УДК 334.7
РОЛЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЕГО РАЗВИТИЯ The role of small business in the economy of the country and the main problems of its development
Курбанов Салман Абдулганиевич
доцент кафедры "Налоги и налогообложение" Чеченского государственного университета, кандидат экономических наук;
Сайдулаев Дени Доккаевич доцент кафедры "Налоги и налогообложение" Чеченского государственного университета, кандидат экономических наук.
В статье рассматриваются роль малого предпринимательства в экономике страны, классификационные признаки малого и среднего предпринимательства. В работе исследованы проблемы развития малого предпринимательства и обозначены возможные пути их решения.
Ключевые слова: малый бизнес, государственное регулирование, конкуренция, занятость.
The article examines the role of small business in the economy, classification features to small and medium-sized businesses. In the paper the problems of small business development and identifying possible solutions.
Keywords: small business, government regulation, competition.
Экономическая эффективность государства определяетсяобъемом валового продукта на душу населения; уровнем инфляции, состоянием занятости населения; восприимчивостью к научно-техническому прогрессу,
устойчивостью к возможным мировым экономическим кризисам. Кроме того, способы и методы,влияющих на достижение роста экономики и рациональное использование ресурсов страны множество.
Одним из сегментов оказывающим существенное влияние на экономическое развитие в целом и обеспечивающим занятость населения является малый бизнес.Рольмалого бизнеса в экономике во многом отличается от бизнеса крупномасштабных предприятий. В первую очередь -это мобильность, быстрое принятие решений и адаптация к изменениям рыночной конъюнктуры. Малый бизнес способен обеспечивать занятость
как для высококвалифицированных сотрудников, так и для студентов, пенсионеров и группы населения с низким уровнем образования и квалификации. Именно на таких предприятиях студенты могут получить все необходимые знания и опыт, развиваться как специалисты.
В России существуют следующие критерии определениячто есть среднее предпринимательство и что есть малое. В России, на самом деле, категории три. Микропредприятия - это компании, где трудятся до 15 человек, а годовой оборот не превышает 60 миллионов рублей. Малое предприятие - до 100 человек сотрудников и до 400 миллионов оборота. И среднее - 250 человек и 1 миллиард.
На первом месте по популярности у малых предпринимателей торговля. Затем идут операции с недвижимостью - аренда, купля, продажа. В тройке лидеров - строительство.
Средний бизнес: к торговле, а куда без нее, добавляются промышленное производство и сельское хозяйство. Кстати, именно сельское хозяйство - наиболее перспективная сфера с точки зрения инвестиций, особенно при реализации стратегии импортозамещения осуществляемого Правительством России.
Пока такое предпринимательство в России по масштабам занятости, если не малое, то среднее - трудится в таких небольших компаниях лишь каждый четвертый россиянин - 25%. Довольно скромно. С учетом того, что в
развитых странах этот показатель выше - 35-80%. Всего же, как принято говорить в деловой среде, «субъектов малого и среднего бизнеса» в России набирается чуть больше пяти с половиной миллионов. Две трети из них -индивидуальные предприниматели, треть - юридические лица. Так что, есть, куда расти.
Малый бизнес часто играет роль инструмента для устранения диспропорций на отдельных товарных рынках. Государственная поддержка малого бизнеса эффективнее по затратам. Создание новых рабочих мест, развитие добросовестной конкуренции, быстрое насыщение рынка товарами и услугами, внедрение инноваций, все это происходит на внутренней экономике государства благодаря малому бизнесу.
Исследуя рыночную экономику можно выделить такие преимущества
как:
1. Рациональное использование производственных ресурсов.
2. Согласованность интересов рыночных субъектов.
3. Реализация предпринимательского потенциала.
4. Реализация гибкого структурного перестроения экономики.
5. Свобода рыночного выбора и демократизация.
6. Динамизм и добросовестная конкуренция.
Главным преимуществом в рыночной экономике следует выделить механизм предоставляющий свободу экономического выбора.
Рассматривая функционирование малого бизнеса в стабильной рыночной экономике, следует подчеркнуть его преимущества:
1. Малый бизнес приносит неоценимый вклад в формированияестественной конкурентной среды. Конкуренция отражает соревнование между хозяйственными элементами, что стимулирует производство, и качество товаров в которых нуждается потребитель.
2. Высокая реакция на изменение конъюнктур рынка придает рыночнойэкономике гибкость и устойчивость. Данное преимущество особенно востребовано в современных рыночных условиях при
индивидуализации и дифференциации потребительского спроса, активного роста номенклатуры товаров и услуг.
