Научная статья на тему 'Роль маркетингового потенциала в формировании инвестиционной привлекательности предприятия'

Роль маркетингового потенциала в формировании инвестиционной привлекательности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
351
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Патрикеева Ю. В.

В статье представлена точка зрения автора на проблему формирования инвестиционной привлекательности предприятия и выбора инвесторов; раскрыта и обоснована роль маркетингового потенциала и рассмотрены наиболее важные маркетинговые ресурсы, обеспечивающие привлечение инвестиций на предприятие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF MARKETING POTENTIAL AT THE FORMING OF ENTERPRISE INVESTMENT ATTRACTION

The author's opinion on the problem of enterprise investment attraction enterprise investment attraction forming and investors' choice is given in this article. The role of marketing potential is revealed and proved here and more important marketing resources, guaranteeing investments attracting on an enterprise are regarded in this work.

Текст научной работы на тему «Роль маркетингового потенциала в формировании инвестиционной привлекательности предприятия»

РОЛЬ МАРКЕТИНГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В ФОРМИРОВАНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

В статье представлена точка зрения автора на проблему формирования инвестиционной привлекательности предприятия и выбора инвесторов; раскрыта и обоснована роль маркетингового потенциала и рассмотрены наиболее важные маркетинговые ресурсы, обеспечивающие привлечение инвестиций на предприятие.

Научное и практическое значение исследования проблем инвестирования предопределяется тем, что инвестиции являются важнейшим средством достижения устойчивого роста национальной экономики. Однако активизация инвестиционной деятельности имеет много нерешенных проблем. Прежде всего они связаны с поиском источников инвестирования и повышением эффективности инвестиций на микроуровне - на уровне хозяйствующих субъектов.

На сегодняшний день большинство отечественных предприятий испытывают дефицит инвестиционных ресурсов. Инвестиционная деятельность может осуществляться за счет собственных, заемных и привлеченных средств. Главным источником инвестирования являются собственные средства предприятия, на долю которых в 2002-2005 годах [4, с. 45], [8, с. 12-13] приходилось от 45,0 до 47,7% (17,8-22,4% - прибыль, 21,9-24,2% -амортизация) общей суммы средств, расходуемых на капиталовложения. Несмотря на то, что доля привлеченных средств в рассматриваемом периоде составила 52,3-55% всех инвестиций, направляемых в основной капитал, их структура не отвечает требованиям рынка. «В рыночно ориентированных финансовых системах рынки ценных бумаг делят с банками центральную роль в концентрации и перераспределении ресурсов, трансформации сбережений общества в корпоративные инвестиции ...» [9, с. 67]. В 2005 году банковские кредиты составили лишь 6,5%; средства от эмиссии акций и выпуска корпоративных облигаций - 0,2% и 0,3% соответственно всех инвестиций в основной капитал.

Из приведенных данных видно, что основная нагрузка по финансированию капитальных вложений ложится непосредственно на предприятие. Как показывают иссле-

дования [4, с. 122], 60% промышленных организаций не хватает собственных средств на инвестиционную деятельность. В связи с этим возрастает значимость привлеченного капитала, поэтому центральным звеном инвестиционного процесса становится поиск источников инвестирования.

Все инвестиционные операции осуществляются на инвестиционном рынке, где субъекты хозяйствования, желающие выгодно вложить капитал, встречаются с теми, кто нуждается в средствах на повышение производственного потенциала. Спектр интересов субъектов инвестиционного рынка довольно-таки широк - от утилитарной потребности получить финансовые ресурсы или максимальный доход с вложенных средств до концептуальной задачи оздоровления национальной экономики. Эти интересы не всегда соотносятся друг с другом, а порой и вовсе вступают в противоречие. Следовательно, для совершения операции обмена на инвестиционном рынке необходимо оптимальное совпадение инвестиционных интересов покупателя и продавца. Предприятие должны удовлетворить форма инвестирования, условия, сроки и размер платы за пользование инвестициями. Для инвестора оптимальным окажется тот инвестиционный проект, который будет приемлем для него по главным критериям: размеру дохода, уровню риска и срокам вложения. При этом инвестора интересует не только сам инвестиционный проект, но и все аспекты деятельности предприятия: его окружающая социально-экономическая среда, наличие производственных мощностей, уровнь менеджмента, маркетинга, кадровый состав. Таким образом, желание инвестора вкладывать свои средства в значительной мере зависит от инвестиционной привлекательности хозяйствующего субъекта.

Наши исследования показали, что инвестиционная привлекательность предприятия -мало исследованное понятие в российской экономической литературе, и единый подход к его определению пока не выработан. Мы предлагаем следующую формулировку: инвестиционная привлекательность предприятия - совокупность внутренних факторов деятельности предприятия и факторов его внешней среды, которые удовлетворяют требованиям и интересам определенного инвестора.

