Научная статья на тему 'Роль концессий в экономике советской России в 1920 1930-е годы'

Роль концессий в экономике советской России в 1920 1930-е годы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2586
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕССИИ / ИНОСТРАННЫЙ КАПИТАЛ / ДОГОВОР / CONCESSION / FOREIGN CAPITAL / CONTRACT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ерохина О. В.

В статье на основе различных источников дается характеристика концессионной политики Советского государства. Показано отношение руководителей к иностранным концессиям. Выявлены причины закрытия концессионных предприятий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF CONCESSIONS IN SOVIET RUSSIA ECONOMY In 1920 1930th year

In article on the basis of various sources the characteristic of concessions politic of the Soviet state is given. The attitude of head of the government to foreign concessions is shown. The closing reasons of the concession enterprises are established. The article describes concession policy of the Soviet State from different points of view. It shows how authorities viewed foreign concessions and the reasons to close down concession enterprises.

Текст научной работы на тему «Роль концессий в экономике советской России в 1920 1930-е годы»

УДК 94(47) О.В. Ерохина

РОЛЬ КОНЦЕССИЙ В ЭКОНОМИКЕ СОВЕТСКОЙ РОССИИ в 1920 - 1930-е голы

В статье на основе различных источников дается характеристика концессионной политики Советского государства. Показано отношение руководителей к иностранным концессиям. Выявлены причины закрытия концессионных предприятий.

Ключевые слова: концессии, иностранный капитал, договор.

O.V. Erokhina

THE ROLE OF CONCESSION IN SOVIET RUSSIA ECONOMY in the 1920 - 1930s years

In article on the basis of various sources the characteristic of concessions politic of the Soviet state is given. The attitude of head of the government to foreign concessions is shown. The closing reasons of the concession enterprises are established. The article describes concession policy of the Soviet State from different points of view. It shows how

authorities viewed foreign concessions and the reasons to

The key words: concession, foreign capital, contract.

Концессии в условиях советской республики означали предоставление государством во временное пользование иностранным предпринимателям лесных, водных или земельных участков с находящимися на них или в их недрах естественными богатствами для хозяйствен -ного использования этих богатств с правом привлечения рабочей силы (как местной, так и зарубежной), а также с правом пользования путями сообщения, портами, электросетями, почтой, телеграфом или другими учреждениями и предприятиями общего пользования. Таким образом, концессионер мог арендовать часть государственной собственности по договору на определенный срок, но не становился собственником. Собственность оставалась за государством [7, с. 249].

В период нэпа концессии являлись единственной дозволенной формой прямого вложения иностранного капитала в принадлежавшие государству предприятия с целью временного управления ими и получения прибыли. В исторической литературе существует две точки зрения, почему концессии потерпели неудачу в СССР: 1) недостаточность капиталовложений и плохое управ -ление (вина возлагалась на концессионера); 2) неблагоп-риятность экономических условий в целом. Недавно опубликованные документы из российских архивов, а также новые исследования подтверждают последнее [3 - 4; 13].

Советской властью в основу управления экономикой были положены командные методы, которые вводили политические и административные ограничения, не свой -ственные свободной рыночной экономике. К тому же работу концессий контролировали многочисленные организации и ведомства: ЦК ВКП(б), Главный концессионные комитет при СНК СССР, Наркомфин, ЦК профсоюзов, ОГПУ, а также республиканские и местные органы власти.

Впервые тезисы об условиях работы концессионных предприятий на территории РСФСР были разработаны в марте 1918 г комиссией по внешней торговле при ВСНХ с участием В.И. Ленина, а 28 мая 1918 г. они были обсуждены на заседании Совнаркома. В результате было установлено, что разрешение на концессию будет давать только СНК, а общее руководство работой иностранных предприятий возглавит ВСНХ [14, с.11].

close down concession enterprises.

