Научная статья на тему 'РОЛЬ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В СОЗДАНИИ ЭФФЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЕЙ'

РОЛЬ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В СОЗДАНИИ ЭФФЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
24
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
менеджмент / организация / управление / корпоративная культура / корпоративные ценности / процесс управления / management / organization / management / corporate culture / corporate values / management process

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.И. Зайцева, М.Ю. Рязанова, В.К. Романович

В данной статье рассматривается такая проблема как, роль корпоративной культуры в создании эффективной модели управления компанией. Проблема корпоративной культуры является актуальной и важной, однако она все еще недостаточно изучена, и ее недооценка может негативно сказаться на эффективности деятельности организации в целом. Поэтому для повышения эффективности работы компании необходимо уделять внимание развитию корпоративной культуры и формированию ее уникальных ценностей и принципов. В результате проведенной работы были выявлены основные элементы и направления, которые способствуют созданию единого коллектива и формированию мотивационной среды для сотрудников разных структурных подразделений. Проведенное исследование ясно показывает, что необходимо принять современную концепцию формирования корпоративной культуры с целью повышения мотивации и согласованности в профессиональной деятельности всех сотрудников организации. Они должны быть вовлечены в целенаправленную систему эффективного управления организацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — А.И. Зайцева, М.Ю. Рязанова, В.К. Романович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF CORPORATE CULTURE IN CREATING AN EFFECTIVE COMPANY MANAGEMENT MODEL

This article discusses such a problem as the role of corporate culture in creating an effective company management model. The problem of corporate culture is relevant and important, but it is still insufficiently studied, and its underestimation can negatively affect the effectiveness of the organization as a whole. Therefore, in order to increase the efficiency of the company's work, it is necessary to pay attention to the development of corporate culture and the formation of its unique values and principles. As a result of the work carried out, the main elements and directions that contribute to the creation of a unified team and the formation of a motivational environment for employees of different structural divisions were identified. The conducted research clearly shows that it is necessary to adopt a modern concept of corporate culture formation in order to increase motivation and consistency in the professional activities of all employees of the organization. They should be involved in a purposeful system of effective management of the organization.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В СОЗДАНИИ ЭФФЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЕЙ»

РОЛЬ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В СОЗДАНИИ ЭФФЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ

УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЕЙ

А.И. Зайцева, студент М.Ю. Рязанова, студент

Научный руководитель: В.К. Романович, д-р экон. наук, профессор Российский университет кооперации (Россия, г. Мытищи)

DOI:10.24412/2411-0450-2023-12-2-73-76

Аннотация. В данной статье рассматривается такая проблема как, роль корпоративной культуры в создании эффективной модели управления компанией. Проблема корпоративной культуры является актуальной и важной, однако она все еще недостаточно изучена, и ее недооценка может негативно сказаться на эффективности деятельности организации в целом. Поэтому для повышения эффективности работы компании необходимо уделять внимание развитию корпоративной культуры и формированию ее уникальных ценностей и принципов. В результате проведенной работы были выявлены основные элементы и направления, которые способствуют созданию единого коллектива и формированию мотивационной среды для сотрудников разных структурных подразделений. Проведенное исследование ясно показывает, что необходимо принять современную концепцию формирования корпоративной культуры с целью повышения мотивации и согласованности в профессиональной деятельности всех сотрудников организации. Они должны быть вовлечены в целенаправленную систему эффективного управления организацией.

Ключевые слова: менеджмент, организация, управление, корпоративная культура, корпоративные ценности, процесс управления.

Люди, которые работают в организации - это один из её важных элементов, его необходимо учитывать, уметь оценивать в конкретной ситуации. Ведь каждый сотрудник уникален, у него свои взгляды, ценности и мотивация. Чтобы эффективно влиять на сотрудников для достижения организационных целей, менеджеры должны хорошо их знать. Другими словами, в обобщенном виде менеджмент - это процесс управления организацией, включающий в себя планирование, организацию, координацию, мотивацию и контроль. Эффективный менеджмент является ключевым фактором успеха организации. Существует множество различных типов менеджеров, каждый из которых имеет свои обязанности и ответственность. Например, руководители высшего уровня отвечают за стратегическое планирование и принятие решений, в то время как менеджеры среднего звена отвечают за координацию работы различных подразделений организации [1].

