дискуссия
журнал научных публикаций
М.Л. Карданова, преподаватель, Л.Б. Эздекова, канд. филос. наук, преподаватель, кафедра европейских языков, Пятигорский государственный лингвистический университет, г. Пятигорск, Россия, mkardanova@yahoo.com
РОЛЬ КУЛЬТУРНО-ЯЗЫКОВОГО ФАКТОРА КАК ИНСТРУМЕНТА «МЯГКОЙ СИЛЫ» ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ИСПАНИИ
Статья раскрывает роль культурно-языкового фактора — основы «мягкой силы» Испании в выстраивании внешней политики. В последние десятилетия феномен «мягкой силы» особенно актуален, так как он исключает использование жесткой силы, то есть использование военных и экономических мер для реализации внешнеполитических целей. Официальный Мадрид осознает значимость данного явления и признает его основным инструментом своей внешней политики. Главной целью применения политики «мягкой силы» является создание положительного образа Испании за рубежом. Для реализации этой цели ведется распространение испанского языка и культуры посредством различных учреждений и институтов, среди которых стоит выделить Институт Сервантеса, Королевский институт Elcano, Королевскую академию испанского языка, фонд Каролины. Правительством Испании в 2012 году был запущен проект Marca España (Марка Испании). Предполагается, что он будет популяризировать бренд «Испания» за рубежом. В перспективе испанский язык и культура рассматриваются как противовес влиянию английского языка и культуры, особенно в нынешних условиях, когда Латинская Америка в силу возрастающей политической и экономической мощи становится важным участником мировой политики.
Ключевые слова: внешняя политика, Испания, мягкая сила, жесткая сила, испанофония, положительный образ страны, Marca España (Марка Испании), Латинская Америка, иберийский мир, роль культуры и языка во внешней политике.
Современный мир демонстрирует иное прочтение застывших международных догм, быстро сменяющиеся международные события первых десятилетий XXI века ясно дают понять, что реалии современной мировой политики все более заметно приобретают новые формы и измерения.
События, происходящие в одной части земного шара, как правило, затрагивают большинство акторов мировой политики и заставляют их адаптироваться к меняющимся условиям игры на мировой арене. Как следствие, меняется роль внешней политики, ее составляющих и средств реализации в современном мире. Все больше государств задумываются о том, как правильно выработать свой внешнеполитический курс,
чтобы занять лидерское положение в современных международных отношениях и на чем сделать акценты.
Качественные изменения внешнеполитического курса затронули и Королевство Испания. Изменился вектор внешнеполитической парадигмы испанской политики, на глазах меняется образ страны в иберийском мире, внешняя и внутренняя политика страны приобретает новые контуры и готова отреагировать на изменившиеся тренды мировой политики. По словам П.П. Яковлева: «роль Королевства Испания в глобальной политике XXI века сейчас в решающей степени зависит от того, насколько существен вклад его правительства, дипломатической службы, бизнес-сообществ и других нацио-
дискуссия t
журнал научных публикаций Ц
нальных институтов в процесс формирования основополагающих структур полицент-ричного мира»1.
Долгое время традиционными инструментами отстаивания национальных интересов государств на мировой арене были военная сила и дипломатия2. Но с ростом экономической взаимозависимости и появлением современных информационных технологий на первый план выходит новое явление в мировой политике — «soft power — мягкая сила»3.
Несмотря на 20-летний период своего существования, понятие «мягкая сила» и сегодня остается достаточно неоднозначным и дискуссионным. Широко используемое в научных работах и журналистике, оно, тем не менее, у разных исследователей предполагает разное смысловое наполнение.
В самом простом понимании, «мягкая сила» — это способность реализовать свои цели за счет привлекательности своей культуры и страны в целом, а не посредством принуждения и силы. Но при этом стоит признать, что наиболее перспективными и признанными международным сообществом являются те государства, которым
удается успешно проводить политику «жесткой» и «мягкой силы».
