Научная статья на тему 'Роль медико-социальных факторов в развитии миопии'

Роль медико-социальных факторов в развитии миопии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
499
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ РИСКА / МИОПИЯ / ШКОЛЬНИКИ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / RISK FACTORS / MYOPIA / STUDENTS / PROGNOSIS / PREVENTION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мингазова Эльмира Нурисламовна, Самойлов Александр Николаевич, Шиллер София Исааковна

Реферат Цель. Создание математической модели индивидуального прогнозирования возникновения и развития миопии у школьников, обучающихся по инновационным программам. Методы. Обследованы 372 учащихся школы-гимназии №19 г. Казани. Выделено две группы: первая — школьники с эмметропией (180 человек), вторая — школьники с миопией (192 человека). Учитывали возрастное распределение детей по условным группам: младших классов (7-9 лет) — 111 человек, средних классов (12-14 лет) — 147 человека, старших классов (16-17 лет) — 114 школьников. Результаты. Факторы, способствующие снижению зрения у школьников, были сведены в пять групп: медико-биологические, социально-гигиенические, факторы зрительной нагрузки учащихся, поведенческие и алиментарные. Наибольшей оказалась суммарная сила влияния факторов зрительной нагрузки (у мальчиков 52,8%, у девочек 51,7%), на втором месте поведенческие факторы (соответственно 39,00 и 41,61%), на третьем — факторы питания (36,46 и 41,38%), на четвёртом — медико-биологические (24,80 и 29,09%), на пятом социально-гигиенические факторы (20,69 и 27,74% соответственно). Вывод. Итоговая сумма прогностических коэффициентов даёт возможность определить для каждого школьника степень риска миопии и установить группу прогноза; на основании данного подхода можно разрабатывать персонифицированные рекомендации по профилактике миопии с прицельным устранением или ослаблением действия наиболее значимых неблагоприятных факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мингазова Эльмира Нурисламовна, Самойлов Александр Николаевич, Шиллер София Исааковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDICAL AND SOCIAL FACTORS IMPACT IN MYOPIA DEVELOPMENT

Aim. To elaborate a mathematical model of individual myopia development and progression risk in school students who study using innovative programs. Methods. 372 students of №19 gymnasium, Kazan, Russia, were examined. Students were divided into two groups: the first group — students with emmetropia (180 subjects) and the second group — students with myopia (192 subjects). Age distribution (junior students aged 7-9 years — 111 subjects, middle school students aged 12-14 years — 147 subjects, senior students aged 16-17 years — 114 subjects) was taken into account. Results. Factors influencing the visual acuity deterioration in school students were combined into five groups: medical and biological, social and hygienic, visual load, behavioral and alimentary. The visual load had the highest impact (52.8% — for male students, 51.7% — for female students), with behavioral factors on the second place (39.0% — for male students, 41.61% — for female students), alimentary factors on the third place (36.46 and 41.38% accordingly), medical and biological factors on the fourth place (24.80 and 29.09%) and with social and hygienic factors at the bottom (20.69 and 27.74%). Conclusion. The overall sum of the prognostic coefficients allows to define the risk of myopia on case-to-case basis and to distribute the student to a prognosis group. Basing on this approach. it is possible to develop personalized recommendations for myopia prevention targeting on the most important unfavorable prognostic factors.

Текст научной работы на тему «Роль медико-социальных факторов в развитии миопии»

дукции был равен 2,2±0,06 мм (р <0,001). Отклонение от средних величин отмечено у 50% больных: повышение секреции слёзной жидкос-и — в 30% случаев, уменьшение — в 20%.

У третьей группы исследуемых с длительностью инфицирования вирусом гепатита С более 5 лет общая слезопродукция была меньше, чем в группе здоровых, и составила 0,8±0,09 мм (р <0,001). Изменение уровня слезообразования у этих пациентов было отмечено в 68,4% случаев, причём его повышение выявлено лишь у 15,8% пациентов, а снижение этого показателя — уже у 52,6% пациентов с хроническим гепатитом С.

