Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:
Горячева М.А. — Роль личностных особенностей подростков в восприятии наружной рекламы // Психология и Психотехника. - 2023. - № 1. DOI: 10.7256/2454-0722.2023.1.37967 EDN: AOIPVU URL: https;//nbpublish.com'Hbrary_read_article.php?id=37967
Роль личностных особенностей подростков в восприятии наружной рекламы
Горячева Марина Андреевна
аспирант кафедры Псиюлогии и педагогики Новосибирского Государственного Технического
630079, Россия, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Степная, 68, оф 38
Статья из рубрики "Психология и педагогика"
DOI:
10.7256/2454-0722.2023.1.37967
EDN:
AOIPVU
Дата направления статьи в редакцию:
29-04-2022
Аннотация: В статье приводятся результаты эмпирического исследования восприятия наружной рекламы подростковой аудиторией. В ходе исследования, проведенного среди новосибирских школьников средней и старшей возрастной группы, было изучено влияние таких личностных особенностей как уровень агрессивности и ценностные ориентации, на образ идеальной рекламы, а также восприятие наружной рекламы нейтрального, агрессивного и циничного типа. Предмет исследования - личностные особенности подростков в восприятии рекламы. Объект исследования - восприятие рекламы подростками. В настоящей статье приводятся результаты эмпирического исследования, целью которого стало выявление личностных особенностей подростков, влияющих на восприятие наружной рекламы. Научная новизна исследования заключается в изучении отношения к неэтичной рекламе подростков-школьников разных возрастных категорий. Так как восприятие подростками наружной рекламы, с учетом ключевых личностных и психологических черт этой возрастной группы, остаются малоисследованными. В ходе исследования было выявлено, что только нейтральная реклама соответствует профилю идеальной рекламы, тогда как агрессивная и циничная реклама не обладает соответствующими чертами независимо от возраста и личностных особенностей. В ходе исследования были выявлены различия в восприятии рекламных материалов подростками разных возрастов, уровней агрессии и выраженности
жизненных ориентаций. Однако социально-психологических оснований для использования агрессивных и циничных элементов в рекламной коммуникации с подростковой аудиторией выявлено не было.
Ключевые слова:
восприятие рекламы, наружная реклама, подростки, агрессивность, ценностные ориентации, адвертологический подход, социально-психологическая эффективность, неэтичная реклама, психология рекламы, школьники
Введение
Реклама является важным элементом информационного пространства современного общества, оказывающим влияние не только на потребительское поведение, но и на более широкий спектр кратко- и долгосрочных аспектов индивидуальной и общественной жизни. Являясь элементом маркетинговой деятельности компаний, реклама
разрабатывается как инструмент коммуникации с целевыми группами потребителей 2]. Однако некоторые виды рекламы оказываются доступны в том числе для нецелевых групп. Это относится, прежде всего, к наружной рекламе, которая является частью окружающего пространства повседневной жизни для всех людей, проживающих или находящихся в определенной местности.
Влияние рекламы на различные аудитории рассматривается, как правило, с точки зрения
ее эффективности, в рамках суггестивного и маркетингового подходов 4], а также с точки зрения связи с социально-групповыми характеристиками ее реципиентов, в рамках
адвертологического подхода [5;7]. С точки зрения адвертологического подхода восприятие рекламы имеет и социально-психологическое измерение, связанное с личностными и психологическими особенностями различных социальных и возрастных
групп Одной из таких групп, характеризующихся важными социально-
психологическими особенностями, являются подростки. Несмотря на то, что как таковые психологические аспекты восприятия рекламы подростками становились предметом исследований, они были связаны, прежде всего, с изучением телевизионной и
социальной рекламы [8; 9; 10]. Однако восприятие подростками наружной рекламы, с учетом ключевых личностных и психологических черт этой возрастной группы, остаются
малоисследованными [14-17]. В настоящей статье приводятся результаты эмпирического исследования, целью которого стало выявление личностных особенностей подростков, влияющих на восприятие наружной рекламы. Более конкретно, исследование направлено на выявление различий в восприятии наружной рекламы подростками, связанных с возрастными факторами, ценностными факторами, а также уровнем агрессивности подростков.
