Научная статья на тему 'Роль медиа в становлении творческих способностей студентов педагогического вуза (на базе профиля «Изобразительное искусство»)'

Роль медиа в становлении творческих способностей студентов педагогического вуза (на базе профиля «Изобразительное искусство») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА / МЕДИАПЕДАГОГИКА / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моисеенко Валентина Юрьевна

Роль медиа в становлении творческих способностей студентов на занятиях по изобразительному искусству трудно переоценить. Грамотно подобранные медиа к занятиям по изобразительному искусству способствуют глубокому и цельному восприятию поставленных проблем. Медиа активизируют воображение, дают огромный простор для фантазии, особенно сильно это проявляется при самостоятельном создании медиатекстов студентами, следствием чего является развитие их творческих способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль медиа в становлении творческих способностей студентов педагогического вуза (на базе профиля «Изобразительное искусство»)»

наши книги о Бердянске. Через тот же Интернет она с нами связалась. Началась довольно оживленная переписка, которая продолжается уже несколько месяцев. И Елена прислала из Канберры посылку с двумя экземплярами опубликованных воспоминаний.

Из переписки с Еленой мы узнали, что сама она - историк, работает в Австралийском национальном университете в Канберре.

Елена с супругом выяснили, что сегодня представители семьи Кабо проживают, кроме Австралии, в Украине, России, Беларуси, Латвии, Литве, Казахстане, Швеции, Германии, Израиле, США.

Что касается непосредственно Приазовья, то установлено, что семья Рафаила Симоновича Кабо перебралась в Х1Х веке из Новозлатополя в колонию Надежная, а уже оттуда — в Мариуполь и Бердянск. В Мариуполе жили старшие сыновья Рафаила — Елья и Ошер-Анцель. Младшие же сыновья - Михаил и Хона - жили в Бердянске.

В размещенных в Интернете томах опубликованных нами "Материалов по истории Бердян-ского государственного педагогического университета" [1; 2] Елена нашла информацию по нескольким линиям предков из Приазовья - Кабо, Губергриц, Энгель и Иоголович. В том числе - и об окончании гимназии Юлием Энгелем и его друзьями.

В нашей же совместной с В. Чопом монографии «"Вольный Бердянск": город в период анархического социального эксперимента (1918-1921 годы)» [4] австралийская исследовательница нашла упоминание о Эммануиле Кабо. Именно в честь него двое его братьев назвали своих сыновей Минями (Эммануилами).

Елена прислала нам две фотографии из архива Рафаила Кабо, на одной из которых запечатлены политзаключенные Бердянской тюрьмы 1908 года с подписями, а на второй - семья Кабо в 1910 году, когда Рафаил ненадолго вернулся в Бердянск после первой ссылки.

Поиски продолжаются...

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бердянська чоловiча пмназш (остання третина Х1Х столптя) / упорядники: В.М. Константшова, 1.1. Лиман // Матерiали з юторй Бердянського державного педагопчного ушверситету. Том I. К.: Освгга Украши, 2006. 528 с.

2. Бердянська чоловiча гiмназiя (1901-1919 роки) / упорядники: 1.1. Лиман, В.М. Константшова // Матерiали з юторй Бердянського державного педагопчного утверситету. Том II. К.: Освгга Украши, 2007. 631 с.

3. Кабо Р., Кобо Е. Впереди - огни. Воспоминания, письма, очерки. Канберра: Алчеринга, 2006. 262 с.

4. Чоп В.М., Лиман 1.1. "Вольный Бердянск": мюто в перюд анархктського сощального експерименту (19181921 роки). Зат^жжя: РА "Тандем - У", 2007. 478 с.

В.Ю. Моисеенко

РОЛЬ МЕДИА В СТАНОВЛЕНИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА (НА БАЗЕ ПРОФИЛЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»)

«Медиа (средства массовой коммуникации) - комплексное средство освоения человеком окружающего мира (в его социальных, моральных, психологических, художественных, интеллектуальных аспектах» [11]. Сегодняшний студент уже не мыслит свою жизнь без цифрового фотоаппарата, сотового телефона с камерой. Медиа используют почти все каналы восприятия, они играют огромную роль в жизни человека, в культурном обмене между людьми, в воспитании и образовании подрастающего поколения, а также в процессах управления и других областях социокультурной сферы.

Осознание роли медиа в жизни каждого человека в современном обществе привело к необходимости пристального анализа этого вида деятельности с позиции педагогики. Новая отрасль педагогики, изучающая данную область, получила название медиаобразования.

Под медиаобразованием (англ. media education) понимается специальное направление в педагогике, которое выступает за изучение школьниками и студентами закономерностей массовой коммуникации. Основной задачей медиаобразования является подготовка нового поколения к жизни в современных информационных условиях, осознания последствий её воздействия на психику, овладения способами общения на основе невербальных форм коммуникации и с помощью технических средств и современных информационных технологий [1].

