Фёт&Щщжш ■ ■■
мгионалистика
L Ы2М1_
Г X
2022 Том 9 № 6
.[J. L I.
V
© Прокапало О.М., Рензин О.М., 2022
ПРОКАПАЛО Ольга
Михайловна
Доктор экономических наук, заместитель директора по научной работе Институт экономических исследований ДВО РАН, ул. Тихоокеанская, 153, Хабаровск, Россия, 680042
PROKAPALO Olga
Mikhailovna
Doctor of economics, deputy director for research
Economic Research Institute FEB RAS,
153, Tikhookeanskaya Street, Khabarovsk, Russia, 680042
prokapalo@ecrin.ru ORCID: 0000-0002-7570-397Х
хроника научных событии *
роль личности в науке:
юбилей академика ран
павла александровича минакира ■ ■ ■
the role of the individual in science: the anniversary of academician of the russian academy of sciences pavel aleksandrovich minakir
Академик Российской академии наук Павел Александрович Минакир - выдающийся отечественный учёный-экономист, сформировавший и возглавивший авторитетную научную школу, бессменный руководитель отечественных и международных проектов по проблемам развития Дальнего Востока России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. За многолетнюю карьеру учёного и организатора науки им было реализовано более 100 исследовательских программ, опубликовано свыше 500 научных работ, изданных в России и за её рубежами, подготовлено около 50 учеников - кандидатов и докторов наук.
Для коллектива Института экономических исследований ДВО РАН, отечественных и зарубежных учёных, практикующих экономистов и управленцев в 2022 г. важными событиями стали 75-летие П.А. Минакира и 50-летие его научной деятельности на Дальнем Востоке. Этим датам были посвящены юбилейные мероприятия, проведённые в Институте 2 декабря 2022 г.
Большое академическое внимание привлекли Научные чтения «Международные экономические взаимодействия: глобальные, национальные, региональные аспекты» (далее - Научные чтения), посвящённые современному этапу исследования проблем, сформулированных и изученных в научной школе, возглавляемой академиком П.А. Минакиром.
Открывая первую сессию Научных чтений, П.А. Минакир подробно остановился на исторических этапах развития экономики Дальнего Востока и оценке неоднократных попыток осуществления «поворота на Восток». В его докладе было проанализировано использование для этого различного институционального инструментария. В начале XX в. развитие региона строилось с использованием кон-
! V
.ore
vv V1- iMiAY'X Ч/
РЕНЗИН Олег
Маркович
Кандидат экономических наук, советник научного руководителя Институт экономических исследований ДВО РАН, ул. Тихоокеанская, 153, Хабаровск, Россия, 680042
RENZIN Oleg
Markovich
Candidate of sciences (economics), advisor of research supervisor Economic Research Institute FEB RAS,
153, Tikhookeanskaya Street, Khabarovsk, Russia, 680042
renzin@ecrin.ru
ORCID: 0000-0002-1629-9452
цессионных соглашении, которые, с одной стороны, насытили Дальний Восток технологиями и, с другой стороны, определили устойчивый спрос на произведённую продукцию. Затем эта технология была существенно дополнена различными вариантами директивно организованного массированного «похода на Восток», который был активно осуществлён в 1930-е гг. Следующая попытка ускоренной реализации этого процесса была предпринята в 19601980-е гг., когда были разработаны и предложены для реализации дополнительные экономические аргументы по совершенствованию народно-хозяйственной структуры Дальнего Востока. Обоснование такого поворота формулировалось так: «В нынешней ситуации ресурсы Дальнего Востока не могут быть использованы на внутреннем рынке, потому что существует серьёзный малопроницаемый экономический барьер между западной границей Дальнего Востока и восточной границей Сибири. В Сибири есть во многом аналогичные ресурсы, более мощная экономика, что является препятствием для Дальневосточного региона (транспорто-ёмкая продукция, которая становится неконкурентоспособной на европейских рынках). Зато Дальний Восток имеет возможности усиливать свои конкурентные позиции на тихоокеанских рынках, которые являются близкими, и где исключается фактор больших транспортных затрат, и Дальний Восток - априори - выигрывает по сравнению с сибирскими и европейскими ресурсами». В то время Академия наук СССР была мощным общественным институтом, к которому прислушивались принимающие решения политические и экономические органы государственной власти. Одним из результатов такого подхода к развитию региона стали заключённые в 1968-1975 гг. межправительственные генеральные соглашения между СССР и Японией по лесу, углю, газу, в области геологоразведки. Впервые были задействованы кредитные ресурсы Японии, наиболее мощной в тот период азиатской экономики. Для Японии сырьевые ресурсы с Дальнего Востока были необходимы, и была использована новая форма взаимодействия: не просто компенсационные соглашения, а кредиты на бартерной основе, которые выплачивались произведёнными натуральными продуктами (лесом, углём). При этом кредиты использовались не только для поднятия этих отраслей, но и инициировали создание спроса в других сегментах экономики. Такое направление работы оказалось настолько выгодным, что оно продолжало действовать практически до конца существования СССР. В самом конце 1980-х гг. заимствование инвестиционных и технологических ресурсов для развития Дальнего Востока было даже усилено, хотя экономическая система СССР находилась в тяжёлом состоянии. Тем не менее при принятии
О Ic Е А N k' S ™Т|
JRSr?I • tSlfffrZ. Г ««JLji
... к в:' -. €"■ .' « -- I -
ЮШ Ъ ■
w.'
