Ученые записки Таврического национального университета имени В. И. Вернадского Серия «Филология. Социальные коммуникации». Том 26 (65), № 2. 2013 г. С. 137-141.
УДК. 821 (479. 24)
РОЛЬ М. Б. МАМЕДЗАДЕ В ИСТОРИИ ДУХОВНОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ АЗЕРБАЙДЖАНА
Асланова Т. А.
Институт Литературы имени Низами Национальной Академии Наук Азербайджана
a2folklor@yahoo.com
Статья посвящена публицисту и исследователю истории литературы Азербайджана, одному из выдающихся общественно-политических деятелей, носителю идей партии Мусават М.Б.Мамедзаде. Данная работа повествует о наиболее известных произведениях М.Б.Мамедзаде, широко освещая их сюжет и идейную направленность. Основными мотивами произведений автора были мотивы независимости, демократии, темы исторического прошлого тюркских народов. Приводится краткий экскурс в историю Азербайджанской Демократической Республики, в период которой жил и творил литератор. Автор отмечает, что как писатель, драматург, публицист, критик, историк, видный политический деятель своего времени Мирза Бала Мамедзаде был одним из выдающихся личностей азербайджанского движения за национальную независимость.
Ключевые слова: период демократической республики, партия «Мусават», литература в эмиграции, национальное самосознание
Постановка проблемы. Азербайджанская Демократическая Республика появилась на свет как результат многовековой и многосторонней борьбы нашего народа за национальное освобождение. Однако по причине ряда внешних и внутренних факторов её жизнь была недолговечной. 28 апреля 1920 года, подвергшись оккупации Советской Россией, наша независимость, хоть и временно, была уничтожена. Не покорившиеся сыны Азербайджана, не примирившись с этой оккупацией, вели долгие годы борьбу ради восстановления национальной независимости. Одним из тех, кто неустанно трудился в этом направлении, был и Мирза Бала Мамедзаде. Выражающий в своих статьях большие чаяния и желания народа о свободе и независимости азербайджанского народа настроенный по-боевому политический деятель М.Б. Мамедзаде старался показать и пути его спасения. По его мнению, наше национальное спасение лишь в национальном единстве и бескомпромиссной борьбе. Поэтому в своих статьях и выступлениях звал народ к тесному единству, бескомпромиссной борьбе за национальное освобождение, призывал к его хранению пуще зеницы ока. Мирза Бала Мамедзаде, являвшийся прогрессивным национальным деятелям нашего народа, один из идейных носителей «Мусавата», вошел в историю нашей культуры как выдающийся публицист, а также как один из исследователей истории нашей литературы.
Выросший в революционном духе и уверенными шагами присоединившийся к борьбе за свободу нашего народа Мирза Бала Мамедзаде в пору юности выделялся
среди революционных сверстников-революционеров своей мужественной и последовательной позицией, шагал в первых рядах.
Литератор, чьи статьи часто встречались в газетах «Открытое слово», «Прозорливость», уделял особое внимание статьям в демократическом духе, призывающим к национальной независимости, посвященным историческому прошлому тюркского мира. Мирза Бала был главным редактором газеты «Прозорливость». В период демократической республики литератор действовал с особым воодушевлением, проводил исследования об истории демократической прессы, писал статьи о проблемах театра и драматургии. В этом контексте пьеса Мирзы Балы Мамедзаде «Бакинская война» в сентябре 1918 года была поставлена на сцене в постановке А.М.Шарифзаде.
После объявления 28 мая 1918 года Азербайджанской Демократической Республики, он с 23 июля трудился на должности главного редактора журнала под названием «Край молодых» (вместе с Т.Ф.Гаджизаде). Являвшийся органом созданной при партии «Мусават» молодежной организации журнал был закрыт 15-го ноября. Несмотря на эти преграды, 1918-1920 годы Мирза Бала еще больше увеличил свою общественную и политическую деятельность, свои труды в формировании социально-политического сознания среди молодежи.
