Научная статья на тему 'Роль куратора группы в адаптации студентов первого курса'

Роль куратора группы в адаптации студентов первого курса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
479
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / КУРАТОР / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / EDUCATION / TRAINING / CURATOR / CITIZEN SHIP / RESEARCH WORK OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асмыкович Иван Кузьмич, Калиновская Елена Валентиновна, Терешко Елена Владимировна

Подробно обсуждена связь воспитания и обучения студентов первого курса в университете. Описаны сложности и проблемы, с которыми сталкивается вчерашний школьник, став студентом. Рассмотрена роль куратора в процессе адаптации студента к новым условиям жизни, отмечена важность кураторского часа для этой адаптации. Указано на необходимость формирования активной гражданской позиции молодого человека, выработки умения жить в коллективе и взаимодействовать с коллективом. Показана необходимость трудового воспитания и развития творческих способностей студентов, обеспечения их участия в учебно-исследовательской работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Асмыкович Иван Кузьмич, Калиновская Елена Валентиновна, Терешко Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE GROUP CURATOR IN THE ADAPTATION OF FIRST-YEAR STUDENT’S

Discussed in detail the relationship of education and training of first-year students at the university. It describes the difficulties and problems faced by yesterday's schoolboy becoming a student. The role of the curator in the process of adapting the student to new living conditions is considered, the importance of curatorial hours for this adaptation is noted. It is pointed out the need to form an active civic position of a young man, to develop the ability to live in a team and interact with the team. The necessity of labor education and the development of creative abilities of students, ensuring their participation in teaching and research work is shown.

Текст научной работы на тему «Роль куратора группы в адаптации студентов первого курса»

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

- ^^ -

УДК 339.9:658:630

И. К. Асмыкович, Е. В. Калиновская, Е. В. Терешко

Белорусский государственный технологический университет

РОЛЬ КУРАТОРА ГРУППЫ В АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ

ПЕРВОГО КУРСА

Подробно обсуждена связь воспитания и обучения студентов первого курса в университете. Описаны сложности и проблемы, с которыми сталкивается вчерашний школьник, став студентом. Рассмотрена роль куратора в процессе адаптации студента к новым условиям жизни, отмечена важность кураторского часа для этой адаптации. Указано на необходимость формирования активной гражданской позиции молодого человека, выработки умения жить в коллективе и взаимодействовать с коллективом. Показана необходимость трудового воспитания и развития творческих способностей студентов, обеспечения их участия в учебно-исследовательской работе.

Ключевые слова: воспитание, обучение, куратор, гражданская позиция, научно-исследовательская работа студентов.

I. K. Asmykovich, E. V. Kalinovskaya, E. V. Tereshko

Belarusian State Technological University

THE ROLE OF THE GROUP CURATOR IN THE ADAPTATION OF FIRST-YEAR STUDENT'S

Discussed in detail the relationship of education and training of first-year students at the university. It describes the difficulties and problems faced by yesterday's schoolboy becoming a student. The role of the curator in the process of adapting the student to new living conditions is considered, the importance of curatorial hours for this adaptation is noted. It is pointed out the need to form an active civic position of a young man, to develop the ability to live in a team and interact with the team. The necessity of labor education and the development of creative abilities of students, ensuring their participation in teaching and research work is shown.

Keywords: education, training, curator, citizen ship, research work of students.

Введение. Новые реалии сегодняшнего дня, новая социальная среда, новая идеология общества ставят перед системой высшего образования новые цели и задачи. Воспитание -составляющая часть образования. Целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. Его назначение состоит в обеспечении успешной социализации личности в современном обществе, подготовке к самостоятельной жизни, продуктивной трудовой и профессиональной деятельности, в содействии саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию, совершенствованию конкурентоспособной личности, готовой к принятию ответственных решений. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь закрепляет следующие приоритеты воспитания в учреждениях образования: последовательное и активное содействие личностному становлению гражданина и патриота своей страны, профессионала-труженика, ответственного семьянина [1].

Основная часть. Обучение в учреждении высшего образования является одним из наиболее важных и ответственных периодов в формировании и становлении разносторонне

развитой личности студента, формировании основополагающих ценностей, идей, убеждений, формировании гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции, политической культуры, подготовке к самостоятельной жизни и труду.

Образование и воспитание неразрывно влияют на формирование личности студента. Большую роль в процессе воспитания играет куратор учебной группы, важнейшей задачей которого является формирование сплоченного коллектива, создание атмосферы доброжелательности, взаимопомощи, взаимопонимания в группе, помощь студентам, особенно первого курса, в адаптации к новым условиям учебы, быта и жизни в целом [2].

