Научная статья на тему 'Роль маркетинговых технологий в системе послевузовского образования'

Роль маркетинговых технологий в системе послевузовского образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ / АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лященко Н.А.

В статье представлены направления педагогического обеспечения формирования исследовательской компетентности менеджеров в процессе учебнонаучной деятельности. Процесс формирования учебно-научной деятельности рассматривается как специальная задача преподавателя и студента, разрешаемая в новой логике построения процесса обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль маркетинговых технологий в системе послевузовского образования»

ISNN 1029-3388

2) сочетание теоретического и практического обучения учащихся в диалогах и тренингах речевого общения на родном и иностранном языках;

3) диагностика и самоанализ учащимися своих достижений в коммуникативно-речевом развитии.

Литература

1. Запятая, О.В. Формирование и мониторинг общих умений коммуникации учащихся: методическое пособие [ Текст]/ О.В. Запятая. - Красноярск: Торос, 2007. - 136 с.

2. Мильруд, Р.П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам [ Текст]/ Р.П. Мильруд, Иностранный язык в школе. 2000. - № 4. - С.9-15.

3. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению.

[Текст]/ Е.И. Пассов, - М.: Просвещение, 1991. - 223 с.

Вопросы экономического образования Н.А. Лященко

Роль маркетинговых технологий в системе послевузовского образования

В современных условиях вузы выступают как субъекты рыночной экономики, являясь товаропроизводителями интеллектуальной продукции и услуг, реализующими эту продукцию на интенсивно развивающемся в России рынке государственных и негосударственных образовательных учреждений.

Развитие российского рынка образовательных услуг актуализирует проблему определения перспектив становления образовательного маркетинга и проведения маркетинговых исследований в области образования. На первое место выходят проблемы, которые еще больше подчеркивают остроту данного вопроса:

- способность личности конкурировать в условиях нынешнего рынка труда;

- способность предприятий конкурировать на рынке труда, что повышает требования к квалификации персонала, а, следовательно, к системе послевузовского образования;

- появление новых электронных технологий обучения, которые позволяют не только быстро реагировать на изменение учебных программ, но и дают возможность самостоятельной подготовки;

- высокая конкуренция среди учебных заведений, обеспечивающих программы послевузовского образования.

Проведенный всесторонний анализ рынка образовательных услуг на основе существующей статистики, а так же опрос представителей ВУЗов позволил сделать

вывод о необходимости осмысления роли маркетинговых технологий в системе повышения квалификации в условиях меняющегося рынка труда. В системе повышения квалификации и профессионального дополнительного образования маркетинг необходимо понимать, как управление предложением учебного заведения, ориентируемым на требования рынка труда, с активным формированием спроса на прогрессивные образовательные услуги.

Маркетинг в любой отрасли определяется спецификой продукта. Современная трактовка сущности образовательного продукта, прежде всего услуги, охватывает все стороны развития личности, не только собственно образование в форме знаний, умений и навыков, но и воспитание определенных качеств поведения, физическое и интеллектуальное развитие человека в целом, формирование у него способности к дальнейшему развитию и саморазвитию.

С одной стороны, это расширяет возможности образовательных учреждений по привлечению различных целевых групп потребителей, позволяет увеличить арсенал маркетингового инструментария. С другой стороны, приняв маркетинговую концепцию в своей деятельности, образовательные учреждения вынуждены учитывать все потребности своих клиентов.

Однако, как показывает практика, это сдерживается, во-первых, субъективными факторами - нежеланием ряда руководителей-работодателей перестраивать свою работу, во-вторых, объективными факторами - недостаточным теоретическим обоснованием маркетинга образовательных услуг разных уровней обучения.

Рост уровня профессионального образования работающих выступает сегодня необходимой предпосылкой их адаптации к динамично изменяющимся условиям рынка труда и функционирования бизнес-структур, особенно в период структурной перестройки экономики. По мере осуществления экономической реформы в нашей стране возрастает роль экономических факторов в жизнедеятельности личности, в осмыслении получения образовательных услуг, необходимых для работы и карьерного роста, происходит формирование рынка образовательных услуг, адекватных реальным потребностям, как фирм (производителей, работодателей), так и экономически активного населения, в том числе и наемных работников. Он представляет собой систему экономических отношений по поводу купли-продажи образовательных услуг, непосредственно востребованных как коллективным, так и индивидуальным потребителем. Не последнее место в связи с этим отводится послевузовскому образованию (повышение квалификации, профессиональная переподготовка).

Идея непрерывного образования, которая в последнее время вновь очень актуальна, такой подход подразумевает. Ведь даже при наличии фундаментального образования человек должен с определенной регулярностью обновлять свои знания не только по инициативе организации, где он работает, но и по своей собственной инициативе, сознавая, что он, возможно, отстает от жизни. Оценить потребность в образовательных услугах разного вида и сформировать спрос на

¡З^ 1029-3388

получение образовательных услуг под воздействием изменений на рынке труда -одна из основных задач образовательного учреждения.