Полученные нами результаты согласуются с данными авторов [2, 3, 5, 6]: повышение секреции слёзной жидкости отражает компенсаторные реакции происходящего в печени процесса, а снижение является прогностически неблагоприятным фактором и отражает выраженность нарушений микроциркуляции в слёзной железе и в организме в целом.

ВЫВОДЫ

1. При хроническом гепатите С происходит нарушение слезообразования. Уровень общей сле-зопродукции при проведении пробы Ширмера составляет 1,82±0,09 мм (р <0,001).

2. При хроническом гепатите С выявляется

изменение секреции слёзной жидкости в виде её повышения и снижения уже в ранней стадии, при длительности инфицирования до 3 лет — в 46% случаев, а при длительности инфицирования свыше 5 лет — в 68,4%.

3. Частота и выраженность изменений общей слезопродукции необходимо учитывать в процессе диагностики и динамического наблюдения за больными хроническим гепатитом С.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бржеский В.В., Сомов Е.Е. Роговично-конъюнктивальный ксероз (диагностика, клиника, лечение). — СПб.: Сага, 2002. — 144 с.

2. Бржеский В.В., Сомов Е.Е. Синдром «сухого глаза»: современные аспекты диагностики и лечения // Синдром сухого глаза. — 2002. — №1. — С. 3-9.

3. Громашевский Л.Л., Логай И.М., Петруня А.М., Фролов В.М. Печень и глаза // Ж. практ. врача. — 1997. — №2. — С. 9-12.

4. Логай И.М., Петруня А.М., Фролов В.М. Патология органа зрения при заболеваниях печени. — Одесса: Оль-вия, 1998. — 435 с.

5. Петруня А.М. Патология органа зрения и нарушения микрогемодинамики при заболеваниях печени с вторичными иммунодефицитами // Офтальм. ж. — 1996. — №3. — С. 137-140.

6. Полунина Т.Е., Маев И.В., Полунина Е.В. Гепатоло-гия для практического врача / Под ред. И.В. Маева. — М.: Авторская академия, 2009. — 380 с.

УДК 613.955: 613.867: 617.753.2-037-053.5-084 Н009

РОЛЬ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ В РАЗВИТИИ МИОПИИ

Эльмира Нурисламовна Мингазова1, Александр Николаевич Самойлов1,

София Исааковна Шиллер2*

1 Казанский государственный медицинский университет,

2Казанская государственная медицинская академия

Реферат

Цель. Создание математической модели индивидуального прогнозирования возникновения и развития миопии у школьников, обучающихся по инновационным программам.

Методы. Обследованы 372 учащихся школы-гимназии №19 г. Казани. Выделено две группы: первая — школьники с эмметропией (180 человек), вторая — школьники с миопией (192 человека). Учитывали возрастное распределение детей по условным группам: младших классов (7-9 лет) — 111 человек, средних классов (12-14 лет) — 147 человека, старших классов (16-17 лет) — 114 школьников.

Результаты. Факторы, способствующие снижению зрения у школьников, были сведены в пять групп: медико-биологические, социально-гигиенические, факторы зрительной нагрузки учащихся, поведенческие и алиментарные. Наибольшей оказалась суммарная сила влияния факторов зрительной нагрузки (у мальчиков 52,8%, у девочек 51,7%), на втором месте поведенческие факторы (соответственно 39,00 и 41,61%), на третьем — факторы питания (36,46 и 41,38%), на четвёртом — медико-биологические (24,80 и 29,09%), на пятом социально-гигиенические факторы (20,69 и 27,74% соответственно).

Вывод. Итоговая сумма прогностических коэффициентов даёт возможность определить для каждого школьника степень риска миопии и установить группу прогноза; на основании данного подхода можно разрабатывать персонифицированные рекомендации по профилактике миопии с прицельным устранением или ослаблением действия наиболее значимых неблагоприятных факторов.

