Научная статья на тему 'Роль личности в урегулировании региональных конфликтов'

Роль личности в урегулировании региональных конфликтов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
375
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ / МЕДИАЦИЯ / МНОГОВЕКТОРНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / НУРСУЛТАН НАЗАРБАЕВ / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ВОСТОК И ЗАПАД / "УКРАИНСКИЙ КРИЗИС" / РОССИЯ И ТУРЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хадимуллин Руслан Робертович, Ахмадуллин Марс Лиронович, Хадимуллина Эльвира Дамировна

Важную роль в жизни страны играют личности. История создаётся людьми, их деятельность в этом процессе занимает важное, а порой и главное место. Кто-то рождается с задатками лидерских качеств, у других они формируются годами. Глава государства, обладающий такими чертами, вносит весомый вклад в улучшение благосостояния своих граждан, а значит и в развитие своей страны. Конечно, от этого зависит и международный престиж государства. В свою очередь, национальная безопасность страны создаёт прочный и креп-кий фундамент не только для экономики, но и для других сфер жизни общества.В настоящее время в условиях нарастающих трансформационных изменений в мире проблема изучения регионального развития становится особенно актуальной. В статье на примере деятельности Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева приведён анализ роли личности в урегулировании региональных конфликтов, что способствует налаживанию политического и экономического сотрудничества между странами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE INDIVIDUAL IN THE SETTLEMENT OF REGIONAL CONFLICTS

Individuals play an important role in the life of the country. History is created by people, their activity in this process is important, and sometimes the main place. Someone is born with the incli-nations of leadership qualities, in others they are formed over the years. The head of state, which possesses such features, makes a significant contribution to improving the well-being of its citizens, and hence to the development of their country. Of course, the international prestige of the state depends on this. In turn, the national security of the country creates a solid and strong foundation not only for the economy, but for other spheres of society. At present, in the conditions of increasing transformational changes in the world, the problem of studying regional development becomes especially urgent. In the article, an example of the activities of the President of the Republic of Kazakhstan N. Nazarbayev is the analysis of the role of the indi-vidual in the settlement of regional conflicts, which, in turn, facilitates the establishment of political and economic cooperation between the countries.

Текст научной работы на тему «Роль личности в урегулировании региональных конфликтов»

Regional development

Хадимуллин Р. Р. KhadimuШn R. К

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры зарубежной

истории, Институт истории и государственного управления, ФГБОУВО «Башкирский государственный университет», г. Уфа, Российская Федерация

Ахмадуллин М. Л. AkhmaduШn М. L.

кандидат искусствоведения, директор Издательства, ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

Хадимуллина Э. Д. KhadimuШna E. D.

кандидат исторических

наук, специалист по учебно-методической работе ОДПМО, РИЦ, ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

УДК 339.9

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В УРЕГУЛИРОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

Важную роль в жизни страны играют личности. История создаётся людьми, их деятельность в этом процессе занимает важное, а порой и главное место. Кто-то рождается с задатками лидерских качеств, у других они формируются годами. Глава государства, обладающий такими чертами, вносит весомый вклад в улучшение благосостояния своих граждан, а значит и в развитие своей страны. Конечно, от этого зависит и международный престиж государства. В свою очередь, национальная безопасность страны создаёт прочный и крепкий фундамент не только для экономики, но и для других сфер жизни общества.

В настоящее время в условиях нарастающих трансформационных изменений в мире проблема изучения регионального развития становится особенно актуальной. В статье на примере деятельности Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева приведён анализ роли личности в урегулировании региональных конфликтов, что способствует налаживанию политического и экономического сотрудничества между странами.

Ключевые слова: региональный конфликт, медиация, многовекторная политика, социально-экономическое развитие, Нурсултан Назарбаев, интеграционные процессы, экономическое сотрудничество, Восток и Запад, «украинский кризис», Россия и Турция.

