ОБЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
УДК 338.22
РОЛЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ВО ВНЕДРЕНИИ НОВЫХ СТАНДАРТОВ ПИТАНИЯ ДЛЯ КРАЙНЕГО СЕВЕРА
А.В. Федотовских
Координационный совет по развитию Северных территорий и Арктики Российского союза промышленников и предпринимателей, Москва
E-mail: chief@,nrd.ru
Нормы питания в регионах и в России в целом не менялись в течение последних 30-40 лет. Территории Крайнего Севера и Арктической зоны РФ являются особыми не только в связи с трудными климатическими условиями, но также по логистике и ведению предпринимательства в связи с северным удорожанием. Именно малый и средний бизнес являются основным поставщиком продовольствия, поэтому изменение рациона и стандартов питания северян будет напрямую зависеть от гибкости и трансформаций в сфере торговли.
Ключевые слова: продовольственная безопасность Арктики, нормативы питания Крайнего Севера, северный завоз, региональные стандарты питания
THE PARTICIPATION OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE INTRODUCTION OF NEW STANDARTS FOR THE FAR NORTH
A.V.Fedotovskikh
Coordination Council for the Development of the Northern Territories and the Arctic of the Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs, Moscow
E-mail: [email protected]
Nutrition rates in the regions and in Russia entirely have not changed during the last 30-40 years. The territories of the Far North and the Arctic zone of the Russian Federation are special not only in connection with difficult climatic conditions, but also in logistics and entrepreneurship in connection with the northern appreciation. Small and medium-sized businesses are the main suppliers of food, so the change in the diet and nutritional standards of the northerners will depend directly on the flexibility and transformations in trade. Keywords: the food supply of the Arctic, the norms for feeding the Far North, the northern
delivery, regional food standards
Решение вопросов улучшения нескольких плоскостях, основные
качества питания северян с точки из них три:
зрения продовольственной 1. Организация северного
безопасности регионов завоза продуктов питания.
Арктической зоны РФ находится в
2. Роль местных агропромышленных комплексов.
3. Изменение стандартов питания на региональном уровне.
Северный завоз в своей
основе осуществляют предприятия
малого и среднего бизнеса или
непрофильные подразделения
крупных компаний, ведущих
хозяйственную деятельность в
Арктике. Со многими из них
долгие годы взаимодействуют
отделения Российского союза
промышленников и
предпринимателей (РСПП). В
структурах РСПП неоднократно
поднимался вопрос о роли
северного завоза. Общее мнение
сводится к тому, что это понятие
устарело, так же как и
существующая архаическая
<5 бухгалтерия в виде «полярок»,
надбавок и т.д. Работники на
С Крайнем Севере должны получать £
^ сразу достойные деньги за свою
§ работу с определенным количеством льгот. В таком случае
£
^ северный завоз практически не
Си требуется, за исключением
Ю
исполнения государственных нужд:
поставки продуктов питания, товаров первой необходимости, фармацевтики и энергоресурсов в социальные и государственные объекты должны контролироваться. В целом же государственные органы власти не должны принимать серьёзного участия во взаимоотношениях субъектов
рынка, кроме исполнения антимонопольного законодательства в части гарантии конкуренции и сдерживания цен.
Сегодняшние проблемы северного завоза - это не вопрос выделения средств из федерального центра. Средства на завоз выделяются из федеральных, региональных бюджетов и внебюджетных источников.
Проблема в отсутствии в государственных программах и законодательстве понятия
«северный завоз» и понимания государственного участия -государство актор или только контролирующий орган.
Организация северного завоза лежит в зоне ответственности регионов, так, например, ежегодно
только в Республику Саха (Якутия) в период навигации завозится колоссальное количество грузов -около 3 млн тонн.
Ряд экспертов,
представляющих государственные органы власти, предлагают ввести систему с единым оператором с северного завоза и его филиалами в регионах Крайнего Севера и Арктической зоны РФ. Но в условиях рыночной экономики это может привести к ещё большему росту цен в связи с отсутствием конкуренции. Монополизм
приводит только к таким последствиям. Тем более, что завышение цен поставляемых продуктов по государственным закупкам - явление постоянное, а цены в регионах Крайнего Севера нередко в несколько раз выше, чем на аналогичные товары «на материке».
