Научная статья на тему 'Роль медицинского просвещения в воспитании здорового поколения'

Роль медицинского просвещения в воспитании здорового поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
597
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ / МЕДИЦИНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ГИГИЕНА / ПРОФИЛАКТИКА ТАБАКОКУРЕНИЯ / АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЯДОВИТЫЕ РАСТЕНИЯ ТАБАК / МАХОРКА / ГЕРБАРИЙ / СЕМЕЙСТВО ПАСЛЁНОВЫХ / ВИДЕОИЗОБРАЖЕНИЯ / HEALTHY GENERATION / MEDICAL KNOWLEDGE / HYGIENE / TOBACCO SMOKING PREVENTIVE MEASURES / ACTIVE TRAINING / PRESENTATION NOXIOUS PLANTS / TOBACCO / MAKHORKA / HERBARIUM / NIGHTSHADE FAMILY / VIDEO IMAGES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаджиева Хагигат Магомедгаджи Кызы

В статье говорится о важности медицинского просвещения для здоровья учеников общеобразовательных школ. При изучении каждого предмета отмечается возможность получения медицинских знаний, в том числе обучение способам защиты от вредных привычек, являющихся социальной проблемой. В содержании биологических предметов рассматриваются возможности разъяснения негативного воздействия курения, которое широко распространено среди населения, в частности среди подростков. В процессе преподавания биологии раскрываются более эффективные подходы решения проблемы, воспитываются полезные привычки и расширяются знания молодого поколения о здоровом образе жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF MEDICAL KNOWLEDGE IN UPBRINGING OF HEALTHY GENERATION

The article deals with the significance of medical knowledge for the health of comprehensive school pupils. Studying of every subject provides opportunities to acquire medical knowledge as well as to learn the ways of protection from harmful habits that are medical and social problem. It is shown that there are opportunities to explain negative effects of smoking that is widely spread especially among teenagers within the curriculum of biological subjects. Efficient ways of problem solution in the biology teaching are shown. Useful recommendations are given on the harm of smoking on health of young generation and protection against it.

Текст научной работы на тему «Роль медицинского просвещения в воспитании здорового поколения»

УДК 37

РОЛЬ МЕДИЦИНСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В ВОСПИТАНИИ ЗДОРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

© 2014 Х.М.Гаджиева

Азербайджанский государственный педагогический университет

Статья поступила в редакцию 20.09.2013

В статье говорится о важности медицинского просвещения для здоровья учеников общеобразовательных школ. При изучении каждого предмета отмечается возможность получения медицинских знаний, в том числе обучение способам защиты от вредных привычек, являющихся социальной проблемой. В содержании биологических предметов рассматриваются возможности разъяснения негативного воздействия курения, которое широко распространено среди населения, в частности среди подростков. В процессе преподавания биологии раскрываются более эффективные подходы решения проблемы, воспитываются полезные привычки и расширяются знания молодого поколения о здоровом образе жизни.

Ключевые слова: здоровое поколение, медицинское просвещение, гигиена, профилактика табакокурения; активное обучение, презентация - ядовитые растения - табак, махорка, гербарий, семейство паслёновых, видеоизображения.

Сохранение здоровья подрастающего поколения это одна из проблем, постоянно беспокоящих общество. Возрастание напряжения в духовных, экономических, политических, экологических, материальных, психологических факторах, воздействующих на здоровье, ещё более увеличивает актуальность проблемы. Конфликты, происходящие сегодня между странами и гражданами, террор и оккупация, чрезвычайные события, природные бедствия, экологические процессы ставят под угрозу здоровье и саму жизнь людей, особенно разрушительные события, касаются детей.

Миллионы людей страдают от голода, болезней, а увеличение заболеваний происходит из-за нарушения здорового образа жизни, по причине отсутствия у населения знаний и умений, связанных с бережным отношением к своему здоровью. Решение этой важной проблемы - воспитание у детей с малых лет здоровых привычек, умений по сохранению своего здоровья, а также определенных медико-гигиенических правил1.