Предприятия не уделяют должного внимания вопросу формирования инвестиционной привлекательности, поскольку они ориентированы в основном на краткосрочные цели и не решают стратегических задач развития бизнеса. Процесс формирования инвестиционной привлекательности на предприятии должен опираться на знание структуры инвестиционной привлекательности, методик ее оценки, а также четкого понимания того, какого инвестора необходимо привлечь к сотрудничеству.

Разные инвесторы имеют разные интересы, и инвестиционная привлекательность означает для них разные возможности. Следовательно, существуют группы инвесторов, обладающие сходным отношением к выбору объекта инвестирования и, соответственно, одинаково реагирующие на определенные инвестиционные характеристики предприятия. В качестве инвесторов могут выступать:

- государство;

- банки и иные кредитные организации;

- финансовые, стратегические инвесторы, акционеры.

Что касается государства, то зачастую его деятельность направлена не на получение прибыли, а на решение социально-экономических задач или обеспечение инфраструктуры функционирования экономики. Поэтому инвестиционная привлекательность, с точки зрения государства, характеризуется не только финансовыми составляющими результата инвестирования, но и социально-экономическим, научным эффектом от инвестиций. Государство в большей степени, чем другие участники экономики, заинтересовано в развитии инновационных

производств, науки и техники, обеспечении социальной стабильности.

Для другой группы инвесторов, предоставляющих заемные средства, наиболее привлекательным моментом является возможность предприятия своевременно и в срок обеспечить возврат выданного кредита и процентов по нему. Поэтому ключевыми характеристиками инвестиционной привлекательности предприятия в данном случае будут выступать его кредитоспособность, платежеспособность и финансовая устойчивость.

Для инвесторов, которые рискуют своими средствами с целью получения дохода в будущем, интерес представляет получение отдачи от вложенного капитала в ожидаемом размере. В зависимости от типа прямого инвестора будущий доход планируется извлекать разными способами или их комбинацией:

- финансовые инвесторы ориентированы на прирост стоимости предприятия и в дальнейшем продажу своей доли;

- стратегические инвесторы ориентированы на извлечение доходов от дополнительных эффектов, возникающих в результате «встраивания» предприятия в более масштабные бизнес-процессы бизнеса инвестора.

Следует также учесть, что в рамках одной группы существуют различные типы инвесторов по степени их готовности к инвестиционному риску. Одни предпочитают минимальный риск при надежности вложений, другие стремятся к максимальному доходу, даже под угрозой потери капитала (таблица 1) [2, с. 188].

Знание структуры инвестиционной привлекательности предприятия позволяет выявить преимущества и нивелировать недостатки предприятия, препятствующие привлечению инвестиций. Исходя из системного характера понятия, инвестиционная привлекательность обладает внутренней структурой и внешним окружением.

К внешним факторам, образующим внешнюю среду, относятся: страна, регион, отрасль. При выборе объекта инвестирования инвестор ориентируется на общую экономическую ситуацию в стране, инвестиционный климат в регионе и состояние интересующей

Таблица 1. Типы инвесторов по степени их готовности к инвестиционному риску

Типы инвесторов Характеристика инвесторов

Консервативный инвестор Надежность вложений - минимизация возможного риска

Умеренно агрессивный инвестор Защита инвестиций, обеспечение их безопасности, высокая доходность -склонность к риску

Агрессивный инвестор Высокая доходность вложений, ориентация на высокорисковые ценные бумаги, акции роста - склонность к риску

Опытный инвестор Профессиональные знания, опыт, стабильный рост вложенного капитала, высокая его ликвидность - обоснованный риск

Изощренный игрок Стремление к максимальному доходу даже под угрозой потери капитала

его отрасли. Информацию об инвестиционной привлекательности страны можно получить из рейтингов, составляемых ведущими экономическими журналами мира и экспертными агентствами: Euromoney, The

Economist, Moody’s, Standart&Poor’s. Принятие решения об инвестировании в тот или иной регион также будет основанно на подробном анализе территории. Такой анализ субъектов Российской Федерации по условиям инвестирования ежегодно производится консалтинговым агентством «Эксперт-Регион». Оценка инвестиционной привлекательности области может определяться на основе комплекса разнообразных факторов, финансовых характеристик отрасли, расчета макроэкономического мультипликатора, который показывает, на сколько увеличивается валовой внутренний продукт, если инвестиции в данную отрасль возрастают на единицу. Этапы выбора определяются позицией инвестора: он может принимать решение о вложении, начиная со страновых характеристик, и тогда пройдет все этапы выбора, а может заранее ограничить свои намерения конкретным регионом и отраслью - тогда достаточно выбрать лишь привлекательное для вложения предприятие.

