Научная статья на тему 'Роль малого бизнеса в формировании инновационного потенциала России'

Роль малого бизнеса в формировании инновационного потенциала России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
615
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УКЛАД / INNOVATION / INNOVATIVE ENVIRONMENT / SMALL BUSINESS / ECONOMIC SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Деменко Ольга Геннадьевна

Статья рассказывает о значимости малых предприятий в формировании инновационного сектора экономики, о необходимости построения инновационной инфраструктуры. Приведены данные распределения малого бизнеса России по отраслям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF THE SMALL BUSINESS IN SHAPING RUSSIA''S INNOVATION POTENTIAL

The article describes about the relevance of small enterprises in the formation of an innovative economy, about the need to construct innovative infrastructure. Data distribution of Russian small businesses by function.

Текст научной работы на тему «Роль малого бизнеса в формировании инновационного потенциала России»

УДК 334.021.1 О.Г. Деменко

Olga Demenko

РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В ФОРМИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ

Аннотация. Статья рассказывает о значимости малых предприятий в формировании инновационного сектора экономики, о необходимости построения инновационной инфраструктуры. Приведены данные распределения малого бизнеса России по отраслям.

Ключевые слова: инновации, инновационная среда, малый бизнес, экономический уклад.

ROLE OF THE SMALL BUSINESS IN SHAPING RUSSIA'S INNOVATION POTENTIAL

Annotation. The article describes about the relevance of small enterprises in the formation of an innovative economy, about the need to construct innovative infrastructure. Data distribution of Russian small businesses by function. Keywords: innovation, innovative environment, small business, economic system.

В мировой экономической системе именно предприятиям малого размера удается делать прорывные шаги, ведущие как к смене экономических укладов, так и инновационному росту, созданию уникальных, новых продуктов и технологий. Конечно, не следует умалять способностей крупных фирм, особенно учитывая их огромные финансовые возможности про научных разработках и в области построения исследовательских процессов. Тем не менее, именно малые предприятия, основанные талантливыми энтузиастами (Apple Стива Джобса, PayPal, SpaceX, Tesla Motors и пр. бизнесы Илона Маска, звукозаписывающая компания Ричарда Брэнсона, выросшая в Virgin, торговый, производственный -и ныне крупный банковский бизнес Олега Тинькова) - это благополучные примеры инновационных предприятий, основанных выдающимися личностями и выросших с нуля в крупные и многомиллиардные компании. Но что же необходимо для создания успешного малого, способного стать крупным, бизнеса? Несколько факторов, в числе которых основополагающим является благоприятная бизнес среда, позволяющая легко и просто организовать собственный бизнес, способный трансформироваться в крупную компанию с инновационным развитием и научным потенциалом. К сожалению, при 80 % малых предприятий в США, в России мы можем говорить лишь о 20 % малых предприятий (по данным «Опоры России»)[2]. Сегментирование малого и среднего бизнеса в России представлено на рисунке 1 [3].

Анализируя данные диаграммы, можно сделать вывод о том, что основным видом деятельности малых предприятий является торговля, строительство и операции с недвижимостью - казалось бы, сферы, не требующие инновационного подхода, однако, и они могут быть наукообразующими при должном подходе. Тем не менее, государству следует создавать более комфортные условия ведения бизнеса, строить инновационную бизнес среду, способствующую привлечению активных граждан в научный сектор и позволяющий строить высокотехнологичные компании будущего. В Российской Федерации доля в валовом внутреннем продукте (ВВП) малого предпринимательства 20 % [2] и с 2013 г. она постоянно сокращается, тогда как цифры государственной поддержки данного сектора бизнеса постоянно растут.

Большая часть усилий, направленных на усиление малого бизнеса, чаще всего нивелируются, а порой и перекраиваются отраслевыми решениями. Уже внедряется и адаптируется принцип, согласно которому, перед тем как принять решение в рамках отраслевого сектора экономики, необходимо проанализировать, как данное решение отразится на малом бизнесе (минимальные и максимальные риски). Приоритет отдается малому бизнесу, по сравнению с отраслевой моделью

© Деменко О.Г., 2016

Инновационный менеджмент

экономики. Разрабатывается стратегия развития до 2030 г. [4], согласно которой малому бизнесу отдается приоритет, однако несмотря на огромное количество декларативных заявлений уже необходимо переходить к реальным практическим действиям.

Малые и средние предприятия

Б,? 0,7

К?