Развитие творческих способностей требует сочетания множества условий и факторов, главное из которых - творческая доминантная цель, которая реализуется при наличии необходимых качеств: познания, владения интеллектуальными, творческими и физическими двигательными навыками. Еще одно необходимое условие для развития творческих способностей - разнообразие форм и видов деятельности, в которых человек участвует. Искусство воспитывает в человеке творческое начало, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено.

Творческие способности - это, в первую очередь, способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Эта способность напрямую зависят от кругозора человека. Чем больше он знает, тем легче ему рассмотреть исследуемый вопрос с разных ракурсов. Существует мнение, что творческими способностями обладают все люди. Но большинство, просто не знает о своих возможностях или даже не задумывается о них.

В отечественной психологии ведущим остается определение творческих способностей Б.М. Теплова, который выделил основные признаки:

1) индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

2) особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких видов деятельности;

3) особенности, которые не сводятся к наличным знаниям, умениям, навыкам, но которые могут объяснять легкость и быстроту приобретения знаний и навыков [5].

Как известно, в формировании базовой культуры личности особое место отводится художественному воспитанию и образованию, развитию творческой и человеческой индивидуальности, самостоятельного творческого мышления, интеллекта, эстетического сознания и активизации знаний. Современное изобразительное искусство значительно расширило свои границы: кино, телевидение, фотография, компьютерный дизайн и анимация, видео и многое другое активно вошли в нашу жизнь. Все это дает широкие возможности для саморазвития личности студента, расширения его кругозора, активизации творческих способностей. Это является следствием того, что потенциал медиакультуры в современном образовательном процессе определяется широким спектром развития человеческой личности [11].

Сегодня медиа - один из факторов социализации молодого поколения. Объект воздействия потока сообщений не только отдельный индивид, но и сознание и поведение больших групп людей, составляющих аудиторию того или иного конкретного средства массовой коммуникации.

Одна из главных функций средств медиа - образовательная - сообщение людям знаний, позволяющих оценивать и упорядочивать сведения, полученные из других источников, и ориентироваться в сложном потоке информации. Воспитательная функция заключается в передаче образцов жизни, примеров поведения, пропаганде ценностей, отношения к миру, людям, к самому себе, приобщение к культуре и искусству, информации о морально-этических, правовых, идеологических и прочих нормах современного общества [6, 33-34].

На занятиях изобразительным искусством чаще всего используются такие средства медиа как: учебный фильм, фотография, слайды, диафильмы, газеты и журналы, видео, компьютерные программы, интернет. Использование фотографии наиболее удобно - она более доступна и дешева в материальном плане. На нее не требуется особого разрешения, места хранения. «Особенность фотографии как техногенного искусства, вследствие которой кажущаяся достоверность текста приводит к тому, что он принимается за реальность, определяет специфические для медиа образования задачи, которые, тем не менее, могут успешно решаться в рамках изучения изобразительного искусства» [7, 40].

В работе «Морфология искусства» М.С. Каган отмечает, что близость фотографии к графике и живописи «состоит в том, что и фотоискусство создает изображение мира на плоскости, в

условном черно-белом либо многоцветном его воспроизведении». Вместе с тем фотография, по мнению М.С. Кагана, отличается «иным - прямо противоположным - соотношением отражения и преображения изображаемой реальности: художественная фотография является всегда документально-художественной, тогда как в графике и живописи даже прямое изображение натуры заключает в себе неустранимый элемент ее претворения в соответствии с тем, как художник ее видит, ощущает и понимает» [7, 40].

В отличие от газетного и журнального снимка, где воспроизведение довольно далеко уходит от оригинала, любительская фотовыставка - это непосредственное общение зрителя с фотографией и ее автором. Любительские фотографии, могут быть сделаны преподавателем или самими студентами во время путешествий, экскурсий. Значимость любительских фотографий, сделанных студентами состоит не только в том, что анализ, интерпретация изображения будут эмоционально более окрашенными, яснее и четче понятыми слушателями, но также в том, что здесь присутствует элемент самовыражения, самораскрытия - студент использует все свои знания, полученные на занятиях ИЗО при создании фотографии. То же самое относиться и к любительским видеосъемкам, материал которых с успехом может применяться на занятиях истории искусств. Видеосъемка не требует (в отличие от киносъемки) громоздкой системы проявки пленки, печатанья копий, синхронизации звука и пр. Она теоретически доступна каждому, ее результаты можно тут же увидеть на экране телевизора или монитора. Впечатление от просмотра таких медиатек-стов, фотографии, репродукции, фильмы, может «подтолкнуть» воображение, создать образ будущего произведения. Художественно-творческая деятельность - один из ключевых аспектов ме-диаобразования на материале экранных искусств. «Содержание этого вида деятельности - аудиовизуальный тренинг, практика видеосъемки, позволяющая в различных формах передать отношение снимающего к окружающей действительности; специальные упражнения по выявлению семантики единиц экранного повествования; составление коллажей, рекламных плакатов к конкретным фильмам, когда необходимо выделить ведущие пластические темы, визуально обозначить основной конфликт, показать особенности его разрешения; выявление единиц художественного повествования в литературе, ИЗО, музыке, фотографии и их использование для выявления нового пространства, эмоциональной атмосферы повествования» [8, 7].

