Научная статья на тему 'РОЛЬ КУРАТОРА В ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ'

РОЛЬ КУРАТОРА В ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРАТОР / ТЬЮТОР / КОММУНИКАЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петровский Александр Михайлович, Баланова Софья Александровна, Гребенников Юлия Леонидовна

Инновационная политика в области профессионального образования актуализирует необходимость подготовки квалифицированных кураторов, тьюторов, способных к осуществлению современного творческого воспитательного процесса. Цель статьи: анализ деятельности куратора в организации современного воспитательного процесса. Методология: в исследовании задействована методика измерения ценностей Ш. Шварца, которая включает оценку студентами ценностных ориентаций, формируемых куратором воспитательного процесса в течение исследования. Ценности были разделены по нескольким направлениям воспитания, результаты проранжированы в соответствии с каждой категорией. Результаты: работа куратора способствует формированию ценностей по разным направлениям воспитательной деятельности. Используемые способы осуществления работы показывают результативный характер и являются перспективными в дальнейшем процессе совершенствования воспитательной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петровский Александр Михайлович, Баланова Софья Александровна, Гребенников Юлия Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE CURATOR IN THE ORGANIZATION OF THE MODERN PROCESS OF EDUCATION

Innovative policy in the field of vocational education actualizes the need to train qualified curators, tutors capable of implementing a modern creative educational process. The purpose of the article is to analyze the activities of the curator in the organization of the modern educational process. Methodology: the research involves the methodology of measuring the values of Sh. Schwartz, which includes students' assessment of value orientations formed by the curator of the educational process during the study. Values were divided into several areas of education, the results were ranked according to each category. Results: the work of the curator contributes to the formation of values in various areas of educational activity. The methods used to carry out the work show a productive nature and are promising in the further process of improving the educational system.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ КУРАТОРА В ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ»

представить их на фоне определенной языковой картины и ее культурной матрицы, выявить параллели с сегодняшней ситуацией в мире, прочувствовать разительную актуальность этих историй.

Выводы. А.П. Чехова сложно назвать предсказателем судеб многих людей, однако его строки, написанные много лет назад, являются актуальными и в реальных условиях современного общества. Формирование критического мышления посредством чтения может способствовать выработке личного отношения не только к информации, но и к миру в целом. Таким образом, чтение иностранными обучающимися произведений классика развивает приёмы осмысления прочитанного, формирует их речевые умения, создаёт базу для работы с информацией.

Литература:

1. Бердников, Г.П. Чехов / Г.П. Бердников // История всемирной литературы. - 1994. - Т. 8. - С. 29-42

2. Загашев, И.О. Критическое мышление: технология развития / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек. - СПб: Альянс-Дельта, 2003. - 284 с.

3. Лаконичность как определяющая черта стиля А.П. Чехова / А.П. Чехов: электронная энциклопедия: [сайт]. - 2008. -URL: http://my-chekhov.ru/referats/027b.shtml (дата обращения 24.04.2022).

4. М. Горький и А. Чехов: Переписка. / [Н.И. Гитович]; под ред. Н.И. Гитовича. - Москва: Гослитиздат, 1951. - 288 с.

5. Петрова, Л.Г. Чтение и анализ произведений русских классиков как фактор развития языковой компетенции иностранных обучающихся при обучении их РКИ / Л.Г. Петрова, Сун Чжихао // Калейдоскоп лингвистических идей: сборник материалов студ.науч. конференции, Белгород, 29-30 июня 2022 г. / отв. ред. О.Н. Прохорова. - Белгород: ООО «Эпицентр», 2022. - С. 98.

6. Почему Чехов? / РИА Новости: сетевое издание: [сайт]. - 2014. - URL: https://ria.ru/20100202/207358610.html (дата обращения 26.04.2022).

7. Чехов, А.П. Глупый француз / А.П. Чехов. - Москва: «Издательство АЛЬФА КНИГА», 2017. - 1279 с.

8. Чехов, А.П. Добрый немец / А.П. Чехов. - Москва: «Издательство АЛЬФА КНИГА», 2017. - 1279 с.