Эмпирическое исследование восприятия рекламы
Цель исследования:изучение личностных особенностей подростков в восприятии рекламы.
Объект исследования - восприятие рекламы подростками.
Предмет исследования - личностные особенности подростков в восприятии рекламы.
Гипотезы исследования:
1. Существуют различия в восприятии рекламы детьми среднего и старшего школьного в оз ра с та
1.1. Дети старшего школьного возраста положительно оценивают рекламу.
1.2. Дети среднего школьного возраста негативно оценивают рекламу.
2. Существуют различия агрессивности между детьми среднего и старшего школьного в оз ра с та .
3. Существует различия в восприятии рекламы детьми с разными ценностями
3.1. Дети с высоким уровнем «Познание как ценность», «Я-ценность» более негативно оценивают неэтичную рекламу.
4. Существуют различия в восприятии рекламы у подростков с разным уровнем агрессивности.
4.1. Подростки с высоким уровнем агрессивности положительно оценивают неэтичную рекламу (агрессивную, циничную).
4.2. Подростки с низким уровнем агрессивности негативно оценивают неэтичную рекламу (агрессивную, циничную).
Объем выборки : 225 человек в возрасте от 13 до 17 лет. Исследование проведено среди учащихся средней общеобразовательной школы №175 г. Новосибирска, относящихся к двум возрастным группам: средних школьников (13-15 лет, 7-9 классы) -140 учеников, и старших школьников (16-18 лет, 10-11 классы) - 85 учеников.
В исследовании использовались образцы наружной коммерческой рекламы, взятой из сети интернет, присутствующей на улицах г. Новосибирска. Все материалы были разделены на три группы: нейтральную, агрессивную и циничную.
Нейтральная реклама - реклама, целью которой является информирование человека о рекламируемом продукте, не создавая чувства комфорта или дискомфорта, не вызывая
никаких ощущений, кроме здорового любопытства
Агрессивная реклама - реклама, навязывающая товар или услугу, которая выполнена в ярком цвете (сочетание красного, черного), в которой содержится агрессивный текст («Приди!Купи!») или агрессивные элементы в изображении (кровь, оружие и т.д.)
Циничная реклама - реклама, использующая вызывающе-пренебрежительные образы, демонстрирующие отрицательное отношение к культурным ценностям, к общепринятым нормам и т.д
Всего использовалось 24 образца рекламы, по 8 образцов в каждой группе. Реклама № 1-№8 - агрессивная реклама
№1 Реклама «Яепаи^рогЬ>на билборде изображена красная машина, которую сзади подталкивает женская рука с длинными красными ногтями (напоминающая рога дьявола).
№2 Реклама ресторана «Копот». Изображение женщины облитой белой жидкостью со
слоганом «Любите йогурт?».
№3 Реклама напитков «Черноголовки». Изображен темно-серый заяц со слоганом «Не беси природу».
№ 4 Реклама салона красоты «Фаворит». Изображен лысый мужчина в кожаных перчатках и пистолетом в руках, из кинофильма Хитмен. Представлен слоган «Хитмен тоже стрижется».
№5 Реклама с изображением диска пилы на черном фоне со слоганом, написанным красными буквами «Хватит пилить».
№6 Реклама с изображением персонажа из фильма «Пила», со слоганом «Осенью будет дороже. Я даю тебе месяц купить квартиру выгодно».
№7 Реклама с изображением персонажа из фильма «Властелин колец» со слоганом «Она здесь - моя прелесть».
№8 Реклама «DoiceCasadesing» магазина мебели. На билборде изображен мужчина в рваной одежде, сидящий на стуле. Присутствует слоган «Измени жизнь - начни с мебели».
Реклама № 9-№16 - нейтральная реклама
№9 Реклама магазина одежды «Меркурий». Изображен пуховик в трехлитровой банке со слоганом «Делай заготовки на зиму».
№10 Реклама с изображение колбас на лугу, сымитированы коровы со слоганом «На лугу пасутся ко......
№11 Реклама «ЛСР Недвижимость». Изображение девочки 7 лет с белым медведем. Присутствует слоган «Хорошие соседи гарантированы».
