ПЕРЕДОВАЯ СТАТЬЯ
УДК 614.2
РОЛЬ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДОРОВОГО СТАРЕНИЯ
Н.Н. Камынина, И.В. Островская
ГБУ Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения г. Москвы, Россия ФГАОУ ВО Российский университет дружбы народов, Москва, Россия
В связи с постарением населения в мире, и в частности в России, обоснована роль медицинских сестер в оказании медицинской помощи людям пожилого и старческого возраста. Перечислены основные направления по оказанию первичной медико-санитарной помощи пожилым.
Ключевые слова: медицинская сестра, пожилой возраст, здоровое старение
Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов.
THE ROLE OF NURSES IN ENSURING HEALTHY AGING N.N. Kamynina, I.V. Ostrovskaya
GBU Research Institute of Healthcare and Medical Management of the Moscow City Health Department, Russia
Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia
In connection with the aging of the population in the world and in particular in Russia the role of nurses in providing care for people with middle and old age was proved. List the main directions for primary health care to elderly.
Key words: nurse, elderly, healthy aging
Все этапы жизни человека имеют особое значение для его здоровья. Поэтому одна из основных целей любой системы здравоохранения — обеспечение здоровья человека на протяжении всей его жизни.
Демографической особенностью сегодняшнего времени является старение населения. По прогнозам ВОЗ, 25% населения Европы к 2050 г. достигнет возраста 65 лет и старше [1]. Данные Росстата свидетельствуют об устойчивом росте численности пожилого населения в Российской
Authors declare lack of the possible conflicts of interests.
Федерации в 2006—2015 гг., опережающем рост всего населения страны: если общая численность жителей России за этот период увеличилась на 2%, то пожилого населения — на 20% [2].
Для многих людей пожилой возраст чреват высоким риском социальной изоляции и бедности при ограниченном доступе к высококачественным медицинским и социальным услугам. Необходимость создания для пожилых достойных жизненных условий сегодня не находит должного отклика со стороны как самого россий-
ского общества, так и лиц, принимающих управленческие решения.
Серьезной трудностью для разработки всесторонних мер в ответ на старение населения является то, что многие распространенные восприятия и утверждения относительно пожилых людей основаны на устаревших стереотипах. Это ограничивает возможность адекватного осмысления существующих в обществе проблем, связанных со старением населения.
Одним из распространенных стереотипов является утверждение, что пожилые зависимы и обременительны. Следствием этого являются высказывания о необходимости ограничения расходов на пожилых людей. Однако такие суждения не учитывают значительный экономический вклад этой группы в экономику страны. Согласно результатам исследования, чистый вклад пожилых людей Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии в общество составляет почти 40 млн фунтов стерлингов [3].
Согласно другому распространенному мнению, растущие потребности стареющего населения приведут к непосильным увеличениям государственных расходов на систему здравоохранения. В действительности картина далеко не столь однозначна. Даже несмотря на то, что необходимо больше данных, прогнозирование будущих расходов здравоохранения на основе возрастной структуры населения имеет сомнительную ценность. Это подкрепляется статистическими анализами, свидетельствующими о том, что старение оказывает гораздо меньшее влияние на расходы здравоохранения, чем ряд других факторов (например, внедрение высоких технологий) [4]. Фактические данные также указывают на то, что вклад, вносимый людьми старшего поколения в жизнь общества в странах с высоким уровнем доходов, превышает расходы, связанные со старением и длительным медицинским уходом.
Многие государства сегодня переориентируют свою работу на реализацию потенциала здорового старения, изменение сложившихся представлений о роли и месте пожилых людей в современном обществе. Одним из примеров такой деятельности можно назвать Стратегию действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. № 164-р
[5]. В указанном документе подчеркивается, что граждане старшего поколения являются носителями знаний и опыта, вносят существенный вклад в социально-экономическое развитие страны, выступают хранителями духовно-нравственных ценностей и обеспечивают связь и солидарность поколений.
Одна из ключевых задач Стратегии — создание общества для людей всех возрастов, включая формирование условий для использования знаний, опыта, потенциала граждан старшего поколения, проявление заботы о таких гражданах и оказание им необходимой помощи.
