских офисов в образовательных учреждениях» [3].

• Приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 9 июня 2011 года № 381 «Об утверждении Положения о деятельности организаций здравоохранения, осуществляющих деятельность в сфере формирования здорового образа жизни» [4].

• Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 5 августа 2021 года № КР ДСМ-76 «Об утверждении Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования» [5].

• Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 20 декабря 2020 года № К;Р ДСМ-285/2020

«Об утверждении правил организации медицинской помощи по охране репродуктивного и психического здоровья несовершеннолетних в возрасте от десяти до восемнадцати лет и молодежи» [6].

• Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 25 ноября 2020 года N0 К;Р ДСМ- 205/2020 «Об утверждении минимальных нормативов обеспеченности регионов медицинскими работниками» [7].

• Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 15 марта 2022 года № КР ДСМ -25 «Об утверждении стандарта организации оказания педиатрической помощи в Республике Казахстан» [8].

Данные приказы направлены на обеспечение качественной и своевременной медицинской помощи детям и подросткам, обучающимся в образовательных учреждениях.

С начала этапа реформирования школьной медицины особый акцент уделялся кадровому обеспечению отделений школьной медицины. Так, по данным управления охраны здоровья детей и подростков Министерства здравоохранения Республики Казахстан, в период с 2017 - 2019 гг. в системе школьной медицины был зарегистрирован рост количества врачей на 12,7 %, и среднего медицинского персонала - на 2,5 % [9].

Согласно реформированию, процесс организации оказания школьной медицины должно было осуществляться совместно с организациями здравоохранения и организациями среднего образования. Медицинские пункты также оставались базироваться в школах, а вот специалисты: врачи и медицинские сестры были из числа работников поликлиник. Таким образом, медицинские пункты при школах автоматически переходили под ведомства территориальных поликлиник. В поликлиниках создавались отделения школьной медицины

или «Отделения охраны здоровья детей школьного возраста» с закрепленными специалистами по определенной школе [10].

Важно отметить, что именно специалисты школьной медицины играют важную роль в обеспечении здоровья и безопасности детей и подростков, обучающихся в школах, работая в медицинских кабинетах и оказывая медицинскую помощь школьникам. Именно, медицинские сестры занимают важную роль в развитии школьной медицины. Они отвечают за многие аспекты здоровья детей, начиная от проверки наличия прививок до контроля за хроническими заболеваниями.

Результаты.

Оценка роли медицинской сестры в школьной медицине является необходимой, поскольку это помогает определить, какие задачи медицинские сестры могут выполнять более эффективно. Многие исследования показывают, что медицинские сестры занимают ключевую роль в создании здоровой среды в школах.

Школьная медицина является неотъемлемой частью образовательной системы, поскольку здоровье детей имеет прямое отношение к их успеваемости и общему благополучию. Медицинские сестры важный аспект в этой системе, они оказывают медицинскую помощь, проводя профилактические мероприятия и содействуя в развитии здорового образа жизни у детей.

Как говорилось выше, с 2017 года в рамках реформирования системы школьной медицины обновились множество нормативно - правовых актов, регламентирующие данную сферу, однако в 2022 году в Казахстане был разработан новый стандарт организации школьной медицины, где были прописаны основные задачи и направления деятельности организаций здравоохранения, участвующих в организации школьной медицины, это:

1) систематическое проведение профилактических медицинских осмотров среди обучающихся:

2) организация оздоровительных мероприятий по результатам профилактических медицинских осмотров:

3) профилактика и снижение поведенческих рисков, связанных с употреблением психоактивных веществ:

4) проведение вакцинации:

5) организация и проведение обучающих семинаров, тренингов и лекций по профилактике заболеваний, пропаганде и формированию здорового образа жизни среди школьников, оказанию первой помощи:

6) вовлечение родителей и педагогов в охрану здоровья школьников с проведением образовательных и разъяснительных мероприятий:

7) оказание первой помощи при неотложных состояниях до прибытия медицинских работников, оказывающих скорую медицинскую помощь [11].

