Научная статья на тему 'Роль Л. С. Выготского в социальной интеграции детей'

Роль Л. С. Выготского в социальной интеграции детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1661
347
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕБЕНОК / КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕНСАЦИЯ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ / CHILD / CORRECTIVE TRAINING / SOCIAL INTEGRATION / SOCIAL COMPENSATION / REHABILITATION / TRAINING AND EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Н. Н.

В статье затронуты идеи Л.С. Выготского в осуществлении коррекционно-педагогической работы по обучению и воспитанию детей с нарушениями в развитии, их новизна и актуальность в психолого-педагогических исследованиях, определены перспективные возможности развития ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF L.S.VIGOTSKY IN THE SOCIAL INTEGRATION OF CHILDREN

The article raised the idea of L S Vigotsky in the implementation of remedial pedagogical work on training and education of children with disabilities in development, their novelty and relevance in the psycho-pedagogical studies indentified opportunities for the development of the child.

Текст научной работы на тему «Роль Л. С. Выготского в социальной интеграции детей»

Например, в процессе анализа профессиональной деятельности педагог может поставить такой вопрос: какие условия педагогического процесса способствуют формированию у младших школьников творческого отношения к учению? А из опыта межличностного взаимодействия может заинтересовать то, каким образом можно организовать совместную деятельность людей, обладающих разным уровнем подготовленности и т.д.

Рассматривая интересующие явления, нужно, прежде всего, их правильно определить. Для этого можно выполнить следующие операции: выписать из справочной литературы возможные определения; подобрать к каждому понятию понятия, близкие по значению, установив различия в их употреблении; провести операционализацию выделенных понятий.

На втором этапе проблемы и интересующие явления, включенные в списки, оцениваются с точки зрения их пользы, т.е. нужно произвести отбор, ответив на вопрос «будет ли польза от решения данной проблемы?». При положительном ответе на вопрос проблема остается в списке.

На третьем этапе проблемы оцениваются с точки зрения возможностей их решения. Если имеются необходимые средства, и нет объективных ограничений, проблема остается в списке.

В результате проведенного анализа в каждый сектор поля будут внесены проблемы, которые интересны, решение которых педагог считает полезным и возможным. Тем самым сформируется персональное проблемно-ориентационное пространство.

Те проблемы, которые в результате оценивания не войдут в окончательный список, не нужно считать «чужими», в дальнейшем к ним можно возвращаться и заново оценивать.

Использование технологии создания персонального проблемно-ориентационного пространства в работе со студентами до выполнения ими курсовых работ позволяет многим самостоятельно определиться с возможными темами исследования.

Приведем пример. Екатерина Ц., студентка факультета социальной педагогики, в результате проведенного анализа выделила для себя возможные проблемы исследования, решение которых будет полезным для педагогов и социальных работников: «Как создать комфортные условия труда для инвалидов?»; «Какие методы эффективны для профилактики межнациональных конфликтов среди молодежи?»; «Какую роль играет культура общения в работе социального педагога

со взрослыми?». При этом студентка отказалась от тех проблем, которые ей интересны, но не могут быть решены в силу ее социального статуса, и тех проблем, решение которых будет полезным только для нее самой.

Чтобы оценить эффективность разработанной нами технологии, мы изучили промежуточные результаты научной деятельности студентов.

Опрос научных руководителей показал, что все студенты, сконструировавшие персональное проблемно-ориентационное пространство, проявили инициативу в выборе темы курсовой, а затем и выпускной квалификационной работы. В большинстве случаев (примерно 70%) руководители согласились с одной из предложенных студентом проблем. Остальным студентам были предложены темы, которые связаны с научными исследованиями руководителей.

Оценивая утвержденные темы выпускных квалификационных работ (2009 год), мы проанализировали темы с точки зрения их актуальности и оригинальности. Актуальность большинства тем в работах обоснована и не вызывает сомнения («Воспитание младших школьников с ЗПР в совместной трудовой деятельности», «Гуманизация коррекционноразвивающего обучения в начальных классах массовой школы», «Применение компьютерных технологий на уроках музыки», «Педагогические условия организации предметнопространственной среды развития ребенка в семье» и др.). Исключение составили примерно 7% работ, темы которых не отражают современные потребности образовательной практики и достижения педагогической науки.

