УДК: 616.379-008.64
РОЛЬ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР-СПЕЦИАЛИСТОВ ПРИ
САХАРНОМ ДИАБЕТЕ
АБДИБАХИ АСИЯ ТАЛГАТКЫЗЫ
студент магистратуры, Медицинский университет Астана, НурСултан (Казахстан). ОНОЮ Ю 0000-0002-5670-4475 РАХЫМГАЛИЕВА ГАУХАР БЕРИККАЛИЕВНА кандидат медицинских наук, доцент кафедры, общей врачебной практики с курсом доказательной медицины Медицинский университет Астана, Нур-Султан (Казахстан). ОНОЮ Ю 0000-0002-1311-8812 ДЕРБИСАЛИНА ГУЛЬМИРА АЖМАДИНОВНА кандидат медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой общей врачебной практики с курсом доказательной медицины, Медицинский университет Астана, Нур-Султан (Казахстан).
ОНОЮ Ю 0000-0003-3704-5061
АННОТАЦИЯ
В связи с увеличением числа больных во всем мире обучают медицинских сестер, осуществляющих уход за больными сахарным диабетом. По данным Международной федерации диабета, в 2017 году примерно 425 миллионов взрослых (20-79 лет) страдали диабетом, а к 2045 году этот показатель вырастет до 629 миллионов. Поэтому для того, чтобы оценить текущую ситуацию с уходом за больными диабетом, изучить любые проблемы и улучшить ситуацию с уходом за больными диабетом, которую оказывают медсестры, необходимо понять их роль в уходе за больными диабетом и то, какие посредники и барьеры возникают у медсестер при выполнении этих ролей. Цель этого обзора состоит в том, чтобы определить роли и деятельность медсестер, работающих с людьми, страдающими диабетом и препятствия в уходе за такими людьми. Для достижения этой цели были проведены поиски статей на английском языке в базе данных PubMed.
Ключевые слова: медсестра, сахарный диабет, уход, обучение пациента.
ROLE OF SPECIALIST NURSES IN DIABETES MELLITUS
ABDIBAHIASIYA TALGATKYZY
Master's degree student, Astana Medical University, Nur-Sultan (Kazakhstan).
ORCID ID 0000-0002-5670-4475 RAHYMGALIEVA GAUHAR BERIKKALIEVNA Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of the Department, Astana Medical University, Nur-Sultan (Kazakhstan) ORCID ID 0000-0002-1311-8812
DERBISALYNA GULMIRA AZHMADINOVNA
candidate of medical sciences, associate professor of the department, Astana
Medical University, Nur-Sultan (Kazakhstan). ORCID ID 0000-0003-3704-5061
ABSTRACT
Due to the increase in the number of large around the world, they are studying the medical processes that work for large diabetes mellitus. According to the International Diabetes Federation, in 2017, approximately 425 million people (20-79 years old) received diabetes mellitus, and by 2045 it will grow to 629 million. Therefore, in order to ensure such a situation with high diabetes, it is necessary to solve problems and improve the situation with diabetes, increase medical staff, and bias it. The purpose of this issue is to define the role and activities of doctors working with people suffering from diabetes and treatment in Kazakhstan. To achieve this goal, buses in English were conducted in the PubMed database.
Keywords: nurse, diabetes mellitus, care, patient treatment, DSN.
В связи с увеличением числа больных во всем мире обучают медицинских сестер, осуществляющих уход за больными сахарным диабетом. По данным Международной федерации диабета, в 2017 году примерно 425 миллионов взрослых (20-79 лет) страдали диабетом, а к 2045 году этот показатель вырастет до 629 миллионов - [1]. В Республике Казахстан в последнее время стремительно растет число больных сахарным диабетом. В 2016 году число официально зарегистрированных больных сахарным диабетом увеличилось до 379 942 человек, что составляет 2,1% населения республики - [2]. По статистическим данным ВОЗ, в Республике Казахстан в 2016 году распространенность больных диабетом среди женщин (11,7%) несколько выше, чем среди мужчин (11,3%). По прогнозам Всемирной организации здравоохранения, к 2030 году только в Казахстане число больных может вырасти до одного миллиона. По оценкам
статистиков, если ситуация не изменится, к 2025 году число диабетиков увеличится вдвое. Несмотря на то, что диабет является глобальной проблемой, универсального подхода к лечению пациентов не существует. Например, есть страны, где система здравоохранения позволяет медсестрам играть важную роль в лечении и обучении людей с диабетом, в то время как в других странах врачи играют доминирующую роль в лечении диабета. В ответ на необходимость усиления поддержки пациентов с диабетом произошли многочисленные изменения в лечении и уходе за больными диабетом, а также в роли медсестер, которые были направлены на борьбу с растущим уровнем заболеваемости диабетом. Поэтому для того, чтобы оценить текущую ситуацию с уходом за больными диабетом, изучить любые проблемы и улучшить ситуацию с уходом за больными диабетом, которую оказывают медсестры, необходимо понять их роль в уходе за больными диабетом и то, какие посредники и барьеры возникают у медсестер при выполнении этих ролей - [3].