Согласно вышеуказанному стандарту, постоянное присутствие школьного врача в медицинском пункте организации образования не требовалось, за исключением таких мероприятий, как проведение профилактических осмотров обучающихся, организация разъяснительной работы со школьниками и их родителями (законными представителями). Постоянное присутствие в медицинском пункте возлагалось на медицинскую сестру. По данному приказу, медицинская помощь школьни-

кам в медицинском пункте должна оказываться медицинской сестрой (медицинским братом) расширенной практики, медицинской сестрой (медицинским братом) общей практики, медицинской сестрой участковой (медицинским братом участковым), медицинской сестрой специализированной (медицинским братом специализированным), медицинской сестрой (медицинским братом) медицинского пункта в организациях образования, медицинской сестрой по специальности «Сестринское дело в школьной медицине» (далее - школьная медсестра) [12].

Сестринское дело является важной и необходимой специальностью в школьной медицине. В школьной медицине сестры занимаются многими важными задачами:

1. Проведение профилактических медицинских осмотров: медицинская сестра формирует список целевых групп школьников, согласно приказу «Об утверждении правил, объема и периодичности проведения профилактических медицинских осмотров целевых групп населения, включая детей дошкольного, школьного возрастов, а также учащихся организаций технического и профессионального, после среднего и высшего образования» [2].

2. Организация плановых, сезонных вакцинаций среди школьников, и по показаниям эпидемиологических, с последующим наблюдением привитых согласно приказу об утверждении Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования по проведению профилактических прививок населению» [3].

3. Оказывать помощь в случаях внезапных острых заболеваний, обострении хронических заболеваний или травм, которые не представляют непосредственной угрозы для жизни обучающихся, педагогическому и техническому персоналу. Медицинская сестра может оказывать доврачебную помощь, направлять пациента в медицинскую организацию по месту прикрепления или производить вызов бригады скорой медицинской помощи.

4. Систематически проводит мероприятия по пропаганде и формированию здорового образа жизни совместно со специалистами отделения здорового образа жизни организации ПМСП [4].

5. Принимает участие в организации работы по профилактике суицидального поведения, совместно с психологами и социальными педагогами читает лекции по предупреждению зависимостей, вызванных потреблением табачных изделий, немедицинским употреблением психоактивных веществ.

6. Обеспечивает контроль рассаживания воспитанников и школьников в соответствии с приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 5 августа 2021 года № КР ДСМ-76 Об утверждении Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования» [13].

Медсестра занимает ключевую роль в организации профилактических осмотров школьников, поскольку она является ключевым членом медицинской команды, занимающейся оценкой здоровья детей.

Нами был проведен анализ зарубежных исследований и статей, где проводилась оценка роли и деятель-

V

ности медицинских сестер в школьной медицине. Были проанализированы материалы таких стран как Российская Федерация, Китай, Литва, США, и конечно Республика Казахстан.

В Российской Федерации медицинская сестра в школьной медицине занимает ключевую роль в обеспечении здоровья и безопасности учащихся. Ниже приведены основные функциональные обязанности медицинских сестер школьной медицины: 1) оказывать качественную медицинскую помощь обучающимся; 2) выполнять функцию первичного медицинского обслуживания, включая осмотр учащихся, оценку состояния и выявление заболеваний, оказание первой помощи в экстренных случаях; 3) контролировать профилактику инфекционных заболеваний, проводить прививочную работу, соблюдать санитарные нормы и правила; 4) сотрудничать с родителями учащихся и учителями, чтобы обеспечить здоровый и безопасный обучающий процесс [14; 15].

Медицинская сестра также является основным звеном в школьной медицине Китая по нескольким причинам: 1) медицинская сестра отвечает за безопасность учащихся и предотвращение несчастных случаев в школе, она может оказывать первую медицинскую помощь при травмах, контролировать здоровье учеников и предупреждать о потенциальных проблемах здоровья; 2) проводит регулярные медицинские осмотры, проверяет наличие необходимых прививок и контролирует передачу инфекционных заболеваний; 3) поддерживает связь с родителями, то есть медицинская сестра является главным источником информации о здоровье и благополучии учеников для их родителей. Она, в свою очередь, может консультировать родителей по вопросам здоровья и предоставлять им необходимую информацию [16; 17]. В целом, медицинская сестра играет важную роль в обеспечении безопасности, здоровья и благополучия учеников в школах КНР. Ее работа помогает поддерживать здоровую и безопасную образовательную среду для учащихся и обеспечивает эффективность педагогического процесса.

