УДК 372.8:614
А.Т. Смирнов (Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Москва)
роль курса «основы безопасности жизнедеятельности» в формировании современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у учащихся общеобразовательных учреждений
A.T. Smirnov (Teachers Academy improvement of proffesionalskill and additional training, Moscow) ROLE OF COURSE «BASIC PRINCIPLES OF SAFETY ABILITY TO LIVE» IN FORMATION OF MODERN LEVEL OF SAFETY ABILITY TO LIVE CULTURE IN SECONDARY SCHOOLS
Показана роль курса ОБЖ в формировании культуры безопасности жизнедеятельности населения. Приведены основные задачи курса и принципы, положенные в основу отбора содержания, компетенции, развиваемые у учащихся при изучении курса.
There is shown role of safety ability to live course in forming culture of safety ability to live of the population. There are given main tasks of the course and principals of contents selection that raises competence of pupils.
А.Т. Смирнов
В современном мире чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде, обществу и государству.
Необходимо отметить, что абсолютной безопасности жизнедеятельности человека не существует, а в настоящее время обозначилась тенденция возрастания опасности природного характера из-за глобального потепления климата на планете; возрастают опасности техногенного характера из-за увеличения технической оснащенности жизнедеятельности человека; растет социальная напряженность в связи с проявлением деятельности международного терроризма и наркобизнеса, не исключается возможность возникновения крупных военных конфликтов.
Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является «человеческий фактор». Трагедия чаще всего происходит при несоблюдении человеком установленных мер безопасности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, что свидетельствует о несоответствии уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны реальным условиям жизнедеятельности личности, общества и государства.
По мнению специалистов МЧС России [1], «человеческий фактор» в настоящее время является, если не главным, то определяющим в деле обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, при этом роль каждого человека в обеспечении личной безопасности, безопасности общества и государства постоянно возрастает.
По нашему глубокому убеждению, обстановка, складывающаяся в нашей стране в области безопасности, настоятельно требует корректировки существующей системы образования Российской Федерации в целях усиления подготовки подрастающего поколения страны в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и готовности их к обеспечению защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства в условиях современного мира.
При этом под «культурой безопасности жизнедеятельности» следует понимать способ организации жизнедеятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающий необходимый уровень защищенности жизненно важных
о
VO га ср
го «
ср
и
CU т X I
X £
I
0
1 т
I
0
Ю
а р
го
а р
е и к
с е
т
и н
х
хет
1
о н
т
у
а
I
интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе и от отрицательного влияния «человеческого фактора».
Формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у подрастающего поколения страны является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит определенный вклад в формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, но при этом, необходимо отметить, что главная роль принадлежит школьному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).
Курс «Основа безопасности жизнедеятельности» является ключевым в системе общего образования в вопросах формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности. Изучение основ безопасности жизнедеятельности способствует завершению социального развития учащихся в области безопасности, обеспечивает целенаправленную подготовку их к осознанному соблюдению норм и правил безопасного поведения в реальной окружающей среде в процессе повседневной жизнедеятельности и в условиях различных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера.
Реализация учебных программ по «Основам безопасности жизнедеятельности» поможет учащимся более полно понять процессы, происходящие в современном мире с учетом существующих факторов риска для безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства: осознать свое предназначение в области безопасности и сформировать нравственные ориентиры личного поведения, способствующие повышению защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе, от отрицательного влияния «человеческого фактора».
Изучение основ безопасности жизнедеятельности в общеобразовательной школе предусматривает решение следующих задач:
— формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения факторов риска для жизни и здоровья человека, возникающих в процессе его жизнедеятельности;
— усвоение и закрепление учащимися знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. О влиянии их последствий на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства, о государственной системе обеспечения защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
— развитие у учащихся личных духовных и физических качеств, обеспечивающих им адекватное поведение в различных чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; потребности в соблюдении норм здорового образа жизни; потребности к выполнению требований, предъявляемых к гражданину России, в области безопасности жизнедеятельности;
— формирование физических и морально-психологических качеств у учащихся, необходимых гражданину Российской Федерации, для выполнения функциональных обязанностей военнослужащего по вооруженной защите Российской Федерации при прохождении военной службы по призыву или по контракту в современных Вооруженных Силах РФ или других войсках.
