Научная статья на тему 'Роль медиакритики в формировании экологии современного информационного пространства'

Роль медиакритики в формировании экологии современного информационного пространства Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
301
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАКРИТИКА / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ / СЕЛЕЗНЕВ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Захарова М.В.

Автор статьи утверждает, что во многом родственная медиаобразованию и способная участвовать в реализации его целей, медиакритика кроме выполнения задач «интеллектуальной самообороны» общественности, лежащих в основе наиболее радикальных идей медиаобразования, выступает и как важный компонент общего социокультурного образования и формирует «экологию медиапространства» современного информационного общества. Именно медиакритика способна поддерживать на уровне государства печатные СМИ, ведь от этого зависит информационная безопасность страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль медиакритики в формировании экологии современного информационного пространства»

Роль медиакритики в формировании экологии современного информационного пространства

М.В. Захарова, Кубанский государственный университет

Аннотация. Автор статьи утверждает, что во многом родственная медиаобразованию и способная участвовать в реализации его целей, медиакритика кроме выполнения задач «интеллектуальной самообороны» общественности, лежащих в основе наиболее радикальных идей медиаобразования, выступает и как важный компонент общего социокультурного образования и формирует «экологию медиапространства» современного информационного общества. Именно медиакритика способна поддерживать на уровне государства печатные СМИ, ведь от этого зависит информационная безопасность страны.

Ключевые слова: медиакритика, медиаобразование, медиаграмотность, медиакомпетентность, Селезнев.

The role of media criticism in shaping the ecology modern information space

M. V. Zakharova, Kuban State University

Abstract. The author argues that media education and media criticism in addition to the tasks of "intellectual self-defense," serve also as an important component of the overall socio-cultural education and forms the "ecology of media space" of modern Information Society. This media criticism can be maintained at the state print media, because it affects the information security of the country.

Keywords: media criticism, media education, media literacy, media competence, Seleznev.

В сентябре 2014 года в Краснодаре, на факультете журналистики Кубанского государственного университета состоялась конференщя «Селезневские чтения», в которой участвовали известные российские и зарубежные писатели, журналисты и критики. Конференция была посвящена творчеству критика Юрия Селезнева, который оставил нам свои книги, публикации, а главное - удивительно созвучные нашему времени мысли о

66

силе русского духа и величии русской души, высказанные еще те годы, когда советская идеология последовательно и наступательно обезличивала все русское. Он верил - только сохранив наши традиции и культуру, мы не потеряем себя как нация и великая страна.

В своих работах Ю. Селезнёв неоднократно акцентировал внимание на сохранении истории, культуры, литературы и природы как части русского мироуклада. Сохранение природы по Ю. Селезневу - это сохранение национальной культуры, особенностей русской души, развитие патриотического самосознания.

С полной уверенностью можно сказать, что Юрий Селезнев стоял у истоков формирования именно экологического сознания, пропагандировал бережное отношение к культурному наследию нашего общества.

Идеи Селезнева особенно актуальны сегодня в начале XXI века, в эпоху, которая ознаменована формированием принципиально новой глобальной информационной среды. Появление новых средств массовой коммуникации позволило соединить между собой разные виды человеческой деятельности, разделенные пространством и временем.

Мы находимся в потоке разнообразной информации, объем и количество источников которой в наши дни все увеличиваются. Мы не представляем уже жизни без компьютерной сети, сотовой связи, газет и журналов, радио, телевидения и кино. Именно в связи с этим особое значение приобретает мысль, высказанная Ю. Селезневым в ходе дискуссии на конференции «Классика и мы», проходившей 21 декабря 1977 года в Москве: «На планете уже давно началась третья мировая война..., она идёт при помощи гораздо более страшного оружия, чем атомная, или водородная, или даже нейтронная бомба. Здесь есть свои идеологические нейтронные бомбы, своё химическое и бактериологическое оружие. И эти микробы, которые проникают к нам, те микробы, которые разрушают наше сознание, эти микробы гораздо более опасны, чем те, против которых мы боремся в открытую. Так вот, я хочу сказать, что классическая, в том числе и русская классическая литература, сегодня становится едва ли не одним из основных плацдармов, на которых разгорается эта третья мировая идеологическая война. И здесь мира не может быть, ... и я думаю, не будет до тех пор, ... пока мы не осознаем, что эта мировая война должна стать нашей Великой Отечественной войной - за наши души, за нашу совесть, за наше будущее, пока в этой войне мы не победим» [Селезнев, 1977].

Конечно же эта мысль, высказанная критиком, была встречена неоднозначно, и это привело к тому, что литературная полемика переросла в бурное обсуждение общих национальных проблем того времени.

В наши дни именно это смелое высказывание Ю. Селезнева воспринимается особенно актуально в связи с проблемой формирования медиакультуры, как современного общества в целом, так и медиакомпетентности каждой отдельной личности.

В годы проблемы медиа находится в центре внимания российской общественности, науки и образования. Обусловлено это тем, что одно из главных условий становления гражданского общества и успешного развития государства - формирование диалогового взаимодействия между личностью и властью, социокультурными и политическими силами. Ведущая роль в успешном осуществлении такого диалога принадлежит масс-медиа.