Проблема адаптации на первом курсе, особенно в первом семестре, является едва ли не самой главной. Вчерашние школьники, едва переступив порог университета, оказываются в новых условиях. Это новая система обучения, новая методика преподавания, новая система взаимоотношений в группе и с преподавателями, новые жилищно-бытовые условия. Именно на первом курсе происходит вступление в новый, еще не сформировавшийся коллектив, формируются новые навыки и умения рационально организовывать свою учебную деятельность, свой быт и досуг, навыки самостоятельной работы, выстраивается система ценностей и приоритетов, воспитываются профессионально значимые качества личности. Процесс адаптации сопровождается рядом трудностей, среди которых и новая система обучения в университете, и недостаточная школьная подготовка, и отсутствие навыков выполнения самостоятельной работы, и неумение конспектировать, оптимально распределять время для учебы и отдыха, и страх выступлений перед аудиторией, и неуверенность в себе; это, зачастую, и неуверенность в правильном выборе будущей профессии. Кроме того, процесс адаптации сопровождается переживаниями, связанными с уходом их школьного коллектива, тоской по дому и родителям, ведь многие первокурсники впервые надолго покидают родной дом, впервые сталкиваются с необходимостью самостоятельно обустраивать свой быт, самостоятельно решать насущные проблемы.

Поэтому перед куратором группы первого курса стоит непростая задача - помочь студентам адаптироваться к новым условиям жизни, учебы и быта. В связи с этим работа куратора должна вестись в следующих направлениях: адаптация к учебной деятельности, развитие мотивации к обучению, обеспечение процессов эффективного межличностного взаимодействия. Для того чтобы выявить проблемы в области, связанной с адаптацией первокурсников, кураторами нашего университета на первом кураторском часе проводится анкетирование и социологический опрос, составляется социально-педагогическая характеристика группы. Это помогает уже с первых дней учебы выявить особенности психологических проблем, затрудняющих процесс адаптации, и, исходя из этого, строить работу со студентами.

Ни у кого не вызывает сомнений, что первый год обучения в учреждении высшего образования является самым сложным и самым ответственным. Большая разница в организации учебного процесса в школе и в университете приводит к тому, что многие студенты, привыкшие к постоянному контролю со стороны родителей и учителей, не в состоянии справиться с обрушившейся на них свободой, позволяют себе расслабиться в надежде, что потом все наверстают. В результате уже после первой сессии становятся кандидатами на отчисление. И здесь, конечно, важно, чтобы контакт «куратор - студент», «преподаватель - студент» состоялся, чтобы у куратора и студентов группы сложились доверительные отношения, основанные на понимании и взаимном уважении. Помощь и контроль со стороны куратора, постоянный тесный контакт с родителями, с преподавателями, работающими в группе, дает результат. Кроме того, взаимодействие с родителями поможет не только поддерживать успеваемость на нужном уровне, но и скорейшей адаптации первокурсников.

Большую роль во внеучебной воспитательной работе играет кураторский час. Он дает возможность расширить круг знаний студентов о событиях, которые происходят в городе, в стране и за рубежом, способствует формированию определенного отношения к окружающему миру и выработке системы материальных и духовных ценностей, формирует у студентов

навыки публичных выступлений, умелого ведения диалога и высказывания, отстаивания своего мнения. Форма проведения его может быть разной. Это может быть и групповое собрание, и воспитательный час, и тематическая лекция, и дискуссионная площадка, и совместные походы, и экскурсии. Важно, чтобы организацией и проведением кураторского часа занимался не только куратор группы, но и все студенты группы. Этот час общения очень важен. Правда, иногда приходится преодолевать скептицизм, с которым некоторые вчерашние школьники, а нынешние студенты относятся к кураторскому часу. Им кажется, что они уже все знают и все слышали не один раз, особенно это относится к воспитательным часам, что иногда постоянные разговоры и беседы о вредных привычках, в частности о вреде алкоголя, курения и пагубном воздействии употребления наркотиков на человека, не уберегают от них, а наоборот, вызывают интерес. И поэтому на куратора группы ложится большая нагрузка и ответственность: как правильно донести информацию, чтобы предостеречь и, по возможности, уберечь студентов от необдуманных поступков. Куратор должен быть хорошим психологом, большим эрудитом, способным увлечь, заинтересовать студентов и направить их мысли и действия в нужное русло. Куратор должен быть грамотным и владеть вопросами внутриполитической жизни страны, знать нормативные документы, правила поведения в общественных местах и общежитии и вовремя доносить их до сведения первокурсников. Ведь зачастую, вступая во взрослую жизнь, оторвавшись от родителей, от школы, студенты первого курса не знают, как правильно себя вести, и какая ответственность ждет за невыполнение, несоблюдения правил. Студенты должны понимать, что только от них самих, от их отношения к своим обязанностям, к учебе, от их поступков зависит, насколько успешно сложится их жизнь в будущем. Они должны четко осознавать, что человек может всего добиться, если только захочет, что именно сам человек -хозяин своих мыслей, слов и поступков. Понимая это, студенты преображаются, становятся более ответственными, уверенными в себе, у них повышается самооценка. Критическое отношение к себе, к своему поведению и к своим поступкам положительно влияют на взаимоотношения с товарищами, студенты становятся более общительными, терпимыми и уважительными друг другу. Умение понять студента, терпение, способность выслушать студента и услышать часто помогают решить многие проблемы, возникающие в процессе обучения.

