Scientific Journal Impact Factor
РОЛЬ МАРКЕТИНГА В МОДЕЛИРОВАНИИ РАЗВИТИИ ВИНОГРАДНО-ВИНОДЕЛЬЧЕСКОГО КЛАСТЕРА
PhD Сапаев Дилшод Хушнудович Ташкентский Финансовый институт dilshod1975@inbox. ru
Аннотация: В мировой практике все больше уделяется внимание кластерному развитию отрасли. Инновационный подход в моделировании развития виноградно-виноделъческого кластера заключается в совершенствовании маркетинговой стратегии развития. В статье предлагается модель выявления конкурентоспособных сортов винограда и определения маркетинговой стратегии развития кластера.
Ключевые слова: Кластер, моделирование стратегического развития, модель, цели, маркетинг, конкурентоспособные сорта винограда.
Abstract: In world practice, more and more attention is paid to the cluster development of the industry. An innovative approach to modeling the development of a wine and wine cluster is to improve the marketing development strategy. The article proposes a model for identifying competitive grape varieties and determining the marketing strategy for cluster development.
Key words: Cluster, strategic development modeling, model, goals, marketing, competitive grape varieties.
В рамках стратегического экономического развития виноградно-винодельческой отрасли важное значение имеет налаживание кооперации между объектами одного кластера. Трудность составляет определение конкурентоспособных сортов винограда и обеспечение продвижения готовой продукции на рынке. Для проникновения в сущность изучаемых экономических явлений отрасли необходимо применение научных методов исследования.
Метод проведения исследования.В основу инновационного подхода совершенствовании маркетинговой стратегии развития виноградно-винодельческого кластера лежит определение конкурентоспособных сортов винограда из которых получаются вина высокого качества. Для моделирования стратегического развития отрасли использован эконометрический подход на основе маркетинговых данных.
ВВЕДЕНИЕ
Oriental Renaissance: Innovative, R VOLUME 1 | ISSUE 4
educational, natural and social sciences О ISSN 2181-1784
Scientific Journal Impact Factor SJIF 2021: 5.423
Результаты и обсуждения исследования. Анализ опыта стран с развитым виноградно-винодельческим кластером показал эффективность внедрения кластерного планирования и моделирования в стратегическое управление отрасли. Развитие виноградно-винодельческого кластера зависит от климатических условий региона, потенциала региона, включающего возможность выращивания конкурентных сортов винограда, рабочую силу, уровень введения новшеств и т.д.
Кластерная структура экономики сравнительно успешнее гармонирует с характером конкуренции и источниками достижений конкурентных преимуществ. В этой структуре конкуренция между участниками кластера отсутствует, так как они обслуживают разные отрасли.
В деятельности всех субъектов экономической деятельности находят свое место инвестиции, которые направлены на улучшение условий функционирования кластера. Важнейшим критерием формирования кластера является степень его влияния на эффективность регионального производства.
В основе производственно-технологических кластеров лежат конкретные инновационные технологии способствующие повышению уровня конкурентоспособности экономики региона, так как находят применение в самых разных отраслях.
Изучение особенностей виноградно-винодельческого кластера, позволило разработать следующую схему (рис. 1).
В иноградарство З
виноград
Oriental Renaissance: Innovative, R VOLUME 1 | ISSUE 4
educational, natural and social sciences 0 ISSN 2181-1784
Scientific Journal Impact Factor SJIF 2021: 5.423
Рис. 1. Схема организжации виноградно-винодельческого кластера.
ЗПВ- завод первичного виноделия, ЗВВ - завод вторичного виноделия Цикл производства виноградной продукции, в частности, виноделие, является категорией, зависящей от многих факторов, здесь же имеется широкий круг задач, стоящих перед каждым из них. Возникает проблема установления связей между отдельными факторами внутренней среды организации, создание ее целостной модели. Построение универсальной модели является довольно сложным процессом, так как существует большое число разнородных организаций, входящих в один производственный цикл, но при этом выполняющих широкий круг характерных задач.