Широкое распространение различных информационных средств приводит к сокращению времени, отводимого на чтение книг, но побуждает активного читателя к поиску разнообразной информации [2, 20], что приводит к углубленному подходу решения проблемы, развитию мышления, внимания и в результате - развитию творческих способностей. При таком проблемно-поисковом обучении становится невозможным бездумное скачивание информации из интернета и ее репродуктивное воспроизведение, оно требует от студентов различных путей решения поставленной задачи, активный, осмысленный, творческий подбор информации, умения работать с книгой и другими носителями информации.

Использование медиа в учебном процессе обеспечивает также повышение информативной емкости содержания учебного занятия:

- способствует реализации образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения;

- сокращает время, позволяет усваивать больший объем знаний;

- концентрирует внимание на усвоении наиболее сложных тем и понятий;

- позволяет улучшить отбор заданий и упражнений, делая их более наглядными и интересными);

- формирует умения и навыки за счет индивидуализации обучения и развития навыков самостоятельной работы.

Современные электронные медиа и соответствующие им медиапродукты, объединяя в себе возможности всех существовавших до этого средств массовой коммуникации, как правило, реализуют целый комплекс функций, воздействий на свою аудиторию.

Медиа могут быть использованы как помощник в учении, как средство развития творческих способностей. Благодаря разнообразным возможностям компьютерных программ, расширяются и традиционные возможности использования медиа для наглядного представления того или иного объекта. Как следствие такого обучения, многие творчески одаренные студенты впечатляют ориги-

нальностью, необычностью продуктов своей деятельности, неожиданными ассоциациями, яркими метафорами, смелыми аналогиями.

Эффективное развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством на медийном материале может успешно осуществляться при выполнении следующих условий:

- использование содержательного, разнообразного учебного материала, в том числе медийного, предоставление студентам возможности работы с разнообразными материалами и инструментами;

- формирование у студентов знаний, умений и навыков, необходимых для грамотного выполнения учебно-творческих заданий на высоком художественном и техническом уровне;

- привлечение студентов к исследовательско-поисковой работе, решению проблемных задач и предоставление им возможности экспериментирования, осуществление взаимосвязи между теорией и практикой, использование на занятиях по изобразительному искусству разнообразного наглядного материала (репродукций, иллюстраций, фотографий, методических плакатов, технических средств обучения);

- предоставление студентам возможности для проявления самостоятельности в процессе обучения для развития способности к самоорганизации своей деятельности.

Такой подход предполагает, с одной стороны, превращение процесса обучения изобразительному искусству в действенный механизм развития творческих качеств личности учителя, с другой, - фактор формирования профессиональных знаний, умений и навыков в работе.

На занятиях историей искусств, композицией целесообразно использовать метод «экранизации», предложенный Ю.Н. Усовым, смысл которого в том, чтобы сделать монтажную запись фильма о каком-либо живописном полотне. В результате студент получает, во-первых, навык работы видеокамерой, начинает лучше разбираться в узких терминах - кадр, ракурс, план и т.д., во-вторых, предлагает свою интерпретацию картины на невербальном уровне, в-третьих, просмотрев запись, начинает лучше понимать себя и свои пристрастия, интересы. Пространственно-временная реальность, создаваемая учащимися во время съемки портативной видеокамерой, порождает особый вид художественно-творческой деятельности, невербального общения. «В условиях этой деятельности поток звукозрительных образов заменяет школьнику устное и письменное слово и помогает передать свое отношение к миру в форме "видеописьменности" и одновременно совершенствует его перцептивные способности, аудиовизуальное мышление.

Именно поэтому педагогика, использующая пространственно-временное измерение экранных искусств, становится интенсивным средством развития слуховых и зрительных анализаторов в единстве аудиовизуального повествования, активизирующего различные виды мышления» [8, 2]. Еще один вариант - это создание презентации на ПК, демонстрация слайдов, сопровождающихся комментированием.