Ключевые слова: факторы риска, миопия, школьники, прогнозирование, профилактика.

MEDICAL AND SOCIAL FACTORS IMPACT IN MYOPIA DEVELOPMENT E.N. Mingazova‘, A.N Samoilov1, S.I. Shiller2. ‘Kazan State Medical University, Kazan, Russia,2 Kazan State Medical Academy, Kazan, Russia. Aim. To elaborate a mathematical model of individual myopia development and progression risk in school students who study using innovative

Адрес для переписки: k_sofa@mail.ru 958

programs. Methods. 372 students of №19 gymnasium, Kazan, Russia, were examined. Students were divided into two groups: the first group — students with emmetropia (180 subjects) and the second group — students with myopia (192 subjects). Age distribution (junior students aged 7-9 years — 111 subjects, middle school students aged 12-14 years — 147 subjects, senior students aged 16-17 years — 114 subjects) was taken into account. Results. Factors influencing the visual acuity deterioration in school students were combined into five groups: medical and biological, social and hygienic, visual load, behavioral and alimentary. The visual load had the highest impact (52.8% — for male students, 51.7% — for female students), with behavioral factors on the second place (39.0% — for male students, 41.61% — for female students), alimentary factors on the third place (36.46 and 41.38% accordingly), medical and biological factors on the fourth place (24.80 and 29.09%) and with social and hygienic factors at the bottom (20.69 and 27.74%). Conclusion. The overall sum of the prognostic coefficients allows to define the risk of myopia on case-to-case basis and to distribute the student to a prognosis group. Basing on this approach. it is possible to develop personalized recommendations for myopia prevention targeting on the most important unfavorable prognostic factors. Keywords: risk factors, myopia, students, prognosis, prevention.

На протяжении последних десятилетий в нашей стране продолжает сохраняться тенденция к росту заболеваемости детского населения, особенно детей школьного возраста [4, 6]. Приоритетное направление отечественного здравоохранения — разработка мер по сохранению и укреплению здоровья школьников, профилактике «школьных болезней», в том числе миопии [1]. Борьбу с миопией Всемирная Организация Здравоохранения и Коалиция неправительственных организаций объявили приоритетным направлением в рамках программы «Зрение 2020: право на зрение, глобальные инициативы». Детскую слепоту от рефракционных нарушений, куда входит и миопия, считают слепотой, которую можно предупредить. Очень важен поиск новых, безопасных и эффективных методов комплексной профилактики миопии.

Увеличению распространённости миопии у школьников к моменту окончания школьного обучения способствует интенсификация информационного обеспечения образовательного процесса, сопровождающаяся дополнительными зрительными нагрузками. Изучалась роль медико-биологических, социально-гигиенических, поведенческих и других факторов в формировании миопии [2, 3, 5]. Однако исследования по изучению факторов риска миопии среди школьников проводили без учёта всего их многообразия и особенностей обучения по инновационным программам с использованием многочисленных электронных технических средств.

Цель исследования — создание математической модели индивидуального прогнозирования возникновения и развития миопии у школьников, обучающихся по инновационным программам.

Мы применяли социально-гигиенические, социологические и статистический методы исследования. Объектом исследования были учащиеся школы-гимназии №19 г. Казани. Выделено две группы: первая — школьники с эмметропией (180 человек), вторая — школьники с миопией (192 человека). Учитывали и возрастное распределение детей по условным группам: ученики младших классов — 111 человек, средних — 147 человек, старших классов — 114 школьников.

Одновременно с офтальмологическим осмотром собирали сведения, характеризующие условия обучения, учебные нагрузки, а также другие факторы, способствующие снижению зрения у школьников. Эти факторы были сведены в пять групп:

медико-биологические, социально-гигиенические, факторы зрительной нагрузки учащихся, поведенческие и алиментарные (факторы питания).

