Научная статья на тему 'РОЛЬ ЛЭП В ЭКОЛОГИИ ВРАНОВЫХ ПТИЦ СТЕПЕЙ И ПОЛУПУСТЫНЬ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ И КАЛМЫКИИ'

РОЛЬ ЛЭП В ЭКОЛОГИИ ВРАНОВЫХ ПТИЦ СТЕПЕЙ И ПОЛУПУСТЫНЬ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ И КАЛМЫКИИ Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
70
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЛЭП В ЭКОЛОГИИ ВРАНОВЫХ ПТИЦ СТЕПЕЙ И ПОЛУПУСТЫНЬ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ И КАЛМЫКИИ»

Березовиков Н.Н., Егоров В.А. 2007. К орнитофауне окрестностей Усть-Каменогорска //

Рус. орнитол. журн. 16 (363): 791-797. Березовиков Н.Н., Самусев И.Ф., Хроков В.В. 2000. Материалы к орнитофауне поймы Иртыша и предгорий Алтая. Часть 1. Podicipitiformes, Pelecaniformes, Ciconiiformes, Anseriformes, Gruiformes, Charadriiformes, Galliformes, Pterocletiformes // Рус. орнитол. журн. 9 (92): 3-22.

Щербаков Б.В. 1969. Влияние Усть-Каменогорского водохранилища на фенологию отлёта

и гнездование некоторых птиц // Орнитология в СССР. Ашхабад, 2: 743-745. Щербаков Б.В. 1975. Колониальные гнездовья околоводных птиц на Иртыше в междуречье Ульбы и Убы (Западный Алтай) // Колониальные поселения околоводных птиц и их охрана. М.: 111-112.

Щербаков Б.В., Березовиков Н.Н. 1978. Сроки пролёта куликов в долине Иртыша на

Алтае // Миграции птиц в Азии. Ташкент: 137-144. Щербаков Б.В., Березовиков Н.Н. 2017. Современное состояние фауны крачек алтайского участка Иртыша между Усть-Каменогорским и Шульбинским водохранилищами // Рус. орнитол. журн. 26 (1398): 353-361. Щербакова Л.И., Щербаков Б.В. 2011. О сохранении пойменных звеньев Верхнего Иртыша — уникальных ботанико-зоологических комплексов Восточного Казахстана // Рус. орнитол. журн. 20 (625): 87-93.

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2021, Том 30, Экспресс-выпуск 2044: 1148-1152

Роль ЛЭП в экологии врановых птиц степей и полупустынь Ставропольского края и Калмыкии

В.Н.Федосов, Л.В.Маловичко, В.М.Константинов

Второе издание. Первая публикация в 2010*

Линии электропередач (ЛЭП) на безлесных просторах южных степей европейской части России появились в большом количестве во второй половине ХХ века. Положительное значение ЛЭП заключается в использовании хищными птицами, врановыми, голубями и некоторыми видами воробьиных птиц опор для строительства гнезд (Константинов, Хохлов 1989; Белик 2007; Бобенко и др. 2007). Хорошо известно и противоположенное, элиминирующее воздействие ЛЭП на популяции птиц, которые разбиваются о провода во время перелётов и гибнут от поражения электрическим током (Карякин и др. 2004).

Накопленный нами материал позволяет проанализировать значение ЛЭП для популяций врановых птиц в условиях сухих степей и полупустынь Ставрополья и Калмыкии. Материал собирали в 2000-2010 годах. Обследованы ЛЭП в Апанасенковском, Туркменском, Арзгирском, Лево-

* Федосов В.Н., Маловичко Л.В., Константинов В.М. 2010. Роль ЛЭП в экологии врановых птиц степей и полупустынь Ставропольского края и Калмыкии // Врановые птицы Северной Евразии. Омск: 147-149.

кумском и Нефтекумском районах, расположенные в северо-восточной и восточной частях Ставропольского края; Сарпинский, Кетчунеровский, Целинный, Яшкульский, Приютненский и Ики-Бурульский районы в Республике Калмыкии. Наблюдения за птицами проводили из автомобилей и во время пеших экскурсий. Фиксировали все встреченные на маршрутах гнёзда. Выборочно осматривали участки под ЛЭП на наличие трупов птиц и костно-перьевых остатков.

Опоры ЛЭП используются для устройства гнезд 4 видами из 6 гнездящихся на изучаемой территории видов врановых птиц.

Галка Сопиэ шопвё,и1а. В обследованных местах строит гнёзда в полых бетонных столбах ЛЭП. Очевидно, гнёзда пары строят на стяжных болтах, перекрещивающихся на расстоянии менее 1 м от вершины опоры, о чём свидетельствуют крики подрастающих птенцов. В импровизированное дупло птицы беспрепятственно проникают через круглые отверстия у вершин столбов. Из проверенных нами линий электропередач у автомобильных дорог Приютное — Элиста, Элиста — Волгоград, Благодарный - Элиста и Садовое - Приозёрное в гнездовой период от половины до 2/3 пустотелых бетонных столбов ЛЭП были заселены галками. Между селом Приютное и Элистой учтено 138 территориальных пар этих птиц на 52 км ЛЭП. В Левокумском районе Ставропольского края на ЛЭП длиной 10 км гнездилось 25 пар галок (Коровин 2004).