В нашем языке в качестве синонима слова «медиа» широко используются термины «средства массовой информации» (СМИ) и «средства массовой коммуникации» (СМК). Существует множество точек зрения относительно проблемы влияний медиа на аудиторию, а также проблемы экологии современного информационного пространства. Так, одни видят в масс-медиа источник знаний, другие - дополнительную нагрузку на образование; медиа - и средством всестороннего развития личности, и фактор ее разрушения.

Признавая важную роль медиа в процессе образования и формирования медиакомпетентности подрастающего поколения, необходимо системно и грамотно выстроить отношения юных потребителей информации с огромными ресурсами газет, журналов, кино, сети Интернет. Потреблению информации надо учить так же терпеливо и продуманно, как музыке и живописи. Этому направлению в педагогике дано определение: медиаобразование (media education) [Федоров, 2000].

Идея комплексной программы медиаобразования, охватывающая разные категории детей, подростков, студенческой молодежи, учитывающая разные условия их обучения и воспитания сегодня возведена в ранг государственной образовательной политики. В развитии информационной культуры россиян, то есть медиакультуры, сегодня участвуют не только государственные институты образования и просвещения, но и общественные структуры, СМИ, располагающие большим потенциалом распространения знаний.

Так, особая область журналистики - медиакритика - призвана органично дополнять усилия образовательных и просветительских институтов в формировании общественной культуры рационально-критического анализа и адекватного восприятия медиатекстов, в развитии гражданской активности по отношению к печатной и электронной прессе.

Медиакритика - это деятельность по изучению функционирования средств массовой информации и медиапродуктов (газет, журналов, фильмов, листовок, рекламы и пр., то есть любой информации, рассчитанной на

массовую аудиторию) и их влияния на общество в целом и на отдельных индивидов с позиций позитивного и деструктивного воздействия. Познание и оценка медиа осуществляется на основе критического мышления с привлечением методов различных наук (лингвистики, философии, социологии, психологии, политологии, истории, конфликтологии, семиотики, аксиологии и т.д.

В современных условиях, когда наука зачастую не поспевает за переменами в медийной сфере, именно медиакритика с ее нацеленностью на оперативное познание и оценку актуальных вопросов социального функционирования средств массовой информации обеспечивает осмысление новых явлений и тенденций, отделяя «зерна от плевел», помогая сориентироваться в нынешнем противоречивом развитии не только массовой аудитории, но и профессионалам печатной и электронной прессы [Короченский, 2002; 2004].

Одна из важных и актуальных общественных задач сегодня -преодоление сугубо потребительского отношения публики к средствам массовой информации. Восприятие аудиторией информации непосредственно зависит от способности к активному творческому освоению медиатекстов, их аналитической переработке. Потребление медийного содержания, лишенное активного интеллектуально-творческого начала, существенно сужает познавательные возможности аудитории, обедняет ее восприятие.

В конечном счете, медиаобразование и медиакритика призваны расширить число людей, обладающих качествами сознательных участников коммуникационных процессов, способных оказывать реальное влияние на СМИ, активно и творчески участвовать в формировании гражданского общества в России [Короченский, 2002; 2004; Кириллова, 2004; Реснянская, 2004; Федоров, 2000]

Во многом родственная медиаобразованию и способная участвовать в реализации его целей, медиакритика кроме выполнения задач «интеллектуальной самообороны» общественности, лежащих в основе наиболее радикальных идей медиаобразования, выступает и как важный компонент общего социокультурного образования и формирует «экологию медиапространства» современного информационного общества. Именно медиакритика способна поддерживать на уровне государства печатные СМИ, ведь от этого зависит информационная безопасность страны.

Литература

Кириллова Н.Б. Зачем нужна медиакультура // Уральский Федеральный округ. 2004. № 1.

Короченский А.П. «Пятая власть»? Феномен медиакритики в контексте информационного рынка. Ростов-на-Дону: Междунар. ин-т журналистики и филологии, 2002. 272 с. Короченский А.П. Регулятивная роль медиакритики // Саморегулирование журналистского сообщества. Опыт. Проблемы. Перспективы становления в России. М., 2004.

Реснянская Л. Двусторонняя - коммуникация: общественный диалог. М., 2001.

Селезнев Ю.И. Из выступления на дискуссии «Классика и мы». 21 декабря 1977 года.

http://sphinxlit.narod.ru/12004/nativecuban/seleznyov.htm

Федоров А.В. Терминология медиаобразования // Искусство и образование. 2000. № 2. С.33-38.

References

Fedorov, A.V. (2000). Terminology of media education // Art and Education. № 2, pp..33-38. Kirillova, N.B. (2004). Why media culture // Ural Federal District. № 1.

Korochensky, A.P. (2002). "The Fifth Estate"? The phenomenon of media criticism in the context of the information market. Rostov-on-Don: International Institute of Journalism and Philology, 272 p.

Korochensky, A.P. (2004). The regulatory role of the media criticism // Self-regulation of the journalistic community. An experience. Problems. Prospects of formation in Russia. Moscow, 2004.

Resnyanskaya, L. (2001). Duplex - communication: public dialogue. Moscow.

Seleznev, Y.I. (1977). From a speech at the discussion "Classic and we are." December 21,

1977. http://sphinxlit.narod.ru/12004/nativecuban/seleznyov.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.