Научная статья на тему 'РОЛЬ МЧС В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ МЧС'

РОЛЬ МЧС В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ МЧС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
пожарная безопасность / полномочия / профилактика нарушений / сотрудники / нормативные документы / fire safety / powers / prevention of violations / employees / regulatory documents

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жарков М. А., Маер О. М.

Кратко освещено создание системы пожарной безопасности в России. Рассмотрены актуальные вопросы, связанные с полномочиями МЧС России, место данного государственного органа в системе Федеральных органов исполнительной власти. Освещены текущие результаты исполнения Ведомственной программы цифровой трансформации МЧС России на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов. Уделяется внимание проблемным вопросам в работе сотрудников МЧС, а также проблемным вопросам работы системы в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Жарков М. А., Маер О. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS IN ENSURING FIRE SAFETY IN MODERN WORLD. DIGITAL TRANSFORMATION OF MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS

Creation of a fire safety system in Russia is briefly highlighted. Topical issues related to the powers of the Ministry of Emergency Situations of Russia, the place of this state body in the system of Federal executive authorities are considered. The current results of the implementation of the Departmental Program of Digital Transformation of the Ministry of Emergency Situations of Russia for 2022 and for the planning period of 2023 and 2024 are highlighted. Attention is paid to problematic issues in the work of emergency workers, as well as problematic issues of the system as a whole.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МЧС В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ МЧС»

УДК 614.84 Жарков М.А., Маер О.М.

Жарков М.А.

студент

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России им. героя РФ генерала армии Е.Н. Зиничева (г. Санкт-Петербург, Россия)

Маер О.М.

доцент, кандидат экономических наук Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России им. героя РФ генерала армии Е.Н. Зиничева (г. Санкт-Петербург, Россия)

РОЛЬ МЧС В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ МЧС

Аннотация: кратко освещено создание системы пожарной безопасности в России. Рассмотрены актуальные вопросы, связанные с полномочиями МЧС России, место данного государственного органа в системе Федеральных органов исполнительной власти. Освещены текущие результаты исполнения Ведомственной программы цифровой трансформации МЧС России на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов. Уделяется внимание проблемным вопросам в работе сотрудников МЧС, а также проблемным вопросам работы системы в целом.

Ключевые слова: пожарная безопасность, полномочия, профилактика нарушений, сотрудники, нормативные документы.

Пожарная служба на территории России появилась в конце XV века при Иване III. В 1504 г. формируются и публикуются противопожарные правила, которые были распространены на всю Россию. При Петре I образуется

пожарная повинность. В связи с малочисленность и слабым оснащением пожарная охрана в период революции перестала справляться с возложенными на нее задачами. В связи с этим 17 апреля 1918 г. Совет Народных Комиссаров СССР принимает декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем», положивший начало созданию новой системы пожарной безопасности в России» [1,2].

С течением времени, ситуация менялась, появлялись новые вызовы и угрозы.

На данный момент МЧС России является основным органом, осуществляющим управление в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, а также координирующим деятельность федеральных органов исполнительной власти в соответствующей области [3].

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах [4].

Рассмотрим основные полномочия МЧС России.

Так в пределах своей компетенции МЧС России публикует правовые акты в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах. В полномочия МЧС России входит «создание, реорганизация и ликвидация в рамках установленного порядка учреждений и организаций, которые находятся в ведении МЧС России, создание межведомственных координационных и совещательных органов на представительской основе, а также иных коллегиальных органов для

обсуждения актуальных вопросов деятельности МЧС России. В пределах своих полномочий МЧС России осуществляет проверки готовности федеральных органов исполнительной власти к реализации мероприятий по гражданской обороне, реализует проверки по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» [4].

К полномочиям МЧС России относятся:

- «осуществление деятельности за рубежом согласно установленному порядку, - осуществление федерального государственного пожарного надзора и государственного надзора в области гражданской обороны,

- проведение проверок по осуществлению федеральных целевых программ, государственным заказчиком которых является МЧС России,

- осуществление в порядке и пределах, определенных федеральными законами, нормативно-правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, полномочий собственника в отношении федерального имущества, принадлежащего территориальным органам МЧС России и организациям, находящимся в ведении МЧС России,

- запрос и получение необходимых материалов и информации по вопросам, которые относятся к компетенциям МЧС России, от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций,

- заключение с международными и неправительственными организациями договоров, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и оказанием иностранным государствам гуманитарной помощи» [4].

В рамках реализации программы в период до 2030 года реагирующие подразделения МЧС России получат порядка 5 тысяч единиц пожарной техники, около 10 тысяч единиц специальной техники, 33 единицы авиационной техники и 74 единицы спасательной техники.