В Литве, медсестры школьной медицины выполняют следующие функциональные обязанности: 1) проведение медицинских осмотров: медсестры школьной медицины проводят медицинские осмотры учащихся, в том числе проверяют зрение, слух, зубы, рост и вес, а также оценивают общее состояние здоровья; 2) обеспечение первой медицинской помощи: они должны быть готовы оказать первую медицинскую помощь при необходимости, включая оказание первой помощи при травмах, ушибах, ранах, ожогах и других повреждениях; 3) управление лекарствами: медсестры контролируют прием лекарств учащимися, а также хранят и распределяют лекарства в соответствии с рекомендациями и требованиями; 4) контроль за прививками: медсестры школьной медицины контролируют наличие и актуальность прививок у учащихся и предоставляют рекомендации по необходимым прививкам; 5) советы по здоровому образу жизни: дают советы по вопросам здорового образа жизни, включая правильное питание, физическую активность и профилактику заболеваний;

6) консультирование: медсестры могут консультировать учеников и их родителей по вопросам общего здоровья, включая профилактику и лечение различных заболеваний [18; 19].

В США медсестры школьной медицины выполняют следующие функциональные обязанности: 1) проведение медицинских осмотров: медсестры школьной медицины проводят медицинские осмотры учащихся, включая проверку общего состояния здоровья. Они также могут проводить скрининг на наличие наркотиков и алкоголя; 2) оказание первой медицинской помощи; 3) хранение и управление лекарственных средств; 4) проведение прививочных мероприятий; 5) работа по здоровому образу жизни; 5) сотрудничество с учителями и другими специалистами [20; 21].

Основной целью школьной медицины является обеспечение оптимального здоровья учащихся, создание безопасной и здоровой среды для обучения и развития. На сегодняшний день, школьная медицина выполняет следующие функции:

• Оказание первой помощи в случае несчастных случаев и заболеваний в школе;

• Мониторинг здоровья учащихся:

• Предупреждение распространения инфекций и заболеваний среди учащихся и персонала школы;

• Обучение учащихся о правильном питании, гигиене, здоровом образе жизни и других аспектах здоровья;

• Проведение мероприятий по профилактике заболеваний и травм, таких как вакцинация, осмотры, контроль за употреблением наркотиков и алкоголя;

• Сотрудничество с родителями и другими медицинскими учреждениями для обеспечения лучшего здоровья и благополучия учащихся [22; 23].

Как говорилось выше, медсестры играют важную роль в школьной медицине, оказывая первую помощь, заботясь об учениках, имеющих хронические заболевания, проводя обследования и контроль здоровьем школьников, профилактические мероприятия и взаимодействуя с другими специалистами, такими как врачи, психологи, социальные работники и учителя. Медсестры также помогают соблюдать медицинские протоколы и обеспечивают квалифицированную медицинскую помощь школьникам.

На сегодняшний день, медицинская сестра должна иметь определенные знания и компетенции, чтоб оказывать квалифицированную медицинскую помощь. Ниже приведены основные компетенции, которые должны быть у медицинских сестер:

• знание основных принципов медицины, то есть медицинские сестры должны иметь знания в области медицины и быть знакомы с основными принципами медицинской науки;

• умение проводить общую оценку здоровья детей и определять наличие заболеваний или проблем со здоровьем;

• иметь знания о профилактике заболеваний и уметь проводить профилактические мероприятия;

• знать основы первой помощи и уметь оказывать ее в случае необходимости;

• иметь навыки общения с пациентами, в том числе детьми, и уметь установить доверительные отношения;

• уметь работать с медицинской техникой, включая приборы для измерения давления, пульса, температуры и другие:

• знать правила гигиены и обеспечивать их соблюдение в отделениях школьной медицины:

• уметь собирать и анализировать медицинские данные, включая результаты обследований и лечения:

• знать правила оформления медицинской документации и уметь ее организовывать:

• уметь работать в команде с другими медицинскими специалистами, в том числе с врачами, педиатрами и другими медсестрами [24].

По данным статистики МЗРК, с 2017 года отмечается положительный рост доли медработников, охваченных повышением квалификации, почти в 2 раза в связи с переходом в систему здравоохранения [9].

