Научная статья на тему 'Роль макро и микроэлементов в патогенезе невротических расстройств у детей'

Роль макро и микроэлементов в патогенезе невротических расстройств у детей Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
30
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Олексюк З. Я., Конкабаева А. Е., Алшинбекова Г. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль макро и микроэлементов в патогенезе невротических расстройств у детей»

14 7

экспериментальной группы. ПУВ (проблемы с управлением временем) также выше в экспериментальной группе (15,88), чем в контрольной (7,75), что указывает на более серьезные проблемы с организацией времени у студентов экспериментальной группы. КСИЗ (Ключевые симптомы Интернет-зависимости - состояние дистресса) выше в экспериментальной группе (35,15) по сравнению с контрольной (22,28), что указывает на более выраженное состояние дистресса у студентов экспериментальной группы. Сумма показателей внутриличностных проблем и проблем с управлением временем выше в экспериментальной группе (33,15) по сравнению с контрольной (16,88), что также свидетельствует о более серьезных проблемах у студентов экспериментальной группы. Общий показатель CIAS балл (интернет-зависимости сумма всех шкал)) выше в экспериментальной группе (68,31) по сравнению с контрольной (39,28), что подтверждает более выраженную интернет-зависимость у студентов экспериментальной группы.

Выводы. Психологические факторы играют ключевую роль в формировании интернет-зависимости у студентов. Эти нарушения проявляются в различных аспектах, включая низкий уровень уверенности в себе, агрессивность и социальную изоляцию. Результаты подчеркивают важность психологического аспекта в понимании и профилактике интернет-зависимости.

РОЛЬ МАКРО И МИКРОЭЛЕМЕНТОВ В ПАТОГЕНЕЗЕ НЕВРОТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ

Олексюк З.Я., Конкабаева А.Е., Алшинбекова Г.К.

Учреждение НАО «Карагандинский университет имени Е.А. Букетова», г.Караганды, Республика Казахстан

Овкэуик [email protected]

Для нормального функционирования организма на всех этапах онтогенетического развития важным условием является присутствие минеральных веществ в строго определенных количествах. Дисбаланс микро - и макроэлементов, дефицит или избыток того или иного элемента в настоящее время определяют как микроэлементоз. Микроэлементозы оказывают неблагоприятное влияние на организм человека, особенно на детский, ввиду их анатомо- физиологического своеобразия, что сказывается на интеллектуальном и физическом развитии последних. Кроме того, доказана роль микроэлементозов в патогенезе ряда заболеваний, таких как железодефицитная анемия -[1], болезнь Альцгеймера - [2], расстройства аутистического спектра

- [3], сахарный диабет - [4] и др. В то же время и сами заболевания оказывают влияние на микро - и макроэлементный баланс, в связи с паталогическими процессами, протекающими в организме - [5-6]. На сегодняшний день доказана роль микроэлементов при психических расстройствах - [7].

Проблема зависимости между патологией у детей дошкольного возраста и балансом микро и макроэлементов разработана недостаточно, и требует комплексного исследования и выявления содержания (количественного и качественного состава) при данной патологии. Это обусловлено тем, что нарушения биоэлементного статуса при одних заболеваниях не отягощают течение болезни, а в иных случаях могут являться патогенетическим маркером того или иного заболевания. Вышесказанное привело к необходимости оценки взаимосвязей нарушений при невротических нарушениях у детей дошкольного возраста в зависимости от состояния их биоэлеметного статуса.

Исследование проводилось в детском саду-яслях № 15 «Акку», детском саду «Толакай» в г. Караганды. Всего в исследовании приняли участие 139 детей. Предполагалось, что исследуемая группа будет разделена на две группы: детей с невротическими нарушениями и группа здоровых детей. По результатам психологического исследования, которое было проведено ранее было принято решение добавить еще 2 группы (официальный диагноз детей этих двух групп установлен не был), но результаты условно названных «здоровых» детей свидетельствовали о выраженном психологическом дискомфорте, проявляющемся в неуверенности в реакциях детей, подозрительности и тревожность [8]. Таким образом, дети были разделены на четыре группы: 25 детей с установленным диагнозом невроз, 20 детей с предневротическим состоянием, 42 ребенка с высокой степенью тревожности, 52 ребенка, развивающихся нормально. Возраст детей варьировался от 4 до 5 лет и 5 месяцев. Критериями для включения в исследование были:

1) Дошкольный возраст детей.

2) Добровольное согласие родителей и детей в исследовании.

Целью исследования было определение особенностей микро-

и макроэлементов в биоматериале (волосы с затылочной части) у детей дошкольного возраста с невротическими нарушениями. Количественно оценивали 15 микро -и макроэлементов ^а, Мд, К, Mn, Fe, Zn, Cd, Hg, Pb, As, Se).

При оценке полученных результатов учитывались биологически приемлемые уровни микроэлементов и макроэлементов, разработанные в Центре биотической медицины (Скальный, 2002).

