Научная статья на тему 'РОЛЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ЗА РУБЕЖОМ'

РОЛЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ЗА РУБЕЖОМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
15
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малое и среднее предпринимательство / меры поддержки / государственная поддержка / экономическое развитие / проблемы предпринимательства / small and medium business / support measures / government support / economic development / business problems

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Д.С. Васильева, Л.А. Иванченко

В работе проанализирована роль малого и среднего предпринимательства за рубежом. Рассмотрены основные показатели малого и среднего предпринимательства в США, Германии и Японии, меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP ABROAD

The paper analyzes the role of small and medium-sized businesses abroad. The main indicators of small and medium-sized businesses in the USA, Germany and Japan, measures to support small and medium-sized businesses are considered.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ЗА РУБЕЖОМ»

УДК 334.021.64

РОЛЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ЗА РУБЕЖОМ

Д. С. Васильева*, Л. А. Иванченко

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

*E-mail: diana-991999@mail.ru

В работе проанализирована роль малого и среднего предпринимательства за рубежом. Рассмотрены основные показатели малого и среднего предпринимательства в США, Германии и Японии, меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, меры поддержки, государственная поддержка, экономическое развитие, проблемы предпринимательства.

ROLE OF SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP ABROAD

D. S. Vasileva*, L. A. Ivanchenko

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

*E-mail: diana-991999@mail.ru

The paper analyzes the role of small and medium-sized businesses abroad. The main indicators of small and medium-sized businesses in the USA, Germany and Japan, measures to support small and medium-sized businesses are considered.

Key words: small and medium business, support measures, government support, economic development, business problems.

В настоящее время большую роль для экономики играют не только крупные компании, а также компании малого и среднего бизнеса, которые являются подлинной основой жизни в странах с рыночной экономикой, как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни.

Термины «малое предпринимательство» и «среднее предпринимательство» или как их еще называют «малый бизнес» и «средний бизнес» подразумевают под собой количественную определенность, отделение МСП от крупных форм собственности. Определения МСП отличаются с количественной и качественной точек зрения в зависимости от типа страны.

Малый и средний бизнес - это связующее звено всей экономики. Они вызывает конкуренцию, насыщают рынок товарами и услугами, создают рабочие места и развивают инновационные идеи, ориентированы на потребности регионального рынка.

Социальная значимость МП определяется массовостью группы мелких собственников -владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. Высокая приспособляемость МСП и массовый охват практически всех сфер рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата. Одна из причин успешного развития

Секция «Экономика предпринимательства: концептуальный и региональный аспекты»

МСП состоит в том, что крупное производство не противопоставляется МСП. В развитых странах культивируется принцип кооперирования крупных, малых и средних предприятий, причем они взаимодополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.

Малое и среднее предпринимательство успешно функционируют во многих промышленно развитых странах, прежде всего благодаря государственной поддержке. Поддержка МСП за рубежом является более эффективной, чем в России. Об этом свидетельствует доля малого и среднего бизнеса в ВВП России, которая, меньше, чем в зарубежных странах с развитой экономикой, в два раза [1].

Таблица 1

Основные показатели малого и среднего бизнеса в РФ _

Показатели 2018 2019 2020

Доля МСП в ВВП страны, % 20,2 22,9 23,5

Доля МСП в общей занятости, % 15,5 12,6 11

Доля МСП в кол-ве предприятий, % 21,9 22 15,4

Росстат зафиксировал, что в 2018 году доля МПС в создании ВВП составила 20,2%, в 2019 - 2020 годах 22,9% и 23,5%, соответственно, согласно паспорту нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство» [2, 3]. Число реальных предпринимателей в России на 2020 год, составляет 2,5 млн. человек. Предпринимателей, которые сами что-то производят, чуть больше одного процента от 2,5 млн., то есть около 25 тыс. человек.

Таблица 2

Основные показатели малого и среднего бизнеса в США, Германии и Японии за 2019г.

Показатели США Германия Япония

Доля МСП в ВВП страны, % 51 57 40

Доля МСП в общей занятости, % 53 17 71

Доля МСП в кол-ве предприятий, % 50 70 50

Эти показатели выше, чем показатели России за три последних года, следовательно, в РФ далеко не использован имеющийся огромный потенциал для развития малого бизнеса. Реализация этого потенциала возможна только в том случае, если в нашей стране будут созданы благоприятные условия, в том числе оказана государственная поддержка развитию малого бизнеса.