По данным некоторых авторов, медицинские сестры школьной медицины должны иметь общие понятия о здоровьесберегающих технологиях, о принципах рационального питания и о вопросах взаимодействия с молодежными центрами здоровья.

Здоровьесберегающие технологии в школьной медицине могут помочь поддерживать здоровье школьников и предотвращать развитие заболеваний. Медсестры также играют важную роль в использовании здоровьесберегающих технологий в школьной медицине. Они могут помочь внедрить эти технологии и обучить школьников и других медицинских работников, как использовать их на практике.

Кроме того, медсестры могут помочь управлять и обрабатывать данные, полученные с помощью здоровьесберегающих технологий, чтобы выявлять тенденции и сделать выводы о здоровье школьников в целом. Они могут использовать эти данные, чтобы помочь определенным школьникам, предоставляя персонализированные рекомендации по питанию, физической активности и управлению хроническими заболеваниями.

Медсестры важны в вопросах взаимодействия с молодежными центрами здоровья (далее - МЦЗ). Они могут помочь МЦЗ в реализации их миссии и целей, связанных с улучшением здоровья и благополучия молодежи (школьников). Опыт и знание медицинских сестер в области здравоохранения могут помочь МЦЗ создать благоприятную среду для здоровья и благополучия молодежи, а также обеспечить полноценное взаимодействие с медицинской системой в целом.

Заключение.

В заключение можно сказать, что медицинская сестра играет важную роль в развитии школьной медицины. Она является ключевым звеном в оказании медицинской помощи и здоровьесбережении школьников, а также в проведении профилактических мероприятий. Медицинские сестры способствуют формированию здорового образа жизни и профилактике заболеваний среди детей и подростков. Они также помогают школьным врачам и педагогам в проведении образовательных программ, направленных на развитие здоровьесберегающих навыков и поведения учащихся. Кроме того, медицинские сестры являются важными связующими звеньями между школой, родителями и медицинскими

учреждениями, обеспечивая координацию действий и обмен информацией. В целом, роль медицинской сестры в развитии школьной медицины очень важна, и ее работа имеет прямое отношение к здоровью и благополучию детей и подростков.

Список литературы.

1. Государственная программа развития здравоохранения PK «Денсаульщ» на 2016-2019 гг. - Астана, 2016. -58 с.

2. Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 15 декабря 2020 года № KP ДСМ-264/2020 «Об утверждении правил, объема и периодичности проведения профилактических медицинских осмотров целевых групп населения, включая детей дошкольного, школьного возрастов, а также учащихся организаций технического и профессионального, послесреднего и высшего образования» [Электронный ресурс] // Эдшет [web-портал]. - 2020. - URL: https://adilet.zan.kz/ras/ docs/V2000021820 (Дата обращения 13.11.2023)

3. Приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 13 июня 2018 года № 361 «Об утверждении Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования по проведению профилактических прививок населению» [Электронный ресурс] // Эдшет [web-портал]. - 2018. - URL: https://adilet.zan.kz/ras/ docs/Vl800017206 (Дата обращения 09.12.2023)

4. Приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 9 июня 2011 года № 381 «Об утверждении Положения о деятельности организаций здравоохранения, осуществляющих деятельность в сфере формирования здорового образа жизни» [Электронный ресурс] // Эдшет [web-портал]. - 2011. - URL: https:// adilet.zan.kz/rus/docs/Vl 100007064 (Дата обращения 10.11.2023)

5. Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 5 августа 2021 года № KP ДСМ-76 «Об утверждении Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования» [Электронный ресурс] // Эдшет [web-портал]. - 2021.

- URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2100023890 (Дата обращения 23.10.2023)

6. Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 20 декабря 2020 года № KP ДСМ - 285/2020 «Об утверждении правил организации медицинской помощи по охране репродуктивного и психического здоровья несовершеннолетних в возрасте от десяти до восемнадцати лет и молодежи» [Электронный ресурс] // Эдшет [web-портал]. -2020. - URL: https://adilet.zan.kz/ rus/docs/V2000021846 (Дата обращения 08.12.2023)

7. Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 25 ноября 2020 года No KP ДСМ -205/2020 «Об утверждении минимальных нормативов обеспеченности регионов медицинскими работниками» [Электронный ресурс] // Эдшет [web-портал]. - 2020.

- URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2000021679 (Дата обращения 18.12.2023)

8. Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 15 марта 2022 года № К? ДСМ - 25 «Об утверждении стандарта организации оказания педиатри-

V

ческой помощи в Республике Казахстан» [Электронный ресурс] // Эдшет [web-портал]. - 2022. - URL: https:// adilet.zan.kz/rus/docs/V2200027182 (Дата обращения 10.12.2023)

9. Нагрузка на школьных медсестер выросла в Казахстане [Электронный ресурс] // КАЗИНФОРМ [web-сайт]. - 2020. - URL: https://www.inform.kz/ru/nagruzka-na-shkol-nyh-medsester-vyrosla-v-kazahstane_a3736353 (Дата обращения: 31.12.2023 г.)

10. Маханбеткулова Д. Вопросы развития школьной медицины на уровне ПМСП. [Электронный ресурс] // Казахстанский медицинский университет «ВШОЗ» [web-сайт]. - 2021. - URL: https://ksph.edu.kz/wp-content/uploads/2021/12/Ма.\анбсткулова_Д._Вопросы_ pa3BHTM_HiK0flbH0ft_MeflHUHHbi_Ha_yp0BHe_ITMCn.pdf (Дата обращения 19.12.2023)

11. Проект приказа «Об утверждении Стандарта организации школьной медицины в Республике Казахстан» [Электронный ресурс] // Egov.kz [web-портал]. - 2022.

- URL: https://legalacts.egov.kz/npa/view?id= 14144784 (Дата обращения 11.11.2023)

12. Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 21 декабря 2020 года № КР ДСМ-305/2020 «Об утверждении номенклатуры специальностей и специализаций в области здравоохранения, номенклатуры и квалификационных характеристик должностей работников здравоохранения» [Электронный ресурс] // Эдшет [web-портал]. -2020. -URL: https://adilet.zan.kz/ rus/docs/V2000021856 (Дата обращения 13.11.2023)

13. Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 5 августа 2021 года № КР ДСМ-76 «Об утверждении Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования» [Электронный ресурс] // Эдшет [web-портал]. - 2021.

- URL: https://adilet.zan.kz/ras/docs/V2100023890 (Дата обращения 20.12.2023)

14. Петрова А. Н., Иванова О. В. «Школьная медицина в России организация и перспективы развития» // Медицина и образование в Сибири. - 2019. - № 2(21).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- С. 62-68.

15. Козлова М. В., Шестакова А. А. «Роль медицинской сестры в развитии медицины в России» // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2016. - № 12(4).

- С. 268-272. '

16. Zhou X., Zhang Y„ Gao R„ Chen S„ Wang J. «School-based health education in China: a systematic review of intervention studies» // BMC Public Health. -2020. -№20(1). - 160.

17. Wang J., Xie В., Liu Y„ Xie J., Xu Y. «Analysis of school health education in China: a review of domestic literature» // International Journal of Environmental Research and Public Health. - 2019. - № 16(17). - 3059.

18. Padaiga Z., Jankauskiene D., Ramasauskaite D. «School health services as a key factor in promoting students' health in Europe» // International Journal of Public Health. - 2014. - № 59(2). - P. 189-198.

19. Gaizauskiene A., Gaizauskas R. «Effectiveness of health promotion interventions in schools: a review» // Health Education Journal. -2016. -№ 75(6). - P. 744-756.

20. Chen C., Sanchez-Vaznaugh E. V. «School-based

health education and promotion programs: a review» // Journal of School Health. - 2016. - № 86(5). - P. 359-372.

21. Gortmaker S. L„ Wang Y. C„ Long M. W„ Giles С. M., Ward Z. J., Barrett J. L„ Kenney E. L„ Sonneville K. R„ Afzal A. S„ Resch S. C., Cradock A. L. «Three interventions that reduce childhood obesity are projected to save more than they cost to implement» // Health Affairs. -2015.-№34(11).-P. 1932-1939.

22. Токмурзиева Г. Ж., Сапарбеков М. К., Маханбеткулова Д. Н., Нугманова Д. С., Хегай E.JI., Стафеева И. Ю. Социальные детерминанты формирования здоровья школьников подросткового возраста // Медицина. -Алматы, 2017. -№ 12 (186). - С. 11-14.

