Научная статья на тему 'Роль личности С. Е. Каменецкого в истории развития образовательной среды и средств обучения физике'

Роль личности С. Е. Каменецкого в истории развития образовательной среды и средств обучения физике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / LEARNING ENVIRONMENT / СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ДИДАКТИКА ФИЗИКИ / TEACHING PHYSICS / TEACHING RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнов А.В., Смирнов С.А.

В статье раскрывается историческое значение личности выдающегося методиста-физика С. Е. Каменецкого в развитии образовательной среды и средств обучения физике в конце XX и начале XXI столетий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF S. E. KAMENETSKIY PERSONALITY IN THE EVOLUTION OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT AND PHYSICS TEACHING TOOLS

The article reveals the historical significance of the personality of a famous practitioner of physics teaching S. E. Kamenetskiy in the development of the educational environment and physics teaching tools in the late 20th and early 21st century.

Текст научной работы на тему «Роль личности С. Е. Каменецкого в истории развития образовательной среды и средств обучения физике»

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ С. Е. КАМЕНЕЦКОГО В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ

THE ROLE OF S. E. KAMENETSKIY PERSONALITY IN THE EVOLUTION OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT AND PHYSICS TEACHING TOOLS

А. В. Смирнов, С. А. Смирнов

В статье раскрывается историческое значение личности выдающегося методиста-физика С. Е. Каменецкого в развитии образовательной среды и средств обучения физике в конце XX и начале XXI столетий.

Ключевые слова: образовательная среда, средства обучения, дидактика физики.

A. V. Smirnov, S. A. Smirnov

The article reveals the historical significance of the personality of a famous practitioner of physics teaching S. E. Kamenetskiy in the development of the educational environment and physics teaching tools in the late 20th and early 21st century.

Keywords: learning environment, teaching resources, teaching physics.

К 90-летию со дня рождения основателя журнала «Наука и школа» Самуила Ефимовича Каменецкого

Настоящая статья написана с целью донести до педагогической общественности идеи выдающегося методиста-физика второй половины XX - начала XXI века Самуила Ефимовича Каменецкого в области создания образовательных сред и средств обучения физике, а также подготовки педагогических кадров к совершенствованию и применению средств обучения физике. Авторы статьи являются его учениками, долгое время выполнявшими научно-методические исследования совместно с ним и под его руководством. Представленные в статье методические гипотезы, выдвинутые С. Е. Ка-менецким, научно подтверждены и проверены на практике временем, что обеспечивает актуальность изложенным в статье материалам.

Особое внимание С. Е. Каменецкий уделял вопросам формирования образовательной среды и расширению арсенала средств обучения, применяемых в преподавании физики в общеобразовательной школе. Он подчеркивал, что образовательная среда и средства обучения физике должны постоянно совершенствоваться в соответствии с развитием науки и техники, а также что качество современного образовательного процесса по физике тесно связано с коренными улучшениями технологий и методов обучения, что, в свою очередь, напрямую зависит от умелого применения педагогами-физиками комплекса средств обучения. По его мнению, широкое применение средств обучения - это одна из закономерностей, характеризующих современный образовательный процесс в переживаемую нами эпоху всеобщей информатизации общества, которая ставит новые проблемы перед системой образования, физического образования в частности [1-6].

По мнению С. Е. Каменецкого, эффективность современной образовательной среды и применения средств

обучения физике во многом зависят от того, насколько методически грамотно и педагогически оправданно строится процесс обучения в этой среде. В каждом конкретном случае педагогу-физику приходится самостоятельно определять, с какой целью и как использовать средства обучения на занятиях, для решения каких образовательных или воспитательных задач он обращается к тому или иному виду средств обучения, какой педагогический результат надеется получить. Поэтому ему необходимы научно обоснованные знания по формированию образовательной среды, а также по грамотному методическому применению средств обучения. Понимая высокую значимость высказанного выше, С. Е. Каменецкий в конце 1980-х гг. организовывает преподавание ряда специальных обязательных курсов в рамках методической подготовки студента - будущего учителя физики в Московском государственном педагогическом институте им В. И. Ленина (ныне МПГУ) [7-9].

За базовый был принят курс «Оборудование школьного физического кабинета» [10-14]. Продолжением и дополнением этого курса стали курсы «Педагогическое мастерство учителя физики» и «Электронное оборудование школьного физического кабинета», а также спецпрактикум по методике обучения физике. Чуть позже цикл этих курсов пополнился курсом «Информационные технологии и средства обучения физике» [15-16].