Структура северного завоза менялась неоднократно, в 1994, 2000, 2005, 2015 гг. В связи с грядущим изменением стандартов питания на Крайнем Севере в сторону их улучшения, а значит
качества и/или количества, будет необходимо и изменение структуры завозимого продовольствия. Для этого необходимо выработать свод правил совместно с Минздравом России, Роспотребнадзором,
региональными органами власти и муниципалитетами. Этот процесс не станет быстрым и эффективным в связи с необходимостью изменения существующих
логистических связей по закупкам и доставке.
С одной стороны, государственные структуры в основе своей эффективно проводят процедуры северного завоза, с другой стороны, задействованные в операциях по северному завозу предприятия вынуждены
самостоятельно находить средства на закупку и доставку товаров, преимущественно за счет коммерческих кредитов в банках, изредка с участием
государственных структур
поддержки малого и среднего предпринимательства, предлагающих более «длинные»
деньги и уменьшенные процентные ставки [1].
Некоторые регионы идут навстречу предпринимателям и выделяют дотации. Так, в Чукотском автономном округе с 2015 г. органы власти поддерживают предпринимателей, которые поставляют в регион продукты, фармацевтические
товары и препараты во время северного завоза. Но такая помощь действует не во всех регионах.
Однако в случае, если северный завоз, как практика обеспечения Крайнего Севера продуктами питания,
энергоносителями и иными товарами останется, то необходимо законодательное возвращение льгот для субъектов-участников северного завоза на федеральном уровне, которые действовали до 2005 г. и были отменены. Таким образом, можно будет расширить ассортимент и качество поставляемых продуктов питания для повышения их доступности и как следствие - улучшение
качества питания северян и общего качества жизни.
Также необходимо сделать более прозрачными процедуры закупок в связи с тем, что в каждом регионе работают так называемые «короли» северного завоза - одни и те же бизнес-структуры на протяжении ряда лет являются победителями конкурсов и контролируют рынок северного завоза. Для этого органы власти, местного самоуправления и общественные объединения
предпринимателей должны
противодействовать лоббизму компаний, зарабатывающих на таких поставках. Итогом такой работы станет снижение цен и расширение продовольственной корзины северян.
Вторым, не менее важным, вектором улучшения качества питания северян является развитие агропромышленного комплекса (АПК) приполярных регионов. Несмотря на долгосрочную работу арктических структур РСПП и обоснование необходимости
отдельных программ развития АПК
на Севере они так и не приняты. Также до сих пор отсутствуют федеральные программы развития микро-, малого и среднего предпринимательства у коренных народов Севера. Они не представляются органам власти важными субъектами экономики. Сегодняшние тренды в Арктике направлены на развитие массового арктического туризма, очень спорного по своей сути и итогам для хрупкой полярной экосистемы, рост альтернативной энергетики, развитие Северного морского пути и т.д. Такие направления развития Арктики - дань времени или пути решения давно назревших проблем, но малое и
микропредпринимательство у коренных народов Севера, которые
О!
^ напрямую участвуют в
продовольственной безопасности
£
С северных регионов, в расчет как £
^ вектор развития до сих пор не ^ принимается. Конечно, АПК Крайнего Севера отличается
£
^ сложной социальной структурой О
о, сельскохозяйственного ^ производства, более низким
уровнем производительных сил, ограниченным количеством
производимой продукции. Но для коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока это единственная возможность
заработать деньги на торговле экологически чистыми продуктами питания [2]. Изменения нормативов питания на Севере должны происходить и за счет большего включения местной продукции; именно коренные народы могут значительно расширить структуру питания дикоросами, мясом, рыбой, грибами, травами. Но для такого расширения необходимо резкое увеличение поддержки родовых и крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ), кооперативов, артелей и т.д.
Несмотря на проблемы плановой советской экономики, до середины 1990-х гг. в Заполярье работали совхозы, свинофермы, выращивались овощи. В настоящее время такие хозяйства смогут не только частично обеспечивать Север свежей продукцией, но и давать дополнительные налоги,
создавать новые рабочие места. Для развития АПК необходим ряд кардинальных мер, например, снижение страховых взносов для субъектов микро-, малого и среднего предпринимательства, бизнес которых расположен в районах Крайнего Севера, в размере, компенсирующем их дополнительные расходы на закупку техники, основных фондов. Нуждаются в изменениях региональные формы поддержки АПК Арктической зоны РФ в рамках программ развития малого бизнеса, особенно в регионах, входящих в Арктическую зону РФ только частично. Особенно это касается микрокредитования, когда кредит выдается без привязки к районным коэффициентам и не является подспорьем для бизнеса на Севере.