В дошкольном возрасте детям целесообразно рассказывать о важности таких простых понятий как гигиена и здоровье. В процессе обучения в начальных классах ученикам даются знания о строении человеческого организма, его здоровом развитии, охране здоровья, положительных и отрицательных факторах, влияющих на него. Возможность такого про-

0

Гаджиева Хагигат Магомедгаджи кызы, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики. E-mail: haciyeva 53@mail.ru

1 Алиев С.Д., Гаджиева Х.М., Микаилзаде Н.Д. Основы медицинских знаний. Пособ. для высших учебных заведений. - Баку: 2004. - С. 9.

свещения и обучения школьников медицинским понятиям находит своё решение в темах разных школьных предметов, в частности в познании мира здоровья человека. Более широкие и углублённые медико-гигиенические знания школьникам прививаются и при изучении биологии в старших классах.

Общеизвестно, что такие вредные привычки, как курение в раннем возрасте, является одним из факторов, оказывающих разрушительное влияние на здоровье детей. Поэтому одной из самых главных обязанностей воспитателей и учителей является просвещение, а также постоянная борьба с вредными привычками, в первую очередь, с курением, которое наносит большой вред детскому здоровью, но к нему склонны дети-подростки, в период перехода в юношеский возраст.

В опросе, проведённом среди 10 - 16-летних детей, одна группа детей, не веря во вред наносимый здоровью, отметила, что курение это проявление мужества, другая же группа отметила это, как развлечение, как средство ускорить мысль. Однако, учителя в процессе воспитания и просвещения, должны привлечь медицинские знания к разъяснению этих юношеских заблуждений, и на примерах показать, что курение не является мужеством и развлечением, а наоборот наносит непоправимый и серьёзный вред здоровью. В школах в этой области ведется профилактическая работа, однако повторяющаяся из года в год традиционная форма наказаний, запретов, высказывание шаблонных мыслей и рекомендаций не приносит должных результатов.

Учитывая современное развитие детей, информационную подготовку их мировоззрения, а также индивидуальное отношение детей к

жизненным ситуациям, воспитатели и педагоги должны подходить к решению проблемы по-новому, шире использовать медицинское просвещение в процессе обучения, особенно при изучении медико-биологических тем, то есть использовать более активные и актуальные, рациональные методы и формы обучения. В содержании предметов, в том числе при изучении биологии, важно выделить проблему борьбы с курением среди детей и подростков, поскольку она является чрезвычайно сложной и требует дополнительных усилий с учетом возраста ребенка. Двойная направленность этой работы в школе может быть через различные темы, в которые можно вложить медицинские знания и уделять им больше внимания2.

Результат достигается, если, во-первых, поставлена разъяснительная и воспитательная работа, которая не ограничивающаяся фразой «курение вредит здоровью», а направлена на актуальное для каждого возраста просвещение детей и подростков. Они должны чётко представлять себе предполагаемые последствия этой пагубной привычки для здоровья, уделяя больше внимания конкретизации используемых средств и методов.

Не менее важно второе направление - ограничить возможности курения детей и подростков в общественных местах, усилить меры по недопущению курения и создать атмосферу пагубности этой привычки не только для тех, кто курит сам, но и для пассивных курильщиков вокруг. Из опроса курящих выявлено, что самая высшая точка привыкания к курению попадает на возраст 12 - 15 лет, поэтому в средних школах с младших классов необходимо вести профилактическую работу, просвещение и борьбу против курения. Исследования показали, что 84% мужчин начинают курить с 14 - 16-ти лет. В настоящее время заметно увеличение числа курящих среди учащихся 6 - 8 классов в школах. Учитывая это, необходимо усилить профилактику и борьбу с курением в общеобразовательных школах. Важным условием в деле успешного воспитания и разъяснения о вреде курения среди детей и подростков является тесное сотрудничество семьи и школы, активное осуществление санитарно-просветительских работ, соблюдение преемственности при переходе из одной возрастной группы в другую.

Борьбу с курением нужно вести не только на уроках биологии, она также должна регулярно вестись и со стороны педагогического и медицинского персонала, который должен уделять необходимое внимание оздоровлению

2 Зайко Н.Н. Патологическая физиология. - М.: 2004. - С. 53.