№12 Реклама батончиков «Мюсли». Изображена семья: отец, мать, сын с батончиками в руках. Присутствует слоган «Энергия добрых дел».
№13 Реклама кофе «Варим во все чашки». Изображен силуэт мужского лица, в названии используются обозначения химических элементов. Слоган «Возьми кофе с собой».
№14 Реклама «Ясный берег». Изображена семья: отец, мать, дочь справа написан слоган «Квартира с отделкой рядом».
№15 Реклама канала «Ю». Изображена Кошка в женском наряде со слоганом «Я девушка. Я не хочу про плитку, я хочу свой телеканал».
№16 Реклама с изображением робота и слоганом «Когда они придут, у нас будут для них запчасти».
Реклама № 17-№24 - цинично-пошлая реклама
№17 Реклама «ООО Гринвуд». Изображение Чегевары со слоганом «МеталлоЧЕрепеца».
№18 Реклама сантехники. Изображены предметы сантехники в слиянии с людьми. Присутствует слоган «Сантехника на любой вкус»
№19 Реклама «MediaMarket». На билборде надпись «ПЯТАЧОК»в букве «О» изображена свинья со слоганом «Хрюкайте от мизерных цен».
№20 Реклама салона эпиляции «ЕрПргод». Слева изображен орангутанг, справа -молодая пара. Посредине слоган «Выбор за тобой».
№21 Реклама клиники пластической хирургии «Асоль». Изображена сумка из человеческой кожи и написан слоган «Заберем лишнее».
№22 Реклама магазина «Метрика». Изображен писатель А.С.Пушкин с дрелью в руках.
№23 Реклама ремонта квартир. Изображен чернокожий мужчина в каске. Слоган «Славяне высокопроизводительные».
№24 Реклама детского магазина «ДЕТИ». Изображен логотип коляски и слоган «РАСПРДАЖА». Читается как «Дети.Распродажа».
Для оценки характера восприятия рекламных материалов использовался метод семантического дифференциала (СД). Мы использовали модифицированный СД от
А.Б.Купрейченко, А.Е.Воробьевой^11^. Участники исследования оценивали каждый рекламный образец с использованием серии из 25 парных понятий, соответствующих различным характеристикам рекламы (например, «приятная - неприятная», «добрая -
жестокая», «навязчивая - скромная» и др.) [21; 22; 13]. В каждой паре участники должны были оценить близость рекламного материала к одному из двух понятий, используя 7-бальную шкалу: от -3 до +3 баллов, визуально представленных как шкала от одного понятия до другого.
Для измерения индивидуальных особенностей использовались следующие методики:
- «Тест агрессивности», разработанный Л.Г. Почебут, для измерения агрессивности подростков по шкалам: физическая агрессия, вербальная агрессия, предметная агрессия, эмоциональная агрессия, самоагрессия, общий уровень агрессивности;
- «Диагностика ценностных ориентаций подростков» М.И. Лукьяновой, включающая пять шкал: «Познание как ценность», «Я-ценность», «Другой-ценность», «Общественно-полезная деятельность», «Ответственность как ценность» [22; 7].
Для решения задач исследования использовались методы статистическойобработки: метод ранговой корреляции ге Спирмена, и-критерий Манна-Уитни.
Результаты
В нашем исследовании выборка была поделена на детей среднего школьного возраста 12-15 лет - 140 человек (далее - подростки) и детей старшего школьного возраста 15-18 лет - 85 учеников (далее - старшие школьники). Использовались методики: опросник а гре с с ив нос ти Л .Г. По ч е бут.
На рисунке 1 представлены результаты методики Л.Г. Почебут. Данные по шкалам:вербальная агрессия (ВА),физическая агрессия (ФА), предметная агрессия (ПА), эмоциональная агрессия (ЭА), самоагрессия (СА) представлены на рисунке 1. Данные по шкале общий уровень агрессивности и адаптивности (ОАА) представлены на рисунке 2.
5 4,5
ВА ФА ПА ЭА СА
Рисунок 1 - Данные по опроснику Л.Г. Почебут (значения нормы обозначены красными линиями).
