Научная статья на тему 'Роль М. Н. Скаткина в развитии методологии педагогической науки'

Роль М. Н. Скаткина в развитии методологии педагогической науки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1716
485
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / УРОВНИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орлов Александр Андреевич

В статье на основе анализа основных публикаций М.Н. Скаткина по проблемам методологии педагогики показана его роль в становлении и развитии новой для второй половины ХХ века отрасли педагогической науки. Представлена характеристика важнейших методологических проблем, исследованных М. Н. Скаткиным с учетом развития философии и гуманитарных наук. Подчеркнуто, что особое внимание ученый уделял анализу методологических идей и регулятивов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of the Mikhail N. Skatkin in the Development of the Methodology

Based on an analysis of basic publications of Mikhail N. Skatkin on the problems of the methodology of pedagogy the role of the scientist in the becoming and development of a new branch of pedagogical science for the second half of the twentieth century is shown in the article. The characteristics of the most important methodological problems investigated by Mikhail N. Skatkin taking into account the development of philosophy and the human sciences is presented in the paper. It is emphasized that the scientist has given special attention to the analysis of methodological ideas and rules of behavior based on indicated values. Keywords: methodology, pedagogical research, methods of scientific research, pedagogical experience, pedagogical experiment, levels of methodological research.

Текст научной работы на тему «Роль М. Н. Скаткина в развитии методологии педагогической науки»

ВКЛАД М.Н.СКАТКИНА В РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ

А.А. Орлов

Ключевые слова:

методология, педагогическое исследование, методы научного исследования, педагогический опыт, педагогический эксперимент, уровни методологического исследования.

РОЛЬ М.Н. СКАТКИНА В РАЗВИТИИ МЕТОДОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

В статье на основе анализа основных публикаций М.Н. Скаткина по проблемам методологии педагогики показана его роль в становлении и развитии новой для второй половины ХХ века отрасли педагогической науки. Представлена характеристика важнейших методологических проблем, исследованных М. Н. Скаткиным с учетом развития философии и гуманитарных наук. Подчеркнуто, что особое внимание ученый уделял анализу методологических идей и регулятивов.

В многогранном научном наследии М.Н. Скаткина работы в области методологии педагогической науки занимают особое место. При этом необходимо подчеркнуть наличие нескольких направлений исследований Михаила Николаевича в этой области.

Одно из них связано с разработкой общих вопросов методологии педагогической науки, которой в 60-70-е годы прошлого века стали уделять особое внимание, рассматривая ее как систему знаний об исходных положениях, об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах и способах добывания знаний, отражающих педагогическую реальность [2]. Это нашло воплощение в изучении теоретических проблем совершенствования учебного процесса в школе, разработке с коллегами культурологической теории содержания обра-

92

I А.А. Орлов

зования в отечественной школе, а также такой актуальной для педагогической теории и образовательной практики 60-х годов ХХ столетия темы, как обновление методов обучения на основе стимулирования познавательной самостоятельности и активности обучающихся.

Впрочем, эти исследования в настоящее время в большей степени можно отнести к теоретическим проблемам дидактики, хотя они имели и большой методологический резонанс, оказав существенное влияние на повышение научного уровня и качества педагогических исследований. Хотелось бы особо отметить, что личный жизненный и профессиональный практический и исследовательский опыт М.Н. Скаткина, сотрудничество с С. Т. Шацким во многом определили гуманистическую направленность его педагогических воззрений, которым он был верен всю свою жизнь.

Именно эта позиция определила место Михаила Николаевича в ряду сторонников нетоталитарной педагогики [5], что в значительной мере способствовало появлению «островов утопии» в советский период жизнедеятельности отечественной школы и педагогики [6].