Век независимости в Азербайджане был недолог. Столица Азербайджана Баку 27 апреля 1920 года была оккупирована XI Красной Армией. В эти дни по указанию Мамеда Эмина Расулзаде для борьбы с имперским завоеванием и продажных местных была создан «Комитет сопротивления». Председателем был избран Мирза Бала Мамедзаде, а его заместителем - Абдульвахаб (Юрдсевер) Мамедзаде. Должность секретаря исполнял Дж. Джаббарлы (Алиев Мёвсюм «Кто такой М.Б.Мамедзаде?; «Мамедзаде М. Б. «Национальное азербайджанское движение», Баку, 1992. - 243). Комитет приступил к изданию в тайной типографии газеты «Независимость». Газета издавалась до 1923 года. В июне 1923 года Абдульвахаб (Юрдсевер) Мамедзаде и его товарищи были арестованы местными правительственными органами. Спасшиеся от ареста националистически настроенные молодые люди затем снова продолжили свою общественно-политическую деятельность. Например, Юрдсевер исполнял обязанности председателя Азербайджанского культурного кружка в Анкаре. Среди уехавших в эмиграцию из-за большевистского террора молодых людей был и настроенный по-боевому патриот Мирза Бала Мамедзаде. Хотя он и покинул Баку в возрасте 25 лет, уже был известен как интересный драматург, прекрасный журналист, красноречивый оратор. Его литературно-публицистическая деятельность накануне образования независимой Азербайджанской Республики и в период национального правительства стало еще более плодовитой и многосторонней. Уже известный в прессе своим богатым пером молодой интеллигент до эмиграции стал автором нескольких значительных произведений. В 1912 году в типографии «Каспий» Иса-бека Ащурбекова он издал небольшую книгу под названием «Конец науки». А в 1922 году в Баку, в типографии «Правительство» издал работу «Азербайджанская тюркская пресса», написал произведение «Между двумя революциями» (Тифлис 1918). М.Б.Мамедзаде в своей работе «Азербайджанская тюркская пресса» дал сведения о, можно сказать, всех образцах нашей национальной прессы с 1875
138
года по 1921 год. Во всех разделах сумел создать полное и объективное впечатление о каждом органе печати соответственно роли в истории национальной культуры и общественной мысли. В нем даются сведения об истории издания этих органов, редакторах, идейных направлениях и авторах. Первый раздел произведения, называющийся «Печать до первой русской революции», охватывает 1875-1905 гг., второй раздел под названием «Печать после первой русской революции» охватывает период от революции 1905 года до Первой мировой войны.
А третий раздел называется «Пресса в период борьбы». Четвертый раздел, названный автором «Внутри революции», рассказывает об историческом периоде нашей печати с конца Первой мировой войны до мусаватистского периода. Пятый раздел, в котором повествуется об органах печати периода Азербайджанской Демократической Республики, называется «Печать периода «Мусавата»».
В изданной в тот период книге «Между двумя революциями» (Тифлис, 1918) автор дает высокую оценку роли печати и культуры в развитии национально-политического сознания. Расценивает печать как один движущих сил власти. В мае 1924 года по известным причинам вынужденный провести оставшуюся часть своей жизни в эмиграции Мирза Бала переезжает в иранский город Энзели. И здесь, будучи преследуем, едет сначала в Тегеран, затем в Тебриз. В те годы пишет статьи для издаваемого в Стамбуле журнала М.Э. Расулзаде «Новый Кавказ» и не отстраняется от органов печати. В 1927 году Мирза Бала Мамедзаде снова переехал в Стамбул. И в тот же год молодой интеллигент издает книгу «Армяне и Иран». Он, наряду с написанием крупноформатных произведений, делал общественно-политические и публицистические выступления в журналах «Страна огней», «Независимость», «Спасение», «Новый Кавказ», «Азери Тюрк», «Азербайджан» и бюллетене «Мусават». Литератор на страницах упомянутых органов печати уделял особое внимание статьям в демократическом духе, полном призывов к национальной независимости. В общественно-политических статьях он обращал пристальное внимание на вопросы национально-культурного прогресса, просвещения и развития культуры. Автор в своих статьях, относящихся к этому периоду, показывает, что народ, уставший от многолетних преследований и репрессий, познав самого себя, поднялся на борьбу за идеалы национального образования. Весьма интересны и статьи и сборники М.