Из гистограммы видно, что значения старших школьников выше. Значения по шкалам вербальная агрессия и физическая агрессия находятся в норме. Предметная, эмоциональная и самоагрессия у детей среднего школьного возраста ниже нормы по данным шкалам найдены значимые различия (см. таблицу 1). Значения старших школьников по шкале самоагрессия выше нормы.
Общин уровень агрессивности
о
Средний школьный возраст Старший школьный возраст
Рисунок 2 - Данные по опроснику Л.Г. Почебут (значения нормы обозначены красными линиями).
Из гистограммы видно, что значения по шкале «общий уровень агрессивности» у испытуемых находятся в норме, по данной шкале найдены значимые различия (см. таблицу 1).При обработке результатов по и-критерию Манна-Уитни, были получены значимые различия по шкале предметная агрессия, эмоциональная агрессия, самоагрессия и общий уровень агрессивности.
Таблица 1 - Различия по шкалам опросника на агрессивность Л.Г. Почебут по и-критерию Манна-Уитни (и)
Шкалы методики Л.Г.Почебут Дети старшего и среднего школьного в о з ра с та
Вербальная 11-54П4
агрессия
Физическая агрессия и = 5735
Предметная агрессия и=4965*
Эмоциональная агрессия и = 4579*
Самоагрессия и = 3527,5*
Общий уровень а гре с с ив нос ти и = 4743,5*
*- значимые различия
У старших школьников значения по данным шкалам выше (см. рисунок 1). Старшие школьники склонны к отчуждению при общении с другими людьми, срывать свою агрессию на окружающих предметах и не находятся в мире и согласии с самими собой.
Результаты исследования
1) Сравнение двух возрастных групп подростков показало существование между ними устойчивых и значимых психологических и личностных различий. Старшие школьники характеризуются более высоким уровнем агрессивности, как по шкале общего уровня агрессивности, так и по остальным пяти шкалам, причем наиболее высокое различие оказалось в отношении самоагрессии. Межгрупповое сравнение показало, что различия являются статистически значимыми в отношении как общего уровня агрессии (и = 4743,5), так и в отношении самоагрессии, эмоциональной и предметной агрессии. Старшие школьники, приближаясь к важному жизненному этапу перехода к взрослой жизни, характеризуются более высоким уровнем агрессии в отношении как окружающего мира, так и самих себя.
2) При оценке восприятия рекламы участникам сначала предлагалось дать характеристику «идеальной рекламы» с использованием методики СД. Согласно полученным результатам, такая реклама обладает выраженными положительными ч е рта ми (с м. рис . 1)
Рисунок 3. Профиль средних оценок «идеальной семантического дифференциала
рекламы» с использованием
Сравнение профилей «идеальной» рекламы подростков с разным уровнем агрессивности показало, что идеальная реклама у всех испытуемых определена положительными
характеристиками: приятная, интересная, полезная, добрая, радостная, оригинальная, я рка я , и т.д.
Каждый профиль наружной рекламы сравнивался с профилем «идеальной» рекламы. СД дает образ, а на основе корреляций мы можем судить о сходстве профилей.
Рисунок 4- Профиль оценок респондентов среднего школьного возраста «идеальной» и нейтральной рекламы №9-12 по методу СД
Рисунок 5- Профиль оценок респондентов старшего школьного возраста «идеальной» и нейтральной рекламы №9-12 по методу СД
Рисунок 6- Профиль оценок респондентов среднего школьного возраста «идеальной» и
агрессивной рекламы №1-4 по методу СД
Рисунок 7- Профиль оценок респондентов старшего школьного возраста «идеальной» и агрессивной рекламы №1-4 по методу СД
Рисунок 8- Профиль оценок респондентов среднего школьного возраста «идеальной» и циничной рекламы №17-20 по методу СД
2,3
Рисунок 9- Профиль оценок респондентов старшего школьного возраста «идеальной» и циничной рекламы №17-20 по методу СД
3) Результаты визуального анализа показали, что профиль нейтральной рекламы в большей мере повторяет ход профиля идеальной рекламы (см.рис.4,5). Профиль агрессивной и циничной рекламы противоположен профилю идеальной рекламы (см.рис. 6-9).
