Научная статья на тему 'РОЛЬ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ЦИФРОВОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ЦИФРОВОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

49
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникация / аудиовизуальность / невербальность / образ / экран / communication / audiovisual / non-verbal / image / screen

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А. А. Кененбаева

В данной статье рассматриваются вопросы современного цифрового образования, имеющие в своей основе аудиовизуальную технологию, как один из видов невербального средства коммуникации. Подобная проекция изучения данного вопроса, позволила нам проанализировать роль личности педагога в качестве человека, создающего полноценный коммуникационный процесс в ходе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE PERSONALITY OF THE TEACHER IN THE SYSTEM OF DIGITAL SCHOOL EDUCATION

This article examines the issues of modern digital education, based on audiovisual technology, as one of the types of non-verbal communication means. Such a projection of the study of this issue allowed us to analyze the role of the teacher's personality as a person who creates a full-fledged communication process during training.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ЦИФРОВОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ЦИФРОВОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А. А. Кененбаева

студентка 2-го курса «Казахского государственного педагогического университета», Казахстан, г. Алматы

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются вопросы современного цифрового образования, имеющие в своей основе аудиовизуальную технологию, как один из видов невербального средства коммуникации. Подобная проекция изучения данного вопроса, позволила нам проанализировать роль личности педагога в качестве человека, создающего полноценный коммуникационный процесс в ходе обучения.

Ключевые слова: коммуникация, аудиовизуальность, невербальность, образ, экран

THE ROLE OF THE PERSONALITY OF THE TEACHER IN THE SYSTEM

OF DIGITAL SCHOOL EDUCATION

A. A. Kenenbaeva

2nd year student of "Kazakhstan State Pedagogical University", Almaty, Kazakhstan,

ABSTRACT

This article examines the issues of modern digital education, based on audiovisual technology, as one of the types of non-verbal communication means. Such a projection of the study of this issue allowed us to analyze the role of the teacher's personality as a person who creates a full-fledged communication process during training.

Key words: communication, audiovisual, non-verbal, image, screen

ВВЕДЕНИЕ

В современных научных дисциплинах все шире стали использоваться выражения, содержащие в себе слово визуальность. В качестве примера можно привести такие словосочетания, как «визуальное восприятие», «визуальные коммуникации», «визуальное мышление», «визуализация». Чтобы избежать неоднозначной интерпретации слова визуальность, остановимся на одной из его

декодировок, принятой в научной среде. По определению известного российского психолога В.П. Зинченко, визуальность помогает зрительным образам приобретать некую смысловую нагрузку посредством человеческой деятельности, создающей какие-то новые образы и делающих их значение видимым. Зрительные образы приобретают известную автономию и свободу по отношению к объектам восприятия и могут быть объектом зрительных манипуляций и преобразований. По утверждению Сергеевой Э.С. зрительное восприятие уплотняет время освоения художественного материала, интенсифицируя его пространственный контент.

МЕТОДОЛОГИЯ

Наше обращение к понятию визуализация объясняется тем, что оно является основой всего компьютерного обучения с применением новейших технологических средств. Визуализация, таким образом, предстает перед нами, как система образов, формирующих, в меру своих возможностей, субъективный мир человека. Эта система во многих научных работах противопоставляется системе слов, как антипод, способствующая выхолащиванию мыслительных способностей человека. Преувеличение роли слова в жизни человека привело к тому, что широкое распространение визуальных систем сторонники вербальной культуры стали воспринимать как отрицательное явление современной действительности.

Обратимся к определению слова образ, чтобы понять его сущность и смысл. «Онтологически все "образы" и "образности" восходят к одному источнику" (быть средством познания и способом чувственного отражения действительности), и представляют собой единую многомерную конструкцию художественного сознания» (Н.В Халикова 6). Таким образом, система слов и система образов берут свое начало из одного источника и в этом смысле между ними нет антагонистических противоречий, что свидетельствует о их единой функциональности в процессе познания мира.