3. Малый бизнес способствует ускоренному внедрению технических икоммерческих инновационных идей. Все участники данного сектора работают в условиях пусть добросовестной, но конкуренции на свой риск с целью получения прибыли.
4. Малым бизнесом поглощается большая часть избыточной рабочейсилы. Кроме создания большого количества рабочих мест малым бизнесом активно решается проблема занятости граждан при циклических спадах и структурных сдвигах экономического состояния государства. Притом качество занятости на высоком уровне, так как малый бизнес являются фундаментальной основой формирования среднего класса.
Исходя из выше изложенного, необходимо выделить основные преимущества малого бизнеса как экономического явления:
- влияние на ослабление монополии;
- быстрое насыщение рынка товарами и услугами;
- оперативная результативность и окупаемость затрат;
- мобилизация самостоятельной инициативы хозяйственного субъекта;
- основа мелкотоварного производства;
- высокие адаптационные свойства научно - технического прогресса;
- активное внедрение инноваций;
- создание существенного количество дополнительных рабочих
мест;
- основание для формирования среднего класса.
Необходимо отметить, что малый бизнес в рыночной экономике выступает в роли основного сектора, определяющего темпы экономического роста валового национального продукта (ВНП). Все развитые государства
активно поддерживают сектор малого бизнеса, так как от него зависит структура и качество ВНП.
На долю малого и среднего бизнеса в ВВП России приходится чуть больше 20%. В развитых странах с рыночной экономикой на малый бизнес приходится 60% - 70% ВНП.
Развитие малого и среднего бизнеса разными темпами идет во всех странах мира. В Европе система поддержки и регулирования МСБ сложилась еще в 1970-х. В основе подхода развитие конкуренции, финансовая поддержка, упрощение нормативной базы, содействие в сфере исследований, помощь в обучении высококвалифицированных кадров.
Например, в Германии школьникам и студентам, желающим в будущем открыть свое дело, предлагают специальные курсы. В Великобритании новичкам доступны бесплатные консультации и бизнес-наставники. Во Франции, решившие открыть дело безработные на три года освобождаются от налогов.
В США, где в бизнесе занята каждая третья семья, государство помогает предпринимателям заключать контракты с крупными предприятиями и получать правительственные заказы. Китай, где малый и средний бизнес сильно завязан на инновации, предлагает бизнесменам низкопроцентные ссуды на погашение кредитов. В Японии государство предоставляет предпринимателям услуги в сфере консалтинга, рекламы и подбора кадров.
В настоящее время специалисты выделяют несколько основных проблем малого бизнеса. Прежде всего, низкий уровень развития малых и средних предприятий связан с низкой предпринимательской активностью населения, а также несовершенство российского законодательства.
Также к проблемам малого бизнеса можно отнести высокие процентные ставки по различным видам кредитов, которые необходимо получить для развития малого или среднего предприятия. Долгое время крупные российские банки отказывались предоставлять кредиты для малых
предприятий, но в настоящее время начинающий предприниматель может получить необходимые денежные средства.
Для решения данной проблемы разрабатываются различные программы помощи малому бизнесу, с помощью которых предприниматель может получить субсидию, грант или частичное снижение процентной ставки при оформлении кредита, создаются различные ассоциации помощи предпринимателей, где начинающие бизнесмены могут получить дополнительные знания, связанные с организацией бизнеса, а также поделиться различными идеями, реализация которых может принести предпринимателям существенный доход. Кроме того, подобные организации активно сотрудничают с различными банками, выступая в роли гарантов при получении кредита1.
Многие бизнесмены в России жалуются на сложности, связанные с открытием и ведением бизнеса. Конечно, часть проблем такого рода «интернациональна», но существуют и чисто российские нюансы, осложняющие жизнь предпринимателям. Наличие этих проблем тормозит не только развитие конкретных начинаний, но и всю экономику страны, поэтому их решение является важной государственной задачей.
Формирование в России устойчивых бизнес-моделей не закончено, да и экономическая ситуация в государстве вряд ли можно назвать стабильной.
Главные проблемы современного бизнеса, безусловно, тесно связаны с теми тенденциями, которые наблюдаются в последнее время в современной мировой экономике. Никто не будет отрицать, что именно мировой экономический кризис внес свой негативный вклад в общую картину развития бизнеса. К сожалению, достаточно много мелких предприятий, деятельность которых осуществлялась на территории европейских стран, просто прекратилась. Также следует отметить и то, что в тех случаях, когда представители нашей страны планируют открыть свой собственный бизнес за рубежом, у них возникает достаточно много самых разных проблем. Все
1 Надеждина Г. В., Василенко В. В. О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ В СФЕРЕ МАЛОГО БИЗНЕСА // Экономический журнал . 2010. №17. С.140-143.