Внутренняя среда складывается из факторов, которые оказывают постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование предприятия в целом, и включает набор ключевых процессов и элементов предприятия, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми оно располагает. Инвестиционная привлекательность представляется нами как совокупность потенциалов: финансового, управленческого, маркетингового, кадрового, производ-

ственного, социального, экологического, организационно-правового.

Различные методики по-разному оценивают значимость этих потенциалов в общей оценке. Вместе с тем это дает нам понимание того, что инвестиционная привлекательность, являясь по сути субъективной категорией, ограничивается объективными рамками. Ожидания инвесторов относительно достижения своих целей - изначально субъективные - выражаются в определенных оценках. А процедура оценки инвестиционной привлекательности регулируется определенными нормами и правилами. Поэтому в результате оценочного процесса происходит субъективизация ожиданий инвесторов: диапазон возможных ожиданий ограничивается рамками объективного порядка оценочной процедуры [6, с. 32]. Прибегая к оценочным процедурам, инвестор стремится понизить неопределенность своих ожиданий относительно возможности достижения своих целей. В современной отечественной научной литературе пока нет единой методики оценки инвестиционной привлекательности предприятия. Это объясняется тем, что инвесторы не являются однородной группой со сходными интересами и целями, соответственно требования к оценке потенциального объекта инвестирования у них будут разные.

Вместе с тем проведенные исследования показали, что, как правило, при оценке инвестиционной привлекательности предприятия рассматривается только финансовый потенциал. Однако «текущее финансовое положение фирмы не является сегодня определяющей чертой для ее ближайшего будущего» [5, с. 34], то есть оно не является гарантией поступления стабильного дохода инвесторам. Поскольку инвестиционные от-

ношения носят долговременный характер, инвесторы должны быть уверены в отдаче вложенного капитала. «Потребности инвесторов находятся в непосредственной зависимости от степени удовлетворения потребительского спроса на товары и услуги, производство которых предполагается осуществлять по завершению реализации инвестиционных разработок» [ 1, с. 124-125]. Таким образом, спрос на инвестиции носит вторичный характер по отношению к спросу на рынке конечных товаров, соответственно доход инвесторов будет зависеть от того, какое положение на рынке конечных товаров занимает или будет занимать предприятие в результате полученных инвестиций. Другими словами, чтобы привлечь инвестиции, нужно продемонстрировать инвестору рынок, который принесет ему в будущем поток денежных поступлений. Определить положение предприятия на рынке, его маркетинговые возможности, соответствие рыночным условиям можно посредством маркетингового потенциала.

Под потенциалом в традиционном смысле понимается степень мощности или совокупность средств, возможностей, необходимых для реализации чего-нибудь, а также ресурсы для ведения и развития какой-либо деятельности [7, с. 561]. Рассматривая маркетинговый потенциал с инвестиционной точки зрения, мы пришли к выводу, что важными для инвесторов являются маркетинговые ресурсы, которые способствуют генерированию прибыльных продаж и возврату вложенных инвестиций.

Маркетинговые ресурсы - это средства, необходимые предприятию для осуществления мероприятий, способствующих привлечению потенциальных покупателей. Маркетинговые ресурсы состоят из материальных

и нематериальных ресурсов. Возьмем за основу классификацию маркетинговых ресурсов О.У. Юлдашевой [10, с. 89-90]. Материальные базируются на той части материальных ресурсов предприятия, которые выделяются на маркетинг, нематериальные создаются усилиями предприятия (таблица 2).

Для инвестора все большее значение приобретают нематериальные ресурсы. Так если в начале 80-х гг. 62% инвестиций в американской промышленности направлялось на приобретение материальных ценностей, то в 1992 г. - 38%, а в 1999 г. - только 16% [1 1 , с. 17-191]. Современная тенденция увеличения доли нематериального капитала в общей величине капитала объясняется рядом причин. Одна из основных - достижение конкурентных преимуществ происходит прежде всего за счет нематериальных составляющих. Нематериальный капитал предприятия, сформировавшийся субъективным восприятием рынком предприятия, его товаров, услуг, позволяет осуществлять успешные первоначальные и повторные продажи.

Чрезвычайно ценными нематериальными активами являются торговые марки, бренды. Наличие сильной марки привлекает к предприятию как покупателей, так и инвесторов. Сильные торговые марки способствуют увеличению денежных потоков предприятия за счет повторных покупок, которые основаны на уверенности покупателей в ценности торговой марки.

