Научная статья на тему 'Роль личности Субхаса Чандры Боса в истории Индии межвоенного периода'

Роль личности Субхаса Чандры Боса в истории Индии межвоенного периода Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
133
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Субхас Чандра Бос / межвоенный период / лидерство / независимость / Индия / Subhas Chandra Bose / interwar period / leadership / independence / India

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Э.Э. Новинский

Статья является попыткой раскрытия роли Субхаса Чандры Боса на индийскую политическую конъюнктуру в межвоенный период XX века. Ставится проблема популярности идей Боса, значения его деятельности на международные отношения, а также восприятия данной личности в иностранных государствах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the personality of Subhas Chandra Bose in the history of India during the interwar period

The article is an attempt to reveal the role of Subhas Chandra Bose on the Indian political situation in the interwar period of the XX century. The problem of the popularity of the Boss's ideas, the importance of his activities on international relations, as well as the perception of this personality in foreign countries is posed.

Текст научной работы на тему «Роль личности Субхаса Чандры Боса в истории Индии межвоенного периода»

Казанский вестник молодых учёных. 2021. Т. 5. № 3. ^zan bulletin of young scientists. 2021; 5(3)

УДК 94(540)

Роль личности Субхаса Чандры Боса в истории Индии межвоенного периода

Э.Э. Новинский, Московский государственный институт международных отношений Министерства иностранных дел Российской Федерации, Россия, Москва, студент, ernestn899@gmail.com. Науч. рук. - д-р ист. наук, профессор С.И. Лунев

Аннотация. Статья является попыткой раскрытия роли Субхаса Чандры Боса на индийскую политическую конъюнктуру в межвоенный период XX века. Ставится проблема популярности идей Боса, значения его деятельности на международные отношения, а также восприятия данной личности в иностранных государствах.

Ключевые слова: Субхас Чандра Бос, межвоенный период, лидерство, независимость, Индия

The role of the personality of Subhas Chandra Bose in the history of India during the interwar period

E.E. Novinsky, Moscow State Institute of International Relations (MGIMO), Russia, Moscow, student. Research adviser: S.I. Lunev.

Abstract. The article is an attempt to reveal the role of Subhas Chandra Bose on the Indian political situation in the interwar period of the XX century. The problem of the popularity of the Boss's ideas, the importance of his activities on international relations, as well as the perception of this personality in foreign countries is posed.

Keywords: Subhas Chandra Bose, interwar period, leadership, independence, India

Существуют общественные деятели, которые во всемирной истории имеют негативную репутацию, однако внутри своей страны почитаются как национальные герои. Такой личностью является Субхас Чандра Бос (18971945), один из лидеров борьбы с британским колониальным господством в Индии, считающийся вторым наиболее популярным политиком в Индии после Махатмы Ганди [1]. Бос известен тем, что в годы Второй мировой войны пошёл на сотрудничество с гитлеровской Германией и милитаристской Японией, возглавил Индийскую национальную армию, сражавшуюся против британских войск в Азии. В своей стране он является одним из наиболее почитаемых борцов за независимость, его именуют Нетаджи - вождь (что позволило некоторым ученым провести аналогии с «титулами» тоталитарных лидеров-современников Боса). В 1946 году The New York Times писала, что «индийские националисты работают день и ночь, чтобы представить Боса как индийского Джорджа Вашингтона» [2]. Что же сделало его таким популярным среди народа?

Со школьных лет Субхас Чандра Бос, росший в достаточно обеспеченной семье, сталкивался с национальной и социальной дискриминацией. Вдохновляясь в юности идеями известнейшего индийского философа Свами Вивекананда,

35

ШАРИФЖАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

будущий лидер активно путешествовал по святым местам Индии, принимал участие в группах помощи бедным, что позволило ему воочию увидеть масштабы бедности, неравенства и прочих социальных проблем, царивших в Индии начала XX века. После окончания в начале 1920-х годов Кембриджского университета перед Босом открылась возможность пойти на индийскую гражданскую службу, однако он отказался от неё из-за своих убеждений.

С самого начала своего политического пути Бос выражал несогласие с идеями Ганди и считал, что у Махатмы отсутствовал чёткий план борьбы за независимость Индии [3, р. 59]. Вообще Бос в своих работах уделял значительное внимание роли личности Ганди в борьбе за независимость Индии, считал, что успех Махатмы обусловлен совпадением его идей с запросами индийского общества. Однако Ганди, по мнению Боса, хоть и смог объединить разрозненные, зачастую недружественные друг к другу силы, Индию спасти не способен [3, р. 331].