В ходе изучения цикла этих курсов студенты знакомятся с кабинетной системой обучения и общими требованиями к формированию материальной базы образовательной среды в средней школе, требованиями, предъявляемыми к кабинету физики в среднем учебном заведении, правилами по технике безопасности для кабинетов физики средних школ, узнают права и обязанности заве-

дующего кабинетом физики и его первого помощника -лаборанта кабинета физики, рациональные методы хранения и расположения учебного оборудования, наглядных пособий и дидактических материалов, знакомятся с современными техническими средствами обучения, применяемыми в кабинете физики, осваивают приемы работы со школьной доской в комплексном ее использовании с дидактическими материалами и учебными приборами, учатся конструировать самодельные учебные приборы и пособия, осваивают методы и приемы мелкого ремонта учебного оборудования, учатся ориентироваться в классификациях и специфике школьных физических приборов с целью их рационального подбора для оснащения кабинета, изучают приемы поиска неисправностей учебных физических приборов и устранения простейших поломок, постигают элементарные ремесленные навыки работы со стеклом, электрическими проводами, пластмассой и другими материалами, применяемыми для изготовления простейших учебных приспособлений, изучают сложную электронную технику школьного физического кабинета и знакомятся с методическими приемами рационального ее применения в учебном процессе, знакомятся с программно-педагогическими средствами, предназначенными для обучения физике с использованием современных информационных технологий, и многое другое.

Созданный под руководством С. Е. Каменецкого преподавателями кафедры теории и методики обучения физике МПГУ вышеуказанный цикл курсов довольно быстро получил одобрение в среде педагогических вузов. Аналогичные курсы начали преподаваться в педагогических институтах и университетах России и стран СНГ, готовящих учителей физики. Идея С. Е. Каменецкого о необходимости специальной подготовки студента - будущего учителя физики к формированию и совершенствованию образовательной среды получила всеобщее широкое внедрение.

Чуть позже идея С. Е. Каменецкого о необходимости такой специальной подготовки подтвердилась и окончательно укрепилась с введением Государственного стандарта общего образования и переходом к Единому государственному экзамену, которые потребовали создания новых дидактических средств по физике и привели к изменениям в образовательной среде предметных кабинетов, школьного кабинета физики в частности. Стало окончательно ясно, что студенту - будущему учителю физики помимо отчетливого знания технологии обучения предмету теперь необходимы прежде всего знания и умения по управлению процессом обучения в условиях современной образовательной среды и совершенствованию технологий и методов применения современных средств обучения физике, овладение знаниями и умениями по созданию личностно ориентированных образовательных сред, способных обеспечить переход от трансляции готового знания к развитию продуктивного мышления и интеллекта обучаемого.

Основой для формирования образовательной среды, необходимой для обучения физике в школе, является материально-техническая база (МТБ) школьного кабинета

физики - совокупность материально-технических средств, на основе которых формируется образовательная среда, отвечающая образовательным, развивающим и воспитательным целям учебного процесса по физике в общеобразовательной школе [17-18].

Уже в те последние годы Советской власти С. Е. Каме-нецкий понимал необходимость формирования личностно ориентированной образовательной среды, способной представить обучаемому свободу выбора направленности обучения, со всеми достоинствами самоопределения. Одна из особенностей личностно ориентированной образовательной среды, по его мнению, - это организация взаимодействующего обучения, обеспечивающего изменение традиционной роли обучающего и обучаемых, что требовало организации принципиально новых условий обучения и, как следствие, принципиально новой материально-технической базы кабинета физики.

Понимая необходимость назревших изменений в образовательной среде и средствах обучения физике, в конце 1980-х гг. государство предпринимает попытку к проведению работ по модернизации материальной базы школьного кабинета физики.

В 1989 г. был создан по приказу министра образования Г. А. Ягодина специальный Временный научно-технический коллектив ВНТК «Кабинет физики», перед которым была поставлена задача - создать школьный кабинет физики, удовлетворяющий требованиям процесса информатизации. Руководителем был назначен инженер А. П. Козырев, группу методистов возглавил профессор С. Е. Ка-менецкий, в эту группу вошли известные методисты-физики О. Ю. Овчинников, А. Г. Восканян, А. В. Смирнов, С. В. Степанов, Н. В. Шаронова, В. Ф. Шилов, А. А. Гребенников, А. Чеботарев, А. Г. Каспаржак, С. М. Дунин и др. По результатам работы этого коллектива был создан современный школьный кабинет физики, принципиальные дидактические, методические и технические основы образовательной среды которого реализуются при создании кабинетов физики по настоящее время [19].