23. Маханбеткулова Д. Н., Токмурзиева Г. Ж. Модель охраны репродуктивного здоровья девочек-подростков // Вестник КазНМУ. Научно - практический журнал. -Алматы, 2020. - № 1. - С. 9-14.

24. Competencies for Nursing Practice: A Consensus Statement from the National Council of State Boards of Nursing [electronic resource] // NCSBN Leading Regulatory Excellence [website]. - 2010. - URL: https:// www.ncsbn.org/index.page (Accessed: 14.11.2023)

References:

1. Gosudarstvennaya programma razvitiya zdra-vookhraneniya RK «Densaulyk» na 2016-2019 gg. Astana. 2016, 58 p. '

2. Prikaz Ministra zdravookhraneniya Respubliki Kazakhstan ot 15 dekabrya 2020 goda № KR DSM-264/2020 «Ob utverzhdenii pravil, ob"ema i periodichnosti provedeniya profilakticheskikh meditsinskikh osmotrov tselevykh grapp naseleniya, vklyuchaya detei doshkol'nogo, shkol'nogo voz-rastov, a takzhe uchashchikhsya organizatsii tekhnicheskogo i professional'nogo, poslesrednego i vysshego obrazovaniya» (2020). Retrieved November 13, 2023, from https://adilet. zan.kz/rus/docs/V2000021820.

3. Prikaz i.o. Ministra zdravookhraneniya Respubliki Kazakhstan ot 13 iyunya 2018 goda № 361 «Ob utverzhdenii Sanitarnykh pravil «Sanitarno-ehpidemiologicheskie trebovaniya po provedeniyu profilakticheskikh privivok nas-eleniyu» (2018). Retrieved December 9, 2023, from https:// adilet. zan.kz/ras/docs/V1800017206.

4. Prikaz i.o. Ministra zdravookhraneniya Respubliki Kazakhstan ot 9 iyunya 2011 goda № 381 «Ob utverzhdenii Polozheniya o deyatel'nosti organizatsii zdravookhraneniya. osushchestvlyayushchikh deyatel'nost' v sfere fonnirovaniya zdorovogo obraza zhizni», (2011). Retrieved November 10. 2023, from https://adilet.zan.kz/ras/docs/V1100007064.

5. Prikaz Ministra zdravookhraneniya Respubliki Kazakhstan ot 5 avgusta 2021 goda № KR DSM-76 «Ob utverzhdenii Sanitarnykh pravil «Sanitarno-ehpidemiologicheskie trebovaniya k ob'ektam obrazovaniya» (2021). Retrieved October 23, 2023, from https://adilet.zan.kz/ras/docs/ V2100023890.

6. Prikaz Ministra zdravookhraneniya Respubliki Kazakhstan ot 20 dekabrya 2020 goda № KR DSM-285/2020 «Ob utverzhdenii pravil organizatsii meditsinskoi pomoshchi po okhrane reproduktivnogo i psikhicheskogo zdorov'ya ne-sovershennoletnikh v vozraste ot desyati do vosemnadtsati

let i molodezhl» (2020). Retrieved December 8, 2023, from https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2000021846.

7. Prikaz Ministra zdravookhraneniya Respubliki Kazakhstan ot 25 noyabrya 2020 goda No KR DSM- 205/2020 «Ob utverzhdenii minimarnykh nonnativov obespechen-nosti regionov meditsinskimi rabotnikaml» (2020). Retrieved December 18, 2023, from https://adilet.zan.kz/rus/ docs/V2000021679.

8. Prikaz Ministra zdravookhraneniya Respubliki Kazakhstan ot 15 marta 2022 goda № KR DSM -25 «Ob utverzhdenii standarta organizatsii okazaniya pediatricheskoi pomoshchi v Respublike KazakhstaN» (2022). Retrieved December 10, 2023, from https://adilet.zan.kz/rus/docs/ V2200027182.

9. Nagruzka na shkolnyh medsester vyrosla v Kazahstane (2020). KAZINFORM. Retrieved December 31, 2023, from https://www.inform.kz/ru/nagruzka-na-shkol-nyh-med-sester-vyrosla-v-kazahstane_a3 736353.