В таких странах, как Великобритания, создание должности медсестры-специалиста по диабету (DSN) позволяет участвовать в различных уровнях системы здравоохранения и не ограничиваться больницами. Такие изменения требуются и в системе здравохранения РК.
Роль медсестры-специалиста по диабету или DSN существует уже 60 лет. Он был разработан и продолжает развиваться, чтобы удовлетворить потребности людей с диабетом и их семей, предоставить опыт и экспертные знания в составе специализированных бригад по диабету и поддержать других медицинских работников в оказании им медицинской помощи - [4]. Существует все больше доказательств, подтверждающих важность DSN как в улучшении ухода за пациентами, так и в снижении затрат бюджета государства. Клинические исследования показывают, что специализированные стационарные бригады по диабету могут уменьшить ошибки при назначении, улучшить результаты лечения пациентов - [5].
Однако важно что, хотя многие страны адаптировали медсестру-специалиста по диабету к своим системам здравоохранения, роли и условия работы медсестер в разных странах различаются. Например, в Швеции и Нидерландах более половины DSN работают в интегрированных или общественных учреждениях и имеют право назначать лекарство. Напротив, большинство DSN в Ирландии находятся в больницах, и не всем из них разрешено назначать медикаменты - [6]. Однако в литературе имеются
убедительные доказательства того, что медсестры оказывают значительное влияние при консультировании пациентов по вопросам самостоятельного лечения их заболевания - [7]. Ученые из Швеций Eva Bostrom и соавторы пробели исследование чтобы изучить представления медсестер-специалистов по диабету (DSN) об их профессиональной роли в лечении диабета. Для выяснения представлений сотрудников DSN об их профессиональной роли использовались исследовательские интервью. Двадцать девять сотрудников DSN, работающих в 23 центрах первичной медико-санитарной помощи на севере Швеции, были опрошены в фокус-группах. Сотрудники DSN описали свою профессию как включающую пять основных ролей: 'эксперт", "воспитатель", "руководитель", "лидер" и "образец для подражания - [8]. В результате обзора появились различные роли медсестер, в том числе медсестер в качестве преподавателей, медсестер в качестве продвинутых воспитателей и медсестер в качестве мотиваторов.
Медсестры как воспитатели: в недавнем описательном исследовательском исследовании Бостром и др. - [9] показали важность роли медсестры в обучении пациентов, при этом участницы-медсестры-специалиста по диабету (DSNs) утверждали, что одной из их ролей было "быть учителем", и они описали, как они информировали пациентов об их новой ситуации, информируя их о болезни, возможных осложнениях и результатах тестов.Важность просвещения по вопросам диабета также подчеркивается и подтверждается двумя исследованиями. Векслер и др. показали это в ходе рандомизированного пробного исследования с участием двух групп - [10]. В ходе их исследования одна группа получала обычный уход, а другая получала как медицинскую помощь, так и формальное образование от экспертов, таких как медсестры-специалисты, которые были одобрены в начале исследования. Результаты исследования показали, что средние уровни глюкозы у стационарных пациентов в группе вмешательства были ниже, чем в группе обычного ухода. В целом, результаты показывают, что пациенты, находящиеся под обычным уходом, склонны описывать свое состояние и условия ухода с помощью концепций, которые в основном подразумевают негативное отношение, недостаточные возможности и внешний локус контроля.
Медсестры в качестве продвинутых воспитателей: квалифицированные медсестры могли бы выполнять несколько функций, таких как принятие решения о лечении и его проведение, проведение медицинских осмотров, быть
руководителем группы и следить за тем, чтобы лечение и уход за каждым пациентом основывались на передовой практике и т.д. - [11]. Например, Кэри и Кортни обнаружили, что более двух третей респондентов, являющихся специализированными медсестрами в Великобритании, назначали лекарства от распространенных осложнений диабета, включая гипертонию, гиперлипидемию и сердечно-сосудистые заболевания, хотя они посвящали этому менее 20% своей недели - [12]. Это показывает, что большую часть своего времени медсестры занимаются другими видами сестринского ухода, и только минимальное время посвящается консультированию и заказу лекарств.
