Научная статья на тему 'Роль медиаобразования в формировании информационно-правовой культуры современной молодежи'

Роль медиаобразования в формировании информационно-правовой культуры современной молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
402
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Минбалеев А. В.

Развитие медиаобразования в России в XXI веке сопровождается вхождением человечества в информационное общество, одним из неотъемлемых составляющих которого является «общество знаний». Человек общества знаний должен «соблюдать права и основные свободы человека, включая свободу выражения своего мнения; осуществлять реализацию права на образование и всех смежных прав в сфере культуры; обеспечивать максимально широкий доступ к общественному знанию, защищая качество информации; сохранять и поддерживать разнообразие культурных парадигм, языковых общностей». В связи с необходимостью обеспечения указанных задач очень важной компонентой в системе ценностей и знаний такого общества выступает уровень правосознания информационного общества, общества знаний. В качестве основной цели развития правосознания является формирование правовой культуры: от того насколько глубоко освоены человеком такие правовые феномены как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, насколько информировано в правовом отношении общество и зависит уровень правовой культуры. Правосознание как «совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни», зависит во многом и от образовательной парадигмы, которая формируется в том или ином обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль медиаобразования в формировании информационно-правовой культуры современной молодежи»

Теория медиаобразования

Роль медиаобразования в формировании информационно-правовой культуры современной молодежи

А.В.Минбалеев, кандидат юридических наук

Развитие медиаобразования в России в XXI веке сопровождается вхождением человечества в информационное общество, одним из неотъемлемых составляющих которого является «общество знаний». Человек общества знаний должен «соблюдать права и основные свободы человека, включая свободу выражения своего мнения; осуществлять реализацию права на образование и всех смежных прав в сфере культуры; обеспечивать максимально широкий доступ к общественному знанию, защищая качество информации; сохранять и поддерживать разнообразие культурных парадигм, языковых общностей».1 В связи с необходимостью обеспечения указанных задач очень важной компонентой в системе ценностей и знаний такого общества выступает уровень правосознания информационного общества, общества знаний. В качестве основной цели развития правосознания является формирование правовой культуры: от того насколько глубоко освоены человеком такие правовые феномены как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, насколько информировано в правовом отношении общество и зависит уровень правовой культуры. Правосознание как «совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни»,2 зависит во многом и от образовательной парадигмы, которая формируется в том или ином обществе.

Российское общество сегодня начинает осуществлять переход к обществу знаний через усиление и расширение медиаобразовательного компонента во всех уровнях образовательной системы. Медиаобразование как качественно новая система изучения и передачи определенной области знаний, как отдельная область педагогики призвана научить человека понимать информацию, поступающую от любых медиа, а также формировать критическое отношение к ним и к информации, циркулирующей в окружающем мире.

Условия существования человечества в XXI веке требуют перехода к новой стратегии развития общества, опирающейся на знания и высокоэффективные технологии. Именно медиаобразование позволяет

1 Лившиц В.Г. Телевидение в информационном обществе: проектирование и особенности развития: автореферат дис. ... канд. полит. наук. СПб., 2006. С.13.

2 Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов/Под ред. В.М.Корельского и В.Д.Перевалова. М.: НОРМА-ИНФРАМ, 1998. С.324.

собрать воедино эти компоненты и помочь современному человеку эффективно работать с медиа в условиях постоянного кризисного взаимодействия с информацией, в том числе и негативно воздействующей на его сознание. В России необходимость модернизации системы образования с конца XX века и введения в ее систему медиаобразования подкреплена и сменой парадигмы общественно-государственной жизни, потребовавшей от образования, как ведущего фактора трансформации и развития общества, радикального обновления ценностных ориентиров и построения образовательной системы, в том числе с учетом принципов информативности и дистанционности образования, обязательности использования новых информационно-телекоммуникационных технологий, снижения затратности образования за счет ускорения доступа к информации.

Сегодня в России при анализе потенциала медиаобразования чаще всего говорят о проблемах умения восприятия, понимания медиатекстов, умения работать с медиа. При этом упускается из виду одна немаловажная деталь, связанная с тем, что отношения, складывающиеся по поводу использования медиа и медиатекстов, составляют предмет правового воздействия. Вопросы доступа, создания, использования и распространения информации, информационных ресурсов и технологий регулируются и охраняются нормами информационного, гражданского (право интеллектуальной собственности), уголовного, административного и иных отраслей права. Поэтому современное изучение медиа должно происходить в неразрывной связи с формированием информационно-правовой культуры. В данном случае нами сознательно используется категория «информационно-правовая культура», а не «правовая культура», поскольку обучение правовой грамотности происходит в отношении создания и использования информации, информационных продуктов, то одновременно происходит формирование как правовой, так и информационной культуры. То обстоятельство, что применительно к технологии медиаобразования важно и обучение использованию медиа, и формирование критического отношения к ним, говорит о необходимости введения в научный оборот категории «информационно-правовая культура».