Оригинальные темы мы определяли по исследуемой выборке, исключая неактуальные темы. Безусловно, большинство тем звучат весьма традиционно для учебных работ студентов. Однако 15 % тем можно отметить как оригинальные. «Движение КВН как среда социализации молодежи», «Ме-диаобразовательные кружковые занятия со старшеклассниками на материале изучения творчества Ф.Г. Раневской», «Волонтерство как форма практической подготовки будущих социальных педагогов», «Использование электронных аранжировок в процессе восприятия музыки в общеобразовательной школе» и др.

В целом результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют об эффективности технологии создания персонального проблемно-ориентационного пространства при организации научно-педагогического творчества студентов педвуза.

Библиографический список

1. Бернал, Дж. Наука и общество. - М.: Прогресс, 1953

2. Лук, А.Н. Мышление и творчество. - М.: Политиздат, 1983.

3. Лебедев, О.Е. Анализ педагогических проблем: Методический практикум. - Л. ЛГИУУ, 1990.

4. Шалова, С.Ю. Введение в научно-педагогическое творчество / под ред. Н.В. Седовой. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.

5. Гуманистические ценности образования и воспитания (90-е годы ХХ в. Россия): Педагогическое исследование. Научная школа З.И. Васильевой / З.И. Васильева. - СПб.: Химиздат, 2003.

6. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001.

Bibliography

1. Bernal, D. Science and Society. - Moscow, Progress, 1953.

2. Look, A.N. Thinking and creativity. - Moscow: Politizdat, 1983.

3. Lebedev, O.Y. Analysis of pedagogical problems: Methodical Workshop. - Leningrad: LGIUU, 1990

4. Shalova, S.Y. Introduction to creative work in Pedagogic (science). S- t. Petersburg: Herzen University Publishing House, 2008

5. Humanistic values education and training (90 years of the twentieth century. Russia): Educational Research. Scientific School of Z.I. Vasileva. -St. Petersburg: Himizdat, 2003

6. Ananyev, B.G. Man as the object of knowledge. - St. Petersburg: Piter, 2001.

Article Submitted 17.01.11

УДК 37.022

Н.Н. Иванова, соискатель СВФУ, г. Якутск, E-mail: er4im@mail. ru.

РОЛЬ Л.С. ВЫГОТСКОГО В СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ

В статье затронуты идеи Л.С. Выготского в осуществлении коррекционно-педагогической работы по обучению и воспитанию детей с нарушениями в развитии, их новизна и актуальность в психолого-педагогических исследованиях, определены перспективные возможности развития ребенка .

Ключевые слова: ребенок, коррекционно-воспитательная работа, социальная интеграция, социальная компенсация, реабилитация, обучение и воспитание.

В становлении и развитии дефектологии - науки об особенностях развития детей с физическими и психическими недостатками и закономерностях их воспитания и обучения - с подлинно научных позиций большую роль сыграл Л.С. Выготский.

Его идеи не потеряли своей новизны и актуальности и в настоящее время, продолжают развиваться в психологопедагогических исследованиях.

На основе фундаментальных исследований Л.С. Выготский выдвинул задачу - найти то здоровое, незатронутое, сохранное, что есть у аномального ребенка и опираться на эти здоровые стороны в целях осуществления коррекционнопедагогической работы.

Л.С. Выготский положил начало динамическому подходу к изучению своеобразия развития личности аномального ребенка, что, с его точки зрения, формируется в процессе взаимодействия биологических, социальных и педагогических факторов. Смысл организованного педагогического воздействия он видел в содействии развитию личности.

Самым ценным, на наш взгляд, является то, что Л.С. Выготский обосновал учение о большом резерве здоровых задатков у аномального ребенка, неравномерное распространение дефективности на разные стороны деятельности. И это открывает широкие возможности для развития аномального ребенка.

Но для превращения потенциальных возможностей ребенка в необходимые условия его жизнедеятельности нужно, в первую очередь, знать те возможности ребенка, которые находятся в зачаточном состоянии и еще не стали его достоянием. Последние при благоприятных условиях обучения и воспитания, при умелом руководстве взрослых его деятельностью стали бы перспективными возможностями ребенка, что Л.С. Выготский назвал зоной ближайшего развития.

Имеет большую ценность заключение Л.С. Выготского о том, что педагоги и психологи рассматривают слепоту, глухоту, интеллектуальную недостаточность только как дефекты физические и психические и не видят главного - их социальной сущности. В этой связи он справедливо подчеркивает: "Всякий телесный недостаток - будь то слепота, глухота или врожденное слабоумие - не только изменяет отношение человека к миру, но, прежде всего, сказывается на отношениях с людьми. Органический дефект или порок реализуется как социальное ненормальное поведение" [1, с. 3].