очень индивидуально, поэтому довольно сложно делать какие-то обобщения по данному вопросу. И все-таки, одной из основных проблем становится недостаточная информированность о специфике действующего в определенной стране налогового законодательства.
Для обеспечения постоянного поступательного экономического развития страны государство обязано вмешиваться в экономику путем применения методов государственного регулирования.И основания для этого находятся в сфере публичных интересов. Это выражается в нескольких уровнях.
Во-первых, это правовое обеспечение предпринимательской и иной экономической деятельности. Здесь государство выступает монополией, дополняемой обычаями делового оборота.
Во-вторых, государство в лице органов государственной власти выступает непосредственным участником экономического оборота.
В-третьих, воздействует на экономические процессы в рамках компетенции: налоговое, таможенное, внешнеэкономическое и т.п.
Поддержание и совершенствование эффективности экономического механизма является целью правового обеспечения экономики. Государство не ограничивается регулированием предпринимательской деятельности сферой малого бизнеса. Оно регулирует все сферы экономической деятельности страны. Основополагающим его началом служат принципы правового регулирования экономики.
Формирование правовой среды является правовым обеспечением экономики страны, в которой протекает экономическая деятельность, формирующаяся из следующих основных элементов2:
1) объективная ситуация, экономическая конъюнктура и складывающиеся тенденции на рынках ресурсов и рынках продуктов;
2Теблоева Д. В. Состояние малого предпринимательства в Республике Северная Осетия-Алания [Текст] / Д. В. Теблоева // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 240-243.
2) инфраструктура экономической сферы, включающая не только материальные, частные финансово-кредитные, но законодательные и иные правовые институты, которые государство призвано формировать и совершенствовать;
3) общественные отношения - политические, социальные, культурно-идеологические, правовые, обеспечивающие легитимность предпринимательской активности и степень выраженности общественных интересов в сфере правового регулирования экономики.
Выделяют прямые и косвенные методы государственного регулирования экономики.
Методы, связанные с использованием административных средств экономического регулирования называют прямыми. Здесь используемые средства характеризуются непосредственным властным воздействием государственных органов на регулируемые отношения и поведение соответствующих субъектов.
К прямым методам государственного регулирования можно отнести, государственную регистрацию субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности и т.д.
Методы, основанные на неадминистративных, экономических средствах воздействия называются косвенными методами государственного регулирования. К экономическим средствам воздействия относятся, прежде всего, средства денежно-кредитной и бюджетной политики, прогнозирование и косвенное планирование, инструменты регулирования цен и т.п.
К главным направлениям правового обеспечения относят:
- антимонопольное законодательство с признанием ряда естественных монополий и монопольное регулирование с сохранением государственных монополий на некоторые виды деятельности;
- валютные ограничения в соответствии с Законом о валютном регулировании и валютном контроле;
- регулирование цен и тарифов (в частности на продукцию и услуги естественных монополий);
- патентное законодательство;
- защиту прав потребителя;
- государственные контракты;
- экспорт товаров и технологий двойного назначения;
- государственная поддержка частного предпринимательства.
Сферы деятельности хозяйствующих субъектов, где государственное
вмешательство является необходимым и правомерным для того, чтобы соблюдался баланс между интересами общества и хозяйствующих субъектов являются основными направлениями государственного регулирования предпринимательской деятельности.
Недобросовестная конкуренция считается наиболее опасным фактором рыночной экономики. Побуждая хозяйствующих субъектов соперничеству, конкуренция способствует достижению высоких экономических показателей. Когда появляется недобросовестная конкуренция, которая разрушает этот механизм, государство берет на себя функцию контроля за соблюдением правил деятельности, в первую очередь в форме недопущения монополий средствами правового регулирования. Это не допускает экономическому господству сосредотачиваться в одних руках, препятствуя злоупотреблению монопольным положением и позволяя прийти к открытости рынков. В целях защиты интересов предпринимателей в Конституции РФ заложены правовые основы поддержки конкуренции как особого направления деятельности государства.
Государство этим защищает публичные интересы, допуская известные определенные ограничения действий хозяйствующих субъектов. С другой стороны, государство выступает в хозяйственном обороте в качестве собственника, инвестора и заказчика.
