Научная статья на тему 'Роль логистики складирования в координации спроса и предложения на рынке'

Роль логистики складирования в координации спроса и предложения на рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
622
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абрамова Е.Р.

Показана роль логистики складирования в построении единой интегрированной системы перемещения грузов, а также возможности складского хозяйства в координации спроса и предложения на рынке с учетом разработки и предложения потребителям комплекса организационно-коммерческих услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль логистики складирования в координации спроса и предложения на рынке»

процессом, а так как общий результат достигается их взаимосвязанностью, то системный подход к управлению гостиницей в целом обеспечивает создание «ценности для потребителя» требуемого качества.

Список литературы

1. Браймер Р. А. Основы управления в индустрии гостеприимства: Пер с англ. М.: Аспект Пресс, 1995.

2. Гостенина Т. Н. Концепция гостеприимства // Современные аспекты экономики. 2003. № 23 (51).

3. Гостенина Т. Н., Родионов А. С. Актуальные проблемы индустрии гостеприимства // Современные аспекты экономики. 2003. № 23

(51).

4. Гостенина Т. Н., Лайко М. Ю. Особенности управления предприятиями в сфере гостиничного бизнеса. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2004.

5. Ефимова О. П. Экономика гостиниц и ресторанов. М.: Новое знание, 2004.

6. Ляпина И. Ю. Организация и технология гостиничного обслуживания. М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Канд. экон. наук Е. Р. Абрамова

РОЛЬ ЛОГИСТИКИ СКЛАДИРОВАНИЯ В КООРДИНАЦИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

НА РЫНКЕ

Показана роль логистики складирования в построении единой интегрированной системы перемещения грузов, а также возможности складского хозяйства в координации спроса и предложения на рынке с учетом разработки и предложения потребителям комплекса организационно-коммерческих услуг.

В последние годы все чаще говорят о складировании как об элементе логистической системы и рассматривают его во взаимосвязи с такими важнейшими составляющими логистического процесса, как запасы, закупки, дистрибуция, транспорт. Имеется в виду, что конечная цель работы любого распределительного центра должна отвечать интересам всей логистической системы в целом. Это особенно важно, принимая во внимание, что складское хозяйство существует на каждом из

этапов логистического процесса - от закупки сырья до конечного распределения готовой продукции. Кроме того, по данным Британского института экономики, складские расходы могут достигать 30% стоимости готовой продукции. Вместе с тем нередко возникают ситуации, когда стоимость хранения может оказаться больше, чем стоимость самой продукции. В связи с этим важнейшей задачей логистики складирования становится поиск компромисса между потребностями рынка и возможностями производителя.

Если фирма теряет одного потребителя из-за того, что товар недоступен в данный момент, ситуация кажется безопасной. Однако анализ показывает, что за счет этого многие производители недополучают значительные прибыли. Решение может показаться простым: создать большие запасы продукции и предприятие не потеряет ни одного потребителя. Но все дело в том, что в таком случае возрастают складские расходы. Этот фактор, а также истечение срока годности продукции могут полностью лишить компанию прибыли. Поэтому весь смысл складской логистики сводится к поиску оптимального варианта между этими двумя крайностями, т. е. к формированию в распределительном центре такого оптимального запаса материальных ресурсов, который, с одной стороны, позволяет не терять ни одного клиента, а с другой -сводит к минимуму расходы по поддержанию материалов в запасах. Если такая точка компромисса найдена, то сокращаются издержки на хранение, достигается заинтересованность любого склада в работе на конечный результат всей логистической цепи, происходит постепенное выравнивание интенсивности материальных потоков в соответствии со спросом.

Реализация этой основной задачи складского хозяйства предполагает решение важной проблемы - определение формы собственности складов.

На сегодняшний день существуют две основные альтернативы:

- частное складирование - когда предприятие (или группа предприятий) создает собственное складское хозяйство и несет все издержки по его содержанию;

- общественное складское хозяйство - аренда складов-посредников (или предприятий-изготовителей) для хранения продукции предприятия-потребителя.

При решении этого вопроса исходят из системы критериев. Важнейшими из них являются затраты на создание и эксплуатацию частного складского хозяйства и оплату услуг посредников, а также качество собственного или общественного хранения. В результате выбор альтернативы должен осуществляться с учетом ряда обстоятельств.

Эксплуатационные расходы по содержанию складского хозяйства при увеличении размера грузооборота распределительного центра возрастают незначительно. В связи с этим частное складское хозяйство может быть выгодно:

- в крупносерийном производстве, если речь идет о хранении и реализации значительных устойчивых грузопотоков небольшому кругу потребителей, расположенных на ограниченной территории;

- при стабильности на рынке по данному виду товаров;

- в случае получения выигрыша в качестве хранения.