Педагогика

УДК 378.02

директор, старший преподаватель Петровский Александр Михайлович

Нижегородский государственный технический университет

имени Р.Е. Алексеева (г. Нижний Новгород);

Дзержинский политехнический институт (г. Дзержинск);

магистрант Баланова Софья Александровна

Нижегородский государственный технический университет

имени Р.Е. Алексеева (г. Нижний Новгород);

Дзержинский политехнический институт (г. Дзержинск);

кандидат психологических наук, доцент Гребенников Юлия Леонидовна

Московский государственный областной педагогический университет (г. Москва)

РОЛЬ КУРАТОРА В ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ

Аннотация. Инновационная политика в области профессионального образования актуализирует необходимость подготовки квалифицированных кураторов, тьюторов, способных к осуществлению современного творческого воспитательного процесса. Цель статьи: анализ деятельности куратора в организации современного воспитательного процесса. Методология: в исследовании задействована методика измерения ценностей Ш. Шварца, которая включает оценку студентами ценностных ориентаций, формируемых куратором воспитательного процесса в течение исследования. Ценности были разделены по нескольким направлениям воспитания, результаты проранжированы в соответствии с каждой категорией. Результаты: работа куратора способствует формированию ценностей по разным направлениям воспитательной деятельности. Используемые способы осуществления работы показывают результативный характер и являются перспективными в дальнейшем процессе совершенствования воспитательной системы.

Ключевые слова: куратор,тьютор, коммуникация, воспитание, профессиональное образование.

Annotation. Innovative policy in the field of vocational education actualizes the need to train qualified curators, tutors capable of implementing a modern creative educational process. The purpose of the article is to analyze the activities of the curator in the organization of the modern educational process. Methodology: the research involves the methodology of measuring the values of Sh. Schwartz, which includes students' assessment of value orientations formed by the curator of the educational process during the study. Values were divided into several areas of education, the results were ranked according to each category. Results: the work of the curator contributes to the formation of values in various areas of educational activity. The methods used to carry out the work show a productive nature and are promising in the further process of improving the educational system.

Key words: curator, tutor, communication, education, professional education.

Введение. Реформирование высшей школы нацелено на подготовку высококвалифицированных специалистов, способных к осуществлению самостоятельной творческой профессиональной деятельности в быстро изменяющихся условиях. Российская Федерация своим стратегическим выбором обозначает формирование инновационной модели социально-экономического развития, значимой частью которой является подготовка выпускников, готовых к осуществлению профессиональной деятельности в различных сферах [2, C. 47].

Инновационная политика в области профессионального образования актуализирует необходимость подготовки квалифицированных кураторов, тьюторов, способных к осуществлению современного творческого воспитательного процесса [1, C. 41].

Меняется образовательная система, возрастает значимость гибких навыков, обозначаются новые требования к воспитательному процессу, который на сегодняшний день выступает объектом повышенного внимания со стороны государства. Распоряжением правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р утверждена Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, которая рассматривает воспитание как стратегический общенациональный приоритет.

Стратегия обозначает значимость создания условий для воспитания свободной, ориентированной на труд личности, важность реализации разных направлений воспитания: гражданско-патриотического (культура межнационального общения, активация гражданской позиции, развитие правовой и гражданской культуры и др.); духовного и нравственного (приобщение к культурному наследию, формирование нравственной позиции, уважение к культуре, языкам и традициям и

др.) [10, С. 160]; физического (культура здоровья, потребность в здоровом образе жизни, мотивация к занятию спортом); трудового и профессионального воспитания (развитие навыков самостоятельной, творческой деятельности, решения учебных задач); экологического воспитания (рассматривается в нескольких аспектах, как с точки зрения бережного отношения к природным ресурсам, так и с точке зрения выстраивания экологичного пространства по отношению к информационным потокам [5, С. 295].

По каждому реализуемому направлению куратор, тьютор использует те или иные технологии, методы, средства. Его задача состоит в формировании рабочих групп, способных к результативному взаимодействию, общению в коллективе для достижения поставленных целей [9, С. 35].

