Научная статья на тему 'Роль коренных народов Севера в устойчивом развитии Ханты-Мансийского автономного округа'

Роль коренных народов Севера в устойчивом развитии Ханты-Мансийского автономного округа Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
232
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Айпин Еремей Данилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль коренных народов Севера в устойчивом развитии Ханты-Мансийского автономного округа»

ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

2006 г. Выпуск 3. С. 18-31

УДК 39

РОЛЬ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА В УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

Е.Д. Айпин

Одной из главных сложностей, с которыми приходится сталкиваться исследователям в области эколого-экономических отношений в Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО), оказалось то, что на сегодняшний день отсутствует достаточная фактографическая, в частности, социологическая база по роли этнической составляющей при выборе экофиль-ной и экофобной стратегии хозяйствования коренных и некоренных обитателей Севера. В то же время, как было показано в ряде исследований1, специалисты имеют по данному вопросу полярные точки зрения, даже в отношении коренного населения северных территорий. Вместе с тем не только коренное население автономного округа, но и некоторые нефтедобывающие компании показали свою спонтанную заинтересованность в организации и проведении природоохранных мероприятий.

Особое значение для настоящей работы имеет рассмотрение противоречия, складывающегося по осям «экономика - экология» и «государство - общество». Оно во многом определяет, носит ли экономическая политика, проводимая государством на северных территориях, чисто потребительский характер и не принимает в расчет состояние окружающей среды, т.е. является экофобной, или же эта политика предусматривает восстановление ущерба, понесенного природой в результате промышленной разработки ее ресурсов, значит, является экофильной. Этот вопрос важен также и потому, что устойчивое развитие предусматривает прогресс, а не упадок Севера как экологической системы.

Частный, но от этого ничуть не менее важный характер имеют противоречия в области меж-расовых, межэтнических, межнациональных и межличностных отношений, складывающихся по линии «Средняя полоса - Север», а также «коренное - некоренное население Севера». Эти проблемы имеют существенное значение в ходе рассмотрения вопросов, связанных со спецификой развития Ханты-Мансийского автономного округа, в частности, для оценки характера экологических мотиваций коренного и некоренного населения ХМАО при выборе ими стратегии хозяйствования. Такого рода оценка требует точного понимания того, какие виды экономических стратегий взяты на вооружение.

Поляризация мнений по проблеме того, насколько природосберегающими являются стратегии хозяйствования, избираемые коренными малочисленными народами Севера в массе своей, вынудило нас пойти по традиционному в таких случаях пути создания теоретической модели, которая вбирала бы в себя уже существующие в качестве составной части. Для построения такой модели в первом разделе настоящего исследования рассматривается специфика и причины использования экофильных и экофобных стратегий экономической деятельности в условиях Крайнего Севера. На этой основе была построена расширенная теоретическая модель экологоэкономической составляющей устойчивого развития Ханты-Мансийского автономного округа на основе методики «Планетарная модель». Эта теоретическая модель была использована для разработки экспертного инструментария по информационной технологии «Вью-Контент». Результаты опроса специалистов и компьютерного моделирования рассмотрены в третьем разделе, посвященном экспертному измерению экофильной и экофобной составляющей стратегии хозяйствования основных референтных групп населения ХМАО.

1 См., напр.: Айпин Е.Д. Политическое измерение экологических и этнических проблем российского севера в глобальном контексте. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. полит. наук. - М.: РАГС, 2005; Крупник И.И. Арктическая этноэкология: Модели традиционного природопользования морских охотников и оленеводов Северной Евразии. - М.: Наука, 1989; Черносвитов П.Ю. Освоение Крайнего Севера: эпохальная смена парадигмы // Баренц. Шпицберген. Арктика. Труды международной конференции. — Баренцбург, 1996, на англ. яз.

Любая территория, подобная автономному округу, в системном понимании представляет собой совокупность земель с присущей им природой, с населяющим их человеческим сообществом, живущим за счет экономики и управляемым государственными органами. Указанные сферы жизни (см. рис. 1), находясь друг по отношению к другу в смысловой оппозиции, тем не менее представляют собой неразрывную целостность. Оппозиционность состоит в базовых противоречиях между сообществом (совокупностью людей) и государством (аппаратом принуждения), а также между природой (источником жизни) и экономикой (источником развития сообщества и государства). Не менее противоречивы отношения «природа-сообщество», «сообщество-экономика», «экономика-государство», «государство-природа».

Рис. 1. Планетарная модель основных сфер жизни автономного округа

Указанные противоречивые отношения имеют определенные устойчивые состояния, которые могут быть определены следующими основными постулатами теоретической модели:

1. Человек - часть природы, он не может жить вне биосферы, но способен на экофобные и даже экоцидные поступки.

2. Человек - существо общественное и не может пребывать вне общества.

3. Сообщество диктует человеку определенные правила поведения (этика - стереотипы поведения, эстетика - стереотипы красоты, менталитет - стереотипы мышления).