Субъективная причина в пользу выбора частного складирования

заключается еще и в том, что в России в условиях неразвитого рынка посреднических услуг и одновременно высоких цен на них многие предприятия стремятся формировать собственные сети реализации. Большинство складов, предлагаемых в аренду, были построены еще в советский период и не отвечают требованиям современной логистики. Они или оснащены устаревшим оборудованием, или представляют собой «пустую коробку». Часто на таких складах используется последовательная (а не параллельная, как в европейских странах) система въезда-выезда, что также приводит к росту затрат. В то же время известно, что содержание собственного складского хозяйства сопряжено со значительными издержками, поэтому промежуточным вариантом нередко становится строительство несколькими компаниями собственной сети распределительных центров с целью совместного владения или склад строит самый заинтересованный, а другие у него арендуют на выгодных условиях.

Рассматривая проблему передачи функции складирования посредникам, следует заметить, что общественное складское хозяйство может быть выгодно:

- для небольших компаний, объемы грузооборота которых невелики; в этом случае арендная плата чаще всего оказывается выгоднее, чем содержание собственного складского хозяйства;

- если необходимо распределить значительное количество продукции разнообразного ассортимента множеству мелких потребителей, расположенных на обширной территории; в этом случае посредник может снять с изготовителя заботу о реализации товаров, снижается количество связей;

- на начальном этапе функционирования предприятия, когда рынок данного товара еще не освоен;

- при сезонной потребности в хранении;

- если посредник предоставляет комплекс услуг по консолидации партий товаров, разукрупнению, подбору ассортимента, страховке, кредитам и т. д.

Кроме того, необходимо учитывать, что при изменении товарооборота компаний всегда легче сменить арендованный склад, чем собственный, при этом оформление аренды составляет более короткий срок в сравнении со строительством собственного склада.

Как показывает мировая практика, в последние годы соотношение в пользу частного или общественного складирования составляет 20:80. Большинство предприятий предпочитают пользоваться складской сетью профессиональных посредников, чьи услуги по хранению нередко обходятся дешевле и качественнее, чем организация собственной системы баз и складов. Примером может служить предприятие Volkswagen. В этой компании взаимосвязи между производственным конвейером, посредниками и транспортными фирмами скоординированы так, что нет необходимости в содержании на самом предприятии значительного складского хозяйства. Запасы на производственном конвейере рассчитаны на одну производственную смену, практически отсутствуют даже страховые запасы, так как в непосредственной близости от завода находится крупный склад комплектующих фирмы-посредника, откуда по четкому графику материалы доставляются на производство.

Вместе с тем, как было сказано выше, по отношению к российским экономическим условиям этот вопрос необходимо решать в каждом конкретном случае индивидуально. Следует принимать во внимание несовершенство взаимоотношений между поставщиками и потребителями, несоблюдение договорных обязательств по поставкам, неразвитость самой конкуренции на рынке посреднических услуг и, как следствие, неоправданно завышенные цены, незначительный спектр оказываемых потребителям предпродажных, послепродажных услуг при их посредственном качестве.

Именно последний фактор оказывает существенное влияние на выравнивание интенсивности материалопотоков в соответствии со спросом и в конечном итоге на эффективность работы любого распределительного центра. Понимание данной проблемы предполагает учет ряда обстоятельств. Еще 10-15 лет тому назад считалось, что многие ошибки в управлении могут быть компенсированы значительными объемами производства и хранения. Так, один из менеджеров выразил сущность этого подхода следующим образом: «Не существует управленческих проблем, которые нельзя было бы решить при помощи роста объемов производства и хранения. Даже если мы управляем плохо, возрастающие поступления помогают покрывать ошибки, которые мы при этом совершаем». Однако уже в прошлом десятилетии этот постулат оказался поколебленным.

В конце ХХ в. в мировой экономике изменились «правила игры». Основное значение теперь придается не доходам, получаемым от производства и реализации значительных объемов продукции, а величине прибыли, получаемой в расчете на единицу производимого и продаваемого товара. Зона прибыли переместилась из сферы производства в сферу услуг. Потребителю сегодня уже недостаточно приобрести качественный товар как таковой. Необходимо, чтобы товар был окружен определенной экономической оболочкой в виде комплекса разнообразных услуг: логистических, финансовых и т. д. Такая модель ведения бизнеса получила название «комплексное решение». Применительно к складскому хозяйству это означает продажу не только самого продукта складской деятельности - процедуры хранения товаров, а оказание клиентам комплекса логистических услуг по подсортировке, разукрупнению, консолидации партий товаров в соответствии со спросом, по кредитам, рассрочкам платежей, гарантиям, страхованию и т. д.

Основная мысль такого подхода заключается в следующем: важно не то, какой продукт вы продаете, а как происходит покупка или продажа. Упор делается не только на параметры цены и качества товаров как единственного способа получения прибыли, а на развитие сферы услуг.