4) Сравнение профилей трех типов реклам с профилем идеальной рекламы в двух группах подростков показало, что в обеих группах профиль нейтральной рекламы похож на профиль идеальной рекламы. Были обнаружены значимые корреляции между профилем идеальной и нейтральной рекламы в 7 из 8 случаев у старших школьников и в трех случаях - у детей среднего школьного возраста (на уровне р<0.01). Что говорит о сходстве данных профилей. Профили циничной и агрессивной рекламы в обеих группах не схожи с профилем идеальной рекламы, за исключением одного профиля агрессивной рекламы в старшей возрастной группе, который повторяет профиль идеальной рекламы (ге -0.41, р-0.05). Агрессивную и циничную рекламу обе группы оценивают примерно одинаково. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что обе группы испытуемых не принимают данные виды реклам.
Таблица 2- Корреляции профиля идеальной рекламы детей среднего и старшего школьного возраста
№ рекламы Средний школьный возраст Старший школьный возраст
Р9 0,57** 0,76**
Р10 0,0 0,80**
Р11 0,39# 0,63**
Р12 0,18 0,57**
Р13 -0,01 0,65**
Р14 -0,06 0,68**
Р15 0,71** 0,20
Р16 -0,53** -0,58**
значимые связи при *- р<0.05; ** - р<0.01, # - тенденция достоверной связи
Из таблицы 2 можно увидеть, что дети старшего школьного возраста лучше оценивают нейтральную рекламу. Не было обнаружено значимых корреляций в профилях циничной и агрессивной рекламы. Следовательно, подростки не воспринимают такую рекламу.
5) Сравнение профилей оценки различных реклам у подростков с разным уровнем агрессивности показало различия в восприятии всех трех типов рекламы. Дети с высоким и низким уровнем агрессивности положительно относятся к нейтральной рекламе, дети со средним уровнем менее дифференцировано оценивают ее. Дети с высоким уровнем более негативно воспринимают циничную рекламу, чем дети с низким уровнем агрессивности. Дети со средним уровнем агрессивности нейтрально относятся к такому виду рекламы. В группе подростков с более высоким уровнем агрессивности отсутствует значимая корреляция между профилями идеальной и агрессивной рекламы. Это позволяет сделать вывод, что более высокая агрессивность не обеспечивает трансляцию агрессии в сферу нормативных представлений, однако влияет на восприятие конкретных рекламных материалов. В частности, более агрессивные подростки склонны чаще воспринимать агрессивную рекламу как привлекательную, красивую, но также банальную и неагрессивную, - что свидетельствует об определенной нормализации в восприятии агрессивных рекламных стимулов и ее большую приемлемость в качестве атрибута коммуникации. Отдельные образцы циничной рекламы также характеризуются как более привлекательные, дружелюбные и этичные, что говорит о большей приемлемости такого рода коммуникации в этой группе подростков. Однако такой эффект носит избирательный характер и проявляется только в отношении некоторых рекламных ма те риа лов .
6)Также были изучены особенности восприятия наружной рекламы подростков с разным уровнем ценностных ориентаций. Сравнение профилей рекламы у подростков с разным уровнем выраженности ценностных ориентаций, показало, что восприятие как идеальной, так и трех других типов рекламы носит, в целом, схожий характер, хотя некоторые важные различия были выявлены.
Визуальный анализ профилей рекламы показал, что профили нейтральной и идеальной рекламы схожи между собой, профиль нейтральной рекламы повторяет ход идеальной. Профили агрессивной и идеальной рекламы не похожи. При визуальном сравнении профилей циничной и идеальной рекламы прослеживается явная противоположность.
Циничная реклама хуже воспринимается испытуемыми, чем нейтральная и агрессивная. Испытуемые со средним уровнем «Я ценность» лучше относятся к нейтральной рекламе. Оценка агрессивной рекламы менее дифференцирована.
Значимые положительные корреляции между профилями нейтральной и идеальной рекламой у подростков с высоким и средним уровнем «Познание как ценность» говорят о положительном отношении к данному типу рекламы. Подростки с низким уровнем ПЦ хуже воспринимают цинично-пошлую рекламу.
