УДК 658.7
РОЛЬ ЛОГИСТИКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
А. А. Зарубина Научный руководитель - Е. В. Белякова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
Раскрыта роль логистики в деятельности промышленных предприятий, в том числе предприятий целлюлозно-бумажной промышленности. Выявлены преимущества эффективной логистики промышленных предприятий. Выделены ключевые секторы повышения конкурентоспособности за счет использования инструментов логистического менеджмента для предприятий целлюлозно-бумажной промышленности.
Ключевые слова: предприятия целлюлозно-бумажной промышленности, логистические затраты, конкурентные преимущества
ROLE OF LOGISTICS IN ACTIVITIES OF PULP AND PAPER INDUSTRY
ENTERPRISE
A. A. Zarubina Scientific supervisor - E. V. Belyakova
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
In the article revealed the role of logistics in industrial activities, including pulp and paper industry. Advantages efficient logistics of industrial enterprises are detected. Presented the main sectors of competitiveness through the use of tools of logistics management for the pulp and paper industry.
Keywords: pulp and paper industry, logistics costs, competitive advantage
Эффективная логистика является необходимым условием для формирования цепей поставок с целью удовлетворения запросов потребителей, а также получения конкурентных преимуществ предприятием.
Первое преимущество заключается в том, что если потребитель получает заказанные у поставщика продукты в указанные сроки, в полном объеме, неповрежденными и по установленной заранее стоимости, то он будет отдавать предпочтение такому поставщику при дальнейших сделках. То есть любое повышение качества сервиса, что предполагает логистика, увеличивает удовлетворенность покупателей и формирует лояльность клиентов. Это в свою очередь ведет к увеличению оборота компании, доли рынка и объему прибыли.
Второе преимущество - делая основные процессы предприятия более эффективными путем фокусирования на основных нуждах клиентов, логистика приводит к сокращению (вплоть до нулевого значения) издержек на услуги, невостребованные клиентами. Получается, что совершенствование логистики сокращает общие затраты. Вместе все эти действия помогают сделать продукт более привлекательным на рынке.
Целлюлозно-бумажная промышленность (ЦБП) в целом только вступает на путь управления логистичсекими процессами в стравнении с другими отраслями, и большинство компаний
Секция «Актуальнее проблемы в логистике и управлении цепями поставок»
еще не пришли к мнению о необходимости применять логистику в управлении. Но целый ряд компаний в ЦБП осознали, что им необходимо перестраивать процессы управления с учетом логистического подхода [1].
Раньше большинство предприятий целлюлозно-бумажной промышленности, занимаясь проблемами качества и сокращения затрат, обращали большее внимание на процесс производства, не охватывая такую сторону бизнеса как сервис. С учетом «экспортной» логистики, которая составляет в среднем 12% от всех цепей поставок, влияние уровня сервиса на рост эффективности процессов становится существенным. Возможно сокращение затрат за счет улучшения производственных программ и программ закупок.
В ходе исследования было установлено, что компании, преуспевшие в логистике и управлении цепями поставок, создали значительное конкурентное преимущество по сравнению с остальными. Выделены преимущества использования инструментов логистического менеджмента для повышения конкурентоспособности предприятий:
- значительное сокращение затрат;
- улучшение сервиса;
- сокращение длительности логистического цикла и сроков пополнения запасов;
- повышение доходов собственников.
Первое преимущество формируется, в основном, за счет транспортных затрат, которые составляют 65% общих логистических затрат. На отечественных предприятиях логистические затраты составляют в среднем 15-23% в стоимости реализуемой продукции. Причем доля транспортных издержек в составе общих логистических так же превалирует, достигая отметки в 75% [1].
Важно отметить, что предприятия ЦБП рассматривают необходимость сокращения совокупных затрат по всем логистическим процессам, в первую очередь ,, за счет сокращения продолжительности цикла выполнения заказа и улучшения сервиса.
Действительно, основной разрыв между наиболее и наименее успешными предприятиями закладывается на уровне сервиса, оказываемого клиентам. Наименее успешные отраслевые предприятия могут предоставить в среднем около 58% так называемых бездефектных поставок -полностью и точно укомплектованные заказы, грамотно заполненные документы, обеспечение сохранности груза, современная отправка и получение товара. Для сравнения, наиболее успешные достигают уровня 83% бездефектных поставок. Более того, лидеры ставят задачу довести уровень общего сервиса до отметки 98%, тогда как у большинства аутсайдеров просто нет никаких задач и ориентиров в этой сфере [3].