Воспитание является неотъемлемой частью образовательного процесса. Однако на сегодняшний день по данным научных исследований отсутствует единая система и единая концепция профессиональной подготовки обучающихся, включающая воспитательную деятельность [4, С. 235].

Современная государственная политика разворачивается в сторону решения данного вопроса с учетом неоднородности социально-психологического портрета обучающегося, требований к развитию гибких навыков студента, реализации инновационных технологий [7, С. 380].

Для получения долгосрочного результата в воспитательном процессе задействуются три основных понятия: знания, навыки, отношение. То есть куратор через передачу знаний и формирование навыков меняет отношение.

Деятельность современного куратора разворачивается в условиях нестабильности, активной изменчивости [3]. Его работа требует особого внимания как неотъемлемый элемент инновационного образовательного процесса.

Изложение основного материала статьи. Как мы сказали ранее, задача куратора - объединение коллектива, формирование «социального организма», готового к взаимодействию. При формировании современного воспитательного пространства необходимо опираться на известные научные достижения, которые могут быть адаптированы под существующую реальность [6, С. 142].

Одним из значимых представителей научного сообщества, деятельность которого позволила раскрыть процесс воспитания является доктор педагогических наук, профессор Людмила Ивановна Новикова, посвятившая свои работы системному подходу к воспитанию и социализации студенческого слоя.

Научная школа Л.И. Новиковой строится вокруг таких теоретических положений:

- управление процессом, в котором развитие личности происходит через создание комфортных, благоприятных условий есть процесс воспитания;

- воспитательная система рассматривается как социальный организм, формируемый в процессе взаимодействия субъектов воспитания, характеризуется образом жизни коллектива и устоявшимся психологическим климатом;

- ключевое значение для построения системывоспитания имеет гуманистическая направленность;

- значимое место наравне с воспитательной системой занимает воспитательное пространство, которое раскрывается как среда, организующаяся вокруг воспитательного события;

- воспитательная деятельность - это деятельность педагога, создающего благоприятные условия для развития личности, которая требует реализации личностно-профессиональной позиции педагога или куратора.

Научная школа Л.И. Новиковой реализует принцип, который опирается не только на изучение педагогом (куратором) новых технологий и методов, но и на развитие личностно-профессиональной позиции, основанной на гуманистической системе воспитания.

Куратор, основываясь на принципах научной школы, выполняет такие функции как:

- помощь в освоении нового опыта;

- организация результативной коммуникации между преподавателем и студентом;

- развитие профессиональных компетенций;

- формирование коммуникативных навыков и способности их применять в профессиональной деятельности;

- формирование потребности в рефлексии собственной деятельности;

- формирование навыка использования студентами адаптационных техник в рабочем пространстве.

Основными методами и формами реализации кураторской деятельности являются:

- субъект-субъектное взаимодействие (партнерство, сотрудничество);

- передача практического опыта субъекту воспитательного процесса;

- задействование в воспитательном процессе специалистов из конкретных отраслей;

- коучинг.

Куратор, формируя знания и умения, меняет отношение студента к конкретным действиям и вопросам. И через изменение отношения приходит осознание ценности [8, С. 322].

В исследовании задействована методика измерения ценностей Ш. Шварца, которая включает оценку студентами ценностных ориентаций. Опрос респондентов проводился в несколько этапов. Первый этап - входной (начальная стадия реализации исследования. Опрос проводился для студентов в начале обучения. И на завершающем этапе - в конце года, после внедрения кураторской работы по воспитанию с применением различных технологий и метолов. Второй (основной) этап исследования включал в себя непосредственную работу кураторов с группами.

Опросник включает 57 ценностей, каждую из которых респондентам было предложено оценить (0 - ценность не значима, 3 - ценность важна, 6 - ценность очень важна). Чем больше цифра, тем важнее ценность. В пустых ячейках опросника студенты отмечали соответствующие цифры. Каждая цифра может быть многократно использована. Ценности были разделены на несколько групп. Каждая группа соотносится с направлением воспитания, реализуемым куратором.