Для изучения потребителей собирается и анализируется информация о предпочтениях клиентов, вырабатываются решения по комплексному обслуживанию как поставщиков, так и потребителей материальных ресурсов, вкладываются значительные инвестиции. При этом важно, чтобы услуги были оригинальными, которые трудно где-либо еще получить. Подобный подход используют такие гиганты мирового бизнеса, как General Electric, Xerox и др. Причем под комплексным решением понимается предоставление потребителям ряда услуг, которые позволяют увеличивать прибыльность как заказчику, так и поставщику. В частности, предприятие General Electric участвуя в конкурсе на звание одного из главных поставщиков концерна Ford, разработало комплексную программу, позволяющую данному потребителю значительно сократить затраты на погрузочно-разгрузочных и транспортных операциях, сэкономить на использовании складского пространства, оптимизировать использование применяемых материалов. Это пример, когда поставщик, стремясь продать свой товар, выясняет проблемы потребителя и разрабатывает программу (комплексное решение), помогающую их решить. Кроме того, General Ele^c предоставляет услуги по обслуживанию и капитальному ремонту своей продукции, поставляет запасные части, оказывает другие послепродажные услуги.

Еще один вид услуг, предлагаемых потребителям, - контракты с распределенной ценностью, позволяющие поставщикам, посредникам,

распределительным центрам взаимодействовать с заказчиками, временно ограниченными в средствах. В этом случае поставщик соглашается на более низкую продажную цену в обмен на часть новой стоимости, которая будет получена в дальнейшем заказчиком с использованием продукции поставщика. По отношению к складскому хозяйству это может означать предоставление услуг по хранению товаров «взаймы» в обмен на часть дохода, который будет получен клиентом в будущем с помощью данных услуг. Такие контракты обеспечивают прочные связи между поставщиками и потребителями в течение длительного времени и создают для обеих сторон ценность более высокую, чем получил бы каждый из них, действуя отдельно.

В качестве комплексного решения могут быть предложены также организационно-коммерческие услуги, направленные на повышение эффективности процессов товарно-денежного обмена:

- реализация излишних материальных ценностей путем перераспределения, а также на комиссионных началах;

- продажа клиентам малых количеств изделий, которые потребитель уже не может приобрести у изготовителя. Примером может служить продажа запасных частей для снятого с производства оборудования. Если еще несколько лет тому назад в нашей стране существовала обязанность изготовителей в течение десяти лет после снятия машины с производства продолжать выпуск запасных частей к ней, то теперь эту проблему можно решить только через посредников на основании заключаемых с ними договоров;

- реализация промышленных отходов предприятий;

- предоставление в аренду оборудования, техники, аппаратуры, складских площадей;

- прием грузов на ответственное хранение;

- автоматизированный учет товаров на этапах приемки, размещения грузов на стеллажах, подбора товаров на заказ, инвентаризации, контроля перемещений внутри склада, а также определения количества и качества жидких и твердых грузов в таре без вскрытия в процессе приемки по количеству и качеству;

- страхование грузов;

- гарантийное обслуживание клиентов;

- обязательства по рассмотрению претензий покупателей;

- транспортно-экспедиционные услуги, связанные с доставкой грузов клиентам своим или арендованным транспортом: оперативное предоставление информации о продвижении и состоянии груза, дорожном движении. При этом «прозрачность перевозок» становится одним из важнейших критериев при выборе клиентами того или иного посредника - транспортно-экспедиционной фирмы. Так, неотъемлемым

условием при организации интермодальных и мультимодальных перевозок грузов является использование компьютерных систем слежения за перевозками, когда каждый клиент в любой момент может определить положение транспортного средства (с точностью до 100 м), скорость движения, время в пути в течение 24 часов в сутки, а также состояние самого груза;

- стимулирование сбыта продукции клиентов, при этом оно должно быть построено на учете запросов потребителей, а не на «проталкивании» продукции любой ценой. Такой подход наиболее адекватен концепции логистики и предполагает получение максимальных прибылей распределительными центрами не за счет наращивания объемов хранения и реализации, а за счет разработки наиболее привлекательных решений для потребителей товаров и услуг.

Таким образом, учет рассмотренных факторов позволяет определить роль любого распределительного центра, прежде всего как координатора между спросом и предложением на рынке, между производителями и потребителями товаров. Именно такой подход обеспечивает реализацию идей логистики в складировании - работу всех участников логистического процесса в рамках интегрированной системы с целью достижения единого конечного результата - снижения себестоимости продукции без ухудшения ее качества.

Список литературы

1. Дыбская В. В. Логистика складирования. М., 1999.

2. Мате Э., Тиксье Д. Логистика. СПб., 2003.

3. Сливотски А., Моррисон Д. Маркетинг со скоростью мысли. М., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.