Другой значимый маркетинговый ресурс - маркетинговая стратегия, являющаяся платформой, на которой базируются рост, прибыльность и доходность инвестиций. Она определяет сегменты рынка, которые будет обслуживать предприятие, приемы, которые позволят завоевать потребителей. В 2002 году Центром исследований

Таблица 2. Структура внутренних маркетинговых ресурсов предприятия

Материальные ресурсы Нематериальные ресурсы

Маркетинговые капитальные ресурсы Торговые марки, бренды

Маркетинговые производственные ресурсы Маркетинговая стратегия

Маркетинговые человеческие ресурсы Взаимоотношения с потребителями

Маркетинговые финансовые ресурсы Взаимоотношения с бизнес-партнерами

Маркетинговые информационные ресурсы Маркетинговые интеллектуальные ресурсы

Маркетинговая культура

Маркетинговые технологии

Российской ассоциации маркетинга было проведено обследование 340 иностранных компаний, давно и активно работающих в различных секторах российской экономики. Результаты показали, что от 11% (машиностроение) до 21-22% (связь, торговля, транспорт) руководителей этих компаний считают маркетинговую стратегию нематериальным активом, учитываемым при расчете капитализации. Маркетинговая стратегия как актив может увеличить капитализацию российских компаний в среднем на 18% [3, с. 50-51].

Важный актив предприятия - взаимоотношения с покупателями. Предприятия устанавливают долгосрочные отношения с покупателями, так как взаимодействие с лояльными покупателями обеспечивает более устойчивый и ускоренный рост денежных поступлений. Лояльные покупатели являются более прибыльными, они приобретают больше товаров предприятия, их обслуживание обходится дешевле. Фредерик Рейхелд и Эрл Сэссер подчеркивают финансовую значимость лояльности клиентов: «Компании могут увеличить прибыли почти на 100%, удерживая всего на 5% больше своих клиентов» [12, с. 105].

Взаимоотношения с партнерами по бизнесу - это ресурс, который направлен на формирование системы долгосрочного сотрудничества, увеличение степени лояльности партнеров, что ведет к снижению транзакционных издержек, увеличению эффективности деятельности.

Что касается маркетинговых технологий, то их следует рассматривать в различных функциональных областях маркетинга - маркетинговые исследования, сбыт и распределение, ассортиментная политика, реклама и стимулирование сбыта, ценообразование и т. п. В рамках данного ресурса рассматриваются методы сбора и анализа информации и принятия маркетинговых решений: способы изучения рынка и поведения потребителей, проведение сегментации.

Маркетинговый потенциал предприятия играет активную роль в привлечении инвестиций, за счет материальной и, особенно, его нематериальной части. Маркетинговый потенциал обеспечивает привлечение и удержание инвестиций в бизнесе, что является определяющим фактором рыночного развития предприятия, поэтому он имеет первостепенную значимость при формировании инвестиционной привлекательности предприятия.

Список использованной литературы:

1. Баумгертнер В.Ф. Маркетинг инвестиций/ Под ред. Акад. МАИС, д-ра экон. наук, проф. В.В.Томилов и д-ра экон.на-ук, проф.Е.В.Песоцкая.- СПб: «Геликон Плюс», 1999.

2. Бизнес-план инвестиционного проекта: Отечественный и зарубежный опыт. Современная практика и документация: Учеб. пособие.- 5-е изд., перераб. и доп./ Под ред.В.М. Попова.- М.: Финансы и статистика, 2001. С.188

3. Браверман А., Цветков В. «Еще один фактор капитализации»// Эксперт №43 от 18.11.2002г. с.50-51.

4. Инвестиции в России. 2005: Стат. сб./ Росстат. - М., 2005.

5. Кушнеренко Л., Фэй К. «Интенсификация роста»// «Эксперт» №9, 6 марта 2000г. С.34

6. Масленников И.Б. «Институализм инвестиционной привлекательности»// ЭКО, №8, 2002. С.32

7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АЗЪ, 1994.

8. Статбюллетень №3 (124) Федеральная служба Госстатистики Москва, июнь 2006

9. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы/ рук. авт. кол.: Д.С.Львов, А.Г. Поршнев; Гос. Ун-т упр., Отделение экономики РАН. - М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2002.

10. Юлдашева О.У. «Теория и методология формирования и развития маркетингового потенциала компании/ Под. ред. д-ра экон. наук, проф. Г.Л.Багиева. - СПб.: Изд-во Инфо-да, 2005. - 2403. с. (с.89-90)

11. Daum J.H. Intangible Assets. Bonn: Galileo Press GmbH. 2002. Р.17-191

12. Frederick E.Reichheld, W.Earl Sasser Jr., «Zero Defections: Quality Comes to Services» // Harvard Business Review, September-October 1990, p.105

Статья рекомендована к публикации 05.03.07

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.