Пожилой возраст объективно сопряжен с необходимостью решения многочисленных медицинских, социальных и психологических проблем. Около 80% пожилых страдают множественной хронической патологией. В среднем у одного пациента старше 60 лет обнаруживается 4—5 различных хронических заболеваний. Потребность в оказании первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи гражданам старшего поколения выше, чем лицам трудоспособного возраста.
Согласно тексту Стратегии, решение медицинских проблем пациентов пожилого возраста осуществляется гериатрической службой, деятельность которой регламентирована приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 июля 1999 г. №297 «О совершенствовании организации медицинской помощи гражданам пожилого и старческого возрастов в Российской Федерации» [6]. Сегодня можно говорить, что организационные условия функционирования гериатрической службы созданы. Подтверждением этому является приказ отраслевого министерства, утвердивший Порядок оказания медицинской помощи по профилю «гериатрия» [7]. Разработаны и внедрены образовательные программы подготовки врачей по специальности «гериатрия» в системе дополнительного профессионального образования, утвержден ФГОС ВО по специальности 31.08.31 «гериатрия» (уровень подготовки кадров высшей квалификации) [8]. Но проблема в системе оказания медицинской помощи пациентам пожилого и старческого возраста остается (и в части обеспечения врачами-гериатрами, и в части взаимодействия с социальными службами, и в части удовлетворения потребности насе-
ления в медицинских услугах гериатрического профиля).
Следует признать очевидный факт низкой привлекательности гериатрической специальности для выпускников медицинских вузов (особенно по сравнению с такими специальностями, как акушерство, хирургия, урология, дерматовенерология). Поэтому ни в ближайшее время, ни в отдаленной перспективе необходимого уровня обеспечения медицинских организаций врачами-гериатрами достичь практически невозможно. В данной ситуации стоит обратить внимание на возможности других профессиональных групп, и особенно — медицинских сестер (с различными уровнями образования — базовым, повышенным, высшим сестринским образованием), потенциально готовых к реализации базовых гериатрических и геронтологических компетенций.
Наделение гериатрическими и геронтологи-ческими компетенциями медицинских работников первичного звена позволит в полной мере своевременно выявлять пациентов, имеющих гериатрические проблемы, организовывать для них консультации и лечение у профильных врачей, проводить весь спектр профилактических мероприятий. Эти действия обоснованы, с одной стороны, необходимостью ухода от сложившейся системы оказания медицинской помощи по обращениям, с другой — структурой потребностей, которые испытывают пациенты пожилого возраста.
В структуре этих потребностей, конечно, присутствует желание минимизировать бремя имеющихся заболеваний («индивидуальная жизнеспособность»), но важным становится стремление к сохранению способностей человека заниматься тем, что для него важно («функциональная способность»). Именно окружающие условия, в которых живут пожилые люди и с которыми они взаимодействуют (сюда относится и система оказания медицинской помощи), определяют, сможет ли человек с конкретным уровнем индивидуальной жизнеспособности делать то, что он считает важным [9].
Возможность эффективного взаимодействия создает и ранее не существовавшие технологические изменения в системе оказания медицинской помощи. Например, пожилой человек может записаться на прием к врачу, не выходя из дома,
а лишь используя Интернет. Медицинская сестра может осуществлять мониторинг состояния здоровья пациента, получая данные с электронных устройств, носимых на себе пациентом. Все это меняет восприятие старости. Результаты исследований говорят о том, что нет типичного пожилого человека. Пожилое население характеризуется значительным разнообразием. Но к этому пока в большей степени не готовы сами медицинские работники.
Пожилой возраст часто сопряжен со значительными социальными изменениями, помимо биологических потерь. Они включают изменение роли и положения в обществе, а также необходимость приспосабливаться к потере близких. В ответ на это люди выбирают меньшие по количеству, но более значимые для них цели и виды деятельности. Обращаясь за медицинской помощью, пожилые люди хотят получить совет: как совместить свою «индивидуальную жизнеспособность» с тем форматом жизни, который они для себя спроектировали. Когда эта потребность остается неудовлетворенной, люди начинают жаловаться, принимают решения больше не обращаться в эту поликлинику, начинают лечиться самостоятельно.