Осознавая это, Испания стремится оптимальным образом совместить «жесткую» и «мягкую» силу в своей внешнеполитической деятельности. «Жесткая сила» — это в первую очередь распространение испанских транснациональных компаний в мире и участие в миротворческих операциях в рамках международных организаций; а сердцевиной «мягкой силы» является создание положительного международного имиджа. Для этого у нее в наличии имеется ряд конкурентоспособных преимуществ, которые особенно важны в рамках складывающейся новой геополитической картины. Это образ государства, ставшего примером успешного перехода от автаркического диктаторского режима к открытому демократическому строю; авторитет бывшего короля Хуана Карлоса I, деятельность которого позволила содействовать продвижению за рубежом национальных интересов Испании; роль надежного посредника между культурными и региональными блоками; влияние в других регионах, например Латинской Америке; участие во всех протекающих в мире
«Мягкая сила» - это способность
реализовать свои цели за счет привлекательности своей культуры и страны в целом, а не посредством принуждения и силы.
дискуссия
журнал научных публикаций
процессах в рамках ЕС, где Испания играет не последнюю роль; лидирующее положение в создании различных политических и общественных институтов; образ многогранной и толерантной страны с яркой и самобытной культурой4.
Нам представляется, что основой «мягкой силы» Испании является культурно--языковая составляющая. Немногие страны могут похвастаться тем, что язык, на котором разговаривает их народ, популярен на планетарном уровне, и эта популярность растет с каждым днем. Испанский — родной язык более 400 миллионов человек, учитывая население стран Латинской Америки. Он является одним из немногих языков международного общения в рамках деятельности таких организаций, как Организация Объединенных Наций, Европейский союз, Организация американских государств и т. п. Используя испанский язык в качестве своего политического ресурса, Мадрид добивается трансформации роли страны в глобальном мире5.
Кроме того, популяризация языка благотворно влияет на экономику страны, так как предоставляет Испании потенциальные рынки сбыта продуктов своей культуры — книг, кино, музыки и пр. На сегодняшний день основным рынком сбыта культурной продукции является латиноамериканский континент, что легко объясняется сходством в языке и общими культурными корнями.
Иначе обстоит дело с другими регионами, например с Азией, где есть все предпосылки для культурной экспансии со стороны Испании, однако, как мы видим, испанское правительство не находит путей оптимизации этого процесса6.
Проецированию испанской культуры за рубеж способствует развитая туристическая отрасль и спортивная инфраструктура. Не являясь «культурным» продуктом в строгом смысле, спорт и спортивные успехи представляют собой исключительные средства, стимулирующие признание на глобальном уровне.
Осознавая значимость языка и культуры в повышении роли и престижа государства за рубежом, страны, близкие по исто-
рико-культурным параметрам, объединились в Ибероамериканское сообщество наций (ИСН)7. Каждый год в рамках ИСН проходят встречи/саммиты глав государств и правительств. Значение этих саммитов велико, как и велик интерес на этих саммитах к испанофонии. «При том, что в пространство испанофонии входит более 20 государств, именно Испания является локомотивом ее популяризации в мире. Постепенно выстроился комплекс институтов, целью которых является формирование нового образа страны, расширение границ внешнеполитического и экономического влияния посредством продвижения испанского языка и культуры»8.
Основой этой политики стал Институт Сервантеса, который продвигает и поддерживает распространение испанского языка и культуры на всем испаноговорящем пространстве. Институт работает во всех географических направлениях. «Сохранение и развитие современных языковых стандартов — прерогатива Королевской академии испанского языка. Работа академии направлена на формирование языковой и литературной нормы испанского языка, она издает „Словарь испанского языка" и другие труды. За развитие культурных связей и сотрудничества в образовательной и научной сферах между Испанией и членами ИСН, а также со странами, с которыми у Испании сложились особые исторические, культурные или географические отношения, отвечает „Фонд Каролины"»9.
Изучением интересов Испании в международном сообществе занимаются эксперты Королевского института Elcano.
О серьезном подходе к созданию положительного и привлекательного образа страны свидетельствует и тот факт, что в 2012 году правительство Испании инициировало проект Marca España (Марка Испании). Цель проекта — повышение стоимости бренда «Испания» в экономической, социальной, культурной и научно-технологической сферах за рубежом для дальнейшего получения прибыли.