В группу медико-биологических вошло наибольшее количество факторов, по которым определялись достоверные различия: возраст, пол, наследственная отягощённость, наличие хронической патологии, частота простудных заболеваний, уровень физического развития, наличие или отсутствие субъективных неприятных ощущений со стороны глаз, наличие или отсутствие травм головы либо глаз.

Из социально-гигиенических оценивали наиболее «весомые»: состав семьи, уровень образования матери и материальной обеспеченности семьи.

Группа поведенческих факторов включала: уровень учебной недельной нагрузки в школе, продолжительность выполнения домашних заданий, наличие или отсутствие хобби со зрительными нагрузками (компьютерные игры, онлайн-общение и SMS-общение, моделирование с использованием мелких деталей и т.п.), длительность просмотра телепередач и видеофильмов, длительная и частая работа на компьютере, длительное и частое чтение, в том числе дополнительной литературы.

Среди поведенческих факторов важны следующие: продолжительность ночного сна, наличие и длительность ежедневных прогулок на свежем воздухе, наличие психологических нагрузок в школе и дома.

В пятую группу факторов в нашем исследовании были включены показатели несбалансированности фактического питания учащихся.

Далее мы провели анализ распространённости миопии от действия различных факторов с учётом гендерных различий. Данный подход был основан на том, что девочки и мальчики имеют не только различия по учитываемым нами медико-биологическим факторам риска в развитии миопии, но и по управляемым поведенческим факторам, что важно учитывать при разработке оздоровительных и профилактических мероприятий.

Оценивали степень и направленность корреляции связи между медико-биологическими, социально-гигиеническими, факторами зрительных нагрузок, поведенческими факторами и распространённостью миопии среди школьников, проводили дисперсионный анализ.

Исследование проводили на базе школы-гимназии, позиционирующейся как «школа будущего». Реализовать высокотехнологичные подходы

в обучении детей помогает инновационный проект, в основе которого принцип «1:1» (1 ученик = 1 компьютер). В рамках данного проекта в гимназии установлены интерактивные доски, предоставлены электронные планшеты, разработан электронный портфель: электронный дневник, электронные учебники, база цифровых медиаресурсов, при этом устройства интегрированы с единым образовательным порталом. Преподавание ряда предметов — химии, физики, биологии и естествознания — проходит на английском языке. Обучение английскому и татарскому языкам начинается с первого класса, в последующем дополнительно вводится обучение французскому, немецкому, испанскому и китайскому языкам.

По результатам офтальмологического осмотра школьников-гимназистов было выявлено, что среди учащихся младших классов доля детей с эм-метропией составила 70,87±4,03%, среди средних классов — 39,64±3,76%, а среди старшеклассников — 32,11±4,47%.

Наиболее распространена миопия среди старшеклассников: слабой степени — у 47,71±4,78%, средней степени — у 12,84±3,20%, высокой степени — у 3,67±1,80%. Обращает на себя внимание высокая частота нарушений рефракции и у учащихся средних классов: миопия слабой степени — у 46,75±3,84%, средней степени — у 10,65±2,37%, высокой — у 0,59±0,59%. Таким образом, можно предположить, что нарушение остроты зрения у значительного количества школьников формируется уже 12 годам.

Дальнозоркость выявлена у 2,72±0,81% детей. Астигматизм в отдельную группу для анализа не выделяли, он был отнесён к миопии или гипер-метропии.

Анализ влияния медико-биологических факторов на развитие миопии показал, что все они достоверно имеют более сильное влияние на девочек, чем на мальчиков. В целом у девочек-школь-ниц миопию обнаруживают чаще (58,3±3,5 на 100 обследованных), чем у мальчиков (43,6±3,9 на 100 обследованных учащихся, р <0,01).