Большую роль в воспитательном процессе играет трудовое воспитание [2]. В. А. Сухом-линский подчеркивал: «Трудовая жизнь в годы детства, отрочества и ранней юности - это одно из важных условий формирования гармоничного человека». Трудолюбие - одно из главных качеств, которые надо воспитать и развить у студентов, чтобы они сформировались достойными гражданами, способными трудиться на благо себя, своей семьи, своей Родины. Вовлекая студентов в трудовую и общественно-полезную деятельность, мы учим их жить и строить свои отношения с окружающими по совести, опираясь на нравственные устои нашего общества. Совместное участие в субботниках, в благоустройстве территории университета, общежития, работа в студенческих отрядах помогают сплотить студенческую группу.

Студенческие годы - пора становления студента как личности, поиска себя, поиска смысла жизни и осознания своего места в жизни. Это пора мучительных переживаний и раздумий: кто я? Что я могу в этой жизни? С первых дней учебы надо активно вовлекать студентов в университетскую жизнь, дать возможность проявить себя и в учебе, и в общественной жизни. А это участие в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, предметных кружках, работа в научных лабораториях [3-5]. Это и занятия спортом, и участие в художественной самодеятельности. Очень важно помочь студентам первого курса не затеряться, найти свое место в студенческой жизни, проявить себя и свои способности. Кто из молодых людей не мечтал о студенческой жизни? Сколько раз они слышали от родителей, от друзей и знакомых, что студенческие годы самые интересные, самые увлекательные годы жизни? Насколько насыщенной, разнообразной и увлекательной будет студенческая жизнь, зависит только от самых ребят, их стремления к саморазвитию, к познанию нового, к раскрытию

своего потенциала. Задача куратора - помочь студенту раскрыть свои творческие способности, проявить себя, ведь пассивное ожидание, что тебя заметят, не всегда продуктивно. Одним из важнейших стимулов и мотиваторов к творческой деятельности каждого отдельного человека является желание, стремление заявить о себе, обратить на себя внимание окружающих [4, 6, 7]. При этом формируется и вырабатывается модель поведения, которая определяется личностными качествами студентов. Внимательное и уважительное отношение к другим является важнейшим условием поведения. И здесь роль куратора сводится не только к помощи студенту проявить себя, но и выработке умений как это сделать, не только к стимулированию художественного творчества, но и к его критической оценке. Помочь первокурснику скорее адаптироваться, влиться в университетскую жизнь и найти в ней свое место - одна из задач, стоящих перед куратором.

В ряду самых важных задач, стоящих перед куратором, - формирование высокой гражданственности студентов, что должно стать одним из действенных средств развития их социально-политической активности. Реалии сегодняшнего дня таковы, что современная молодежь в основной своей массе мало читает, практически не интересуется событиями, происходящими в нашей стране и в мире. Гражданская инфантильность, правовой нигилизм, неуверенность в своих действиях как гражданина - вот характерные черты современной молодежи. Студенческие годы являются очень важными в формировании системы представлений молодого человека об обществе и о своей роли в обществе. Именно в эти годы возрастает интерес к общественно-политической жизни, происходит становление гражданской позиции человека. Важным гражданским качеством становится способность к самоопределению. Поэтому весь учебно-воспитательный процесс в университете должен быть направлен на становление личности будущего гражданина. И роль куратора в этом очень велика, особенно на первом курсе, когда еще не сформирована четкая жизненная позиция и можно придать мысли студента то или иное направление. Сформированное гражданское сознание поможет личности оценить социальные процессы и явления, а также свои поступки с позиции интересов общества.