Наиболее перспективными и признанными международным сообществом являются те государства, которым удается успешно проводить политику «жесткой» и «мягкой силы».
дискуссия t
журнал научных публикаций Ц
Подводя итоги, подчеркнем еще раз, что ухудшение ситуации на международной арене и проблемы, с которыми мировое сообщество сталкивается в последние десятилетия: терроризм, загрязнение окружающей среды, борьба с бедностью, преступностью и насилием требуют от таких среднестатистических государств, как Испания, новых методов ведения внешней политики. Это предполагает отказ от традиционных форм ведения внешней политики и переход к новым, например к применению «мягкой силы».
Официальный Мадрид признает, что главным активом внешней политики Испании является применение «мягкой силы» и ее культурно-языковой составляющей. Использование этого инструмента позволило Испании выйти на позиции лидера во взаимоотношениях со странами латиноамериканского региона. «Презентация языка, культурного наследия и современных достижений страны создает новые способы продвижения испанских товаров, способствует узнаваемости ее глобальных брендов и позволяет реализовывать новые подходы во внешней политике. Отталкиваясь от идеи продвижения языка и культуры, Испания строит комплексную систему институтов, основанных на элементах «мягкой силы»10.
Кроме того, стоит отметить, что политика, проводимая испанским правительством, благотворно влияет и на репутацию стран Латинской Америки11. Это особенно важно в свете меняющихся геополитических сил на международной арене и возрастающего значения латиноамериканского региона. Несмотря на географическую отдаленность друг от друга, а также территориальную целостность и право на самоопределение каждого из народов в глазах мирового сообщества, Испания и страны Латинской
Америки остаются единым целым, что легко объясняется продолжительным колониальным господством Испании на всей территории Латинской Америки. -'jj¡J
Литература
1. Яковлев П.П. Внешняя политика Испании и формирование многополярного мира || Латинская Америка. 2011. № 10. C. 17-33.
2. Гукасов А.В. Внешняя политика современных государств: акторы и механизмы формирования || Социально-гуманитарные знания. 2012. № 12. С. 202207.
3. Най Дж. Гибкая сила. Как добиться успеха в мировой политике. M.: Тренд, 2006. 397 с.
4. Fernandez NavarreteD. Historia de la Union Europea. Espana como estado miembro. Madrid, 2010, p. 304.
5. Rodrigo F. Espana у las reiaciones multilaterales: ONU, OTAN, OSCE. Madrid, 2015, p. 147-59.
6. España enunmundo globalizado. [Электронный ресурс]. URL: http:||www.realinstitutoelcano. org|wps|wcm|connect|ec53e280430c03c1a760a fc959dd21c2|InformeElcano15_PolExtEspana. pdf?CACH&MOD=AJPERES (дата обращения 15.07.2015).
7. Saenz de Buruaga E.G. Iberoamérica: una opción estratégica fundamental. Madrid, 2014, p. 51-70.
8. Кудеярова Н. Испанский язык: две проекции одного явления. [Электронный ресурс]. URL: http:|| russiancouncil.ru|inner|?id_4=2715#top-content (дата обращения 10.08.2015).
9. Там же.
10. Там же.
11. Вартумян А.А., Карданова M^. Современное отражение ибероамериканских исследований в научных журналах: политико-правовой анализ || Mа-териалы всероссийской научно-практической конференции «Роль и значение конституционных принципов в реализации политической, экономической и социальной функции современного российского государства». Армавир, 2013. С. 238.