Из-за Гражданской войны и военной интервенции к рассмотрению данного вопроса Совнарком смог вернуться только весной 1920 г В новый проект, обсужденный на заседании СНК 20 марта, были внесены существенные дополнения, а 25 марта «Тезисы о концессиях» были подписаны В.И. Лениным [5, с.419]. В них определялись принципиальные основы и условия создания концессионных предприятий на территории Российской Федерации [9, с. 36 - 37]. 23 ноября 1920 г СНК утвердил окончательный вариант постановления «Общие экономические и юридические условия концессий». Было принято решение об издании декрета отдельной брошюрой, в том числе и на иностранных языках [11]. На этом настаивал В.И. Ленин. Он говорил: «Задачей его (декрета - О.Е.) было приманить господ иностранных капиталистов» [8, с.55]. Однако этого не произошло, так как существовавшая в РСФСР административная система уп -равления народным хозяйством была не в состоянии обеспечить иностранным инвесторам эффективное функционирование вкладываемых капиталов.

6 декабря 1920 г, выступая на собрании актива Московской организации РКП(б), он говорил: «Если стоит вопрос об экономической выгодности или невыгодности концессий, то экономическая выгодность бесспорна. Без концессий мы своей программы и электрификации страны выполнить не можем; без них в десять лет невозможно восстановить нашего хозяйства...» [8, с. 78].

29 марта 1921 г. Совнарком утвердил «Основные принципы концессионных договоров» [2, с. 36 - 37]. Х съезд РКП (б) одобрил концессионную политику как возможность использования передовой иностранной техники и средств производства для поднятия производительных сил республики. Было принято решение: «Объектами концессий могут явиться те отрасли народного хозяйства, развитие которых явно поднимает уровень развития производительных сил России и которые в то же время не могут быть в данный момент, в ближайшее время обслужены собственными силами Советской республики . лесное, горное и нефтяное дело, электрификация России и т.п.» [10, с. 260]. Концессии предполагалось предоставлять в тех отраслях

экономики, которые собственными силами поднять было достаточно сложно, так как не хватало денежных средств, сырья, квалифицированных специалистов. С введением нэпа был создан правовой механизм регулирования иностранных капиталовложений на территории СССР, что западные предприниматели сочли приемлемым для осуществления хозяйственной деятельности в нашей стране.

В Советском государстве существовало несколько видов концессий. Первая считалась «чистой», так как для ее организации использовался только иностранный финансовый капитал. Вторая - «смешанной», потому что иностранный капитал был представлен на паях с государственным капиталом. Третья организационная форма капиталовложения для иностранцев - приобретение акций советских предприятий. Но ее можно считать неудавшейся. Самыми распространенными были первые две.

Вследствие сложности правоотношений концессионное соглашение в СССР оформлялось в виде двустороннего договора, который, с одной стороны, содержал разрешение на осуществление определенной деятельности, а с другой - определял как права, так и обязанности концессионера. В целом концессионная практика представляла собой пример разрешительной системы создания предприятия (акционерного общества) в противоположность явочной или регистрационной системе.

По концессионному договору владелец был ограничен в своих действиях и не мог заложить, купить, продать, сдать в аренду землю, строения, оборудование. По истечении срока договора концессионер должен был сдать правительству предприятие в полном порядке и со всеми техническими новшествами. Споры, которые могли возникнуть, окончательно разрешались третейским судом, на который каждая из сторон назначала по одному третейскому судье. Суперарбитр назначался лицом, пользующимся международной известностью, относительно которого договаривающиеся стороны соглашались между собой.

Несмотря на то что Советское государство получало значительное количество предложений о готовности заключить концессионный договор, но не все они принимались Главконцесскомом. Об этом говорят следующие данные. С 1922 г. по 1927 г. было получено 2 211 предложений о концессиях. Из них на долю Германии приходилось 35,3%, Англии - 10,2%, США -9,4%, Франции - 7,9%. По отраслям народного хозяйства они распределялись следующим образом: обрабатывающая промышленность - 31,9%, торговля -21,5%, горнодобывающая промышленность - 11,7%, сельское хозяйство - 7,3%, транспорт - 6,2%. Заключено было лишь 163 концессионных договора (7,5%) от всех поступивших предложений [14, с. 26].

В постановлении комиссии Совнаркома СССР от 22 ноября 1927 г были указаны основные причины малой успешности концессионной практики: «а) отсутствие плановости в осуществлении концессионной политики; б) недостаточная активность ... ГКК и заграничных концессионных комиссий; в) опасения со стороны хозяйственных органов конкуренции концессионных предприятий; г) включение в концессионные договора требований, несоразмерных с возможностями концессионных предприятий; д) недоверчивое, придирчивое, иногда враждебное отношение ряда советских, и в осо-

бенности местных органов, к концессионерам; е) приравнивание во многих случаях концессионеров к обычным частникам, в особенности в области налогов и сборов, лицензий и перевозок; ж) чрезмерная медлительность как при ведении переговоров, так и вообще при разрешении концессионных вопросов» [1].