Умение жить в коллективе и взаимодействовать с коллективом не приходит само собой. Поэтому куратор должен стремиться как можно чаще создавать ситуацию «я и другие», подталкивая студентов к осмыслению нравственных принципов, к непростой работе по осознанию себя. На это направлены и кураторские часы по этическим проблемам, и совместные мероприятия, воспитывающие культуру общения. Это и дни именинников, и университетские вечера, и конкурсы художественной самодеятельности, в которых задействованы почти все студенты группы, и совместные походы в театры, в кино и в музеи с последующим обсуждением на кураторских часах, это и совместные субботники по благоустройству университета и города, это и посещение спортивных мероприятий. Не зря говорят, что совместные дела объединяют. Совместная творческая работа развивает у студентов дух коллективизма, чувство локтя, чувство товарищества. Совместная разработка и составление планов на учебный семестр, на учебный год, совместное обсуждение методов и способов их реализации способствует творческому отношению к порученному делу, служит стимулом к активной творческой деятельности, формирует чувство коллективной ответственности за результат. Реализация любого мероприятия требует умения проявить инициативу, принимать решения, развивает у студентов организаторские способности, создает условия для их совместной и слаженной работы. Поиск наиболее интересного пути организации и проведения мероприятия, возникновение альтернативных вариантов неизбежно приводит к спору, противостоянию мнений и идей, но, как известно, в споре рождается истина, поэтому умение отстаивать свою точку зрения, находить компромиссные варианты, вести грамотно и корректно дискуссию является ценным навыком и опытом разрешения конфликтных ситуаций, что, несомненно, пригодится в дальнейшей профессиональной деятельности. Последующий анализ полученного результата, допущенных ошибок и просчетов при организации и проведении мероприятий помогает приобрести ценный опыт общения.

Объективная оценка результатов своей деятельности, осознание и осмысление того, что успех любого дела зависит только от четкой слаженной работы всех участников, всех студентов группы, от того, насколько они могут надеяться друг на друга и доверять друг другу, способствует сплочению коллектива. Основным организатором и координатором всех мероприятий вне учебного времени выступает куратор группы. Данная работа является действенным средством формирования профессионально-нравственной культуры студентов.

Заключение. В Белорусском государственном технологическом университете созданы все необходимые условия для подготовки всесторонне развитого будущего специалиста, сочетающего в себе высокую образованность и глубокие профессиональные знания, умения и навыки, широкую эрудицию, высокий уровень интеллектуального развития и общей культуры. Успешная и быстрая адаптация студентов первого курса является залогом эффективного обучения в учреждении высшего образования, формирования его профессиональных и личностных качеств. Без действенной помощи куратора сложно решить задачи, стоящие перед университетом в области воспитательной работы.

Литература

1. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи: постановление Министерства образования Респ. Беларусь, 15 июля 2015, № 82 [Электронный ресурс] // Министерство образования Респ. Беларусь: сайт. URL: https://adu.by/wp-content/uploads/2015/ umodos/koncept-vospit-detej-i-molodioji.doc (дата обращения: 25.02.2019).

2. Волк А. М., Игнатенко В. В., Терешко Е. В. Из опыта идейно-воспитательной работы на кафедре высшей математики в техническом университете // Воспитательный процесс в учреждениях образования: состояние, перспективы, инновации: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Черкесск, 15-16 фев. 2018 г. / науч. ред. А. С. Койчуева. Москва: Логос, 2018. С. 52-57.

3. Марченко В. М., Борковская И. М., Пыжкова О. Н. О развитии личностных качеств студентов при изучении математических дисциплин // Труды БГТУ. 2014. № 8: Учеб.-метод. работа. С. 43-47.

4. Асмыкович И. К., Терешко Е. В. Размышления о преподавании математики для хорошо успевающих студентов // Высшее техническое образование. 2017. Т. 1, № 1. C. 64-69.

5. Асмыкович И. К., Волк А. М., Калиновская Е. В. Организация самостоятельной работы студентов технических университетов по высшей математике // Современные тенденции физико-математического образования: школа - вуз: материалы Междунар. науч.-практ. конф., 18-19 апр. 2014 г.: в 2 ч. Ч. 1 / Соликамский государственный педагогический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «ПГНИУ». Соликамск: СГПИ, 2014. С. 107-109.