Агрессивную рекламу подростки с разным уровнем «Другой как ценность» (далее - ДЦ) оценивают примерно одинаково. Нейтральная реклама лучше оценивается детьми с высоким уровнем ДЦ. За счет тенденций достоверной связи, можно сказать, что школьники с низким уровнем ДЦ хуже относятся к цинично-пошлой рекламе.
Нейтральная реклама лучше воспринимается детьми с высоким и средним уровнем «Общественно-полезная деятельность» (далее -ОПД). Школьники с низким уровнем ОПД менее дифференцировано оценивают агрессивную рекламу. За счет тенденции достоверной связи можно сказать, что дети с высоким уровнем ОПД хуже оценивают цинично-пошлую рекламу.
Школьники с высоким уровнем «Ответственность как ценность» (далее - ОЦ) более негативно оценили агрессивную рекламу и наиболее положительно относятся к нейтральной. Дети с разным уровнем ОПД отрицательно оценивают циничную рекламу.
Вывод
1.Между детьми среднего и старшего школьного возраста обнаружены различия в шкалах: предметная агрессия, эмоциональная агрессия, самоагрессия и общий уровень агрессивности (гипотеза 2 подтвердилась).
2. Дети с низким и высоким уровнем агрессивности одинаково оценивают агрессивную, циничную и нейтральную рекламу. Профиль нейтральной и идеальной рекламы у детей со средним уровнем агрессивности не имеют сходства. (гипотеза 4 не подтвердилась).
3.Дети среднего и старшего школьного возраста одинаково оценивают агрессивную и циничную рекламу. Дети старшего школьного возраста более положительно оценивают нейтральную рекламу. (гипотеза 1 подтвердилась частично).
4. Подростки с разным уровнем ценностей негативно оценивают циничную рекламу и положительно относятся к нейтральной рекламе. Агрессивную рекламу оценивают дифференцированно (гипотеза 4 подтвердилась).
5. Подростки с низким уровнем ОЦ более негативно оценивают цинично-пошлую
рекламу.
Полученные данные позволяют утверждать, что более выраженные и сформированные ценностные ориентации способствуют более дифференцированному восприятию и оценке рекламных материалов, особенно относящихся к нейтральной и агрессивной категории.
Таким образом, полученные данные показывают, что характер восприятия подростками наружной рекламы зависит как от возрастных особенностей и связанных с ними личностных изменений, прежде всего, роста агрессивности, так и от ценностных ориентаций. Вместе с тем нет оснований утверждать, что между разными группами подростков существуют значимые различия в восприятии идеального образа рекламы, что свидетельствует о высокой степени устойчивости базовых нормативных критериев оценки коммуникативных стимулов. Реклама может оказывать негативное влияние на детей старшего и среднего школьного возраста: демонстрировать неэтичные образы, формировать модель поведения, воздействовать на формирование ценностей [23-28].
Библиография
1. Андросова Л.А. Влияние рекламы в интернете на представителей различных возрастных групп // Вестник Тамбовского университета. Серия Общественные науки. 2016. № 3 (7). С. 42-46.
2. Андросова Л.А. Восприятие и отношение молодежи к социальной рекламе // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». 2015. Т.3. № 3 (11). С. 1-5.
3. Андросова Л.А. Социокультурное измерение ценностей молодежи, пропагандируемых рекламой: социологический опрос специалистов // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». 2014. №1 (5). С. 1-10.
4. Ванина О.Е., Алалыкина Г. С. Особенности восприятия социальной рекламы в зависимости от личностных характеристик и ценностных ориентаций студентов // Теория и практика обществ. развития. 2013. № 11. С. 121-124.
5. Воробьева А.Е. Нравственное самоопределение в массовых коммуникациях (на примере телевизионной рекламы) // Проблемы педагогики и психологии. 2014. №2. С.183-194.
6. Гордеев А. И. Специфика коммуникативной составляющей интернет-рекламы в российском обществе //Социологические науки. Теория и практика общественного развития. 2013. № 3. С. 57-59.
7. Гордякова О.В. Влияние личностной агрессивности и тревожности подростков на эмоциональное отношение к агрессии в телевизионной рекламе // Психологический журнал. 1999. №4. С. 42-57.