В процессе организации воспитательной деятельности кураторами были реализованы хакатоны, онлайн-мероприятия, задействованы квест-технологии. Для более организованной и слаженной работы кураторы объединялись и использовали медиатеку воспитания и воспитательские блоги. Главной особенностью кураторской работы служила профессиональная направленность воспитания. Процесс был нацелен на формирование ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности.

Одной из форм реализации направлений воспитания стало студенческое самоуправление. Студенты получили возможность творческого самовыражения в проведении занятий и других мероприятий в рамках недели самоуправления.

В волонтерском движении приняли участие многие студенты. За это время было проведено несколько акций, где обучающиеся сами выступали инициаторами в решении социальных проблем.

На рисунке представлены результаты опроса по выявлению наиболее привлекательный форм воспитательной деятельности для студентов.

■ Хакатон иВолонтерство ■ Онлайн-мероприятия | Исследовательская деятельность

Рисунок 1. Наиболее востребованные формы реализации воспитательной деятельности

(по данными сследования)

Наиболее интересными для студентов оказались онлайн-мероприятия и исследовательская деятельность. На третьем месте - участие в хакатонах.

В ходе исследования было обнаружено, что применяемые кураторами методы и технологии по разным направлениям воспитания оказывают положительное воздействие на формирование ценностей студентов. Основные результаты представлены на рисунке.

100%

Векне А Лег

■ 1 Ш2 ИЗ И4 п$

Рисунок 2. Сформированность ценностей, отражающих духовно-нравственное,гражданско-патриотическое, культурно-эстетическое, экологическое, физическое воспитание (по данным исследования на начальной и конечной

стадиях его проведения)

Ценности были разделены по группам. Ниже представлен не исчерпывающий перечень ценностей, разделенных по группам.

1. Духовно-нравственное воспитание отражают: 1 - духовная жизнь; 2 - нравственность; 3 - вежливость; 4 - верность; 5 - уважение родителей, старшего поколения.

2. Гражданско-патриотическое воспитание: 1 - отвага, 2 - самодисциплина, 3 - верность, 4 - ответственность, 5 - национальная безопасность.

3. Культурно-эстетическое: 1 - творчество, 2 - свобода, 3 - уважение традиций; 4 - социальное признание; 5 - мир прекрасного.

4. Экологическое: 1 - единство с природой, 2 - мир на земле, 3 - умеренность; 4 - защита окружающей среды; 5 - чистоплотность.

5. Физическо-оздоровительное: 1 - здоровье; 2 - умеренность; 3 - разнообразие жизни; 4 - интересная жизнь; 5 - внутренняя гармония.

Мы наблюдаем рост ценностного отношения к разным составляющим направлений воспитания.

С формированием ценностного отношения растет профессиональная мобильность студента, происходит активизация внутренних ресурсов и усвоение норм и образцов поведения.

Выводы. Деятельность современного куратора в воспитательном процессе позволяет выстроить результативный процесс взаимодействия, организовать слаженную работу в командах. Реализуя каждое направление воспитания, куратор включает формы взаимодействия, направленные на формирование профессиональных компетенций. То есть современная воспитательная деятельность включает в себя формирование не только гибких навыков, реализуемых студентами в различных сферах жизнедеятельности, но и профессиональные, жесткие навыки, относящиеся к конкретной сфере.

Затрагивая разные направления воспитания, с помощью методов, форм, технологий куратор или тьюторразвивает ценностное отношение студентов к составляющим собственной жизни, к профессиональной деятельности. Чем выше уровень ценностного отношения, тем легче студент ориентируется в повседневной и профессиональной жизни. Студент обретает личностные смыслы в избранной профессии.

Литература:

1. Бабаев, Д.Б. Организация воспитательной деятельности кураторов в процессе формирования личности студентов / Д.Б. Бабаев, З.С. Божонов // Инновации и рискологическая компетентность педагога: Сборник научных трудов Шестнадцатой Международной заочной научно-методической конференции. В 2-х частях, Саратов, 13 марта 2020 года. Часть 1. - Саратов: Издательство "Саратовский источник", 2020. - С. 40-45. - EDN ШТБТ№

2. Васильева, Е.Н. Куратор - организатор воспитательного процесса в группе / Е.Н. Васильева, В.А. Сердюк, С.Е. Карпова // Образование и воспитание. - 2018. - № 4(19). - С. 47-48. - EDN YBSCJV.