Если рассматривать понятие «менеджмент» изнутри, то можно увидеть, что это понятие включает в себя множество аспектов, и приобретает совершенно другое значение. Начинаешь понимать, что это -специфический организационный орган современной коммерческой или некоммерческой организации. Без него организация как единое целое не может существовать и эффективно функционировать. Менеджмент генерирует человеческую энергию и придает ей движение. В этом отношении его можно сравнить с ролью турбины на гидроэлектростанции. Турбина направляет силу потока воды, вырабатывает электричество и передает его на большое расстояние [2]. Таким образом, аппарат управления является неотъемлемой частью любого предприятия (организации) и связан с людьми, занятыми в этом аппарате, то есть с менеджерами.

Что же в таком случае представляет из себя понятие «управление»? Управление -это процесс, который включает в себя множество различных аспектов. Оно мо-

жет включать в себя планирование, организацию, контроль, мотивацию и другие аспекты. Управление также может быть связано с принятием решений, анализом данных и другими задачами. Важным элементом процесса управления является обратная связь - передача информации (результатов работы, уточнений, предложений, отчетов и т.п.) от объекта к субъекту управления. Обратная связь - это осуществление менеджером контроля за работой подчиненных, а также возможность узнавать их мнение и предложения. Без обратной связи менеджер лишается возможности эффективно управлять объектом.

Объектами управления в менеджменте являются организации. Организация - это универсальный тип объединения, на котором базируются все уровни хозяйственной системы и общество в целом. Организация в менеджменте имеет два значения: процесс создания и функционирования системы и объект, являющийся результатом этого процесса. Общими чертами для всех организаций являются наличие как минимум одного человека, цели, направленной на удовлетворение потребностей и совместной деятельности [2].

«Я - компания», - мог бы сказать директор компании, перефразируя знаменитые слова Людовика XIV, и был бы абсолютно прав.

Если вы посмотрите на компанию, которой управляет сам президент, вы обнаружите, что существует культура, сформированная индивидуальностью каждого человека.

Однако со временем, как это часто бывает, собственник решает выйти из-под непосредственного управления.

С этого момента он оказывается вне компании, словно оборвалась нить, связывавшая их столько лет. Он больше не видит и не чувствует компанию так, как раньше.

Даже если вы продолжите наблюдать за их развитием, смотреть на них снаружи и смотреть на них изнутри - это совершенно разные вещи.

Производственная деятельность организаций не может осуществляться только на

основе технологии или управленческой иерархии. В организациях ведут производственную деятельность обыкновенные люди, которые руководствуются определенными ценностями. Таким образом, каждая организация представляет собой культурное пространство [3].

Корпоративная культура организации постоянно меняется и развивается, чтобы соответствовать изменениям в окружающей среде и требованиям рынка. Это помогает компании оставаться конкурентоспособной и успешной в долгосрочной перспективе [4].

Создание и развитие эффективной корпоративной культуры имеет огромное значение в управлении персоналом. Внутри организации она определяет нормы, ценности и поведение. Улучшение коллективной работы, повышение мотивации сотрудников и достижение целей компании -все это возможно благодаря эффективной корпоративной культуре. Для достижения этого необходимо установить ясные ценности, обеспечить примерное лидерство и поощрять сотрудников, которые разделяют эти ценности.

Создание корпоративной культуры начинается с определения ее ценностей и принципов, которые затем распространяются на сотрудников и партнеров. Правильно сформированная корпоративная культура поможет привлечь и удержать талантливых сотрудников, создать положительный имидж компании на рынке, наладить партнерские отношения с другими организациями и в конечном итоге достичь поставленных целей [5].

Главная особенность корпоративной культуры - ценности, соответствующие задачам организации. К примеру, рыночная корпоративная культура нацелена на завоевание рынка любой ценой, что характерно для быстрорастущих компаний. А командная корпоративная культура, куда так же входят и стартапы, основанные на уникальной бизнес-модели, включающей инновационную идею и уникальный подход к ее реализации - кооперация, когда совместные усилия приводят к достижению общих целей и получению дохода [4].

Правильная корпоративная культура и среда в организации могут принести значительные выгоды предприятию. Она может принести ряд преимуществ, для достижения целей бизнеса, в том числе: укрепление командного духа, донесение до каждого его важности и важности основных целей и задач бизнеса. Как это прослеживается и в семейном типе корпоративной культуры, где главная ценность -«люди», как сотрудники, так и клиенты.