10. Mahanbetkulova D. (2021). Voprosy razvitiya shkol-noj mediciny na urovne PMSP [Electronic resource]. Ka-zahstanskij medicinskij universitet «VShOZ» [web-site]. Retrieved December 19, 2023, from https://ksph.edu.kz/wp-content/uploads/2021/12/Makhanbetkulova_D._Voprosy_ razvitiya_slikornoi_meditsiny_na_urovne_PMSP.pdf.

11. Proekt prikaza «Ob utverzhdenii Standarta orga-nizacii slikol'noj mediciny v Respublike Kazahstan» [Electronic resource] (2022). Egov.kz [web-site]. Retrieved November 11, 2023, from https://legalacts.egov.kz/npa/ view?id= 14144784

12. Prikaz Ministra zdravookhraneniya Respubliki Kazakhstan ot 21 dekabrya 2020 goda № KR DSM-305/2020 «Ob utverzhdenii nomenklatury spetsial'nostei i spetsial-izatsii v oblasti zdravookhraneniya, nomenklatury i kvali-fikatsionnykh kharakteristik dolzlmostei rabotnikov zdravookhraneniya» (2020). Retrieved November 13, 2023, from https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2000021856.

13. Prikaz Ministra zdravookhraneniya Respubliki Kazakhstan ot 5 avgusta 2021 goda № KR DSM-76 «Ob utverzhdenii Sanitarnykh pravil «Sanitarno-ehpidemio-logicheskie trebovaniya k ob'ektam obrazovaniya» (2021). Retrieved December 20, 2023, from https://adilet.zan.kz/ rus/docs/V2100023 890

14. Petrova, A. N„ Ivanova, O. V. (2019). «Shkol'naya

meditsina v Rossii: organizatsiya i perspektivy razvitiya». Medicine and education in Siberia, 2(21), 62-68.

15. Kozlova, M. V., Shestakova, A. A. (2016). «Rol' meditsinskoy sestry v razvitii shkol'noy meditsiny v Rossii». - Bulletin of St. Petersburg University, 12(4), 268-272.

16. Zhou, X., Zhang, Y„ Gao, R„ Chen, S„ Wang, J. (2020). «School-based health education in China: a systematic review of intervention studies». BMC Public Health, 20(1), 160.

17. Wang, J., Xie, B„ Liu, Y„ Xie, J., Xu, Y. (2019). «Analysis of school health education in China: a review of domestic literature». International Journal of Enviromnental Research and Public Health, 16(17), 3059.

18. Padaiga, Z., Jankauskiene, D., RamaSauskaite, D. (2014). «School health services as a key factor in promoting students' health in Europe». International Journal of Public Health, 59(2), 189-198.

19. Gaizauskiene, A., Gaizauskas, R. (2016). «Effectiveness of health promotion interventions in schools: a review». Health Education Journal, 75(6), 744-756.

20. Chen, C„ Sanchez-Vaznaugh, E. V. (2016). «School-based health education and promotion programs: a review». Journal of School Health, 86(5), 359-372.

21. Gortmaker, S. L„ Wang, Y. C„ Long, M. W„ Giles. C. M„ Ward, Z. J., Barrett, J. L„ Kenney, E. L„ Sonneville. K. R„ Afzal, A. S„ Resell, S. C„ Cradock, A. L. (2015). «Three interventions that reduce childhood obesity are projected to save more than they cost to implement». Health Affairs, 34(11), 1932-1939.

22. Tokmurzieva G. ZH., Saparbekov M. K., Makhan-betkulova D. N.. Nugmanova D. S., Khegai E.L., Stafeeva I. YU. Sotsial'nye detenninanty fonnirovaniya zdorov'ya shkol'nikov podrostkovogo vozrasta. Medcine. Almaty, 2017, 12 (186), 11-14

23. Makhanbetkulova D. N„ Tokmurzieva G. ZH. (2020). Model' okhrany reproduktivnogo zdorov'ya devo-chek-podrostkov. Bulletin of KazNMU. Scientific and practical journal. Almaty, 1, 9-14.