Отличительной особенностью созданного этим коллективом школьного кабинета физики была полная компьютеризация рабочих зон учителя и учащихся, компьютеризация парка учебного оборудования, значительное увеличение количества оборудования, предназначенного для фронтального лабораторного эксперимента, появление учебного оборудования, предназначенного для выполнения кратковременных практических работ, формирование комплектов учебного оборудования, значительное усовершенствование учебного оборудования для физического практикума и организация специального отдельного помещения для проведения работ физического практикума. Первые кабинеты физики, созданные коллективом ВНТК «Кабинет физики», были установлены в 1992 г. в московских школах № 388 и № 444, а в течение девяностых годов в большинстве школ-новостроек Москвы и других городов России [19].

Руководя работой методической группы научно-технического коллектива «Кабинет физики», С. Е. Каме-

нецкий с успехом реализовал идею о создании личностно ориентированной образовательной среды по физике. Мысленно опережая время, Самуил Ефимович уделял большое внимание увеличению в кабинете физики состава учебного оборудования, предназначенного для усиления самостоятельной творческой работы обучаемых, разработке оборудования для проведения проблемно-ориентированных поисковых лабораторных практикумов, на внедрение современных информационных средств обучения физике.

В обобщенном понимании, образовательная среда -это совокупность окружающих человека материальных и духовных условий, необходимых для осуществления образовательной деятельности. Понимая, что должны измениться не только материальные, но и духовные условия в обучении физике в общеобразовательной школе, Самуил Ефимович обращал внимание на гуманитарную составляющую вновь создаваемых средств обучения физике, стремился к организации такого школьного кабинета физики, чтобы он позволил отойти от принятой в годы Советской власти авторитарной системы обучения к демократичным методам преподавания физики. Большое внимание он уделял не только гуманитаризации средств обучения, но и созданию условий для гуманизации технологий и методов обучения физике.

Вопросами совершенствования образовательной среды и средств обучения физике, технологиями и методами их применения занимались в разные годы известные педагоги-физики: В. В. Лермантов, К. В. Дубровский,

B. Ю. Кольбе, Н. С. Дрентельн, П. А. Знаменский, Г. М. Григорьев, В. Н. Верховский, Д. Д. Галанин, Е. Н. Горячкин, Г. Н. Григорьев, А. А. Покровский, Д. И. Сахаров, Б. С. Зворыкин, Н. М. Шахмаев, С. Е. Каменецкий, Б. И. Переверз-нев, И. Н. Румянцев, О. Ю. Овчинников, А. Г. Восканян,

C. В. Степанов, В. Ф. Шилов, А. В. Смирнов, Г. Г. Никифоров, В. А. Извозчиков, В. А. Кораблев, Е. С. Объедков и многие другие. Каждый из вышеперечисленных ученых внес свой неоценимый вклад в развитие образовательной среды и средств обучения физике, в настоящей статье авторы хотели подчеркнуть значимость идей Самуила Ефимовича Каменецкого для решения этого вопроса [20].

Под руководством С. Е. Каменецкого в конце 1980-х -начале 1990-х гг. в России начат активный процесс модернизации образовательной среды по физике. По методическому предложению С. Е. Каменецкого рынок учебно-технической промышленности России начал постепенно переходить на выпуск учебного оборудования, стыкуемого с компьютерной техникой: аналого-цифровые преобразователи и датчики физико-химических величин, приборы управляемые цифро-аналоговыми устройствами, автоматизированные учебно-экспериментальные комплексы; учебные экспериментальные установки дистанционного доступа; новый вид средств обучения - программно-педагогические средства: обучающие и контролирующие компьютерные программы, экспертные учебные системы, автоматизированные обучающие системы, мультимедийные комплексы, цифровые образовательные пособия,

электронные рабочие тетради и т. п.; широкое внедрение в процесс обучения физике общеобразовательной школы получила видеотехника: видеопроекторы, видеомагнитофоны, интерактивные доски; автоматизированные комплексы преподавателя физики (АКП) [21-24].

Проведенные под руководством С. Е. Каменецкого исследования открыли новые перспективы в дидактике физики, а именно в ее процессуально-технологическом аспекте: выборе оптимального соответствия технологий обучения физике и формировании адекватной образовательной среды, необходимой для реализации этих технологий; в создании и применении средств обучения физике в соответствии с требованиями инновационных педагогических технологий. Идеи С. Е. Каменецкого в области развития образовательных сред и средств обучения физики совершенствуются и развиваются его учениками по настоящее время [25-29].

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Теория и методика обучения физике: общие вопросы / под ред. С. Е. Каменецкого и Н. С. Пу-рышевой. М.: Академия, 2000.

2. Лабораторный практикум по теории и методике обучения физике в школе: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / под ред. С. Е. Каменецкого и С. В. Степанова. М.: Академия, 2002.