школьников. Так если табак вреден, то почему его возделывают, изготавливают из него сигареты, люди, даже в высшем свете его употребляют, действительно ли сигареты причиняют вред здоровью и в чём состоит его вред? Мы стоим перед этими вопросами и хотим получить ответ. Учитывая широкий спектр и экономику современной рекламы, долгом учителя является уделить внимание этой проблеме и, по возможности, давать содержательные и аргументированные ответы на эти сложные вопросы, в том числе и в первую очередь, в рамках уроков.

Например, разъяснения и воспитательная работа о вреде курения среди учащихся 6 -11 -х классов должна проводиться при изучении естественных предметов. Основная информация о табаке учащимся 6-х классов подаётся при изучении темы о растениях курса биологии. При изучении темы «Основные органы цветочных растений. Разновидность растений» главы «Общее знакомство с цветочными растениями» учитель, объясняя различие в строении, значении, жизнедеятельности и состава растений, кратко рассказывает о таких вредных для здоровья растениях, как табак, махорка и другие наркосодержащие.

При изучении темы ученикам даётся задание собрать дома сведения о растениях вредных для здоровья. Учитель в соответствии с предметом и темой курса, рассказывая о различных органах растений, добивается знакомства учеников с органами растений, наносящих вред здоровью. Он пользуется гербарием и видеоматериалами о растениях. Таким образом, учитель, связывая изучаемую тему с вредными привычками, привлекает внимание учащихся вредным для здоровья растениям, которые всегда были в природе. Всё это служит усилению профилактики по борьбе с курением в общеобразовательных школах.

Возможность ответить на вопросы подрастающего поколения и создать в них полную уверенности о вреде курения для здоровья приводится в главе «Классификация цветковых растений. Покрытосеменная (цветочная) группа». В теме «Семейство паслёновых» учитель использует возможность давать информацию о некоторых ядовитых растениях этого семейства (клюква, красавка, дурман, белена и др.). Знакомит учеников с этими растениями с помощью картинок, естественных растений, гербария, видео и учит их правилам обращения. При изучении главы «Паслёновые», важно отметить, что табак отличается от родственных растений одной важной особенностью: в его составе содержится крайне токсичное вещество - никотин. Указывается на то, что ни-

котин, будучи главным составом табачного дыма, является одним из самых сильных ядовитых веществ в природе. При изучении особенностей семейства, учитель дает ученикам нужную информацию, демонстрируя картинку растения, гербария или само растение. Связывает знания учеников о табаке, сигаретах, а также курительных смесях, предоставив полную информацию, о разрушительной для здоровья, вредной привычке. В первую очередь, он поручает ученикам проведение нескольких опытов с сигаретным дымом, из сигарет, которые изготовлены из какого-либо табачного растения. Учитель, выдувая сигаретный дым на чистое стекло, демонстрирует ученикам образовавшуюся сажу. Это показывает, что при курении поступивший в организм дым, становится причиной образования такой сажи на легких человека и постепенно затрудняет дыхание. Дым сигареты, выдутый в банку на сырое мясо, производит на мясо жгучий эффект. Ученики наблюдают за воздействием сигаретного дыма на живое насекомое, которое посажено в банку, и видят, что с увеличением дыма насекомое волнуется, а затем умирает. Ученикам дается задание по проведению опытов, показывающих отрицательное воздействие сигаретного дыма на здоровый лист растения, ствол, корень, цветок, фрукты семена и демонстрация результатов в классе. Такие опыты, увеличивают уверенность учеников в том, что табачный дым не просто вредит здоровью, но они на конкретных примерах, а также в проведенных опытах, самостоятельно, получают это подтверждение.

Главной целью курса «Человек» (IX класс) является вооружение учеников научными знаниями о жизненных процессах организма, его строении и роли здорового образа жизни, что предполагает овладение санитарно-гигиеническими нормами. Человеческий организм, в особенности организм ребенка, который растет и развивается, имеет определенные психофизиологические условия для благоприятного роста и, соответственно, развития, что и объясняет вредное, а порой и разрушительное воздействии привычки курения.