THE ROLE OF THE INDIVIDUAL IN THE SETTLEMENT OF REGIONAL CONFLICTS

Individuals play an important role in the life of the country. History is created by people, their activity in this process is important, and sometimes the main place. Someone is born with the inclinations of leadership qualities, in others they are formed over the years. The head of state, which possesses such features, makes a significant contribution to improving the well-being of its citizens, and hence to the development of their country. Of course, the international prestige of the state depends on this. In turn, the national security of the country creates a solid and strong foundation not only for the economy, but for other spheres of society.

Региональное развитие

At present, in the conditions of increasing transformational changes in the world, the problem of studying regional development becomes especially urgent. In the article, an example of the activities of the President of the Republic of Kazakhstan N. Nazarbayev is the analysis of the role of the individual in the settlement of regional conflicts, which, in turn, facilitates the establishment of political and economic cooperation between the countries.

Key words: regional conflict, mediation, multi-vector policy, socio-economic development, Nursultan Nazarbaev, integration processes, economic cooperation, East and West, «the Ukrainian crisis», Russia and Turkey.

С каждым годом мир становится всё более многогранным как в политическом, так и в экономическом отношениях. На смену элементам старых интеграционных систем приходят новые. Одновременно происходит процесс глобальной политико-экономической интеграции народов всего мира. На международной арене сталкиваются интересы различных государств, которым порой бывает сложно найти компромисс. В связи с этим необходимо создать взаимовыгодные условия для успешного регионального сотрудничества.

Для XXI века должно быть свойственно разрешение любого спора мирным путём, поэтому продвижение примирительных процедур является одним из приоритетных направлений совершенствования существующих механизмов урегулирования как политических, так и экономических разногласий. Более того, издавна во многих регионах мира существовала традиция разрешать конфликты с помощью уважаемых аксакалов (главы рода, старейшины, почтенного человека, мудреца и др.), игравших важную роль в обществе. В некоторых тюркских странах и по сей день сохранились Советы аксакалов.

Одной из основных технологий урегулирования споров с участием третьей, нейтральной, стороны (медиатора), которая помогает найти взаимовыгодное решение выхода из сложившейся ситуации, является медиация. Если изначально данный метод использовался только в различных областях права, то позже его применение заметно расширилось, перейдя и в политико-экономическую плоскость. Теперь роль медиатора на себя примеряют различные политические деятели, ведь процесс медиации позволяет сохранить нормальные взаимоотношения

между обеими сторонами и тем самым помогает разрешить возникший конфликт. Для того чтобы стать успешным посредником в урегулировании конфликтных ситуаций, нужно обладать определёнными коммуникативными способностями: умением вести конструктивный разговор, управлять переговорами, убеждать стороны слушать друг друга, не допускать конфликта в беседе и т.д. Наблюдая за мировыми политическими процессами, можно отметить, что такие черты присущи и Президенту Республики Казахстан (РК) Нурсултану Назарбаеву. Он неоднократно выступал с рядом предложений по решению довольно острых региональных проблем [1].

В настоящее время Казахстан считается одной из успешно развивающихся республик не только Центральной Азии, но и всего постсоветского пространства. Государство проводит многовекторную политику, направленную на развитие взаимовыгодных отношений со многими странами, тем самым стремление сбалансировать восточное и западное направления своих внешнеполитических и внешнеэкономических курсов является приоритетным. Отсюда и взвешенный подход Назарбаева к конфликтным ситуациям в различных регионах мира.

Так, в начале марта 2014 года, когда начался так называемый «украинский кризис», лидер Казахстана заявил о важности его дипломатического урегулирования посредством диалога между всеми заинтересованными сторонами. Тем самым он выразил готовность участвовать в разработке компромиссных решений для мирного разрешения ситуации. Конечно, прежде чем выступить с данной инициативой, были проведены телефонные переговоры с президентами