3. Каменецкий С. Е., Смирнов А. В., Степанов С. В. Учебно-материальная база для подготовки студентов к эксплуатации школьных физических кабинетов // Материалы науч. сессии по итогам науч.-исслед. работы МПГУ им. В. И. Ленина. М.: Прометей, 1992.

4. Каменецкий С. Е, Корщиков А. Ю, Смирнов А. В. Новой технике нужны новые специалисты // Школа. 1996. № 1.

5. Каменецкий С. Е., Смирнов А. В. Методическая наука и терминология, применяемая в ней // Физика в школе. 1997 № 2.

6. Смирнов А. В., Каменецкий С. Е. К вопросу о понятиях Методика и Технология обучения // Наука и школа. № 1. 2002. С. 59.

7. Смирнов А. В., Каменецкий С. Е. О курсе «Дидактика физики» // Наука и школа. 1998. № 3. С. 15-19.

8. Смирнов А. В., Каменецкий С. Е. Новый курс «Дидактика физики» // Физика в школе. 1998. № 6. С.58-59.

9. Каменецкий С. Е., Смирнов А. В., Степанов С. В. Совершенствование подготовки студентов к работе с оборудованием школьного кабинета физики // Материалы науч. сессии по итогам науч.-исслед. работы МПГУ им. В. И. Ленина. М.: Прометей, 1992.

10. Смирнов А. В. Новый курс в системе подготовки будущего учителя // Физика в школе. 1991. № 3.

11. Смирнов А. В. Апробирование нового курса // Народный учитель. М.: МГОУ, 1992. № 1-2.

12. Смирнов А. В. Современный курс «Оборудование школьного физического кабинета» // Проблемы физического образования в средней и высшей школе. Рязань: Рязанский пед. ун-т, 2002. С.136.

13. Смирнов А. В., Степанов С. В. Оборудование школьного физического кабинета: учеб. пособие. М.: Школа будущего, 2001. 12 П.л

14. Прояненкова Л. А., Смирнов А. В., Степанов С. В. Лабораторный практикум по теории и методике обучения физике. М.: Прометей, 2005. 96 с.

15. Смирнов А. В. О методической подготовке к применению информационных и коммуникационных технологий в обучении физике на кафедре теории и методики обучения физике и во всем МПГУ // Наука и Школа. 2007. № 5. С. 7-9.

16. Смирнов А. В. Методика применения информационных технологий в обучении физике: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2008. 240 с.

17. Смирнов А. В. Учебно-технический комплекс для обучения физике. Монография. М.: Прометей, 2004. 180 с.

18. Смирнов А. В., Смирнов С. А. Образовательная среда и средства обучения физике: моногр. М.: Школа будущего, 2009. 483 с.

19. Каменецкий С. Е, Овчинников О. Ю, Смирнов А. В. Концепция развития учебно-материальной базы кабинета физики, обеспечивающего современные технологии обучения: отчет о научно-исследовательской работе ВНТК «Кабинет физики». М.: Союзвузприбор, 1990. 846 с.

20. Смирнов А. В. Кабинет физики: учеб. пособие. М.: Прометей, 1998. 12 п.л.

21. Каменецкий С. Е., Назаров Н. Н, Cмирнов А. В. Современный школьный физический кабинет // Физика в школе. 1994. № 2.

22. Смирнов А. В. Автоматизированное рабочее место учителя в кабинете физики общеобразовательной средней школы. М.: Прометей, 1992.

23. Смирнов А. В. Учебно-методический комплекс средств новых информационных технологий для обучения физике // Науч. тр. МПГУ. М.: Прометей, 1996.

24. Смирнов А. В. Средства новых информационных технологий в обучении физике: моногр. М.: Прометей, 1996.

25. Смирнов А. В., Смирнов С. А. Современные учебные информационно-измерительные системы // Физика в школе. 2008. № 7. С. 40-44.

26. Калачев Н. В., Смирнов А. В., Смирнов С. А. Информационно-измерительные системы для проблемно-ориентированных практикумов с удаленным доступом // Физическое образование в вузах. Т. 18. 2012. № 1. С. 140-148.

27. Смирнов А. В. Научно-методические основы и организационно-правовая поддержка экспертизы учебной техники // Индустрия образования: сб. ст. Вып. 3. М.: МГИУ, 2002. С.333-341.

28. Смирнов А. В. Формирование новой образовательной среды - актуальная проблема современной школы // Школа будущего. 2012. № 2. С. 11-15.

29. Калачев Н. В., Смирнов А. В., Смирнов С. А. Формирование профессиональных компетенций творческого характера в методической системе экспериментальной подготовки по физике студентов педагогических вузов // Физическое образование в вузах. Т. 19. 2013. № 1. С. 31-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.