По итогам расчетов однофакторного дисперсионного анализа значимые различия были получены не по всем элементам, а по Zn,

Pb, Сd, К, Na, Cu, Fe, Mg, Mn. В данном исследовании изучались только те элементы, которые оказывают влияние на центральную нервную систему, а именно: Zn, Си, Fe, Мд, Na.

Показатель цинк обнаруживает различия, где F = 9,59592 при р=0,001.

Отличия обусловлены достаточно серьезным разрывом по значениям средних между группой «Норма» и всеми остальными группами, при этом очевидно, что в группе «Невроз» установлено достоверное понижение уровня цинка и составляет 65,990 ± 31,980 мкг/г (БДУ 120,0-230,0). Цинк в данной группе снижен на 54,9%. В группе «Предневроз» результаты также ниже референтной величины и составили 80,780 ± 33,536 мкг/г., что составляет 32,6%.

Полученные нами данные говорят о дефиците цинка в вышеназванных группах. По данным различных авторов дефицит цинка может приводить к снижению памяти, а так же к снижению концентрации внимания, что наблюдалось в группе у детей с неврозами. Дефицит цинка в группе «Невроз» может быть обусловлен быстрым выведением его из организма при стрессе, на что так же указывают низкие цифры цинка в группе «Предневроз». Кроме того, имеется высокая предрасположенность к соматическим заболеваниям детей с неврозами, о чем свидетельствуют медицинские карточки детей. Этот факт косвенно подтверждает наличие дефицита цинка у детей рассматриваемой нами группы.

Дети группы «Тревожность» характеризуются минимальными отклонениями в состоянии здоровья и нарушений в балансе цинка у них не выявлено (161,030±41,918).

Увеличение цинка в группе «Норма», практически 3 -х кратное (398,320 ±307,402 мкг/г ) по - видимому обусловлено неблагоприятной экологической обстановкой в регионе [9], и связано с доминирующей горнодобывающей и металлургической промышленностью.

Показатель медь обнаруживает различия, где F =3,21084 при р=0,034317.

Концентрация меди в волосах у детей в группе «Невроз» указывает на дефицит меди 0,530 ± 0,250 мкг/г (БДУ -10,0-20,0). Аналогичная ситуация наблюдается в группе детей с «Предневрозом» - 1,140±1,607 мкг/г. Средний показатель содержания меди у детей с высоким уровнем тревожности составил 22 ,530 ± 7,966 мкг/г., что находится в пределах референтных значений.

Количественные показатели меди у детей без патологии находятся в прямой зависимости от места их проживания и свидетельствуют об увеличении меди в два раза - 47,460± 77,915 мкг/г.

При оценке железа обнаружены различия: F = 3,52547 при р=0,024450. Согласно исследованию, средний показатель содержания железа в волосах группах «Невроз» и «Предневроз» составил 0,490 ± 0,223 и 5,100 ±3,620 мкг/г. соответственно, что находится ниже референтных величин (10,0-20,0 мкг/г).

Содержание железа у детей с высоким уровнем тревожности находится в пределах биологически допустимого уровня - 17,740 ± 4,557 мкг/г.

Вызывают интерес результаты, полученные в группе «Норма» -50,930 ±76,496, которые превышают БДУ в 2, 5 раза.

Значимая корреляция установлена железа с: магнием (r=0,772); медью (r=0,799) <0,01, т.е. чем ниже концентрация железа, тем ниже магний, медь.

Следующий исследуемый нами эссенциальный элемент -магний, является компонентом в активации многих ферментов и метаболических процессах. Нашими исследованиями была определена средняя концентрация магния у детей разных групп. У детей в группе «Невроз» и «Предневроз» его содержание составило: 7,800±4,264 мкг/г. и 29,160±12,314 мкг/г. соответственно, что достоверно ниже референтных значений (72,0-500,0 мкг/г.) в 10,8 раз в группе «Невроз» и в 2,5 раза в группе «Предневроз».

Дефицит магния в этих двух группах характерен в связи с аномальным функционированием нервной системы по причине стресса. Хронический стресс приводит к увеличению потребности магния вследствие активации симпатической системы и избыточного расходования АТФ. Это приводит к увеличению выброса катехола-минов (адреналина и норадреналина), что приводит к дисбалансу и способствует выведению магния из клеток. Продолжительное снижение внутриклеточного уровня магния приводит к повышению активности TRPM7 - белка, подсемейства TRP (transient receptor potential) отвечающего за магниевый гомеостаз на клеточном уровне, в это же время повышается внутриклеточный кальций, что в результате вызывает срыв компенсаторных реакций [10].

Группа «Тревожность» так же иллюстрирует магниевый дефицит, так как содержание магния 48,260± 13,952 мкг/г значительно ниже референтной величины. Можно предположить, что группой риска по возникновению неврозов являются дети группы «Тревожность».

В группе детей «Норма» наблюдаются нормальное распределение значений 217,030± 214,899 мкг/г.