Существуют и иные косвенные средства регулирования, основанные на нормативно-правовых актах, но имеющие экономическую природу. Это,
прежде всего налоговое воздействие, регулирование внешнеэкономической деятельности, как путем регулирования таможенных платежей, так и путем установления квот и тарифов. Порядок прекращения предпринимательской деятельности путем реорганизации или ликвидации хозяйствующего является еще одним из элементов правового регулирования
Кроме указанных выше направлений государственного регулирования предпринимательской деятельности, которые можно назвать главными, можно назвать и иные направления, и формы правового обеспечения деятельности хозяйствующих субъектов. Это, в первую очередь, формулирование правовых требований в области обеспечение качества товаров (работ, услуг), охрана окружающей среды, пожарной безопасности и иной безопасности, обеспечения санитарных и гигиенических норм и т.д.
Прямые и косвенные методы государственного управления экономикой и соответственно административные и экономические средства государственного регулирования экономики имеют единые цели и задачи и всегда облекаются в соответствующую правовую форму. Основная задача государства заключается в формировании правовой базы экономической, предпринимательской деятельности
В качестве меры государственной поддержки МСП государство планирует создание Единого института развития малого и среднего бизнеса на базе МСП-банка - это дочерняя структура Внешэкономбанка, которая специализируется на кредитовании малого бизнеса, и Агентства кредитных гарантий. Это позволит сфокусировать инструменты поддержки малого бизнеса в рамках "единого окна». Он должен убрать те барьеры, которые мешают малому бизнесу переходить в средний.
В принципе, нужно сохранить все то лучшее, что есть в МСП-банке и в Агентстве кредитных гарантий, а именно оказание поддержки российским предпринимателям в целях:
- диверсификации структуры российской экономики, ее модернизации с упором на развитие инновационной составляющей, повышения ее конкурентоспособности;
- развития самозанятости населения, создания качественно новых рабочих мест;
- увеличения ВВП и налоговых поступлений в федеральный и местные бюджеты за счет результатов деятельности МСП;
- формирования уверенного среднего класса общества с сознательной позицией в отношении социально-экономического развития своего региона и страны в целом.
Важно чтобы все это находило отклик у самого бизнеса. Так, по последним опросам, лишь треть руководителей малых предприятий в России знают о программах поддержки в своем регионе.
В России действуют несколько разнообразных программ, предполагающих финансовую поддержку разных видов бизнеса из местного, регионального или федерального бюджета. Так, субъекты СМП могут рассчитывать на следующие меры финансовой поддержки:
- Гранты начинающим предпринимателям;
- Субсидии для опытных компаний, работающих в приоритетных отраслях, в том числе по инновационным проектам;
- Возмещение части затрат по кредитным и лизинговым договорам;
- Компенсация части расходов на приобретение основных средств и модернизацию основных фондов;
- Денежные субсидии на организацию своего дела через Центры занятости;
- Гранты на создание и развитие своего дела;
- Льготы по оплате участия в выставках и ярмарках;
- Субсидии на поддержкумалогобизнеса, в том числесельхозпроизводителям.
Важно понимать, что сложно не только получить деньги из бюджета, но и сложно отчитаться за них. Требования к получателю государственной поддержки особо жесткие. Для получения средств придется пройти соответствующий конкурсный отбор, а после перевода денег еще и отчитаться за их целевое расходование. Главное, что интересует представителей администрации - бюджетная эффективность бизнеса, поэтому и в бизнес-плане, и в реальности, предпринимателю придется предусмотреть полную открытость налоговым и иным проверяющим органам. Не будете соответствовать ожиданиям этих инстанций - придется вернуть деньги в бюджет.
Таким образом, государство предпринимаетопределенные меры для преодоления кризисной ситуации,разрабатываетновые законопроекты для облегчения ведения малого бизнеса и вносит поправки в уже выпущенные, что позволяет государству решать некоторые проблемы в области малого и среднего бизнеса. Однако этот процесс не должен останавливаться, в связи с происходящими изменениями в мировой экономической обстановке, оказывающей влияние на российскую экономику, благоприятным для развития бизнеса, былобы, более гибкое реагирование со стороны государства.
Список литературы
1. Надеждина Г. В., Василенко В. В. О государственном регулировании в сфере малого бизнеса // Экономический журнал . 2010. №17. С.140-143.
2. Теблоева Д. В. Состояние малого предпринимательства в Республике Северная Осетия-Алания [Текст] / Д. В. Теблоева // Проблемы иперспективы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф. (г.Санкт-Петербург,декабрь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 240-243.
The list of references
1. Nadezhdina G. V., Vasilenko, V. On state regulation in the sphere of small business // Economic journal . 2010. No. 17. P. 140-143.
2. Tebloeva D. V. the State of small business in the Republic of North Ossetia-Alania [Text] / D. V. Tebloeva // Problems and prospects of Economics and management: proceedings of the III Intern. scientific. Conf. (St. Petersburg, December 2014). - SPb.: Zanevsky area, 2014. - P. 240-243.