Научная статья на тему 'Роль маркетинговых инструментов в формировании инвестиционной программы электросетевой компании'

Роль маркетинговых инструментов в формировании инвестиционной программы электросетевой компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
320
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРОГРАММА / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / УПРАВЛЕНИЕ СПРОСОМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевлякова Т.В.

Представлено применение маркетинговых инструментов в электросетевой компании и их роль в формировании ее инвестиционной программы. Применение инструментов маркетинга позволит снизить риски инвестирования в проекты с большим сроком окупаемости и сократить объем необходимого финансирования в строительство новых мощностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль маркетинговых инструментов в формировании инвестиционной программы электросетевой компании»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

2. Эльдяева, Н.А. Экономические модели в системе методов анализа функционирования рыночной экономики// Известия Волгоградского государственного технического университета. 2006. №5. - С.120.

3. Эльдяева, Н.А. Эконометрические методы в макроэкономическом анализе: проблемы построения моделей прогнозирования // Вестник Астраханского государственного техническогоуниверситета.2006. №4. - С.117.

4. Эльдяева, Н.А., Кованова, Е.С. Эконометрическое моделирование влияния внутренней трудовой миграции населения регионов Российской Федерации на основе панельных данных // Актуальные проблемы менеджмента и экономики в России и за рубежом / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. Новосибирск, 2015. - С. 133.

5. Эльдяева, Н.А. Проблемы развития рыночной экономики //Региональные проблемы преобразования экономики. Правительство Республики Калмыкия, Калмыцкое отделение общественной организации «Вольное экономическое общество России» /Сборник научных трудов.-Элиста, ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет», 2012. - С.198.

6. Эльдяева, Н.А. Измерение и оценка инвестиционной деятельности региона / Н.А. Эльдяева, Е.В. Улюмджиева // Сборник межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Личность, общество и государство».- Элиста, 2100.-С.129.

7. Эльдяева, Н.А. Основные тенденции динамики валового регионального продукта Республики Калмыкия / Н.А. Эльдяева, Б.В Гасанова // Сборник межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Личность, общество и государство». - Элиста, 2100.-С.33.

8. Эльдяева, Н.А. Статистические методы анализа и моделирования развития домашних хозяйств. - М.: ГОУ ВПО «Российская экономическая академия им. Г.В.Плеханова», 2006. - 149 с.

9. Эльдяева, Н.А. Неформальная занятость в региональной экономике // Вестник Оренбургского государственного университета.2004. № 8.-С.61.

10. Эльдяева, Н.А., Кованова, Е.С. Внутренняя трудовая миграция населения: методологические проблемы статистического анализа. В кн. Актуальные статистические исследования социально-экономических явлений и процессов [Текст]: научная коллективная монография / Хохлова О.А., Борисов В.В., Бабич С.Г. [и др.]. -Орел: ООО «Научное обозрение», 2015.- С. 128.

11. Эльдяева, Н.А. Многомерный анализ влияния миграции на социально-экономическое развитие регионов / Н.А. Эльдяева, Е.С. Джамбинова // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. - 2013. - № 6. -С. 121-126.

© Шарманджиева А.А., 2015

УДК 330.13

Т.В. Шевлякова

Магистрант, Институт управления Белгородский государственный национальный исследовательский университет г. Белгород, Российская Федерация

РОЛЬ МАРКЕТИНГОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТРОСЕТЕВОЙ КОМПАНИИ

Аннотация

Представлено применение маркетинговых инструментов в электросетевой компании и их роль в формировании ее инвестиционной программы. Применение инструментов маркетинга позволит снизить риски инвестирования в проекты с большим сроком окупаемости и сократить объем необходимого финансирования в строительство новых мощностей.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

Ключевые слова

Электросетевая компания, инвестиционная программа, маркетинговые инструменты, управление спросом.

Электроэнергетический комплекс имеет стратегическое значение для экономики страны, так как обеспечивает электроэнергией все отрасли народного хозяйства. Связующим звеном между производителями и потребителями электроэнергии является электрическая сеть, с помощью которой отдельные источники электроэнергии и потребители объединяются в электроэнергетическую систему. Обеспечение надежного и качественного энергоснабжения, своевременное, а точнее сказать опережающее развитие инфраструктуры энергетического комплекса является одним из гарантов социально-экономического развития региона и страны в целом. Энергетическая политика России ставит перед собой цель максимально эффективного использования природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора, что закреплено в «Энергетической стратегии России до 2030 года» и должно способствовать устойчивому росту экономики, повышению качества жизни населения страны и содействию укрепления ее внешнеэкономических позиций [1]. В этой связи большое значение приобретает инвестиционная деятельность сетевой энергокомпании.