Маркетинг образования в настоящее время - это инструмент, при помощи которого вузы активно продвигают свой продукт абитуриентам, родителям, руководителям и обществу в целом.

Маркетинговая политика деятельности вуза состоит в социальной направленности на потребителя услуг вуза и ориентирована на удовлетворение потребности потребителя в получении знаний, повышении своего жизненного статуса.

Рассматривая вопросы маркетинговой аффилиации как процесса рыночного насыщения различными видами образовательных услуг, включая и систему высшего профессионального образования, и послевузовскую подготовку специалистов, в том числе и для обслуживания Олимпийских игр 2014 года, нельзя забывать о высокой конкуренции в среде учебных заведений, предоставляющих услуги послевузовского образования, об особенностях существования системы повышения квалификации, о перспективах развития данного рынка с учетом развития платных образовательных услуг, о динамике доходов населения, о привлекательности и развитии региона.

Для решения задач, возникающих в процессе маркетинговой аффиляции в условиях рыночных отношений, на наш взгляд, учреждениям образования необходимо вести специальную деятельность по маркетингу, которая должна развиваться по следующим направлениям:

• изучение тенденций развития рынка труда;

• изучение конкуренции на рынке образовательных услуг.

Маркетинговая деятельность, осуществляемая ВУЗом, имеет ряд

особенностей, так как основным продуктом, который реализуется на рынке, является особый вид товара - образовательная услуга. Благодаря влиянию рынка труда на рынок образовательных услуг возникает изменение спроса. Спрос на образовательные услуги формируется под воздействием изменений на рынке труда и последующего изменения общественного мнения о престижности и выгодности профессий.

Всесторонний анализ рынка образовательных услуг позволяет оценить потребность в образовательных услугах разного вида, перспективы развития данного рынка, сформировать спрос на получение образовательных услуг под воздействием изменений на рынке труда, учесть динамику доходов населения, привлекательность региона с точки зрения развития платных образовательных услуг и т.д.

Постоянное исследование рынка образовательных услуг, анализ динамики основных его составляющих - спроса, предложения и цены, дает возможность правильно определить стратегию в области маркетинга и менеджмента, от которых зависит эффективность управления деятельностью образовательной организации.

Изучая конкуренцию на рынке образовательных услуг необходимо учитывать не только спрос на рынке образовательных услуг, но и в том числе

желание абитуриентов получать высшее образование; доходы и возможность оплачивать обучение; предложение на рынке образовательных услуг, включающего в себя количество вузов, в том числе государственные и негосударственные, филиалы, представительства других городов; профиль образования, формы и сроки обучения; другие условия, составляющие конкурентные преимущества вузов; структуры предлагаемых специальностей на рынке образовательных услуг; цены предложения на рынке образовательных услуг.

Но все, же главное в маркетинге - это умение предвидеть, поэтому одним из основных слагаемых успеха образовательного учреждения является стремление предвидеть востребованность специалистов, открытие новых специальностей, необходимых в современных условиях, и, разумеется, эффективная рекламная деятельность вуза.

Такая деятельность предполагает изучение спроса на специалистов различного профиля. Непосредственный предмет подобных исследований - сфера рыночных отношений "вуз-студент-предприятие" в системе высшего образования. Образовательному учреждению необходимо знать, какие предприятия готовы брать на работу молодых специалистов, сколько они заплатят за их подготовку и требуемый уровень качества подготовки последних. Удовлетворяя потребности предприятий в молодых специалистах, организации системы высшей школы получают возможность не только роста доходов, но, и, в конечном счете, упрочнения своего положения в этой сфере.

Таким образом, возрастающий интерес к технологиям маркетинга образовательных услуг вполне обоснован, т.к. позволяет сформировать конкурентные преимущества не только учебных заведений, предприятий, совершенствующих свой персонал, но и каждой конкретной личности. Но уже сейчас здесь нужен регулярный и деятельный маркетинг, который позволил бы отслеживать и учитывать формирование и изменение образовательных потребностей, форм и методов их удовлетворения адекватных не только текущим условиям, но и перспективам развития экономики в целом.

А. Р. Буниатова

Баннерная реклама как форма маркетинговых мероприятий по управлению рыночной активностью покупателя

Отечественные и зарубежные маркетологи (Л.Г.Ряшенцев, 2007; Н.К. Валентинов, 2008; М.М.Гермогенова, 2009; C.R.Easterling, E.L.Flottman, M.H.Jernigan, S.G. Marshall, 2004; S.Feinstein, 2005) до настоящего времени ведут оживленную научную дискуссию по происхождению термина «баннерная реклама». В частности, S.G.Marshall (2004) считает, что свое название указанный вид рекламы получил от английского «banner» (знамя), однако, C.R.Easterling, (2004) не исключает даже турецких лингвистических корней слова «баннер» (от турецкого «bajan», что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.