Снизить «накал страстей», сформировать лояльного к медицинской организации потребителя могут и должны медицинские сестры. Для этого всего лишь надо разъяснять пациентам, как и почему нужно принимать назначенные врачом лекарственные препараты, какими могут быть физическая нагрузка и рацион питания с учетом имеющихся заболеваний, при каких симптомах надо срочно обращаться за медицинской помощью. Для реализации данного компонента очевидной является необходимость «перестраивания» работы существующей системы оказания первичной медико-санитарной помощи в следующих направлениях.
Согласование работы существующей системы оказания медицинской помощи с потребностями пожилых людей. При этом следует ориентироваться на то, что медицинская помощь, учитывающая многоплановые требования пожилого возраста комплексным образом, оказывается более эффективной, чем услуги, которые просто реагируют на конкретные болезни независимо друг от друга. Пожилые люди часто сталкиваются с услугами, предназначенными
для лечения острых состояний или симптомов, которые решают проблемы здоровья и фрагментарным образом и без координации между медицинскими учреждениями. Результатом является медицинская помощь, которая не только не может адекватно удовлетворить потребности пожилых людей, но и может вызвать значительные расходы для них самих и для системы здравоохранения. Предоставление сконцентрированной на пожилых людях помощи и обеспечение доступа к ней потребуют организации систем вокруг потребностей и предпочтений этой категории людей, а также таких служб, которые будут ориентированы на пожилой возраст.
Разработка систем долгосрочной помощи. Главная роль систем для оказания долгосрочной помощи должна заключаться в поддержании уровня функциональной способности у пожилых людей, которые потеряли или рискуют потерять значительную часть своей жизнеспособности, и в обеспечении соответствия этой помощи их основным правам, фундаментальным свободам и достоинству человека. В нашей стране пока не существует подобной системы. Ответственность за долгосрочную помощь часто лежит полностью на семье. При создании системы долгосрочной помощи основное внимание необходимо уделить проблеме признания долгосрочной помощи как общественного блага.
Кроме того, в отличие от системы здравоохранения, большинство людей, осуществляющих уход в рамках долгосрочной помощи, — это в настоящее время члены семьи, волонтеры, члены организаций в сообществе и оплачиваемые, но не имеющие подготовку работники. Большинство из них — женщины. Организация подготовки, которая даст им возможность хорошо выполнять свою работу и в то же время избавит от стресса, который возникает в результате недостаточной информированности о том, как преодолевать сложные ситуации, будет занимать центральное место в создании системы долгосрочной помощи.
Создание благоприятных условий для людей пожилого возраста. Для описания и создания условий, благоприятных для пожилого возраста можно использовать Международную классификацию функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ) [10]. Условия включают транспорт, жилье, работу, со-
циальную защиту, информацию и коммуникации, а также медицинские службы и долгосрочную помощь. В этих условиях пожилые люди смогут удовлетворять свои основные потребности; учиться, развиваться и принимать решения; сохранять мобильность; устанавливать и поддерживать отношения; вносить вклад в жизнедеятельность общества.
Недооценка роли медицинских сестер в перечисленных выше направлениях неизбежно приведет к дефициту услуг в гериатрии, снижению доступности медицинской помощи для гериатрических пациентов, негативному восприятию со стороны пожилого населения всех изменений в системе оказания первичной медико-санитарной помощи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Здоровое старение: материалы ВОЗ, 2017. Доступно по: http://www.euro.who.int/ru/health-topics/Life-stag-es/healthy-ageing/healthy-ageing. Активна на 31.12.2017.
2. База данных Росстата web-компонента ЦБСД. URL: Доступно по: http://cbsd.gks.ru. Активна на 31.12.2017.
3. Cook J. The socio-economic contribution of older people in the UK. Working with Older People. 2011; 15 (4): 141-146. Доступно по: http://dx.doi.org/10.1108/ 13663661111191257. Активна на 31.12.2017.
4. Kingsley D.E. Aging and health care costs: narrative versus reality. Poverty Public Policy. 2015; 7 (1): 3-21. Доступно по: http://dx.doi.org/10.1002/pop4.89. Активна на 31.12.2017.
5. Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2016 № 164-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года». Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс».
6. Приказ Минздрава РФ от 28.07.1999 № 297 «О совершенствовании организации медицинской помощи гражданам пожилого и старческого возрастов в Российской Федерации» (вместе с «Положением об организации деятельности гериатрического центра», «Положением об организации деятельности гериатрической больницы (отделения)», «Положением об организации деятельности отделения медико-социальной помощи»). — Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс».