Развитие направления «Формирование информационно-правовой культуры учащихся в процессе медиаобразования» органично вписывается в стратегии развития общества знаний, информационного общества, правового государства и гражданского общества в России. Применительно к модели медиаобразования учащихся3, данное направление также логично вписывается в рамки этапа «овладение школьниками/студентами креативными умениями на материале и формирование полноценного

4

восприятия медиатекстов».

За основу берется общая модель медиаобразования учащихся, предложенная А.В.Федоровым. См., например: Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. С. 49-50, 144.

4 Федоров, А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. Таганрог, 2004. С .144.

Значимость данного направления для формирования информационно-правовой компетентности и культуры учащихся отражается целым рядом важнейших характеристик:

- дает возможность получить им необходимые знания и умения критически относиться к медиа с позиции правовых предписаний и запретов;

- ориентировано на формирование правовых знаний, органично внедряемых наряду со знаниями, получаемыми в рамках предметов «Обществознание», «Правоведение»;

- помогает учащимся компетентно отстаивать свои интересы, становиться активными и ответственными гражданами своей страны;

- предупреждает преступность в информационной сфере;

- формирует негативное отношение к контрафактной продукции и ее незаконному обороту. В процессе изучения медиа происходит привитие культуры использования легального информационного продукта, формируется критическое отношение к незаконному обороту пиратской продукции в реальной и виртуальной (например, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет) средах.

Немаловажный фактор предлагаемого направления - его универсальность: данная деятельность учащихся может реализовываться как в рамках учебно-воспитательного процесса (дисциплины гражданско-правовых циклов, информатика, факультативные занятия, классные часы, школьные и студенческие медиасообщества, кружки, медиалаборатории5), так и вне стен учебных заведений - в общественных, детских и молодежных объединениях, учреждениях дополнительного образования, дистанционно посредством создания специальных сайтов.

Очевидно, что одним из основных средств реализации данного направления являются социальные проекты, осуществляемые медиапедагогами, обладающими информационно-техническими, правовыми и педагогическими знаниями. Естественно, что подобный синтез сложно реализуем, поэтому такие проекты предполагают консолидацию усилий администраций образовательных учреждений, структур дополнительного образования, социальных институтов (например, центров бесплатного доступа к правовой информации, некоммерческих организаций, занимающихся правовыми проблемами), международных организаций и других заинтересованных субъектов. Значительную роль в развитии медиаобразования и информационно-правовой культуры сегодня играет МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», постоянно оказывающая содействие как в распространении социально значимой информации, так и в проведении различных мероприятий по обеспечению открытости к общедоступной информации, открытии центров правовой помощи и др.6

5 Так, в рамках Южно-Уральского центра медиаобразования (Челябинск, ЮжноУральский государственный университет) создана и функционирует медиалаборатория для студентов и школьников.

6 Более подробно о деятельности МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» см. в материалах, опубликованных на сайте www.ifap.ru.

Развитие информационно-правового направления медиаобразования сегодня только начинается в России, поэтому не удивительно, что, как и в целом медиаобразование, оно сталкивается с рядом трудностей. Среди наиболее распространенных причин, создающих проблемы при реализации рассматриваемого направления можно назвать следующие:

- отсутствие стратегического видения и непонимание на уровне руководства образовательных учреждений и органов управления образования важности включения в образовательный процесс элементов медиаобразования;

- отсутствие квалифицированных специалистов, методических и ученых разработок по данному направлению;

- недостаточная личная информационно-правовая культура педагогов;

- недостаточная техническая обеспеченность образовательных учреждений и др.

Кроме того, формирование информационно-правовой культуры осложняется рядом существующих проблем гражданского образования и воспитания учащихся на современном этапе развития российского общества. К ним относят: состояние их гражданской ответственности, знание своих прав и обязанностей, умение применять их, а в случае необходимости, умение защищать, отстаивать свои права и права других людей; владение учащимися «искусством нормального человеческого поведения», воспитание социально активных граждан, умение общаться, критически думать, разрешать социальные конфликты; осознанное восприятие норм гражданского поведения и гражданской деятельности, основанное на добровольном их выборе, и личная вовлеченность в общественную жизнь.

Основными компонентами результата, к которому должно стремиться направление «формирование информационно-правовой культуры учащихся в процессе медиаобразования», являются, на наш взгляд, информационно-правовые знания, информационно-правовые умения, навыки и компетенции, а также информационно-правовое сознание и культура учащихся. Развитие информационно-правовой культуры молодежи является залогом формирования в России правого государства и гражданского общества, поэтому использование медиаобразовательных компонентов должно получить повсеместное распространение в российской образовательной системе.

7 Подробнее см.: Суколенов И.В. Теория и практика гражданского образования в общеобразовательных учреждениях (Историко-педагогические аспекты): Автореф. дис. ... докт. пед. наук. М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.