Regional development

Российской Федерации (РФ), Соединённых Штатов Америки (США) и с канцлером Федеративной Республики Германия (ФРГ). Такой шаг Н. Назарбаева означал его готовность стать медиатором между Востоком и Западом, хотя, по мнению некоторых экспертов, на тот момент у него не было чёткого плана по урегулированию данной проблемы. Заинтересованность Елбасы (примеч. - так называют казахстанского лидера) понятна, ведь Украина, претендовавшая на получение статуса участника Таможенного союза, могла бы стать важным звеном в построении евразийских интеграционных процессов. Возможное исключение Киева из данной цепочки, вызванное этим кризисом, могло ударить и по экономическим интересам не только Астаны, но и других участников объединения в целом. Конечно другой вопрос, насколько сама украинская сторона была готова в дальнейшем приложить усилия для разрешения данной ситуации, но на тот момент у неё были все шансы. Теперь с учётом того, что противостояние между Западом и Россией обострилось, посредническая позиция лидера Казахстана оказалась вполне востребованной. При этом Назарбаев со своим прагматическим взглядом на необходимость сохранения партнёрских отношений со всеми сторонами был заинтересован в балансировании между их интересами. Ввиду этого позиция медиатора отчётливо проявилась уже к концу марта в Гааге на Международном саммите по ядерной безопасности, когда он заявил, что готов внести конструктивный вклад для урегулирования украинского конфликта.

Следует отметить, что в октябре того же года Н. Назарбаев, будучи с визитом в Киеве, подтвердил свою позицию, заявив, что он ни одну из сторон не поддерживает и готов быть посредником в урегулировании конфликта. «Я считаю, что Казахстан одинаково относится как к России, так и к Украине, у нас нет никаких конфликтов, интересов. Я тут честный менеджер, который никакую сторону не поддерживает, который нейтрален и может внести какую-то лепту», — отметил он [2].

Примечательно, что в тот же день в Москве состоялась и встреча президентов РФ и РК. Хотя и в официальном заявлении подчёркивалось, что целью визита казахстанского лидера было обсуждение приоритетных направлений двустороннего сотрудничества, однако вряд ли это являлось основной темой беседы. Конечно, Н. Назарбаев прежде всего поднял вопрос об урегулировании «украинского кризиса». Причём в дальнейшем таких попыток со стороны казахстанского лидера было много. К тому же следует отметить, что Елбасы во время переговоров с обеими сторонами особое внимание уделил обсуждению вопроса о торгово-экономическом сотрудничестве. Понятно, что ухудшение международной обстановки, вызванное данным кризисом, могло отрицательно сказаться на экономиках стран Европы и Азии. В связи с этим непрерывное развитие евразийских интеграционных процессов должно было способствовать росту казахстанской экономики и во многом содействовать реализации стратегической задачи по вхождению Казахстана в 30-ку наиболее развитых государств мира.

Между тем после неоднократных усилий Нурсултана Назарбаева по решению ряда региональных конфликтов, связанных с иранской ядерной программой и сирийским вопросом, он вынужден был переключиться на конфликт между Москвой и Анкарой. Так, казахстанскому лидеру пришлось снова примерить на себя мантию медиатора в мировой политике после того, как в ноябре 2015 года Военно-воздушные силы Турции сбили российский бомбардировщик Су-24 над территорией Сирии, в результате чего погиб лётчик. Об усугублении противоречий свидетельствовал тот факт, что Владимир Путин отказался встречаться с Реджепом Эрдоганом, который предварительно провёл телефонный разговор с казахстанским лидером [3]. Тогда Н. Назарбаеву, как человеку много лет работавшему над сближением позиций России и Турции, было досадно осознавать, что двусторонние отношения в один миг испортились. Но скорее всего, за кулуарами шёл дол-