При изучении курса учитель, объясняя строение, функцию, физиологию каждого органа, должен также указать вредные факторы, нарушающие нормальное развитие организма. А также объясняет вред, который наносится дымом сигарет на функциональную работу растущего организма, что, безусловно, является вредоносным фактором, который загрязняет внешнюю и внутреннюю среду жизнедеятельности человека и приводит к различным соматическим нарушениям здоровья. Привлекает

учеников и самопознание вреда от этого процесса, поскольку учитель дает им задание подготовить материалы о вреде сигарет на различные органы в теле человека и выступить с докладом перед одноклассниками3.

В Х - XI классах при изучении курса по общей биологии сумма знаний учеников о вреде курения, а также влияния на организм наркотических веществ углубляются. Ученикам подробно разъясняется химический состав этих вредных веществ, патологическое влияние на организм человека, которое подрывает репродуктивные функции человека, его интеллект и качество самой жизни. При половом воспитании подрастающего поколения, специально отмечается вредное воздействие курения на репродуктивные органы и функции мужского и женского организма. Отмечается, в какой мере курение создает опасность для самой жизнеспособности рождающихся детей, особенно при курении матери.

Создание стойкого иммунитета у подрастающего поколения, например, может быть в следующей воспитательной ситуации. Учитель, доказывающий ученикам отрицательное воздействие сигарет на здоровье, дает одной половине учеников задание подготовить информацию и презентацию о вреде сигарет, как разрушительной привычке, которая развивается и поддерживается рекламой, а затем и представить результаты. Второй половине дает задание, подготовить и представить презентацию, собрав информацию о вреде сигарет на здоровье и отдельные органы человека: на зубы, желудок, легкие, нервную систему, сердце, почки. Лидеры групп учеников делают доклады по результатам своих исследований, которые впоследствии становятся материалом обсуждения. Результаты оглашаются, и ученики приобретают знания о способах борьбы с вредным для здоровья курением и о том, как сказать курению «нет».

Выступление, презентация каждой группы оцениваются, полезные предложения доводятся до соответствующих органов воспитания подрастающего поколения. Учитель, разъясняя эффективные способы выявленные учениками, советует им быть активными в таких полезных делах. Оказывает им методическую помощь в подготовке рекламы, советов, буклетов против курения, как вредной и разрушительной для здоровья человека, привычке. Учитель закладывает основы здорового образа жизни ребенка, обучая активной позиции против табакоку-

3 Гаджиева Х.М. Система работы по обучению медицинским знаниям в преподавании предмета биология в среднеобразовательных школах: Монография. - Баку: 2007. - С. 39.

рения, учит противостоять коммерческой рекламе и соблазнам, как средствам манипулирования населением. Создавая активную пропаганду и рекламу здоровья, как непреходящей ценности для человека, учитель помогает овладеть формами распространения знаний о здоровом образе жизни среди населения.

Из результатов исследований становится ясно, что просвещение подрастающего поколе-

ния и медицинские знания, регулярно получаемые на уроках биологии, наряду с увеличением качества преподавания и отдалением учеников от вредных привычек, оказывают положительное влияние на здоровье и возрастное развитие детей, как активных граждан общества, которые способны самостоятельно мыслить и принимать решения.

THE ROLE OF MEDICAL KNOWLEDGE IN UPBRINGING OF HEALTHY GENERATION

© 2014 K.M.Hajieva" Azerbaijan State Pedagogical University

The article deals with the significance of medical knowledge for the health of comprehensive school pupils. Studying of every subject provides opportunities to acquire medical knowledge as well as to learn the ways of protection from harmful habits that are medical and social problem. It is shown that there are opportunities to explain negative effects of smoking that is widely spread especially among teenagers within the curriculum of biological subjects. Efficient ways of problem solution in the biology teaching are shown. Useful recommendations are given on the harm of smoking on health of young generation and protection against it. Key words: healthy generation, medical knowledge, hygiene, tobacco smoking preventive measures, active training, presentation noxious plants, tobacco, makhorka, herbarium, nightshade family, video images.

Khagigat Magomedgaji Hajieva, Candidate of pedagogical sciences, Associate professor of the Pedagogy department. E-mail: haciyeva 53@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.