тало j
- " i.org ?
■E тЬг i о р i A v s
t. Роль, личности в науке..;
At-
Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990 г.) и Закона РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» (1991 г.) Дальнему Востоку были отведены разделы со специальными льготами, которые были направлены на развитие традиционных отраслей: лесное хозяйство, переработка древесины, рыбная промышленность. Необходимо отметить, что в течение 25 лет эта деятельность давала успешные экономические результаты.
Важным элементом в осуществляемой государственной работе, к которому привлёк внимание П.А. Минакир, были режимы использования привлекаемых ресурсов. И в 1920-е, и в 1960-1980-е гг. они направлялись не на коммерческие проекты, не на повышение прибыльности, не на увеличение уровня рентабельности. Реальные цели осуществления таких экономических проектов были связаны, прежде всего, с их потенциальной полезностью для военной, национальной и региональных экономик. С середины 1960-х гг. появились теоретические исследования, в том числе и на самом Дальнем Востоке. Здесь активно занимались конъюнктурой и прогнозами рынков, определением торговых потоков. Привлекаемые ресурсы использовались для конкретных производственно-технических, социальных и инфраструктурных проектов, которые в совокупности образовали платформу экономического, структурного, технологического и производственного развития на Дальнем Востоке.
В 1990-е гг. наступил период, когда целевое направленное и управляемое движение на восток практически исчезло. Практическая деятельность быстро переориентировалась на критерии коммерческой целесообразности тех или иных решений и действий. Связано это было с тем, что централизованный рынок пропал, внешний рынок, как сознательно организованный и регулируемый, исчез, но наработанные связи отдельных производителей по освоенным направлениям остались. Для крупной и средней промышленности это был естественный способ поддержания спроса. Либерализация значительно расширила мелкую хаотичную деятельность вокруг промышленности мельчайших фирм и даже физических лиц, которые тоже создавали международную ауру всей экономики. Такая деятельность закончилась в начале 2000-х гг. Но это направление не исчезло, оно продолжало декларироваться в течение последующих 1012 лет на различных международных форумах. Отчётливо это проявилось в 2012 г. во время саммита форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в г. Владивостоке, где политические лидеры России объявили о новом движении на восток, которое через год-полтора было оформлено в виде официальной политики. Эта позиция значительно усилилась с 2014 г. В настоящее время мы наблюдаем уже четвёртую реинкарнацию движения на восток (не столько поворота, сколько движения на восток). За обозримый 100-летний период развития региона оно угасает и появляется, меняет формы, но неизменно является одним из основных инструментов, который используется для целей регионального развития. Это происходило в разные периоды при разном соотношении целей, ресурсов, политической воли, внутренней и внешней политической ситуации, экономической конъюнктуры.
В завершение своего выступления П.А. Минакир представил коллегам свою новую фундаментальную монографию «Исследования проблем международных экономических взаимодействий: глобальные, национальные, региональные аспекты»1. В ней автором был сделан глубокий анализ того, как в течение многих десятилетий на Дальнем Востоке разрабатывались экономические проекты, как они реализовывались, по каким направлениям и с использованием каких методов осваивалась хозяйственная система Дальневосточного региона.
С докладом «Новые тенденции развития мировых финансового и валютного рынков» выступил директор Института экономики РАН, чл.-корр. РАН, д-р экон. наук М.Ю. Головнин.
1 Минакир П.А. Исследования проблем международных экономических взаимодействий: глобальные, национальные, региональные аспекты / отв. ред. В.П. Чичканов. Хабаровск: ИЭИ ДВО РАН, 2022. 720 с.