THE ROLE OF CULTURAL-LINGUISTIC FACTOR AS A TOOL OF «SOFT POWER» IN FOREIGN POLICY OF SPAIN
M.L. Kardanova, lecturer, L.B. Ezdekova, Candidate of Philosophy, lecturer, The department of European languages, Pyatigorsk State Linguistic University, Pyatigorsk, Russia, mkardanova@yahoo.com
This article exposes the role of cultural-linguistic factor of «soft power» of Spain in foreign policy formation. During the last decades the phenomenon of «soft power» is very urgent because it excludes an application of rude
power; it means use of military and economic measures for realization of foreign-policy goals. Madrid realizes the meaningfulness of this phenomenon and recognizes it as a main tool of their foreign policy. The main goal of the «soft power» policy's application is a creation of positive image of Spain abroad. In order to realize this goal they spread Spanish language and culture by means of different institutions and institutes; among them it is necessary to separate out Instituto Cervantes, Elcano Royal Institute, Royal Spanish Academy, Karolina fund, etc. In 2012 Spanish government has started the project «Marca España/Spanish Mark». It is supposed that this project will help the brand of «Spain» abroad. In the perspective Spanish language and culture is considered as a counterbalance to English language and culture, especially in today's conditions, when Latin America due to the growth ofpolitic and economic power is coming an important participant of the world policy. Key words: foreign policy, Spain, soft power, hard power, Hispanophone, positive image of the country, Marca España — Mark Spain, Latin America, the Iberian world, the role of culture and language in foreign policy.
References
1. Iakovlev P.P. Vneshniaia politika Ispanii i formirovanie mnogopoliarnogo mira [Foreign policy of Spain and the formation of a multipolar world]. Latinskaia Amerika — Latin America, 2011, no. 10, pp. 17—33.
2. Gukasov A.V. Vneshniaia politika sovremennykh gosudarstv: aktory i mekhanizmy formirovaniia [Foreign policy of modern States: actors and mechanisms of formation]. Sotsial'no-gumanitarnye zna-niia — Socio-humanitarian knowledge, 2012, no. 12, pp. 202-207.
3. Nai J. Gibkaia sila. Kak dobit'sia uspekha v mirovoi politike [Flexible power. How to succeed in world politics]. Moscow, Trend Publ., 2006. 397 p.
4. Fernandez Navarrete D. Historia de la Union Euro-pea.Espana como estado miembro. Madrid, 2010, p. 304.
5. Rodrigo F. Espana y las reiaciones multilaterales: ONU, OTAN, OSCE. Madrid, 2015. p. 147-159.
6. España enunmundo globalizado. Available at: http:// www.realinstitutoelcano.org/wps/wcm/connect/ ec53e280430c03c1a760afc959dd21c2/InformeElca-no15_PolExtEspana.pdf?CACH&MOD=AJPERES (accessed 15.07.2015).
7. Saenz de Buruaga E.G. Iberoamérica: una opción estratégica fundamental. Madrid, 2014. p. 51-70.
8. Kudeiarova N. Ispanskii iazyk: dve proektsii odnogo iavleniia [Spanish: two projections of the same phenomenon]. Available at: http://russiancouncil.ru/ inner/?id_4=2715#top-content (accessed 10.08.2015).
9. Kudeiarova N. Ispanskii iazyk: dve proektsii odnogo iavleniia [Spanish: two projections of the same phenomenon]. Available at: http://russiancouncil.ru/ inner/?id_4=2715#top-content (accessed 10.08.2015).
10. Kudeiarova N. Ispanskii iazyk: dve proektsii odnogo iavleniia [Spanish: two projections of the same phenomenon]. Available at: http://russiancouncil.ru/ inner/?id_4=2715#top-content (accessed 10.08.2015).
11. Vartumian A.A., Kardanova M.L. Sovremennoe otrazhenie iberoamerikanskikh issledovanii v nauchnykh zhurnalakh: politiko-pravovoi analiz [A modern reflection of Ibero-American studies in scientific journals: political and legal analysis]. Materialy vserossiiskoi nauchno-prak-ticheskoi konferentsii «Rol' i znachenie konstitutsion-nykh printsipov v realizatsii politicheskoi, ekonomicheskoi i sotsial'noi funktsii sovremennogo rossiiskogo gosudarst-va» [Materials of all-Russian scie.-pract. conf. "The Role and importance of constitutional principles in the implementation of political, economic and social functions of the modern Russian state"]. Armavir, 2013, p. 238.