Эмоционально окрашено воспринимается просмотр видеозаписей экскурсий, съемка которых проходила по заранее спланированным задачам: режиссерским, операторским, актерским, монтажным, электронных спецэффектов, декоративно-художественных и т.д. Студентам предоставляется большой простор для фантазии, самовыражения, развития их творческих способностей. Роль педагога в этом процессе сводится к вводной демонстрации азов функционирования медиа-техники, к тактичной коррекции хода выполнения заданий и участию в обсуждении полученных результатов [9, 45].

Огромные возможности для развития творческих способностей дает просмотр художественных фильмов, соответствующих поставленным задачам урока. По окончанию просмотра выполняется анализ произведения, задаются вопросы: Какова сквозная тема картины? Что больше всего заинтересовало? Какую новую информацию вы для себя открыли? Согласны ли вы с позицией автора? и др.

Подбор студентами из различных источников репродукций, фотографий, и другой информации способствует развитию умения анализировать, понимать, систематизировать текст. Следствием чего является умение творчески мыслить, гибкость, точность, быстрота и оригинальность мышления, нестандартность, неординарность в решении проблем.

Бурное развитие медиа, его способность глубоко проникать в жизнь молодежи способствуют расширению спектра научных исследований, методических разработок, рассматривающих медиа как комплекс освоения окружающего мира, а также расширению диапазона форм и методов работы с медиатекстом. Интеграция медиа в образовательные дисциплины увеличивает возможность более глубокого понимания предмета изучения, способствует развитию необходимых в современном обществе качеств личности (дивергентное мышление, положительная познавательная мотивация, креативность).

Роль медиа в становлении творческих способностей студентов на занятиях по изобразительному искусству трудно переоценить, так как сама природа искусства такова, что оно постоянно оперирует медиатекстами (книги, фильмы, репродукции, видеоклипы, фотографии и т.д.). Грамотно подобранные медиа к занятиям по изобразительному искусству способствуют глубокому и цельному восприятию поставленных проблем. Медиа активизируют воображение, дают огромный простор для фантазии, особенно сильно это проявляется при самостоятельном создании медиатек-стов студентами, следствием чего развиваются их творческие способности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бабкина. Н.А. Интегрированное медиаобразование студентов педагогического вуза на занятиях по экологическому воспитанию. Режим доступа: http://tgpi.ru/files/download/papers/2005/babkina.doc

2. Баранов О.А. Медиаобразование в школе и в вузе: учеб. пособие. Тверь: Изд-во Твер. гос. ун-та, 2002. 87 с.

3. Медиаобразование. Режим доступа: http://www.lenizdat.ru/a0/ru/pm1/c-1033124-0.html

4. Основные концепции творческих способностей. Режим доступа: http://ucheba.com/met_rus/k_psihologiya/k_poznproc/tvor_sposobnosti_2.htm доступ 18.01.2011

5. Роль фотографии в составе газетного номера. Режим доступа: http://revolution.allbest.ru/journalism/00093582_0.html

6. Рыжих Н.П. Развитие медиакомпетентности студентов педагогического вуза на материале экранных искусств: учеб. пособие. Таганрог: Изд-во Таганрог гос. пед. ин-та, 2008. 232 c.

7. Спичкин А.В. Что такое медиаобразование: книга для учителя. Курган, 1999. 114 с. Режим доступа: http://edu.of.ru/attach/17/1342.doc

8. Усов Ю.Н. Медиаобразование в России (на материале экранных искусств). М.,1995. 18 с.

9. Федоров А.В. Специфика медиаобразования студентов педагогических вузов // Педагогика. 2004. № 4. С. 43-51.

10. Федоров А.В. Кинообразование в России. Режим доступа: http://www.kino-teatr.ru/kino/art/kino/218/

11. Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов н/Д.: Изд-во ЦВВР, 2001. Режим доступа: http://edu.of.ru/attach/17/10926 .DOC

12. Челышева И.В. "Практическое" медиаобразование в России. Режим доступа:

http://tgpi.ru/files/download/papers/2005/ch.doc доступ 08.01.11

Т.П. Мышева

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ФОРМИРУЮЩАЯСЯ НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Сформировавшийся статус музея прошел длительный путь развития, но разногласия относительно обоснованности и важности составляющих его элементов, тем не менее, существуют. Сложность и многоликость самого феномена в значительной степени объясняет целый ряд существующих определений музея. XX век подарил человечеству новые типы музеев, пришло осознание того, что сохранять и экспонировать можно и нужно не только предметы, но и характерное для них окружение, различные фрагменты историко-культурной среды, виды человеческой деятельности. Появились музеи под открытым небом, в основе которых не традиционная коллекция предметов, а памятники архитектуры и народного быта, представленные в своем естественном природном окружении. Возникли музеи, экспонирующие главным образом не подлинники, а их воспроизведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.