М.Н. Скаткин много внимания уделял не только структурированию имеющегося научного знания, но и решению проблемы поиска путей и средств получения нового педагогического знания. 70-е годы были временем активной разработки методологических проблем педагогической науки. Преодоление догматического марксизма 40-50-х годов стимулировало наполнение новым содержанием основных категорий педагогики с учетом развития философии и гуманитарных наук. Особое место в теоретико-методологических исследованиях в области педагогических наук занимал анализ методологических идей и регулятивов, выработанных философией. К ним, в первую очередь, можно отнести системный и структурно-функциональный подходы. При этом важно было наполнить новым смыслом проблемы реализации описательной и объяснительной функций педагогической науки. Наиболее полно задачи разработки методологических проблем в 70-е годы изложил М. А. Данилов: «Разработка специальной методологии педагогики заключается в раскрытии тех специфических методов познания, которые были бы адекватны задачам теоретического обоснования и построения педагогической теории, определения способов добывания знаний, правильно отражающих педагогическую действительность (выделено - А.О.), и давали верное направление в вопросах использования методов и результатов исследования смежных наук» [2, с. 69-70]. В данном контексте не только осуществлялся поиск ответов на вопрос о соотношении общей методологии науки и методологии педагогики, но решались

93

Роль М.Н. Скаткина в развитии методологии педагогической науки I

проблемы обоснования логики и структуры педагогического исследования, поиска методов добывания нового научного знания с позиций системного подхода. В связи с этим актуализировался вопрос о предмете методологии педагогики с целью ориентации методологической деятельности на преобразование педагогической практики. И хотя понятие «предмет методологии педагогики» охарактеризовал значительно позже младший коллега М.Н. Скаткина академик В.В. Краевский как «определение соотношения между педагогической действительностью и ее отражением в педагогической науке» [3, c.19], Михаил Николаевич еще в 70-е годы одним из первых подчеркнул роль изучения реальной педагогической практики в развитии педагогической науки. Выделив в своей работе «Изучение педагогического опыта» в качестве важнейшего критерия оценки лучшего педагогического опыта его результативность, он убедительно показал значение анализа педагогического опыта как метода научного исследования. Такой анализ, по мнению Михаила Николаевича, играет важную роль в обосновании актуальности темы педагогического исследования на основе выявления причин типичных недостатков, рисков и пробелов в учебно-воспитательной работе, а также при разработке гипотезы исследования, при проектировании и опытной проверке усовершенствованной системы учебной или воспитательной работы. Определяя два основных пути получения новых научных знаний в области педагогических наук: изучение педагогического опыта с помощью специальных методов и проведение педагогического эксперимента на основе предварительно разработанного проекта, М.Н. Скаткин отмечал: «Изучение опыта происходит в двух направлениях. С одной стороны, это изучение опыта многих школ...<...> Такое изучение позволяет сравнивать между собой полученные данные ... представить состояние дел в практике в общем виде.

С другой стороны, происходит более углубленное изучение состояния опыта в одной или небольшом количестве типичных школ. Это изучение необходимо для того, чтобы глубже вникнуть в суть явления, понять закономерные связи, которые наметились при изучении многих школ» [7, с. 69].

В качестве основных методов изучения и анализа педагогического опыта М.Н. Скаткин выделяет анкетирование, беседу, изучение документации школы. «Под анализом опыта понимают мысленное расчленение целостного педагогического процесса на составляющие его элементы: без такого расчленения нельзя познать, осмыслить ни одного сложного явления. Выделяемые путем анализа элементы педагогического опыта подвергаются оценке с точки зрения их педагогической эффективности», - констатирует он. [7, с.75]. В

94

I А.А. Орлов

качестве объектов анализа опыта обучения Михаил Николаевич предлагает педагогические задачи; содержание обучения; деятельность учителя; учебную деятельность учащихся на уроках, во внеклассных занятиях, дома; материальное оснащение деятельности учителя и учащихся; внешние условия, в которых происходит процесс обучения; результаты обучения [7, с.75-77].

Среди основных организационных форм выявления и изучения педагогического опыта он называет педагогические чтения и педагогические экспедиции. «Изучение опыта, - отмечает он, - позволяет непосредственно ознакомиться с педагогической реальностью, описать ее в научных терминах» [7, с.67]. В этой работе М.Н. Скаткина в определенной мере отразилось начало перехода педагогической науки к освоению неклассической рациональности, для которой, согласно В.С. Степину, характерна идея относительности объекта к средствам и операциям исследовательской деятельности.

