УДК 378
РОЛЬ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МАГИСТРОВ ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА
М.Г. Сергеева, М.Н. Бурнакин
Аннотация. В данной статье рассматривается роль личностных качеств магистров экономики и менеджмента. Определен перечень личностных качеств, который способствует формированию профессиональных компетенций.
Материалы статьи раскрывают значимость подготовки специалистов, способных не только доказать свои профессиональные умения и компетенции, но и продемонстрировать положительные личностные характеристики, способствующие развитию профессиональной и социальной деятельности.
Ключевые слова: личностные качества, магистратура, высшее образование, менеджмент, экономика.
THE ROLE OF PERSONAL QUALITIES
IN THE PROFESSIONAL AND EDUCATIONAL
ACTIVITIES OF MASTERS OF ECONOMICS AND MANAGEMENT
M. Sergeeva, M. Burnakin
Abstract. This article examines the role of personal qualities of Masters of Economy and Management. A list of personal qualities has been determined, which contributes to the formation of professional competencies.
Modern society needs professionals who are able not only to prove their professional skills and competencies, but also to demonstrate positive personal characteristics, stimulating development of professional and social activities.
Keywords: personal qualities, magistracy, Higher Education, Management, Economy.
Человек как личность характеризуется умением осознавать окружающий мир, правильно его оценивать; должен иметь определенное отношение ко всему происходящему, имея при этом потребность самовыражаться и саморазвиваться.
Основной миссией общества является предоставление возможностей индивиду развивать такие качества, как гуманность и демократичность. Человеку свойственно оказывать влияние на преобразование окружающего мира, в том числе и на общественное отношение, поскольку человек является основной движущей силой общественного развития [3].
Однако современное профессиональное образование в большей степени склонно пересекаться с развитием научно-технического прогресса. Основные факторы, определяющие профессиональное развитие человека, имеют материальный характер, в то время как духовные и культурные основы ушли на второй план. Стремление к технологическому развитию в производстве не всегда основано на культуре, морали и человеческих отношениях. Принятие решений в технической и экономической сферах более ориентированно на формирование и
развитие профессиональных качеств человека, а не на развитие личности на основе его духовных ценностей и творческих возможностей. Говоря о важности профессиональных компетенций, не стоит забывать о том, что компетентен лишь тот специалист, который совмещает в себе как профессиональные качества, так и личностные. В соответствии с этим, задачей вузов является развитие у студентов желания
самосовершенствоваться и самореализовываться. Эти навыки необходимы как экономистам, так и менеджерам [4].
Основой для подготовки магистра в области экономики и управления в процессе профессиональной подготовки является личность, способная сочетать в себе профессиональные характеристики, культуру, социальную ответственность, пользующаяся современным и актуальным экономическим мышлением, навыками работы, связанной с управлением и развитием.
В последнее время перед образовательными учреждениями основного профессионального образования поставлены вопросы, связанные с развитием личностных характеристик магистров, см. рисунок 1.
Как выявить потенциал слушателя, как развить уровень ответственности личности?
Как организовать работу по формированию личностных
качеств будущих специалистов экономической сферы деятельности?
Как использовать закономерности становления активности человека?
Рисунок 1. - Вопросы развития личностных характеристик
Рассмотрение психических особенностей личности и процесса становления и формирования личностных качеств магистров экономики и управления является одним из значимых теоретических и актуальных практических вопросов педагогической деятельности.
Современному обществу необходимы специалисты, способные не только доказать свои профессиональные умения и компетенции, но и продемонстрировать положительные личностные характеристики, способствующие развитию профессиональной и социальной деятельности. В таблице 1 представлен перечень личностных факторов для экономистов и менеджеров.
Рассмотрим более детально каждую позицию. Магистр менеджмента должен обладать: - Аналитическим складом ума, для того что бы прогнозировать краткосрочные и долгосрочные перспективы своей деятельности. А также находить креативные решения возникающих проблем.