При формировании кластерного производства в отрасли следует учитывать следующее:
- региональные особенности выращивания конкурентоспособных сортов винограда;
-создание модели прогнозирования объемов потребности рыночных сортов и видов винограда;
- создание модели стратегического развития отрасли;
- создание маркетинговой стратегической модели развития предприятия;
- совершенствование системы оценки качества готовой продукции;
Для обеспечения необходимого качества винодельческой продукции следует конкурентоспособность использованных сортов винограда. Характеристика региона определяет вид и сорта винограда, используемые для выращивания. На этой основе должен строится процесс прогнозирования и планирования выращивания конкурентоспособного сорта винограда.
Прогоноз и планирование получения качественного винограда по сортам
Оу= ац + а^ + аз, +.....а,
а- показатель сортимента винограда I группы;
1 - количество хозяйств, выращивающих винные сорта винограда (1= 1, 2, ... п); } - сорт винограда;
РгРи + Р2, + Рз, + .....Рп,,
в - показатель сортимента винограда II группы;
1 - количество хозяйств, выращивающих винные сорта винограда (1= 1, 2, ... п); , - сорт винограда;
р1,= Р1, + Р2, + р3, + .....р,
Scientific Journal Impact Factor
р - показатель сортимента винограда III группы,
i - количество хозяйств, выращивающих винные сорта винограда (i= 1, 2, ... n), j - сорт винограда,
а - показатель сортимента винограда IV группы;
1 - количество хозяйств, выращивающих винные сорта винограда (1= 1, 2, ... п); } - сорт винограда;
т - показатель сортимента винограда V группы;
1 - количество хозяйств, выращивающих винные сорта винограда (1= 1, 2, ... п); } - сорт винограда.
Итого по региону объем выращиваемого винограда (V)
Планирование на начальном этапе в виноградно-винодельческой отрасли произведено на базе прогнозных оценок, что особенно касается сезонного периода, когда предварительно не известен объем собранного урожая винограда.
Основываясь на региональные статистические данные по выращиванию винограда и производству готовой продукции формируется модель прогнозирования рыночных потребностей в сортах и видах винограда. Прогнозирование будет способствовать определению конечных стратегических целей отрасли, определяющих развитие объектов виноградно-винодельческого кластера. Прогноз на различных интервалах проектирования и планирования в винодельческой отрасли является основанием для расчета и корректировки выпускаемой продукции.
Как показывает опыт стран с развитой виноградно-винодельческой промышленностью, кластерный подход в развитии экономики требует значительного усиления внимания отраслевых министерств к использованию маркетинговых концепций управления, формированию соответственных отраслевых маркетинговых служб.
Проблемы функционирования рыночного механизма напрямую связаны с насыщением внутреннего рынка товарами и услугами. Это позволяет преодолеть структурную и ассортиментную несбалансированность между спросом и предложением виноградарской продукции. Виноградно-винодельческой отрасли принадлежит внушительная доля в структуре
Gij- Oij + Ö2J + G3J +.....Gnj,
Tij— Tij + T2j + T3j +.....Tnj,
V — Z(a+ß+p+G+T)ij,
Oriental Renaissance: Innovative, R VOLUME 1 | ISSUE 4
educational, natural and social sciences О ISSN 2181-1784
Scientific Journal Impact Factor SJIF 2021: 5.423
продовольственного рынка. Это по причине того, что его основными продуктами являются свежий виноград, винодельческая продукция и сушеный виноград. При этом в среднем 70% производимого винограда используется для производства вин, 20 % для столового потребления и 5 % направляются на производство сухофруктов.
Задачей службы маркетинга предприятия является осуществление анализа и конкретизации потребности винодельческого рынка по всей разработанной цепи «прогнозирование -определение региона посева винограда -проектирование и планирование - производство - переработка - реализация».
Рис. 2 Схема работы маркетинговой стратегии в кластерной системе планирования
Служба маркетинга применима к каждой стадии производственного цикла так как на каждом есть товар, который можно предложить на рынок. На первой стадии - это виноград, на второй - это виноматериал, на третьей - это готовая винодельческая продукция. Маркетинговая деятельность приемлема при использовании трех направлений сбытовой деятельности предприятия:
- работа со всеми новыми участниками рынка осуществляющих сбыт продукции.