А М £ АIС А
/-b.-if.j- л/тс*.- 'ИгМ! I лгшмм А-'г-м..■!■ ААм
егцанапмстнка
В своём докладе он подробно остановился на изменениях, связанных с трансформацией в мировой экономике соотношения сил по разным группам стран (развитые страны; развивающиеся страны; страны с формирующимися рынками). Эта деформационная структура определила потенциальные возможности для перехода к ситуации снижения темпов экономического роста на фоне более высоких темпов инфляции. По мнению автора доклада, базовые изменения механизмов взаимодействия определяют нарастание волатильности трансграничных потоков финансовых средств, чрезмерную зависимость мировой экономики от инструментов, номинированных в ведущих мировых валютах. В результате наблюдаются следующие основные сдвиги в функционировании глобальных финансов: нарастание долговой нагрузки в мировой экономике; поляризация неравномерностей в регулировании отдельных сегментов мировой финансовой системы; существование увеличивающихся рисков фрагментации мировой ва-лютно-финансовой системы.
В докладе были изложены потенциально возможные сценарии трансформирования мировой валютно-финансовой системы. По мнению М.Ю. Головнина, одним из перспективных вариантов может стать развитие различных региональных и трансрегиональных объединений, которые будут пытаться самостоятельно создавать собственные элементы финансовой архитектуры. При этом их участники будут формировать сходную позицию по вопросам развития мировой финансовой системы, в том числе это будет основываться и на развитии цифровых технологий, и, возможно, даже на создании коллективных цифровых валют центральных банков. Другие сценарные проблемы связаны с большим кругом накопленных дисбалансов, среди них балансировка долговых обязательств и поиск коллективных механизмов её решения. Актуальная проблематика включает разработку механизмов по преодолению волатильности трансграничных потоков капитала, распространяющих кризисные явления между странами. Следующая проблемная сфера - это вопросы регулирования в различных сегментах мировой финансовой системы, в том числе применение более эффективных механизмов регулирования рынков ценных бумаг. И безусловно, это обращение к долгосрочным проблемам, которые уже наблюдаются. Это и климатические изменения, и проблемы неравенства, и демографические проблемы, и др. Но важно, чтобы эти проблемы могли решаться с учётом интересов всех стран, которые они затрагивают, а не только с учётом лидирующих экономик.
С докладом «О позиции Торгово-промышленной палаты Российской Федерации в стратегии экономического развития в период до 2035 года» выступил президент Союза «Дальневосточная Торгово-Промышленная палата» И.Ю. Востриков. Он подробно остановился на разработке программного документа, который получил название «Проект новой индустриализации». Докладчиком было подчёркнуто, что в настоящее время происходит коренная смена принципов экономической политики и её приоритетов. Это связано в том числе с постпан-демийными шоками и санкционными ограничениями. По мнению разработчиков, основным локомотивом развития должны стать обрабатывающие отрасли экономики. Это даст новые рабочие места, увеличит доходы населения, повысит обороноспособность, сформирует импульсы к развитию науки и образования, улучшит моральный климат в обществе. Главным драйвером социально-экономического развития в долгосрочной перспективе должны стать несырьевые производства, в том числе агропромышленный комплекс, обеспечивающий наибольший мультипликативный эффект и высокий стабильный спрос на сырьевые товары и продукцию смежных отраслей. Отмечается, что конкурентные преимущества России в полной мере не используются. По многим направлениям (наука, демография, инвестиции) наблюдается «запаздывание» или недостаточность усилий государства. По мнению разработчиков, базовыми направлениями и основой новой стратегии должны стать налоговая, денежно-кредитная и внешнеторговая политика.
А М £ RIС А
.fegfirbMi Hfi ж »"irJ.f-'/i /-b.-if.j- л/ты; 'JT.-.u; I ijt.-ЛРШИМ Л'.-rj..T Ajfo»
егцанапмстнка
Основные моменты налоговой политики связаны с наращиванием поступлений в бюджет не через увеличение налоговых ставок, а путём увеличения налогооблагаемой базы, создания благоприятных условий и мотиваций для производства.
В области денежно-кредитной политики авторами документа предлагается введение мер по стимулированию роста производства. Для этого необходимо увеличение доступности кредитования реального сектора за счёт снижения ключевой ставки Банком России, обеспечение доступа малым и средним банкам к системе рефинансирования и другим формам государственной поддержки. Кроме того, предлагается сокращение объёма золотовалютных резервов и направление средств на развитие экономики, выделение категории промышленных банков, для которых необходимо снизить требования по начислению резервов при условии ограничений операций с населением.