гий переговорный процесс, в котором лидер Казахстана предпринимал попытки урегулировать данный вопрос. Тогда некоторые эксперты полагали, что в таких условиях Н. Назарбаеву придётся выбрать одну из сторон, что означало бы утрату доверия одного из партнёров, но дело до этого не дошло. Тем более, что многие казахстанские политики, в том числе и сам президент страны, признали неправомерность действий турецкой стороны. Ситуация прояснилась в конце июня 2016 года, когда Елбасы провёл телефонный разговор с Президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом, в ходе которого последний поблагодарил Назарбаева за бесценный вклад и большую работу, направленную на нормализацию всего комплекса отношений между Анкарой и Москвой. Начало восстановления двустороннего сотрудничества в торгово-экономической и других сферах, выразившегося в том числе в постепенном снятии ограничительных мер относительно посещения Турции российскими туристами, стало возможным после проведения 29 июня того же года телефонного разговора (первого за семь месяцев) между В. Путиным и Р. Эрдоганом. К тому же процесс возобновления совместной работы по развитию всего комплекса российско-турецких отношений начался после получения Москвой послания с извинениями за сбитый над территорией Сирии бомбардировщик Су-24 и гибель лётчика. Понятно, Нурсултану Назарбаеву не хотелось выбирать между двумя партнёрами, поэтому достижение компромисса стало оптимальным решением. Действительно, усилия медиатора оправдались, поскольку во время пресс-конференции по итогам прошедшего двухдневного саммита лидеров стран «Большой двадцатки» (G20) в китай-

Список литературы

1. Хадимуллин Р.Р. Нурсултан Назарбаев как медиатор на постсоветском пространстве. URL: http://berlek-nkp.com/ruslan-hadimuUin/5542-ruslan-hadimulHn-nursultan-

Региональное развитие

ском Ханчжоу Президент РФ Владимир Путин заявил, что создана база для восстановления полноформатного сотрудничества между двумя государствами. Тем самым стало ясно, что начался медленный процесс налаживания двусторонних отношений, который продолжается и по сей день. Урегулирование российско-турецкого конфликта отвечало и бизнес-интересам Астаны, которая тесно связана торгово-экономическими соглашениями как с Анкарой, так и с Москвой. С последней у Казахстана установлены партнёрские отношения в рамках интеграционных процессов на евразийском пространстве.

Вывод

Внешнеполитическая и внешнеэкономическая деятельность казахстанского лидера основывается на доктрине выстраивания доброжелательных отношений со странами мира. В этом контексте каждый отдельный регион самоценен и уникален. Со многими (Россией, Китаем, странами Центральной Азии, с США и Европой, государствами Азиатско-Тихоокеанского региона) сотрудничество переросло в двусторонние договоры о стратегическом партнерстве и реализуется в практической деятельности. Нужно подчеркнуть, что выступление казахстанского лидера с различными политическими инициативами обусловлено и финансовыми причинами. Н. Назарбаев сумел создать благоприятные условия для диверсификации своей экономики, её инновационно-технологического обновления, поэтому сумел поднять уровень социально-экономического развития страны. Созданный благоприятный имидж на международной арене представляет страну как приоритетного бизнес-партнёра в Центрально-Азиатском регионе.

nazarbaev-kak-mediator-na-postsovetskom-prostranstve.html.

2. Зарубежные СМИ: Н. Назарбаев готов быть посредником в урегулировании украинского кризиса. URL: https://bnews.kz/ru/news/

Regional development

politika/vneshnyaya_politika/zambezhnie_smi_ nnazarbaev_gotov_bit_posrednikom_v_ uregulirovanii_ukrainskogo_krizisa.

3. Половинко В. Назарбаев между тюркским и русским миром. URL: https://www. novayagazeta.ru/articles/2015/11/30/66602-nazarbaev-mezhdu-tyurkskim-i-russkim-mirom.

References

1. Khadimullin R.R. Nursultan Nazarbaev kak mediator na postsovetskom prostranstve. URL: http://berlek-nkp.com/ruslan-hadimullin/5542-ruslan-hadimullin-nursultan-

nazarbaev-kak-mediator-na-postsovetskom-prostranstve.html.

2. Zarubezhnye SMI: N. Nazarbaev gotov byt' posrednikom v uregulirovanii ukrainskogo krizisa. URL: https://bnews.kz/ru/news/politika/ vneshnyaya_politika/zarubezhnie_smi_ nnazarbaev_gotov_bit_posrednikom_v_ uregulirovanii_ukrainskogo_krizisa.

3. Polovinko V. Nazarbaev mezhdu tyurkskim i russkim mirom. URL: https://www. novayagazeta.ru/articles/2015/11/30/66602-nazarbaev-mezhdu-tyurkskim-i-russkim-mirom.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.