Подчеркивая, что по отношению к ребенку с нарушениями в развитии перестают действовать традиционные способы решения образовательных задач, Л.С. Выготский основной задачей воспитания считает его "вправить в жизнь", исправить социальный вывих, т.е. преодолеть те отклонения в поведении, которые определяют социальное лицо человека. В этой связи он отмечает: "Вероятно, человечество победит раньше или позже и слепоту, и глухоту, и слабоумие. Но гораздо раньше оно победит их социально и педагогически, чем медицински и биологически" [2, с. 16].

Таким образом, Л.С. Выготский выдвигает социальную компенсацию дефекта как первоочередную задачу педагогики в воспитании детей с нарушениями в развитии, утверждая, что в каждом ненормальном ребенке имеется колоссальный резерв здоровых потенциалов. Далее Л.С. Выготский видит задачу специальной педагогики в том, "чтобы связать педагогику

дефективного детства (сурдо-олиго-тифло-педагогику) с общими принципами и методами социального воспитания, найти такую систему, в которой удалось бы органически увязать педагогику дефективного детства с педагогикой детства нормального" [3, с. 112]. В процессе работы с аномальными детьми Л.С. Выготский считает необходимым ориентировать ее "на пуды здоровья, а не на золотинки болезней", которые имеются у каждого ребенка.

Имеет большую ценность разработанная Л.С. Выготским оригинальная теория компенсации на основе того, что одни недостатки аномального ребенка имеют первичный характер, другие - вторичный. Первичные недостатки имеют биологическую основу, обусловленную органическими нарушениями, когда вторичные недостатки определены социальными факторами, т.е. вторичные недостатки - это социальные недостатки, новые наслоения на личность аномального ребенка, на его дефект. В связи с этим Л.С. Выготский видит основную задачу воспитательной работы с данной категорией детей в предупреждении, ослаблении или полном преодолении вторичных недостатков, подчеркивая, что чем раньше начнется воспитание, тем успешнее оно будет.Социальное воспитание, социальная реабилитация неотделимы от процесса преодоления или ослабления всеми медико-педагогическими средствами недостатков, лежащих в основе своеобразия личности. Это было подчеркнуто Л.С. Выготским в 1924 г. на Втором съезде социально-правовой охраны несовершеннолетних, что положило новому направлению в развитии специальной педагогики - "связать специальную педагогику физически дефективного и умственно отсталого детства с общими принципами и методами социального воспитания".

И были определены основные пути перестройки всей работы с аномальными детьми: это укрепление материальной базы учреждений, разработка положений о специальных учреждениях для аномальных детей, улучшение руководства этими учреждениями и т.д.

В процессе работы с аномальным ребенком Л.С. Выготский считал, что важно диагностировать развитие, опираясь на компенсаторные возможности ребенка в обучении и воспитании. И пути усовершенствования изучения ребенка он видит в психолого-педагогическом изучении ребенка в живом процессе развития, не игнорируя жалобы родителей, самого ребенка, воспитателей. Все полученные данные подлежат тщательному критическому анализу, где должны оцениваться факты, их связи, обусловленность, принимая во внимание личность каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей развития. По рекомендации Л.С. Выготского, историю развития ребенка, историю его воспитания, влияние на него наследственных факторов и среды следует изучать так, чтобы это была история влияния, история причин, взаимодействия педагога и воспитателя для воздействия на личность ребенка, которые вызвали патологическое состояние его развития.

На основе анализа эмпирического опыта мы вполне солидарны с его утверждением, что если кардинально не изменить подход к проблемам коррекции личности учащихся с отклонениями в развитии, с "особыми" образовательными потребностями в обществе, то результаты могут стать тревожными [4].

В последние годы в системе специального образования произошли определенные позитивные изменения. Правительством РФ утверждены "Типовые положения об образовательных специальных (коррекционных) учреждениях для обучающихся, воспитанников с нарушениями в развитии, для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медикосоциальной помощи". Вместе с тем в системе специального образования остается ряд проблем, которые требуют концептуального решения. Это отсутствие единой системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи и социально-трудовой реабилитации детей, адекватной системы коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим появляется острая необходимость в организации новых гибких психологопедагогических условий, при которых сами учащиеся становятся активными участниками образовательного, воспитательного и трудового процессов, способствующих активизации интереса к школьной жизни, формированию ответственности за свои дела и действия в комфортных условиях образовательного учреждения.