11,7

п Сельское хозяйство. омотта и лесное хозяйство: рыболовство, рыбоводство ■ Добыча полезих ископаемых; производство и распределение апектроэнерпш.газа и веды О 0 брабатывакщие производства □ Строительство

В Оптовая и розничьая торговля: ремонт а втотра нет о ртных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

® Транспорт и связь

0 Операции снедвиишым имуществом, аренда и предостав"ениеуслуг О Другие виды деятельности

Рис 1. Распределение малого и среднего бизнеса по отраслям экономики в РФ

Для поддержания малого бизнеса необходимо обеспечение открытого доступа к госзакупкам. Это позволит получить доступ к рынку общим объемом на 28-30 млрд долл., где малый бизнес с 2016 г. должен получить реальную квоту в 18 % от закупок. Но, исходя из практического опыта ведения экономической деятельности на сегодняшний день, создается впечатление о невозможности большей части субъектов малого предпринимательства оказывать услуги и работы должным образом. Сюда относится качество продукции, а также сроки, необходимые для производства достаточно больших объемов заказов. Отсутствие единого информационного поля, реестра предприятий (поставщиков) - одна из основных проблем своевременного малого предпринимательства. В свою очередь разработка реестра уже находится в процессе создания и внедрения, однако качество поставщиков находится на более низком уровне, в связи с некоторыми затруднениями. Малый бизнес занимается очень малую нишу в рамках экспорта, всего лишь 0,4 % [2]. Это говорит о достаточно низком качестве продукции, что подтверждается застоем в работе государственных компаний с поставщиками малого бизнеса. Процесс становления качественного и эффективно функционирующего малого бизнеса следует рассматривать совместно с созданием эффективной инновационной среды.

Тема инноваций и построения инновационной среды достаточно популярна и нередко встречается в работах отечественных и зарубежных авторов. Однако, несмотря на достаточно широкое ос-

вещение вопросов инновационной деятельности, остаются мало исследованными вопросы формирования эффективно функционирующей инновационной среды региона, которая обеспечивала бы взаимодействие субъектов инновационной деятельности и развитие благоприятных условий для инновационного развития региональной экономики. В развитии экономики Российской Федерации значительную роль играет инновационная составляющая. Так, стратегией развития предусмотрена активизация и развитие инновационной деятельности и эффективная реализация инновационного потенциала. Главная роль в реализации инновационного развития отводится регионам, так как именно они осуществляют экономическую политику государства на практике. При этом региональная инновационная политика должна быть ориентирована на формирование и развитие инновационной среды региона, через которую осуществляется взаимодействие всех объектов и субъектов инновационной деятельности - государственных органов власти всех уровней, научно-технических организаций, образовательных учреждений и предпринимательской сферы. При этом, основной целью формирования и развития инновационной среды, выступает активное применение достижений науки для реализации стратегических национальных интересов страны и региона, а также роста экономики регионов за счет инновационного потенциала. Для этого необходимо улучшить условия осуществления инновационной деятельности, устранить недостатки и препятствия для ее развития, организовать взаимосвязь всех инновационных элементов и составляющих инфраструктуры инновационной деятельности, позволяющих эффективно использовать инвестиционные и научные ресурсы и создавать благоприятные условия для коммерциализации инноваций. Именно вышеописанный комплекс позволит формировать эффективно функционирующую инновационную среду.

В настоящее время инновационная среда как Российской Федерации в целом, так и отдельных ее регионов, характеризуется целым рядом недостатков, связанных с технологическими, научно-образовательными, правовыми и институциональными проблемами. Так, остаются неразвитыми механизмы и инструменты поддержки инновационной деятельности, размытый характер носит нормативно-правовая база, в предпринимательской среде имеет место инновационная пассивность. Данная ситуация обусловлена отсутствием эффективно функционирующей региональной инновационной среды, которая смогла бы обеспечить регулирование инновационной деятельности в регионе и активное развитие механизмов ее совершенствования.

Таким образом, указанные обстоятельства определяют объективную необходимость поиска путей и определения условий формирования и развития инновационной среды регионов для обеспечения роста и совершенствования региональной экономики, а также и экономики страны в целом. В свою очередь, в условиях стремительно развивающегося острого экономического кризиса только малый и средний бизнес способен абсорбировать людей, которые потеряют работу.

Построение инновационной среды, благоприятно взращивающей малый бизнес - возможность России выйти из затруднительного экономического положения и построить инновационное государство.

Библиографический список

1. Бизнес и власть в России: взаимодействие в условиях кризиса / Под ред. А.Н. Шохина. - М., 2016. - 280 с.

2. Калинин, А. Мало и медленно // А. Калинин / Российская Бизнес-газета. - 2015. - № 993 (14).

3. Основные фонды [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.gks.ru/free_doc/new_site/ business/prom/splosh.html (дата обращения : 05.05.2016).

4. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения : 28.04.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.