8. Грошев И.В. Морозова Л.В. Гендерный дискурс эмоциональной «энергизации» шокирующей рекламы как латентного целеполагания процесса формирования отношения потребителей к товару // Социальная психология и общество. 2013. №1. С. 26-31.
9. Грошев И.В. Морозова Л.В. Особенности воздействия элементов шокирующей рекламы на поведение потребителя // Социальная психология и общество. 2012. №2. С. 142-150.
10. Донцов А.И. Визуальное воздействие интернет-рекламы на молодежную субкультуру // Национальный психологический журнал. 2013. №2(10). С. 25-31.
11. Купрейченко А.Б. Доверие как ключевой компонент психологической эффективности рекламного воздействия // Труды института психологии РАН. 2012.
№ 1. С. 142-162.
12. Макаров М. С., Савченкова К. Н., Шапортов Д. С. Особенности восприятия шоковой рекламы молодежью // Современные научные исследования и инновации. 2003. №7. С. 3-7.
13. Обозная М.В. Влияние рекламы на потребительское поведение студенческой молодежи // Политика, экономика и инновации. 2017. № 3(13). С. 1-4.
14. Паллотта В. И. Наружная реклама как элемент социокультурного пространства современного города // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2020. №1. Т.11. С.1-13.
15. Решетников П.В. Изменение восприятия телевизионной рекламы в современной России // Вестник ОГУ. Серия «Экономика». 2012. №1. С.124-130.
16. Старовойт М.В. Влияние индивидуально-личностных характеристик на восприятие вирусной рекламы // Современные исследования социальных проблем, Modern Research of Social Problems. 2015. №3(47). С. 380-391.
17. Толмачева С.В. Исследование восприятия социальной рекламы молодежной аудиторией // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2015. №3. С. 210-216.
18. Уралева Е.Е. Возможности влияния рекламы на формирование патриотических ценностей молодежи (социологический анализ) // Общественные науки. Социология. 2009. №2 (10). С. 89-100.
19. Ушкина И.А. Особенности восприятия рекламы как элемента повседневной жизни молодежи: Социологический аспект//Социально-экономические явления и процессы. 2015. №2. С. 112-117.
20. Шляхова С.С. Наружная реклама крупного промышленного города: контент и стратегии влияния // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2017. Т. 9. № 1. С. 108-121.
21. Bo§tina-Bratu B. Consumer acceptance of outdoor advertising: a study of three cities //Land Forces Academy Review. 2018. No. 1 (89). Pp.65-74.
22. Ciochetto B.L. Outdoor advertising and social change in Russia in the 1990s // Publication details: international sociology association research committee. 2009. No. 25. Pp. 101-110.
23. Didem A. Semiotic Analysis of Woman Image in Outdoor Advertisements // Ulakbilge. 2018. No. 6 (25). Pp.715-736.
24. Grigaliünaité V. The analysis of the influence of internal factors on outdoor advertising effectiveness // Research for Rural Development. 2016. No. 2. Pp.166-172.
25. Gulmez M. The effects of outdoor advertisements on consumers: a case study // Studies in business and economics. 2010. No.5(2). Pp.70-88.
26. Kekezi A. Outdoor advertising and the resistance of Albanian consumer // Euro Economica. Globalization and regionalization. 2013. No. 2(32). Pp. 59-71.
27. Kozup J.C. Outdoor advertising opportunities in micropolitan regions // Emerging issues in marketing," Psychology & Marketing. 2006. No. 17(6). Pp. 441-447.
28. Kuyucu M. The evaluation of onboard advertising as an outdoor advertising media in Turkey // International interdisciplinary business-Economics advancement conference. 2014. No.16(19). Pp. 526-540
29. Meetiyagoda L. Intrusiveness of outdoor advertising and visual information // International journal of advanced engineering, management and science. 2016. No. 2 (12). Pp. 2127-2135.
30- Moselhi A.A. A design strategy for visually responsive outdoor advertisements set // Faculty to factory/ The 5 International conference of faculty of applied arts. 2019. No. 8 (11). Pp. 13-24.
31. Oni A.S. Conceptual issues in outdoor advertising billboard valuation - lessons for Nigeria // 1st International conference on sustainable infrastructural development. IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering. 2019. No. 12 (38). Pp. 1-9.
