Научная статья на тему 'Роль матери в современном социуме'

Роль матери в современном социуме Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3729
332
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
МАТЬ / МАТЕРИНСТВО / ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ МАТЕРИ / СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ / ФУНКЦИИ ВОСПИТАНИЯ / MOTHER / MOTHERHOOD / EDUCATION / AN EDUCATIONAL ROLE OF MOTHER / THE SUBJECT OF EDUCATION / EDUCATION FUNCTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Газизова Ю. С.

В статье анализируется отношение к воспитательной роли матери в обществе в разные периоды его социокультурного становления, показан ее транскультурный характер. Описаны результаты, раскрывающие половозрастные особенности оценки воспитательной роли матери в современном социуме. На основании теоретического анализа и экспериментальной проверки гипотезы, автор доказывает, что воспитательная роль матери высоко оценивается в обществе, при этом допускается разбалансированность этих представлений, и опосредованность роли матери в воспитании детей социокультурным влиянием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mother's role in the modern society

In this article the attitude to mother’s upbringing role in different periods of social and cultural formation is analyzed, its crosscultural character is shown. The results are described which expose agerelated peculiarities of mother’s upbringing role value in modern society. On basis of theoretical analysis and experimental check of this hypothesis, the author declares that mother’s upbringing role is highly valued in the society with some disbalance in these images, and indirect mother role in children upbringing as a social and cultural phenomenon.

Текст научной работы на тему «Роль матери в современном социуме»

Ю. С. Газизова, аспирант, кафедра психологии образования, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия, и Б G@E1.ru

РОЛЬ МАТЕРИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ

Признание роли матери в жизни каждого человека в науке сформировалось достаточно давно. Еще в работах древнегреческих философов Аристотеля, Платона и Софокла осуществлены первые попытки осмысления общественного предназначения матери. Однако представления о ее воспитательной роли в жизни каждого человека и общества в целом долгое время оставались неполными и ограничивались функцией ухода за ребенком, а мать наделялась объектными характеристиками1.

В период Античности мать выступала в качестве объекта государственной политики (Аристотель, Платон); в средние века она рассматривалась как носительница божественной печати и играла роль посредника в трансляции духовного мира (А. Августин), в период Возрождения в деле воспитания мать играет самую незначительную роль и представала в качестве транслятора культурных ценностей, обеспечивающего равновесие системного развития общества (Д. Домини-чи, Э. Роттердамский).

В Новое время и эпоху Гуманизма мать впервые предстала как активный и ответственный субъект воспитания. Ее воспитательная роль в социуме активно подчеркивалась прогрессивными учеными-гуманистами того периода (Ф. Бэкон, Я. А. Каменский, И. Кант, И. Г. Песталоци, Ж.-Ж. Руссо и др.). Так, например, Ф. Бэкон большое значение в деле воспитания детей придавал

В Новое время и эпоху Гуманизма мать впервые предстала как активный и ответственный субъект воспитания.

чувственному опыту матери и ее нравственным качествам: сочувствию и состраданию; Ж.-Ж. Руссо, воспевая роль матери в воспитании, отмечал ее глубокую эмоциональную связь с ребенком, оценивая материнские возможности через призму морально-нравственных аспектов, обеспечивающих воспитание достойного гражданина; И. Кант, определяя большой потенциал матери в свете сознательного усовершенствования человеческой природы, отмечал необходимость его целенаправленного характера. Однако следует указать и на присутствие совершенно иной интерпретации роли матери в воспитании. Так, Т. Гобс и Дж. Локк, трактуя предназначение женщины, подчеркивают ее опосредованное участие «в процессе вскармливания, ухода за ребенком», передавая прерогативу воспитания и образования в руки «благовоспитанного человека-гувернера»2.

Качественно иная трактовка воспитательной роли матери представлена в работах мыслителей на рубеже XIX-XX вв., чьи взгляды сложились под влиянием марксизма. Идея социального равноправия мужчин и женщин дала основание для снижения воспитательной роли матери в семье и переноса акцента в восприятии материнства на его социальные функции, подчеркнув необходимость создания условий для равнозначной реализации женщины и в других сферах жизни общества (Ф. Энгельс, А. Бебель, К. Цеткин).