4. Экономика обеспечивает развитие общества и государства.

5. Государство устанавливает для человека и общества законы в соответствии с существующими нормами этики, эстетики и менталитета.

6. Неконтролируемое развитие экономики наносит вред природе.

7. Усиление государства ограничивает свободы сообщества.

8. Несдерживаемое законами сообщество может наносить вред природе.

Обоснование постулируемых положений выходит за рамки нашей темы. Однако они интуитивно очевидны. Они приводятся без доказательства, поскольку хорошо согласуются с принципами инвайронментальной этики Н. Моисеева. Отметим, что в последующих работах целесообразно их глубокое теоретическое осмысление и уточнение.

Устойчивое развитие автономного округа как системы, подразумевающей единство противоположностей, предполагает определенный баланс между указанными сферами жизни. В этом смысле можно говорить, что устойчивое (т.е. эволюционное, а не инволюционное) развитие, хотя и не исключает кризисов, однако предусматривает их сглаживание или снятие.

В широком смысле кризис - изменение повышательной тенденции на понижательную (см. рис. 2). Однако гораздо чаще под кризисом понимают период разбалансированности управления и связанной с ней нестабильности, т.е. период упадка, регресса. Абсолютным воплощением кризиса является катастрофа - резкий переход из одного состояния в другое, скажем, революция.

Например, фазы кризисных изменений в экономике включают:

• снижение рентабельности и объемов прибыли (кризис в широком смысле);

• убыточность производств;

• истощение или отсутствие резервных фондов в различных сферах бизнеса;

• неплатежеспособность предприятий.

В таких условиях неизбежно возникновение социальных конфликтов, снятие которых требует включения механизмов антикризисного управления. Такой вид управления представляет сбой воздействия на внутреннее и внешнее конфликтное противоборство. Арсенал способов такого воздействия, в частности, включает:

• урегулирование экономических и экологических споров;

• разрешение конфликтных ситуаций;

• нейтрализацию криминалитета;

• предотвращение террористических актов;

• подавление беспорядков и другие.

Прогрессивное Устойчивое развитие,

развитие застои

3. Стагнация

2. Эволюция

0. Развитие

4. Инволюция

Катастрофическое изменение Зона кризиса Регрессивное развитие

Рис. 2. Планетарная модель видов развития на основе фрактального конструкта

Перечисленные выше шесть основных противоречий далеко не исчерпывают всего разнообразия контрадикций, способных проявиться в базовых сферах жизни автономного округа. На следующем логическом уровне теоретической модели эколого-экономической безопасности эти противоречия, уточняясь, приобретают новый вид. Примером в данном случае могут послужить противоречия в сфере государственного регулирования воздействия экономики на природу или реакции сообщества на государственный природоохранный контроль. Однако такая глубина рассмотрения противоречий выходит за рамки настоящей работы.

Теоретическая модель эколого-экономической составляющей устойчивого развития требует уточнения номенклатуры стратегий хозяйствования. Их анализ применительно к условиям Крайнего Севера показал, что существующая в настоящее время классификация в недостаточной мере удовлетворяет реалиям жизни Ханты-Мансийского автономного округа. В частности, в современной литературе основной упор делается на экофильные и экофобные стратегии хозяйствования. В качестве примера разрушительной для природы крайности там приводится экоцидное поведение хозяйствующих субъектов. Однако, рассматривая все перечисленные стратегии в виде градуальных (ступенчатых) оппозиций единого антонимического ряда, становится понятным, что по мере увеличения степени недружественности экономики по отношению к природе они приобретают вид последовательности «экофильность

- экофобность - экоцидность».

Вместе с тем экофильная стратегия предусматривает лишь восстановление ущерба, понесенного природой в результате промышленной разработки ее ресурсов, а отнюдь не гармонию человека и окружающей среды, свойственную коренным жителям Крайнего Севера. В этой связи напрашивается дополнение в логический ряд стратегий хозяйствования - еще одна оппозиция -экостазисность. По нашим представлениям, ввод этого термина в научный оборот необходим, поскольку он соответствует такому взаимодействию сообщества с экосистемой, который предусматривает баланс человека и природы, т. е. относительное динамическое постоянство состава и свойств биогеоценоза. В этом случае указанный антонимический ряд стратегий хозяйствования по мере уменьшения дружественности по отношению к окружающей среде приобретает более завершенный вид: «экостазисность - экофильность - экофобность - экоцидность». Определения элементов данного антонимического ряда приведены в табл. 1, а его представление в виде планетарной модели стратегий хозяйствования на основе фрактального конструкта - на рис. 3.

