Научная статья на тему 'Роль маркетплейсов в инфраструктуре потребительского сектора экономики'

Роль маркетплейсов в инфраструктуре потребительского сектора экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
128
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Цифровизация / маркетплейс / электронная коммерция / экономика / конкурентоспособность / товар / интернет-магазины / онлайн-площадки / бизнес / Digitalization / marketplace / e-commerce / economy / competitiveness / goods / online stores / online platforms / business

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Веселов Дмитрий Игоревич

Статья посвящена вопросам маркетплейсов, а также их роли в современной бизнес среде. Исследованы современные условия развития цифровизации в стране, а также их влияние на современные бизнес-процессы. Более детально рассмотрена сущность маркетплейсов, а также электронной коммерции в целом. Автором рассматриваются виды электронной коммерции в России и выделяются наиболее популярные виды. Проведен анализ объемов продаж по электронной коммерции. В исследовании также рассмотрены основные популярные маркетплейсы, которые имеют наибольшую популярность в стране. Более детально рассмотрен пример «сырого» маркетплейса «Л’Этуаль», а также более детально его уровень конкурентоспособности, поскольку данный маркетплейс не имеет большого опыта. По итогам анализа маркетплейса «Л’Этуаль» были сделаны соответствующие выводы. Помимо этого, определяется роль маркетплейса как бизнес-модели для современных компаний и предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF MARKETPLACES IN THE INFRASTRUCTURE OF THE CONSUMER SECTOR OF THE ECONOMY

This article is devoted to the issues of marketplaces, as well as their role in the modern business environment. The modern conditions of the development of digitalization in the country, as well as their impact on modern business processes, are investigated. The essence of marketplaces, as well as e-commerce in general, is considered in more detail. The author examines the types of e-commerce in Russia and highlights the most popular types. The analysis of e-commerce sales volumes was carried out. The study also examines the main popular marketplaces that are most popular in the country. The example of the “raw” marketplace “L’Etoile” is considered in more detail, as well as its level of competitiveness in more detail, since this marketplace does not have much experience. According to the results of the analysis of the marketplace “L’Etoile”, the corresponding conclusions were made. In addition, the role of the marketplace as a business model for modern companies and enterprises is determined

Текст научной работы на тему «Роль маркетплейсов в инфраструктуре потребительского сектора экономики»

ЭКОНОМИКА ОТРАСЛЕЙ И РЕГИОНОВ

Роль маркетплейсов в инфраструктуре потребительского сектора экономики

Веселов Дмитрий Игоревич,

аспирант, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»

E-mail: Veselov@exomenu.ru

Статья посвящена вопросам маркетплейсов, а также их роли в современной бизнес среде. Исследованы современные условия развития цифровизации в стране, а также их влияние на современные бизнес-процессы. Более детально рассмотрена сущность маркетплейсов, а также электронной коммерции в целом. Автором рассматриваются виды электронной коммерции в России и выделяются наиболее популярные виды. Проведен анализ объемов продаж по электронной коммерции. В исследовании также рассмотрены основные популярные маркетплейсы, которые имеют наибольшую популярность в стране. Более детально рассмотрен пример «сырого» мар-кетплейса «Л'Этуаль», а также более детально его уровень конкурентоспособности, поскольку данный маркетплейс не имеет большого опыта. По итогам анализа маркетплейса «Л'Этуаль» были сделаны соответствующие выводы. Помимо этого, определяется роль маркетплейса как бизнес-модели для современных компаний и предприятий.

Ключевые слова: Цифровизация, маркетплейс, электронная коммерция, экономика, конкурентоспособность, товар, интернет-магазины, онлайн-площадки, бизнес.

Сегодня на экономику Российской Федерации негативно влияют политические отношения, которые с каждым годом обостряются. Не смотря на получение большого количества санкций, направленных на ухудшение экономической системы России, сами экономические показатели в 2023 году улучшились по сравнению с аналогичными показателями в конце 2022 года. Для еще большего развития экономики страны государство стремится к развитию цифровизации как одной из самых приоритетных направлений развития в России за ближайшие пять лет. Так, например, ВВП России увеличился на 4,9% в 2023, что говорит о начале стабилизации экономики стран. Как показало время, наибольшим стимулом для улучшения цифровизации во всех областях стал 2020 год, когда по всему миру произошла пандемия. Каждая страна в мире оказалась в новых современных реалиях, когда необходимо было трансформировать бизнес-процессы, анализировать рыночную среду и стабилизировать экономику. Цифровизация позволяет внедрять новейшие технологии в экономику и создавать элементы электронной коммерции, что позволяет упрощать вывод товаров и услуг на рынке, и это благоприятно влияет на развитие экономики государства [1].