Противоположное мнение высказы- ны-труженицы выступали социально одо-вали и Н. К. Крупская, К. Д. Ушинский, бряемыми ценностями. Материнство станоВ. А. Сухомлинский и др., придавая особую вится вторичной по значению данью жен-

важность ее педагогическим возможностям, они называли мать естественной воспитательницей, а материнский инстинкт — великой движущей силой. В силу своей близости к детям, отмечала Н. К. Крупская, мать оказывает на них огромное влияние, однако «воспитание нельзя свести только к примитивному уходу за ребенком: требуется организовать разумное, целенаправленное воздействие на ребенка», по принципу разумной заботы и уважения к его личности, уделяя особое внимание физическому и трудовому воспитанию. При этом она настоятельно подчеркивала необходимость тесного контакта семьи и шко-лы3.

Просвещенческая позиция в отношении к материнству усугубилась в XX-XXI вв., и в современной европейской культуре XX в. утрачивается осознание материнства как культурной ценности. Постмодернизм приобрел крайнюю форму волюнтаризма и субъективизма. Материнство более не рассматривается как долг, опосредуясь нигилистическим отношением со стороны общества, оно выглядит исключительно как личная прерогатива человека, а воспитательная миссия матери возложена на общественные институты. Теперь, по словам А. Проста: «с одной стороны, родители в меньшей степени по сравнению с прошлым включены в процесс социализации, их обязанности по отношению к ребенку принимают более эмоциональный характер. С другой стороны, общество оценивает, насколько хорошо родители это делают»4.

Подобные идеи нашли отражение и в российской ментальности, где начиная с конца XIX в. и на протяжении всего советского периода социальная активность и профессиональная успешность женщи-

Воспитание нельзя свести только к примитивному уходу за ребенком: требуется организовать разумное, целенаправленное воздействие на ребенка.

щин природе, а единственной обязанностью женщины оставалось рожать здоровых детей и вскармливать их до яслей — дальше «... забота о подрастающем поколении должна быть делом не родителей, а государства» (А. Коллонтай). Подобная социальная практика однозначно выдвигала на передний план социально-профессиональные роли женщины, а не ее воспитательные, семейные, материнские функции. «Новая женщина» теперь представала перед обществом как «трудящаяся женщина-мать», а прерогатива воспитательных функций перешла детским садам и школам5.

Следует отметить, что такие прогрессивные идеи не могли не сыграть своей отрицательной роли в советской семье и обществе, спровоцировав демографический спад и обесценивание ценностей материнства, они привели к кардинальной трансформации представлений о роли матери в жизни и воспитании детей, и семье в целом.

В связи с этим возникла необходимость незамедлительной переориентации занятости женщин с производства на семью, так, в 1950-1970 гг. была поставлена задача гармоничного сочетания материнства и более активного участия женщин в трудовом процессе, и проведен ряд мер, обеспечивающих социальную защиту матерей. С 1983 г. матери получили законную возможность находиться в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста. Однако это не смогло изменить ситуации, а дальнейший ценностный спад усилился с развалом СССР.

В 1994-1995 гг. в активное действие вступили федеральные программы «Планирование семьи» и «Безопасное материнство», но, несмотря на предпринимаемые меры по охране материнства и детства, на-

учно-медицинские достижения, психологические проблемы материнства не уменьшились. Разрыв межпоколенных связей потеря традиционных способов передачи опыта и оформления мате-ринско-детского взаимодействия привели к осознанию женщиной недостаточности собственной родительской компетентности, неготовности ее к возникновению материнских чувств. =

Анализ представлений о матери и ее роли в современном социокультурном пространстве был предпринят Н. Н. Васягиной. Автор приходит к выводу о двойственности представлений о материнстве в современном социуме, раскрывая каждую из тенденций. Первая тенденция проявляется в ориентации женщин на профессиональную деятельность, осознанном отказе от материнства и снижении ценности ее воспитательного вклада в жизнь детей (И. В. Бестужев-Лада, В. Ветрова, О. Г. Исупова).