На инвестиционную деятельность в электросетевой компании влияет ряд существенных факторов, среди которых можно выделить следующие.

Во-первых, рост российской экономики в последние годы определил увеличение потребления электроэнергии. В целом по России объем электропотребления в 2014 г. составил 1 064 956,1 млн.кВт.час и почти достиг уровня 1990 г. в 1 073 839,0 млн.кВт.час, когда наблюдалось максимальное электропотребление с последующим резким спадом [2]. Следует отметить неравномерность изменения потребления электрической энергии в различных территориальных образованиях, как за последние годы, так и по отношению к 1990 г. В Центральном федеральном округе с 2008 г. по 2014 г. положительный рост электропотребления имеют 12 областей. Из них с наибольшим ростом потребления электрической энергии выделяются следующие области: Калужская - 38,4%, Тверская - 22,7%, Липецкая -14,4%, Курская - 10,2%. Потребление электроэнергии в ряде субъектов ЦФО превысило объемы 1990 г. К таим регионам относятся: г. Москва - 47,2%, Калужская область - 44,3%, Белгородская область - 24,6% и Московская область - 15,6%. Непрерывную отрицательную динамику в период 1990-2014 гг. имеют следующие области: Ивановская -38,8%, Тамбовская - 42,5 %, Орловская - 37,1 % и Костромская - 18,9 % снижения объемов потребления электроэнергии. Причиной таких изменений в потреблении электроэнергии является неравномерное и неустойчивое развитие различных секторов региональной экономики.

Во-вторых, значительная часть сетевых распределительных систем была введена в 60-70 гг. прошлого столетия и обеспечивала передачу электроэнергии в максимальном объеме к 1990 году. В настоящее время большая их часть физически и технологически устарела. Доля распределительных электрических сетей, выработавших свой нормативный срок, составила 50 %; 7% электрических сетей выработало 2 нормативных срока. Общий износ распределительных электрических сетей достиг 70 %. Средний технический уровень установленного подстанционного оборудования в распределительных электрических сетях по многим параметрам соответствует оборудованию, которое эксплуатировалось в технически развитых странах мира 25 - 30 лет назад [3].

В-третьих, электросетевому комплексу присущи такие черты как значительная капиталоемкость и ремонтоемкость электросетевых объектов и, как следствие, длительный срок окупаемости. Отсутствие гарантий защиты интересов инвесторов, которые с учетом высокого физического износа основных фондов, делают электроэнергетический бизнес малопривлекательным для притока инвестиционного капитала. По этой причине инвестиционные программы электросетевой компании формируются в условиях ограниченного финансирования, источниками которых являются амортизация, прибыль компании, а также, средства, полученные в результате технологического присоединения [4, с. 299].

Таким образом, необходимость значительных инвестиций в электросетевые объекты, обусловленная ростом нагрузок и износом основных фондов, при условии ограниченности финансовых ресурсов

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯНАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

электросетевых компаний, вызывает необходимость поиска новых подходов к формированию инвестиционной программы.

В настоящее время при подготовке инвестиционной программы не достаточно используется потенциал инструментов маркетинга, который может позволить повысить качество ее подготовки.

Решение проблемы организации отбора перспективных проектов при подготовке инвестиционной программы в условиях ограниченного финансирования требует проведения маркетинговых исследований на рынке электрической энергии. Информация, полученная в результате маркетинговых исследований, должна быть использована при долгосрочном прогнозировании электропотребления. Исследования на рынке услуг по транспорту электрической энергии заключаются в определении динамики изменений спроса для различных категорий потребителей, выявления факторов влияющих на объем потребления, а также вероятности возникновения этих факторов.

В процессе проведения маркетинговых исследований осуществляется работа с органами власти по вопросу социально-экономического развития региона, анализ утвержденных региональных программ развития территорий, анкетирование крупных клиентов, мониторинг информации по развитию региона в СМИ и т.д. Данные, полученные по результатам исследования, информируют электросетевую компанию о развитии ее клиентской базы, что позволяет оценить угрозы в отношении обеспечения надежного электроснабжения, загрузки оборудования и достаточности пропускной способности сети.