Таблица 1

Семантическая модель стратегий хозяйствования_______________________

^ Снижение дружественности стратегии по отношению к природе ^

Экостазисная стратегия Экофильная стратегия Экофобная стратегия Экоцидная стратегия

Взаимодействие человека с экосистемой, предусматривающее баланс, гармонию человека и природы Стратегия хозяйствования, предусматривающая восстановление ущерба, понесенного природой в результате промышленной разработки ее ресурсов Экономическая политика, слабо принимающая в расчет состояние окружающей среды Деструктивно-потребительское отношение к природе

Восстановление Игнорирование

ущерба ущерба

Гармония человека и природы

Деструктивное

поведение

Рис. 3. Планетарная модель стратегий хозяйствования на основе фрактального конструкта

Внешнеполитическая составляющая представленной теоретической модели основана на рассмотрении отношения к выбору стратегии международного и межрегионального сотрудничества. Наиболее открытой является стратегия глобализации, рассматривающая автономный округ в качестве составного элемента всемирной экономики и культуры. Более ограниченный характер имеет континентолизация, предусматривающая приоритетность сотрудничества с европейскими странами. Регионализация рассматривает автономный округ в качестве субъекта Российской Федерации и определяет в качестве главного субъекта сотрудничества федеральный центр. В случае ХМАО регионализация соответствует федерализации. Автаркизация автономного округа связана с опорой исключительно на собственные силы, т.е. является аналогом северокорейской идеологии Чучхэ. В условиях современного российского Севера одним из проявлений автаркизации является стремление коренных народов к приданию национальным территориям статуса резерватов (резерваций).

Этнополитический элемент модели заключается в отношении к представителям других национальностей. Интернационализм подразумевает позитивное отношение к иным народам в условиях глобализации. Паннационализм рассматривает в качестве дружественных только представителей родственных народов, например, панугрофинизм, предполагавший создание «Великой Суоми» с включением в него всех финно-угорских народов, является аналогом панславизма или пангерманизма. Сторонники идеи национализма предпочитают иметь дело исключительно с представителями своего народа. Трайбализм выражается в стремлении к племенной изолированности.

На состояние дел в автономном округе заметное влияние оказывают отношение к вопросу о роли государства в жизни общества. Абсолютизация роли государства свойственна тоталитаризму. Повышенной роли государства в жизни общества соответствует этатизм (го-сударственничество). Более высокая роль общества по сравнению с государством предполагается либерализмом. Примат личности как части сообщества над государством является характерной чертой анархизма.

Важным моментом является также степень натурализации на территории автономного округа. Здесь выделяется коренное население, пришлое, некоренное население, постоянно проживающее в ХМАО, и временное население в лице трудовых мигрантов, в частности, «вахтовиков». Как правило, предполагается, что местное как коренное, так и некоренное население более бережно относится к окружающей среде, чем население временное. Кроме того, существует корреляция между постоянством нахождения в округе и этнонациональным фактором, т.е. принадлежность к коренным малочисленным народам Севера, например, предполагает большую привязанность к территории автономного округа.

Таким образом, основной составной частью теоретической модели экологоэкономической составляющей устойчивого развития ХМАО является структура отношений различных групп населения автономного округа2 к стратегии хозяйствования, к национальному вопросу, к вопросу взаимоотношений государства и общества, а также к степени их открытости по отношению к внешнему миру.

Таким образом, теоретическое моделирование эколого-экономической составляющей процесса устойчивого развития Ханты-Мансийского автономного округа позволяет говорить о том, что экологические и экономические вопросы этого региона находятся в тесной зависимости от позиций окружного сообщества и государства. Реализация экономических интересов сообщества автономного округа и окружных властей приводит к тому, что природе в ходе освоения ее богатств наносится определенный ущерб. Стратегия хозяйствования зависит от того, насколько ущерб, причиненный окружающей среде, компенсируется за счет природовосстановительных и природоохранных действий сообщества, руководителей предприятий и государства, а также за счет способности самой природы противостоять разрушительным воздействиям. Первые три фактора осуществляются путем осмысленных действий, а последнее является естественной реакцией воздействия людей на природу.

Реакция природы на человеческую деятельность может быть опосредованной. Например, она может выражаться в том, что в результате добычи нефти и природного газа, их переработки и использования в качестве топлива повышается температура атмосферы. Это потенциально может вызвать усиленное таяние льдов Северного Ледовитого океана, следствием чего может стать затопление низменных территорий Восточной Сибири. Понятно, что такая экологическая катастрофа способна положить конец разработке нефтяных и газовых месторождений.

Сказанное означает, что экологическая, общественная, экономическая и государственная деятельность находятся в тесной взаимосвязи. Для обеспечения сохранности природы необходим постоянный взаимный контроль этих сфер. Основой такого контроля способна стать

2 Референтные группы ХМАО подробно рассмотрены в работе «Разработка системы индикаторов для моделирования этнонациональной обстановки в Ханты-Мансийском автономном округе».

система информирования о состоянии окружающей среды и любых действиях, приносящих вред природе. Кроме этого необходимы справедливое экологическое законодательство и политическая воля, чтобы сделать нарушения этого законодательства неотвратимо наказуемыми.