В области внешнеторговой политики приоритетными задачами являются стимулирование производства продукции с высокой добавленной стоимостью и создание условий для развития несырьевого производства, предполагающими, что все существующие в РФ несырьевые производства являются конкурентоспособными и достойны поддержки и защиты. Уровень защиты (размер пошлин и уровень нетарифного регулирования) определяется на основе сравнительного анализа условий производства в России и странах нахождения основных конкурентов. Следовательно, пошлины на промышленную продукцию должны выравнивать условия конкуренции между российскими и зарубежными производителями, отдавая всё же некоторое преимущество отечественным. Необходимо отказаться от ситуативных решений во внешнеторговом регулировании. Принимаемые меры должны носить долгосрочный характер, что обеспечит планомерность и непрерывность развития промышленного производства. Основные действия должны быть направлены на поддержку импорта технологий, а не товаров.
В докладе научного консультанта Института экономики и управления Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова, д-ра экон. наук Н.И. Атанова «Перспективы международного сотрудничества регионов Саяно-Алтайского фронтира России на Азиатском направлении» был представлен развёрнутый подход к рассмотрению проблем и перспектив развития территорий российско-монгольского приграничья (Забайкальский край, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Алтай). Как показал автор, активизация сотрудничества с приграничными территориями Монголии возможна по нескольким направлениям. Первое - это производственное направление, особенно сельскохозяйственное. В рассматриваемых российских регионах приватизация сельскохозяйственных предприятий привела к снижению поголовья скота. Восстановление утраченных позиций и увеличение поголовья скота возможно за счёт импорта скота из Монголии. Ещё одним важным направлением является восстановление русского языкового пространства на приграничной территории. До 2003 г. основным иностранным языком здесь был русский язык, в настоящее время - английский. Русским языком в основном владеет старшее поколение. В настоящее время в Монголии существует всего две русскоязычные школы. И третье направление - институты развития. Развитие Евразийского экономического союза в условиях санкционного давления является основополагающим. Для усиления этой позиции необходимо привлечь в приграничные регионы к участию в совместной работе специалистов - исследователей научных и образовательных учреждений Республики Бурятия.
Первый зам. министра экономического развития Хабаровского края М.А. Тарасов представил доклад «О сценарии развития Хабаровского края в новых условиях». В нём было показано, что введение ряда ограничительных мер (внешнеторговые барьеры, «заморозка» золотовалютных резервов Банка России, отключение ведущих национальных банков от системы SWIFT (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications, Общество всемирных
межбанковских каналов связи), ограничения на внешние заимствования для российских предприятий, транспортная блокада, уход крупных иностранных компаний с российского рынка и др.) оказывает не только макроэкономическое воздействие на российскую экономику.
Большое влияние испытывают экономики отдельных регионов, в том числе и Хабаровского края. Относительно сбалансированная по отраслевой структуре краевая экономика позволяет избежать резких падений. В её составе есть нефтепереработка, горная добыча, которые демонстрируют стабильные показатели и удерживают региональный комплекс. Приток инвестиций в краевую экономику продолжается и увеличивается, но вместе с тем темпы прироста замедляются. Если в I кв. 2022 г. темп прироста составлял 34,7%, в I полугодии 2022 г. - уже 5,4%, за 9 мес. 2022 г. - 4,8%. В структуре инвестиций по-прежнему ключевую роль играют проекты транспорта, портовой инфраструктуры, горнодобывающего комплекса. Но эти инвестиции пока не оказывают сильного влияния на изменение структуры экономики.
Одновременно следует отметить, что Хабаровский край сильно интегрирован в международные процессы и есть отрасли, которые сильно зависят от внешней конъюнктуры (лесная отрасль, чёрная металлургия, добыча и переработка водно-биологических ресурсов). Особенно сильно пострадали лесное и металлургическое производства. Тем не менее, несмотря на ограничения, внешняя торговля края за 9 мес. 2022 г. демонстрирует положительную динамику: внешнеторговый оборот вырос на 9%, в том числе экспорт - на 10%, импорт - на 7%. Основными товарными позициями остаются продукция ТЭК, древесина и продукция деревопереработки, водно-биологические ресурсы, чёрные и драгоценные металлы. В товарной номенклатуре практически по всем позициям наблюдается снижение физических объёмов; по части продукции за счёт роста цен стоимостные объёмы выросли, чего нельзя сказать о лесопереработке и продукции металлургии, по которым отмечается снижение физического и стоимостного объёмов. На снижение показателей лесопереработки влияет китайская экономика, замедлившая темпы строительства; неритмичная работа пунктов пропуска. Снижение показателей по продукции чёрной металлургии связано с санкционными ограничениями, введёнными Республикой Корея. В географической структуре внешней торговли Хабаровского края доля недружественных стран снижается благодаря расширению новых внешних рынков (Республики Казахстан и Индии).