Так, проведенные маркетинговые исследования в одной из крупных сетевых компаний выявили отклонение фактической от запланированной потребности в мощности на основании поданных заявок на технологическое присоединение. Результаты исследования показали, что количество потребителей, которые готовы и хотят подключиться к запланированному центру питания, гораздо меньше количества клиентов, подавших первоначальные заявки, а суммарная перспективная нагрузка меньше поданных заявок почти в 4 раза. Такое отклонение заявленной от фактической потребности в мощности приводит к увеличению срока окупаемости нового питающего центра [5, с. 80].

Исследование спроса на электроэнергию требует разделения рынка, обслуживаемого данной сетевой компанией, на отдельные сегменты. Причем выделенные сегменты могут пересекаться или входить один в другой, что связано с различными критериями сегментирования рынка. Критериями для сегментирования рынка служат: класс питающего напряжения, тарифная группа потребителей, классификация по видам экономической деятельности, требования к надежности электроснабжения (первая, вторая, третья категория по надежности электроснабжения), степень участия в пиковом спросе (график нагрузки), платежная дисциплина (дебиторская задолженность) [6, с. 419].

Сегментирование рынка по видам экономической деятельности является основой для анализа динамики спроса на электрическую энергию, выявления факторов характерных для каждого вида экономической деятельности влияющих на объем потребления. Получаемая в результате анализа информация необходима для составления долгосрочных прогнозов потребления электрической энергии при различных сценариях развития. Следует отметить, что для анализа рынка, необходимо структурировать объем электропотребления региона не только по видам экономической деятельности, но и по степени участия в пиковом спросе, то есть по крупным потребителям, что обусловлено их значительной долей электропотребления в электропотреблении региона.

В основе сегментирования по видам экономической деятельности лежит общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД). Помимо основных видов экономической деятельности в структуре электропотребления региона выделяется население, собственные нужды электростанций и подстанций, а также потери в сети [7, с. 33].

Прогнозирование электропотребления является непрерывным процессом и требует постоянного мониторинга изменения внешней среды, что должно позволить избежать инвестирования в проекты с большим сроком окупаемости.

В условии дефицита мощности и пропускной способности электрических сетей, а также ограниченности инвестиционных ресурсов перед электросетевой компанией встает еще одна задача маркетинга - управление спросом.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

Сущность управления спросом заключается в целенаправленном и планомерном воздействии сетевой организации на объемы, структуру и режимы энергопотребления в обслуживаемом районе [6, с. 430]. Результаты регулирования спроса: экономия затрат на сооружение и эксплуатацию сетевых мощностей, расширение рынка и повышение устойчивости финансовых результатов в долгосрочной перспективе, создание привлекательного имиджа компании в регионе.

Повышение эффективности использования электроэнергии и развитие сетевых мощностей компании рассматриваются как взаимодополняющие способы энергообеспечения потребителей. Сэкономленная электроэнергия выступает в качестве дополнительного ресурса, замещающего ее передачу [6, с. 430]. Программы по энергосбережению и повышению энергоэффективности позволяют сократить темпы роста электропотребления и, как следствие, продлить срок эксплуатации сетевых объектов, отложив на более поздний срок необходимость инвестиций в их реконструкцию, а также строительство новых центров питания и сетей.

На наш взгляд, весомым источником уменьшения загрузки сети, потерь на транспорт электроэнергии и улучшение такого параметра качества электроэнергии как напряжение служит компенсация реактивной мощности. При сегодняшней загруженности электросети ряда регионов и перспективах роста электропотребления важно понимать, что подключение новых мощностей можно осуществить менее затратным мероприятием по компенсации реактивной мощности, нежели путем строительства новых энергообъектов. Компенсация реактивной мощности позволит присоединить новых потребителей и прирастить существующим потребителям свои производственные мощности.

Еще одной формой управления спросом является выравнивание графика нагрузки потребителей, позволяющая снизить загрузку электросети в часы максимума.