Этнонациональная составляющая теоретической модели проявляется практически во всех основных сферах жизни автономного округа. В общественной сфере, например, она обнаруживается в создании организаций и ассоциаций коренных народов и землячеств народов, натурализовавшихся в ХМАО, а также трудовых мигрантов. В экономике этнонациональная составляющая выражается в выборе представителями населения определенной стратегии хозяйствования. В государственной сфере - в способности и желании представителей различных народов использовать рычаги власти в интересах охраны окружающей среды. В сфере природы - в организации, в частности, природоохранных и рекультивационных мероприятий, способных противостоять негативным воздействиям экономики на экологию. Таким образом, этнонациональный фактор имеет существенное значение в процессе снятия противоречий по линии «экономика - экология».

При проведении экспертного измерения экофильной и экофобной составляющих стратегии хозяйствования в ХМАО необходимо учитывать естественное стремление коренных и в особенности малочисленных народов Севера к складывавшемуся тысячелетиями образу жизни. Этот образ жизни предполагает не столько освоение богатств Сибири, сколько гармоничное существование человека в условиях северной природы. Именно по этой причине, чтобы подчеркнуть особую роль коренных народов в условиях Севера, в теоретическую модель стратегий хозяйствования был привнесен термин «экостазисная», не употреблявшийся до настоящего времени. С другой стороны, возможны проявления бездумнопотребительского отношения к природе, которое принято называть «экоцидным». В этой связи исходная экофильно-экофобная модель приобрела более широкий вид: «экостазисная

- экофильная - экофобная - экоцидная», где элементы модели расставлены по мере ухудшения отношения населения к окружающей среде.

В наиболее общем виде хозяйствование представляет собой целенаправленную деятельность, ориентированную на повышение уровня материального благосостояния общества. С этой точки зрения мотивация является предметным наполнением потребностей, для удовлетворения которых хозяйствующий субъект осуществляет активную социальноэкономическую деятельность. Изучение мотиваций такого рода осуществляет экологическая социология - научная дисциплина, занимающаяся стимулирующими аспектами отношения «человек-природа». Данная дисциплина исследует проявления экофильных и экофобных тенденций в общественной и хозяйственной деятельности. Результаты таких исследований дают основу для анализа процессов экологизации общества, экономики и государства.

Как было показано ранее современная наука рассматривает три основных стратегии хозяйствования:

• Экофильная - направленная на сохранение природы;

• Экофобная - основанная на совокупности действий, часто неосознанных, направленных на разрушение природной среды;

• Экоцидная - состоящая в преднамеренных действиях, уничтожающие среду обитания живых организмов, в том числе человека (действия армии США в Индокитае).

Логика нашего исследования привела к необходимости введения дополнительного термина - экостазисной стратегии, отражающей более последовательную природоохраняющую позицию, чем экофильная стратегия, и в значительно большей степени соответствующую гармонии человека и природы.

С философской точки зрения желательность введения понятия экостазиса связана с тем, что духовно-теоретическая деятельность практически всех без исключения референтных групп, как правило, носит именно экофильный характер, тогда как в их практической дея-

тельности обычно доминирует экофобная направленность3. В действительности это свидетельствует о наличии определенного разрыва между идеальными представления о природе (например, в политической риторике или фольклоре), с одной стороны, и реальной практикой освоения Крайнего Севера - с другой. Иначе говоря, на словах практически все без исключения - за охрану окружающей среды за Полярным кругом, а на деле - отношение к северной природе многих из референтных групп оставляет желать много лучшего. Это означает, что существует контрадикция между экофильными словами и экофобными делами людей, проживающих на северных территориях. Для снятия этого противоречия желательно осознать, чем отличаются разные группы населения в повседневной деятельности.

Степень природоохранности стратегии хозяйствования тех или иных групп населения зависит от многих факторов. Одним из наиболее существенных из них является отношение к роли государства в жизни общества. Это связано с тем, что внутреннее ощущение гнета государства потенциально способно породить ответную реакцию населения в виде насилия над природой. С другой стороны, ощущение внутренней свободы и понимание собственной ответственности за окружающий мир являются сдерживающим фактором, способствующим более бережному обращению с природой. По этой причине нас заинтересовало, в частности, каким образом соотносятся между собой выбор референтными группами стратегии хозяйствования и их отношение к степени свободы общества от государства.

Для описания роли государства в жизни общества мы используем четырехзвенный семантический ряд, разработанный для оценки идеологической ориентации политических партий и объединений. Он включает анархизм как отрицание роли государства в жизни общества, либерализм

- ориентацию на примат общества по отношению к государству, этатизм - примат государства по сравнению с обществом и тоталитаризм - абсолютизацию значения государства4.