24. Competencies for Nursing Practice: A Consensus Statement from the National Council of State Boards of Nursing [Electronic source]. NCSBN Leading Regulatory Excellence [website], 2010. Retrieved October 10, 2023. from https://www.ncsbn.org/index.page

МЕКТЕП МЕДИЦИНА СЫН ДАМЫТУДАГЫ МЕШРГЕР Р0Л1

Д. Н. Маханбеткулова *1,2, Г. Адак ', М. В. Хомякова2, А. Н. Дауренбекова2,

Ф. Б?. Жолдасова2

1 С.Ж. Асфендияров атындагы Казац рггтьщ медицина университет1.

Алматы ц., Казахстан 2Казацстан-Ресей медицинальщ университет1, Алматы ц., Казахстан.

*Корреспондент автор: dinar a08888(ci)mail.ru

Туйшдеме

Бул макала мектеп медицинасы дамуындагы мешргерлердщ релш царастырады жэне олардьщ релшщ нелштен мацызды болып келе жатцанын тусшд1редь Шетелдпс мацалалар мен зерттеулерге талдау жасалып, онда мешргерлер нелштен мектеп медицинасыныц непзп цатысушылары болып табылатынын тусшд1реди функционалдык мшдеттердеп айырмашыльщтар мен у^састьщтарды сипаттайды. Мектеп медицинасы бел1мдершде жумыс ктейтш ммешргерлерде болуы тше щзыреттерге егжей-тегжешп талдау журпзшедг

Туй'ш евздер: мектеп медицинасы, мешргер, мешргерпж квмек, мектеп медгщинасындагы мешргерлж квмек.

THE ROLE OF A NURSE IN THE DEVELOPMENT OF SCHOOL MEDICINE

D. N. Makhanbetkulova *u, G. Adak', M. V. Khomyakova2, A. N. Daurenbekova\

F. K. Zholdasova2"

1 Asfendiyarov Kazakh National Medical University, Almaty, Kazakhstan 2 Kazakh-Russian medical university, Almaty, Kazakhstan

Corresponding author: dinara08888(a\mail.ru

Annotation

This abstract examines the role of nurses in the development of school medicine and explains why their role is becoming increasingly important. An analysis of foreign articles and studies is carried out, which explains why nurses are key participants in school medicine, describes differences and similarities in functional responsibilities. A detailed analysis of the competencies that nurses working in school medicine departments should have is carried out.

Keywords: school medicine, nurse, nursing care, nursing care in school medicine.

ОБ АВТОРАХ

Маханбеткулова Динара Нургалиевна - НАО «КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова», г. Алматы, Республика Казахстан, e-mail: dinara08888@mail.ru, телефон: 87472121113, ORCID: https://.org/0000-0001-9524-2675

Адак Гулера - магистрант НАО «КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова», г. Алматы, Республика Казахстан, e-mail: adak.g@mail.ru, телефон: 87075643558, ORCID: https://.org/0009-0002-1511-9218

Хомякова Марина Викторовна - старший преподаватель НУО «Казахстанско-Российский Медицинский университет», e-mail: dr_marina@mail.ru, телефон: 87772799587, https://orcid.org/0009-0007-6362-0425

Дауренбекова Аида Нармаханбетовна - ст. преподаватель НУО «Казахстанско-Российский Медицинский университет», г. Алматы Республика Казахстан, e-mail: aida-80-79@mail.ru телефон: 87051888254 ORCID:https:// orcid.org/0009-0008-3262-2812

Жолдасова Фатима Кабыловна - преподаватель НУО «Казахстанско-Российский Медицинский университет», г. Алматы, Республика Казахстан, e-mail:fatima. zholdasova@mail.ru, ORCID: https://orcid.org/my-orcid? orcid=0009-0007-4869-3490

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии потенциального конфликта интересов, требующего раскрытия в данной статье.

Корреспондирующий автор. Маханбеткулова Динара Нургалиевна, НУО «Казахстанско-Российский медицинский университет», Казахстан, г. Алматы. E-mail: dinara08888Ca)mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9524-26 75; SPIN: 4223-7877.

Вклад авторов. Все авторы внесли равноценный вклад в разработку концепции, выполнение, обработку результатов и написание статьи.

Заявляем, что данный материал ранее не публиковался и не находится на рассмотрении в других издательствах.

Финансирование. Отсутствует.

Статья поступила: 21.01.2024

Принята к публикации: 20.03.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.