Поскольку линии электропередач часто располагаются вдоль шоссейных дорог, то удобные гнездовые ниши в таких местах удачно сочетаются с богатыми кормовыми стациями. В весеннем питании галки доминируют семена зерновых злаков и трав (Коровин 2004). Как правило, по обочинам дорог всегда присутствуют потерянные при перевозке зёрна, а на оголённой поверхности они хорошо заметны.

Грач Сопиэ /ги§11е§иБ. Гнездится в лесополосах, реже в небольших скверах и парках. Нами отмечено постоянное перемещение грачевников на окраины полей, ближе к сбитым пастбищам. Это связано, видимо, с массовым размножением в степях кобылок и кузнечиков. В полях же с переходом сельхозпроизводителей на выращивание преимущественно монокультур трофические условия для птиц в гнездовой период ухудшились. Пшеничные поля становятся востребованными как кормовые угодья птиц лишь с июля, после скашивания злаков.

По этой же причине грачи гнездятся в полупустыне, где нередко отсутствуют подходящие для устройства гнёзд деревья. В таких условиях птицы стали к гнездиться на металлических конструкциях опор ЛЭП. В 2003 году между сёлами Величаевское и Турксад Левокумского района Ставропольского края нами обнаружена грачиная колония на территории электроподстанции. Там на небольшой площади стоит немало металлических опор, которые птицы используют для размещения гнездовых построек. Это поселение заметно прогрессирует. В 2003 году в нём

гнездилось 30 (Коровин 2004), а в 2007 - 50 пар (Хохлов и др. 2007). 29 июня 2006 гнёзда грачей на ЛЭП встречены в безлесной песчаной полупустыне восточнее села Зимняя Ставка Нефтекумского района. Большое число гнёзд располагалось на металлических опорах электропод -станции за сельской околицей. Птенцы уже покинули их. Далее по дороге на хутор Русский обнаружено в разных местах ещё 4 опоры ЛЭП с грачиными гнёздами. На двух из них было по 10 гнездовых построек. На следующих металлических опорах у гнёзд сидели 3 грача.

Серая ворона Corvus cornix. Заселила все подходящие для неё биотопы. В местах, лишённых древесной растительности, в ряде случаев отмечено гнездование её на опорах ЛЭП. Так, 6 апреля 2005 обнаружены две пары серых ворон, гнездившихся на ЛЭП в 10 км севернее посёлка Ульдючины Республики Калмыкия. Оба гнезда располагались на высоте около 10 м от земли на нижней металлической траверсе бетонных опор. В качестве строительного материала птицы использовали ветки тамарикса, грубые сухие стебли сорных трав, полиэтиленовые верёвки. Обычно территориальные участки ворон приурочены к открытому ландшафту, рассечённому сетью оврагов. Имеются запруды на небольших речках. Очевидно, что биоценозы с усложнённой структурой привлекают птиц разнообразием и повышенным обилием кормов. Весной 2010 года в том же месте на опорах отмечено 5 гнёзд, 2 из которых были заселены.

17 апреля 2009 обследовано шоссе между селом Каменная балка Ар-згирского района Ставропольского края и Элистой. Дорогу окружают полупустынные территории. Местами вдоль дороги имеется низкая лесополоса из вяза мелколистного. Чахлые лесные полосы имеются и на отдалении от дорог, на заброшенных полях. На опорах ЛЭП обнаружено 4 гнезда с насиживающими кладки серыми воронами. Расположение гнездовых построек такое же, как и в описанном выше случае. Таким образом, даже при наличии деревьев серые вороны предпочли гнездиться на более безопасных, чем низкие деревья, опорах ЛЭП.

Ворон Corvus corax. На обследованной территории гнездится исключительно на опорах ЛЭП. На них находились все (n = 9) известные нам гнёзда воронов на северо-востоке Ставропольского края (Хохлов и др. 2007) и 5 из 7 гнёзд, обнаруженных в Калмыкии (Федосов, Маловичко 2007). Благодаря гнездованию на металлических высоких опорах ЛЭП, ворон успешно осваивает ранее не пригодные для его размножения равнинные аридные территории.

Под многими опорами ЛЭП присутствуют костно-перьевые останки птиц и их тушки. Иногда птицы остаются висеть на проводах. По перьям определено, что из врановых птиц наиболее часто от поражения электрическим током гибнут грачи, которые в степях Ставрополья и Калмыкии бывают очень многочисленны во все времена года. Наибольшую опасность для птиц представляют воздушные линии электропередач

мощностью 10 кВ на железобетонных опорах со штыревыми изоляторами, закреплёнными на металлических траверсах (Карякин и др. 2004).

Птицы разбиваются в полёте о провода значительно реже. Как правило, дезориентация и травматизм пролётных птиц в зоне ЛЭП случается в периоды, когда возникает опасность со стороны хищника или человека. Нам приходилось наблюдать, как птицы сталкиваются с проводами в короткий временной промежуток после выстрела в сезон охоты.