Некоторые задачи программы:

• К 2030 году доля новой спасательной техники должна составить не менее 81%, а пожарных автомобилей — не менее 56%.

• Особое внимание будет уделено совершенствованию экипировки и снаряжения пожарных и спасателей, в том числе с учётом климатических и других особенностей регионов.

• Планируется развить учебно-материальную базу подготовки сотрудников МЧС, прежде всего горноспасателей.

На реализацию программы до 2030 года выделяются значительные средства — почти 190 миллиардов рублей. [5]

Как мы видим, государство активно помогает работе ведомства, увеличивая финансирование, способствует обучению новых сотрудников, однако, тем не менее, на данный момент, существует значительный дефицит кадров. В связи с этим, каждый сотрудник вынужден выполнять большой объем работы.

Рассмотрим результаты на 2024г.:

1. В отношении 90% целей государственных услуг МЧС России обеспечена возможность их получения без необходимости личного посещения подразделения, оказывающего государственную услугу.

2. Утверждена и внедрена система показателей оценки эффективности и результативности инспекторов, осуществляющих выполнение контрольно-надзорных функций.

3. Обеспечено информирование и доведение рекомендаций для населения по действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций с использованием цифровых технологий в отношении 27 миллионов человек (результат представлен нарастающим итогом).

4. В отношении 50% наблюдаемых объектов точность прогноза вероятных зон затопления населенных пунктов увеличена в 10 раз.

5. Обеспечен цифровой информационный обмен при осуществлении межведомственного взаимодействия в цифровом виде в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций с 5-ю ведомствами и организациями.

6. Доля оснащенности должностных лиц обновленными АРМ с установленным отечественным программным обеспечением составляет 65%.

7. Доля аттестованных по требованиям информационной безопасности к защите обрабатываемых персональных данных АРМ, оснащенных отечественными программными продуктами, составляет 59%.

8. Доля доступности информационных систем специальной деятельности, применяемых в работе ведомства 99,9%.

9. Количество пользователей ИС МЧС России (должностных лиц ведомства), использующих средства электронной подписи, достигло 100%.

10. Доля должностных лиц МЧС России, участвующих в цифровой трансформации и прошедших обучение в области ИБ, составила 21% [7].

Подводя итог, хотелось бы сказать, что роль МЧС России в сфере обеспечения безопасности невозможно переоценить, как невозможно переоценить роль каждого сотрудника.

Для успешного развития системы в будущем, необходимо особое место уделить кадровой политике. Не только привлечению и обучению новых сотрудников, но и повышению эффективности работы с помощью развития и все большего внедрения цифровизации, на фоне все возрастающего документооборота.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. История создания и развития МЧС России. Силы МЧС России. Войска гражданской обороны. Авиация МЧС России. ГПС и другие. // URL: https://fireman.dub/conspects/istoriya-sozdaniya-i-razvitiya-mchs-rossii;

2. Никитин Н.С., Тимофеев Д.С., Буданов Б.В. История развития МЧС России //Студенческий. 2019. № 7-1 (51);

3. Илло, Д. А. Место и роль МЧС России в механизме современного российского государства // Инновации. Наука. Образование. — 2021. — № 27. — С. 258-26;

4. Указ Президента РФ от 11.07.2004 N 868 (ред. от 27.11.2023);

5. «Публичная декларация целей и задач МЧС России на 2022 год» (утв. МЧС России от 31.03.2022 N 2-4-35-28-2/2). http://w.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_414303;

6. Распоряжение МЧС России от 25.07.2022 N 800;

7. https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-mchs-rossii-ot-25072022-n-800-ob-utverzhdenii/#100010

Zharkov M.A., Maer O.M.

Zharkov M.A.

St. Petersburg University State Fire Service EMERCOM of Russia

named after E.N. Zinichev (St. Petersburg, Russia)

Maer O.M.

St. Petersburg University State Fire Service EMERCOM of Russia

named after E.N. Zinichev (St. Petersburg, Russia)

ROLE OF MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS IN ENSURING FIRE SAFETY IN MODERN WORLD. DIGITAL TRANSFORMATION OF MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS

Abstract: creation of a fire safety system in Russia is briefly highlighted. Topical issues related to the powers of the Ministry of Emergency Situations of Russia, the place of this state body in the system of Federal executive authorities are considered. The current results of the implementation of the Departmental Program of Digital Transformation of the Ministry of Emergency Situations of Russia for 2022 and for the planning period of 2023 and 2024 are highlighted. Attention is paid to problematic issues in the work of emergency workers, as well as problematic issues of the system as a whole.

Keywords: fire safety, powers, prevention of violations, employees, regulatory documents.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.