На данный момент множество частных организаций развивают 1Т-направление, а также создают целостную систему управления проектами с помощью внедрения цифровых технологий для реализации наиболее важных проектов. Из-за технического прогресса в последние годы цифровизация современной системы экономики стала одной из самых актуальных тем во всем мире.

Цифровизация - это изменение бизнес-процессов с использованием определенных инновационных технологий. Цифровизация в разных странах и, в частности, в современных компаниях подразумевает под собой использование технологий при принятии управленческих решений, что позволяет так или иначе изменять бизнес-деятельность и совершенствовать ее процессы в целом, как в интересах самой компании, так и в интересах самого государства [4, с. 5-6].

Электронная коммерция - это, прежде всего, предпринимательская деятельность, которая связана с продвижением и продажей услуг и товаров через Интернет. С каждым годом электронная коммерция развивается ускоренными темпами, и появляются все больше и больше маркетплейсов, которые позволяют бизнесам развиваться[4, с. 3-4].

сз о

со £

m Р сг

СТ1 А

Q. в

Маркетплейс - это торговая площадка и платформа электронной коммерции, продающая услуги и товары различных продавцов через интернет. Маркетплейсы были зарождены еще в конце девяностых годов в Европе, и сейчас они имеют высокий уровень развития в Китае и в России [3, с. 13].

Всего электронная коммерция разделяется на несколько видов:

1. В2В (Business-to-Business). Ниша «Бизнес для бизнеса» подразумевает коммерческие отношения между юридическими лицами, экономическими субъектами рынка. То есть компании, производители взаимодействуют между собой - заключают сделки, партнерские контракты на поставку, продажу, покупку товаров или услуг.

2. В2С (Business-to-Consumer). Сфера «Бизнес для потребителя» предполагает торговлю товарами и услугами между юридическими и физическими лицами. Это своего рода розничные продажи, но только с помощью онлайн-площадок - магазины, сервисы, банки и прочее, а также маркетплейсы.

Сегодня больше всего распространены именно эти два вида электронной коммерции. В настоящем исследовании будет более подробно изучена продажа товаров на маркетплейсах в категории «Бизнес для потребителя».

Весь процесс электронной коммерции на мар-кетплейсах выглядит следующим образом:

- Покупатель, изучая весь онлайн-каталог, выбирает конкретный продукт;

- Далее сервер, получив заявку от пользователя, направляет ее специальному менеджеру для того, чтобы обработать заказ;

- Если товар имеется в наличии на складе, то сотрудник маркетплейса продолжает обработку заявки;

- Затем клиент обращается к финансовой системе для оплаты товара;

- Финансовая система либо одобряет, либо блокирует сделку, и если сделка проведена успешно, то менеджер маркетплейса подтверждает транзакцию и уведомляет сервер;

- После этого сервер предоставляет сообщение покупателю об успешной оплате;

- Наконец, заявка направляется на склад для формирования товара для его дальнейшее отправки по адресу клиента;

- Товар доставляет до покупателя и заказ завершен [3, с. 3].

Для понимания роли маркетплейсов для бизнеса в 2023-2024 году, необходимо привести статистические данные в динамике объема продаж электронной коммерции в Российской Федерации (рис. 1).

Исходя из данных показателей, можно сделать вывод, что объем продаж электронной коммерции, в том числе объем продаж с маркетплейсов, в 2018 году составлял только 1,1 трлн руб. А уже к 2020 году из-за пандемии показатель достиг

2,7 трлн. руб. И к 2022 году объем продаж электронной коммерции уже составлял 5,7 трлн. руб, что является очень высоким показателем. Согласно прогнозу Data insight в 2023 году объем продаж электронной коммерции уже может составить 7,4 трлн. руб [1].