Реализация указанных учебных целей и задач курса ОБЖ обеспечены подбором соответствующего содержания курса и структурой его построения.
При разработке содержания курса и структуры его построения была учтена специфика содержания курса и определены основные принципы отбора содержания.
В основу отбора содержания курса ОБЖ были положены следующие принципы:
— единство содержательной и процессуальной сторон обучения по «Основам безопасности жизнедеятельности», учитывающее возрастные особенности учащихся и региональные особенности в области безопасности жизнедеятельности;
— структурное единство содержания курса
ОБЖ;
— формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у учащихся, как составной части общечеловеческой культуры;
— интеграция содержания основ безопасности жизнедеятельности с содержанием всех школьных предметов, как теоретической основой курса ОБЖ.
Методологической основой формирования содержания безопасности жизнедеятельности и его понятийной базы стали положения:
— Конституции Российской Федерации;
— Концепции национальной безопасности Российской Федерации;
— Федерального закона «О безопасности» и ряда других федеральных законов и других нормативно-правовых актов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности.
Для обеспечения наиболее эффективной организации учебного процесса по основам безопасности жизнедеятельности с учетом специфики и принципов отбора содержания курса ОБЖ была принята модульная структура построения его содержания. Распределение содержания курса ОБЖ выполнено по трем учебным модулям, шести разделам и 23 темам.
Под учебным модулем понимается конструктивно завершенная часть курса, основанная на его методологии и включающая в себя такой объем учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент курса ОБЖ. Каждый модуль содержит по два раздела, а количество тем и их наполнение может изменяться в зависимости от особенностей регионов и возрастных возможностей учащихся по ступеням обучения (табл.).
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности у учащихся 5—11 классов будет
Таблица
Структура курса ОБЖ при модульном построении содержания образования
Учебные модули Разделы
М-1. Основы безопасности личности, общества и государства Р-1. Основы комплексной безопасности Р-Н. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
М-И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Р-Ш. Основы здорового образа жизни Р-ГУ. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
М-Ш. Обеспечение военной безопасности государства Р-У. Основы обороны государства Р-УГ. Основы военной службы (включая пятидневные учебные сборы)
сформированы ряд ключевых навыков (компетенций) для:
— соблюдения правил пожарной безопасности при пользовании различными бытовыми приборами и огнем в повседневной жизни и в природных условиях;
— соблюдения мер безопасности при встрече с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, в лифте, при разговоре по телефону;
— подготовки личного снаряжения, необходимого для отдыха в природных условиях;
— ориентирования на местности различными способами;
— действий по сигналу оповещения о чрезвычайных ситуаций мирного или военного времени;
— пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты в чрезвычайных ситуациях:
— выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни и устойчивой психологической невосприимчивости к вредным привычкам;
— формирования в себе качеств хорошего семьянина;
— выполнения мероприятий в области гражданской обороны;
— оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
— формирования психологической и физической готовности к прохождению военной службы по призыву;
— понимания своего гражданского долга как гражданина Российской федерации в обеспечении национальной безопасности России, в том числе и по вооруженной защите Российской Федерации;
— осознанного выбора своей будущей профессиональной деятельности и пути продолжения образования в области безопасности жизнедеятельности с учетом личных потребностей и индивидуальных возможностей.
Для реализации учебных целей и задач курса ОБЖ по формированию у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и обеспечение повышения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе от отрицательного влияния «человеческого фактора», а также в рамках реализации новых требований стандарта общего образования ОАО «Издательство «Просвещение» готовит к выпуску:
— комплексную учебную программу (для 5—11 классов общеобразовательной школы);
— учебники (для 10—11 классов);
— методическое пособие для учителя;
— рекомендации по организации и проведению учебных сборов:
— дидактические материалы, в которые включены ситуационные и проверочные задачи, в том числе тестовые задания;
— программу повышения квалификации работников образования.
В заключение необходимо отметить, что новая информационно-методическая поддержка курса ОБЖ предоставит педагогическим работникам возможность целенаправленно организовать изучение основ безопасности жизнедеятельности, а учащимся сформировать современный уровни культуры безопасности жизнедеятельности.
Литература
1. Воробьев Ю.Л., Пучков В.А., Дурнев Р.А. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения. — М.: Деловой экспресс, 2006. — 316 с.
о
ю
а р
го
а р
к
с е
т
и н
х
£ I
о н
т
у
а
I