Поскольку нашим полигоном является Ханты-Мансийский автономный округ, рассмотрим, каким образом соотносятся между собой стратегии хозяйствования основных референтных групп ХМАО в зависимости от отношения к роли государства в жизни общества. Для измерения этой зависимости компанией «Контент-Пресс» в декабре 2005 г. на основе информационной технологии «Вью-Контент» был проведен экспертный опрос, в котором в качестве респондентов были задействованы специалисты экспертного сообщества Научно-исследовательского центра Московского городского университета управления Правительства Москвы. Отметим, что данное экспертное сообщество объединяет, в частности, 49 представителей различных северных регионов нашей страны, включая Камчатскую область, Республику Карелию, Ханты-Мансийский автономный округ, Якутию и Ямало-Ненецкий автономный округ. Экспертный инструментарий включал 128 закрытых и открытых вопросов. Всего было собрано и обработано 6272 экспертных суждения. Обработка результатов экспертизы и компьютерное моделирование осуществлялось на основе использования информационной технологии «Планетарная модель» и пятипроцессорного сетевого мобильного аналитико-ситуационного комплекса автоматизации руководящей и антикризисной деятельности МАСКАРАД.

Экспертная оценка отношения постоянного и временного населения ХМАО к стратегии хозяйствования и роли государства в жизни общества (см. рис. 4) показала, что в политическом отношении наиболее либеральными являются трудовые мигранты. Это связано, среди прочего, с тем, что для перемещения в целях заработка в области циркумполярного региона, люди должны обладать определенной внутренней свободой и чувством независимости от государства. В этом смысле трудовые мигранты в массе своей в менталитете практически приближаются к отрицанию роли государства в общественной жизни, а уж в их собственной - тем более. Такой бытовой анархизм имеет и оборотную сторону: их действия часто связаны с эгоистическими побуждениями. Это означает, что в ходе временного пребывания на северных территориях их отношение к окружающей природе носит сугубо утилитарный, а иногда откровенно по-

3 Разенкова Д.Ф. Экологическая культура: Социально-философские аспекты формирования. Дисс. на со-иск. уч. степ. канд. философ. наук по спец. 24.00.01 Теория и история культуры. Москва, 2001.

4 См.: Яковлев И.Г. Управление смыслами и политическая модернизация // Экономические стратегии, 2004, № 5-6.

требительский характер, выражающийся в известном изречении: «После нас - хоть потоп». По этой причине эксперты считают, что стихийной стратегией хозяйствования трудовых мигрантов в большинстве случаев становится экофобность.______________________

Анархия

ЛиСкра-

лизм

Этатизм

СЗ

со

&

3

ю

о

8

X

со

И

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ев

И

&

Л

СЗ

£

о

и

л

§

Тоталитаризм

ОКоренные малочисленные народні Севера

ОТрудовые

мигранты

£

т

Постоянное екоренное аселение

у

©В;

Вахтовики

Природозатратность ст

ратегии хозяйствования

Экостазисная

Экофипьная

Экофобная

>

Эмлдщная

Рис. 4. Оценка отношения постоянного и временного населения ХМАО к стратегии хозяйствования

и роли государства в жизни общества

По своему отношению к природе к трудовым мигрантам достаточно близко примыкают так называемые «вахтовики», наездами бывающие в северных регионах по контракту. Их экофоб-ность, определяемая тем, что они, как правило, не собираются оставаться на Севере, тем не менее, оценивается как несколько более низкая, чем у трудовых мигрантов, поскольку они связаны контрактными обязательствами и корпоративной дисциплиной. С точки зрения отношения к роли государства в жизни общества в сибирских автономиях «вахтовики» обычно являются последовательными этатистами, поскольку компании, в которых они работают, либо являются государственными, либо находятся в стадии национализации. Этот вид государственничества эксперты связывают с естественной лояльностью работников по отношению к работодателю - государству. Отметим, что за последнее пятилетие эта референтная группа становится более этатистской по сравнению с ельцинскими временами, что обозначено на рис. 4 стрелкой.

Постоянное некоренное население северных регионов, натурализовавшееся на территории северных автономий не менее одного поколения назад, значительно более бережно относится к окружающему их северному миру, а их основной экономической стратегией в массе своей является экофильность. По своим политическим убеждениям эта референтная группа лояльно относится к государству, от которого зависит так называемый «северный завоз». В противоположность вахтовикам эта группа населения за годы нового столетия стало более либеральным, что в ХМАО отчасти связано с заметным улучшением материального положения и появлением источников завоза, альтернативных государственным.

В рамках рассматриваемых координат наиболее стабильной по отношению к природе и обществу является группа коренных малочисленных народов Севера, проживающих в ХМАО. Свободолюбивость толкала их предков из южных широт по направлению к Северному Ледови-

тому океану, а многотысячелетний опыт приполярного хозяйствования приучил к бережному отношению к тайге и тундре. Более того, необходимость полагаться лишь на собственные силы в условиях сурового северного климата заставил их бережливо относиться к любым дарам полярной природы и бережно следить за состоянием пастбищ и лесных ресурсов на родовых угодьях. Суровая необходимость всегда подталкивала представителей коренных малочисленных народов Севера не только к экофильной, но и к более гармоничной по отношению к окружающей среде стратегии хозяйствования. Именно с этим связывают эксперты достаточно высокую степень политической либеральности и особое - экостазисное отношение к природе.