В трудах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и др. одной из важных задач социализации является воспитание "нового" человека, так как социализация является многогранным и непрерывным процессом на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все

базовые ценностные ориентации, усваиваются ребенком основные социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения. Процесс социализации ребенка, его формирование и развитие, становление его как личность происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов. Важным педагогическим элементом социального воспитания является формирование гуманистических ценностей, определяющих мировоззрение человека, готового к сотрудничеству, умеющего принимать и оказывать помощь нуждающимся.

В современной социальной ситуации в нашей стране речь идет о формировании активной личности, способной к социальной адаптации в сложных жизненных ситуациях с учетом психофизических особенностей развития. В результате сформированности социальных умений и навыков человек овладевает приемами самопомощи. Социальная адаптация в конечном счете подводит личность к самовоспитанию, дает ей возможность достичь более продуктивного социального поведения.

Таким образом, в содержании социальной адаптации детей с нарушениями в развитии выдвигается на передний план создание необходимых, наиболее комфортных условий для развития каждой личности, активизации всех процессов в интеллектуальном, эмоциональном, моральном, культурном, физическом развитии и реабилитации личности ребенка.

Библиографический список

1.Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии. - М.: Просвещение, 1995.

2.Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей / под ред. Л.С. Выготского. - М., 1924.

3.Выготский, Л.С. Принципы воспитания физически дефективных детей // Народное просвещение. - 1925. - № 1.

4.Гончарова, Е.Л. Реабилитация средствами образования: особые образовательные потребности детей с выраженными нарушениями в развитии / Е.Л.Гончарова, О.И.Кукушкина // Сб. науч. тр. и проектных материалов ИПН РАО «Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования». - М., 1996.

Bibliography

1. Vygotsky, L.S. Probiemy defektolodii / horsepower / L.S. Vygotsky .- M ,: Prosvehenye, 1995.

2. Voprosy vospitanyia slepykh, glykhonemych i umstvenno otstalykh detey . /Pod red . L. S. Vygotskodo. - M., 1924.

3. Vygotsky, L.S. Principy vocpytania physicgeski defectivnykh detey // Narodnoe pvosveshenye . - M., 1925. - № 1.

4 .Goncharova, E.L. Realibitatsiya svedstvamy obrazovaniya osobye obrazovatelnye potrebnosti detey s vyrazhennymi narusheniyami v razvitiy / E. L. Goncharova, O. I. Kukushkina // Sbornik nauchnykn trudov I pioekthnykh materialov IPN RAO “ Podkhody k reabitazii detei s osobennostyami rasvitiya sredstvami obrazovaniya “. - M., 1996.

Article Submitted 18.01.11

УДК: З78.147

Н.Л. Кольчикова, канд. пед. наук, доц. кафедры литературы Хакасского гос. Ун-та им. Н. Ф. Катанова, соискатель, прикреплена при лаборатории проблем литературного образования в национальной школе ИОСО РАО, г. Москва, E-mail: pollik 21.mail.ru

О НОВЫХ ПОДХОДАХ В ЛИТЕРАТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ*

В статье рассматриваются возможности использования новых подходов в литературном образовании, в том числе компетентностного подхода (требование стандарта второго поколения). Предлагаются дискуссионные вопросы: характеристика структуры профессиональной компетенции учителя литературы, а также ключевые компетенции учащихся, которые должны быть сформированы в процессе изучения литературы литературы в русле личностно-ориетированного и деятельностного подходов.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, модернизация, тероминология, структура.

Происходящий сегодня процесс модернизации российского образования, изменение его целевой ориентации -от социализации личности к формированию человека, являющегося носителем культуры своего времени и народа привело к тому, что для его результата стала применяться такая категория, как образованность. В связи с отказом от взгляда на литературу исключительно как на средство воспитания современная методика стала выдвигать новые подходы к обучению предмету:

- личностно-ориентированный, реализуемый в рамках педагогики сотрудничества. Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, И.С. Якиманская и др. ученые рассматривают личностно-ориентированный подход в образовании как построение особого рода педагогического процесса, который направлен на развитие и саморазвитие собственно личностных свойств индивида. При этом личность понимается как способность индивида занимать определенную позицию, что проявляется в конкретных функциях личности: избирательности, рефлексии,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.