Объем продаж электронной коммерции, в трлн.руб

■ Объем продаж электронной коммерции, в трлн.руб

Рис. 1. Объем продаж электронной коммерции, в трлн рублей

Данные показатели говорят о высокой роли маркетплейсов для современного бизнеса. Наиболее популярными маркетплейсами в России и странах СНГ являются: Ozon, Wildberries. Однако, в этом исследовании мы изучим компанию «Л'Э-туаль», которая только в начале 2022 года стала маркетплейсом. Исследование данной компании позволит более детально изучить вопрос роли еще «сырого» маркетплейса для бизнеса, функционирующего в современных условиях.

В связи с изменениями покупательского поведения на фоне пандемии и высоким уровнем конкуренции на рынке, компании розничной торговли в beauty-сегменте стремятся найти уникальный подход к покупателю для оптимизации покупательского опыта и, как следствие, роста продаж. Среди способов можно выделить методы использования каналов, которые ритейлеры применяют для взаимодействия с покупателями. Современные ритейлеры стремятся улучшить покупательский опыт для привлечения и удержания покупателей и для этого внедряют концепцию маркетплейсов, которая обеспечивает непрерывную коммуникацию с клиентом.

Сеть магазинов «Л'Этуаль» не стала исключением, в связи с закрытием всех офлайн точек продаж в апреле 2020 года было принято решение об активном развитии интернет-продаж, поскольку покупатели были вынуждены перейти на онлайн формат шопинга. Как следствие, потребители привыкли к данному формату и до сих пор продолжают совершать покупки через интернет

Финансовые показатели лидеров рынка за 2018-2020 годы представлены в таблице 1. Несмотря на то, что выручка торговой сети Л'Этуаль за 2020 сократилась, компания остается лидером на рынке. По количеству магазинов торговая сеть также не уступает конкурентам и занимает прочную лидирующую позицию, трудно представить, что в ближайшее время конкуренты смогут обогнать «Л>Этуаль» и открыть более 1000 магазинов.

6

5

4

3

2

0

Однако по росту e-commerce сеть «Золотое ябло- несмотря на то, что маркетплейс «Золотое яблоко» ко» в 2020 году опередила торговую сеть Л'Этуаль, существовал на тот момент только 2 года.

Таблица 1. Финансовые показатели лидеров рынка торговли парфюмерно-косметической продукцией в России в 2019-2022 гг.

Торговая сеть Выручка, млн руб Доля онлайн продаж,%

2019 2020 2021 2022 2019 2020 2021 2022

«Л'Этуаль» 1 281 362 679 1334 15 20 52 58

«Золотое яблоко»* 16 800 22 400 39 969 52 578 2,4 22 31 64

«Рив Гош» 37 100 30 000 - - - - - -

«Sephora» 19 800 15 700 75 780 - - - - -

Источник: составлено автором по данным официальных сайтов компаний [5-9]

*Интернет-магазин «Золотое яблоко» был запущен осенью 2018 г.

Можно сказать, что маркетплейс «Л>Этуаль» имеет высокий уровень конкуренции, исходя из финансовых результатов по онлайн-продажам, однако в этом аспекте немного уступает маркетплейсу

Таблица 2. Сравнение e-commerce крупнейших сетей beauty-ритейла

«Золотое яблоко». К сожалению, Рив Гош и Sepho-ra не выкладывают в общий доступ данные о доле e-commerce и не дают открытых финансовых отчетов за 2021-2022 год, но мы можем оценить их вклад в развитию электронной коммерции согласно информации, представленной в таблице 2.

Торговая сеть Способы доставки ИЗ Возможность самовывоза из магазина Возможность оформить заказ в магазине с консультантом

экспресс ПВЗ постамат при наличии товара при отсутствии товара

«Л'Этуаль» Во всех городах присутствия (251 город) По всей России По всей России есть есть есть

«Золотое яблоко» Во всех городах присутствия (16 городов) По всей России По всей России есть нет нет

«Рив Гош» Только в Мск и Спб По всей России По всей России есть нет нет

«Sephora» Во всех городах присутствия (34 города) По всей России По всей России есть нет нет

Источник: составлено автором по данным официальных сайтов [5-9]

По данным, предоставленным в таблице 2, можно сделать вывод о том, что в большей степени все лидеры рынка парфюмерно-косметического ритей-ла предоставляют клиентам примерно одинаковые способы доставки интернет-заказов: каждая из сетей предлагает клиентам доставку в ПВЗ, постама-ты и экспресс-доставку - в зоне экспресс доставки отличилась только сеть «Рив Гош», поскольку ускоренная доставка возможна только в 2 городах - Москве и Санкт-Петербурге.