Scientific Journal Impact Factor
- работа с теми торговыми сетями, которые уже являются клиентами предприятия
- работа с клиентами, прекратившие деловые отношения с предприятием. Исходя из поставленных задач маркетинговой службы можно составить
схему направления работы маркетинга. Каждое производство, связанное с агропромышленным комплексом, имеет свои характерные особенности, оказывающие существенное воздействие на обоснование системы показателей, посредством которых определяется уровень экономической эффективности производства и устанавливаются ее факторы.
Сельскохозяйственное производство находится в тесной связи с биологическими и природными процессами, зависит от социально-экономических условий, в которых функционирует экономический субъект. Особенностей, влияющих на оценку экономической эффективности, достаточно много и изучить каждую из них вполне допустимо.
Стратегия маркетинга формирует и реализует цели по каждому типу вин и учитывает оказание отдельного вида сервиса покупателю, отражая все в стратегическом плане. На винном рынке наблюдается жесткая конкуренция, поэтому стратегию предприятия следует осуществлять в направлении близкому к потребителю базируясь на трех составляющих: дифференциация товаров на рынке; целевой характер маркетинга; установление прямого контакта с потребителем.
В виноградарстве и виноделии первостепенную актуальность приобретает применение системы маркетинговой деятельности фермерского хозяйства, винодельческого предприятия или торговой базы, направленных на установление и поддержание контактов с клиентами с целью достижения потребительской удовлетворенности, и повышения дохода предприятия в условиях рынка.
Одним из стратегических направлений маркетинга является формирование позитивного впечатления о регионе путем привлечения инвесторов и туристов. Для реализации своей целевой ориентации маркетинг отрасли вырабатывает следующий комплекс мер:
формирование и улучшение престижа отрасли, его деловой и социальной конкурентоспособности;
расширение участия отрасли в реализации международных, государственных программ;
Scientific Journal Impact Factor
привлечение в отрасль инвестиций.
Разработка маркетинговой стратегии в рамках развития отрасли подразумевает планомерное территориальное развитие, создание и организация систематического контроля работы локального коммуникационного подразделения.
Анализ деятельности сельскохозяйственных организаций позволил выделить и систематизировать специфические характеристики производства, которые оценивают их экономическую эффективность. Первые - это производственно-технологические особенности, обусловленные спецификой процесса производства продукции, а вторые - это рыночно-конъюнктурные факторы, учитывающие особенности ведения бизнеса в данной отрасли.
Следует установить уровень стратегического управления и взаимосвязи между структурой собственности, потребностью в инвестициях и качеством управления, компонентами стратегического управления, факторами, определяющими качество управления. В использовании отдельных норм стратегического управления размер предприятия является определяющим фактором. Удельные издержки стратегического управления на больших предприятиях ниже, поэтому, чем больше размер, тем выше вероятность того, что на предприятии уже введена современнейшая практика стратегического управления.
Успешное развитие виноградно-винодельческого кластера сводится к определению конкурентоспособных сортов винограда. При этом следует развивать маркетинговую деятельность на каждом этапе производственного кластера. Предлагаемый системный кластерный инновационный подход позволяет совершенствовать стратегию развития маркетинговой деятельности в виноградно-винодельческом кластере. Укрепить взаимосвязь между всеми субъектами виноградно-винодельческого кластера позволит формирование согласованной стратегии маркетинга.
1. Алуян С.В. Механизм формирования виноградарско - винодельческого кластера в экономике региона (по материалам Краснодарского края).// Автореферат дисс. на соискание ученой степени к.э.н. Краснодар - 2015
2. Сапаев Д.Х. Маркетинговая стратегическая модель управления предприятиями виноградарства и виноделия. "Advances in Science and
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА (REFERENCES)
Scientific Journal Impact Factor
technology" XXII Международная научно-практическая конференция состоявшаяся 31 июля 2019г. № 6 (29) М., Изд. «МЦНО» 2019 С. 162-164
3. Касымов С.М., Сапаев Д.Х., Касымов С.С. Системное кластерное моделирование в стратегическом управлении производством на предприятиях виноградарства и виноделия. Монография. Ташкент 2019 С. 192