- Умением ясно выражать свои мысли, коммуникабельностью, грамотной речью и письмом для того, чтобы иметь возможность общаться с партнерами и коллегами при обсуждении совместных решений.
- Умением отстаивать свою точку зрения, активностью, самостоятельностью, инициативностью и творческим отношением к работе для того, чтобы обеспечить эффективную работу как коллектива, так и предприятия в целом.
- Пунктуальностью, трудолюбием и готовностью к обучению для того, чтобы обеспечить эффективную организационную работу и повлиять как на свой имидж, так и на имидж предприятия в целом.
- Наличием предпринимательских и творческих способностей для того, чтобы обеспечить эффективную презентацию компании и ее деятельности на рынке.
Таблица 1. - Личностные факторы экономистов и менеджеров
Факторы Характеристика Экономист Менеджер
Интеллект Аналитический склад ума Да Да
Высокий уровень креативности Нет Да
Коммуникации Грамотная речь и письмо Да Да
Умение ясно выражать свои мысли Да Да
Умение работать в социальной среде Да Да
Коммуникабельность Да Да
Артистизм Нет Да
Нововведения Умение отстаивать свою точку зрения Да Да
Активность Нет Да
Самостоятельность Да Да
Инициативность Да Да
Творческое отношение к работе Нет Да
Отношение к работе Готовность работать вне расписания Да Нет
Пунктуальность Да Да
Трудолюбие Да Да
Готовность к обучению Да Да
Дополнительные Наличие предпринимательских способностей Нет Да
Творческие способности Нет Да
Магистр экономики должен обладать: - Аналитическим складом ума для того, чтобы иметь возможность выполнять
профессиональные задачи, касающиеся экономического анализа, планирования и прогнозирования.
- Умением ясно выражать свои мысли, коммуникабельностью, а также грамотной речью и письмом для того, чтобы иметь возможность общаться с партнерами и коллегами при обсуждении совместных решений.
- Умением отстаивать свою точку зрения, активностью, самостоятельностью, инициативностью для того, чтобы иметь возможность участвовать в принятии решений, касающихся деятельности предприятия.
- Готовностью работать вне расписания, пунктуальностью, трудолюбием и готовностью к обучению для того, чтобы обеспечить эффективную организационную работу и повлиять на общий результат.
Также не стоит забывать, что студенты должны обладать такими качествами, как отзывчивость, уверенность в себе, доброта
уравновешенность, интеллигентность и т.д. Подобные качества ценятся на том же уровне, что и интеллектуально деловые, о которых говорилось выше. Личностные качества формируются и развиваются в процессе профессиональной деятельности. Любая профессиональная деятельность имеет определенную
организационную культуру, в которую включены организационные цели, мотивы, принципы и т.д. Но значимое влияние на формирование личностных качеств в процессе обучения оказывают коллектив, в котором обучается студент, качество преподавания, кураторство, воспитательная работа и мораль общества [1].
Можно выделить четыре основных вида деятельности, в которых формируются личностные качества магистров экономики и менеджмента, см. рисунок 2.
Рисунок 2. - Виды деятельности
Учебная деятельность характеризуется целями, мотивами, познавательными процессами, формируясь с восприятием информации и завершаясь функционированием сложнейших творческих процессов. Основываясь на опыте педагогической практики, можно предположить, что преобразование традиционного обучения в творческий процесс способно развить эмоционально-волевой фон студента, обострить его память и внимание, вызвать чувство радости и удовлетворения, а также повысить интерес к познавательной деятельности [2].
Ведущей деятельностью в образовательном процессе является учебная. В качестве показателей учебной деятельности выступают оценки академической успеваемости в совокупности с оценкой учебных умений самостоятельной работы, которые отражают способы и приемы умственной деятельности, а также способны характеризовать систему самоорганизации студентов. Самообразование является отличительной особенностью учебной деятельности, которая в дальнейшем сказывается при формировании интеллектуальной активности специалиста. После окончания высшего учебного заведения специалисту придется самостоятельно
актуализировать свои знания и адаптироваться в постоянно изменяющимся потоке информации. Соответственно, реализация самостоятельной деятельности студентов в процессе профессионального обучения будет являться актуальной педагогической целью, результатом которой выступит правильность самооценки.