32. Perovic S. Visual perception of public open spaces in Niksic // Procedia-social and behavioral sciences. 2012. No. 68. Pp.921-933.
33. Taylor C.R. The value of exposures provided by outdoor advertising: a critique of outdoor advertising visibility adjustments // Journal of advertising. 2013. No. 6(1). Pp.26-39.
34. Wilson R.T. Effects of Outdoor Advertising: Does Location Matter // Psychology and Marketing. - September. 2011. No. 28(9). Pp. 909-933.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Рецензия на статью «Роль личностных особенностей подростков в восприятии наружной рекламы»
Предмет исследования заявлен автором как личностные особенности подростков в восприятии рекламы.
Методология исследования построена на традиционных методах психологического исследования. В первой части применены методы анализа, систематизации и обобщения литературных данных, используется обзор 34 литературных источников. Автор чётко показывает возможности рассмотрения темы на стыке двух наук - психологии и маркетинга.
Эмпирическая часть исследования представлена достаточно обширно через работу над четырьмя гипотезами. Исследование проведено на 225 школьниках, которые распределены по двум возрастным группам (средние и старшие школьники). В исследовании использовался метод предъявления наружной коммерческой рекламы из трех групп - нейтральная, агрессивная и циничная. Всего использовалось 24 образца рекламы, по 8 образцов в каждой группе.
В качестве рекомендации предлагаю рассмотреть возможность привлечения экспертов для распределения рекламных образцов по трем группам. Иначе остается вопрос о том, каким образом рекламные образы были отнесены к одной из трех групп. Пакет психодиагностических методик включил в себя следующие:
1. «Тест агрессивности», разработанный Л.Г. Почебут, для измерения агрессивности подростков;
2. «Диагностика ценностных ориентаций подростков» М.И. Лукьяновой.
В качестве математических методов исследования применены анализ средних значений, метод ранговой корреляции Спирмена, U-критерий Манна-Уитни.
Актуальность представленной статьи не вызывает сомнения. Интерес к изучению влияния рекламы на личность возрастает с каждым годом. А применительно к подростковому возрасту данное исследование является не только актуальным, но и максимально практикоориентированным.
Научная новизна - проявляется в том, что авторы рассматривают различные виды
рекламы через ассоциативный и ценностный контент (нейтральная, агрессивная, циничная). И подобное исследование впервые проводится на двух возрастных группах с обширным количеством респондентов. Стиль, структура, содержание
Статья имеет традиционную структуру - вводная, основная и заключительная части. Вводная часть обосновывает выбор темы. Важно, что автор сопровождает обзор литературы объемными материалами и обширными исследованиями зарубежных и отечественных ученых, которые коротко и конкретно представлены во введении. Вводная часть отличается высоким уровнем проработки.
В основной части статьи представлено подробное описание организации исследования. Автор детально описал выборку испытуемых, стимульный материал для исследования и саму организацию исследовательской работы.
Результаты исследования подробно представлены в виде рисунков, таблиц. Выгодно продемонстрированы результаты в виде личностных профилей испытуемых. Полученные материалы грамотно интерпретированы.
В заключении автор делает выводы о гипотезах и различиях в характере восприятия рекламы в зависимости от личностных и возрастных особенностей.
Стиль изложения материала соответствует требованиям научности, но при этом он
вполне доступен для восприятия.
Библиография
Насчитывает 34 источника, в том числе издания на английском языке. Среди литературных источников представлены монографии, статьи, классические издания, сборники материалов конференций, материалы электронных ресурсов. Они датированы разными периодами, в основном за 2010-19 годы.
Данный список литературы можно рассматривать как подборку источников по вопросам влияния рекламы на личность. Как рекомендация и с учетом новизны темы - можно проанализировать и включить в список литературы данные за 2020-22 годы. Апелляция к оппонентам - статья может быть рекомендована к публикации. Она является весьма интересным, содержательным материалом с подтвержденной авторской позицией.
Выводы, интерес читательской аудитории - статья вызовет интерес читательской аудитории - консультантов и маркетологов, психологов и психодиагностов, исследователей, преподавателей психологии.