Дисперсионный анализ влияния комплекса медико-биологических факторов показал, что из них наибольшее влияние на развитие миопии оказывает возраст (продолжительность учёбы в школе), у мальчиков сила его влияния составила 8,26% (р <0,001), у девочек 10,41% (р <0,001). На втором месте у мальчиков частые простудные заболевания — 5,37% (р <0,001), у девочек отягощённая наследственность (наличие миопии у родителей) — 5,07% (р <0,001). Третье место в иерархии у мальчиков занимает мужской пол — 3,21% (р <0,001), у девочек — частые простудные заболевания (4,45%, р <0,001), четвёртое место соответственно наследственность (3,18%, р <0,01) и пол (4,22%, р <0,01), пятое — хронические заболевания (1,59%, р <0,01).

Наибольшей оказалась суммарная сила влияния факторов зрительной нагрузки — у мальчиков 53,3% (р <0,001), у девочек 52,4% (р <0,001); на втором месте поведенческие факторы (соответ-960

ственно 40,2%, р <0,001, и 42,2%, р <0,001), на третьем — фактор питания (37,5%, р <0,001, и 42,2%, р <0,001), на четвёртом — медико-биологические факторы (24,9%, р <0,001, и 30,09%, р <0,001), на пятом месте — социально-гигиенические (21,8%, р <0,001, и 26,4%, р <0,001)

Вычисление и оценка силы влияния, построение иерархии действия различных групп факторов даёт возможность создать математическую модель индивидуального прогнозирования возникновения и развития миопии у школьников. Важно определение перечня факторов риска, которые могут оказать влияние на уровень количественно прогнозируемого явления и рассчитать коэффициенты изучаемого заболевания в интенсивном выражении в целом по контингенту (в данном случае у школьников-гимназистов) и по каждому из отобранных факторов риска, а также по их градациям. Нами составлена прогностическая матрица для комплексной оценки степени риска развития миопии у школьников-гимназис-тов (табл. 1) по существующей методике прогнозирования (Шиган Е.Н.).

Таблица 1

Поддиапазоны и гру ппы риска миопии у учащихся школ-гимназий

Поддиапазоны риска Размер поддиапазона Группы риска

Наименьшая 0,688-0,865 Благоприятная

Средняя 0,866-1,044 Внимание

Наибольшая 1,045-1,281 Неблагопри- ятная

Весь диапазон 0,688-1,254

Методика индивидуального прогнозирования даёт возможность выделить группы школьников с различной степенью риска развития миопии. Отметим, что на итоговый прогноз значительное влияние может оказывать небольшое количество весомых неблагоприятных факторов.

Практические рекомендации

1. При углублённом медицинском обследовании школьников в практической деятельности педиатров и врачей-офтальмологов использовать разработанные прогностические таблицы для оценки риска возникновения миопии у школьников.

2. Свойственный контингенту современных школьников высокий риск возникновения и прогрессирования миопии требует организации системы медико-социального мониторирования охраны зрения. Система наблюдения должна включать контроль влияния различных факторов риска и своевременное нивелирование негативных явлений. В этих целях необходимо разделение школьников на группы офтальмологического здоровья для оказания им адекватной медикопрофилактической, лечебно-оздоровительной помощи, а также введение медико-социальной паспортизации семей, в которых они воспитыва-

ются, для оказания посильной медико-социальной поддержки.

3. Гигиеническое воспитание школьников необходимо организовать по типу многоуровневой системы. В первый уровень включить вопросы, актуальные для всех школьников; во второй — предусматривающие дифференцированную, целенаправленную работу среди школьников с факторами риска; в третий — вопросы индивидуальной работы по коррекции поведенческих стереотипов и образа жизни школьников.

4. В образовательных учреждениях, независимо от их типа, необходимо многократно увеличить объём работы по гигиеническому воспитанию и образованию. В программу естественно-биологических циклов обучения и план воспитательной работы внедрить курс «Охрана зрения школьников», в котором должны быть представлены сведения о факторах риска и отражены умения по сохранению и укреплению офтальмологического здоровья.