Включение системы образов в познание мира человеком берет свое начало еще с времен наскальных рисунков, однако настоящую революцию в нашем сознании оно произвело с начала 20 века. Появление кинематографа, телевидения, видеотехники, использование возможностей новейших технологических средств медиатехнологий, включая компъютеризацию в различных представлениях- все это проникло в социальную жизнь общества под общим понятием аудивизуальной культуры. «Экран стал важным фактором образования, в том числе высшего, способствуя междисциплинарному взаимодействию,

гуманитаризации технических наук, формированию нового мышления и эстетическому воспитанию студенческой аудитории». (Н.Б. Кириллова 4). В данной цитате для нас важно признание экрана важным фактором образования, так как предметом исследования данной статьи является использование аудивизуальной технологии в процессе обучения. Локализуя понятие аудивизуальной технологии, остановимся на проблемах применения обучающих приложений, воспроизводимых на компьютерах и других электронных инструментариях.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Система образов, как визуализация познавательного процесса, обладает собственным набором выразительных средств, которые создают особый коммуникативный процесс, в котором человек, воспринимающий информацию, предстает как зритель. Такой коммуникативный процесс имеет как положительные, так и отрицательные свои стороны. Одной из таких отрицательных сторон, является отсутствие воспитательного момента обучения, ввиду отсутствия в этом процессе педагога.

В данной статье мы хотели бы остановиться на проблеме, которую можно выделить как общую для многих современных контентов электронного обучения. Проблема эта заключается в самой сути электронного обучения, не предполагающего участия в нем педагога.

Если вникнуть в основы педагогической деятельности, то она по сути своей представляет общение между учеником и учителем, или, как это принято обозначать в терминологии научного мира -коммуникацию. «Коммуникация представляет собой процесс обмена информацией для эффективного общения и выработки общего смысла». В этом определении важно понятие выработки общего смысла. Без него невозможен сам процесс получения образования. Говоря об образовании, мы соотносим обучение только как одну из его составных частей. В широком понимании образование как коммуникативный способ взаимодействия людей с целью получения общего для всех смысла, определяет все стороны социального общества. «Взаимодействие людей определяет социальную сторону их отношений, а, следовательно, мы можем говорить о коммуникации как об одной из главных основ, организующих общество».

Именно такой коммуникативной составляющей, предполагающей наличие обратной связи в процессе обмена информацией, не хватает в цифровой образовательной системе. Все дело в том, что в процессе традиционного

образования, с участием педагога, огромное значение приобретает невербальные паралингвистические средства коммуникации, которые на сегодняшний день не получили должного отражения в письменной коммуникации, являющейся основным инструментом передачи информации. Под паралингвистическими средствами понимается личный пример педагога, его мировоззрение, отношение к тем или иным жизненным событиям и все то, что невозможно облечь в слова. Невербальные средства коммуникации, к которым относятся и пралингвистические, составляют, согласно утверждения Кененбаева Е.Т., процитировавшего высказывание Мехрибиана до 93 процентов передаваемой информации. (Кененбаев.Е.Т. 3). На наш взгляд, воспитательный процесс образования в основном передается именно через невербальные средства коммуникации, отражающие спонтанную эмоционально экспрессивную составляющую информации.

ОБСУЖДЕНИЕ

В подтверждение вышесказанного, рассмотрим систематизацию цифровой системы образования Н. Ф. Хилько, ( Хилько 7)который выделяет 5 учебных блоков применения компьютера в образовании сообразно его функциям:

1. Расширение знаний и знакомство с новыми источниками, недоступными для обычного визуального ознакомления.

2. Упражнения на постижение графических, колористических, композиционньх, символических и логических закономерностей; поиск различных возможностей и эффектов графических редакторов (отражение, инвестирование, трансформация, наложение.

3. Развитие коммуникативности студентов в интерактивной среде.

4. Выступление студента в роли творческого субъекта своей деятельности

5. Компьютеризация образовательной среды и окружающего фона

Как видим, и здесь не упоминается воспитательная функция электронного образования, что подтверждает наш вывод об имеющихся проблемах в этой области.