В процессе самообразования студент приобретает и развивает такие личностные качества, как: ответственность; предприимчивость; активность; настойчивость; инициативность; целеустремленность; воля; структурированность мышления; умственная самостоятельность; самооценка; самоконтроль; креативность; самоанализ.
Именно на формирование и развитие таких качеств и направлен процесс профессионального обучения в магистратуре.
Педагогическая практика работы, а так же взаимодействие «преподаватель - студент» позволяют выделить несколько принципов, см. таблицу 2, позволяющих развить личностные качества студентов магистерской
образовательной программы в процессе их постоянного взаимодействия.
Таблица 2. - Принципы развития личностных качеств
Принципы Характеристика
Принцип активности Всестороннее развитие личности и личностных качеств - активный процесс самостоятельного, творческого конструирования собственной личности, ее самовоспитания и самосовершенствования. Реализация преподавателем принципа активности в этом контексте предполагает не пассивное усвоение студентами той или иной нормы, а активное овладение этой нормой
Принцип деятельности Развитие личности следует понимать не только как создание комплексной многоплановой деятельности, но и как организацию совместной деятельности студентов с преподавателями
Принцип коллективности Уровень развития личности во многом зависит от уровня развития межличностных отношений группы, в которую она включена
Принцип личностного подхода Согласно этому принципу следует учитывать индивидуально - психологические особенности студентов. Т.е. выяснять, чем конкретный студент отличается от других, и как в связи с этим следует строить работу
Формирование личностных качеств осуществляется при единстве познания, общения и практики, проявляющихся в самых разнообразных формах в системе человеческих взаимоотношений. В связи с этим, основой для развития в учебном процессе профессиональных качеств будут являться личностные качества. В системе подготовки специалиста экономической сферы деятельности личность представляет собой
также определенную социальную систему, а чтобы на нее оказывать целенаправленное воздействие, необходимо определить
интегрирующее свойство этой системы, ее системообразующий элемент, то есть ключевое качество личности, которое способствует включению в деятельность и развитию личностных и профессиональных способностей
[5].
1. Гущина Г.А. Проблема формирования профессиональной культуры будущих экономистов в условиях вуза / Г.А. Гущина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - С. 15-21.
2. Зарубина О.А. Профессионально-важные личностные качества экономиста-менеджера [Электронный ресурс] / О.А. Зарубина. - Режим доступа: https://superinf.ш/view_helpstud.php?id=1557
3. Осипова Т.Ю. Влияние личностных качеств менеджеров на особенности организационной
культуры современного предприятия / Т.Ю. Осипова // Сибирский психологический журнал. - 2006. - № 23. -С. 76-80.
4. Поздеева С.И. Магистратура как пространство профессионально-личностного развития студента и преподавателя / С.И. Поздеева // Высшее образование в России. - 2018. - № 3. - С. 144-152.
5. Сайфутдинова Ю. Личностно-профессиональные и индивидуально-психологические качества менеджеров / Ю. Сайфутдинова // Управление образованием: теория и практика. - 2013. - С. 109-113.
Сведения об авторах:
Сергеева Марина Георгиевна (г. Москва, Россия), доктор педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России, e-mail: [email protected]
Бурнакин Михаил Николаевич (г. Нижний Новгород, Россия), аспирант ГБОУ ДПО Нижегородский институт развития образования, e-mail: [email protected]
Data about the authors:
M. Sergeeva (Moscow, Russia), Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, leading scientific researcher, Scientific- Research Center of Federal State Institution "Scientific and Research Institute of Federal Punishment Implemetation Service", e-mail: [email protected]
M. Burnakin (Nizhny Novgorod, Russia), Post-graduate student of Nizhniy Novgorod Institute of Education Development, e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.10.2018