Третье - изменение региональных стандартов питания со спецификой местности. С сентября 2018 г. Роспотребнадзор начал программу по созданию нормативов и рекомендаций питания для каждого региона
России. Однако на первом этапе речь идет только о детях. На наш взгляд, более эффективной будет разработка единых стандартов для регионов, применительно к специфике каждого региона, а в случае территорий Арктической зоны РФ и муниципалитетов. Нормативы должны предлагаться в качестве норм рекомендательного характера, но исполняться неукоснительно для детей, вахтовиков, военнослужащих и ряда других категорий жителей городов и сел (улусов). Нам представляется, что не так важен объем новой продовольственной корзины, важнее состав и конечная цена продуктов питания для потребителя - отдельного человека или семейного хозяйства и возможность обеспечить такой ассортимент предпринимателями, особенно в условиях сравнительно невысоких заработных плат и покупательской способности в северных регионах.
Отметим, что с 2012 - 2013 гг. в регионах Крайнего Севера ассортимент продовольствия стал
значительно расширяться, но высокие цены и проблемы с качеством продукции остаются нерешенными.
В качестве краткого итога отметим, что органам власти, экспертам, профильным и общественным организациям, несущим и воплощающим в жизнь идею изменения стандартов питания, необходимо понимать, что регионы Крайнего Севера и Арктической зоны РФ нуждаются в контроле за такими изменениями в связи с невозможностью обеспечения продовольственной безопасности за счет только внутрирегиональных ресурсов, в отличие от других регионов России с более благоприятными климатическими условиями и транспортной доступностью.
В связи с тем, что в России отсутствует единая Стратегия развития удаленных северных территорий, включающая в себя все аспекты жизнедеятельности
человека, а Стратегии
пространственного развития
находятся только в состоянии
создания, обсуждения и требуют ряда доработок необходимо более активное участие регионов в практическом изменении
стандартов питания как части программ повышения качества жизни.
Ряд экспертов считает, что облегчит решение вопроса продовольственной безопасности Севера принятие Государственной Думой РФ ФЗ «Об особом режиме завоза грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности РФ». Закон включит в себя исполнение мер
государственной и имущественной поддержки бизнеса для обеспечения досрочного завоза и готовится к разработке. Но пока не принят стратегический ФЗ «Об Арктической зоне РФ», последняя редакция которого вызывает множество вопросов, говорить о принятии и исполнении вспомогательного северного или арктического законодательства преждевременно [3]. В связи с такой ситуацией повысить эффективность программ
жизнеобеспечения территорий Крайнего Севера и Арктической зоны РФ поможет проектное управление, внедряемое в каждом Список литературы
1. Сайт Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy. gov.ru/minec/activity/secti on s/smallBusiness/msp_faq
2. Григорьев С.А. Общественно-политический аспект этнического развития коренных малочисленных народов Северо-Востока России в ХХ веке / С. А. Григорьев // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2016. - № 10(72). - C. 71-74.
3. Буймистов И. Эксперты: льготы для бизнеса и новая инфосистема необходимы для развития северного завоза [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tass.ru/ekonomika/4353339.
References:
1. Sait Ministerstvaekonomicheskogo razvitiya Rossiskoi federatsii [Site of Ministry of Economic Development of the Russian Federation]. economy.gov.ru. Retrieved from
регионе и являющееся
необходимой мерой для улучшения жизни северян.
http://economy.gov.ru/minec/activity/section s/smallBusiness/msp_faq [in Russian].
2. Grigorev, S. A. (2016). Obshchestvenno-politicheskiy aspekt etnicheskogo razvitiya korennykh malochislennykh narodov Severo-Vostoka Rossii v XX veke [Sociopolitical aspect of the ethnic development of indigenous minorities of the North-East of Russia in the twentieth century]. Istoricheskiye, filosofskiye, politicheskiye i yuridicheskiye nauki, kul'turologiya i iskusstvovedeniye. Voprosy teorii i praktiki -Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Theory and practice, 10, 71 - 74 [in Russian].
3. Buyimistov, I. (2017). Eksperty: l'goty dlya biznesa i novaya infosistema neobkhodimy dlya razvitiya severnogo zavoza [Experts: business benefits and a new information system are necessary for the development of the northern delivery]. Retrieved from http://tass.ru/ekonomika/4353339.