Проводимая политика «разворота на Восток» имеет положительное влияние на транс-портно-логистический комплекс края. Но здесь «поворот на Восток» воспринимается больше, как «разворот транзита груза» предприятий из западных регионов на рынки стран Северо-Восточной и Юго-Западной Азии. И когда руководство страны говорит о «повороте на Восток», это нечто большее, чем разворот логистических потоков продукции, произведённой в западных регионах. В крае созданы приоритетные условия для экономического развития. Так, на его территории действуют семь преференциальных режимов (территорий опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток). Но с 2016 г. не наблюдается «бума» инвестиций в проекты территорий опережающего развития. Ключевыми факторами для инвестора остаются гарантированность рынков сбыта, доступность подключения к инфраструктуре и тарифная политика в отношении основных ресурсов. Сдерживающим фактором привлечения инвестиций является отсутствие крупных «знаковых» проектов с иностранными инвестициями. Кроме этого, конкуренцию российским проектам по привлечению иностранных инвестиций составляют проекты, связанные с реализацией стратегии возрождения старой промышленной базы Северо-Восточного Китая.
Руководитель Научно-просветительского центра изучения и сохранения исторического и культурного наследия Еврейской автономной области Института комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН, канд. экон. наук В.С. Гуревич выступил с докладом «Сотрудничество государственных и научных учреждений Еврейской автономной области с Институтом
А М £ АIС А
/-b.-if.j- Л/тс*.- -ЦгМ! I гп/гшл ААм
егцанапмстнка
экономических исследований ДВО РАН». Докладчик подчеркнул, что П.А. Минакир относится к плеяде тех учёных, кто является не только «академическим» учёным, но и непосредственно включается в процесс реализации предлагаемого. Есть такой постулат: «Тот, кто выступил с призывом к какому-нибудь делу, сам должен за него взяться». И он в трудные для экономики страны и края времена (1990-е гг.), наряду с осуществлением руководства Институтом, пошёл работать в Правительство Хабаровского края, став первым заместителем Председателя по экономике. И сегодня он востребован в общественных, экономических экспертных советах и комиссиях.
Теоретические результаты, полученные академиком Минакиром, широко используются при разработке стратегических документов. И немного истории. Более 30 лет назад Еврейская автономная область (ЕАО) вышла из состава Хабаровского края. Получив статус субъекта РФ, ряд экономических и политических преференций, область, однако, не превратилась в развивающийся регион и относилась к разряду депрессивных. Поэтому проблемы Хабаровского края, ЕАО и других дальневосточных регионов были одинаковы: подъём стагнирующей и рухнувшей экономики, поиск путей выхода из критической ситуации. И пути решения задач во многом совпадали. Сотрудники Института, и лично академик Минакир, принимали активное участие в экспертизе и разработке стратегических документов развития ЕАО, путей и направлений её развития. Поиск путей привёл к решению использовать новые методы. В стране начали создаваться свободные экономические зоны. По инициативе руководства области и при непосредственном участии Института были разработаны техническое обоснование зоны, пути и направления её деятельности, которые были направлены в Правительство РФ. В результате в сентябре 1990 г. Верховный Совет РСФСР принял постановление о создании в ЕАО свободной экономической зоны (СЭЗ) с льготным таможенным и налоговым режимом, упрощённым порядком осуществления внешнеэкономической деятельности, создания отечественных и совместных предприятий. Сделано это было с целью решения задач социально-экономического развития области. Были предусмотрены: вовлечение в хозяйственный оборот дополнительных экономических ресурсов; расширение производства конкурентоспособной на мировом рынке продукции потребительского и производственного назначения; обеспечение благоприятных условий для привлечения иностранной рабочей силы, капитала, технологий и применения управленческого опыта. В середине 1991 г. было утверждено Положение о свободной экономической зоне в Еврейской автономной области (при активном участии Института), получившей название «ЕВА». Следует отметить, что разработанные совместно с Институтом документы во многом совпадали с проигнорированными ранее (в 1930-е гг.) разработками экономистов, рекомендовавших развивать экономику области на основе собственного хозяйственного потенциала, широкого использования минеральных и природных ресурсов (железных, марганцевых и оловянных руд, минерального сырья, продукции сельского хозяйства), которыми богата автономия. Основной сельскохозяйственной продукцией, рекомендованной для выращивания, были рис, бобовые, картофель. Особое внимание в функционировании СЭЗ «ЕВА» было уделено развитию внешнеэкономических связей, особенно с КНР. Инвесторы, почувствовав благоприятное отношение, а также предоставленные налоговые льготы, стали вкладывать средства. И это несмотря на то что в автономной области отсутствуют нефть, газ, морская рыба. Пришли китайские, японские и израильские инвесторы. Высокими темпами рос внешнеторговый оборот. В больших объёмах поступали таможенные платежи и сборы (по крайней мере, больше, чем поступают в настоящее время). Однако необходимых подзаконных актов, обеспечивающих режим функционирования СЭЗ, принято не было. В результате свободная экономическая зона в ЕАО была свёрнута. Но разработки и предложения по развитию области сохранились, и многие положения вошли в разрабатываемые и принимаемые Правительством РФ комплексные программы развития ЕАО.