Различия получены при оценки натрия F =15,39170 при р=0,0001. У детей в группе «Невроз» (134,900± 90,155) мкг/г. и «Предневроз» (136,560± 61,049) установлено снижение натрия (БДУ 185,0-1000,0), что говорит о дисбалансе водно-солевого обмена у

детей этих двух групп и дисфункции коры надпочечников. В группе «Тревожное состояние» - (398,050±121,108) мкг/г. результаты находятся в диапазоне нормальных значений, но выше, чем в группе «Невроз», «Предневроз» и «Норма» -121,108±115,422 мкг/г.

Таким образом, результаты исследования микро и макроэлементов позволили выявить явный дисбаланс микро и макроэлементов не только у детей с невротическими нарушениями, но и у нормально развивающихся. У детей с неврозами и предневрозами нарушен баланс между эссенциальными элементами, такими как Na, Mg, Zn, Fe ,Cu, что позволяет рассматривать их как предикторами невротических состояний.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что невротические нарушения у детей связаны с дефицитом эссенциаль-ных металлов и связаны с нарушением процессов их всасывания в кишечнике, вследствие хронического стресса. Именно стресс нарушает микроциркуляцию в кишечнике, на что указывал Г. Селье. Кроме того, дефицит железа, меди в группе «Невроз» свидетельствует о наличие анемии и приводит к изменению работы головного мозга. Имеются литературные источники, указывающие на клинические проявления дефицита железа: мышечная гипотония (недержание мочи при кашле, смехе, энурез), что является частым симптомом у детей с невротическими нарушениями.

Избыток микро- и макроэлементов у здоровых детей связан с местом проживания (г. Караганды), где наблюдается неблагоприятная экологическая обстановка.

Литература

1 Тажибаев Ш.С., Оспанова Ф.Е., Ергалиева А.А., Сарсембаева А.П. О профилактике анемии, йододефицита и дефицита витаминов у школьников / под ред. Т.Ш. Шарманова. - А.: Раритет, 2008. - 144 с.

2 Суханов А.В., Журавская Э.Я., Гырголькау Л.А., Куценогий К.П.,Чанкина О.В. Дисбаланс химических элементов при болезни Альцгеймера // Боллетень со РАМН. - 2006. - Т. 122., № 4. - С. 121123.

3 Давыдова Н.О., Нотова С.В., Кван О.В. Влияние элементного статуса организма на когнитивные функции // Микроэлем. в медицине. - 2014. - Т. 3, № 15. - С. 3-9.

4 Kazi T., Afridi H., Kazi N., Jamali M. ^romium, manganese, iron, and zinc levels in biological samples of diabetes mellitus patients // Biol. trace elem. Res. - 2008. - Vol. 122, № 1. - P. 1-18.

5 Скальный А.В. Химические элементы в физиологии и патологии человека: учебное пособие / под ред. А.В. Скального. - М.: Оникс 21 век, 2004. - 216 с.

6 Зангиева З.К., Торшин И.Ю., Громова О.А., Никонов А.А. Содержание микроэлементов в нервной ткани и ишемический инсульт // Журн. неврол. и психиатр. - 2013. - Т. 3, № 2. - С. 30-36.

7 Arain М. S., Afridi H. I., Kazi T. G., Kazi A., Ali J., Arain S. A., Panhwar A. H. Variation in the levels of aluminum and manganese in scalp hair samples of the patients having different psychiatric disorders with related to healthy subjects // Biol. trace elem. res. - 2015. - № 168. - P. 67-73.

8 Konkabayeva A.Ye., Dakhbay B.D., Oleksyuk Z.Ya., Tykezhanova G.M., Alshynbecova G.K., Staricova A.Ye. Research of fears of preschool age children // International Journal of Environmental and Science Education. - 2016. - Vol. 11, №.15. - Р. 8517-8535.

9 Казакбаева А.Т., Абдрахманова М.Г. Экологическое состояние Карагандинской области, как фактор развития пороков центральной нервной системыу плода // Международный студенческий научный вестник. - 2018. - № 5. - С. 12-18.

10 Miller S., Crystal E., Garfinkle M., Lau C., Lashevsky I., Connolly SJ. Effects of magnesium on atrial fibrillation after cardiac surgery: a metaanalysis // Heart. - 2005 - № 91. - P. 618-623.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ДОНОЗОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ В ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ

Оразалиева А.Е., Тарджибаева С.К., Кабдулина Г.Т.

НАО «Медицинский университет Астана»; «НИИ профилактической медицины имени академика Е.Д.

Даленова», Астана, Республика Казахстан

nii.dalenov@_amu.kz

Введение:

Многие молодые люди по данным ВОЗ, ведут малоподвижный образ жизни, который негативно отражается на их здоровье. В послании Главы Государства «Казахстан - 2030» в разделе «Здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана», одним из приоритетных задач национального здравоохранения Казахстана является -здоровье молодежи.Наблюдается рост заболеваемости среди студентов, так в структуре заболеваемости студентов в РК болезни органов дыхания составляет 65,0%, костно-мышечной системы 12,7%, болезни глаза 23,9%, болезни органов пищеварения 20,4% (А. Батрымбетова, 2011). Потому оценка состояния физического и психического здоровья людей молодого возраста является актуальной. В этом плане изучение здоровья

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.