7. Приказ Минздрава России от 29.01.2016 № 38н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «гериатрия» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.03.2016 N 41405). — Доступ из справоч-но-правовой системы «Консультант-Плюс».
8. Приказ Минобрнауки России от 25.08.2014 № 1073 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.31 Гериатрия (уровень подготовки кадров высшей квалификации)» (Зарегистрировано в Ми-
нюсте России 22.10.2014 N 34386). — Доступ из спра-вочно-правовой системы «Консультант-Плюс».
9. Всемирный доклад о старении и здоровье: Материалы ВОЗ, 2015. Доступно по: http://www.who.int/age-ing/publications/world-report-2015/ru. Активна на 31.12.2017.
10. Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ): Материалы ВОЗ, 2001. Доступно по: http://who-fic.ru/icf. Активна на 31.12.2017.
Поступила 11.03.2017 Принята к опубликованию 15.03.2017
REFERENCES
1. Healthy aging: the WHO materials, 2017. Available at: http://www.euro.who.int/ru/health-topics/Life-stages/ healthy-ageing/healthy-ageing. Accessed at 31.12.2017. (In Russ.).
2. Database of Rosstat web-component Central statistical database. URL: Available at: http://cbsd.gks.ru. Accessed at 31.12.2017. (In Russ.).
3. Cook J. The socio-economic contribution of older people in the UK. Working with Older People. 2011; 15(4): 141-146. Available at: http://dx.doi.org/10.1108/ 13663661111191257. Accessed at 31.12.2017.
4. Kingsley D.E. Aging and health care costs: narrative versus reality. Poverty Public Policy. 2015; 7(1): 3-21 Available at: http://dx.doi.org/10.1002/pop4.89. Accessed at 31.12.2017.
5. Order of the Government of Russian Federation on 05.02.2016 № 164-r «On Approval of the Action Strategy for the benefit of senior citizens in the Russian Federation
until 2025». Access from the consultancy-legal system «Consultant-Plus». (In Russ.).
6. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation on 28.07.1999 № 297 «On the improvement of the organization of medical care for citizens of the elderly and senile ages in the Russian Federation» (Together with the «Regulations on the organization of activities of the geriatric center», «Regulations on the organization of the geriatric hospital (department)», «Regulations on the organization of activities of the medical and social care». — Access from the consultancy-legal system «Consultant-Plus». (In Russ.).
7. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation on 29.01.2016 № 38n «On the approval of the order of medical care on the profile of «geriatrics» (Registered with the Ministry of Justice of Russia 14.03.2016 N 41405). -Access from the consultancy-legal system «Consultant-Plus». (In Russ.).
8. Order of the Ministry of Education and Science of Russia on 25.08.2014 № 1073 «On the approval of the federal state educational standard of higher education in specialty 31.08.31 Geriatrics (the level of training of highly qualified personnel)» (Registered in the Ministry of Justice of Russia 22.10.2014 N 34386). - Access from the consultancy-legal system «Consultant-Plus».(In Russ.).
9. World report on aging and health: WHO materials, 2015. Available at: http://www.who.int/ageing/publications/ world- report - 2 015 /ru. Accessed at: 31.12.2017. (In Russ.).
10. International classification of functioning, disability and health (ICB): WHO materials, 2001. Available at: http:/ /who-fic.ru/icf. Accessed at: 31.12.2017. (In Russ.).
Received 11.03.2017 Accepted 15.03.2017
Сведения об авторах
Камынина Наталья Николаевна — д-р мед. наук, заместитель директора ГБУ НИИОЗММ ДЗМ. Тел.: 8(495) 530-12-82. E-mail: [email protected].
Островская Ирина Владимировна — канд. психологических наук. Тел: 8(926)-890-28-72. E-mail:[email protected].
About the authors
Kamynina Natalia Nikolaevna — Doctor of Medical Science, Deputy Director of the State Institution NIIOZMM DZM. Tel.: 8(495) 530-12-82. E-mail: [email protected].
Ostrovskaya Irina Vladimirovna — Candidate on Psychological sciences. Tel: 8 (926)-890-28-72. E-mail:[email protected].