Научная статья на тему 'РОЛЬ ЛИЧНОСТНОГО ФАКТОРА В ПРОЦЕССЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИАЛОГА'

РОЛЬ ЛИЧНОСТНОГО ФАКТОРА В ПРОЦЕССЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИАЛОГА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
22
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / КОММУНИКАЦИЯ / ЛИЧНОСТНЫЙ СТИЛЬ ВЕДЕНИЯ ДИАЛОГА / НАВЫКИ / АВТОРИТЕТ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Абдымомунова К.С.

В статье рассматривается влияние личностного фактора в процессе политического диалога. Автор выделяет основные качества, обосновывая положение о том, что от личной интуиции и мастерства во многом зависит эффективность политических коммуникацийThe article examines the influence of the personal in the process of dialogue. The author highlights the main qualities, substantiating the position that the effectiveness of political communications largely depends on personal intuition and skill.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЛИЧНОСТНОГО ФАКТОРА В ПРОЦЕССЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИАЛОГА»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Абдымомунова К.С.

кандидат политических наук, и.о. доцента кафедры «Политико-правовых дисциплин»

Бишкекского государственного университета им. К. Карасаева

РОЛЬ ЛИЧНОСТНОГО ФАКТОРА В ПРОЦЕССЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИАЛОГА

Аннотация: в статье рассматривается влияние личностного фактора в процессе политического диалога. Автор выделяет основные качества, обосновывая положение о том, что от личной интуиции и мастерства во многом зависит эффективность политических коммуникаций

Ключевые слова: личность, коммуникация, личностный стиль ведения диалога, навыки, авторитет

Диалог - неотъемлемая часть политической жизни общества. В основе процесса диалога лежит коммуникация сторон, направленная на совместное решение проблем, достижение соглашения. Эффективность диалога во многом зависит от того, как складываются межличностные отношения между его участниками.

Ряд исследователей придает личностному фактору решающее значение в процессе политического диалога1. Они стремятся составить портрет «искусного собеседника», перечислив наиболее важные качества, позволяющие достичь вершин мастерства в проведении диалогов.

По их мнению, именно от личной интуиции и мастерства во многом зависит эффективность политических коммуникаций. Американские специалисты Дж. Ниренберг и И. Росс отмечают, что собеседник - прежде всего люди, а не просто олицетворения организаций, которые они представляют2. Роль личности в процессе политических диалогов определяется индивидуальными качествами собеседника: талантом, коммуникативными способностями, знаниями, навыками, авторитетом. Таким образом, в рамках данного подхода личностные качества собеседника считаются одним из главных факторов успеха.

Другие исследователи считают, что роль личностного фактора зависит от ряда обстоятельств, в том числе от уровня собеседника и конкретной ситуации. Согласно их позиции, чем яснее определены роли участников, тем меньше их личные качества влияют на ход действий, и наоборот, чем менее ясны позиции и планы участников, тем большую значимость приобретают личные качества собеседника3.

Кроме того, влияние личных качеств собеседника на ход действий находится в прямой зависимости от уровня проведения: чем выше уровень, тем большее значение приобретает личностный фактор4.

Успех собеседника в высшей степени зависит от того доверия, которое человек способен внушить. Именно поэтому значение моральных качеств собеседника — чистосердечия, правдивости, честности, порядочности, скромности, деликатности и такта, умения хранить тайны, трезвости — очень велико5. Современный британский эксперт Дж. Макмиллан рекомендует «уметь слушать, мыслить творчески и гибко, справляться с многозадачностью»6.

1 Шестопал Е.Б. Политическая психология. - М., 2010.

2 Мастенбрук В. Переговоры. - Калуга, 1993.

3 Movius H. When Tough Talk Is Beside the Point// Negotiation Newsletter, 2007. March. URL: http://www.pon.harvard.edu/daily/negotiation/when-does-per-sonality-matter/ (дата обращения: 10.12.2022).

4 Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. - М., 1999.

5 Пеке А. Рассуждение об искусстве переговоров. - М., 2007.

6 Макмиллан Дж. Хороший переговорщик мало говорит и много слушает// E-xecutive. URL: http://www.e-xecutive.ru/publications/ spetializatюn/article_3880(дата обращения: 10.12.2022).

45

Таким образом, рисуя портрет искусного собеседника, авторы акцентировали внимание на тех их качествах, которые они считали ведущими.

Богатство личностных и профессиональных характеристик ус-пешного собеседника — «блестящий интеллектуал», «дипломат с безупречной репутацией», «уверенный в себе высокопрофессиональный технолог», «тонкий психолог», «искусный интерпретатор», «эффективный коммуникатор»1 — свидетельствует о том, что ведение диалога требует природного дара, таланта, искусства и профессионального мастерства.

Проблема влияния личностных особенностей собеседника на эффективность коммуникаций связана с необходимостью выявления стилей ведения диалога. Личностный стиль ведения диалога — это совокупность профессиональных качеств, индивидуальных черт характера, образцов поведения и особенностей коммуникации, определяющих формы и методы взаимодействия личности с партнерами по беседе. На формирование стилей диалога влияют как субъективные факторы (индивидуальные психологические и коммуникативные качества, профессиональная компетенция участников), так и объективные составляющие (конкретные ситуации, цели и задачи сторон, соотношение сил и др.).

Обобщая собственный опыт участия в диалогах, голландский специалист В. Мастенбрук выделил четыре основных стиля: аналитико-агрессивный, гибко агрессивный, этичный, общительный2.