Медсестры как мотиваторы: Несколько исследований показали важность медсестер в психологической поддержке пациентов с диабетом - [13]. Пейро и др. сообщили, что медсестры по сравнению с врачами воспринимают большие потребности пациентов и рассматривают психосоциальные проблемы как оказывающие большое влияние на самообслуживание и контроль пациентов с диабетом - [14]. Аналогично, другое исследование обнаружили, что медсестры считают важным помочь своим пациентам с диабетом чувствовать себя в безопасности и надеяться. Это дополнительно подтверждается исследованием, в котором было установлено, что медсестры участвовали в оказании помощи пациентам в борьбе с отрицанием и неграмотностью - [15]. Это дополнительно подтверждается другим исследованием который обнаружил четыре стратегии, которые медсестры использовали для поощрения пациентов: обучение для расширения прав и возможностей, пропаганда и размышление о действиях, бережное отношение к отношениям и гуманизация сложности.
В результате выводы свидетельствуют о том, что медсестры-специалисты по диабету обучают пациентов и других медицинских работников, а также оказывают непосредственную медицинскую помощь. Поэтому необходимо подготовить специальных медицинских сестер по уходу за больными сахарным диабетом.
Список литературы:
1. International Diabetes Federation. IDF Diabetes Edition. 8th ed. IDF; Brussels, Belgium: 2017.
2. Первый глобальный документ по проблеме сахарного диабета 2016 г.
3. Nikitara Monica et al. "The Role of Nurses and the Facilitators and Barriers in Diabetes Care: A Mixed Methods Systematic Literature Review." //Behavioral sciences (Basel, Switzerland) vol. 9,6 61. 14 Jun. 2019, doi:10.3390/bs9060061
4. Commissioning Specialist Diabetes Services for Adults with Diabetes: A Diabetes UK Task and Finish Group Report, October 2010
5. 2010 Diabetes Specialist Nursing Work Force Survey Report, Diabetes UK and NHS Diabetes, May 2012
6. Riordan F., McHugh S.M., Murphy K., Barrett J., Kearney P.M. The role of nurse specialist of integrated diabetes care: A cross sectional survey of diabetes nurse specialist services. //Br. Med. J. Open. 2017;7:e015049. doi: 10.1136/bmjopen-2016-015049.
7. Watts S.A., Sood A. Diabetes nurse case management: Improving glucose control: 10 years of quality improvement follow-up data. //Appl. Nurs. Res. 2016;29:202-205. doi: 10.1016/j.apnr.2015.03.011.
8. Eva Bostrom, Ulf Isaksson, Berit Lundman, Annika Egan Sjolander & Asa Hornsten (2012) Diabetes specialist nurses' perceptions of their multifaceted role, //European Diabetes Nursing, 9:2, 39-44b, DOI: 10.1002/edn.204
9. Bostrom E., Isaksson U., Lundman B. Diabetes specialist nurses' perceptions of their multifaceted role. Eur. Diabetes Nurs. 2012;9:39-44b. doi: 10.1002/edn.204.
10. Wexller D., Veauharnais C., Regan S., Beauharnais C.C., Nathan D.M., Cagliero E., Larkin M.E. Impact of inpatient diabetes management, education, and improved discharge transition on glycemic control 12 months after discharge. //Diabetes Res. Clin. Pract. 2012;98:249-256. doi: 10.1016/j.diabres.2012.09.016.23
11. Duffield C., Roche M., O'Brien-Pallas L., Catling-Paull C., King M. Staff satisfaction and retention and the role of the Nursing Unit //Manager. Collegian. 2009; 16: 11-17. doi: 10.1016/j.colegn.2008.12.004.].
12. Carey N., Courtenay M. Nurse supplementary prescribing for patients with diabetes: A national questionnaire survey. //J. Clin. Nurs. 2008; 17: 2185-2193. doi: 10.1111/j.1365-2702.2007.02238.x.9
13. Mutea N.K., Baker C.M. Kenyan nurses' involvement in managing hospitalized diabetic patients. //Int. J. Nurs. 2008; 1414 ]
14. Peyrot M., Rubin R.R., Lauritzen T., Skovlund S.E., Snoek F.J., Matthews D.R., Landgraf R. Patient and provider perceptions of care for diabetes: Results of the cross-national DAWN //Study. Diabetologia. 2006; 49: 279-288
15. Siminerio L.M., Funnell M.M., Peyrot M., Rubin R.R. US nurses' perceptions of their role in diabetes care: Results of the cross-national Diabetes Attitudes Wishes and Needs (DAWN) study. //Diabetes Educ. 2007;33:152-162. doi: 10.1177/0145721706298194.