Другая тенденция выражается в возрождении изначальной сущности материнства и растущей потребности женщины в реализации себя в детско-родительском взаимодействии и воспитательном сопровождении своих детей. При этом мать предстает не только и не столько как роженица и кормилица, а преимущественно «воспитательница» своих детей (Н. Н. Васяги-

С одной стороны, родители в меньшей степени по сравнению с прошлым включены в процесс социализации, их обязанности по отношению к ребенку принимают более эмоциональный характер. С другой стороны, общество оценивает, насколько хорошо родители это делают.

на, В. К. Шабельников, Л. Б. Шнейдер), их «социальный педагог» (А. В. Мудрик, В. А. Сластенин), проводник в мир социокультурной реальности (А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, В. К. Шабель-ников), субъект образования (А. С. Белкин, С. К. Бондырева,Н. Н. Ва-сягина, С. А. Днепров, Н. В. Иванова).

Несмотря на разнохарактерность сложившихся тенденций, целостная картина воспитательной роли матери в современном общественном сознании до сих пор не представлена, остаются неясными вопросы общественных ожиданий в отношении воспитательной позиции матери, в связи с этим возникает необходимость в дальнейшем детальном изучении представлений о воспитательной роли матери в современном социуме.

Для решения данной задачи автором была проведена опытно--поисковая работа по выявлению половозрастных особенностей оценки воспитательной роли матери, в ходе которой респондентам предлагалось оценить воспитательную роль матери в жизни современного российского человека, ее вклад в духовную жизнь ребенка, степень удовлетворенности, получаемой современным российским человеком от матери, и поддержки, которую она должна оказывать в детстве и самостоятельной жизни, респондентам также было предложено оценить свой субъективный опыт взаимоотношений с матерью. В исследовании принимало участие 300 мужчин и женщин от 15 до 75 лет.

Опрос показал, что при оценке воспитательной роли матери в жизни современного российского человека 62,3 % респондентов отметили высокую выраженность данного параметра и 26,3 % — очень высокую степень воспитательных влияний матери на ребенка. Анализ выборов в разных возрастных категориях совпадает с общей тенденцией преобладания высоких оценок во всей выбор-

ке, при этом такие оценки всегда превышают пятидесятипроцентный барьер. Так, в возрастной группе до 18 лет количество подобных оценок составляет 52 %, от 18 д о 22 лет — 58 %, от 23 до 30 лет и от 31 до 45 лет достигает своего пика — 68 %. В старших возрастных группах количество высоких оценок также остается достаточно представленным — от 62 % до 66 %.

Необходимо указать, что при общей убежденности в значимости воспитательной роли матери, высокие оценки мужской части выборки на 10 % превышают оценки женской, при этом данная тенденция сохраняется практически во всех возрастных группах. Так, в группе до 18 лет юношам принадлежит 60 % высоких оценок, в то время как девушкам — лишь 44 %, от 18 до 22 — соответственно 64 и 12 %, от 31 до 45 лет — 72 и 64 %, от 46 до 60 лет — 76 и 56 %, от 60 до 75 лет — 76 и 48 %, соответственно. Исключение составляет лишь возрастная категория респондентов от 23 до 30 лет, где 56 % принадлежит мужчинам и 80 % — женщинам. По всей видимости, такие различия связаны с тем, что женщины чаще, чем мужчины, склонны оценивать воспитательное влияние матери как сверхвысокое (на такую оценку приходится 28,7 % выборов женщин и только 24 % выборов мужчин).

Похожие результаты были получены при оценке субъективного опыта респондентов, при этом воспитательная роль матери в жизни респондентов также высоко оценена (46 % опрошенных). Данная тенденция наблюдается у респондентов разных возрастных групп до 45 лет, с существенным преобладанием в отве- :

тах мужской выборки. В более старших возрастных группах взгляд респондентов на воспитательную роль матери неоднозначен и приобретает долю критичности и дифференцирован-ности, а на первый план выступают другие закономерности, проявляю- : щиеся в преобладании средних и завышенных оценок, при этом большинство мужчин

Материнство становится вторичной по значению данью женщин природе, а единственной обязанностью женщины оставалось рожать здоровых детей и вскармливать их до яслей -дальше забота о подрастающем поколении должна быть делом не родителей, а государства.