Михаил Николаевич не только плодотворно разрабатывал теоретические и методологические проблемы педагогической науки, но вел большую научно-организационную работу по повышению качества и эффективности педагогических исследований в области педагогических наук. В начале 70-х годов он был научным руководителем одного из первых в Академии педагогических наук СССР методологического семинара для аспирантов при Институте общей педагогики. Под его научной редакцией вышел ряд сборников научных трудов по проблемам методологии и методов научных исследований [1]. Он принимал активное участие в работе Всесоюзных семинаров по проблемам методологии педагогических исследований.

Особое внимание Михаил Николаевич уделял работе с молодыми исследователями, обращая внимание на развитие их методологической культуры. Решению этой задачи и посвящена его книга «Методология и методика педагогических исследований: В помощь начинающему исследователю», изданная в 1986 году, многие положения книги сегодня не потеряли своей актуальности и значимости [8].

Научная идеология этой книги ориентирует внимание молодых ученых не только на объект исследования, но и на ценностно-целевые позиции субъектов и средства их научной деятельности. Книга как бы предваряет начало процесса перехода педагогической науки к парадигме постнеклассической рациональности. В монографии в полной мере реализуется ранее сформировавшаяся тенденция целостного подхода к изучению педагогических процессов и явлений, «идея системно-структурного анализа их свойств как в качественном, так и количественном отношении... Названная тенденция есть прямое следствие зрелого методологического осмысления самого

95

Роль М.Н. Скаткина в развитии методологии педагогической науки I

понятия научного знания, которое понимается как один из важнейших системных объектов науки» [4, с.5].

Содержание монографии в полной мере показывает пути реализации в научных исследованиях описательной, объяснительной и прогностической функций педагогической науки. Автор развивает свои взгляды на изучение и анализ передового педагогического опыта как важнейший метод описания педагогической реальности с целью получения новых научных знаний. При этом он уточняет важнейшие признаки и показатели передового опыта, выделенные им в более ранних работах. К ним автор относит: соответствие тенденциям общественного развития; устойчивые положительные результаты; оптимальное расходование сил и средств педагогов и учащихся; наличие в нем элементов новизны.

Считая главной задачей анализа и обобщения передового педагогического опыта выявление способов и средств, которые обусловливают получение положительных результатов в учебно-воспитательной работе, М.Н. Скаткин уделяет много внимания (говоря современным языком) технологической стороне фиксации и передачи педагогического опыта. При этом он акцентирует внимание на высказывании К.Д. Ушинского, о том, что передается не сам опыт, а мысль, идея, выведенные из него.

Объяснительная функция науки, как правило, реализуется в процессе проведения педагогического исследования. Его проектированию, определению логики и структуры, выбору методов исследовательской деятельности, организации опытной работы, научного педагогического эксперимента и оформлению полученных результатов посвящена вторая глава монографии.

Считая, что цель деятельности ученого педагога «исследовать объективные закономерности учебно-воспитательного процесса; результата деятельности; раскрытая сущность, научная классификация, закономерные связи педагогический явлений» [6, с. 66], Михаил Николаевич ищет ответы на вопросы: подчиняется ли субъективная педагогическая деятельность объективным законам и между какими группами явлений педагогика должна открывать закономерные связи.

Отвечая на первый вопрос, он, опираясь, естественно, на методологию марксизма-ленинизма, пишет, что субъективные цели и стремления обусловлены законами общественного развития, которые, подобно законам природы, действуют как слепые бессознательные силы. Поэтому важнейшая «задача педагогического исследования состоит в том, чтобы за внешними проявлениями субъективных действий учителя и учеников обнаружить объективную основу, закономерную связь явлений» [8,с. 68]. Думается, что

96

I А.А. Орлов

достижения современных социальных и гуманитарных наук позволяют не во всем разделить позицию автора. По нашему мнению, в искусственных системах, коими являются созданные человеческим сообществом обучение и воспитание, не могут существовать закономерные связи, хотя причинные зависимости имеются. Поэтому в педагогических исследованиях в настоящее время достаточно эффективно можно изучать не педагогические закономерности, а условия и степень влияния познанных социологических и психологических закономерностей на качество учебно-воспитательного процесса.