Б.Мамедзаде, посвященные азербайджанскому литературоведению и языку. Его циклы статей «О наших национальных эпосах», «Деде Коркут», «Смерть Калният», «Праздник спасения Новруз», «Эпосы гнета наших героев», «Столичные легенды», «Азербайджанские поэты» и прочие наглядно показывают исследования литератора в области истории литературы. Дающий литературе родного Азербайджана и его создателям самые высокие, самые высшие оценки автор в своей статье «Вчера и сегодня азербайджанской тюркской литературы» говорит: «Сегодняшними предводителями литературной арены снова являются герои вчерашнего периода нации. Сотрясшие литературный мир «события» снова были произведениями Гусейна Джави-да. Развеселившее прессу стихотворение - это снова назидания Джавида, оживляющие учебники надписи - также Шаига. Снова Джафар, который своим «Айдыном», «Октаем» и «Алмасом» привносит красоту в театральную жизнь. Опять «Молла На-среддин», который смеется своими слезами». В его художественном творчестве
139
жанр рассказа занимает важное место. Обращают на себя внимание его рассказы «Моя память», «Контрреволюционеры», «Десять раз убитый», «Родина осталась» и др.Рассказ «Родина осталась» автора, с пера которого ощущался вопль, представляет собой горькое воспоминание о чужих краях. В начале рассказа автор описывает первые месяцы, брошенные величественной волной ненавистного завоевания.
В десятые годы ХХ века в распространении идей независимости и мусаватизма определенные заслуги имела и литературная мысль, особенно трудящиеся на драматургической и театральной сцене литераторы. Царские армянские цензоры держали печать под жесточайшим гнетом. Может быть, именно поэтому примерно до середины 1917 года на театральной сцене в серьезной драматургии преобладали мотивы просветительства и назидательности. Наряду с этим, несмотря на препятствия, смогли быть созданы такие образцы, как «Надир-шах» Н.Нариманова, «Мертвецы» Дж.Мамедкулизаде, «Ага Магомед-шах Гаджар» А.Хаггвердиева, «Насиреддин-шах» Дж. Джаббарлы.
Произведение М.Б.Мамедзаде «Война за Баку» созвучна с пьесой «Бакинская война» его близкого друга, идейного соратника Дж.Джаббарлы. Поскольку оба были написаны в связи с проводимым конкурсом по случаю освобождения Баку муса-ватистскими войсками. Произведение было поставлено 17 декабря 1919 года на сцене государственного театра. Режиссером-постановщиком обоих спектаклей, пьес и «Бакинской войны» Дж.Джаббарлы и «Войны за Баку» М.Б.Мамедзаде, был видный мастер своего времени А.М.Шарифзаде. В пьесе нашли свое отражение исторические события, связанные с вторжением в 1918 году в Баку различных иностранных империалистических войск. Идеи борьбы с колониализмом стояли в центре пьес Дж.Джаббарлы «Завоевание Эдирне», «Траблиская война», а также М.Б. Мамедзаде «Война за Баку». Таким образом, в объемных произведениях М.Б.Мамедзаде как комментируются историко-общественные и политические основы национально-освободительного движения, так и демонстрируются зверские методы, применяемые советской империей для уничтожения азербайджанского независимого идеала. Из статей М.Б. Мамедзаде, служившего пером на стезе изучения и доведения до народа нашей культуры, видно, что этот патриотичный интеллигент изо всех сил трудился ради нашего национального духовного прогресса и не жалел сил своих на это.
Выводы и перспектива. И в конце отметим, что как писатель, драматург, публицист, критик, историк, видный политический деятель своего времени Мирза Бала Мамедзаде был одним из выдающихся личностей азербайджанского движения за национальную независимость. А сегодня настало время, подробно изучив его жизнь и творчество, передать последующим поколениям.
Литература
1. Джаббарлы Никпур. Мирза Бала Мамедзаде и классическое литературное наследие / / Новости Азербайджанской НАН. Серия литературы, языка и искусства, 2001. - № 1-2, 103-109.