Каждый из этих стилей имеет свои преимущества и недостатки, и в зависимости от целей конкретных эффективным может оказаться использование любого из них. По мнению экспертов, наиболее эффективным в большинстве ситуаций (при слабой и сильной позиции) является «решатель задач», который ведет себя творчески и стремится найти решения, устраивающие обе стороны. «Решатели задач» открыто делятся информацией, умеют хорошо слушать, стремятся понять позицию другой стороны, и ориентированы на компромиссный подход «выиграть — выиграть»3.

В политической психологии принято выделять три компонента в структуре личности: аффективный (эмоциональный), когнитивный (познавательный) и поведенческий4.Эти компоненты определенным образом влияют и на формирование личностного стиля. Что касается личностных характеристик то их когнитивный компонент выражается в ориентации на мир. В политическом пространстве он, прежде всего, стремится обрести союзников, партнеров, создать свою команду. Умение играть в команде — отличительная черта.

Аффективный компонент личности, по мнению политических психологов, характеризуется устойчивым равновесием мотивов власти и достижения. При этом ни один из них не является доминирующим. Политик такого типа сочетает в себе умение сосредоточиться на исполнении своих деловых и профессиональных обязанностей с умением ориентироваться в политическом процессе в целом и в перипетиях, в частности приспосабливаться к быстро меняющейся ситуации. Он не одержим властью, хотя, несомненно, осознает ответственность, которую она дает, и умеет употреблять властные ресурсы для достижения своих целей. В то же время он не воспринимает политику в целом и политический диалог в частности, как рутинную работу, способен подходить к ней творчески и получать удовольствие от нее.

Отличительной чертой мотивационного профиля является высокий уровень аффилиации. Этот показатель характеризует личность, которая высоко ценит теплый климат межличностных отношений и ищет поддержки и одобрения результатов своей работы. Такой политик не склонен к конфликтам, с готовностью оказывает помощь, стремится к спокойствию и стабильности в обществе. Подобные качества присущи и аффективной

1 Василенко И.А. Политические переговоры. - М., 2010.

2 Мастенбрук В. Переговоры. - Калуга, 1993.

3 Селлих К., Джейн С.С. Переговоры в международном бизнесе. - М., 2004.

4 Barber J.D. Presidential Character: Predicting Performance in the White House. Englewood, 1972.

46

(эмоциональной) стороне личности: увлеченность выполняемой работой, умение общаться с людьми.

Подводя итог, следует еще раз подчеркнуть, что в стиле ведения диалога находят отражение психологические и коммуникативные свойства его личности, а также лидерские и управленческие качества. Все это еще раз убеждает в том, что личностный фактор оказывает существенное влияние, как на процесс политических диалогов, так и на их результаты.

Литература:

1. Василенко И.А. Политические переговоры. - М., 2010.

2. ЛебедеваМ.М. Политическое урегулирование конфликтов. - М., 1999.

3. Макмиллан Дж. Хороший переговорщик мало говорит и много слушает// E-xecutive. URL: http://www.e-xecutive.ru/publications/ specialization/article_3880(дата обращения: 10.12.2022).

4. Мастенбрук В. Переговоры. - Калуга, 1993.

5. Ниренберг Дж., Росс И.С. Секреты успешных переговоров. - М., 2007.

6. Пеке А. Рассуждение об искусстве переговоров. - М., 2007.

7. Селлих К., Джейн С.С. Переговоры в международном бизнесе. - М., 2004.

8. Шестопал Е.Б. Политическая психология. - М., 2010.

9. Barber J.D. Presidential Character: Predicting Performance in the White House. Englewood, 1972.

10. Movius H. When Tough Talk Is Beside the Point// Negotiation Newsletter, 2007. March. URL: http://www.pon.harvard.edu/daily/negotiation/when-does-per-sonality-matter/ (дата обращения: 10.12.2022).

References:

1. Vasilenko I.A. Politicheskie peregovory. - M., 2010.

2. LebedevaM.M. Politicheskoe uregulirovanie konfliktov. - M., 1999.

3. Makmillan Dzh. Horoshij peregovorshchik malo govorit i mnogo slushaet// E-xecutive. URL: http://www.e-xecutive.ru/publications/ specialization/article_3880 (data obrashcheniya: 10.12.2022).

4. Mastenbruk V. Peregovory. - Kaluga, 1993.

5. NirenbergDzh., RossI.S. Sekrety uspeshnyh peregovorov. - M., 2007.

6. Peke A. Rassuzhdenie ob iskusstve peregovorov. - M., 2007.

7. Sellih K., Dzhejn S.S. Peregovory v mezhdunarodnom biznese. - M., 2004.

8. SHestopalE.B. Politicheskaya psihologiya. - M., 2010.

9. Barber J.D. Presidential Character: Predicting Performance in the White House. Englewood, 1972.

10. Movius H. When Tough Talk Is Beside the Point// Negotiation Newsletter, 2007. March. URL: http://www.pon.harvard.edu/daily/negotiation/when-does-per-sonality-matter/ (data obrashcheniya: 10.12.2022).

THE ROLE OF THE PERSONAL FACTOR IN THE PROCESS OF POLITICAL

DIALOGUE

Abstract: The article examines the influence of the personal in the process of dialogue. The author highlights the main qualities, substantiating the position that the effectiveness of political communications largely depends on personal intuition and skill.

Key words: personality, communication, personal style of dialogue, skills, authority, process

Для цитирования: Абдымомунова К.С. Роль личностного фактора в процессе политического диалога// Архонт, 2022. № 4(31). С. 45-47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.