Однако, следует учитывать и недостатки, которые возникаю в ходе организации рабочего процесса, такие как изоляция руководства организации от ценностей организации, не заинтересованность руководства в мотивационных ценностях сотрудников, неравномерное распределение поощрений, приводящие к конфликтам. И самое разрушающее для корпоративной культуры - не умение делегировать свои полномочия руководством. Создание открытой и доверительной атмосферы на рабочем месте для успешного делегирования полномочий - очень сложное действие, однако это поспособствует эффективному решению проблем и достижению общих целей. Важно дать сотрудникам возможность выражать свое мнение и вносить вклад в принятие решений, что может повысить их мотивацию к выполнению работы. Это также помогает сами сотрудникам совершенствовать свои навыки и знания, что в конечном итоге приводит к повышению эффективности работы команды в целом [3].

В развитии организации можно выделить основные этапы процесса формирования желаемой модели корпоративной культуры:

1. Путем диагностики корпоративной культуры, ценностей, поведения и коммуникаций, которые уже сформированы внутри компании, можно выявить различия между текущей моделью корпоративной культуры и желаемой моделью корпоративной культуры.

2. Определить стратегию развития культуры компании, ее рисков и способности компании поддерживать необходимые изменения.

3. Определите суть культуры вашей компании и выделите ключевые элементы, составляющие основу вашего проекта.

Имея все эти данные, будет возможно разработать ряд мероприятий, направленных на успешное внедрение новых ценностей.

В результате процесса формирования желаемой модели корпоративной культуры проводится оценка эффективности ее реализации и при необходимости вносятся необходимые корректировки в программу организационных изменений.

Заключение

Эффективно управлять организацией или ее подразделениями в современных условиях невозможно без глубокого понимания сущности и содержания менеджмента. Корпоративная культура позволяет управлять человеком или группой людей для использования их знаний и навыков для того, чтобы достигнуть различных целей поставленных организацией, таких как повышение эффективности работы, улучшение качества продукции, снижение затрат и т.д.

Роль корпоративной культуры будет является актуальной и важной, до тех пор, пока она не будет достаточно изучена. Корпоративная культура для организации играет значительную роль в системе управления, и ее недооценка может негативно сказаться на эффективности деятельности организации в целом. Регулирование и оптимизация ключевых элементов системы управления важны, но ни в коем случае не являются последним звеном в цепи конкурентного преимущества. Естественным и логичным результатом является «развитие» корпоративной культуры, поддерживающей перемены. Корпоративная культура - это своего рода тайный ингредиент в рецепте, скрытый от всех кроме «поваров» организации.

Чем сильнее культура организации, тем меньше руководству нужно уделять внимание созданию формальных правил и положений, регулирующих поведение сотрудников.

Все это происходит в подсознании сотрудников, которые принимают культуру организации.

Библиографический список

1. Построение эффективного профиля корпоративной культуры организации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mgimo.ru/upload/iblock/213/Русайнс 2.02.pdf?utm_source=google.com&utm_medium= organic&utm_campaign=google.com&utm_referrer=google.com

2. Создание эффективной модели управления предприятием в контексте методов управления. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=463605#text.

3. Корпоративная культура. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://developers.sber.ru/help/hr/corporate-culture.

4. Формирование и развитие корпоративной культуры, способствующей поддержанию организационных изменений в компании. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://beintrend.ru/baza-znanij/formirovanie-i-razvitie-korporativnoi-kultury-sposobstvuiushchei-podderzhaniiu-organizatcionnykh-izmenenii-v-kompanii.

5. Основные понятия менеджмента. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studfile.net/preview/9859406/page:3/.

THE ROLE OF CORPORATE CULTURE IN CREATING AN EFFECTIVE COMPANY

MANAGEMENT MODEL

A.I. Zaitseva, Student M.Yu. Ryazanova, Student

Supervisor: V.K. Romanovich, Doctor of Economic Sciences, Professor Russian University of Cooperation (Russia, Mytishchi)

Abstract. This article discusses such a problem as the role of corporate culture in creating an effective company management model. The problem of corporate culture is relevant and important, but it is still insufficiently studied, and its underestimation can negatively affect the effectiveness of the organization as a whole. Therefore, in order to increase the efficiency of the company's work, it is necessary to pay attention to the development of corporate culture and the formation of its unique values and principles. As a result of the work carried out, the main elements and directions that contribute to the creation of a unified team and the formation of a motivational environment for employees of different structural divisions were identified. The conducted research clearly shows that it is necessary to adopt a modern concept of corporate culture formation in order to increase motivation and consistency in the professional activities of all employees of the organization. They should be involved in a purposeful system of effective management of the organization.

Keywords: management, organization, management, corporate culture, corporate values, management process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.