С вышеизложенными рассуждениями хорошо коррелируются результаты экспертного моделирования отношения различных этнонациональных группировок ХМАО в терминах той же модели. Так, специалисты классифицируют славянское население автономного округа (русских, белорусов и украинцев) в качестве умеренных экофилов-этатистов, как это показано на рис. 5. Кавказцы (в основном азербайджанцы и чеченцы), татары и башкиры, а также среднеазиаты рассматриваются экспертами как умеренные экофилы, склонные к авторитарным формам правления. Ханты и манси в ходе экспертизы были определены как народы, ориентирующиеся на либеральные ценности и в массе своей придерживающиеся экостазисной стратегии хозяйствования. Любопытно, что, по оценкам экспертов, к ханты и манси близки евреи - несколько более либеральные и чуть менее экофильные. Необычность этого результата связана с тем, что в ходе переписи 2002 г. значительное число (0,92%) жителей Ханты-Мансийского автономного округа не указали свою национальность, а численность евреев по сравнению с результатами переписи 1994 г. (0,1%) сократилась практически до нуля. Специалисты связывают это статистическое явление с тем, что реально численность евреев в ХМАО не сократилась, а в виду свойственного им либерализма они в ходе последней переписи просто не указали своей национальности в опросных листах.

Рис. 5. Оценка отношения этнонациональных группировок населения ХМАО к стратегии хозяйствования и роли государства в жизни общества

Более четко срез политической жизни автономного округа позволяет высветить анализ программ и публичных выступлений лидеров политических партий и объединений, представленных в ХМАО. Результаты такого анализа показаны на рис. 6. Наиболее близка к позициям народов ханты и манси Ассамблея коренных малочисленных народов Севера, которая, по мнению экспертов, отличается достаточно высокой степенью либерализма, сочетаемого с лояльным отношением к государству. В своей парламентской практике эта Ассамблея отличается стремлением не только к устойчивой экофильной стратегии хозяйствования на территории округа, но и обеспечении для коренных северян возможности жить в гармонии с природой, придерживаясь экостазисного экономического уклада. Необходимо отметить, что Ассамблея не является политической партией, поэтому близость или удаленность ее по указанным программным параметрам не означает политической близости или отдаленности по отношению к партиям, входящим в российскую политическую систему.

А

Анархия Роль государства в жизни общества

Либера- лизм ОАс КМН смаблея ставителей 1С л ©Яблоко ©СПС

Этатизм ©КПРФ ©Ро ©Единая Россия дина

Тоталита- ризм О.] 1ДПР

Природозатратность ст ратегии хозяйствования

ВЗонтент Экостлзисная Экофильная Экофобная Экощщная

Рис. 6. Оценка отношения политических и общественных объединений ХМАО к стратегии хозяйствования и роли государства в жизни общества

С точки зрения программ и публичных выступлений лидеров политических партий, представленных в ХМАО, этатистами экофильной направленности (по мере снижения степени государственничества) являются Единая Россия, Родина и КПРФ. Чуть менее экофильной и склонной к проявлениям тоталитаризма является ЛДПР - партия вождистского типа. Ее антагонистами являются Яблоко и СПС - Объединенные демократы, позицию которых можно охарактеризовать как либерально-экофильную.

Не менее интересный результат дала часть экспертного опроса, относящаяся к социальнопрофессиональным группам населения Ханты-Мансийского автономного округа. Анархичными экофобами по этим оценкам оказались безработные (см. рис. 7), что эксперты связывают с тем, что этой группе населения нечего терять: денег так и так нет, а дальше Сибири не сошлют.

к

Анархия Роль государства в жизни общества < ^Безработные

Либера- лизм ООл охс еневоды и >тники ©Работники с образования здравоохран культуры фер ения,

Эштизм Раб о у ©Пенсионеры©Работники сфе] домашние строительства, хозяйки транспорта, свя гнию! слт°гргЖвЙХ нромышленност ©Государственные зи и

Тоташиа- ризм служ воен ащие, ные

Природозатратность ст ратегии хозяйствования

т^сс ЦиОНТЕИТ Экостазисная Экофипьная Экофобная Экощщная

Рис. 7. Оценка отношения социально-профессиональных групп ХМАО к стратегии хозяйствования

и роли государства в жизни общества

Этатистами с различной степенью экофильности по данным экспертизы являются (по мере увеличения экофобности) пенсионеры и домашние хозяйки; работники сфер торговли, бытового обслуживания и жилищно-коммунального хозяйства; работники нефтяной промышленности; работники сфер строительства, транспорта и связи. Особое место в модели, связанное с почти авторитарнототалитарной направленностью, отведено государственным служащим и военным. Либерально-экофильную нишу заняли работники сфер образования, здравоохранения и культуры. К сторонникам экостазисной стратегии развития участники опроса отнесли охотников и оленеводов.