Выход из этой ситуации, по-видимому, лежит в плоскости совмещения современных и традиционных форм обучения. Изменившиеся программы обучения и, соответственно, средства по их изучению, должны непременно учитывать наличие в них роли педагога, как организующей стороны всего учебного процесса, носителя его воспитательной роли. Такое может стать возможным, только при учете методических рекомендаций, разработанных в педагогической среде специально для разработчиков конкретных обучающих

приложений. Методические рекомендации, в данном случае, будут играть роль технического задания, исполнения которого и будут добиваться инженерно технические службы, получившие такое задание.

Нельзя при анализе цифровой образовательной системы не затронуть и вопрос, волнующий, как педагогов, так и родителей. Имеется в виду вопрос возможного негативного воздействия компьютерной техники на организм школьника, особенно на ранних стадиях его развития. На этот счет существует много различных рекомендаций, варьирующих время пребывания ребенка за компьютером. В некоторых из них детям дошкольного возраста рекомендуют находиться от 15 до 20 минут, в некоторых не более 10 минут. Многие дети проводят за компьютером гораздо больше времени без каких-либо вредных последствий. Подобный разброс по безопасному количеству времени, проводимому за компьютером, обьясняется различным состоянием организма человека, техническими условиями в которых он находится и еще многими, не поддающимися учету факторами. Здесь важно понимать, что использование компьютера требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом, и в данном случае без участия педагога эту проблему решить невозможно.

ВЫВОД

Резюмируя все вышесказанное, мы приходим к выводу о том, что цифровая образовательная система, став новой ступенью обучения, тем не менее нуждается в присутствии в ней традиционных форм преподавания учебных дисциплин. Самой главной задачей в этой системе становится органическое включение в нее роли педагога, при котором только и возможен полноценный процесс образования. Решение этой задачи нам видится в методическом, с педагогической точки зрения, обеспечении разрабатываемых обучающих программ

REFERENCES

1. Кененбаев Е.Т. International scientific review of problems and prospects of modern science andeducation/collection of scientific articles. Lxviii international correspondence scientific and practical conference (Boston, USA, March 26-27, 2020). Boston. 2020

2. Кененбаев Е.Т. Невербальные средства коммуникации (НСК) в социальных сетях интернета, динамика их развития. Вестник каракалпакского государственного университета им. Бердаха № 2 (47) 2020 г.

3. Кененбаев Е.Т. Изменение взаимодействия невербальных и вербальных средств коммуникации в социальной сети Интернета scientefic-methodological electronic journal "Foreign languages in Uzbekistan" https://iournal.fledu.uz № 2 (31) / 2020. С.80-90

4. Кириллова, Н. Б. К 431 Аудиовизуальные искусства и экранные формы творчества: [учебное пособие]. - Екатеринбург : Изд-во Урал. унта, 2013. - 154 с.)

5. Сергеева Э.С. Художественное пространство как миропонимание в современной литературе Научный вестник наманганского государственного университета 3(4), 133-136, 2019

6. Халикова Н.В. доктор филологических наук Категория образности художественного прозаического текста: автореферат диссертации по ВАК РФ 10.02.01, 2004.

7. Хилько Н. Ф. Педагогика аудиовизуального творчества в социально-культурной сфере / Н. Ф. Хилько. Омск: ОГУ, 2008

8. Akhmedov, B. A., & Khasanova, S. K. (2020). Public education system methods of distance in education in development of employees. Journal of Innovations in Engineering Research and Technology, 7(1), 252-256.

9. Ахмедов, Б. А. (2020). Математические модели оценки характиристик качества и надежности программного обеспечения. Eurasian Education Science and Innovation Journal, 3(10), 97-100.

10. Гулбоев, Н. А., Дуйсенов, Н. Э., Ахмедов, Б. А., & Рахманова, Г. С. (2020). Модели систем управления электрическими сетями. Молодой ученый, 22(312), 105-107.

11. Мухамедов, F. И., Ахмедов, Б. А. (2020). Инновацион "Klaster mobile" иловаси. Academic Research in Educational Sciences, 1 (3), 140-145.

12. Ахмедов, Б. А. О развитии навыков интерактивных онлайн-курсов в дистанционных условиях современного общества (модель-программа для преподавателей образовательных учреждений). Журнал «Universum: технические науки» (Издательство «МЦНО») ЭЛ № ФС77-54434 ISSN: 23115122

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.