3. Ваганова, О.И. Проектирование учебного процесса по дисциплине с использованием онлайн-курсов / О.И. Ваганова, Ж.В. Смирнова, Н.С. Абрамова // Балтийский гуманитарный журнал. - 2019. - Т. 8, № 1(26). - С. 277-280. - DOI 10.26140^3-2019-0801-0073. - EDN VQEKHK.

4. Гречкина, Ю.С. Задачи куратора в процессе индивидуально-воспитательной работы со слушателями (курсантами) / Ю.С. Гречкина, И.А. Ефремов // Юридический альманах: Сборник научных трудов. Выпуск 6. - Москва: ИП Черняева Ю.И., 2020. - С. 231-236. - EDN ГСКА'Ж.

5. Кадирова, А.М. Роль куратора в воспитательном процессе учебного заведения / А.М. Кадирова // Прикладные вопросы точных наук: Материалы III Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, преподавателей, посвящённой 60-летию со дня образования Армавирского механико-технологического института, Армавир, 01-02 ноября 2019 года. - Армавир: Армавирский государственный педагогический университет, 2019. - С. 292-295. - EDN BUBFWX.

6. Котельникова, Е.Ю. К вопросу о воспитании студентов в современном вузе / Е.Ю. Котельникова // Современный ученый. - 2022. - № 3. - С. 141-145. - EDN EAWYSV.

7. Кушнаренко, И.А. Формирование нравственно-патриотической направленности личности курсантов образовательных организаций МВД России в процессе воспитательной деятельности педагога-куратора / И.А. Кушнаренко, Е.П. Панкратова // Вестник экономической безопасности. - 2019. - № 3. - С. 379-383. - DOI 10.24411/2414-3995-2019-10198.

- EDN OQHHZR.

8. Плотников, Е.А. Куратор - центральная фигура воспитательного процесса в высшей школе / Е.А. Плотников // Беларусь в современном мире: Материалы VII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Гомель, 22 мая 2014 года. - Гомель: Гомельский государственный технический университет им. П.О. Сухого, 2014.

- С. 321-323. - EDN RVMSEH.

9. Потапова, Е.А. Деятельность куратора академической группы как важный компонент воспитательного процесса в вузе / Е.А. Потапова // Международный академический вестник. - 2020. - № 2(46). - С. 35-40. - EDN KEINPF.

10. Рифицкая, И.И. Роль куратора в учебно-воспитательном процессе / И.И. Рифицкая // Теория и методика профессионального образования. - 2021. - № 8. - С. 158-163. - EDN YMRSFH.

Педагогика

УДК 378

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

директор, старший преподаватель Петровский Александр Михайлович

Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева (г. Нижний Новгород); Дзержинский политехнический институт (г. Дзержинск);

магистрант Баланова Софья Александровна

Нижегородский государственный технический университет

имени Р.Е. Алексеева (г. Нижний Новгород);

Дзержинский политехнический институт (г. Дзержинск);

кандидат технических наук, доцент Кузнецова Ирина Анатольевна

Нижегородский государственный

инженерно-экономический университет (г. Нижний Новгород)

ВОЗМОЖНОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ БИБЛИОТЕЧНЫХ СИСТЕМ В ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Цель статьи: проанализировать возможности электронных библиотек для организации научно-исследовательской деятельности в вузе. Методология: в рамках исследования был проведен сопоставительный анализ возможностей востребованных электронных библиотек для организации научно-исследовательской деятельности: CyberLeninka, eLIBRARY.ru, Руниверс, ProjectGutenberg, Google^^^ Scopus, WebofScience. Проведен опрос педагогических работников и студентов относительно роли электронных библиотек в научно-исследовательской деятельности. Результаты: многообразие возможностей электронных библиотек позволяет качественно организовывать научно-исследовательскую работу. Исследование показало, что востребованными возможностями электронных библиотек при организации научно-исследовательской деятельности в вузе являются легкий многопользовательский и удаленный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.