2. Джаббарлы Никпур. Эмиграция и классическое литературное наследие. Проблема классического наследия в азербайджанской эмигрантской литературе / Ред.: Камал Талыбзаде. - Баку: Эльм, 2003. - 172 с.
3. Алиев Рагим. Джаббарлы в период революций / / Азербайджанская Демократическая Республика / Рагим Алиев. - Баку: Азернешр, 1992. - С.133-135.
140
4. Гасанова Айгюн. Азербайджанские эмигранты в первой половине ХХ века / Айгюн Гасанова. -Баку: изд-ство «Знание», 1992. - 165 с.
5. Ибрагимли Х. Азербайджанская политическая эмиграция (1920-1991) / Х. Ибрагимли. - Баку: Эльм, 1996. - 304 с.
6. Рустамлы Асиф. Самоотверженный исследователь нашей национальной печати / Асиф Рустам-лы. Литературная газета (на азерб. языке), 10 декабря 2004 года
7. Ягублу Насиман. Большой мыслитель. Человек национальной идеологии / Насиман Ягублу. Газета «Ени мусават», 28 февраля 1988 года
8. Ягублу Насиман. История мусаватистской партии / Насиман Ягублу. - Баку, 1997
9. Юрдсевер А.В. Задачи тайной мусаватистской организации / А.В. Юрдсевер. - Азербайджан (Анкара), 1991. - № 382.
Асланова Т. А. Роль М.Б. Мамедзаде в ютори духовно! i суспшьно! думки Азербайджану / Т. А. Асланова // Вчеш записки Тавршського нацюнального ушверситету iменi В. I. Вернадського. Серш «Фшологш. Сощальт комунжаци». - 2013. - Т. 26 (65), № 2. - С. 137-141.
Стаття присвячена публщисту i дослвднику ютори лггератури Азербайджану, одному з видатних громадсько-полгшчних дiячiв, носта щей парти Мусават М.Б.Мамедзаде. Дана робота оповвдае про найбшьш вiдомi твори М.Б.Мамедзаде, широко висвггаюе !х сюжет i щейну спрямовашсть. Основними мотивами творiв автора були мотиви незалежностi, демократ, теми юторичного минулого тюркських народ1в. У статл також наводиться короткий екскурс в юторта Азербайджансько! Демократично! Республши, в перiод яко! жив i творив лггератор. Автор ввдзначае, що як письменник, драматург, публiцист, критик, юторик, полiтичний д1яч свого часу Мрза Бала Мамедзаде був одним з видатних особистостей азербайджанського руху за нацiональну незалежнiсть.
Ключовi слова: перюд демократично! республжи, парт1я «Мусават», лпература в емiграцil, нацiональна самосввдомють
Aslanova T. A. The role of the M.B. Mammadzade in the history of Azerbaijan spiritual and social thought / T. A. Aslanova // Scientific Notes of Taurida V. I. Vernadsky National University. - Series: Philology. Social communications. - 2013. - Vol. 26 (65), No 2. - P. 137-141.
The article is devoted to the publicist and researcher of the Azerbaijan literature history, one of the most prominent political figures, ideas man of "Musavat" party M.B. Mammadzade. This work says about the most famous works of M.B. Mammadzade, publicizing their plot and the ideological direction. In the M.B. Mam-madzade bulky editions historical, social and political foundations of the national liberation movement are commented, the brutal methods used by the Soviet empire for destruction of the ideal of an independent Azerbaijan are demonstrated. The main appeals of the author's works were the ideas of independence, democracy, themes of the Turkic nations historical past.
A brief excursion into the history of the Azerbaijan Democratic Republic, during which the writer lived and created his works is performed, M.B. Mammadzade's research works on the field of the history of the democratic press are depicted. The author notes that as a writer, dramatist, essayist, critic, historian, an outstanding political figure of his time Mirza Bala Mammadzade was one of the most prominent figures of the Azerbaijani national liberation movement.
Key words: the period of a democratic republic, "Musavat" party, the literature on immigration, national identity.
Поступила в редакцию 30.08.2013 г.
141