Обобщая рассмотренные нами элементы единой модели, можно сказать, что коренные малочисленные народы Севера и соответствующие им социально-профессиональные группы и общественные организации являются наиболее последовательными сторонниками устойчивого развития автономного округа на основе экофильной стратегии хозяйствования. Важно отметить, что в ХМАО только ханты и манси рассматриваются специалистами как народы в реальной практике наиболее последовательно ориентированные на экостазисный путь развития.

Действительно, специфика развития северных территорий связана с характером жизни и деятельности народов их населяющих. С этой точки зрения важным представляется метод хозяйствования, во многом определяющий не только экономику региона, но и состояние окружающей среды. В этом смысле экономика и экология являются противоположностями, едиными в своем непосредственном отношении к природе. Действительно, экономика имеет в целом потребительскую тенденцию, направленную на освоение природных богатств или, как говорили в советские времена, на «покорение природы». Но и потребление, и покорение подразумевает зачастую бездумное экофобное выкачивание из недр ресурсов без оглядки на экологические последствия. С другой стороны, экология в основном является проявлением противоположной - природоохранной тенденции, предусматривающей, в частности, разумное бережное использование кладовых земли, а также восстановление (рекультивацию) тех земельных участков, которые понесли ущерб от действий, например, нефтяников и газовиков.

Проявление указанных тенденций в хозяйственной деятельности в значительной степени зависит, среди прочего, от темперамента и менталитета людей, проживающих на данной территории, от исторически сложившихся культурных традиций и экономического уклада, а это связано с этническими и национальными особенностями населения. Иными словами, превалирование экономической или экологической тенденций в хозяйствовании, преобладание экофобного или экофильного отношения к окружающей природе является в определенной степени функцией этнической и национальной принадлежности. Именно по этой причине мы увязываем в единый смысловой блок проблемы экологические, этнические и экономические, а для Ханты-Мансийского автономного округа последние относятся в основном к энергетике. Поэтому будущее ХМАО в значительной мере зависит от экологических, этнических и энергетических перспектив.

Все это говорит о ХМАО как о регионе, весьма богатом природными ресурсами, что, несомненно, является счастливым подарком судьбы. В этом смысле об экономических и энергетических перспективах ХМАО можно говорить оптимистично: в условиях повышения цен на нефть на мировых рынках в рамках Российской Федерации он, скорее всего, будет еще долгое время оставаться регионом-донором.

Однако это экономическое счастье имеет и оборотную - экологическую сторону: в течение наиболее интенсивного периода развития регион серьезно пострадал от загрязнения окружающей среды. Имели место экологические бедствия, связанные с чисто хозяйственными причинами. К ним относятся, в частности, низкое качество изготовления нефтедобывающего оборудования. В настоящее время нефтяное оборудование, особенно в трубопроводном хозяйстве, изношено до последней степени. Имеет место низкий технологический уровень бурения и добычи нефти, а также используются устаревшие методы строительства буровых. Указанные причины напрямую связаны с недостаточным инвестированием средств в нефтеразведочную и нефтедобывающую отрасли ХМАО. Такая экофобная вакханалия, направленная на максимальную добычу нефти при минимальных вложениях, продолжалась в течение многих десятилетий.

Следствием такой «экономии средств» явилось то, что 70% рек в ХМАО оцениваются как «грязные» и «очень грязные», что привело к тому, что на две трети сократился улов рыбы по сравнению с 1960 г. В 1,5-1,8 раза сократилось количество заготавливаемой пушнины - белки, ондатры, горностая, соболя5.

Только с начала 1990-х годов начали приниматься меры по ликвидации загрязнений и экологическому контролю. Действует принцип платы за природопользование, на основе которого принято законодательство по охране окружающей среды и создан «Экологический Фонд», финансируемый за счет штрафов, взимаемых с предприятий за загрязнение природы. На уровне городов и деревень проводятся добровольные субботники по очистке и озеленению. Однако говорить о том, что экофобная тенденция сменилась на экофильную, пока еще очень рано.

Сложившаяся в округе сложная экологическая обстановка неизбежно накладывает отпечаток на сферу межэтнических и межнациональных отношений. Длительный период времени они были омрачены тем ущербом, которые нефтедобывающая промышленность уже нанесла и продолжает наносить природе Ханты-Мансийского автономного округа. Однако при всем том, что экологические проблемы далеки от разрешения, проблема охраны и восстановления окружающей среды становится объектом пристального внимания всех заинтересованных сторон. Если говорить о взаимоотношениях нефтяников с коренным населением ХМАО, то сегодня можно констатировать отрадный факт, что начинается цивилизованный диалог. Серьезным шагом вперед стали экономические соглашения, которые предусматривают учет интересов коренного населения.

5 См.: Современное положение и перспективы развития малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Независимый экспертный доклад. - М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2004.

В частности, эксперты-нефтяники показали, что они прекрасно понимают: нельзя решать вопросы освоения земель и недр без участия ханты и манси. Хотя имеют место определенные издержки, однако часть нефтедобывающих предприятий серьезное внимание уделяют обустройству родовых угодий, имея в виду дальнюю перспективу.