В данных зарубежных странах с развитой рыночной экономикой существует мощная государственная поддержка малого бизнеса.

Например, в Германии малый, микро и средний бизнес является фундаментом всей экономической мощи страны. Одним из главных инструментом господдержки в Германии является микрофинансирование МСП, чего не хватает российским предприятием и это является проблемой для их развития. Субсидии Германии для предпринимательства составляют около 4 млрд. евро ежегодно. В Германии 2/3 рабочих мест создается за счет мелкого предпринимательства, поэтому рост числа субъектов МСП является одной из главных целей государства.

В США во главе по делам малого и среднего бизнеса стоит Администрация, которая была создана в 1953 году и имеет относительно современную систему и предназначена для финансовой поддержки, а также предоставляет бесплатные консультации для субъектов малого, микро и среднего предпринимательства. Ежегодно консультации получают свыше 1 млн. субъектов. В каждом штате существуют региональные отделения по 30-40 человек.

Цель Администрации - поддержка МСП на государственном уровне [4]. Из опыта США в поддержке малого бизнеса можно выделить четкую институциональную структуру, которая позволяет поддерживать малый и средний бизнес во всех аспектах, позволяя преодолевать административные барьеры, обучать предпринимателей, оценивать риски, привлекать капитал и инвестиции.

Япония, на данный момент, является страной, достигшая высот в технологической сфере. Одним из факторов такого взлета является активное развитие сектора МСП, который составляет 40 % в национальной экономике. Данный сектор предпринимательства преобладает в основном в сферах легкой промышленности и строительства, но уступает крупным концернам в наукоёмкой сфере, такой, как производство автомобилей и другой технической продукции. Данный факт побудил Японское Правительство развивать наукоемкие отрасли в сфере МСП. Правительственные организации для поддержки малого и среднего бизнеса определяют основные направления политики для сектора МСП.

Также правительство специально выделяет те фирмы и организации МПС, которые в условиях рыночной экономики без помощи государства развиваться не могут. Власти Японии уделяют особое внимание созданию благоприятных условий для развития и роста фирм и организаций. Япония широко использует систему, которая обеспечивает постоянный мониторинг развития и состояния бизнеса. На основе системных данных проводятся исследования, анализируется и оценивается эффективность всего комплекса мер воздействия и регулирования государства. Далее оказывается материальная помощь, предоставляя субъектам предпринимательства долгосрочные (сроком на один год и более) кредиты с целью увеличения оборотного и основного капитала.

Главным индикатором, который стимулирует развитие МСП в зарубежных странах, является комплексный подход, создающий благоприятные условия развития предпринимательского климата.

Формирование культуры предпринимательства, понимание и «осязание» свободной торговли и конкуренции, благоприятный инвестиционный климат - вот что, как показывает практика, является залогом успешного создания и дальнейшего бесперебойного развития сектора малого и среднего бизнеса. Развитие малого, микро и среднего бизнеса в зарубежных странах идет более быстрыми темпами, чем в России, так как данному субъекту экономических отношений придается большее значение. Российскому сектору МСП нужна всесторонняя и стабильная государственная поддержка, которая в настоящее время уже активно развивается и практикуется за рубежом.

Библиографические ссылки

1. Малый и средний бизнес в современной мировой экономике [Электронный ресурс]. URL: https://izron.ru/articles/aktualnye-voprosy-ekonomiki-menedzhmenta-i-finansov-v-sovremennykh-usloviyakh-sbornik-nauchnykh-trud/sektsiya-6-mirovaya-ekonomika-spetsialnost-08-00-14/malyy-i-sredniy-biznes-v-sovremennoy-mirovoy-ekonomike/ (дата обращения: 03.01.2021).

2. FRANKRG [Электронный ресурс]. URL: https://frankrg.com/11106 (дата обращения: 03.01.2021).

3. Research Gate [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/340901999_Maloe_i_srednee_predprinimatelstvo_v_Ross ii_i_regionah_v_2019-2020_gg (дата обращения: 03.01.2021).

4. CYBERLENINKA [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 03.01.2021).

© Васильева Д.С ., Иванченко Л. А., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.