Но не только СЭЗ объединяла Институт и ЕАО. Павел Александрович Минакир принял самое непосредственное участие в организации научного сообщества в области. Президент АН СССР, академик Г.И. Марчук 1 марта 1990 г. подписал постановление об организации Института региональных системных исследований ДВО АН СССР в г. Биробиджане, и первым директором-организатором был назначен П.А. Минакир, создавший к тому времени на Дальнем Востоке авторитетную научную школу по региональной экономике. И сегодня, как отмечает Правительство ЕАО, сохраняются тесные связи с Институтом.
Павел Александрович Минакир ещё и общественный деятель. Он, как председатель совета Хабаровской еврейской общины, многое делает для поддержки и сохранения еврейской культуры в Хабаровском крае.
Вторая сессия Научных чтений была посвящена юбилейным событиям в научной деятельности академика. Её открыл Губернатор Хабаровского края М.В. Дегтярёв, который вручил П.А. Минакиру знак и удостоверение «Заслуженный деятель науки Хабаровского края» - «за выдающиеся научные достижения, создание научных школ, разработку новых и прогрессивных научных теорий, направлений науки, заслуги в успешном внедрении результатов научно-исследовательской деятельности в практическую деятельность, подготовке высококвалифицированных научных кадров». Также академика Минакира поздравили: председатель Законодательной Думы Хабаровского края, д-р экон. наук И.В. Зикунова; зам. Председателя Правительства Хабаровского края - министр экономического развития края, д-р экон. наук В.Д. Калашников; председатель Дальневосточного отделения РАН, академик РАН, д-р физ.-мат. наук Ю.Н. Кульчин; первый зам. директора ФАНУ «Востокгосплан», канд. экон. наук Р.В. Гулидов; руководители академических институтов и вузов городов Москвы, Иркутска, Биробиджана, Хабаровска.
Значительная часть научных обсуждений, состоявшихся на Научных чтениях, была посвящена новой проблематике, возникшей в сложный период трансформации отношений российского Дальнего Востока с национальными и зарубежными партнёрскими структурами, сложившихся за десятилетия «восточноориентированной» политики. В комментариях, высказанных представителями региональных властей, коллегами из структур, входящих в Консорциум по исследованию проблем экономического развития и международного сотрудничества Дальнего Востока «Экономика-ДВ», обращалось особое внимание на важность проведения совместных мероприятий. При их проведении учёные и практики могут рассмотреть варианты трансформации пространственных экономических структур, возможные перспективные сценарии развития с различными горизонтами прогнозов, реализовать глубокое обсуждение научных, методических и прикладных задач, сформированных в научной школе, возглавляемой академиком Павлом Александровичем Минакиром.
■ ■ ■
Для цитирования:
Прокапало О.М., Рензин О.М. Роль личности в науке: юбилей академика РАН Павла Александровича Минакира // Регионалистика. 2022. Т. 9. № 6. С. 126-133. http://dx.doi.org/10.14530/ reg.2022.6.126 For citing:
Prokapalo O.M., Renzin O.M. The Role of the Individual in Science: The Anniversary of Academician of the Russian Academy of Sciences Pavel Aleksandrovich Minakir. Regionalistica [Regionalistics].
2022. Vol. 9. No. 6. Pp. 126-133. http://dx.doi.org/10.14530/reg.2022.6.126 (In Russian) ■ ■ ■