Так же предприятия-лидеры уделяют такТбольшое внимание складским процессам, вопросам закупок сырья, производства и транспортировки.
Предприятия-лидеры используют свое преимущество в затратах для достижения большого превосходства в качестве и продолжительности циклов выполнения заказов. Фактически улучшение сервиса, ускорение циклов и снижение затрат - результат действия логистики. Настоящим достоинством, которое получают предприятия-лидеры, применяя логистические процессы, является возможность управления качеством в полной цепи поставок, и только такое управление может дать полное удовлетворение запросов потребителей.
В ходе исследования выявили четыре сектора, за счет которых предприятия-лидеры имеют приемущества:
- Интегрированный подход к логистике.
- Единый процесс улучшений с партнерами по цепи поставок.
- Долгосрочные отношения с поставщиками логистических услуг.
- Отслеживание проведения усовершенствований.
Чтобы лучше влиять на процессы, создается логистический отдел, отвечающий за координацию деятельности различных функциональных подразделений предприятия. Менеджер по логистике на предприятии обычно ответственен за планирование, координацию и информационное обеспечение. В противовес этому, в менее эффективных компаниях логистика воспринимается как серия отдельных действий, таких как складирование, транспорт или управление запасами, каждая из которых находится в ведении отдельных людей [2].
Доказательством необходимости единых действий с партнерами по цепи поставок по улучшению деятельности является тот факт, что для повышения уровня качества оказываемых услуг требуется единый бизнес-процесс, который включает всех ключевых деловых партнеров. Этот пункт - взаимодействие со всеми партнерами по цепи поставок предприятиями-лидерами в ЦБП называется основным при формировании логистического преимущества организации.
Содержательная характеристика проведения усовершенствований сталкиваются с двумя вызовами в удовлетворении запросов потребителей. Первый вызов - определить желания потребителя и затем предоставить различные услуги для удовлетворения этих желаний и увеличения стоимости работы. Второй вызов - безошибочно соответствовать этим требованиям и даже превышать ожидания заказчиков для тех услуг, которые являются крайне необходимыми для заказчиков и которые влияют на решение о покупке. Столкнувшись с этими двумя вызовами, предприятиям необходимо формировать такую среду, в которой можно реально оценить состояние производства на данный момент, а так же вносить изменения и последовательно проводить их.
Лидеры в ЦБП обладают большим списком приоритетных изменений: бенчмаркинг (внедрение в практику технологий, стандартов и методов работы лучших организаций-аналогов), сокращение запасов и циклов производства, аутсорсинг логистических операций (предача отдельных логистических функций или всей логистической системы предприятия посреднику).
Конкурентные преимущества, которыми овладели предприятия-лидеры в ЦБП, уже сейчас значительны и будут увеличиваться, сильнее разделяя участников рынка. Как один из ключевых видов деятельности, логистика является четким индикатором по которому предприятия в ЦБП будут разделяться в будущем. Только предприятия, успешно оптимизирующие свои цели поставок и логистические процессы, движимые стремлением удовлетворить все новые запросы потребителей, сохранят в будущем производственный и финансовый потенциал для конкурентной борьбы в глобальном мире XXI века.
Библиографические ссылки
1. Кириллов, В.С. Управление логистическими издержками на предприятиях целлюлозно-бумажной промышленности / В.С. Кириллов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2013. - вып. № 67. - С. 122-126.
2. Миронов, А.В. Проблемы развития целлюлозно-бумажной промышленности в России [электронный ресурс] / А.В. Миронов // Проблемы развития территории. - 2015. - вып. 6 (80). -С. 63-70. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-razvitiya-tsellyulozno-bumazhnoy-promyshlennosti-v-rossii (дата обращения 18.01.2017)
3. Лес Онлайн. Лесная промышленность [электронный ресурс]. URL: http://www.lesonline.ru/analitic/?cat_id=12&id=346407 (дата обращения 14.01.2017)
© Зарубина А. А., 2017