Значительный интерес представляет материал книги, в котором описаны основные методологические характеристики педагогического исследования. Для того времени это представляло особую ценность, т. к. автор одним из первых систематизировал логическую цепочку проектирования исследовательской деятельности: выявление проблемы и выбор темы исследования, определение ведущей идеи, построение гипотезы, разработка логики исследования, определение методов исследовательской работы и др.

Особое место в монографии занимает характеристика опытной работы исследователя и научного эксперимента в педагогике. Суть опытной работы исследователя автор определяет так: «Опираясь на опыт передовых школ и учителей и научные данные, исследователь намечает возможные пути преобразования, дальнейшего усовершенствования существующей школьной практики, разрабатывает способы преодоления типичных недостатков и затруднений, изобретает новые, еще отсутствующие в школах методы и приемы учебно-воспитательной работы и организует их проверку на опыте одной или нескольких школ» [8, с.96]. Важно отметить, что подобный подход к организации опытной работы исследователя не устарел и в настоящее время.

Рассматривая научный эксперимент как целенаправленное наблюдение в специально созданных условиях, М.Н. Скаткин утверждает, что в его организации важную роль играет тщательно выверенная гипотеза. Само же наблюдение направлено на выявление причинных связей для научного объяснения педагогических явлений, что позволяет предвидеть результаты педагогических воздействий.

Рассмотрев эмпирический и теоретический уровень педагогического исследования, автор в заключительной главе книги перешел к анализу задач методологических исследований и их роли в развитии педагогической науки. Это важная для того времени проблема, т.к. остро стоял вопрос о целесообразности разработки специальной методологии педагогики. Поддержав

97

Роль М.Н. Скаткина в развитии методологии педагогической науки I

своим авторитетом позиции В. Е. Гмурмана, М.А. Данилова и других исследователей, доказывающих необходимость такого элемента педагогической науки, Михаил Николаевич ускорил разработку многих проблем методологии и методов педагогических исследований, что в значительной мере способствовало продуктивному развитию этой отрасли педагогического знания. Очень важно то, что он показал необходимость методологии как рефлексии самой педагогической науки, без чего невозможно ее дальнейшее развитие [9].

Прогностическую функцию науки М.Н. Скаткин в полной мере реализовал как научный руководитель и консультант лаборатории педагогического прогнозирования НИИ общей педагогики АПН СССР, где он с коллегами успешно проектировал модели школы будущего.

Особую актуальность для сегодняшнего дня представляют проблемы, рассмотрению которых М.Н. Скаткин уделял значительное внимание. К ним, в первую очередь, относятся: вопрос о роли методологических знаний в повышении теоретического уровня и качества педагогических исследований; проблема соотношения уровней методологии научного исследования применительно к педагогическим исследованиям; вопрос об объекте и предмете педагогики и о взаимоотношении педагогики и психологии.

Многие из этих вопросов были предметом изучения младших коллег Михаила Николаевича и его учеников и сегодня требуют дальнейшего исследования в контексте общемировых тенденций развития социально-экономических, политических, демографических и культурно-исторических процессов человеческого сообщества.

Литература

1. Вопросы методов педагогических исследований: Сб. науч. тр. / Под ред. М.Н. Скаткина. М.: НИИ ОП АПН СССР, 1973. - 217 с.

2. Данилов М.А. Взаимосвязь всеобщей методологии науки и специальной методологии педагогики // Проблемы социалистической педагогики. М.: Педагогика, 1973. - С. 53 - 77.

3. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап. М.: Академия, 2006. - 400 с.

4. Методы педагогических исследований / Под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. - 256 с.

5. Мудрик А.В. Лики отечественной педагогики советского периода: Заметки дилетанта // Семь искусств. - 2013. - №6.

98

I А.А. Орлов

6. Острова утопии: Педагогическое и социальное проектирование послевоенной школы (1940-1980-е): Коллективная монография. М.: Новое литературное обозрение, 2015. - 720 с.

7. Скаткин М.Н. Изучение педагогического опыта// Методы педагогических исследований / Под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. - С. 58 - 84.

8. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований: В помощь начинающему исследователю. М.: Педагогика, 1986. - 152 с.

9. Скаткин М. Н. О школе будущего. М.: Знание, 1974.

99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.