По нашему мнению, работа с потребителями с целью стимулирования энергосбережения и внедрения энергоэффективных технологий, а также компенсация реактивной мощности может осуществляться посредством маркетинговых коммуникаций, а также финансовых инструментов. В части маркетинговых коммуникаций используется реклама и связи с общественностью, а именно проведение консультационно -разъяснительных семинаров. В качестве финансовых инструментов могут быть использованы скидки с цен на энергоэффективное оборудование, скидки с тарифов на электроэнергию для участников программ по энергосбережению, премии участникам региональной программы по энергосбережению, вознаграждение за выполнение программы, дифференцированные тарифы по зонам суток, скидки и надбавки к тарифу на транспорт электрической энергию за компенсацию реактивной мощности.

Таким образом, использование инструментов маркетинга при формировании инвестиционной программы дает возможность электросетевой компании получить более достоверную информацию о развитии ее клиентской базы, что позволит снизить риски инвестирования в проекты с большим сроком окупаемости. Работа с потребителями в рамках управления спросом обеспечит возможность сокращения количества сетевых объектов требующих инвестиционных вложений, что имеет большое значение в условиях ограниченного финансирования. В совокупности эти мероприятия позволят повысить эффективность инвестиционной деятельности электросетевой компании любого региона, что обеспечит их более устойчивое развитие.

Список использованной литературы:

1. Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 N 1715-р // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». ИБ «Российское законодательство» (Версия Проф).

2. Федеральная служба государственной статистики: [Электронный ресурс]: 1999 - 2015. URL: http://www.gks.ru (Дата обращения 22.10.2015).

3. Стратегия развития электросетевого комплекса Российской Федерации [Электронный ресурс]: утв. распоряжением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. N° 511-р // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». ИБ «Российское законодательство» (Версия Проф).

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№11/2015

ISSN 2410-6070

4. Романов В.В., Аблицова М.Ю. Организационно-экономический механизм формирования инвестиционной программы электросетевых предприятий / В.В. Романов, М.Ю. Аблицова // Вестник ОГУ. -2012. - №13(149) - С. 298-302.

5. Коршунов Ю.В., Соколовский В.А. Планирование инвестиционных программ электросетевых компаний на базе системы прогнозирования электросетевых нагрузок / Ю.В. Коршунов Ю.В., В.А. Соколовский // Энергоэксперт. - 2009. - №1 - С. 78-80.

6. Гительман Л.Д., Ратников Б.Е. Энергетический бизнес [Текст]: Учеб. Пособие. - М.: Дело, 2006. - 600 с.

7. Антонов Н., Лукина А. Методические подходы к прогнозированию электропотребления [Текст] / Н. Антонов, А. Лукина // ЭнергоРынок. - 2013. - №9.- С. 32-39.

© Шевлякова Т.В., 2015

УДК 331.08

Т.В. Шендель

К.пед.н., доцент Ю.С. Андреева

Магистрант, Экономический факультет Сибирский государственный технологический университет г. Красноярск, Российская Федерация

ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ КАДРОВОГО УЧЕТА В ОРГАНИЗАЦИЯХ БАНКОВСКОЙ СФЕРЫ

Аннотация

Раскрыто сущностное значение ведения кадрового учета в современных организациях, выявлены его основные задачи и функции. В результате чего составной частью кадрового учета определено документирование. Представлен перечень обязательных кадровых документов, регламентирующих трудовые отношения, определенный ТК РФ. С учетом особенностей деятельности организаций банковской сферы отмечен дополнительный перечень необходимых документов. Рассмотрена регламентация приема работника в организации банковской сферы.

Ключевые слова

Кадровый учет, документирование, документ, работник, работодатель.

В условиях экономических отношений, характеризующихся развитием частной собственности, свободного предпринимательства, реформой государственных предприятий, структурными и инвестиционными преобразованиями, реформой социального обеспечения и государственной службы повышение уровня управляемости организаций во многом зависит от наличия регламентов всех составляющих организационно-экономического механизма управления. Одним из эффективных элементов такого механизма является регламентация труда работников. Результатом регламентирования трудовых и связанных с ними иных отношений работодателя и работника является комплекс документов, именуемый кадровой документацией. В этой связи целесообразно отметить роль ведения кадрового учета в организации как процесса создания всех видов документации, отражающих ее деятельность.

В качестве основных задач кадрового учета необходимо отметить:

- оформление деловых документов в соответствии с требованиями стандартов;

- создание условий для движения документов (организация регистрации, контроль движения, сроки исполнения);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.