С 2000 по 2008 год в июне только на участке ЛЭП длиной 500 м, которая проходит вдоль дамбы в урочище Дунда, нами отмечена гибель 47 особей различных видов врановых птиц, прежде всего грачей. Большая часть жертв после падения быстро растаскивается лисицами Vulpes vulpes. Лишь немногочисленные жертвы остаются лежать на месте падения или висеть на мачте.

Следует отметить, что врановые, прежде всего серые вороны и грачи, так же, как и четвероногие хищники, специализируются на кормлении под ЛЭП. Они регулярно курсируют вдоль ЛЭП в поисках корма и, обнаружив разбившиеся трупы, часто съедают их на месте. Учитывая то обстоятельство, что трупы птиц мы находили лишь в утренние часы, когда их ещё не успели растащить хищники, общее число погибших на ЛЭП птиц оценить трудно.

Таким образом, в степных районах врановые птицы широко используют опоры ЛЭП для размещения гнёзд. По линиям электропередач они расселяются в равнинные безлесные территории, где прежде они не гнездились из-за отсутствия мест для размещения гнёзд. Лишь сорока Pica pica и сойка Garrulus glandarius пока не используют опоры ЛЭП в целях гнездования. Сорока расселяется в полупустынню по многочисленным мелиоративным каналам. Для этой маневренной птицы оптимальные условия сложились в тростниковых зарослях вдоль небольших степных водоемов.

Врановые птицы (преимущественно грачи) часто гибнут при столкновении с ЛЭП, однако это не оказывает серьезного лимитирующего влияния на их весьма многочисленные популяции.

Таким образом, ЛЭП для врановых птиц в сухих степях и полупустынях имеет скорее положительное, чем отрицательное значение.

Литер атур а

Белик В.П. 2007. Гнездовая фауна хищных птиц Калмыкии и её трансформации в ХХ

веке // Стрепет 5, 1/2: 30-38. Бобенко О.А., Ильюх М.П., Плеснявых А.С., Друп А.И., Друп В.Д., Хохлов А.Н. (2007) 2008. Клинтух Columba oenas — новый гнездящийся вид Ставропольского края // Рус. орнитол. журн. 17 (450): 1692-1697. Константинов В.М., Хохлов А.Н. 1989. Особенности экологии и поведения галки в антропогенных ландшафтах Ставропольского края // Экологические проблемы Ставропольского края и сопредельных территорий. Ставрополь: 220-229. Коровин В.А. 2004. Птицы в агроландшафтах Урала. Екатеринбург: 1-504.

Карякин И.В., Меджидов Р.А., Пестов М.А., Салтыков А.В. 2004. Изучение и охрана

пернатых хищников Калмыкии: методическое пособие. Элиста: 1-72. Маловичко Л.В., Федосов В.Н. 2005. Распределение врановых птиц в Центральном Предкавказье // Экология врановых птиц в условиях естественных и антропогенных ландшафтов России. Казань: 106-111. Музаев В.М., Федосов В.Н., Нураева А.Н., Убушаев Б.И., Эрдненов Г.И. (2010) 2021.

Ворон Corvus corax в Калмыкии // Рус. орнитол. журн. 30 (2039): 925-928. Федосов В.Н., Маловичко Л.В. 2007. Ворон на Ставрополье // Экология врановых в естественных и антропогенных ландшафтах. Ставрополь: 148-152. Хохлов А.Н., Ильюх М.П., Шевцов А.С. 2007. О необычном грачевнике в Ставропольском крае // Фауна Ставрополья. Ставрополь: 113-116.

ю ^

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2021, Том 30, Экспресс-выпуск 2044: 1152-1153

Осушительная мелиорация и многолетние изменения населения птиц лугов центра Вологодской области

В.Т.Бутьев, Д.А.Шитиков

Второе издание. Первая публикация в 2001*

Осушительная мелиорация — один из новых антропогенных факторов, оказавших существенное влияние на фауну и население птиц европейской части России во второй половине XX века. Несмотря на значительное количество работ, посвященных влиянию мелиорации на население птиц, в литературе практически отсутствуют сведения о многолетнем воздействии мелиорации на сообщества птиц влажных лугов.

Исследования проводили в 1972-1977 и 1994-2000 годах в окрестностях деревни Пундуга Харовского района Вологодской области. Осушительная мелиорация в этом районе проводилась во второй половине 1970-х годов, таким образом, появилась уникальная возможность сравнить фауну и население птиц лугов до и после проведения мелиорации. Количественные учёты птиц в оба периода осуществлялись на постоянных площадках и разовых маршрутах, суммарно учётами охвачено около 5 км2 лугов разных типов. До начала мелиоративных работ большинство лугов представляло собой небольшие (средняя площадь 5.8±1.1 га) участки, окружённые со всех сторон лесной и кустарниковой растительностью; куртины кустарников были и на самих лугах. После мелиора-

* Бутьев В.Т., Шитиков Д.А. 2001. Осушительная мелиорация и многолетние изменения населения птиц лугов центра Вологодской области II Актуальные проблемы изучения и охраны птиц Восточной Европы и Северной Азии. Казань: 128-129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.