6. Асмыкович И. К., Калиновская Е. В. О проведении УИРС по прикладной математике в техническом университете // Актуальные вопросы научно-методической и учебно-организационной работы: практико-ориентированная и фундаментальная подготовка на первой и второй ступенях высшего образования [Электронный ресурс]: материалы Респ. науч.-метод. конф., Гомель, 15-16 марта 2018 г. Ч. 1. Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2018. C. 129-132.

7. Марчук К. С. Применение китайской теоремы об остатках в алгоритме RSA // 69-я научно-техническая конференция учащихся, студентов и магистрантов: сб. науч. работ: в 4-х ч. Минск: БГТУ, 2018. Ч. 4. C. 283-286.

References

1. Kontseptsiya nepreryvnogo vospitaniya detey i uchascheysya molodezhi: postanovleniye Ministerstva obrazovaniya Resp. Belarus', 15 iyulya 2015, no. 82. The concept of continuous education of children and young people: Decree of the Ministry of Education of the Republic of Belarus, July 15, 2015 no. 82. Available at: https://adu.by/wp-content/uploads/2015/umodos/ koncept-vospit-detej-i-molodioji.doc (accessed 25.02.2019).

2. Volk A. M., Ignatenko V. V., Tereshko E. V. From the experience of ideological and educational work at the department of higher mathematics at a technical university. Materialy

mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Vospitatel'nyy protsess v uchrezhdeniyakh obrazovaniya: sostoyaniye, perspektivy, innovatsii" [Materials of the international scientific-practical conference "Educational process in educational institutions: state, prospects, innovations"]. Cherkessk, 2018, pp. 52-57 (In Russian).

3. Marchenko V. M., Borkovskaya I. M., Pyzhkova О. N. On the development of personal qualities of students in the study of mathematical disciplines. Trudy BGTU [Proceedings of BSTU], 2014, no. 8: Academic and Education Work, pp. 43-47 (In Russian).

4. Asmykovich I. K., Tereshko E. V. Reflections on teaching mathematics for well-performing students. Vyssheye tekhnicheskoye obrazovaniye [Higher Engineering Education], 2017, vol. 1, no. 1, pp. 64-69 (In Russian).

5. Asmykovich I. K., Volk A. M., Kalinovskaya E. V. Organization of independent work of students of technical universities in higher mathematics Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Sovremennyye tendentsii fiziko-matematicheskogo obrazovaniya: shkola -vuz" [Materials of the international scientific-practical conference "Modern trends in physical and mathematical education: school - university"]. Solikamsk, 2014, pp. 107-109 (In Russian).

6. Asmykovich I. K., Kalinovskaya E. V. On conducting ERWS in applied mathematics at a technical university. Materialy respublikanskoy nauchno-metodicheskoy konferentsii "Aktual'nyye voprosy nauchno-metodicheskoy i uchebno-organizatsionnoy raboty: praktiko-oriyentirovannaya i fundamental'nayapodgotovka napervoy i vtoroy stupenyakh vysshego obrazovaniya" [Materials of the Republican scientific-methodical conference "Topical issues of scientific and methodological, educational and organizational work: practice-oriented and fundamental training in the first and second stages of higher education"]. Gomel, 2018, pp. 129-132 (In Russian).

7. Marchuk K. S. Application of the Chinese theorem on residues in the RSA algorithm. 69-ya nauchno-tekhnicheskaya konferentsiya uchashchikhsya, studentov i magistrantov [69th scientific and technical conference of students, undergraduates and graduate students]. Minsk, BSTU Publ., 2018. Part 4. Pp. 283-286 (In Russian).

Информация об авторах Асмыкович Иван Кузьмич - кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры высшей математики. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова 13а, Республика Беларусь). E-mail: asmik@tut.by

Калиновская Елена Валентиновна - старший преподаватель кафедры высшей математики. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: kalinovskaya@belstu.by

Терешко Елена Владимировна - магистр физико-математических наук, ассистент кафедры высшей математики. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: tereshko@belstu.by

Information about the author Asmykovich Ivan Kuzmich - PhD (Engineering), Assistant Professor, the Department of Higher Matematics. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, the Republic of Belarus). E-mail: asmik@tut.by

Kalinovskaya Elena Valentinovna - Senior Lecturer, the Department of Higher Mathematics. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, The Republic of Belarus). E-mail: kalinovskaya@belstu.by

Tereshko Elena Vladimirovna - Master of Physical and Mathematical Sciences, assistant lecturer, the Department of Higher Mathematics. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, The Republic of Belarus). E-mail: tereshko@belstu.by

Поступила 27.03.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.