Маркетплейс «Л'Этуаль» на данный момент имеет весомое преимущество перед конкурентами по нескольким причинам:

- У покупателей есть возможность оформить заказ с самовывозом из любого удобного для него магазина даже при условии, что товара нет в наличии в данном магазине. Товар будет доставлен с другого магазина или центрального склада в Подольске;

- Экспресс-доставка возможна во всех регионах присутствия, а «Л'Этуаль» является лидером

по данному показателю - магазины функционируют в 251 городах; - Покупатели могут оформить интернет-заказ с помощью консультанта на кассе любого оффлайн-магазина.

Таким образом, на протяжении долгого времени сеть магазинов косметики и парфюмерии «Л'Этуаль» прочно занимает лидирующие позиции по обороту и количеству магазинов. За последние несколько лет происходили небольшие изменения, лидером по выручке стала дрогери сеть «Магнит Косметик», но сеть Л'Этуаль всегда входила в ТОП-3. Сеть магазинов Л'Этуаль непрерывно совершенствуется в различных направлениях, а в частности в области e-commerce, чтобы успешно конкурировать на рынке. Л>Этуаль - крупнейший в РФ оффлайн и онлайн бьюти-ритейлер. Интернет-магазин Letu.ru -отечественный бьюти-вебсайт, занимающий первое место в трафике и продажах, имеет 12 млн посетителей в месяц и показывает регулярный х2 рост год к году.

сз о

со £

m Р сг

СТ1 А ш

Для анализа внутренней среды функционирования предприятия и формирования оценки сильных и слабых сторон, внешних возможностей и угроз, был проведен SWOT-анализ [2]. SWOT-анализ мар-кетплейса «Л'Этуаль» представлен в таблице 3.

Таблица 3. SWOT-анализ маркетплейса «Л'Этуаль»

S (strengths) • Известность организации, популярность бренда; • Высокая доля и лидерство на отраслевом рынке/ Успешная работа в области Omnichannel Retail; • Высокие показатели выручки и других финансовых показателей эффективности; • Гибкая ценовая политика, скидочные мероприятия в течение всего года; T (threats) • Высокий уровень конкуренции на рынке; • Снижение покупательской способности населения; • Увеличение стоимости иностранной валюты; • Осознанность потребителей (Отказ от косметики, тестированной на животных).

W (weaknesses) • Неполное соответствие информации в ИМ о наличии товаров в магазинах и на складах; • Неудовлетворенность покупателей качеством товаров; • Текучесть кадров в розничных магазинах; • Недостаточная осведомленность сотрудников оффлайн точек при работе с интернет-заказами. O (opportunities) • Улучшение уровня жизни населения; • Увеличение инфлюенсе-ров - бьюти блогеров • Масштабный переход на онлайн продажи; • Внедрение инноваций в процесс продажи и доставки товаров.

Источник: составлено автором

На основании проведенного SWOT-анализа можно утверждать, что занимает прочное и достойное положение на рынке. Сильные стороны позволяют осуществлять множество мероприятий по развитию возможностей и устранению угроз, однако компании следует уделить особое внимание устранению слабых сторон, поскольку они формируют негативное мнение о торговой сети и о самом маркетплейсе в частности.

Отсюда, необходимо сказать о том, что мар-кетплейс «Л'Этуаль» в 2022 году позволил компании увеличить свои доходы от онлайн-продаж, а также позволил повысить общее финансовое состояние организации. Благоприятное финансовое состояние позволяет компании непрерывно увеличивать количество торговых площадей в населенных пунктах РФ.

Исходя из этого, стоит подытожить, что в современное время любой бизнес должен быть готов ко всем изменяющимся факторам, как во внешней, так и во внутренней среде. Именно маркетплей-сы позволяют всем бизнесам развиваться, так как они создают уникальную среду взаимодействия, оЕ которые предоставляют равные права для всех — партнеров, а также создает такую бизнес-модель, сэ при которой многие предприятия и компании могут £ использовать их для повышения эффективности ^ своей деятельности.