Указанные явления заставляют задуматься и о другой стороне вопроса: судьба нефтедобывающих компаний округа должна волновать коренное население не меньше, чем экологические проблемы: от них зависит благосостояние северян и рекультивационные возможности нефтяников. Действительно, нынешняя высокая мировая конъюнктура цен на углеводородные энергоносители внушает оптимизм, но не должна вызывать эйфории. Изменение мировых цен на нефть может привести к серьезному кризису, поскольку экономика России держится на сибирской нефти.

С точки зрения экономической проблематики вообще и энергетической в частности Ханты-Мансийский автономный округ в настоящее время находится на пике своих возможностей, что во многом связано с мировой конъюнктурой цен на углеводородные энергоносители. Это, однако, не привело пока к достижению вложений в экологические проекты уровня не только достаточного, но даже необходимого. Рекордность доходов, получаемых от продажи нефти и газа, добытых в округе, пока не привели к полному переходу на экофильные способы хозяйствования. Эта проблема может обостриться в связи с истощением запасов энергоносителей и тем, что главный вектор развития мировой экономики в обозримом будущем будет переведен с углеводородного направления на альтернативное, например, водородное.

Одним из проявлений стратегического выбора является избрание определенной концепции развития какой-либо территории, а также формулирование стратегии реализации этой концепции. Это относится, в частности, к определению соотношения между экономической и экологической составляющей указанной стратегии, что, собственно, и определяет ее конкретный характер - экофобный, когда превалируют экономические интересы, или экофильный, когда во главу угла ставятся природоохранные соображения. Однако только наличие соответствующего рычага в виде экономического суверенитета может сделать решение этой политической задачи однозначным. Например, отсутствие у коренных малочисленных народов Севера права собственности на землю и недра не позволяет им эффективно противостоять на северных территориях хищническим устремлениям некоторых нефтяных кампаний, заинтересованных в получении максимальной прибыли за счет добычи энергоносителей, а отнюдь не в сохранении северной природы.

Коренные малочисленные народы Севера, проживающие на территории России, как правило, заинтересованы в реализации не просто экофильной стратегии развития, а ее экоста-зисного варианта, для чего может быть успешно использован международный опыт создания резерватов (резерваций).

Таким образом, экспертное измерение экофильной и экофобной составляющей в стратегии хозяйствования основных референтных групп и группировок Ханты-Мансийского автономного округа выявило важные закономерности в этой сфере отношений. Данные экспертного опроса позволяют сделать вывод о наличии отчетливых экостазисных тенденций в менаталитете народов ханты и манси, что существенным образом отличает их от других народов, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа. Практика их экономической деятельности показывает, что экофильность их менталитета и народного искусства имеет с характером их хозяйствования наименьший разрыв по сравнению с другими этнонациональными группами населения Ханты-Мансийского автономного округа. Это означает, что в целом на уровне экспертных знаний исходную гипотезу настоящей научно-исследовательской работы об экофильности народов ханты и манси, для некоторых их представителей переходящей в экостазисность, можно считать подтвержденной.

С этой точки зрения вполне оправдало себя расширение теоретической модели экологоэкономической составляющей устойчивого развития за счет введения особого понятия - эко-стазиса, соответствующего гармоничному балансу человека и природы, а не только природоохранной (экофильной) деятельности по устранению урона, причиненного в ходе освоения северных земель. Использование данного термина позволяет более четко подчеркнуть и кон-

кретизировать специфическую роль населения Крайнего Севера в обеспечении устойчивого развития арктического циркумполярного региона вообще и российского Севера в частности.

Экспертный инструментарий исходно был основан на противопоставлении экономического (природозатратного) и экологического (природосохраняющего) подходов к хозяйственной деятельности. Превалирование того или иного подхода приводит к тому, что стратегия освоения северных территорий приобретает экофобный, сбалансированный или эко-фильный характер. Опрос показал, что, с точки зрения экспертов, существует отчетливая связь между характером указанных стратегий с этнонациональной принадлежностью учредителей и работников хозяйствующих субъектов, действующих в условиях Крайнего Севера.

Экспертный опрос также продемонстрировал, что для обеспечения более высокой точности моделирования эколого-экономической составляющей устойчивого развития северных территорий желательно проведение панельного социологического опроса в Ханты-Мансийском автономном округе и серии «мозговых штурмов» с фокус-группами, представляющими основные референтные группы ХМАО. Это даст возможность структурировать и уточнить отношение к характеру хозяйствования внутри этих референтных групп, поскольку экспертные опросы не предназначены для такой степени проникновения в специфику менталитета населения. В нашем случае стратегическая оценка, сделанная в ходе экспертного опроса, должна быть расширена в ходе применения других видов социологических исследований за счет выявления тактических тонкостей. Это позволит более основательно подтвердить правильность выводов, сделанных на основе экспертного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.