Немецкая газета «Hamburger Fremdenblatt» в 1925 г. также отмечала трудности при заключении договоров: «До последнего времени получение концессий было связано с такими огромными потерями времени и денег, требовало преодоления таких изощренных бюрократических рогаток и натыкалось на такое противодействие, что только немногим удалось достичь цели» [1. Оп.1. Д.650. Л.40]. К недостаткам можно отнести и тот факт, что в Советском государстве так и не было создано концессионное право в собственном смысле слова.

Советское правительство, привлекая иностранцев перспективой получения прибылей, предусматривало срок их работы от 15 до 60 лет. В то время как «в Европе условий долгосрочного договора не бывает. Обычный срок 6 месяцев» [6, с. 194], но большинство прекращали свою деятельность уже через 5 лет. Договора расторгались чаще всего по желанию иностранных фирм, которые не выдерживали финансовой политики государства и требований профсоюзов.

Если заканчивался срок концессионного договора или он расторгался советским государством, то концессионеру выплачивалась стоимость сооружений и зданий, которые были им воздвигнуты [1. Оп.3. Д.12. Л.6]. Поэтому расторжение договора по инициативе иностранца было выгодно советскому государству потому, что в этом случае предприятие переходило безвозмездно правительству [13].

Председатель Главного концессионного комитета Л.Д. Троцкий1 в 1926 г. в докладной записке Совнаркому настаивал на получении максимальной отдачи от концессий за 3 - 5 лет, а не к окончанию действия договора, который заключался на несколько десятилетий. В короткие сроки концессионер должен был вложить достаточное количество средств и выполнить основную часть работ, чтобы наладить производство. При этом нужно было проводить гибкую политику, чтобы не допустить экономической изоляции СССР [15, с. 130].

В ноябре 1927 г. Совнарком СССР оценил результаты концессионной деятельности как незначительные, и Госплану было поручено разработать детальный перспективный план концессий в связи с общим пятилетним планом развития народного хозяйства. Однако в первом пятилетнем плане концессионный вопрос был отражен лишь в общей форме, что подтверждало охлаждение руководства к концессионной политике в целом.

Усилившийся в конце 1920-х г процесс ликвидации концессий вызвал у ряда руководителей отрицательное отношение. Например, член коллегии НКИД Б.С. Сто-моняков писал: «Мы высказываемся против ликвидации концессий, исходя из того, что быстрая ликвидация большинства концессий приносит вред не только нашей концессионной политике, но становится фактором, неблагоприятным также и с точки зрения нашей внешней политики» [14, с. 35]. Но в основном в правитель -

1 Возглавляли Главконцесском с 1923 г по 1925 г. ГЛ. Пятаков, с 1925 г. по 1927 г. - Л.Д. Троцкий, с 1928 г. по 1929 г. -В.Н. Ксандров.

ственных кругах возобладал взгляд на них, как на капиталистическую форму хозяйствования.

26 февраля 1930 г на встрече с германским послом Г фон Дирксеном заместитель наркома иностранных дел М.М. Литвинов заявил: «... Наша заинтересованность в большинстве концессий значительно уменьшилась. Концессионеры принесли нам большие разочарования. Концессионный сектор индустриализации значительно отстает от наших собственных темпов строительства, и вместо положительного фактора получился отрицательный, замедляющий и тормозящий выполнение нашей пятилетки» [2. Т.УШ, с.249].

Стратегия ликвидации концессий была достаточно изощренной. Декретом СНК «Общие экономические и юридические условия концессий» от 23 ноября 1920 г. было предусмотрено, что «правительство РС.Ф.С.Р гарантирует концессионеру недопустимость одностороннего изменения какими-либо распоряжениями или декретами правительства условий концессионного договора» [14, с.122]. На деле же часто советские власти корректировали концессионные договоры.