А. Коллонт

«Шн

вязчивое воспитательное влияние и тенденцию к опеке в поведении своих матерей, для женщин типична ориентация на средние оценки воспитательной роли матери, указывающие на непостоянство и непоследовательное влияние.

Высокую оценку со стороны респондентов независимо от пола и возраста, получило «Влияние матери на духовную жизнь современного российского человека» (61,3 % выборов). Наибольшее количество высоких оценок наблюдается среди респондентов в возрасте от 18 до 22 лет (66 %), от 31 до 45 лет (70 %) и от 61 до 75 лет (68 %). В других возрастных группах выявлено более равномерное распределение в оценках. При сохранении общей тенденции, достаточно представленными являются и другие варианты выборов. Так, в группе до 18 лет 54 % респондентов имеют высокие оценки параметра, и по 22 % — средние и чрезмерно высокие. В группе до 30 лет 56 % респондентов в своих выборах ориентировались на высокие оценки, 26 % — на средние оценки, 14 % — на уровень чрезмерной выраженности, и 4 % — на отсутствие влияния. В группе до 60 лет высокий уровень выражен у 54 % респондентов, средний уровень — у 6 % респондентов и 40 % имеют уровень чрезмерной степени выраженности.

При оценке влияния матери на духов-

этого возраста отмечают сверхвысокое, на- ную жизнь респондентов, в рамках субъек-

тивного опыта обследуемых необходимо отметить их высокую оценку (53,7 % выборов от общего количества опрошенных), при этом у мужчин этот параметр выражен ярче по сравнению с женской выборкой. Приведенные данные свидетельствуют о существенном преобладании (на 12,3 %) среди мужчин высоких оценок по заданному параметру. По-видимому, данный факт следует объяснить большей идеализацией мужчинами своих матерей.

Оценивая степень поддержки матерью, наибольшее количество респондентов (65,33 % от общего числа опрошенных) считают, что степень поддержки, получаемой современным российским человеком от матери должна быть высокой, систематической и последовательной, 23,6 % респондентов отдают предпочтение сверхвысокой опеке, еще 10,33 % выделяют ее среднюю степень и 0,67 % — слабую. Однако если мужчины чаще склонны считать наиболее приемлемой высокую степень материнской поддержки (разница в преобладании над женской выборкой составляет 14,7 %), то женщины на 14 % активнее разделяют позицию опеки. Заметим, что описанные особенности характерны почти для всех половозрастных категорий респондентов, исключение составляют возрастные категории от 23 до 30 лет и от 61 до 75 лет. В этих группах респондентов наблюдаются обратные

закономерности в распределении высоких и сверхвысоких оценок между мужчинами и женщинами.

Интерес вызывают и результаты, полученные в ходе анализа вопроса «Оцените степень поддержки, получаемой Вами от матери в детстве и самостоятельной жизни», демонстрирующие высокую степень оценки поддержки матери как в детстве, так и в самостоятельной жизни. При этом преобладающими явились ответы, подтверждающие чрезмерную и высокую поддержку матери в детстве и высокую степень поддержки со стороны матери в самостоятельной жизни. Так, 43,3 % опрашиваемых из общей выборки респондентов рассматривают поддержку матери в детстве как «сверхвысокую, чрезмерную, навязчивую» и 41,3 % — как «высокую и послед ователь-ную», и 40 % респондентов считают, что в самостоятельной жизни поддержка со стороны матери «высокая и последовательная».

Существенных отличий от основных тенденций в ответах разных возрастных категорий выявить не удалось, при оценке уровня поддержки матерью в детстве мужчины и женщины были единогласны, чего нельзя сказать об оценках респондентов поддержки матерью в самостоятельной жизни. Анализ ответов мужской и женской выборок показал, что высокие оценки у мужчин (50 %) более выражены по сравнению

с оценками женщин (30 %), у последних же более выражена тенденция к средним (20,7 % по отношению к 12,7 %) и сверхвысоким оценкам (25,3 % по отношению 14 %), при этом женщины в большей степени склонны проявлять критическое отношение к оценке данного показателя.