В 1921 году Субхас Чандра Бос присоединился к известному бенгальскому лидеру Дешбандху Дасу, сторонники которого в 1923 году отделились от Индийского национального конгресса. Под его руководством молодой Субхас осуществлял в Калькутте, столице Бенгалии, журналистскую, социальную деятельность, не только организовывал кампании неповиновения, но и участвовал в политической борьбе, венцом которой стало получение Босом поста главы муниципальной корпорации Калькутты (Calcutta Municipal Corporation, CMC).

В 1927 году, после длительного заключения в Бирме, Бос возвращается в ИНК, становится лидером молодого поколения леворадикальных индийских националистов и через два года, в противовес предложению Ганди требовать получения Индией статуса доминиона, предлагает бороться исключительно за полную независимость. Особенно крепкими позиции Боса были в Бенгалии, где он в 1931 году смог вновь избраться на пост главы CMC, даже находясь в тюрьме.

Большую часть 1930-х годов Бос провёл в Европе, в Вене, куда был направлен (фактически выслан) на лечение. Здесь он активно проводит агитацию среди индийских студентов, пишет мемуары, встречается с основными участниками политической жизни Старого Света - от президента Чехословакии Эдуарда Бенеша до Бенито Муссолини.

В 1938 году Бос, уже будучи одним из всемирно известных лидеров движения за независимость Индии, возвращается на родину. Он призывает перейти к насильственным методам борьбы при поддержке СССР или Германии, однако влияние Ганди внутри Конгресса перевешивает, и Бос основывает свою партию - Forward Bloc.

Деятельность Боса во время второй мировой войны достаточно хорошо известна. В 1941 году, незадолго до нападения Германии на СССР, Нетаджи бежит из-под домашнего ареста (куда был помещён с началом Второй мировой войны) и через Кабул и Москву попадает в Берлин, откуда пытается вести направленную на освобождение Индии деятельность и заручиться для неё

Казанский вестник молодых учёных. 2021. Т. 5. № 3.

Kazan bulletin of young scientists. 2021; 5(3)

поддержкой Гитлера. В 1943 году Бос был переправлен в Японию, где он встал во главе Индийской национальной армии и марионеточного правительства «Свободной Индии» («Азад Хинд»). 18 августа 1945 года самолёт, в котором летел Бос, потерпел крушение у берегов Тайваня.

Что же делает Боса и по прошествии стольких лет после его гибели таким популярным в Индии, несмотря на его контакты с Гитлером, Муссолини, японцами, которые очернили его образ на мировой арене? Это его организаторские способности, харизма, знание нужд и потребностей простых людей и готовность решать их, твёрдый курс, неготовность мириться с колониальными властями, ораторские способности. Не случайно культ Боса наиболее силён в Бенгалии и её столице Калькутте, где Бос наиболее активно вёл свою деятельность и смог проявить себя как лидер. Кроме того, многими Бос видится как своего рода «идеальный» лидер, который смог бы возглавить и привести к процветанию независимую Индию, не погибни он в 1945 году при странных обстоятельствах.

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена повышенным вниманием к вопросам духовно-нравственного обновления общества. Статья посвящена развитию и становлению духовно-нравственного образования в Индии. Ведущим подходом к исследуемой проблеме является диалектический подход, который позволил выделить и представить этапы становления духовно-нравственного воспитания в разные исторические периоды. Авторы выступают за то, что индийская система образования обеспечивает духовное и нравственное воспитание за счет привлечения учащихся к моральным ценностям, отношения к себе, людям и окружающему миру. [4]

Литература

1. Лунев С.И. Империалистические ружья ломают колониальные копья - Индия и Вторая мировая война. [URL: https://mssiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/imperialistiches-kie-ruzhya-lomayut-kolonialnye-kopya-indiya-/, Дата обращения: 11.03.2021]

2. Subhas Chandra Bose. The Indian Struggle 1920-1942/edited by Sisir K. Bose and Sugata Bose Oxford, University Press, 1997. - 418 p.

3. New York Times February 8, 1946.

4. Mefodeva M.A, Fakhrutdinova A.V, Ukhimenko A.N, Historical perspectives of spiritual and moral education in India//Man in India. - 2017. - Vol.97, Is.8. - P.71-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.