В начале 1930 г Л. Марьясин писал в секретный отдел ЦК ВКП (б), что «с каждым годом эти договора будут делать все более ощутимым ущерб в нашем хозяйстве, а в частности нашему валютному балансу если немед -ленно не будут приняты меры к обезвреживанию этих договоров» [12]. Вопрос о целесообразности концессий обсуждался на заседаниях комиссий Политбюро ЦК ВКП (б). Все члены комиссии были единодушны в том, что с экономической точки зрения более выгодно ликвидировать все концессии целиком, но «вся беда в том, что международное положение приводит к тому, что мы имеем от этих ликвидаций концессий гораздо больше вреда, чем пользы. .Недопустимо игнорирование международной политики» [14, с.57].

В результате было принято решение «осторожно ликвидировать концессии, по преимуществу . по добровольному соглашению» [14, с. 58].

1. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 8350. Оп. 3. Д. 259. Л. 23.

2. Документы внешней политики СССР (ДВП). Т. IV. М., 1960.

3. Иностранные концессии в СССР (1920 - 1930 гг): документы и материалы / под ред. М.М. Загорулько. М., 2005.

4. Иностранные концессии в сфере добычи и обработки руд цветных металлов в России и СССР (1920 - 1930 гг.): документы и материалы / под ред. А.А. Клишаса. М., 2005.

5. Ленин В.И. Биографическая хроника. Т. 8. М., 1977. С. 419.

6. Ленин В.И. Заседание коммунистической фракции ВЦСПС

11 апреля 1921 г. // Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 43. С. 194.

7. Ленин В.И. О концессиях и о развитии капитализма // Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 43.

8. Ленин В.И. Собрание актива Московской организации РКП (б) 6 декабря 1920 г. // Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 42.

9. Ленинский сборник XXIV. М., 1933.

10. КПСС в резолюциях и постановлениях Т. 2. М., 1970.

11. О концессиях. Декрет Совета Народных Комиссаров от 23 ноября 1920 г. Текст декрета. Объекты концессий. Карты. Пг, 1920. (Брошюра была дополнена статьями советских деятелей по этому вопросу и опубликована на немецком языке в журнале «Кивв^Ие Коггевропс1епЕ» 1921. № 1 - 2.)

12. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 85. Д. 113. Л. 171.

13. РГАЭ. Ф. 413. Оп. 11. Д. 129. Л. 10.

14. Хромов С.С. Иностранные концессии в СССР Исторический очерк. Документы: в 2 ч. М., 2006.

15. Шпотов Б.М. Взаимодействие иностранных компаний с советским государством в 1920 - 1930-х гг (культурные и организационные аспекты бизнеса) // История предпринимательства в России: XIX - начало ХХ вв.: мат. междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, 8 - 10 декабря 2006 г.). СПб., 2007. Вып. 3.

УДК 94(47) М.М. Есикова

АГРАРНЫЙ КРИЗИС конца XIX - начала XX века

Рассматривается аграрная политика правительства, изменения в демографическом положении и экологической ситуации деревни. Рассматриваются причины и следствия медленных агротехнологических изменений в сельском хозяйстве страны.

Ключевые слова: аграрная политика, демография, сельское хозяйство, экологическая ситуация.

М.М. Esikova AGRARIAN CRISIS at the close of the XIX and at the beginning of the XX century

The article deals with the government agrarian policy, demographic and environmental changes in rural area. It describes causes and effects of creeping agrotechnological changes in agriculture.

The key words: agrarian policy, demography, agriculture, ecology situation.

В 1880-е гг кризис в очередной раз поразил сель- рально-Черноземный, Центрально-Промышленный райское хозяйство страны. Это утверждение в современ- оны и Среднее и Нижнее Поволжье. Во второй половине

ной науке становится одним из самых дискутируемых. XIX в. прирост населения постепенно ускорился. Есте-

Аграрный кризис был связан с целым рядом причин. ственный прирост населения составлял в 1861 - 1870 гг.

В первую очередь в стране резко обострилась демогра- 11,2%; в 1871 - 1880 гг - 12,5%; в 1891 - 1900 гг- 13,9% [3,

фическая ситуация. Почти 4/5 населения империи про- с. 400]. Процесс этот продолжался до конца 1914 г

живало в европейской России. Самое большое число Отмена крепостного права, несомненно, способ-жителей в Центральной России приходилось на Цент- ствовала улучшению жизни крестьянства, что привело

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.