В ходе опроса также обнаружена активная ориентация респондентов на высокие и максимальные оценки удовлетворенности современного человека взаимоотношениями с матерью. При этом 63 % респондентов из общего числа опрошенных разделяют высокую степень удовлетворенности, 29,7 % считают, что удовлетворенность должна быть сверхвысокой. Выявленная тенденция распространяется на все половозрастные группы, при этом мужчины активнее женщин (разница в преобладании составляет 15,4 %) отдают предпочтение высоким оценкам удовлетворенности, а женщины в большей степени, чем мужчины ориентированы на максимальные оценки (разница в преобладании составляет 11,3 %).

Высоко оценили респонденты и степень удовлетворенности от взаимоотношений со своей матерью, 43 % респондентов из общей выборки имеют высокую степень удовлетворенности, доверия и принятия, 27,7 % полностью удовлетворены взаимоотношениями, и считают, что о таких отношениях можно мечтать, 27 % имеют среднюю степень удовлетворенности, при этом они в целом удовлетворены отношениями, хотя и подчеркивают наличие некоторых барьеров отчуждения. При этом мужчины не зависимо от возраста, всегда высоко оценивают степень своей удовлетворенности от взаимоотношений с матерью, чего нельзя сказать о женской части выборки, допускающей в ответах среднюю и низкую удовлетворенность отношениями или отсутствие таковой. Данная тенденция отмечается у 8 % респонденток в возрасте до 18 лет, 4 % от 18 до 22 лет и 16 % от 31 до 45 лет. По всей видимости, возраст женщин от 31 до 45 лет является критическим и связан с переоценкой материнской роли.

Полученные данные позволяют сделать вывод о высокой оценке воспитательной роли матери респондентов всех половозрастных групп, что свидетельствует о приоритетности взглядов на воспитатель-

ную миссию матери современном социуме. При выраженном позиционировании роли матери в воспитании детей обнаружена и тенденция к завышенным ожиданиям со стороны респондентов к матери как активному и ответственному субъекту детско-родительского взаимодействия в отношении их поддержки детей в детстве и самостоятельной жизни, а также в приоритетности чрезмерных требований к высокой степени удовлетворенности современного человека от взаимоотношений с матерью. С возрастом указанные закономерности актуализируются и приобретают долю критичности и дифференцированности, при этом женщины чаще проявляют критическое отношение в оценке деятельности матери, мужчины же склонны к идеализации матерей.

В целом анализ представленных материалов позволяет сделать вывод о разбалан-сированности и двойственности представлений о воспитательной роли матери в современном социуме и опосредованности этой роли общественными ценностными установками. При сохранении тенденции к высокой оценке роли матери в воспитании детей, становится актуальным поиск таких психолого-педагогических оснований, которые бы позволили понять специфику активной воспитательной позиции матери в современном социуме, разработать систему критериев оценки успешности ее воспитательной миссии, разработать технологию психолого-педагогического сопровождения воспитательной деятельности матери.

1. Васягина Н. Н. Теоретико-методологические основания субъектного становления матери в социокультурном пространстве // Мир науки культуры и образования. 2010. № 4. С. 250-256.

2. Локк Дж. Мысли о воспитании. Соч. в 3 т. / Сост. А. А. Субботин. - М.: Мысль, 1998. Т. 3. С. 456.

3. Липовецкий Ж. Незыблемость и построение основ женственности / пер. с фр. Н. И. Полторацкой. - СПб.: Алатея, 2003. С. 311.

4. Prost A. Public and private spheres in France // A history of private life. V. 5. Riddles of identity: Modern times. Cambridge, Mass, 1991. P. 23-167.

5. Коллонтай А. М. Избранные статьи и речи. — М.: Политиздат, 1972. С. 17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.