Секция «Фундаментальные и прикладные проблемы гуманитарных наук»
УДК 130.2
РОЛЬ МЕДИАКУЛЬТУРЫ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
Е. А. Алексеева Научный руководитель - А. Н. Городищева
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: assterra@mail.ru
Рассматривается и анализируется роль медиакультуры в информационном обществе, различные аспекты ее влияния.
Ключевые слова: информационное общество, информационная сфера, медиакультура.
THE ROLE OF MEDIA CULTURE IN THE INFORMATION SOCIETY
E. A. Alekseeva Scientific Supervisor - A. N. Gorodischeva
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation
E-mail: assterra@mail.ru
Reviews and analyzes the role of the media culture in the information society, the various aspects of her influence.
Keywords: information society, information sphere, media culture.
Развитие общества на современном этане невозможно без новых информационных технологий. Именно поэтому во второй половине ХХ века под влиянием интенсивного развития технического прогресса получили распространение различные теории информационного общества. Разработкой и представлением концепций занимались многие известные исследователи, среди которых М. Мак-люэн, Д. Масунда, У. Мартин, Г. Шиллер, Г. Мердок и многие другие. Информационное общество -это стадия развития постиндустриального общества, в котором использование новых информационных технологий оказывает значительное влияние на основные сферы жизни, социальные и общественные институты: политику и экономику, управление и образование, медицину, культуру и искусство. Технической и технологической основой информационного общества являются современные средства коммуникации и, прежде всего, медиа.
В России сегодня происходит активный процесс становления информационного общества: в 2002 году на государственном уровне была принята федеральная целевая программа «Электронная Россия», в 2008 году утверждена «Стратегия развития информационного общества», в 2010 принята государственная программа «Информационное общество (2011-2020 годы)» [1]. Все эти шаги доказывают, что мы становимся обществом, основой и одной из основных ценностей которого является информация. В течение последних десятилетий в нашей стране идет активная компьютеризация музеев, библиотек, оцифровка архивных фондов, создаются виртуальные галереи и музеи, общедоступные базы данных в сфере культуры и искусства. Глобальный процесс информатизации охватил и сферу образования, которая также является частью культуры. А значит, можно с уверенностью говорить о важной роли медиакультуры в информационном обществе. Понятие «медиакультуры» принято определять как «совокупность информационно-коммуникативных средств, материальных и интеллектуальных ценностей, выработанных человечеством в процессе культурно-исторического развития, способствующих формированию общественного сознания и социализации личности. Медиакультура включает в себя культуру передачи информации и культуру ее потребления; она может выступать системой уровней развития личности, способной воспринимать, анализировать, оценивать медиа-текст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа» [2].
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2
Объектом данного исследования является выявление и определение роли медиакультуры в информационном обществе, изучение аспектов ее влияния.
По определению Д. Рашкоффа, «единственная среда, в которой наша цивилизация еще может расширяться, наш единственный настоящий фронтир - это эфир, иными словами - медиа. Вследствие этого власть, которой сегодня обладает тот или иной человек, определяется уже не количеством собственности, находящейся в его распоряжении, а скорее тем, сколько минут «праймтайма» на телевидении или страниц новостной печати он может заполучить. Непрерывно расширяющиеся медиа стали настоящей средой обитания - пространством, таким же реальным и, по всей видимости, незамкнутым, каким был земной шар пятьсот лет назад. Эта новая медиареальность называется инфосферой...» [3].
В ходе исследования было выявлено, что в область медиакультуры попадает обширный спектр современных тем и проблем: от медиаобразования подростков до причин информационных войн. Такая разрозненность тем вполне объяснима, ведь носителями медиатекстов являются как стандартные виды художественной культуры, так и новые медиа технического прогресса. Подтверждает важную роль медиакультуры в развитии современного общества и Хартия о сохранении цифрового наследия, принятая ЮНЕСКО 15 октября 2003 года. Статья 10 гласит: «Необходимо принять меры, направленные на то, чтобы побуждать разработчиков аппаратного и программного обеспечения, создателей, издателей, производителей и распространителей цифровых материалов, равно как и других партнеров, представляющих частный сектор, к сотрудничеству по вопросам сохранения цифрового наследия с национальными библиотеками, архивами, музеями и иными публичными организациями в области наследия» [4].
К цифровому культурному наследию относятся информационные ресурсы (в частности, из сферы культуры), созданные в результате оцифровки материалов, хранящихся на традиционных (картины, фотографии, традиционные издания и пр.) и аналоговых (аудиозаписи на магнитных лентах и др.) носителях, а также материалы, сразу созданные в цифровом виде. Это тексты, статические, движущиеся и трехмерные изображения, аудиофайлы, базы данных, программы, веб-страницы, порталы, сайты, электронные издания, произведения медиаискусства и пр. [5].
Таким образом, можно сделать вывод о важнейшей роли медиакультуры в информационном обществе, как на этапе его становления, так и на этапе зрелости, а также о неоспоримом влиянии ме-диакультуры на современное общество.
Библиографические ссылки
1. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы) : Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 (ред. от 17.06.2015) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : офиц. сайт. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_162184 (дата обращения: 20.03.2016).
2. Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М. : Академический проект, 2005. 31 с.
3. Рашкофф Д. Медиавирус: как поп-культура воздействует на ваше сознание / пер. с англ. Д. Борисова. М. : Ультра.Культура, 2003. 368 с.
4. Хартия о сохранении цифрового наследия [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций : офиц. сайт. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/digital_ heritage_charter.shtml (дата обращения: 01.04.2016).
5. Браккер Н. В., Куйбышев Л. А. Сохранение цифрового наследия. Справочник руководителя учреждения культуры, 2010. № 1. С. 59-62.
© Алексеева Е. А., 2016