ВЫВОДЫ

1. Разработанная прогностическая матрица по оценке риска развития миопии предназначена для использования на этапе доврачебной скрининговой диагностики. Врачи-офтальмологи смогут получать не только дополнительную информацию, повышающую качество диагностического процесса, но и возможность оптимизиро-

вать профилактическую работу по охране зрения школьников.

2. Полученные программы профилактики будут включать требования по возможному снижению всего спектра факторов риска в условиях образовательного учреждения и в домашних условиях, а также максимальное использование факторов оздоровления на индивидуальном и групповом уровнях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности. Руководство для врачей. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. — 349 с.

2. Волкова Л.П. О профилактике близорукости у детей // Вестн. офтальм. — 2006. — №2. — С. 24-26.

3. Должич Г.И. О взаимосвязи клинического течения близорукости с особенностями физического развития детей и подростков // Вестн. офтальм. — 2008. — Т. 124, №5. — С. 50-52.

4. Кузнецова М.В. Причины развития близорукости и её лечение. — Казань: МЕДпресс-информ, 2004. — 176 с.

5. Нефедовская Л.Ф. Медико-социальные проблемы нарушения зрения у детей в России. Серия «Социальная педиатрия». — М.: Центр развития межсекторальных программ, 2008. — 240 с.

6. Онищенко Г.Г. Санитарно-эпидемиологическое благополучие детей и подростков: состояние и пути решения проблем // Гигиен. и санит. — 2007. — №4. — С. 53-59.

УДК 617.736-007.23-053.9: 612.843.215: 617.751: 615.831 НОЮ

ЭЛЕКТРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ У ПАЦИЕНТОВ С СУХОЙ ФОРМОЙ ВОЗРАСТНОЙ МАКУЛЯРНОЙ ДЕГЕНЕРАЦИИ ПРИ ЛЕЧЕНИИ НЕКОГЕРЕНТНЫМ ПОЛЯРИЗОВАННЫМ ПОЛИХРОМАТИЧЕСКИМ СВЕТОМ И ДИНАМИЧЕСКОЙ ЭЛЕКТРОНЕЙРОСТИМУЛЯЦИЕЙ

Фарида Равилевна Сайфуллина1, Резида Зиннуровна Шарафиева1,2*,

Валерий Ильич Погорельцев3, Эльмира Абдулаевна Абдулаева1

Казанская государственная медицинская академия,

2Поликлиника Казанского НЦРАН,

3Казанский государственный медицинский университет

Реферат

Цель. Изучение электрофизиологических показателей у пациентов с сухой формой возрастной макулярной дегенерации до и после комбинированного лечения некогерентным поляризованным полихроматическим светом и динамической электронейростимуляцией.

Методы. Обследованы две группы больных с сухой формой возрастной макулярной дегенерации: 40 человек (80 глаз) в основной группе, получивших комбинированное лечение, и 39 человек (78 глаз) в контрольной, получавших традиционную терапию. Средний возраст пациентов составлял 71,3±1,1 года. Всем пациентам было проведено стандартное офтальмологическое обследование. Для оценки функционального состояния макулярной области сетчатки проводили электроретинографию на аппарате «Нейро-МВП» (г. Иваново). Исследовали амплитуду и латентность а-волны при стимуляции красным светом.

Результаты. Установлено, что амплитуда а-компонента макулярной электроретинграфии у пациентов с возрастной макулярной дегенерацией снижена по сравнению с нормой на 11,9%, латентность повышена на 20,8%. После проведённого комбинированного лечения отмечено статистически значимое улучшение амплитуды и латентности по данным электроретинграфии. Амплитуда а-волны повысилась с 13,22±1,36 до 17,17±1,59 мкВ (р <0,01) через 2 мес и до 17,80±1,60 мкВ (р <0,05) через 6 мес; латентность снизилась с 19,32±0,41 до 18,51±0,36 мс (р <0,01)

Адрес для переписки: rezinshar@rambler.ru

© 61 «Казанский мед. ж.», №6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.