Литература

1. Аналитический обзор Big Data [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://habr.com/ru/ companies/moex/articles/256747/

2. Сафиуллин А.Р., Калядина Р.А. SWOT-анализ в мониторинге экономической безопасности корпорации (на примере ПАО «Газпром»)/ Сафиуллин А.Р., Калядина Р.А. // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия Экономика и экологический менеджмент № 2, 2020

3. Организация работы интернет-магазина / Прохорова М.В., Коданина А.Л.,- 2-е изд., пере-раб. и доп. - Москва: Дашков и К, 2018. - 336 с.: ISBN 978-5-394-02405-4

4. Назарова, А.В. Потребительское поведение в электронной коммерции. Омниканальность / А.В. Назарова // Теория и практика: совершенствование современного научного знания: Сборник научных трудов / Под общей редакцией С.В. Кузьмина. -Казань: Индивидуальный предприниматель Кузьмин Сергей Владимирович, 2017. - С. 132-140.

5. Интернет-магазин Золотое Яблоко. Режим доступа: https://goldapple.ru/dostavka-i-oplata (дата обращения: 10.04.2022)

6. Интернет-магазин Л>Этуаль. Режим доступа: https://www.letu.ru/delivery (дата обращения: 10.04.2022)

7. Интернет-магазин Рив Гош. Режим доступа: https://rivegauche.ru/delivery (дата обращения: 10.04.2022)

8. Интернет-магазин Sephora. Режим доступа: https://sephora.ru/user/profile/help/delivery/ (дата обращения: 10.04.2022)

9. Косметика запуталась в сетях // Marketmedia, -Режим доступа: https://marketmedia.ru/media-content/kosmetika-zaputalas-v-setyakh/ (дата обращения: 15.04.2022)

THE ROLE OF MARKETPLACES IN THE INFRASTRUCTURE OF THE CONSUMER SECTOR OF THE ECONOMY

Veselov D.I.

Saint Petersburg State University

This article is devoted to the issues of marketplaces, as well as their role in the modern business environment. The modern conditions of the development of digitalization in the country, as well as their impact on modern business processes, are investigated. The essence of marketplaces, as well as e-commerce in general, is considered in more detail. The author examines the types of e-commerce in Russia and highlights the most popular types. The analysis of e-commerce sales volumes was carried out. The study also examines the main popular marketplaces that are most popular in the country. The example of the "raw" marketplace "L'Etoile" is considered in more detail, as well as its level of competitiveness in more detail, since this marketplace does not have much experience. According to the results of the analysis of the marketplace "L'Etoile", the corresponding conclusions were made. In addition, the role of the marketplace as a business model for modern companies and enterprises is determined.

Keywords: Digitalization, marketplace, e-commerce, economy, competitiveness, goods, online stores, online platforms, business.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Analytical review of Big Data [Electronic resource]. - Access mode: https://habr.com/ru/companies/moex/articles/256747/

2. Safiullin A.R., Kalyadina R.A. SWOT analysis in monitoring the economic security of the corporation (on the example of PJSC Gazprom)/ Safiullin A.R., Kalyadina R.A. // Scientific Journal of ITMO Research Institute. Economics and Environmental Management Series No. 2, 2020

3. Organization of the online store / Prokhorova M.V., Kodani-na A.L.,- 2nd ed., reprint. and add. - Moscow: Dashkov and K, 2018. - 336 p.: ISBN 978-5-394-02405-4

4. Nazarova, A.V. Consumer behavior in e-commerce. Omnichan-nel / A.V. Nazarova // Theory and practice: improvement of modern scientific knowledge: Collection of scientific papers / Under the general editorship of S.V. Kuzmin. - Kazan: Individu-

al entrepreneur Kuzmin Sergey Vladimirovich, 2017. - pp. 132140.

5. Golden Apple online store. Access mode: https://goldapple.ru/ dostavka-i-oplata (accessed: 04/10/2022)

6. L'Etoile online store. Access mode: https://www.letu.ru/delivery (accessed: 04/10/2022)

7. Rive Gauche online store. Access mode: https://rivegauche.ru/ delivery (accessed: 04/10/2022)

8. 8.Sephora online store. Access mode: https://sephora.ru/user/ profile/help/delivery / (accessed: 04/10/2022)

9. Cosmetics got confused in the networks // Marketmedia, - Access mode: https://marketmedia.ru/media-content/kosmetika-zaputalas-v-setyakh / (accessed: 04/15/2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.